Еврейский квартал
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |
Еврейский квартал | |
---|---|
Окрестности Амстердама | |
Страна | Нидерланды |
Провинция | Северная Голландия |
КОРП | Амстердам |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
Йоденбуурт ) ( голландский : еврейский квартал — район Амстердама , Нидерланды . На протяжении веков до Второй мировой войны он был центром голландских евреев Амстердама — отсюда и его название (буквально еврейский квартал ). Он наиболее известен как место рождения Баруха Спинозы , дом Рембрандта и еврейское гетто времен нацистской оккупации Нидерландов .
Границы
[ редактировать ]Традиционно границами Йоденбуурта, к востоку от центра города, являются река Амстел на юго-западе, каналы Званенбургваль «Лебединая городская стена» и каналы Аудешан «Старый вал» на северо-западе, Рапенбург улица на северо-востоке и Ньюве. Херенграхт «Канал Новых Патрициев» на юго-востоке. Но в него вошли части Ньюмаркта «Новый рынок», Синт-Антониесбреестраат «Бродная улица Святого Антония», Плантаж «Плантаж» и Весперзейде «Сторона Веспа», особенно после 1882 года, когда появились два канала, Лепрозенграхт «Канал прокаженных». и Хаутграхт «Деревянный канал» были засыпаны.
История
[ редактировать ]Первыми евреями, поселившимися в Амстердаме, были сефарды , изгнанные из Португалии и Испании в 1493 году. В последующие десятилетия к ним присоединились ашкенази из Центральной и Восточной Европы, первые из которых прибыли из Германии в 1600 году. В те годы единственная доступная земля для них находилась на окраине восточной стороны Центра — острове Влооенбург , окруженном рекой Амстел и каналами, — поэтому они поселились вдоль главной улицы острова, Бристраат, которая быстро стала известна как Jodenbreestraat («Еврейская широкая улица»). (Близлежащая площадь Waterlooplein («Площадь Ватерлоо») не была создана до 1882 года, когда Лепрозенграхт и Хаутграхт были осушены.) К 1612 году население составляло около 500 человек, но оно удвоилось примерно до 1000 в 1620 году, а затем снова до 2500 в 1672 году. Евреи дали своему новому дому Амстердаму еврейское название Мокум («место»). [ 1 ] чтобы показать, что они наконец почувствовали себя в городе как дома.
Это произошло потому, что с Утрехтской унией в 1579 году всем жителям Голландской Республики должна была быть предоставлена религиозная свобода, и это был первый раз, когда европейская страна установила и закрепила свободу религии как закон страны. [ 2 ] Поэтому евреям было разрешено строить свои собственные синагоги . Первой из них была Бет-Иаков, построенная между 1602 и 1610 годами, за ней следовала вторая синагога, Неве Шалом, построенная между 1608 и 1612 годами, и третья, Бет Исраэль, основанная в 1618 году. Все они были сефардами. Все они были скрыты и поэтому не видны с улиц.
Но евреи были не одни в Йоденбуурте . К ним присоединились несколько христиан. Одним из них был художник Рембрандт , который был очарован «библейскими» лицами своих новых соседей. В 1641 году группа францисканцев также приехала, чтобы основать тайную католическую церковь в доме под названием « Моисей », вне досягаемости протестантских властей Амстердама. Известная как «Еврейская церковь», она начиналась как Синт-Антониускерк («Церковь Св. Антония Падуанского »), но выросла в Мозес эн Ааронкерк («Церковь Моисея и Аарона »). Он до сих пор стоит на площади Ватерлоо.
8 ноября 1616 года евреи были признаны законными гражданами города Амстердама. Но им по-прежнему не разрешалось заниматься некоторыми профессиями ; им не разрешили вступить в гильдии Амстердама. Поэтому они ограничились уличной торговлей, [ 3 ] финансирование, книгопечатание и огранка алмазов — единственные профессии, которые были им открыты. С 1622 года синагоги начали сотрудничать на благо Йоденбуурта . 3 апреля 1693 года они объединили свои районы в единый муниципалитет под названием Талмуд Тора . В том же году они также открыли первую синагогу, которую было видно с улицы. Он стоял на Хаутграхте, на нынешней площади Ватерлоо. Рядом с новой синагогой на улице Нью-Амстелстраат («Нью-Амстел-стрит») находился мясной рынок, где жители района могли покупать кошерное мясо.
Сефарды не имели должных знаний об иудаизме . Им не разрешалось быть евреями в Португалии и Испании, но им разрешалось жить как так называемые марраны или лжехристиане. Поэтому в Амстердаме они послали за раввинами из Италии , Северной Африки и Османской империи , чтобы они научили их путям иудаизма в Йоденбуурте . Первая ашкеназская синагога , Большая синагога (ныне Еврейский исторический музей ), и пятая сефардская синагога , португальско-израильская синагога , были открыты в 1671 и 1675 годах соответственно, увековечены гравюрами голландца Ромейна де Хоге (1645). –1708). Португальская синагога была местом, где Спиноза был подвергнут запрету сефардской еврейской общиной в 1656 году.
Благодаря знанию испанского и португальского языков многие сефарды занимались торговлей и плантациями в испанских и португальских колониях в Южной Америке . Некоторые евреи, такие как Исаак де Пинто и его отец Давид, имели большое влияние на национальное правительство Республики семи объединенных провинций, но они подверглись резкой критике со стороны Дулистена , политической коалиции оранжистов , умеренных, радикалов и демократов. . Во времена Батавской республики несколько жителей Йоденбуурта , в том числе Йонас Даниэль Мейер (1780–1834), первый еврейский юрист в Нидерландах, и Карел Ассер (1780–1836), [ 4 ] судьи, были допущены в коллегию адвокатов, в гражданские общества и даже в муниципальную политику, но вступили в конфликт с парнассием , религиозными лидерами своего района.
19 и начало 20 веков
[ редактировать ]Достижения Исаака да Кошты , Авраама Кападозе и других евреев стали возможными благодаря эмансипации евреев примерно в 1825 году. В 19 веке многие евреи активно занимались обработкой, огранкой и торговлей алмазами, что привело к созданию первого профсоюза в Нидерландах. – Algemene Nederlandse Diamantbewerkersbond (« Всеобщий голландский профсоюз работников алмазной промышленности ») под председательством Анри Полака . Ее штаб-квартира, Beurs van Berlage («Биржа Берлаге»), названная в честь архитектора Хендрика Петруса Берлаге , находилась в Плантаже.
С ростом их благосостояния в конце 19-го и начале 20-го веков многие жители переехали из Йоденбуурта в новые районы, такие как Трансваальбюрт , Ватерграафсмеер [ «Озеро Водного Графа»] и Ривиренбюрт [ " Район Риверс»]. После того, как Лепрозенграхт и Хаутграхт были заполнены в 1882 году, рынок Йоденбуурт был перенесен с Йоденсбреестраат на новую площадь Ватерлооплейн и стал популярной воскресной достопримечательностью для остальной части Амстердама. Амстердамский трамвайный альянс 8 начал свою деятельность в 1906 году и проложил свои линии от Центрального вокзала через Ньюмаркт, Ватерлооплейн, Весперплейн до Ван Вустраата, а затем до Ривьеренбюрта . Но линия 8 прекратила свое существование летом 1942 года после того, как немецкие оккупанты запретили евреям ездить на трамваях.
В 1930-х годах, с приходом к власти Адольфа Гитлера , многие немецкие евреи бежали от преследований нацистов в Нидерланды, но голландское правительство приняло их только в том случае, если им угрожала «прямая опасность для жизни». В 1933 году было также решено, что государство не будет нести ответственность за финансовые расходы по переселению еврейских беженцев. [ 5 ] [ 6 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны немцы вторглись в Нидерланды в мае 1940 года и оставались там до мая 1945 года. В 1941 году нацисты объявили Йоденбюрт еврейским гетто и подверглись все более возрастающим ограничениям. Вокруг всего квартала был возведен большой забор, а многие мосты были поставлены под постоянную охрану, чтобы контролировать вход и выход жителей. Многие другие евреи находились на складах в Трансваальбуурте. 10 января 1941 года все граждане-евреи должны были зарегистрироваться у нацистов. 6 июля 1942 года им не разрешили звонить по телефону и принимать посетителей-неевреев. 23 октября 1942 года им запретили управлять легковыми и грузовыми автомобилями. Три крупных рейда произошли в Амстердаме, включая Йоденбюрт , в мае, июне и сентябре 1943 года. [ 7 ] и в результате этих набегов сотни евреев были депортированы на «Восток». Но многие из них скрылись с помощью своих христианских соседей и друзей и пережили войну.
Таким образом, Йоденбуурт был практически пуст и оставался таким до конца войны. Затем наступила голодная зима 1944–1945 годов . Многие здания Йоденбуурта были снесены холодными и голодающими жителями Амстердама, чтобы накормить свои печи и камины для приготовления пищи и отопления. Не остались в стороне и четыре ашкеназские синагоги на площади Йонаса Даниэля Мейера. С них сняли почти все дерево, из галерей и даже из трех из четырех священных ковчегов ( арон хакодеш , шкафов для хранения свитков Торы ) . Только Святой Ковчег Великой Синагоги остался в покое, потому что он был сделан из мрамора, а не из дерева.
Война уничтожила еврейское население Амстердама. До прихода немцев во всем городе проживало 80 000 евреев, но после их ухода осталось всего 5 000. [ 8 ] Это были те, кто вернулся из лагерей смерти в Германии и оккупированной немцами Польше . [ 9 ] Некоторые голландцы спасли гораздо больше евреев в их домах, монастырях и приютах.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После войны то, что когда-то было шумным и процветающим районом, было по большей части заброшено и заброшено. В 1953 году муниципальное правительство разработало планы капитального ремонта, включая большое расширение до Weesperstraat и Prins Hendrikkade, а также строительство так называемого «oostlijn» расширения до амстердамского метро . Многие дома были снесены и заменены большими многоквартирными домами и офисными зданиями, в том числе Мауполеумом , построенным и названным в честь еврейского застройщика Маупа Карансы , который пережил войну в этом районе и приобрел большую его часть. [ 10 ]
Сегодня мало что осталось от некогда процветающего еврейского квартала, существовавшего когда-то в Йоденбуурте; однако есть несколько сохранившихся памятников еврейской истории Амстердама. К ним относятся Еврейский исторический музей и Португальская синагога . Спасенный от почти сноса в 1975 году, Huis de Pinto представляет собой особняк на Синт-Антониесбреестраат, который когда-то принадлежал богатой португальской сефардской семье, которую часто называют семьей Ротшильдов голландского золотого века .
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Еврейская улица в Амстердаме , Макс Либерманн (1906)
-
Бывший «Девентер Хаутмаркт» (ныне JD Meijerplein) в 1861 году, картина Виллема Хеккинга.
-
Лепрозенграхт (канал прокаженных, после засыпки) и на заднем плане Мозес-эн-Ааронкерк , в самом сердце Йоденбуурта. Картина Дж. Ламерса 1895 года, скопированная с оригинальной работы Корнелиса Кристиана Доммерсхейзена (1842-1928).
-
Португальская синагога на площади Виссерплейн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на голландском языке) " Mokum-Events ", MokumEvents.nl , получено 28 декабря 2013 г.
- ^ Жанетт Леб, « Еврейская история Амстердама », Еврейская история Амстердама - Экскурсии по еврейскому Амстердаму , получено 28 декабря 2013 г.
- ^ « Рынок на площади Ватерлоо: Ватерлооплейн », Еврейский исторический музей / Еврейский исторический музей , данные получены 28 декабря 2013 г.
- ↑ Карел Ассер был прадедом Тобиаса Ассера (1838–1913), одного из лауреатов Нобелевской премии мира 1911 года .
- ^ (на голландском языке) Война, преследование, сопротивление, голод и освобождение в Plan Zuid [ Война, преследование, сопротивление, голод и освобождение в Южном плане ], получено 28 декабря 2013 г.
- ^ (на голландском языке) « План Зюйд и война [Южный план в войне»]», Воспоминания , о Южном плане получено 28 декабря 2013 г.
- ^ (на голландском языке) « Рейды и другие антиеврейские меры в Амстердаме-Зюйде / Ривиренбюрте [Рейды и другие антиеврейские меры в Южном Амстердаме / Ривиренбюрте]», Война, преследование, сопротивление, голод и освобождение в Плане Зюйд [ Война, Преследование, сопротивление, голод и освобождение в Южном плане ], получено 28 декабря 2013 г.
- ^ Герт Мак, автор, и Филипп Блум, переводчик, Амстердам: Краткая жизнь города ( Лондон : Vintage Press, 2001), ISBN 978-1860467899 , стр. 264 .
- ^ Люси С[чайлкрет]. Давидович , Война против евреев , 1933–1945 (Нью-Йорк: Open Read Integrated Media, 2010), страница 447 .
- ^ Купер, Саймон (2012). «Аякс», голландцы, война: странная история футбола в самый темный час Европы . Национальные книги. п. 193. ИСБН 9781568587233 .
Библиография
[ редактировать ]- (на голландском языке) Аб Каранса, Сбор на Трансваальплейн. Памяти еврейского пролетариата Амстердама [ Собрание на площади Трансвааля: памяти еврейского пролетариата Амстердама ] (Амстердам: Bosch & Keuning, 1984), ISBN 90-246-4523-9 .
- (на голландском языке) Flip ten Cate, Dit volckje seer verwoet: история Sint Antoniesbrestraat (Амстердам: Uitgeverij Pantheon, 1988), ISBN 90-72653-01-7 .
- Сельма Лейдесдорф , автор, Фрэнк Хени, переводчик, Мы жили достойно: еврейский пролетариат Амстердама 1900-1940 ( Детройт : издательство Wayne State University Press, 1994), ISBN 0-8143-2338-3
- Стивен Надлер, Евреи Рембрандта ( Чикаго : University of Chicago Press, 2003), ISBN 0-226-56736-2
- (на немецком языке) Барбара Бойс, « Жизнь с врагом ». Амстердам под немецкой оккупацией 1940–1945 гг. [« Жизнь с врагом », Амстердам под немецкой оккупацией 1940–1945 гг .] ( Мюнхен : Carl Hanser Verlag, 2012), ISBN 9783446240711