Чедер




Cheder ( иврит : חדר Lit. , [ 1 ]
История
[ редактировать ]Хедеры были широко найдены в Европе до конца 18 -го века. Уроки проходили в доме учителя, известного как меламеда , [ 2 ] чья заработная плата была оплачена еврейской общиной или группой родителей. Обычно, только мальчики посещают занятия - девочки получали образование у их матерей в их домах. Там, где деньги были дефицитны, и сообщество не могло позволить себе поддерживать много учителей, мальчики всех возрастов будут преподавать в одной группе.
Хотя традиционно мальчики начинают изучать еврейский алфавит в тот день, когда им исполнилось три года, мальчики обычно ходили в школу в Хедере в возрасте 5 лет. [ 3 ] Учившись читать иврит, они сразу же начнут изучать Тору , начиная с книги Левит . Обычно они начинали изучать Мишну в возрасте около семи лет, а Талмуд (Мишна, Гемара и дополнительные комментарии), как только они овладели Мишной. Читать вслух друг друга и обучение в роте были основными методами, используемыми для обучения этим сложным исследованиям. В возрасте 13 или 14 лет, [ 3 ] Конец образования мальчика в Чедере будет отмечен его бар -мицвой .
Те, кто хотел стать раввином или Софером , должны были продолжить учебу [ 3 ] в Иешиве , или Талмудическом университете. Знаменитый европейский иешивот находился в Worms , Fürth и Prague , которые считались одними из лучших. После того, как многие евреи бежали в Восточную Европу, чтобы избежать средневековых погромов, связанных с крестовыми походами этого времени, интеллектуальный центр европейского иудаизма двигался вместе с ними и оставался там на протяжении веков.
К концу 18 -го века система Хедер стала целью критики членов еврейского православия , а также сторонниками более либеральной хаскалы (еврейское просветление ).
Православные критики утверждали, что учителя не были достаточно квалифицированы. В то время учителям Чедера платили так сильно, что многим придется дополнить свои доходы с помощью черновых задач. [ 4 ] Для меламеда было довольно распространенным явлением быть мясником , певцом или даже могильерным. Также утверждалось, что некоторые меламеды позволили бы ученикам продвигаться на следующий уровень обучения слишком рано, потому что продвинутые ученики должны были заплатить больше денег за свои уроки.
Критики, приверженные идеалам Хаскалы, критиковали систему в целом, утверждая, что она привела к лингвистической и пространственной изоляции для своих учеников и, следовательно, препятствовала интеграции и освобождению евреев. Они предложили дополнительные уроки на местном языке и более светское профессиональное образование.
Эти идеи были применены на практике в конце 18 -го века немецкими евреями, которые основали реформ школы или Freischulen («Свободные школы»). Это и введение обязательного образования в конечном итоге привели к роспуску системы Хедер , по крайней мере, в странах немецкофейны , хотя оно продолжалось существовать в Восточной Европе до недавнего времени, в Холокосте .
21 век
[ редактировать ]В более современных ортодоксальных еврейских общинах, иногда там, где семья не обязательно строгается в отношении их соблюдения евреев, Чадарим (множественное число Чедер) иногда посещают вне обычных школьных часов. Там еврейские дети, посещающие нееврейские школы, могут забрать несколько элементарных знаний о еврейской религии и традициях, научиться читать иврит и понять какой-то основной иврит. В этих сообществах регулярное посещение в Чедере часто является предпосылкой для мальчиков, когда мальчикам разрешается читать часть из Торы для их бар-мицвы, и для девочек участвовать в церемонии бит-мицвы, которую эти сообщества могут организовать для них. Консервативные и реформированные еврейские общины, которые обычно являются светскими и ассимилированными, могут иметь аналогичную программу, но более расслаблены в отношении того, чему они учат.
В более островных ортодоксальных еврейских общинах Cheder - это термин, используемый для обозначения частной школы первичной дневной школы, где акцент делается на религиозное исследование, а вторичное внимание уделяется светским знаниям, которое также преподается. Они становятся все более популярными в общинах хареды в Европе и Америке, где основная учебная программа является обязательной, поэтому даже харедди (ультраортодоксальные) школы, как правило, предлагают довольно широкое, если они поверхностное светское образование.
В Израиле , где нет юридического основного учета, различие между школой и Чедетом редко проводится, так как большинство школ хаеди преподают лишь очень элементарный уровень светских знаний.
Смотрите также
[ редактировать ]