История евреев в Амстердаме

«История евреев Амстердама» фокусируется на историческом центре голландской еврейской общины , в которую входят как португальские евреи родом из Испании и Португалии, так и евреи-ашкенази , родом из Центральной Европы. Две отдельные группы постоянно существовали с семнадцатого века. [1] Амстердам называли Иерусалимом Запада и «голландским Иерусалимом». [2] Холокост в Нидерландах опустошил еврейскую общину: нацисты убили около 75% из примерно 80 000 евреев, находившихся в то время в Амстердаме, но общине удалось восстановить яркую и живую еврейскую жизнь для своих примерно 15 000 нынешних членов. [ нужна ссылка ]
Конверсос и португальские евреи
[ редактировать ]

В конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков португальские евреи начали селиться в Амстердаме. Они себя идентифицировали не как сефардских евреев или сефардов, [3] а скорее «евреи еврейской нации». [4] Конверсос , евреи, насильственно или иным образом обращенные в христианство, прибыли из Испании и Португалии. Некоторые из них были искренними новообращенными христианами, которые теперь хотели принять религию своих предков, в то время как другие были скрытыми евреями , евреями, внешне христианскими, но продолжавшими исповедовать иудаизм в частном порядке. С созданием испанской инквизиции в 1478 году для наблюдения за евреями, обращенными в христианство, и указом Альгамбры 1492 года , предписывающим обращение в христианство или изгнание испанских евреев, многие мигрировали в Королевство Португалия . В 1497 году португальский монарх принудил евреев принять христианство, но также запретил им покидать королевство. Однако инквизиция там не была установлена до 1536 года. После 1536 года португальские новые христиане , которым де-факто разрешалось практиковать иудаизм в частном порядке, пока они были внешне христианами, теперь оказались под пристальным вниманием. Ограничения на выезд из Португалии были смягчены, и некоторые искали экономические возможности в Антверпене и Амстердаме на севере страны. Испанские Нидерланды , восставшие против правления Габсбургов. Новые независимые голландские провинции предоставили идеальную возможность этим португальским новым христианам, многие из которых исповедовали иудаизм в частном порядке, утвердиться как сообщество во все более процветающей экономике и более открыто практиковать иудаизм.
В совокупности они обеспечили экономический рост и влияние города, основав международный торговый центр в Амстердаме в 17 веке, так называемом Золотом веке Голландии . Пожалуй, самым ярким примером евреев-сефардов в Амстердаме является семья Куриэл , а именно Джеромино Нуньес да Коста (псевдоним Моисей Куриэль ), [5] сын Якоба Куриэля . [6] Куриэль был крупнейшим спонсором строительства португальской синагоги в Амстердаме. [7]
В 1593 году евреи- марраны прибыли в Амстердам после того, как им было отказано во въезде в Мидделбург и Харлем. Эти конверсо были важными купцами и людьми больших способностей. Их опыт внес существенный вклад в процветание Нидерландов. Они стали активными сторонниками претендента на победу Оранской палаты и в свою очередь были защищены штатгальтером . В это время торговля в Голландии росла; наступил период развития, особенно для Амстердама, куда евреи везли свои товары и откуда они поддерживали свои связи с зарубежными странами. Совершенно новое для Нидерландов, они также поддерживали связи с Левантом , Марокко и Карибскими Антильскими островами.
Формальная независимость Голландской Республики от Испании Актом об отречении теоретически разрешала им открыто практиковать иудаизм. В 1602 году Моисей Ури ХаЛеви в город прибыл . В 1614 году изменение произошло по диктату Штатов Голландии. [8] Вскоре многие евреи поселились во Влооенбурге . Было три борющихся общины, которые объединились в Талмуд Тора , объединенную сефардскую общину, когда в 1638 году было достигнуто примирение. Одна синагога была продана, другая осталась существовать, а третья продолжала использоваться как классная комната. [9] Спинозы Отец был парнасимом , и школа располагалась в соседнем доме в Хаутграхте .
Ашкенази
[ редактировать ]Первые ашкенази , евреи из Центральной и Восточной Европы, прибывшие в Амстердам, были беженцами от восстания Хмельницкого в Польше и Тридцатилетней войны . Их число вскоре увеличилось, в конечном итоге превысив численность сефардских евреев в конце 17 века; к 1674 году в Амстердаме проживало около 5000 евреев-ашкенази, а 2500 евреев-сефардов называли Амстердам своим домом. [10] Многие из новых иммигрантов-ашкенази были бедными, в отличие от их относительно богатых сефардских единоверцев. Им было разрешено находиться в Амстердаме только из-за обещанной им финансовой помощи и других гарантий, предоставленных городскому совету Амстердама сефардской общиной, несмотря на религиозные и культурные различия между ашкенази, говорящими на идиш , и сефардами, говорящими на португальском языке .

Лишь в 1671 году большая община ашкенази открыла собственную синагогу – Великую синагогу. [11] которая стояла напротив сефардской синагоги Эснога . [12] Вскоре после этого было построено еще несколько синагог, в том числе Оббене Шул. [13] (1685-1686), Дритт Шул [14] (1700 г.) и Ней Шул [15] (1752 г., также известная как Новая синагога). В течение долгого времени сообщество ашкенази было сильно ориентировано на Центральную и Восточную Европу, регион, откуда родом большая часть голландских ашкенази. Раввины, канторы и учителя были выходцами из Польши и Германии. Вплоть до XIX века большинство евреев-ашкенази говорили на идиш с некоторым голландским влиянием. Тем временем община росла и процветала. В конце XVIII века 20-тысячная община ашкенази была одной из крупнейших в Западной и Центральной Европе. [10]
Холокост
[ редактировать ]Оккупация Амстердама нацистской Германией началась 10 мая 1940 года. [16] Амстердам, крупнейший город Нидерландов, [17] по оценкам, в нем проживало 75–80 000 евреев, примерно 53–57% еврейского населения страны. [18] [19] Среди них была немецко-еврейская семья Анны Франк .
Примерно 25–35 000 голландских евреев были беженцами. [20] [21] но большинство из них находились не в Амстердаме. [22]
Хотя менее 10 процентов населения Амстердама составляли евреи, были два, казалось бы, противоречивых результата:
- всеобщая забастовка против массовых арестов евреев нацистами [17] [23]
- около 75–80% еврейского населения было депортировано и убито. [24] [25]
Часть нацистского плана действий включала консолидацию голландского еврейского населения в Амстердаме до принятия « Окончательного решения ». [17] Канадские войска освободили Амстердам в начале 1945 года.
Выдающиеся еврейские политики
[ редактировать ]Шесть мэров Амстердама были евреями. Джоб Коэн занял второе место на премии мэра мира в 2006 году. [26] [27]
Чейдер
[ редактировать ]
В 1964 году Адже Коэн начал уроки еврейского языка у себя дома с пятью детьми. Она превратилась в ортодоксальную еврейскую школу ( ешиву ), которая дает образование детям от детского сада до средней школы. Многие православные семьи покинули бы Нидерланды, если бы не существование семьи Хайдеров. [ нужна ссылка ] : Мальчики и девочки учатся раздельно, как того требует ортодоксальный иудаизм, и в образовании больше внимания уделяется религиозным потребностям. К 1993 году в школе Чейдера насчитывалось более 230 учеников и 60 сотрудников. Отель Cheider переехал в свое нынешнее здание на Зеланд-стрит в Амстердаме Буитенвелдерт . многие видные голландские На открытии присутствовали деятели, самой примечательной была принцесса Маргрит, открывшая новое здание. [28] [29]
Еврейская община в 21 веке
[ редактировать ]Большая часть еврейской общины Амстердама (за исключением прогрессивной и сефардской общин) входит в состав организации Ashkenazi Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap . Эти общины в совокупности образуют Nederlands-Israëlietische Hoofdsynagoge (NIHS) (голландское сокращение еврейской общины Амстердама). Около 3000 евреев формально являются членами NIHS. [1] движение Прогрессивное в настоящее время насчитывает около 1700 еврейских членов в Амстердаме, связанных с Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom . Меньшие еврейские общины включают сефардских португальцев-израэлитиш Керкгеноотшап (270 семей в Амстердаме и за его пределами) и Бейт Ха-Чидуш , общину, насчитывающую около 200 членов и «друзей», связанных с еврейским возрождением и реконструктивистским иудаизмом . Также существует несколько независимых синагог. [30] Глянцевый Joods Jaarboek (Еврейский ежегодник) издается в Амстердаме, а также печатная еженедельная голландская еврейская газета Nieuw Israëlitish Weekblad .
Современные синагоги
[ редактировать ]
Действующие синагоги в Амстердаме действуют по следующим адресам.
- Ашкенази
- Голландская израильская церковь ( современное православное ; православное )
- Жерар Дустраат 238 ( Синагога Жерара Доу ) [31] (конгрегация Тесёнгат Исраэль) [32]
- Геррит ван дер Винстраат 26 (Кехиллы Яаков) [33]
- Jacob Obrechtplein/Heinzestraat 3 (синагога называется синагогой Роу Арона Шустера ) [34]
- Лекстраат 61 ( Синагога Лекстраат построена в 1937 году; Чареди ) [34]
- Nieuwe Kerkstraat 149 (называемый русским Шоэлем или русским шулом) [34]
- Васко да Гамастраат 19 (называемая Западной синагогой из-за ее расположения на западе Амстердама)
- В еврейском доме престарелых Бет Шалом также есть синагога. [35]
- Прогрессивный
- Голландская ассоциация прогрессивного иудаизма ( Прогрессивный )
- Джейкоб Сотендорпстраат, 8 [36]
- реконструктивист
- Бейт ха-Хидуш ( еврейское обновление / реконструктивистский иудаизм / либеральный иудаизм )
- Nieuwe Uilenburgerstraat 91 (называемая синагогой Uilenburger ) [37]
- сефардский
- Португальская израильская деноминация ( сефардский иудаизм )
- г-н Виссерплейн 3 ( синагога Эснога )
Кашрут в Амстердаме
[ редактировать ]Кошерная еда доступна в ресторанах и магазинах Амстердама. [38] Есть возможность кошерного питания в ресторане Ха-Кармель, [39] и знаменитый сэндвич-шоп Sal-Meijer. [40]
Еврейская культура
[ редактировать ]
Еврейский музей (Нидерланды) [41] является центром еврейской культуры Амстердама. Другие еврейские культурные мероприятия включают Международный фестиваль еврейской музыки (International Joods Muziekfestival). [42] и кинофестиваль Joods (фестиваль еврейского кино). [43]
В Доме Анны Франк проходит постоянная выставка, посвященная истории Анны Франк .
Еврейские кладбища
[ редактировать ]
В Амстердаме и его окрестностях существует шесть еврейских кладбищ: три ортодоксальных ашкеназских кладбища (связанных с НИК ), два связанных с прогрессивной общиной и одно сефардское. Ашкеназское кладбище [44] в Мюдерберге до сих пор часто используется ортодоксальной еврейской общиной. Православное ашкеназское кладбище. [45] в Зеебурге , основанном в 1714 году, в период с 1714 по 1942 год было захоронением около 100 000 евреев. После того, как в 1956 году часть кладбища была продана, многие могилы были перевезены на ортодоксальное еврейское кладбище Ашкенази. [46] возле Димена (также все еще используется, но реже, чем в Мейдерберге). Сефардское кладбище Бет-Хаим. [47] существует недалеко от небольшого городка Аудеркерк-ан-де-Амстел , где находятся могилы около 28 000 евреев-сефардов. Два прогрессивных кладбища, одно [48] в Хофддорпе (основан в 1937 г.) и один [48] в Амстелвене (основан в 2002 году) используются большим прогрессивным сообществом.

См. также
[ редактировать ]- История евреев в Нидерландах
- Йоденбреестраат
- Список голландских евреев
- Национальный мемориал имен Холокоста (Амстердам)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Общая информация NIHS. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine . По состоянию на 17 июля 2007 г.
- ^ Барон, SW. Социальная и религиозная история евреев , том. 15, Позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200–1650 гг. 63 «Голландский Иерусалим». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1952.
- ^ Светчински, Дэниел М. Неохотные космополиты: португальские евреи Амстердама семнадцатого века . Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2000, xii.
- ^ Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1997 г.
- ^ Абас, В. «Мозе Куриэль Абас (псевдоним: Джеронимо Нуньес да Коста) (1620-1697) » Стамбум Абас » Генеалогия онлайн» . Генеалогия онлайн . Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ ИЗРАИЛЬ, ИОНАТАН И. (1984). «Амстердамский еврейский купец Золотого века: Херонимо Нуньес да Коста (1620-1697), агент Португалии в Голландской республике». Студия Розенталиана . 18 (1): 21–40. ISSN 0039-3347 . JSTOR 41442146 .
- ^ «Woonhuis familie Nunes da Costa (Резиденция семьи Нуньес да Коста)» . www.iamsterdam.com . Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ [ https://www.theobakker.net/pdf/synagogen.pdf Как Амстердам стал Мокумом
- ^ БАРУХ СПИНОЗА
- ^ Jump up to: а б Евреи-ашкенази в Амстердаме. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Эдвард ван Воулен. По состоянию на 21 июля 2007 г.
- ^ «Большая синагога» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ Офорт с изображением португальской и верхненемецкой синагог. [ постоянная мертвая ссылка ] , в Городском архиве Амстердама
- ^ [1] Архивировано 6 июля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Дритт Шоэл» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ [2] Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Линда М. Вульф, доктор философии. «Выживание и сопротивление: Нидерланды под нацистской оккупацией» . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 г. Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Амстердам» . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 г. Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Таблицы переписи населения Голландии, 1930, 1941 гг.
- ^ Крус, Марникс (зима 2006 г.). «Холокост в Нидерландах и уровень выживания евреев»
- ^ Воулен, Эдвард ван. «Евреи-асхенази в Амстердаме»
- ^ «Администраторы оккупированных немцами Нидерландов во время Второй мировой войны» . Архивировано из оригинала 24 января 2004 г.
- ↑ Редкая фотография облавы на евреев в 1943 году на улице Уитерваарденстраат. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ продолжительность 3 дня
- ^ Таммес, Питер «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама».
- ^ Процент выживших голландских евреев до Второй мировой войны оценивается менее 20%.
- ^ «Амстердам закрывает окно для туристической торговли на красных фонарях». Архивировано 18 октября 2016 г. в Wayback Machine Анушкой Астаной , The Observer , 23 сентября 2007 г.
- ^ «Джон Со, лорд-мэр Мельбурна, получает Всемирную премию мэра 2006 года» . www.worldmayor.com. 05.12.2006. Архивировано из оригинала 1 мая 2012 г. Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ Чейдер
- ^ ван Кеменаде., J (4 февраля 1994 г.). «Маргрит открывает Чейдера» (PDF) . Новый израильский еженедельник . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2016 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Еврейский Амстердам. Архивировано 29 июня 2007 г. в Wayback Machine . По состоянию на 20 июля 2007 г.
- ^ «Еврейский исторический музей – Синагога Жерара Доу» . 29 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
- ^ «Жерарду.орг» . Gerarddou.org. Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Де Геррит» . Архивировано из оригинала 2 июня 2018 г. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Синагоги и службы — Центральный Хабад в Амстердаме» Архивировано из www.chabadamsterdamcenter.com оригинала 15 августа 2013 г. Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Siraad.nl. Архивировано 30 марта 2003 г. в Wayback Machine (на голландском языке).
- ^ «Beeldbank.amsterdam.nl» . Beeldbank.amsterdam.nl. 04.12.1998. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Еврейский исторический музей – синагога Уйленбург» . 29 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г.
- ^ «НИК.нл» . НИК.нл. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Хакармель.нл» . Хакармель.nl. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Сал-мейер.com» . Sal-meijer.com. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ [www.jck.nl «Музей Джудса»]. Jck.nl. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ «Joodsmuziekfestival.nl» . Joodsmuziekfestival.nl. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Joodsfilmfestival.nl» . Joodsfilmfestival.nl. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Pagina niet gevonden / Страница не найдена -» . 4 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
{{cite web}}
: Cite использует общий заголовок ( справка ) [ нужна полная цитата ] - ^ «Pagina niet gevonden / Страница не найдена -» . 3 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
{{cite web}}
: Cite использует общий заголовок ( справка ) [ нужна полная цитата ] - ^ «Амстердамское кладбище Димен» . Jhm.nl. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Португальское кладбище Бет Хаим» . Jhm.nl. Архивировано из оригинала 27 марта 2013 г. Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Беграафплаатс Ган Хасджалом» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 18 ноября 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Эта статья включает текст из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Шломо. «Восточноевропейские евреи в Амстердаме: исторические и литературные анекдоты». Восточноевропейские дела евреев 33.2 (2003): 113–120. охватывает период с 1630 по 1952 год
- Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени (1997), 219 стр. Охватывают период с 1600 по 1699 год. ISBN 0253332923
- Хофмейстер, Карин. Еврейские рабочие и рабочее движение: сравнительное исследование Амстердама, Лондона и Парижа, 1870–1914 (2004).
- Израиль, Джонатан И. «Экономический вклад голландского сефардского еврейства в золотой век Голландии, 1595-1713». Журнал истории 96.4 (1983): 505–535. по-английски.
- Каплан, Йосеф. «Еврейские общины Кюрасао и Амстердама в 17 и 18 веках». Американская еврейская история 72.2 (1982): 193–211.
- Клоостер, Вим. «Сообщества портовых евреев и их контакты в голландском атлантическом мире». Еврейская история 20.2 (2006): 129–145.
- Лейдесдорф, Сельма; и Фрэнк Хени. Мы жили достойно: еврейский пролетариат Амстердама, 1900-1940 (1995), 278 стр.
- Надлер, Стивен М. «Отлучение Спинозы от церкви: проблемы и терпимость в «голландском Иерусалиме».» Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики 19.4 (2001): 40-52.
- Зонненберг-Штерн, Карина. Эмансипация и бедность: евреи-ашкенази Амстердама, 1796-1850 (2000) 236 стр.
- Сингер, Исидор и Сайрус Адлер, ред. (1916). Еврейская энциклопедия . стр. 536–45.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Снайдер, Саския Коэнен. «Повествование об отсутствии: монументальная архитектура синагог в Амстердаме конца девятнадцатого века». Еврейская история 25.1 (2011): 43–67.
- Сатклифф, Адам. «Идентичность, пространство и межкультурные контакты в городских перевалочных пунктах: сефардские границы сообщества в Амстердаме и Лондоне раннего Нового времени». Еврейская культура и история 7.1-2 (2004): 93-108.
- Таммес, Питер. «'Hack, Pack, Sack': профессиональная структура, статус и мобильность евреев в Амстердаме 1851–1941». Журнал междисциплинарной истории 43.1 (2012): 1-26. ( дои : 10.1162/JINH_a_00336 )
- Таммес Питер. «Еврейско-языческие смешанные браки в довоенном Амстердаме». История семьи 15.3 (2010): 298–315. ( дои : 10.1016/j.hisfam.2010.05.003
- Таммес, Питер. «Жилая сегрегация евреев в Амстердаме накануне Холокоста». Преемственность и изменения 26.2 (2011): 243–270. ( дои : 10.1017/S0268416011000129 )
- Таммес, Питер. «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама». Европейский журнал народонаселения 33.3 (2017): 293–318. ( дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Эсноги
- Еврейский и кошерный Амстердам
- Информация о НИЗС
- Еврейская история Амстердама
- Еврейский исторический музей
- Мемориальный музей Холокоста США - Амстердам
- Еврейский интернет-магазин в Амстердаме предлагает информацию и книги на голландском языке о еврейском Амстердаме.
- История умирающей общины: дневник еврейской общины Амстердама после окончания Второй мировой войны
- Еврейская община Амстердама , Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.