Музей Суконных рядов
![]() | |
![]() | |
![]() | |
Учредил | 1879 |
---|---|
Расположение | Главная рыночная площадь Краков , Польша |
Тип | Национальный музей |
Директор | Ежи Дердас |
Веб-сайт | мнк |
Галерея польского искусства XIX века в Сукеннице ( польский : Galeria Sztuki Polskiej XIX wieku w Sukiennicach ) — подразделение Национального музея в Кракове , Польша . Галерея расположена на верхнем этаже Суконных рядов эпохи Возрождения Сукеннице в центре Рыночной площади в Старом городе Кракова . [1]
В галерее в четырех больших залах находится крупнейшая постоянная выставка польской живописи и скульптуры XIX века. Большую часть сегодняшней коллекции Сукеннице составляют подарки коллекционеров, художников и членов их семей.
История коллекции
[ редактировать ]

Национальный музей в Кракове был основан 7 октября 1879 года постановлением Краковского городского совета после двухлетней реконструкции Сукенницких Суконных рядов под руководством мэра Николая Зибликевича . На торжественном балу 3 октября 1879 года было объявлено, что художник Генрих Семирадский предложил Нероны свою монументальную картину « Походные в дар городу нового музея был избран Владислав Лушкевич , ректор Академии художеств » с намерением создать в здании совершенно новую национальную галерею. Первым директором . С момента своего открытия это было крупное культурное заведение. Коллекция быстро росла под иностранными перегородками , благодаря спонтанным пожертвованиям от местной шляхты, а также от самих художников. [1] [2]
К концу 1930-х годов коллекции насчитывали почти 300 000 предметов. Список крупных благотворителей рос в геометрической прогрессии, включая многие дворянские семьи. В 1920 году музей приобрел более 15 000 предметов, подаренных одним коллекционером Феликсом Манггой Ясенским, герб Доленги. [1] Строительство современного Нового главного здания музея , расположенного на улице Мая, 3, началось в 1934 году. Туда были перенесены все фонды, от античности до современности. [3]
Галерея была закрыта для посетителей с октября 2006 по 2009 год на капитальный ремонт; большая часть коллекций галереи была перенесена в замок Неполомице для временной экспозиции. [1] Галерея вновь открылась в 2010 году с новым техническим оборудованием, складскими и служебными помещениями, а также улучшенной тематической планировкой экспозиции, обеспечивающей более широкое представление о польском искусстве того времени. [1]
Договоренность
[ редактировать ]Расположение галереи напоминает салон XIX века. Каждый из четырех больших выставочных залов определяется историческим периодом, и тема обычно вращается вокруг одной центральной картины, охватывающей целую художественную эпоху. [1]
- Комната Баччарелли
В Зале Просвещения, также известном как Зал Баччарелли, представлены портреты позднего барокко, рококо и классицизма 18-го века из двора Станислава Августа , а также исторические картины и батальные сцены польских и зарубежных предромантиков; в первую очередь, работы Марчелло Баччарелли , Йозефа Грасси , Джамбаттисты Лампи , Пера Краффта , Юзефа Питшмана, Александра Орловского , Францишека Смуглевича , Михала Стаховича, Казимежа Войняковского и других подобных. [4]
- Комната Михаловского
Зал Петра Михаловского , названный «Романтизм или эпоха восстаний », включает в себя произведения Артура Гротгера и собственные батальные сцены Михаловского с его знаменитой «Сомосьеррой», а также картины «Кардинал», «Сенько» и портреты верхом на лошади. Среди других художников — Генрик Родаковский , Ян Непомуцен Гловацкий – отец польской школы пейзажной живописи, Юзеф Зиммлер и Александр Юзеф Плончинский и другие. [5]
- Комната Семирадского
В зале Генриха Семирадского , озаглавленном «Вокруг Академии», на видном месте представлены монументальные Факелы Нерона , подарок уже всемирно известного Семирадского музею, написанные примерно в 1876 году. Экспозиция посвящена искусству конца XIX века; мифологические и библейские сцены, основные исторические события, темы независимости, пейзажи и натюрморты. Среди выдающихся художников Ян Матейко , Войцех Герсон , Яцек Мальчевский , Тадеуш Айдукевич , а также Владислав Лушкевич , Хенрик Родаковский и другие. После масштабной реставрации 2007 года видное место также занимает историческая панорама «Прусское почтение» Матейко. [6] [7]
- Комната Хелмоньского
Зал Юзефа Хелмоньского , также называемый «Реализм, польский импрессионизм и символизм», посвящен новым тенденциям в польском искусстве конца XIX века, в котором представлены пейзажная и жанровая живопись, портреты, батальные и бытовые сцены ведущих художников движения « Молодая Польша» . в частности, самого Хелмонского с его «Четвером в руке» ( Чворка , на фото), Максимилиана и Александра Герымских , Юзефа Панкевича и Леона Вычулковского (выдающихся импрессионистов); картины Войцеха Герсона , Юлиана Фалата , Адама Хмеловского , Станислава Масловского (« Восход луны ») и Юзефа Брандта , а также большой и противоречивый «Экстаз, или Безумие ликования» (1894, на фото) Владислава Подковиньского и многие другие. Символизм представлен искусством Яцека Мальчевского . [8]
- Скульптура
Среди скульптур – «Гладиатор» Пия Велонского, «Саломея» Валерия Гадомского, «Персей с головой Медузы» Петра Войтовича, «Вакханка» Теодора Ригера – автор памятника Адаму Мицкевичу, украшающего вход в музей на востоке. сторона главной площади Кракова ; «Печаль» Антония Плешовского, «Наполеон на коне» Петра Михаловского и «Славянин, разрывающий цепи» Станислава Левандовского. Среди коллекции портретных скульптур - автопортреты Петра Михаловского, «Мицкевич, пробуждающий гения поэзии» Антония Куржавы, «Портрет Александра Геримского» Антони Мадейского, «Побуждения любви» Виктора Бродского, «После ванны» Петра Войтовича и «Борзая» Антони Мадейского.
Тематические номера
[ редактировать ]- Баччарелли Комната
- Михаловского Комната
- Семирадского Комната
- Хелмоньского Комната
См. также
[ редактировать ]- Сукеннице (Краковский Суконный ряд)
- Национальный музей в Кракове
- Культура Кракова
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Александра Крипчик (2009). «История галереи в Сукенницах» . О музее (на английском и польском языках). Национальный музей в Кракове. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Зофья Голубев (2009). «История (История)» . О директорах Национального музея в Кракове (на польском языке). Национальный музей в Кракове (официальный сайт) . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Институт Адама Мицкевича (2011). «Национальный музей в Кракове» . Учреждения культуры (на польском языке). Культура.пл . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Национальный музей в Кракове (2009 г.). «Зал Баччареллего: Освенение» . Галерея польского искусства XIX века в Сукенницах (на польском языке). Официальный сайт . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Национальный музей в Кракове (2009 г.). «Зал Михаловского: Романтизм» . Галерея польского искусства XIX века в Сукенницах (на польском языке). Официальный сайт . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Национальный музей в Кракове (2009 г.). «Зал Семирадского: Академическое искусство» . Галерея польского искусства XIX века в Сукенницах (на польском языке). Официальный сайт . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ « В Суконные ряды вернулась «Прусская дань» Яна Матейко» . Новости из Кракова (на польском языке). Газета Краков, Agora.pl. 23 января 2012 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Национальный музей в Кракове (2009 г.). «Сала Хелмоньского: реализм, польский импрессионизм и символизм» . Галерея польского искусства XIX века в Сукенницах (на польском языке). Официальный сайт. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 29 ноября 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сукенницким музеем, на Викискладе?
- Сукенницкий музей – домашняя страница (в архиве)