Jump to content

История евреев в Амстердаме

Интерьер португальской синагоги , созданный по образцу Храма Соломона в Иерусалиме, Амстердам, 1695 год, автор Ромейн де Хоге.

«История евреев Амстердама» фокусируется на историческом центре голландской еврейской общины , в которую входят как португальские евреи родом из Испании и Португалии, так и евреи-ашкенази , родом из Центральной Европы. Две отдельные группы постоянно существовали с семнадцатого века. [1] Амстердам называли Иерусалимом Запада и «голландским Иерусалимом». [2] Холокост в Нидерландах опустошил еврейскую общину: нацисты убили около 75% из примерно 80 000 евреев, находившихся в то время в Амстердаме, но общине удалось восстановить яркую и живую еврейскую жизнь для своих примерно 15 000 нынешних членов. [ нужна ссылка ]

Конверсос и португальские евреи

[ редактировать ]
Рисунок внутренней части Талмуд-Торы в Хаутграхте (1639 г.), снесенной в 1931 г.
Эснога в 1675 году

В конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков португальские евреи начали селиться в Амстердаме. Они себя идентифицировали не как сефардских евреев или сефардов, [3] а скорее «евреи еврейской нации». [4] Конверсос , евреи, насильственно или иным образом обращенные в христианство, прибыли из Испании и Португалии. Некоторые из них были искренними новообращенными христианами, которые теперь хотели принять религию своих предков, в то время как другие были скрытыми евреями , евреями, внешне христианскими, но продолжавшими исповедовать иудаизм в частном порядке. С созданием испанской инквизиции в 1478 году для наблюдения за евреями, обращенными в христианство, и указом Альгамбры 1492 года , предписывающим обращение в христианство или изгнание испанских евреев, многие мигрировали в Королевство Португалия . В 1497 году португальский монарх принудил евреев принять христианство, но также запретил им покидать королевство. Однако инквизиция там не была установлена ​​до 1536 года. После 1536 года португальские новые христиане , которым де-факто разрешалось практиковать иудаизм в частном порядке, пока они были внешне христианами, теперь оказались под пристальным вниманием. Ограничения на выезд из Португалии были смягчены, и некоторые искали экономические возможности в Антверпене и Амстердаме на севере страны. Испанские Нидерланды , восставшие против правления Габсбургов. Новые независимые голландские провинции предоставили идеальную возможность этим португальским новым христианам, многие из которых исповедовали иудаизм в частном порядке, утвердиться как сообщество во все более процветающей экономике и более открыто практиковать иудаизм.

В совокупности они обеспечили экономический рост и влияние города, основав международный торговый центр в Амстердаме в 17 веке, так называемом Золотом веке Голландии . Пожалуй, самым ярким примером евреев-сефардов в Амстердаме является семья Куриэл , а именно Джеромино Нуньес да Коста (псевдоним Моисей Куриэль ), [5] сын Якоба Куриэля . [6] Куриэль был крупнейшим спонсором строительства португальской синагоги в Амстердаме. [7]

В 1593 году евреи- марраны прибыли в Амстердам после того, как им было отказано во въезде в Мидделбург и Харлем. Эти конверсо были важными купцами и людьми больших способностей. Их опыт внес существенный вклад в процветание Нидерландов. Они стали активными сторонниками претендента на победу Оранской палаты и в свою очередь были защищены штатгальтером . В это время торговля в Голландии росла; наступил период развития, особенно для Амстердама, куда евреи везли свои товары и откуда они поддерживали свои связи с зарубежными странами. Совершенно новое для Нидерландов, они также поддерживали связи с Левантом , Марокко и Карибскими Антильскими островами.

Формальная независимость Голландской Республики от Испании Актом об отречении теоретически разрешала им открыто практиковать иудаизм. В 1602 году Моисей Ури ХаЛеви в город прибыл . В 1614 году изменение произошло по диктату Штатов Голландии. [8] Вскоре многие евреи поселились во Влооенбурге . Было три борющихся общины, которые объединились в Талмуд Тора , объединенную сефардскую общину, когда в 1638 году было достигнуто примирение. Одна синагога была продана, другая осталась существовать, а третья продолжала использоваться как классная комната. [9] Спинозы Отец был парнасимом , и школа располагалась в соседнем доме в Хаутграхте .

Ашкенази

[ редактировать ]

Первые ашкенази , евреи из Центральной и Восточной Европы, прибывшие в Амстердам, были беженцами от восстания Хмельницкого в Польше и Тридцатилетней войны . Их число вскоре увеличилось, в конечном итоге превысив численность сефардских евреев в конце 17 века; к 1674 году в Амстердаме проживало около 5000 евреев-ашкенази, а 2500 евреев-сефардов называли Амстердам своим домом. [10] Многие из новых иммигрантов-ашкенази были бедными, в отличие от их относительно богатых сефардских единоверцев. Им было разрешено находиться в Амстердаме только из-за обещанной им финансовой помощи и других гарантий, предоставленных городскому совету Амстердама сефардской общиной, несмотря на религиозные и культурные различия между ашкенази, говорящими на идиш , и сефардами, говорящими на португальском языке .

Статуя Анны Франк работы Мари Андриссен возле Вестеркерка в Амстердаме.

Лишь в 1671 году большая община ашкенази открыла собственную синагогу – Великую синагогу. [11] которая стояла напротив сефардской синагоги Эснога . [12] Вскоре после этого было построено еще несколько синагог, в том числе Оббене Шул. [13] (1685-1686), Дритт Шул [14] (1700 г.) и Ней Шул [15] (1752 г., также известная как Новая синагога). В течение долгого времени сообщество ашкенази было сильно ориентировано на Центральную и Восточную Европу, регион, откуда родом большая часть голландских ашкенази. Раввины, канторы и учителя были выходцами из Польши и Германии. Вплоть до XIX века большинство евреев-ашкенази говорили на идиш с некоторым голландским влиянием. Тем временем община росла и процветала. В конце XVIII века 20-тысячная община ашкенази была одной из крупнейших в Западной и Центральной Европе. [10]

Холокост

[ редактировать ]

Оккупация Амстердама нацистской Германией началась 10 мая 1940 года. [16] Амстердам, крупнейший город Нидерландов, [17] по оценкам, в нем проживало 75–80 000 евреев, примерно 53–57% еврейского населения страны. [18] [19] Среди них была немецко-еврейская семья Анны Франк .

Примерно 25–35 000 голландских евреев были беженцами. [20] [21] но большинство из них находились не в Амстердаме. [22]

Хотя менее 10 процентов населения Амстердама составляли евреи, были два, казалось бы, противоречивых результата:

  • всеобщая забастовка против массовых арестов евреев нацистами [17] [23]
  • около 75–80% еврейского населения было депортировано и убито. [24] [25]

Часть нацистского плана действий включала консолидацию голландского еврейского населения в Амстердаме до принятия « Окончательного решения ». [17] Канадские войска освободили Амстердам в начале 1945 года.

Выдающиеся еврейские политики

[ редактировать ]

Шесть мэров Амстердама были евреями. Джоб Коэн занял второе место на премии мэра мира в 2006 году. [26] [27]

Принцесса Маргрит открывает Cheider с Артуром Джудой Коэном

В 1964 году Адже Коэн начал уроки еврейского языка у себя дома с пятью детьми. Она превратилась в ортодоксальную еврейскую школу ( ешиву ), которая дает образование детям от детского сада до средней школы. Многие православные семьи покинули бы Нидерланды, если бы не существование семьи Хайдеров. [ нужна ссылка ] : Мальчики и девочки учатся раздельно, как того требует ортодоксальный иудаизм, и в образовании больше внимания уделяется религиозным потребностям. К 1993 году в школе Чейдера насчитывалось более 230 учеников и 60 сотрудников. Отель Cheider переехал в свое нынешнее здание на Зеланд-стрит в Амстердаме Буитенвелдерт . многие видные голландские На открытии присутствовали деятели, самой примечательной была принцесса Маргрит, открывшая новое здание. [28] [29]

Еврейская община в 21 веке

[ редактировать ]

Большая часть еврейской общины Амстердама (за исключением прогрессивной и сефардской общин) входит в состав организации Ashkenazi Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap . Эти общины в совокупности образуют Nederlands-Israëlietische Hoofdsynagoge (NIHS) (голландское сокращение еврейской общины Амстердама). Около 3000 евреев формально являются членами NIHS. [1] движение Прогрессивное в настоящее время насчитывает около 1700 еврейских членов в Амстердаме, связанных с Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom . Меньшие еврейские общины включают сефардских португальцев-израэлитиш Керкгеноотшап (270 семей в Амстердаме и за его пределами) и Бейт Ха-Чидуш , общину, насчитывающую около 200 членов и «друзей», связанных с еврейским возрождением и реконструктивистским иудаизмом . Также существует несколько независимых синагог. [30] Глянцевый Joods Jaarboek (Еврейский ежегодник) издается в Амстердаме, а также печатная еженедельная голландская еврейская газета Nieuw Israëlitish Weekblad .

Современные синагоги

[ редактировать ]
Театр Тушинского , основанный польско-еврейско-голландским бизнесменом Авраамом Ицеком Тушинским.

Действующие синагоги в Амстердаме действуют по следующим адресам.

Ашкенази
Голландская израильская церковь ( современное православное ; православное )
Прогрессивный
Голландская ассоциация прогрессивного иудаизма ( Прогрессивный )
  • Джейкоб Сотендорпстраат, 8 [36]
реконструктивист
Бейт ха-Хидуш ( еврейское обновление / реконструктивистский иудаизм / либеральный иудаизм )
сефардский
Португальская израильская деноминация ( сефардский иудаизм )

Кошерная еда доступна в ресторанах и магазинах Амстердама. [38] Есть возможность кошерного питания в ресторане Ха-Кармель, [39] и знаменитый сэндвич-шоп Sal-Meijer. [40]

Еврейская культура

[ редактировать ]
Еврейский музей

Еврейский музей (Нидерланды) [41] является центром еврейской культуры Амстердама. Другие еврейские культурные мероприятия включают Международный фестиваль еврейской музыки (International Joods Muziekfestival). [42] и кинофестиваль Joods (фестиваль еврейского кино). [43]

В Доме Анны Франк проходит постоянная выставка, посвященная истории Анны Франк .

Еврейские кладбища

[ редактировать ]
Поле А-7 еврейского кладбища Димен , которое видно из поездов, отправляющихся из Амстердама с востока.

В Амстердаме и его окрестностях существует шесть еврейских кладбищ: три ортодоксальных ашкеназских кладбища (связанных с НИК ), два связанных с прогрессивной общиной и одно сефардское. Ашкеназское кладбище [44] в Мюдерберге до сих пор часто используется ортодоксальной еврейской общиной. Православное ашкеназское кладбище. [45] в Зеебурге , основанном в 1714 году, в период с 1714 по 1942 год было захоронением около 100 000 евреев. После того, как в 1956 году часть кладбища была продана, многие могилы были перевезены на ортодоксальное еврейское кладбище Ашкенази. [46] возле Димена (также все еще используется, но реже, чем в Мейдерберге). Сефардское кладбище Бет-Хаим. [47] существует недалеко от небольшого городка Аудеркерк-ан-де-Амстел , где находятся могилы около 28 000 евреев-сефардов. Два прогрессивных кладбища, одно [48] в Хофддорпе (основан в 1937 г.) и один [48] в Амстелвене (основан в 2002 году) используются большим прогрессивным сообществом.

Авраам Блутелинг по мотивам Якоба ван Рейсдала, Begraef-plaets der Joden, buyten Amsteldam (Еврейское кладбище за пределами Амстердама), 1670 г., офорт на наложенной бумаге; размер листа: 20,8 х 27,8 см (8 3/16 х 10 15/16 дюйма). Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Фонд Эйлсы Меллон Брюс, 1999.64.1

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Общая информация NIHS. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine . По состоянию на 17 июля 2007 г.
  2. ^ Барон, SW. Социальная и религиозная история евреев , том. 15, Позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200–1650 гг. 63 «Голландский Иерусалим». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1952.
  3. ^ Светчински, Дэниел М. Неохотные космополиты: португальские евреи Амстердама семнадцатого века . Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2000, xii.
  4. ^ Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1997 г.
  5. ^ Абас, В. «Мозе Куриэль Абас (псевдоним: Джеронимо Нуньес да Коста) (1620-1697) » Стамбум Абас » Генеалогия онлайн» . Генеалогия онлайн . Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 1 октября 2019 г.
  6. ^ ИЗРАИЛЬ, ИОНАТАН И. (1984). «Амстердамский еврейский купец Золотого века: Херонимо Нуньес да Коста (1620-1697), агент Португалии в Голландской республике». Студия Розенталиана . 18 (1): 21–40. ISSN   0039-3347 . JSTOR   41442146 .
  7. ^ «Woonhuis familie Nunes da Costa (Резиденция семьи Нуньес да Коста)» . www.iamsterdam.com . Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 1 октября 2019 г.
  8. ^ [ https://www.theobakker.net/pdf/synagogen.pdf Как Амстердам стал Мокумом
  9. ^ БАРУХ СПИНОЗА
  10. ^ Jump up to: а б Евреи-ашкенази в Амстердаме. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Эдвард ван Воулен. По состоянию на 21 июля 2007 г.
  11. ^ «Большая синагога» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
  12. ^ Офорт с изображением португальской и верхненемецкой синагог. [ постоянная мертвая ссылка ] , в Городском архиве Амстердама
  13. ^ [1] Архивировано 6 июля 2007 г., в Wayback Machine.
  14. ^ «Дритт Шоэл» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
  15. ^ [2] Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  16. ^ Линда М. Вульф, доктор философии. «Выживание и сопротивление: Нидерланды под нацистской оккупацией» . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 г. Проверено 6 июля 2018 г.
  17. ^ Jump up to: а б с «Амстердам» . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 г. Проверено 6 июля 2018 г.
  18. ^ Таблицы переписи населения Голландии, 1930, 1941 гг.
  19. ^ Крус, Марникс (зима 2006 г.). «Холокост в Нидерландах и уровень выживания евреев»
  20. ^ Воулен, Эдвард ван. «Евреи-асхенази в Амстердаме»
  21. ^ «Администраторы оккупированных немцами Нидерландов во время Второй мировой войны» . Архивировано из оригинала 24 января 2004 г.
  22. Редкая фотография облавы на евреев в 1943 году на улице Уитерваарденстраат. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ продолжительность 3 дня
  24. ^ Таммес, Питер «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама».
  25. ^ Процент выживших голландских евреев до Второй мировой войны оценивается менее 20%.
  26. ^ «Амстердам закрывает окно для туристической торговли на красных фонарях». Архивировано 18 октября 2016 г. в Wayback Machine Анушкой Астаной , The Observer , 23 сентября 2007 г.
  27. ^ «Джон Со, лорд-мэр Мельбурна, получает Всемирную премию мэра 2006 года» . www.worldmayor.com. 05.12.2006. Архивировано из оригинала 1 мая 2012 г. Проверено 8 апреля 2009 г.
  28. ^ Чейдер [ Нидерланды ]
  29. ^ ван Кеменаде., J (4 февраля 1994 г.). «Маргрит открывает Чейдера» (PDF) . Новый израильский еженедельник . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2016 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
  30. ^ Еврейский Амстердам. Архивировано 29 июня 2007 г. в Wayback Machine . По состоянию на 20 июля 2007 г.
  31. ^ «Еврейский исторический музей – Синагога Жерара Доу» . 29 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
  32. ^ «Жерарду.орг» . Gerarddou.org. Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  33. ^ «Де Геррит» . Архивировано из оригинала 2 июня 2018 г. Проверено 01 марта 2022 г.
  34. ^ Jump up to: а б с «Синагоги и службы — Центральный Хабад в Амстердаме» Архивировано из www.chabadamsterdamcenter.com оригинала 15 августа 2013 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
  35. ^ Siraad.nl. Архивировано 30 марта 2003 г. в Wayback Machine (на голландском языке).
  36. ^ «Beeldbank.amsterdam.nl» . Beeldbank.amsterdam.nl. 04.12.1998. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  37. ^ «Еврейский исторический музей – синагога Уйленбург» . 29 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
  38. ^ «НИК.нл» . НИК.нл. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  39. ^ «Хакармель.нл» . Хакармель.nl. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  40. ^ «Сал-мейер.com» . Sal-meijer.com. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  41. ^ [www.jck.nl «Музей Джудса»]. Jck.nl. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 г. Проверено 11 декабря 2012 г. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  42. ^ «Joodsmuziekfestival.nl» . Joodsmuziekfestival.nl. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  43. ^ «Joodsfilmfestival.nl» . Joodsfilmfestival.nl. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  44. ^ «Pagina niet gevonden / Страница не найдена -» . 4 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. {{cite web}}: Cite использует общий заголовок ( справка ) [ нужна полная цитата ]
  45. ^ «Pagina niet gevonden / Страница не найдена -» . 3 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. {{cite web}}: Cite использует общий заголовок ( справка ) [ нужна полная цитата ]
  46. ^ «Амстердамское кладбище Димен» . Jhm.nl. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  47. ^ «Португальское кладбище Бет Хаим» . Jhm.nl. Архивировано из оригинала 27 марта 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Беграафплаатс Ган Хасджалом» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 18 ноября 2007 г.

Источники

[ редактировать ]
Эта статья включает текст из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергер, Шломо. «Восточноевропейские евреи в Амстердаме: исторические и литературные анекдоты». Восточноевропейские дела евреев 33.2 (2003): 113–120. охватывает период с 1630 по 1952 год
  • Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени (1997), 219 стр. Охватывают период с 1600 по 1699 год. ISBN   0253332923
  • Хофмейстер, Карин. Еврейские рабочие и рабочее движение: сравнительное исследование Амстердама, Лондона и Парижа, 1870–1914 (2004).
  • Израиль, Джонатан И. «Экономический вклад голландского сефардского еврейства в золотой век Голландии, 1595-1713». Журнал истории 96.4 (1983): 505–535. по-английски.
  • Каплан, Йосеф. «Еврейские общины Кюрасао и Амстердама в 17 и 18 веках». Американская еврейская история 72.2 (1982): 193–211.
  • Клоостер, Вим. «Сообщества портовых евреев и их контакты в голландском атлантическом мире». Еврейская история 20.2 (2006): 129–145.
  • Лейдесдорф, Сельма; и Фрэнк Хени. Мы жили достойно: еврейский пролетариат Амстердама, 1900-1940 (1995), 278 стр.
  • Надлер, Стивен М. «Отлучение Спинозы от церкви: проблемы и терпимость в «голландском Иерусалиме».» Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики 19.4 (2001): 40-52.
  • Зонненберг-Штерн, Карина. Эмансипация и бедность: евреи-ашкенази Амстердама, 1796-1850 (2000) 236 стр.
  • Сингер, Исидор и Сайрус Адлер, ред. (1916). Еврейская энциклопедия . стр. 536–45. {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Снайдер, Саския Коэнен. «Повествование об отсутствии: монументальная архитектура синагог в Амстердаме конца девятнадцатого века». Еврейская история 25.1 (2011): 43–67.
  • Сатклифф, Адам. «Идентичность, пространство и межкультурные контакты в городских перевалочных пунктах: сефардские границы сообщества в Амстердаме и Лондоне раннего Нового времени». Еврейская культура и история 7.1-2 (2004): 93-108.
  • Таммес, Питер. «'Hack, Pack, Sack': профессиональная структура, статус и мобильность евреев в Амстердаме 1851–1941». Журнал междисциплинарной истории 43.1 (2012): 1-26. ( дои : 10.1162/JINH_a_00336 )
  • Таммес Питер. «Еврейско-языческие смешанные браки в довоенном Амстердаме». История семьи 15.3 (2010): 298–315. ( дои : 10.1016/j.hisfam.2010.05.003
  • Таммес, Питер. «Жилая сегрегация евреев в Амстердаме накануне Холокоста». Преемственность и изменения 26.2 (2011): 243–270. ( дои : 10.1017/S0268416011000129 )
  • Таммес, Питер. «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама». Европейский журнал народонаселения 33.3 (2017): 293–318. ( дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9817145ade96f38535aad168a2a85f89__1721482560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/89/9817145ade96f38535aad168a2a85f89.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Amsterdam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)