Трамваи в Амстердаме
Амстердамский трамвай | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||
Операция | ||||||||||||||||||||||||||||||
Местный | Амстердам , Нидерланды | |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
( Амстердамский трамвай голландский : Amsterdamse трамвай [ˌɑmstəɹˈdɑmsə tɾɛm]) — трамвайная сеть в Амстердаме , Нидерланды . Он был основан в 1875 году, а с 1943 года им управляет муниципальный общественного транспорта оператор Gemeentelijk Vervoerbedrijf (GVB), который также управляет метро Амстердама , а также городскими автобусами и паромами. Амстердам имеет самую большую трамвайную сеть в Нидерландах и одну из крупнейших в Европе .
Обзор сети
[ редактировать ]15 трамвайных линий трамвайной сети Амстердама обслуживают все районы Амстердама, за исключением Амстердам-Норд на северной стороне IJ и Амстердам-Зейдост. [2] Трамвайные линии 5 и 25 проходят к югу от района Амстердам-Зюйд и обслуживают муниципалитеты Амстелвена. [4] и Уитхорн , [5] а трамвайная линия 19 проходит к востоку от района Амстердам-Ост и обслуживает муниципалитет Димен . [6]
С апреля 2022 г. [update], парк состоит из 227 трамваев, из которых 155 — Combinos (типы 13G и 14G) от Siemens и 72 — Urbos 100 от Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (тип 15G). Первые трамваи 15G курсировали по 25-му маршруту . Трамваи типов 14G и 15G являются двусторонними и предназначены для использования на линиях 5 и 25, имеющих конечные пункты без разворотных колец. [2] Все остальные трамвайные линии имеют разворотные линии и используют однонаправленные трамваи . [2] Линии 25 ( Amsteltram ) и 26 ( IJtram ) могут обслуживать трамваи, спаренные парами; обе линии проходят по полосе отвода, в основном отделенной от дорожного движения. [7] [8]
В 2020 году трамвайная сеть состояла из 14 линий протяженностью более 95 километров (59 миль) маршрутов и 200 километров (120 миль) путей стандартной колеи с 650 стрелками и 500 трамвайными остановками. За время эксплуатации трамвайный парк проехал почти 12 миллионов километров (7,5 миллионов миль). Трамвайное сообщение потребляет 45 миллионов киловатт электроэнергии в год, причем вся эта энергия производится из экологически чистых источников. [2] [1]
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]
3 июня 1875 года в Амстердаме была открыта первая конка . Он соединял Плантаж с Лейдсеплейн и управлялся компанией AOM ( Amsterdamsche Omnibus Maatschappij ), которая была основана в 1872 году Карелом Германом Шаддом, среди других.
В последней четверти XIX века конные трамваи курсировали по главным улицам Амстердама, связывая все кварталы внутри Сингела с площадью Дам , и были распространены на недавно построенные жилые районы. К концу века около 15 линий вели к улицам Вондельстраат, Овертоом, Виллемспарквег, Амстелдейк, Линнаусстраат, Веспергейде, Бильдердейкстраат и Цейнтуурбан или обратно.
Линии первоначальных конных трамваев до сих пор отчетливо можно узнать на современных трамвайных маршрутах 1, 2, 3, 4, 7, (9, 10) и 13.
Муниципальный трамвай
[ редактировать ]С 1 января 1900 года управление AOM перешло к муниципалитету Амстердама . Компания продолжила свое существование как Gemeentetram Amsterdam (GTA). Всего вместе с предприятием было приобретено 242 трамвайных вагона, 758 лошадей и 15 построек.
Между 1900 и 1906 годами все существующие трамвайные линии, кроме одной, были электрифицированы. AOM Кроме того, необычная колея составляет 1422 мм ( 4 фута 8 дюймов ). [ определенный показатель? ] был переоборудован в 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея .

К 1906 г. сеть электрического трамвая насчитывала 12 трамвайных линий (1-11 и 13). Для эксплуатации этих линий GTA приобрела 229 новых электрических трамваев. Бывшие конки постепенно переклассифицировались в трамвайные прицепы. В 1906 году был основан Амстердамский оркестр Tramharmonie (ныне известный как Symfonisch Blaasorkest ATH ). Этот оркестр, состоящий из музыкантов-любителей из региона Амстердама, существует до сих пор.
Последней оставшейся конкой в Амстердаме была линия 12 (Нассауплейн – Слотердейк ), которая была электрифицирована в 1916 году. Пять лет спустя, после аннексии Амстердамом муниципалитета Слотен , бывшая конка Слотен перешла под контроль GTA. Лошади на этой линии, связывавшей Овертум со Слотеном, в 1922 году были заменены трамвайными автобусами; линия была преобразована в обычную автобусную линию в 1925 году.
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]











Между 1910 и 1930 годами рост города привел к появлению множества новых расширений трамвайных линий. К первым тринадцати электрифицированным трамвайным линиям присоединились: линия 14 в 1910 году, линии 15–18 в 1913 году, линия 19 в 1916 году, линии 22 и 23 в 1921 году, линия 20 в 1922 году, линия 21 в 1928 году, линия 24 в 1929 году и линия 25 в 1930 году.
В 1931 году трамвайная сеть достигла наибольшего размера - 25 трамвайных линий. С этого года и до 1940 года (почти) во все районы города можно было добраться на трамвае. Между 1900 и 1930 годами парк увеличился до 445 моторизованных трамваев и примерно 350 прицепов. Все это были двухосные автомобили с деревянным кузовом.
С 1922 по 1971 год все трамваи имели почтовые ящики сзади. Они были опорожнены на Центральной станции ; Распределительный центр почтового отделения располагался рядом со станцией, на Stationsplein, а позже на Oosterdokskade . Благодаря трамвайным ящикам письмо можно было доставить вовремя, даже если уже слишком поздно забирать его из обычных почтовых ящиков.
Во время Великой депрессии 1930-х годов трамвайное движение было сокращено. В 1932 году линии 12, 15, 19, 20 и 21 были заброшены. Однако в рамках Восточного железнодорожного завода ( Spoorwegwerken Oost ) в 1939–1942 годах трамваи пришли в новые районы Амстердама-Оста , чтобы обслуживать Ватерграафсмеер , новую станцию Амстел и перестроенную станцию Мейдерпоорт .
1 января 1943 года GTA объединилась с Gemeenteveren и образовала Gemeentelijk Vervoerbedrijf (GVB).
Между 1940 и 1945 годами трамваи перевозили большие толпы людей и столкнулись с кризисом. Несколько линий пришлось приостановить (линии 4, 6, 8 и 14), прежде чем в октябре 1944 года вся работа была прекращена из-за нехватки угля. Многие трамвайные вагоны были перевезены на восток.
Послевоенный период
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны трамвайное движение было возобновлено в июне 1945 года, первоначально с ограниченным обслуживанием (линии 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 16, 24, 25). Линия 5 была разделена на линию 5 и линию 12. Некоторые линии были возвращены в строй в последующие годы: линии 2, 17 и 18 (в 1947 году) и 4 (в 1948 году). В период с 1945 по 1949 год аварийная линия 26 была трамвайной линией с самым большим номером, за ней следовала линия 11. В 1948 и 1949 годах специальный трамвай S курсировал в качестве экспресса от линии 25 до станции Амстел.
Трамваи 6 и 23 не вернулись к регулярному курсу, но работали с перерывами до 1958 года для перевозки на стадион. Линии 8, 14 и 22, использовавшиеся во время войны, не были восстановлены в качестве трамвайных, хотя линия 22 была возрождена в 1950 году как автобусная линия.
В период с 1948 по 1950 год ГВБ приобрело шестьдесят моторизованных трамваев и пятьдесят прицепов, известных как трехосные ( дриэссеры ). Они были построены компанией Werkspoor в Утрехте - Зюйлене и заменили самые старые на тот момент трамваи в парке, вступившие в строй в 1902 году.
После периода реконструкции 1940-х годов в 1950-х годах одна трамвайная линия за другой закрывалась. Автобусы считались более практичными. Таким образом, между 1950 и 1965 годами маршруты 18, 12, 11, 17 и 5 (предварительно в 1961 году, окончательно в 1965 году) были заменены именно в этом порядке автобусными маршрутами. Только Лейдсестраат и Утрехтсестраат остались обслуживаемыми трамвайными линиями (линии 1, 2 и 4), которые были необходимы, поскольку эти улицы были слишком узкими для автобусов.
Возрождение
[ редактировать ]В середине 1950-х годов (современные) трамваи снова оказались в центре внимания. 25 сочлененных трамваев, заказанные в 1955 году для обслуживания только линий 1 и 2 Leidsestraat, были хорошо приняты и обеспечили будущее трамваев в Амстердаме. 160 новыми сочлененными автомобилями, произведенными компаниями Beijnes В период с 1957 по 1968 год парк пополнился и Werkspoor в Нидерландах; они имели номера 551–587 и 602–724. Старые двухосные трамваи довоенного периода были выведены из эксплуатации в период с 1945 по 1968 год.
Расширения
[ редактировать ]После того, как трамваи снова завоевали популярность в центральной части города, недавно созданные Западные города-сады ( Westelijke Tuinsteden ) на западе Амстердама были связаны с его трамвайной сетью: Bos en Lommerplein в 1950 году, Slotermeer в 1954 году и Osdorp в 1962 году.
Было также несколько новых трамвайных линий с номерами, которые давно исчезли или никогда не существовали. Линия 17, закрытая в 1956 году, была возрождена в 1962 году (до Осдорпа), когда на старом маршруте линии 17 появилась линия 27. В октябре 1971 года линия 1 была продлена до Осдорпа. Линия 27 исчезла в 1971 году. В 1977 году, с открытием первой линии метро в Амстердаме , появились линии 6 и 12. В 1978 году с открытием станции Зюйд появилась линия 5, а в 1982 году была открыта новая линия 14 (до станции Слотердейк ), через сорок лет после закрытия первоначальной линии 14.
Произошли и другие изменения. В 1971 году трамвайное почтовое сообщение было прекращено. В 1972–1973 годах первая группа сочлененных трамваев была расширена за счет добавления средней секции и стала двухсочлененными трамваями . , Германия, были заказаны две серии новых трамваев Также в начале 1970-х годов у Linke-Hofmann-Busch в Зальцгиттере для эксплуатации новых западных расширений. В 1974–1975 годах в состав флота вошли №№ 725–779, а в 1979–1981 годах – №780–816.
К началу 1980-х годов у GVB было 252 двухсочлененных трамвая, что на тот момент было самым большим количеством в любом городе Европы. В 1983 году, спустя всего 35 лет - короткий срок для трамвайной сети Амстердама - трехосные трамваи отработали свой последний рейс; они никогда не нравились работникам трамвая. В период с 1981 по 1983 год ГВБ также потерял четыре других трамвая, когда они были уничтожены пожарами, устроенными восставшими скваттерами.
Тем временем были открыты дальнейшие западные расширения сети: до Геузенвельда в 1974 году, Слотерваарт -Зюйда в 1975 году, Нью-Слотена в 1991 году и Де Акера в 2001 году. Другими улучшениями были: станция Зюйд в 1978 году, Флевопарк в 1980 году, станция RAI в 1981 году . , станция Слотердейк в 1982 году (расширенная в 1985 году) и второе соединение с Бос-эн-Ломмером/Слотермером в 1989 году.
В 1985 году до Харлеммерхауттюйнена была построена трамвайная линия, но она не была соединена с другими путями и не оборудована воздушными проводами. Тридцать лет спустя он так и не поступил на вооружение.
Новая технология
[ редактировать ]В 1989–1991 годах для замены старых сочлененных трамваев и эксплуатации новых линий компания BN в Брюгге , Бельгия, построила 45 сочлененных транспортных средств (номера 817–841 и 901–920). в Амстердаме Это были первые (частично) низкопольные трамваи . В тот же период в 1957 году были вывезены первые сочлененные трамваи, за исключением нескольких транспортных средств, которые ранее были повреждены в результате пожара или столкновения. Кроме того, ряд машин LHB 1974–1975 годов выпуска были сняты с вооружения.
новый трамвай до Буйтенвелдерта и Амстелвена В 1990 году был готов к работе . Линия 5 соединяет станцию Зюйд с Амстелвен Бинненхоф, а линия 51 работала как легкорельсовый транспорт от станции Зюйд до Амстелвен-Портвахтер, а затем до Вествейка в 2004 году. Также в 1990 году линия 9 до Ватерграафсмеера была продлена до Димена (Снип). В 1991 году были открыты линия 20 в час пик и линия 11 для специальных мероприятий. В 1993 году к сети были добавлены линия поддержки 11, а в 1997 году — круговая линия 20. Строки 6, 11 (2 строки) и 20 с тех пор исчезли. Тем не менее, линия 11 по-прежнему иногда используется для дополнительных рейсов до конференц-центра RAI.
В период с 2002 по 2004 год после заказа 155 трамваев Siemens Combino (№ 2001–2151 и 2201–2204) существующий трамвайный парк был в значительной степени обновлен. Четыре Combino были определены как автомобили с двусторонним движением для использования на линии 5 до Амстелвена. К середине 2004 года было поставлено 155 Combino. В результате последние старые сочлененные вагоны 1960-х годов были выведены из эксплуатации в марте 2004 года. Однако в период с 2004 по 2008 год все Combino приходилось постепенно выводить из эксплуатации для ремонта и усиления, чтобы исправить их многочисленные конструктивные недостатки.
В 2022 году была установлена трехсторонняя система определения точек Hanning & Kahl, позволяющая направлять трамваи маршрутов 4, 14 и 24 на правильный путь на стоянке А на Центральном вокзале.
Изменения 2001—2016 гг.
[ редактировать ]В декабре 2001 года линия 1 была продлена до нового района Де Акер, а линия 17 заменила линию 1 на маршруте между Осдорпплейн и Дейкграафплейн . В течение длительного периода линия 24 была перенаправлена на линию 16, а линия на линию 4 во время строительства станции метро De Pijp на улице Фердинанда Болстраата . В декабре 2002 года линия 6 была перенаправлена на заход на Центральный вокзал вместо Stadionplein, а в ноябре 2003 года линия 16 была продлена от Stadionplein до VU Medisch Centrum .
В мае 2004 года линия 10 была продлена/направлена на Ява-Эйланд (Азартплейн). Линии 7 и 14 позже были перенаправлены на Амстердам-Ост (с конечной остановкой во Флевопарке ). В декабре 2004 года линия 6 начала делить конечную остановку с линией 16 в VU Medisch Centrum ( Густав Малерлаан ). С этого месяца линия 7 делит конечную станцию Sloterpark линии 14; конечная остановка бывшей линии ранее была перенесена на Суринамплейн, поскольку поворотный круг на Босе и Ломмерплейн был закрыт.
30 мая 2005 года была открыта новая линия трамвая IJ (линия 26) (Центральная станция – Пит-Хейнтуннель – Эйбург , расстояние 8,5 км (5,3 мили)) и (первоначально) линия 16 была продлена от CS до Passagierterminal (для круизных лайнеров). Двенадцать месяцев спустя линия 6 была закрыта, а маршрут CS – Passagierterminal был заменен линией 25 с линии 16 (позже он снова был сокращен до CS). В декабре 2006 года линия 24 была продлена от Олимпиавега до VU Medisch Centrum.
был установлен новый разворот для линий 16 и 24 В октябре 2011 года на остановке De Boelelaan/VU . Он заменил кольцо на Густаве Малерлаане, которое должно было уступить место новому зданию.
В декабре 2013 года трамвайная линия 25 между Центральным вокзалом и Президентом Кеннедилааном в районе Ривьеренбюрт была прекращена. Трамвайные линии 4 и 12 также курсировали между Ривьеренбюртом и Центральным вокзалом, и частота их движения была увеличена. [10]
В мае 2015 года трамвайная линия 24 между Центральным вокзалом и VU Medisch Centrum была временно прекращена. С тех пор он был восстановлен, а линия 16 прекратила свое существование.
Изменения с 2017 года
[ редактировать ]Изменения 2017 года, связанные с открытием линии метро Север-Юг
[ редактировать ]Когда 22 июля 2018 года открылась новая линия метро Север-Юг (линия 52) , политика GVB и «Городского региона» Амстердама («Stadsregio») заключалась в том, что следует уделять особое внимание использованию метро, то есть путешественникам, путешествующим по В целом ожидается, что город будет использовать метро как часть своего путешествия и пересадки между метро, трамваями и автобусами. [11] [12]
Таким образом, новая трамвайная сеть состояла из 14 трамвайных линий. Меньше трамваев курсировало на линиях между Центральным вокзалом, южной частью центра города и Амстердам-Зюйд районом . Между тем, в районах, прилегающих к центру города, будет курсировать больше трамваев. Маршрут Лейдсеплейн — Ветерингсханс — Сарфатистраат — Весперплейн стал самым загруженным участком трамвайного маршрута, его обслуживали три линии.
Линии 9, 10 и 16 были прекращены, а линии 11 и 19 были вновь введены: [13]
- Линия 11 — тот же маршрут, что и линия 1, но с западной конечной остановкой на Суринамплейне.
- Линия 19 представляет собой комбинацию линий 9, 10 и 12, соединяющих Амстердам Слотердейк с Дименом (Сниеп) через Лейдсеплейн и Весперплейн.
Маршруты линий 1, 3, 5, 7, 12 и 14 были частично изменены, а маршруты 2, 4, 13, 17, 24 и 26 остались без изменений. На некоторых улицах трамваи больше не ходили, например, на Бос-ан-Ломмервег (линия 14), Мозес-ан-Ааронстраат (линия 14), Палейстраат (линия 14) или вдоль улицы Альберта Куипстраата – Рюисдалстраат – Йоханнес Вермеерстраат – Габриэль Метсустраат – Де Лайрессестраат – Cornelis Krusemanstraat – Amstelveenseweg до Stadionplein (линия 16). За исключением улицы Витте-де-Витстраат, где снятие трамвайных рельсов стало причиной удаления линии 7 на Постьесвег – Хофдвег, рельсы оставались на месте на случай объездов, поездок к трамвайному депо или возможных изменений маршрута в будущем.
Другие изменения с 2017 года
[ редактировать ]
В 2017 году путь линии 24 на участке Фердинанда Больстраата длиной 140 метров (460 футов) между Стадхаудерскаде и Альбертом Кайпстраатом был перестроен с двухпутного на однопутный. Это изменение было сделано для того, чтобы освободить больше места для пешеходов и велосипедистов. Во время реконструкции трамвайную остановку перенесли ближе к Мари Хайнекенплейн. [14]
Также в 2017 году ГВБ приступил к испытаниям использования спаренных пар трамваев на 26-м маршруте. Они были введены в эксплуатацию 28 сентября 2020 года. [7] [15]
В 2018 году GVB заменил кабины кондукторов в 151 трамвае Combino современными открытыми стойками обслуживания, что придало бы им более гостеприимную атмосферу. Эти переоборудования заняли 15 часов на трамвай и проводились в депо Лекстраат. [16]
В марте 2018 года начались работы по строительству альтернативного поворотного круга для трамвая 26 на стороне IJ от Центрального вокзала, который будет использоваться, когда такие мероприятия, как дамба и Дамлуп, блокируют Stationsplein. Он был завершен в октябре 2019 года к перекладке путей Stationsplein в 2020 году. [17]
3 марта 2019 года линия легкорельсового транспорта через Амстелвен (ранее линия метро 51, также известная как Амстелвенлин) закрылась, чтобы преобразовать ее в новую трамвайную линию до Вествейка, которая будет введена в эксплуатацию как линия 25. [18] [19] официально открыт 13 декабря 2020 года (неофициально введен в эксплуатацию 9 декабря 2020 года). [20] Линия 25 позже будет продлена дальше на юг до Уитхорна . [18]
27 мая 2019 года была открыта трамвайная линия № 6 в час пик между станцией Amsterdam Zuid и Amstelveen Stadshart. Поскольку линия метро 51 была прекращена, а новое автобусное сообщение между Де Боэлелааном / VU и Ораньебааном не прекращается, линия 5 стала переполненной. После 6 ноября 2020 года трамвайная линия №6 была прекращена из-за низкой посещаемости. Первоначально планировалось, что его заменит трамвайная линия 25 после открытия последней 13 декабря 2020 года. [21] [22]
С 23 марта 2020 года трамвайная линия 11 (Центральный вокзал – Лейдсеплейн – Суринамплейн) была приостановлена из-за падения пассажиропотока и окончательно отменена к концу того же года. GVB рекомендовал пассажирам сесть на трамвай 1 между Суринамплейном и Лейдсеплейн и на трамвай 2 или 12 между Лейдсеплейн и Центральным вокзалом. [23] [24]
7 февраля 2021 года снежная буря Дарси привела к остановке всей трамвайной системы Амстердама. К 9 февраля вновь заработали трамвайные линии 5 и 17. Однако к 10 февраля линии 1, 3, 4, 13, 14, 24 и 25 все еще не работали. На очистку всех трамвайных линий ото льда и снега потребовалось три дня, причем проблема усугублялась тем, что дорожное движение отбрасывало снег обратно на рельсы и снова замерзало. Чтобы помочь с расчисткой рельсов, GVB одолжил два сохранившихся рабочих вагона и команду у Electrische Museumtramlijn Amsterdam, местного действующего трамвайного музея. Одним из использованных старинных автомобилей был снегоочиститель родом из Wiener Linien (Вена). Второй музейный вагон представлял собой бывший трамвай, модифицированный для перевозки цистерны для разбрызгивания рассола на пути. Обе машины эксплуатировались сотрудниками музея. [25] [26]
14 июня 2021 года GVB официально снял с эксплуатации оставшиеся трамваи 11G (двунаправленный) и 12G (однонаправленный) производства La Brugeoise et Nivelles (BN). В этот день GVB передал на сохранение по одному трамваю каждого типа Электрическому музею трамлин Амстердам. Эти два трамвая совершили символический последний путь от депо Хавенстраат до депо Лекстраат. В наличии еще оставалось 45 трамваев БН, часть из которых будет продана на аукционе, а остальные сданы на слом. [27] Несмотря на официальный вывод из эксплуатации, трамваи 11G и 12G все еще находились в эксплуатации в течение следующих недель. [28] [29]
13 декабря 2021 года трамвайная линия 27 начала движение между Дейкграафплейном и Суринамплейном в утренние часы пик, дополняя движение трамвайной линии 17. [30]
В 2024 году GVB будет работать с региональным транспортным управлением Амстердама ( Vervoerregio Amsterdam ) над планированием перевода трамвайной системы Амстердама с 600 на 750 вольт. Такое преобразование позволит более эффективно использовать энергию, снизить затраты на электроэнергию, предотвратить перебои в работе при работе большого количества трамваев и поддерживать более крупные трамваи в будущем. [31]
21 июля 2024 года открылось продолжение линии 25 на юг между Амстелвеном Вествейком и Уитхоорном Центрумом . Поездка от Uithoorn Centrum (в Уитхорне ) до станции Amsterdam Zuid займет 30 минут. [5]
Линии
[ редактировать ]Текущие строки
[ редактировать ]По состоянию на 12 декабря 2021 г. [update]Трамвайная сеть Амстердама состояла из следующих линий: [32]
1 – Станция Мейдерпоорт – Весперплейн – Лейдсеплейн – Суринамплейн – Станция Лелилаан – Осдорп Де Акер ( Маттерхорн )
2 — Центральный вокзал — Лейдсеплейн — Хофддорпплейн — Ньив-Слотен ( Ауденардеплантсон )
3 - Ван Халлстраат [а] – Музейная площадь – Цейнтуурбан – станция Мейдерпоорт – Флевопарк
4 – Центральный вокзал – Фредериксплейн – Станция RAI
5 – Зуткеетсграхт [а] – Лейдсеплейн – Музейная площадь – Станция Зюйд – Эй- Джей Эрнстраат – Амстелвен Штадсхарт
7 – Слотермеер – Меркаторплейн – Лейдсеплейн – Весперплейн – Александерплейн – Азартплейн
12 – Центральный вокзал – Лейдсеплейн – Музейная площадь – Цейнтуурбан – станция Амстел.
13 – Центральный вокзал – Розенграхт – Меркаторплейн – Гойзенвельд ( Ламбертус Зийплейн )
14 – Центральный вокзал – Плотина – Плантаж – Александерплейн – Флевопарк
17 – Центральный вокзал – Розенграхт – Кинкерстраат – станция Лелилан – Осдорп ( Дейкграафплейн )
19 – Станция Слотердайк – Лейдсеплейн – Весперплейн – Александерплейн – Ватерграафсмеер – Димен Снип
24 – Центральный вокзал – Вийзельстраат – Фердинанд Больстраат – Стадионвег – Амстелвенсевег – VUmc – Де Боэлаан/VU
25 – Станция Зюйд – Сахаловлан – Амстелвен Вествейк – Центр Уитхорн
26 — Центральный вокзал — Ритландпарк — Пит Хейнтуннель — Эйбург ( IJburglaan )
27 (только во время утреннего пика) – Суринамплейн – станция Лелилан – Осдорп ( Дийкграафплейн )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б С 19 августа 2020 года трамвайные линии 3 и 5 были изменены в связи с реконструкцией моста Буллебак через Брауэрсграхт и строительством трамвайной петли Zoutkeetsgracht . В течение этого периода линия 3 была перенаправлена на кольцевую улицу Van Hallstraat на Westergasfabriek , обычно конечную линию 5, а линия 5 была перенаправлена на временный перекресток сначала на Eerste Marnixdwarsstraat, а затем, с 29 августа 2023 года, непосредственно перед петлей Zoutkeetsgracht. . Эти отклонения были сделаны потому, что трамваи двунаправленной линии 5 могут менять концы на временном переезде, а трамваи однонаправленной линии 3 - нет. [33] [34]
Бывшие линии
[ редактировать ]GVB может переназначить номер строки, который когда-то использовался на прежней линии, на новую, несвязанную линию. Например, в 2020 году номер 25 был присвоен трамвайной линии 25 (станция Zuid – Westwijk), которая не пересекается с бывшей линией 25 (Centraal Station – President Kennedylaan), закрытой в 2013 году.
Линия 6 использовалась несколько раз в качестве временного трамвая в час пик, последний раз в качестве дополнения к линии 5 во время преобразования линии метро 51 в трамвайную линию 25 ( станция Zuid – Amstelveen Stadshart). [21] [22]
Линия 8 ( Centraal Station — Nieuwmarkt — Waterlooplein — Weesperstraat — Rivierenbuurt ) существовала с 1905 по 1942 год. Этот трамвай проходил через старый амстердамский Йоденбуурт . эта линия использовалась Этот номер линии определенно никогда больше не будет использоваться, поскольку во время Второй мировой войны для перевозки депортированных евреев.
Линия 9 существовала с 1903 года по 22 июля 2018 года от Центрального вокзала до Димен-Снипа (до 1990 года до Ватерграафсмеера). Эта линия на большей части своего маршрута была заменена линией 19, которая вместо Центрального вокзала идет до станции Слотердейк, имея по пути возможность пересадки на несколько линий метро в направлении Центральной и Южной станций.
Линия 10 существовала с 19:00 до 22 июля 2018 года от Вестергасфабрик до Азартплейн. Эта линия на большей части своего маршрута была заменена линиями 5 и 7.
Линия 11 впервые существовала между 1904 и 1944 годами ( Центральный вокзал – станция Весперпоорт – станция Мейдерпоорт ) и на короткое время была переведена на другой маршрут с 1948 по 1955 год. В 1991 году и в период с 1996 по 2013 год этот номер также иногда использовался для специальных маршрутов во время мероприятий и конгрессов. в городе. С 1993 по 1996 год линия 11 также использовалась в качестве трамвая в час пик ( Центральный вокзал – Лейдсеплейн – Суринамплейн ) в дополнение к линии 1 . Этот маршрут был вновь открыт 22 июля 2018 г., но снова закрыт 23 марта 2020 г. из-за снижения пассажиропотока. [23] [24]
Линия 15 существовала с 1913 по 1932 год и с 1936 по 1937 год.
Линия 16 существовала с 1913 года по 22 июля 2018 года от Центрального вокзала до медицинского центра ВУ. Маршрут был примерно параллелен маршруту линии 24 и недавно открывшегося метро 52, поэтому эта трамвайная линия была закрыта.
Линия 18 существовала с 1913 по 1951 год по двум разным маршрутам.
Линия 20 существовала с 1922 по 1932 год, с 1991 по 1993 год (ветвь) и как кольцевой трамвай с 1997 по 2002 год. За весь период последовательно действовали три разные трамвайные линии с этим номером.
Линия 21 существовала как линия конно-тракторного трамвая (бывший муниципалитет Слотен ) с 1921 по 1925 год и как электрический трамвай с 1928 по 1931 год.
Линия 22 существовала с 1921 по 1944 год ( Центральная станция Кольцевой линии ).
Линия 23 существовала с 1921 по 1944 год (до стадиона до 1958 года).
Линия № 28 никогда не использовалась для трамвая в Амстердаме.
Номер 29 также раньше не использовался, но номера 28 и 29 имеют свои собственные цвета на случай, если они могут использоваться в будущем.
Линия номер 30 неофициально используется Музеем электрического трамвая Амстердама ( Harlemmermeerstation – Amstelveen – Bovenkerk ).
- Линия S использовалась в 1948 и 1949 годах для перевозки пассажиров между Центральным вокзалом и станцией Амстел, чтобы сделать станцию Амстел более доступной после войны. Эта линия не имела собственного цвета, а просто имела букву S впереди.
Цвета линий
[ редактировать ]После электрификации трамвайной сети Амстердама всем трамвайным линиям были присвоены номер и цвет линии. Последний указатель представляет собой квадратный логотип рядом с номером строки, чтобы люди, которые не могут прочитать номера строк, могли их узнать. На знаках трамвайных остановок также отображаются цвета линий, как и на линиях конного трамвая начала двадцатого века. Цвета линий использовались в других городах Нидерландов ( Гаага , Роттердам , Утрехт ), но за пределами Амстердама с тех пор цвета были удалены.
Цвета линии Amsterdam состоят из комбинаций одного или двух цветов (красного, зеленого, желтого, синего и белого). Допускаются не все цветовые сочетания: например, не используются зелено-синий и желто-белый из-за отсутствия контраста. Квадратную плоскость можно разделить по горизонтали, вертикали или диагонали.
Линиям поясов 3, 7, 9 и 10 была присвоена окраска линий одного цвета: желтого, синего, зеленого и красного соответственно. Радиальные линии обычно имели цвета линий, разделенные на две части. Позже были введены новые цвета линий, разделенные на три поля (всего с использованием двух цветов). В строках 7 и 13 снова разные комбинации. Линия 7 — синяя, но для наглядности добавлены две горизонтальные белые полосы. Линия 13 белая, но к ней добавлен узор из синих квадратов. Линия 22 (первоначально 19) (Центральная станция Кольцевой линии) была единственной линией, использовавшей розовый цвет.
В нынешней системе существует 38 цветовых комбинаций. В 1980-х годах несуществующим линиям 27, 28, 29 и 30, а также номерам линий метро 50 и 58 были присвоены никогда не использовавшиеся комбинации. Сегодня цвета линий используются до сих пор. Они расположены рядом с номером линии на передней части трамваев и легкорельсового транспорта (а также на легкорельсовом транспорте, курсирующем по линиям метро 50, 51, 53 и 54).
Штаб-квартира и склады
[ редактировать ]Первоначальная штаб-квартира AOM располагалась на Stadhouderskade 2. В 1923 году GTA открыла новую штаб-квартиру в здании в стиле амстердамской школы на углу Overtoom и Stadhouderskade 1. В 1983 году GVB переехал в Scheepvaarthuis (также в стиле амстердамской школы) . ; завершен в 1913 году) по адресу Prins Hendrikkade 108. В 2004 году GVB снова переехал в современное офисное здание по адресу Arlandaweg 100, недалеко от станции Sloterdijk .
Для работы трамваев Амстердама имеются два основных депо: Havenstraat ( Oud-Zuid ), открытое в 1914 году, и Lekstraat ( Rivierenbuurt ), построенное между 1927 и 1929 годами в стиле амстердамской школы. 12 июля 2010 года произошло объединение управления двух депо. Депо Лекстраат теперь используется только для хранения, а ежедневное обслуживание всех трамваев теперь осуществляется в депо Хавенстраат.
Линия 26 использует IJburgstalling, трамвайную стоянку на Zeeburgereiland в районе IJburg в Амстердаме. Расположенный вдоль трамвайной линии 26, рядом с остановкой Bob Haarmslaan, двор был построен специально для линии 26, отчасти из-за нехватки места в депо Лекстраат, а отчасти для сокращения времени выполнения работ. Двор открылся в мае 2005 года и был вновь открыт 28 сентября 2020 года после реконструкции для обслуживания спаренных трамваев и увеличения его вместимости с 18 до 32 трамваев. [15] [35]
Линия 25 использует трамвайную стоянку Legmeerpolder, расположенную к югу от трамвайной остановки Westwijk , конечной линии 25 в Амстелвене. Открытый в августе 2020 года двор вмещает 36 трамваев. [36]
С 1996 года главная трамвайная мастерская Амстердама находится в Димен -Зюйд. Он соединен с сетью километром однопутного пути от конечной остановки Diemen Sniep линии 19. Ранее с 1902 года он располагался на Толленстраат ( Ауд-Запад ).
Подвижной состав
[ редактировать ]Изображение | Ряд | Емкость сидеть/стоять [2] | Длина [2] | Ширина | Масса [2] | Количество построенных (в обслуживании) | Доставленный | В операция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | Серия 11G производства БН. 901-920 двунаправленные трамваи официально вышел в отставку 14 июня 2021 г. [27] | 52/76 | 25,9 м (84 фута 11 + 5 ⁄ 8 дюймов) | 2,35 м (7 футов 8 + 1 ⁄ 2 дюйма) | 38 тонн | 20 (0) | 1989–1990 | 1990–2021 |
![]() | Серия 12Г производства БН. 817-841 все вышли на пенсию к 2 января 2021 г. | 51/90 | 25 (0) | 1990–1991 | 1991–2021 | |||
![]() | Серия 13G Сименс Комбино С1: 2001–2130, 2145–2151 гг. C1A: 2131-2144 (с ATB для Пита Хейнтуннеля ) | 55/76 | 29,2 м (95 футов 9 + 5 ⁄ 8 дюймов) | 2,4 м (7 футов 10 + 1 ⁄ 2 дюйма) | 36 тонн | 151 (151) | 2001–2005 | 2002 – настоящее время |
![]() | Серия 14G Сименс Комбино двунаправленные трамваи С2А: 2201-2204 | 52/99 | 4 (4) | 2002 | ||||
![]() | Серия 15G CAF Урбос 100 двунаправленные трамваи R-net Ливрея : 3001-3025 сине-белая ливрея: 3026-3063 [37] [38] [39] | 50/125 | 30 м (98 футов 5 + 1 ⁄ 8 дюймов) | 39 тонн | 72 (72) | 2019–2022 | 2020 – настоящее время |
трамваи 15Г
[ редактировать ]Трамваи 15Г были необходимы для замены 30-летних трамваев 11Г и 12Г. Трамваи имеют сцепки для движения на линиях Amsteltram и IJtram (номера 25 и 26 соответственно), являются двунаправленными и низкопольными. Ожидалось, что материалы новых трамваев будут на 92 процента подлежат вторичной переработке. [39]
Разработка
[ редактировать ]11 ноября 2016 года GVB заключила контракт с испанским производителем Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) на производство и поставку 63 новых трамваев с возможностью приобретения еще 60. В июле и августе 2017 года полноразмерный макет нового трамвая был выставлен в депо Лекстраат, чтобы получить комментарии общественности. В конце 2018 года CAF построила первый трамвай и начала его испытания на собственном 350-метровом испытательном треке. В депо Хавенстраат был установлен трамвайный тренажер для трамвая 300 операторов GVB. В 02:45 утра 26 апреля в цех Diemen прибыл первый трамвай 15G. Чтобы удовлетворить требования законодательства, испытания должны были пройти три этапа: 1) работа на территории мастерской Diemen, 2) на трамвайной сети, когда другие трамваи не ходили, и 3) между другими трамваями в сети. Зимние испытания проводились на предприятии в Миндене , Германия. 13 июля 2020 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию линии 15Г. В ночь с 28 на 29 мая 2019 года 15G совершил первый тестовый рейс по трамвайной сети. Ночные звуковые тесты проводились с 29 июля по 15 августа. С 19 сентября трамвай с мешками с песком совершил пробные пробеги по трамвайной сети, пока остальные трамваи работали в обычном режиме. В мае 2020 года GVB заказал у CAF еще 9 трамваев, все 72 трамвая обойдутся в 209,1 миллиона евро. В 2020 году, несмотря на Из-за COVID-19 на несколько месяцев были заблокированы все второстепенные предприятия в Испании, CAF приложила дополнительные усилия, чтобы поставить последний 15G в срок. С 30 ноября по 12 декабря 2020 года прошли тренировочные рейсы на сцепленных трамваях 15G. 13 декабря 2020 года на линии Амстелвен (также известной как Амстелтрам , линия 25) вступили в строй спаренные пары трамваев 15G; эти трамваи были в ливрее R-net . В конце марта 2021 года трамваи 15Г появились в сине-белой ливрее ГВБ. 72-й трамвай 15Г принят 11 апреля 2022 года. [39]
У GVB по-прежнему есть возможность приобрести у CAF еще 53 трамвая 15G. Для расширения трамвая IJtram (линия 26) между Centrumeiland en Strandeiland потребуется 13 дополнительных трамваев, а для новой трамвайной линии между железнодорожными станциями Station Sloterdijk и Zuid (вдоль автобусной линии 15) потребуется еще 11. [39]
Проблемы
[ редактировать ]18 августа 2020 года поступили жалобы на визг колес, когда трамвай 15G объезжал разворот на Азартплейн. Чтобы решить эту проблему, компания GVB внедрила на трамвае механизм смазки с GPS-управлением, позволяющий наносить тонкий слой масла на колеса. [39]
Вскоре после ввода в эксплуатацию трамваев 15G произошел частичный сход с рельсов. Трамваи не имели надлежащей связи с системами стрелочных переводов. Первоначально для устранения проблемы требовался обслуживающий персонал на месте. Пока не было постоянного решения, на путях устанавливались ящики управления, чтобы операторы трамваев могли выйти на улицу и вставить ключ в ящик для включения переключателей и сигналов. [39]
В октябре 2021 года поступили жалобы на то, что выдвижной пандус для инвалидных колясок слишком наклонен, слишком короток или имеет перегиб. Это сделало пандус непригодным для использования для некоторых типов инвалидных колясок и потребовало помощи. Однако в трамваях не было кондуктора, который мог бы помочь. По состоянию на май 2022 г. [update], ГВБ ждал решения от производителя. [39]
См. также
[ редактировать ]- Амстердамское метро
- Транспорт в Амстердаме
- Список систем городского трамвая в Нидерландах
- История Амстердама
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Амстердамский трамвай» . Городская железная дорога . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Трамвай - Статистика трамвая» (на голландском языке). ГВБ . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 г. Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «ГВБ Холдинг Н.В. Яарверслаг» . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ «Амстелвен, Оранжебан» . Карты Гугл . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Трамвай № 25 до Уитхорна» . ГВБ . Муниципальная транспортная компания . Архивировано из оригинала 17 июля 2024 г. Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Димен, Димен Снип» . Карты Гугл . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двойной трамвай до Эйбурга в качестве испытания» (на голландском языке). Хет Парул. 12 мая 2017 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Новые трамваи» . Амстелвенлин (на голландском языке). Город Амстердам. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 года.
- ^ Проект транспортного плана в начале Noord/Zuidlijn.pdf , www.gvb.nl; Октябрь 2016.
- ^ «Новое расписание ГВБ с воскресенья: что изменится для вас?» (на голландском языке). Хет Парул. 13 декабря 2013 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Трамвай частично исчезнет с уличной сцены Амстердама с 2018 года , www.parool.nl; 13 октября 2016 г.
- ^ GVB хочет, чтобы жители Амстердама чаще пользовались метро , www.at5.nl; 13 октября 2016 г.
- ^ Официальный сайт
- ^ «Фердинанд Болстраат закрыт: трамвай 16 объезд» . Het Parool (на голландском языке). 8 января 2017 года. Архивировано из оригинала 8 января 2021 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Открытие парковки IJtram и начало совместного движения на линии 26» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 29 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «151 трамвай «Комбино» от ГВБ, оборудованный стойкой обслуживания» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 26 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Неизвестно [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Город Амстердам (сентябрь 2018 г.). «Информационный бюллетень об Амстелвенлине» (pdf) . Амстелвенлин . Необходимо загрузить справочный PDF-файл.
- ^ Город Амстердам (сентябрь 2019 г.). «Линия 25, новый номер Амстелтрам» . Трамвай Амстел (на голландском языке) . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ «Путешествие по линии 25 возможно со среды, 9 декабря» (на голландском языке). Муниципальная транспортная компания . 9 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2020 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новая трамвайная линия 6 укрепляет линию 5 в Амстелвене» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 20 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2019 года . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обновление линии Амстелвен» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 2 ноября 2020 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2020 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новые изменения в наших услугах с 23 марта» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 20 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 2 января 2021 г. Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Расписание 2021 – Изменения в трамвае» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 3 января 2021 г. Архивировано из оригинала 2 января 2021 г. Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Обновление экстремальной зимней погоды» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 9 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Метель оставляет свой след на ГВБ: все трамваи снова не будут ходить до конца завтрашнего дня» (на голландском языке). Новости Нью-Йорка. 10 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Прощай, трамваи 11 и 12G, GVB передает в дар Museumtram два трамвая» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 14 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Стадионная площадь вечером» . Flickr (на голландском языке). 29 июня 2021 г. . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Педальный вагон 12G, трамвай GVB в центре Амстердама, работает на линии 16, 27 июня 2016 г.» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 27 июня 2021 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Амстердам» . Городской электрический транспорт (на голландском языке). 13 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «Трамвайная сеть от 600 до 750 вольт» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 19 декабря 2023 г. Архивировано из оригинала 6 января 2024 г.
- ^ «Диенстрегелинг 2022» . ГВБ . Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Закрытие Bullebakbrug на Marnixstraat» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 19 августа 2020 г. . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ «Буллебак клар ванаф, 29 августа» . Amsterdam.nl (на голландском языке). 24 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2023 года.
- ^ «IJtramstalling Zeeburgereiland Amsterdam» . Кумай Метаал (на голландском языке). Архивировано из оригинала 2 января 2021 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Завершение строительства конюшни и работ» . Линия Амстелвен (на голландском языке). Город Амстердам. 16 января 2020 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Новые трамваи 15G» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 21 декабря 2021 . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ "GVB Activa BV. - Серия 3001-3063" . Traminfo.nl (на голландском языке) . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «15G: от начала до конца за семь лет» . Муниципальная транспортная компания (на голландском языке). 11 мая 2022 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дюпарк, HJA (1990). Lijnenloop Openbaar Vervoer Amsterdam 1839–1989 [ Кольцевая линия общественного транспорта Амстердама 1839–1989 ] (на голландском языке). Амстердам: Муниципальная транспортная компания. ISBN 90-901395-7-5 .
- Дюпарк, HJA (2000). Век электрической эксплуатации трамваев в Амстердаме [ Век электрической эксплуатации трамваев в Амстердаме ] (на голландском языке). Делфт: HJA Duparc. ISBN 90-901395-7-5 .
- Фрике, Ян (1990). Искусство транспорта. Образ 150-летия общественного транспорта Амстердама [ Искусство транспорта. Фотография 150-летия общественного транспорта в Амстердаме. ] (на голландском языке). Гаага: SDU Uitgeverij. ISBN 90-12-06442-2 .
- ван 'т Хугерхейс, Герман (1996). Трамвайное оборудование в Нидерландах и Бельгии [ Трамвайное оборудование в Нидерландах и Бельгии ] (на голландском языке). Алкмаар: Алк. ISBN 90-6013-948-8 .
- Лейдериц, WJM (1979). Van Paardentram naar Dubbelgelede [ От конного трамвая к двухсочленённому трамваю ] (на голландском языке). Алкмаар: Алк. ISBN 90-6013-904-6 .
- Стер, Жерар (1982). Железнодорожное и трамвайное оборудование в Нидерландах [ Железнодорожное и трамвайное оборудование в Нидерландах ] (на голландском языке). Алкмаар: Алк. ISBN 90-6013-916-Х .
- Виссер, Ноэль (2000). В широком смысле: Общественный транспорт Амстердама (1900–2000 гг.), в честь 100-летия GVB [ В широком смысле: Общественный транспорт в Амстердаме (1900–2000 гг.), в честь 100-летия GVB ] (на голландском языке). Амстердам: Муниципальная транспортная компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Память об амстердамском трамвае (Воспоминания об амстердамских трамваях) (на голландском языке) - со множеством изображений.
- Фотографии амстердамского трамвая в Банке изображений Амстердама Stadsarchief Amsterdam (Городской архив Амстердама) (на голландском языке)
- База данных / фотогалерея Амстердама и список трамваев Амстердама на сайте Urban Electric Transit - на разных языках, включая английский.
- База данных / фотогалерея Амстердама на Phototrans – на разных языках, включая английский.
- Фотогалерея Амстердама на сайте public-transport.net.
- Старая карта трамвая (около 2012 г.)
- ^ «Стадсделен» . Гемеенте Амстердам. Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 20 июля 2024 г.