Португальская синагога (Амстердам)
Португальская синагога | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Ортодоксальный иудаизм |
Обряд | Сефарды (испанский и португальский обряд) |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Амстердам , Нидерланды |
Расположение в центре Амстердама | |
Географические координаты | 52 ° 22'03 "N 4 ° 54'19" E / 52,3675 ° N 4,9054 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Элиас Бауман |
Тип | Синагога |
Новаторский | 17 апреля 1671 г. |
Завершенный | 2 августа 1675 г. |
Веб-сайт | |
Португалиясегемеенте |
Португальская синагога как Эснога или Сноге конца 17 века Амстердаме , построенную в , представляет собой также известная сефардскую , в синагогу
была Сефардская община Амстердама одной из крупнейших и богатейших еврейских общин в Европе во время Золотого века Голландии , и их очень большая синагога отражала это. Синагога остается действующим местом богослужения и популярной туристической достопримечательностью с момента ее постройки в конце 17 века, когда она привлекала туристов-христиан из многих стран. Конгрегация разрешила посещение неевреев, и ее богатство было отражением важности священного поклонения для общины, а также сигналом обо всем богатстве португальской еврейской общины. [ 1 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Сефарды в (на иврите «евреи Пиренейского полуострова ») были изданы испанским королевским указом об Альгамбре 1492 году, согласно которому им был предоставлен выбор: изгнание из Испании , или обращение в католицизм, или, если они не сделают ни того, ни другого, казнь. Из примерно 200 000 евреев Испании в то время около половины обратились в ислам; многие - по принуждению, другие - из-за социального и финансового давления, препятствующего их отъезду, а некоторые - по искренним религиозным убеждениям. еврейского происхождения Они стали испанскими новыми христианами , или conversos (то есть «обращенными» в католицизм).
Из другой половины испанских евреев, которые не обратились в христианство и вместо этого выбрали изгнание, некоторые отплыли на юг (став североафриканскими сефардами ), другие отправились на восток (став восточными сефардами ), но большинство пересекло границу на запад, в Португалию .
В Португалии еврейская жизнь прервалась лишь несколько лет спустя, когда и там был издан португальский указ против евреев в 1496 году. Изгнанный (или казненный) в 1497 году португальский король, не желая такого же бегства евреев и утечки мозгов , как это произошло в Испании, на практике заблокировал порты выхода Португалии и впоследствии пришел к выводу, что те, кто остался, согласились стать христианами по умолчанию. Таким образом, евреи в Португалии были вынуждены обратиться в католицизм в 1496 году после указа, и все, за исключением немногих, кому удалось бежать, стали « Новыми христианами» португальского еврейского происхождения , или conversos .
В течение следующих нескольких столетий инквизиция отношении конверсос и их потомков по подозрению в том, что они продолжают исповедовать иудаизм тайно в Испании и Португалии продолжала расследование в . Многие действительно продолжали исповедовать иудаизм за закрытыми дверями, публично заявляя, что являются католиками; на испанском и португальском языке их называли марранами .
Преследования и судебные процессы инквизиции против конверсос продолжались вплоть до конца 1700-х годов. Юридическое различие между так называемыми старыми христианами и новыми христианами сохранялось на протяжении веков, при этом генеалогия человека всегда записывалась.
Как те криптоевреи , которые активно поддерживали еврейские обычаи в тайне, так и некоторые искренние конверсос или новые христиане , которые полностью обратились в католицизм, время от времени подвергались преследованиям, преследованиям и казням по обвинению в исповедании иудаизма. Зачастую это было предлогом для конфискации их имущества. Многие из них хотели снова обрести свободу религии и освободиться от этого узаконенного антисемитизма . Амстердам, тогда один из величайших городов мира, предлагал обе эти вещи. В этом историческом контексте значительная миграция конверсос с Пиренейского полуострова в Амстердам произошла с 1600-х по начало 1800-х годов. Оказавшись в Амстердаме, многие открыто и публично вернулись в иудаизм. Они называли себя португальскими евреями , даже те, кто приехал непосредственно из Испании. Они хотели избежать отождествления с Испанией, которая находилась в состоянии войны с Голландской Республикой в то время во время Восьмидесятилетней войны . Эта ветвь иудаизма также известна как западные сефарды.
Сефардские евреи в Амстердаме были известны как «первые современные евреи», потому что они первыми провели различие между религиозной и светской сферами своей индивидуальной и коллективной жизни. Их религиозная жизнь была сосредоточена в первую очередь на синагоге, религиозном календаре еврейской жизни и стремлении дать еврейское образование своим детям. [ 2 ] В начале 17-го века португальская еврейская община «нации» ( naçao ) сформировала три отдельные общины, которые слились в одну, Талмуд-Тору. В 1670 году они приобрели участок в Амстердаме и запланировали строительство большой синагоги, которая была открыта в 1675 году. Строительство португальской синагоги Эснога легло тяжелым бременем на общину в целом. [ 3 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]12 декабря 1670 года сефардская еврейская община Амстердама приобрела участок для строительства синагоги, и 17 апреля 1671 года начались строительные работы под руководством архитектора Элиаса Бумана . 2 августа 1675 года строительство Эсноги было завершено и торжественно открыто. Дизайн основан на планах храма царя Соломона. [ 4 ]
Надпись над входом взята из Псалма 5:8: «По обилию милости Твоей войду в дом Твой». На вывеске также есть «1672» — год завершения строительства и « Абоав » — имя главного раввина, инициировавшего строительство.
Здание отдельно стоящее, опирается на деревянные сваи; своды фундамента можно увидеть на лодке из воды канала под синагогой. Вход в главную синагогу находится со стороны небольшого двора, окруженного невысокими зданиями, в которых расположены зимняя синагога, офисы и архивы, дома различных чиновников, раввинат, морг и знаменитая библиотека Эц Хаим. Во время ремонта 1955–1959 годов бывший зал семинарии Этс Хаим был переоборудован в зимнюю синагогу; были добавлены центральное отопление и электрическое освещение. Скамейки были взяты из синагоги, построенной в 1639 году, а ковчег Торы датируется 1744 годом. Ковчег сделан из цельного куска древесины жакаранды из Бразилии. В главном святилище нет внутренней электрической системы; [ 5 ] При необходимости зажигаются две люстры на 1000 свечей. [ 6 ]
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер синагоги представляет собой единое очень высокое прямоугольное пространство, в котором сохранились оригинальные деревянные скамейки. [ 7 ] Пол был покрыт мелким песком по старой голландской традиции, чтобы впитывать пыль, влагу и грязь с обуви и приглушать шум. Только пять синагог в мире имели песчаный пол, и это была единственная синагога с таким полом, сохранившаяся за пределами Карибского бассейна .
Интерьер португальской синагоги выполнен в продольном иберийско-сефардском стиле. Ковчег расположен в юго-восточном углу здания и обращен к Иерусалиму. На другой стороне комнаты, напротив ковчега, находится теба .
Женскую галерею поддерживают двенадцать каменных колонн, каждая из которых представляет одно из Двенадцати колен Израиля . Помимо этих колонн, есть четыре большие латунные люстры, вмещающие в общей сложности тысячу свечей. Все свечи зажигаются в синагоге во время богослужений и светят через 72 окна. [ 8 ]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]В семнадцатом веке в западноевропейском искусстве произошел переход от исключительно уничижительного изображения евреев и еврейской культуры к более реалистичному и наблюдательному. [ 9 ] [ 10 ] Два голландских художника, гравер Ромейн де Хоге и художник Эммануэль де Витте, создали несколько изображений португальской синагоги. Де Хуге выполнил множество гравюр, изображающих интерьер и экстерьер синагоги, а также экстерьеры резиденций богатых португальских еврейских купцов и сцены обычной культурной жизни еврейской общины. Де Витте написал три сцены интерьера синагоги. [ 11 ]
Эмануэль де Витте написал три картины Эсноги. Один находится в Рейксмузеуме в Амстердаме, другой — в Музее Израиля в Иерусалиме. Один из них находился в Музее кайзера Фридриха в Берлине, по-видимому, уже не сохранившийся, но был сфотографирован до его исчезновения в 1945 году. [ 12 ] Неясно, для кого были написаны эти картины, но де Витте написал множество произведений молитвенных домов в Амстердаме, не обязательно под непосредственным наблюдением. И де Витт, и де Хоге создали работы, на которых изображена синагога с прихожанами и посетителями, а не просто как архитектурные изображения.
Гравюра Де Хоге, изображающая открытие синагоги, объединяет множество элементов. Имена основных участников создания синагоги перечислены в медальонах по обе стороны от гравюры вместе с некоторой другой информацией. В медальонах на гравюре указаны следующие имена: вверху слева — Исак Леуи Хименес, Моисей Куриэль, Даниэль Пинто, Авраам Иесурун Торн[s?]а, Мозес Перейра, Йозеф Дазеуедо, Авраам Загаче; в центре слева: Исаак де Пинту, Абрахам да Вейга, Давид Саломе Дазеудо, Джейкоб Абоаб Осорио, Самуэль Ваз, Исаак Энрикеш Коутиньо, Джейкоб Перейра; внизу слева: Исаак Бельмонте, Селомо Салом, Давид Абендана Осорио, Джейкоб Гуд из Месгиты, Авраам Туро, Джейкоб из Пинто, Самуэль Абарбанель Сеуза. Медальоны справа озаглавлены «HR», вверху справа: Исаак Абоаб, Исаак Мендес да Силва, Якоб Эргас Энрикес, Авраам Гомеш Гутьеррес, Исаак Гомеш Нето, Давид Драго, Самуэль де Элайджа Абарбанель; в центре справа: Джозеф Иесурум, Авраам Семах Ферро, Якоб Хименес Кардосо, Джошуа Абас, Якоб Нуньес Энрикес, Давид Франко да Кошта; внизу справа: Авраам Франко Мендес, Исаак де Миранда, Авраам Телес, Якоб Телес да Коста, Бенджамин Барух Мендес, Якоб Франко да Силуа, Авраам Исраэль Загаче; внизу справа [подпись] Амстердам, аукционист, Роман из Хуге.
Описание тщательно продуманного изображения Де Хоге, сделанное Рейксмузеумом на голландском языке, содержит значительную информацию об иконографии и тексте, переведенном здесь на английский язык.
«Вид на интерьер португальской синагоги в Амстердаме во время ее посвящения 2 августа 1675 года. В центре, на обращенной на восток тебе [поднятой платформе] находится хазан [кантор]. Справа — свитки Торы, которые несут мужчины и разворачивают люди с факелом и свечой, которые процессией несут к святому ковчегу. Наверху, в центре, Амстердамская дева и олицетворение Свободы совести дают еврейскому священнику [раввину] с молитвенным свитком и коленопреклоненной женщине со скрижалями закона свободу исповедовать свою религию. [Верхний] Слева — карта храма, а [верхний] правый — вид снаружи. На противоположных сторонах медальоны с именами регентов синагоги, членов строительной комиссии и людей, выступавших во время церемонии открытия. Наряду с этим отдельным листом текста в три колонки на голландском, португальском и французском языках и пять стихов на голландском, португальском, иврите, латыни и французском языке». [ 13 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время нацистской кампании по систематическому убийству евреев во время Холокоста это учреждение планировалось превратить в центр депортации евреев, но Лео Палаче и команде добровольцев удалось отговорить нацистов от этого плана. Вместо этого в потолке святилища и на чердаке здания были спрятаны еврейские ритуальные предметы для депортированных евреев. [ 14 ] В Амстердаме был обнаружен дневник исполнительного директора Саломона Коутиньо времен Второй мировой войны , в котором подробно описывается работа синагоги и усилия по защите здания во время войны. [ 15 ]
Споры в сообществе 21 века
[ редактировать ]В ноябре 2021 года Ицхак Меламед , эксперт по Баруху Спинозе , попросил посетить синагогу, чтобы заснять, как Меламед проводит исследование в архивах библиотеки.
Серфати запретил Меламеду посещать общинную синагогу и библиотеку из-за его исследования «еретика». Отвечая Меламеду в письме, Серфати не только запретил Меламеду снимать в здании, но и объявил его персоной нон-грата, по сути даже отказав Меламеду в участии в молебнах в Эсноге.
«Хахамим и парнасим Кахала Кадос Торы отлучили Спинозу и его сочинения от церкви самым суровым запретом, запретом, который остается в силе и не может быть отменен. Вы посвятили свою жизнь изучению запрещенных произведений Спинозы и развитию его идей, - пишет Серфати .
«Ваша просьба посетить наш комплекс и снять фильм об этом Эпикуре [еретике]… несовместима с нашей многовековой галахической , исторической и этической традицией и неприемлемым посягательством на нашу идентичность и наследие… «Поэтому я отклоняю вашу просьбу и объявить вас персоной нон грата в комплексе португальской синагоги».
Пинхас Толедано , почетный Хахам (главный почетный раввин) Эсноги и бывший главный раввин Бет Дин в Нидерландах поддержал Серфати. В письме Меламеду профессоров со всего мира, включая Израиль, приехали на симпозиум 6 декабря 2015 года. Дело Спинозы широко обсуждалось. Толедано пишет: «Сообщаю вам, что десять конгрегация прочитала лекцию на эту тему и пришла к выводу, что черем [запрет], наложенный на него нашими предыдущими раввинами, должен быть сохранен. В свете вышеизложенного у нас нет возможности обсуждать Спинозу с вами в нашем комплексе».
30 ноября 2021 года правление «Эсноги» направило письмо своим членам. В письме они заявили, что и Серфати, и Толедано не согласны отказываться от своих слов. Однако правление их не уволило. 2 декабря правление «Эсноги» разослало своим членам второе письмо с приложенным письмом Меламеду с приглашением Меламеду провести исследование и снять фильм в комплексе «Эснога».
Библиотека Этс Хаим (Древо жизни)
[ редактировать ]В Португальской синагоге находится одна из старейших еврейских библиотек в мире, наполненная оригинальными и редкими текстами и постоянно привлекаемая для академических и раввинских исследований. Она была основана в 1616 году и с 1675 года размещается в историческом комплексе португальской еврейской общины Амстердама. В 1889 году частная библиотека тогдашнего библиотекаря Давида Монтезиноса была передана в дар Ets Haim, и с тех пор библиотека известна как Ets Haim. Хаим/Ливрария Монтезинос. [ 16 ] В 1940-х годах нацисты отправили содержимое библиотеки в Германию, но после войны книги были возвращены в Нидерланды; книги были отправлены в Израиль в 1979 году и возвращены в Амстердам в 2000 году. [ 17 ] В 2014 году в сотрудничестве с Национальной библиотекой Израиля большая часть рукописей была оцифрована, благодаря чему каталог стал доступен онлайн и бесплатно. [ 18 ]
Галерея изображений
[ редактировать ]-
Общий вид с синагогой слева, 18 век.
-
Внешний вид, вид сбоку
-
Внешний вид Эсноги
-
Интерьер, освещенный свечами
-
Глядя вверх
-
Окна с естественным освещением
-
Мемориальный камень фундамента
-
Ark (hekhálлист
-
Ковчег сверху
-
Ковчег
-
Интерьер Эсноги
-
Скамейки в Эсноге
-
Свадебный балдахин
-
Часовня на территории комплекса
-
Мемориальные доски в часовне
-
Мемориальная часовня
-
Серебряные украшения Торы
-
Тканевый чехол Торы
-
На выставке представлены книги из библиотеки Этс Хаим
-
Деталь бассейна
-
Деталь ткани из украшений Торы
-
Комната для траура, где за телом присматривают до похорон
-
Траурная комната
-
Раввинский костюм для служб
-
Книги от Ets Haim
-
Книги от Ets Haim
-
Книги от Ets Haim
-
Крупный план Езекии да Силвы , изображенный на рисунке, найденном в комнате раввинов.
См. также
[ редактировать ]- Синагога Кюрасао
- История евреев в Нидерландах
- Джекутиэль Софер , писец XVIII века из Эсноги.
- Joods Historisch Museum , еврейский исторический музей, занимающий четыре бывшие синагоги, прилегающие к Эсноге.
- Сефардские евреи в Нидерландах
- Испанские и португальские евреи
- Цедек ве-Шалом , сефардская синагога в Суринаме, построенная общиной, бежавшей от инквизиции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каплан, Йосеф. «Для кого Эмануэль де Витте нарисовал свои три картины сефардской синагоги в Амстердаме?». Студия Розенталиана 32, 2, 133-154
- ^ Бодиан, Мириам (1997). Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени . Индианаполис, Индиана: Университетское издательство. ISBN 0-253-33292-3 .
- ^ Светчински, Дэниел М. Неохотные космополиты: португальские евреи Амстердама семнадцатого века . Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2000, 252.
- ^ «Португальская синагога в Амстердаме | Центр еврейской музыки» . www.jewish-music.huji.ac.il . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «Историческое убежище евреев Амстердама» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «Португальская синагога в Амстердаме | Amsterdam.info» . www.amsterdam.info . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «Аллилуйя! Собирайтесь, молитесь, изучайте – синагоги прошлого и настоящего» . Бейт Хатфуцот .
- ^ Кринский, Кэрол Херсель. «Архитектура синагоги» . Энциклопедия Йиво . Институт еврейских исследований YIVO . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Коэн, Р.И. Еврейские иконы, искусство и общество в современной Европе . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1998 г.
- ^ Альперс, С. Искусство описания. Голландское искусство семнадцатого века . Чикаго 1983.
- ^ Каплан, «Для кого Эмануэль де Витте нарисовал свои три картины сефардской синагоги в Амстердаме?»
- ^ воспроизведено как рисунок 3, Йозеф Каплан: «Для кого Эмануэль де Витте нарисовал свои три картины сефардской синагоги в Амстердаме?»
- ^ Описание изображения в Рейксмузеуме на голландском языке на Wikimedia Commons. Идентификация Название(а): Интерьер португальской синагоги в Амстердаме во время ее посвящения, 1675 г. Тип объекта: печать новостей печать Номер объекта: РП-П-ОБ-67.743. А Ссылка на каталог: Количество известных состояний — 1 или 2(4). Примечание. В другой информации указано, что репродукция продается в магазине De Hooghe на Калверстраат. И два более поздних штата. FMH 2574-AAtlas van Stolk 2618. Hollstein Dutch 117. KAN 157. Описание: Вид внутреннего убранства португальской синагоги в Амстердаме во время ее освящения 2 августа 1675 года. В центре, на восточной тебе, расположен чазан. Справа свитки Торы, которые несут мужчины и чередуют их с факелом или свечой, процессией несут к святому ковчегу (арон хакодеш или гечал). Вверху в центре Амстердамская городская Дева и олицетворение Свободы Совести дают еврейскому священнику со свитком молитвы и коленопреклоненной женщине со скрижалями закона свободу исповедовать свою религию. Слева карта храма, справа вид снаружи. По обеим сторонам медальоны с именами регентов синагоги, членов строительной комиссии и лиц, совершавших церемонии во время освящения. Он включает в себя отдельный текстовый лист с текстом в 3 колонки на голландском, португальском и французском языках и 5 стихов на голландском, португальском, иврите, латыни и французском языке.
- ^ Лебович, Мэтт. «Как добровольная еврейская пожарная команда спасла голландско-португальскую синагогу во время Второй мировой войны» . www.timesofisrael.com . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «История умирающей общины: дневник еврейской общины Амстердама в конце Второй мировой войны» . Библиотекари . 10 апреля 2018 г. Проверено 19 января 2020 г.
- ^ «О - Рукописи Этс Хаим» .
- ^ «Эта 400-летняя еврейская библиотека пережила Гитлера и инквизицию» . Еврейское телеграфное агентство . 27 июня 2017 г. Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Лифшиз, Кнаан. «Эта 400-летняя еврейская библиотека пережила Гитлера и инквизицию» . www.timesofisrael.com . Проверено 19 января 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каплан, Йосеф. «Для кого Эмануэль де Витте написал свои три картины сефардской синагоги в Амстердаме?» Studia Rosenthaliana 1998, вып. 32,2 133-154.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с португальско-израильской синагогой, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Архив португальско-израильской общины в Амстердаме [ постоянная мертвая ссылка ] , в базе данных архивов Городского архива Амстердама.
- Освящение новой португальской синагоги 2 августа 1675 года. Bibliotheca Rosenthaliana.
- Сайт Этс Хаим, сефардской библиотеки
- Внесение ЮНЕСКО во Всемирную память
- Роберт Коэн (1987). « Memoria Para Os Siglos Futuros»: Миф и память об истоках амстердамской сефардской общины». Еврейская история . 2 . JSTOR 20101033 .
- ^ «Стадсделен» . Гемеенте Амстердам. Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 20 июля 2024 г.
- Синагоги 17 века
- Еврейская голландская история
- Ортодоксальный иудаизм в Нидерландах
- Православные синагоги
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1675 году.
- Национальные памятники Амстердама
- Сефардская еврейская культура в Нидерландах
- Сефардские синагоги
- Синагоги в Нидерландах
- Иудаизм в Амстердаме
- Португальско-еврейская диаспора в Европе
- Испано-еврейская диаспора в Европе
- 1675 заведений в Голландской Республике
- Религия в Голландской Республике
- Здания Золотого века Голландии
- Архитектура барокко в Нидерландах