Станция метро Весперплейн
Весперплейн | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Уровень пути станции метро | |||||||||||||||||||
Общая информация | |||||||||||||||||||
Расположение | Весперплейн, Амстердам | ||||||||||||||||||
Координаты | 52 ° 21'41 ″ с.ш. 4 ° 54'28 ″ в.д. / 52,36139 ° с.ш. 4,90778 ° в.д. | ||||||||||||||||||
Владелец | CFP | ||||||||||||||||||
Линия(и) | 51, 53, 54 (метро) | ||||||||||||||||||
Платформы | 2 | ||||||||||||||||||
Треки | 2 | ||||||||||||||||||
Соединения | ![]() ![]() | ||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||
Создать зоны | 5700 (Центр) | ||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||
Открыто | 16 октября 1977 г. | ||||||||||||||||||
Восстановлен | 2017–2018 | ||||||||||||||||||
Пассажиры | |||||||||||||||||||
2023 | 32,264 | ||||||||||||||||||
Классифицировать | 3 место из 39 | ||||||||||||||||||
Услуги | |||||||||||||||||||
|
Weesperplein — станция метро в центре Амстердама , Нидерланды. Обслуживаемый линиями 51, 53 и 54 амстердамского метрополитена , он был построен с использованием кессонов длиной и шириной 40 метров (130 футов). Он имеет два этажа: верхний с залом станции и складами и нижний с путями. Строительство началось в августе 1970 года, а первые тестовые заезды прошли в январе 1977 года. Обширные испытания были проведены в сентябре того же года, прежде чем он открылся 16 октября.
Еще одну платформу построили ниже существующей, так как изначально планировалось, что станция будет пересечением двух линий. Вместо этого эта платформа использовалась в качестве убежища от радиоактивных осадков вместимостью 5000 человек, когда большая часть сети была закрыта в 1975 году из-за протестов против разрушения домов. С 1999 года убежище не обслуживалось, а в 2004 году оборудование было демонтировано, чтобы освободить место для установки дымоудаления.
Ремонт во время реконструкции 2011 года был некачественным и переделывался несколько раз. Весперплейн была снова отремонтирована в 2017–2018 годах, когда между холлом и путями были добавлены новый лифт и еще две лестницы. Это была третья по посещаемости станция амстердамского метро в 2023 году.
Макет
[ редактировать ]Weesperplein и другие станции метро на Восточной линии были спроектированы двумя архитекторами из правительства Амстердама : Беном Спенбергом и Сьером ван Рейном . [ 1 ] Станция расположена под Weesperstraat. [ 2 ] и состоит из двух подземных уровней. Верхний уровень имеет восемь входов с улицы. [ 3 ] и включает в себя ворота метро и некоторые магазины, такие как Albert Heijn To Go мини-маркет и магазин сэндвичей. [ 4 ] Последний, открытый в 1980 году и принадлежавший семейной паре, был продан в конце 2023 года ресторану, расположенному на станции метро Waterlooplein . Раньше на этом уровне существовало еще несколько магазинов, но позже они были закрыты. [ 5 ] [ 6 ] На нижнем уровне расположены пути метро и имеются две боковые платформы . Все остальные станции метро на Восточной линии имеют островную платформу , но исключение было сделано для Weesperplein, поскольку предполагалось, что это станция , где две линии будут пересекаться . [ 7 ] что также привело к увеличению зала станции. [ 8 ] Остальная часть метрополитена работает по двухпутному принципу ; Весперплейн - единственная станция, у которой между этими двумя есть третий резервный путь. Этот путь можно использовать в случае чрезвычайной ситуации. [ 9 ] В 2018 году велопарковки у одного из входов заменили цветами. [ 10 ] Станция находится в непосредственной близости от кампусов Амстердамского университета (UvA) и Амстердамского университета прикладных наук (HvA). [ 11 ]
Станция-призрак и убежище
[ редактировать ]
На Весперплейн планировщикам пришлось рассмотреть возможность строительства дополнительной линии Восток-Запад. [ 12 ] Поскольку в то время почти гарантированно была построена вторая линия, было принято решение начать работы над нижней платформой заранее, так как ее последующее строительство было бы слишком сложным. [ 13 ] Была создана дополнительная территория под платформой, используемой Ист-Лайн, которая представляла собой большие открытые площадки, сделанные из бетона. [ 14 ] В этой зоне можно было разместить только островную платформу, поскольку колонны, поддерживающие всю конструкцию станции наверху, ограничивали размер туннеля. Между двумя линиями должен был быть дополнительный путь. По первоначальному плану линия, проходящая через нижнюю часть, частично проходила под некоторыми домами на Весперплейн, которые были бы снесены, если бы линия действительно была построена. Это также совпало с планом расширения улицы для автомобилей. [ 13 ]
После того, как 19 марта 1975 года муниципалитет отменил линию Восток-Запад, [ 15 ] территория была преобразована для использования в качестве убежища от радиоактивных осадков . [ 14 ] Вся станция вмещает до 12 000 человек. [ 16 ] В приюте их 5000. [ 17 ] В убежище были кровати, резервуары для воды и мусоропроводы для утилизации радиоактивной одежды. [ 18 ] В самом низу есть душевые с переборками, но душевые насадки и системы утилизации были позже убраны. [ 17 ] Двери водонепроницаемы и проходят ежегодные испытания на предмет работоспособности. Общественные приюты в Амстердаме, в том числе приют на Весперплейн, не обслуживались с 1999 года. [ 18 ] В 2004 году оборудование было демонтировано, чтобы освободить место для установки дымоудаления на случай пожара. [ 14 ] В бывшее убежище можно попасть через раздвижные двери на верхнем уровне станции. [ 17 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Бюро Stadsspoor (Городское железнодорожное бюро) было создано в 1963 году после отчета 1960 года и пришло к выводу, что Амстердаму нужна новая железнодорожная система для перемещения большого количества людей. К 1966 году бюро опубликовало пять отчетов и изложило окончательный план четырех линий метро в городе, который был представлен публике в том же году во время пресс-конференции олдерменом Роэлем де Витом . [ 19 ] План включал две линии Восток-Запад: одну от Осдорпа до Восточного Бейлмермера , а другую от Гойзенвельда до Бейлмермера через Центральный Амстердам . Эти линии пересекались бы друг с другом дважды: в Лойерсграхте. [ 20 ] и на Весперплейн. [ 21 ] Этим двум линиям был отдан приоритет и они были определены как первый этап проекта, поскольку они будут обслуживать район Бейлмермер. В то время этот район все еще находился в стадии разработки, и планируемое метро играло ключевую роль в его проектировании. [ 22 ]
Муниципальный совет и мэр Амстердама собрались в апреле 1968 года, чтобы обсудить вопрос о метро. Месяц спустя совет утвердил планы по рекомендации бюро и зарезервировал 5 миллионов голландских гульденов для проектирования восточных ветвей двух линий Восток-Запад. [ 19 ] Ожидалось, что линии будут запущены в течение пяти лет, а общая стоимость составит около 250 миллионов гульденов. [ 21 ] Правительство Нидерландов согласилось профинансировать половину проекта в феврале 1970 года и компенсировать возможный перерасход средств, связанных с заработной платой рабочих. Вскоре после начала строительства стало ясно, что первоначальный бюджет будет превышен, и к 1972 году сметная стоимость увеличилась до более чем 800 миллионов гульденов. [ 23 ]
Строительство
[ редактировать ]Weesperplein была первой станцией метро Амстердама, строительство которой началось в августе 1970 года. Ожидалось, что завершение станции займет от 4 до 5 лет. [ 24 ] Большинство подземных участков линии метро построено с использованием кессонов , что сделало ненужной откачку грунтовых вод. Кессоны строились над землей на месте и обычно имели длину 40 метров (130 футов) и ширину 10–18 метров (33–59 футов). На Весперплейн они были 40 метров в ширину, что даже шире, чем на Центральном Амстердаме, которые составляли 30 метров (98 футов). Земля под кессонами была промыта водой и откачана, что позволило опустить кессоны на место. [ 25 ]
Были протесты против строительства метро возле Ньюмаркта , поскольку этот метод требовал сноса домов над линией. [ 26 ] Хотя строительство возле Весперплейн не было проблемой, ради метро пришлось снести трамвайную остановку с множеством удобств, построенную в 1923 году. [ 27 ] Протесты в конечном итоге привели к отмене всех остальных пунктов плана. [ 28 ] в то время как две уже строившиеся линии Восток-Запад были сокращены до восточной части города. [ 29 ] В процессе раскопок станции были обнаружены два бывших подвала хранилища пресной воды. В центре Амстердама на территории Сингельграхта находится 33 таких подвала, но о них мало что известно, поскольку они не использовались с середины 19 века. [ 30 ] Сообщалось, что к июню 1974 года станция была почти завершена; Ожидалось, что операции начнутся годы спустя. [ 31 ]
Открытие и первые годы
[ редактировать ]
Поезд впервые въехал в подземные туннели GVB 25 января 1977 года, и мэр Иво Самкальден управлял метро под присмотром. [ 32 ] Участок от Весперплейн до Центрального Амстердама в то время еще не был завершен. [ 33 ] Перед публичным открытием журналистов и членов муниципального совета подвезли из Амстердама Амстел на Весперплейн. [ 34 ] : 0:23–0:38 Тестирование регулярной работы метро началось в конце августа 1977 года, после завершения обучения персонала. [ 35 ] Линия метро, включая станцию Weesperplein, открылась для публики 16 октября. [ 36 ] В течение первых нескольких лет Весперплейн была конечной станцией: поезда, приходящие на станцию, разворачивались с помощью стрелочного перевода , расположенного сразу за станцией, и шли в другом направлении в сторону Бейлмермера. [ 34 ] : 1:33–1:41 В Бейлмермере линия разделилась на две: одна линия заканчивалась в Гаасперпласе , а другая - в Холендрехте . Участок в сторону Центральной станции был открыт позже, 11 октября 1980 года, и Весперплейн больше не была конечной станцией для двух линий. [ 37 ] Брайля для помощи слепым и слабовидящим людям. На поручнях станции в 1984 году были установлены шрифты [ 38 ] было видно много сырого бетона . В оригинальной бруталистической архитектуре станций Восточной линии [ 39 ] Большую часть бетона на станциях метро позже покрасили светлым покрытием против граффити, чтобы предотвратить вандализм. [ 40 ]
В 1990 году гибрид трамвая и метро под названием sneltram (высокоскоростной трамвай) начал работу на линии 51 . Используя специальные поезда , линия метро превратится в линию высокоскоростного трамвая в Амстелвене и будет проходить рядом с обычными трамваями. [ 41 ] [ 42 ] 12 июля 1999 года на станции Весперплейн загорелся скоростной трамвай из-за заблокированного дискового тормоза. Хотя в трамвае в тот момент не было пассажиров, дым, идущий от пожара, привел к эвакуации всех уровней станции. [ 43 ] Два человека были доставлены в больницу из-за отравления дымом, но были быстро выписаны после того, как их травмы были признаны легкими. [ 44 ]
2010-е годы
[ редактировать ]
В отчете комиссии по безопасности туннелей за 2010 год был сделан вывод, что в целях безопасности необходимо увеличить эвакуационные возможности Центрального вокзала Амстердама и Весперплейн. [ 45 ] Для этого потребовался капитальный ремонт запасных выходов и лестниц, а также установка звуковых и видимых указателей. [ 46 ] Год спустя во время ремонта на одной из аварийных лестниц был обнаружен асбест , из-за чего работа метро на станции была приостановлена еще на два месяца. Внутренняя проверка ремонта показала, что качество ремонта не соответствовало стандартам и что его приходилось регулярно переделывать, прежде чем он был полностью завершен. [ 47 ] В 2014 году точная копия станции была построена в Вухте , Северный Брабант , чтобы позволить полиции, службам первой помощи, пожарным и военнослужащим тренироваться в чрезвычайных ситуациях. [ 48 ] ГВБ начал воспроизводить музыку через динамики станций метро в апреле 2017 года в качестве теста. Тип музыки будет зависеть от времени суток: медленная и успокаивающая музыка в часы пик и энергичная музыка во второй половине дня. [ 49 ]
Впервые с момента открытия в 2016 году началась капитальная реконструкция Восточной линии, во время которой каждая станция будет полностью отремонтирована одна за другой. [ 50 ] К началу десятилетия UvA и HvA уже объявили, что планируют расширить свои кампусы, что потребовало увеличения вместимости на Весперплейн. [ 11 ] Реконструкция станции началась в мае 2017 года с одного из входов. Реконструкция была разделена на пять этапов, чтобы станция оставалась открытой, каждый этап занимал от трех до четырех месяцев. Бетон заменили на стекло, чтобы оно казалось легче и просторнее. [ 51 ] Поскольку платежные ворота, расположенные перед лестницей из зала на платформу, часто вызывали заторы на платформе из-за того, что пассажиры не могли быстро выйти, их перенесли к самим входам на станцию, образовав один большой центральный зал. [ 52 ] Построен новый лифт из холла на платформы и отремонтированы три существующих. Также были построены две новые лестницы на уровень пути, по одной на каждую платформу. Покрытие антиграффити было изменено на светло-серое, напоминающее оригинальный бруталистический дизайн станции. Поставка новых и вывоз старых материалов осуществлялась по рельсам в ночное время, когда амстердамское метро не ходит. Это было сделано для того, чтобы избежать создания пробок над землей. [ 53 ] Стенам были приданы плавные изгибы для прямых пассажиров. [ 8 ] Последний подъезд, находившийся на реконструкции, был открыт в июле 2018 года, что завершило проект. [ 53 ]

В статье для Het Parool Марк Круйсвейк отметил, что до ремонта станция была местом, «где вы предпочли бы проводить как можно меньше времени», но после ремонта она «внезапно стала выглядеть так, как будто она не просто часть прошлое, но и часть настоящего». [ 54 ] Та же газета ранее назвала его «подземным лабиринтом», из которого путешественникам сложно найти выходы. [ 55 ] В 2018 году Het Parool сообщил, что станция уже частично достроена на случай, если будет запланирована новая линия Восток-Запад. Это сделало бы Весперплейн станцией, на которой путешественники могли бы пересесть с одной линии на другую, как первоначально предполагалось в 1970-х годах. [ 56 ] Weesperplein была третьей по посещаемости станцией амстердамского метро в 2023 году с 32 264 пассажирами в день, уступая только Amsterdam Centraal и Amsterdam Zuid , обогнав Amsterdam Amstel и Amsterdam Bijlmer в 2022 году. Это делает ее самой загруженной станцией в городе без связи с магистральные поезда голландских железных дорог . [ 57 ] [ 58 ] В марте 2024 года панели динамической системы информирования пассажиров у входов в зал вокзала были установлены . Это было сделано в рамках более крупного проекта по повышению доступности всей системы метро. [ 59 ]
произведение искусства
[ редактировать ]
Художникам было предложено создать произведения искусства для большинства станций, но на станциях Weesperplein и Bijlmer был проведен публичный конкурс, на котором всем голландским художникам было разрешено подавать идеи. [ 60 ] Из 198 заявок были выбраны три. [ 61 ]
Luchtspiegelingen работы Маттейса ван Дама состоит из 12 панелей, изображающих Weesperstraat и Sarphatistraat, вид снизу. Вид на дороги, машины и облака создает иллюзию взгляда сквозь станцию наружу. Панели были размещены на потолке на уровне платформы в 1977 году и сняты в 2010 году из соображений пожарной безопасности. Через восемь лет их снова установили, на этот раз на потолке станционного зала. [ 62 ] Верплаатсинг Чарльза Бергманса – это десять квадратных кусков твердых пород. Расположенные в вестибюле вокзала, на них могли сидеть путешественники, благодаря чему их поверхности с годами стали гладкими и блестящими. [ 61 ] Подпись анонимного рабочего Питера Энгельса — три бронзовые балки, образующие букву А. Балки символизируют три группы, которые сделали метро возможным: Амстердам , подрядчиков и рабочих. [ 63 ]
Услуги
[ редактировать ]Станция обслуживается линиями метро 51, 53 и 54. Все три линии, идущие на север, используют один и тот же путь и заканчиваются в Центральном вокзале Амстердама. В южном направлении M53 заканчивается у Gaasperplas, а M54 заканчивается у Gein . [ 64 ] Гибридная линия трамвая и метро M51 раньше обслуживала пригород Амстелвена, направляясь на юг после Амстердама Зюйд и заканчиваясь в Вествейке , но участок после Зюйда был закрыт в 2019 году и заменен настоящей трамвайной линией . [ 41 ] M51 теперь продолжает движение на запад после Зюйда и заканчивается в Isolatorweg как полная линия метро. [ 65 ] Трамвайная остановка возле входа в одноименную станцию метро обслуживает трамвайные линии 1, 7 и 19. [ 66 ] В ранний час пик автобус 246 курсирует дважды в одном направлении в направлении Схипхол – Зюйд. Ночью ночные автобусы N85 и N86. возле вокзала останавливаются [ 67 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Маргрит Босма (13 ноября 2012 г.). «Двенадцать лет на чертежной доске Ист-Лайн – часть 2» [12 лет на чертежной доске Ист-Лайн – часть 2]. Мы возьмем вас с собой (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Яап Хейсман (27 января 2017 г.). «Станция Ноордерпарк: изобретательность, как кобра» [Станция Ноордерпарк: изобретательность, как кобра]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Тахрим Рамджан (9 мая 2022 г.). «Почему мы находим станции Лелилан и Мейдерпоорт такими неприятными? «Путешественники хотят, чтобы их видели» » [Почему мы находим станции Лелилан и Мейдерпоорт такими неприятными? «Путешественники хотят, чтобы их видели». Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Шарлотта де Врис (19 декабря 2022 г.). «Эти супермаркеты в Амстердаме закрыты на Рождество » . По соседству (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Стерре Марсианин (13 декабря 2023 г.). «Спустя 43 года Хенк и Соня закрывают магазин сэндвичей на станции метро Weesperplein: «Очевидно, это нечто особенное, что мы не особенные» » [Хенк и Соня закрывают магазин сэндвичей на станции метро Weesperplein спустя 43 года: «Очевидно, это особенное» что мы не особенные». Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 13 декабря 2023 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Флип Линссен (12 декабря 2023 г.). «Хенк и Соня выходят на поверхность: магазин сэндвичей на станции метро Weesperplein закрывается через 43 года» [Хенк и Соня выходят на поверхность: магазин сэндвичей на станции метро Weesperplein закрывается через 43 года]. АТ5 (на голландском языке). Архивировано из оригинала 20 января 2024 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Путешествие в трубе» . Het Parool (на голландском языке). 13 февраля 1976 г. с. 4 . Проверено 22 января 2023 г. — через Delpher .
- ^ Jump up to: а б ван Бремен, ван Эрп и Левер 2020 , стр. 130.
- ^ ван Волленховен 2000 , с. 10.
- ^ Ханс ван Лиссум (21 мая 2018 г.). «Даже на сырой Весперплейн скоро расцветут цветы]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джаспер Карман (11 октября 2013 г.). «Вокзал Весперплейн слишком тесный для студентов» [Вокзал Весперплейн слишком тесный для студентов]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Марк Круйсвейк (28 февраля 2018 г.). «После линии Север/Юг, получим ли мы также линию Восток/Запад?» [После линии Север-Юг мы получим еще и линию Восток-Запад?]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дуко Вайян (13 декабря 2017 г.). «Первая станция линии Восток-Запад уже существует...]. Мы возьмем вас с собой (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ренске ван Берс (6 ноября 2012 г.). «35 лет «Ист Лайн»: Бывший инженер Йооп Веркамп о строительстве ядерных бункеров . Вот мы и сейчас (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 18 февраля 2014 года.
- ^ Оувендейк 1977 , с. 14.
- ^ Йориен ван дер Кейл (6 мая 2017 г.). «Бомбоубежища в Амстердаме: складские помещения, убежища для велосипедов или просто снесены» [Бомбоубежища в Амстердаме: складские помещения, убежища для велосипедов или просто снесены]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 4 сентября 2020 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Марк Круйсвейк (19 марта 2022 г.). « Не устойчив к прямому попаданию»: это бомбоубежища Амстердама времен Холодной войны]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 20 марта 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б ван дер Хи 2017 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Оувендейк 1977 , стр. 12–13.
- ^ Информационное бюро муниципалитета Амстердама, 1968 г. , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Информационное бюро муниципалитета Амстердама, 1968 г. , с. 1.
- ^ Дэвидс 2000 , стр. 168–169.
- ^ Дэвидс 2000 , с. 158.
- ^ «Строительство первой станции метро начнется на следующей неделе». Правда (на голландском языке). 20 августа 1970 г. с. 1 . Проверено 22 января 2023 г. — через Delpher .
- ^ Оувендейк 1977 , стр. 27–28.
- ^ Марк Круйсвейк (16 октября 2017 г.). «40 лет метро: «Без Амстердама он бы остановился» » [40 лет метро: «Без Амстердама бы остановился»]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Эрик Кляйн Вольтеринк (9 мая 2023 г.). «Найдите различия: Весперплейн в 1926 и 2023 годах» [Найдите различия: Весперплейн в 1926 и 2023 годах]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 18 мая 2023 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ «De slag om de Nieuwmarktbuurt» [Битва за Ньюмарктбуурт] (на голландском языке). Правительство Амстердама . 1 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2022 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Тахрим Рамджан (30 августа 2020 г.). «Красные номера, беспорядки и множество задержек: отношения любви и ненависти к метро » . Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 28 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Оувендейк 1977 , с. 62.
- ^ «Метростанция Амстердам» [Станция метро Амстердама]. Де Фолькскрант (на голландском языке). 27 июня 1974 г. с. 8 . Проверено 22 января 2023 г. - через Delpher .
- ^ Оувендейк 1977 , с. 18.
- ^ «Метро Амстердама начнет работать этой осенью» [Метро Амстердама начнет работать этой осенью]. Альгемин Дагблад (на голландском языке). 4 февраля 1977 г. с. 7 . Проверено 22 января 2023 г. — через Delpher .
- ^ Jump up to: а б » « Amsterdamse Metro voor het eerst ondergronds [Впервые в метро Амстердама]. Полигон (на голландском языке). 1977. Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г. - через Нидерландский институт звука и изображения на YouTube .
- ^ «Спорное метро сейчас запустится ». Nieuwsblad van het Noorden (на голландском языке). 8 октября 1977 г. с. 27 . Получено 15 апреля 2023 г. - через Delpher .
- ^ Manenschijn, Smit & Beens 2007 , стр. 17.
- ^ « Линия метро творит историю». Het Parool (на голландском языке). 10 октября 1980 г. с. 5 . Проверено 22 января 2023 г. — через Delpher .
- ^ «Вывеска для слепых в метро». Альгемин Дагблад (на голландском языке). 26 июня 1984 г. с. 5 . Проверено 22 января 2023 г. — через Delpher .
- ^ Боб Уитман (31 мая 2023 г.). «Грубая шелуха в голландском польдере: брутализм популярен как никогда» [Грубая шелуха в голландском польдере: брутализм популярен как никогда]. Де Фолькскрант (на голландском языке). Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Тим Верлаан (29 апреля 2010 г.). «Достопримечательности города: Восточная линия метро» [Достопримечательности города: Восточная линия метро]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Квинтус Восман (5 марта 2019 г.). «Голландия начинает реконструкцию Amstelveen LRT» . Международный железнодорожный журнал . Архивировано из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ ван Волленховен 2000 , с. 16.
- ^ ван Волленховен 2000 , стр. 8–9.
- ^ ван Волленховен 2000 , с. 15.
- ^ де Риддер 2016 , с. 25.
- ^ де Риддер 2016 , с. 27.
- ^ де Риддер 2016 , стр. 59–61.
- ^ Тим Ридейк (30 сентября 2014 г.). «Defensie размещает точную копию станции метро в лесу Вугт» [Министерство обороны размещает точную копию станции метро в лесу Вугт]. General Daily (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Тест с музыкой на станциях метро» . Het Parool (на голландском языке). 25 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Джаспер Пирсма (29 марта 2016 г.). « Начался капитальный ремонт станций метро Восточной линии». Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ « Началась реконструкция станции Весперплейн». Het Parool (на голландском языке). 15 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ ван Бремен, ван Эрп и Левер 2020 , стр. 131.
- ^ Jump up to: а б Кот Марло (18 июля 2018 г.). «Реконструкция вокзала Весперплейн: комплекс с твердыми сроками». Мы возьмем вас с собой (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Марк Круйсвейк (13 декабря 2018 г.). «Восточная линия больше не является гадким утенком метро » . Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
Весперплейн, Ватерлоплейн и даже Ван дер Мадевег: они вдруг кажутся уже не просто из прошлого, но и немного из сегодняшнего дня.
- ^ Яап Хейсман (27 января 2017 г.). «Станция Ноордерпарк: изобретательность, как кобра» [Станция Ноордерпарк: изобретательность, как кобра]. Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
Такая станция, как Весперплейн, оказалась слишком похожим на подземный лабиринт, из которого путешественникам было трудно найти выход.
- ^ Марк Круйсвейк (22 июля 2018 г.). «Теперь пришло время линии Восток-Запад». Het Parool (на голландском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Дуко Вайян (19 февраля 2019 г.). «Топ-10 самых загруженных станций метро Амстердама» [Топ-10 самых загруженных станций метро Амстердама]. Мы возьмем вас с собой (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «In- en uitstappers Metro En Trein 2011–2023» [Посадки и высадки в метро и поездах 2011–2023]. Региональное транспортное управление Амстердама (на голландском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2024 года . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Нильс Босжар (19 марта 2024 г.). «Новые панели DRIS на станции метро Weesperplein» [Новые панели динамической системы информирования пассажиров на станции метро Weesperplein]. Региональное транспортное управление Амстердама (на голландском языке). Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Оувендейк 1977 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б «Верплаатсинг» . Метрокунст (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ «Лухшпигелинген» . Метрокунст (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ «Подпись анонимного работника» . Метро-арт (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ Manenschijn, Smit & Beens 2007 , стр. 29.
- ^ «Метро 51» . ГВБ (на голландском языке). Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Хальте Весперплейн» . ГВБ (на голландском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2024 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Хальте Весперплейн» . ГВБ (на голландском языке). Архивировано из оригинала 3 февраля 2024 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- из Бремена, Маартен; ван Эрп, Йерун; Левер, Мартен (2020). Метро Остлин Амстердам: Проектирование системы . Лектор. стр. 130–133. ISBN 9789462262706 .
- Информационное бюро муниципалитета Амстердама (1968 г.). «Амстердамское метро может заработать через пять лет» [Амстердамское метро может заработать через пять лет] (PDF) (на голландском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2016 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- Давидс, Карел (2000). «Следы в городе. Метро и битва за пространственное планирование в Амстердаме» [Следы в городе. Метро и битва за экологическое планирование в Амстердаме] (PDF) . Голландский исторический журнал (на голландском языке). Том. 32, № 3/4. стр. 157–182. ISSN 0166-2511 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 25 февраля 2024 г.
- ван дер Хи, Стерре (сентябрь 2017 г.). «Als De Bom Valt» («Когда падает бомба»). Фолиа (на голландском языке). Том. 69, нет. 2. Амстердамский университет . стр. 14–20. ISSN 0166-0136 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- Маненшейн, Хенк-Ян Янсен; Смит, Ганс; Бинс, Арну (июнь 2007 г.). Исследование сети метро [Исследование сети метро] (PDF) (Отчет) (на голландском языке). Правительство Амстердама . Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- Оувендейк, Сис (октябрь 1977 г.). Метро в Амстердаме [ Метро в Амстердаме ] (PDF) (на голландском языке). ГВБ . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- де Риддер, Ян; и др. (январь 2016 г.). Renovation East Line [Renovation East Line] (PDF) (Отчет) (на голландском языке). Аудиторская служба столичного округа Амстердама. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2019 г. Проверено 20 сентября 2022 г.
- ван Волленховен, Питер; и др. (июль 2000 г.). Пожар в скоростном трамвае (PDF) (Отчет). Голландский совет по безопасности на транспорте . Архивировано (PDF) из оригинала 12 июля 2022 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на голландском языке)