Голландская израильская церковь
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Nederlands -Israëlitisch Kerkgenootschap (английский: Голландская израильская религиозная община ) (NIK) является головной организацией для большинства еврейских общин ашкенази в Нидерландах и является ортодоксальной по своей природе, хотя ее можно охарактеризовать как традиционную по мировоззрению. Выражение «ортодоксальный», по крайней мере, для голландской ситуации, возникло позже, чем существование конгрегаций, составляющих НИК, и самого НИК. Раввином Рафаэль НИК является раввин доктор Эверс . Всего в НИК около 20 [ нужна ссылка ] раввины активно работают в 18 общинах по всей стране, обслуживая около 5000 евреев. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]НИК был основан в 1814 году при правлении Виллема I , хотя первые шаги к центральной организации еврейских общин в Нидерландах (что и было первоначальной целью НИК) были сделаны уже в 1808 году под командованием Наполеона . НИК должен был сформировать зонтик над существующими еврейскими общинами. НИК и его члены-конгрегации сохранили традиционный взгляд на иудаизм, каким он был с тех пор, и продолжают следовать этой линии до сегодняшнего дня. Были включены как ашкеназские , так и сефардские общины. Недавно созданная зонтичная организация имела четкую иерархическую структуру: еврейские общины управлялись на местном уровне двенадцатью так называемыми большими «копытными синагогенами» (букв.: головные синагоги), которые имели власть над средними синагогами (общинами). , которые сами имели власть над самыми маленькими синагогами (называемыми «бийкеркен», как небольшие еврейские общины в сельской местности Голландии). Из двенадцати «копытных синагогенов» два располагались в Амстердаме (ашкеназский и сефардский), два — в В Гааге (ашкенази и сефарды), и по одному в Роттердаме , Амерсфорте , Мидделбурге , Ден-Боше , Неймегене , Зволле , Леувардене и Гронингене (все ашкенази, в то время называемые «Хогдуитами», букв. «Верхненемецкие»). Два года спустя были включены еще два: один в Маастрихте и один в Брюсселе (в то время Бельгия входила в состав Королевства Нидерландов).
Такая форма структурирования еврейской общины в Нидерландах давала (главным) раввинам большую власть, поскольку им было предоставлено право управлять всей общиной. Однако с новой конституцией 1848 года все изменилось. В качестве первого шага к полностью светскому государству правительство решило отделить церковь от государства. Это запретило раввинам выполнять какую-либо административную роль.
В 1871 году были введены новые правила для организации. Сефардские общины покинули НИК, чтобы сформировать Portugees-Israelitisch Kerkgenootschap , снова получив полную независимость внутри еврейской общины, как это было в течение столетий, предшествовавших НИК. Таким образом, НИК стал полностью ашкеназским.
НИК достиг своего расцвета в 1877 году, когда он управлял примерно 176 еврейскими общинами по всей территории Нидерландов. В последующие десятилетия наблюдался неуклонный упадок: накануне Второй мировой войны в управлении 139 общин .
20 век
[ редактировать ]Холокост уничтожил большую часть общин: по меньшей мере 105 000 из 140 000 голландских евреев были убиты нацистами в период с 1940 по 1945 год.
21 век
[ редактировать ]В состав НИК входят около 20 раввинов, которые управляют примерно 36 еврейскими общинами или примерно 5000 евреями и дают должности капелланов в вооруженных силах и заключенным-евреям. Это делает их крупнейшей еврейской религиозной организацией в Нидерландах. НИК следует правилам ортодоксального иудаизма , что означает, среди прочего, разделение мужчин и женщин во время религиозных служб и прием только членов, которые являются галахическими евреями. Несмотря на то, что НИК следует правилам ортодоксального иудаизма, большинство его членов не считают себя ортодоксальными евреями; таким образом, НИК стал организацией с традиционным еврейским мировоззрением.
Главным раввином НИК является раввин доктор Рафаэль Эверс, который по большому счету является лицом организации в средствах массовой информации, представляя еврейский голос и мнение.
Наряду с более крупными еврейскими общинами, НИК отвечает за надзор за соблюдением правил кашрута , а также за микваот (ритуальные бани), содержание около двухсот еврейских кладбищ в Нидерландах (в общей сложности два по стране). -сто пятьдесят) и (ортодоксальные) обращения в иудаизм неевреев. НИК также действует как издательство еврейских книг на довольно небольшом голландском языке, предлагая голландской публике разнообразные книги еврейского содержания, а также переведенную Тору, молитвенники, часть Мишны, Кицур Шулхан Арух, руководства для еврейских ежедневных газет. жизни и успешный структурированный план еврейского образования для детей от 4 лет и старше 13 лет. Частью НИК является Нидерландская израильская семинария, еврейская семинария, признанное государством учебное заведение, готовящее еврейских учителей и раввинов. Четыре раза в год НИК издает Hakehillot, журнал для евреев Нидерландов, а также поддерживает еженедельно обновляемый новостной сайт и электронную рассылку.
Конгрегации
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]Конгрегации называются Nederlands Israelite Gemeente (NIG) или еврейскими общинами. Они существуют в следующих местах:
- Алмере . НИГ Алмере была основана 5 января 1997 года и стала самой молодой еврейской общиной НИК в стране. Раввином общины является раввин Моше Штифель, который также планирует основать общину в Лелистаде , столице провинции Флеволанд . Из-за своей близости к Амстердаму, где более 15 000 евреев являются центром еврейской жизни в Нидерландах, еврейский Алмере неуклонно растет. Еврейское кладбище общины было открыто в январе 2004 года.
- Амерсфорт . Еврейская община Амерсфорта в настоящее время является одной из крупнейших за пределами Амстердама. Еврейская жизнь в Амерсфорте началась в 17 веке, когда евреи-сефарды . в городе поселились [ 1 ] В начале XVIII века к ним присоединились евреи-ашкенази . В 1930 году община выросла примерно до 400 членов. Большинству из них удалось скрыться в начале Второй мировой войны. Сообщество было восстановлено в 1945 году, и в первые два десятилетия после войны насчитывало около 230 членов, а в конце 20 века их число сократилось примерно до 130. [ 2 ] Тем не менее, сообщество по-прежнему процветает. Амерсфорт — резиденция раввина Биньёмина Джейкобса, который является главным религиозным лидером еврейских общин за пределами Амстердама, Роттердама, Гааги и Лейдена. В Амерсфорте также находится Синайский центр еврейского психического здоровья.
- Амстердам .
- Бреда . Еврейская община Бреды насчитывает около 60 членов и распространена по западной части провинции Северный Брабант . Еврейская жизнь официально началась в 1803 году и быстро росла, насчитывая 230 человек в 1840 году и 284 в 1899 году. В конечном итоге эта цифра снизилась до 181 человека в 1930 году. Примерно один из трех евреев Бреды пережил Холокост. Еврейская жизнь возобновилась после войны, и сейчас в Бреде по-прежнему существует оживленная община, у которой есть собственная библиотека и журнал.
- Буссум . В начале 20 века в Буссуме наблюдался рост еврейской общины. Религиозные службы впервые были проведены в Буссуме в 1911 году. В последующие годы община окрепла, достигнув 341 члена в 1930 году. После этого община выросла еще больше из-за притока десятков немецких еврейских беженцев. Примерно половина евреев Буссума были убиты в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. После войны еврейская жизнь была восстановлена и смогла процветать: до 1970-х годов в общину входило более 200 человек. Накануне 21 века это число немного уменьшилось примерно до 150 членов, что сделало его одной из крупнейших еврейских общин в Нидерландах за пределами Амстердама (где проживает 15 000 евреев).

- Энсхеде [ 3 ] впервые прибыли евреи В 17 веке в Энсхеде . Община росла благодаря существованию промышленности в городе и вокруг него, и в 1941 году в городе проживало более 1400 евреев. Хотя община сильно пострадала во время войны, 395 евреев все еще оставались в городе или вернулись в город. в июне 1945 года. [ 4 ] В первые несколько лет в городе вновь появилась сильная еврейская община численностью около 300 человек. Однако из-за миграции, старения, ассимиляции и секуляризации в 2006 году сообщество сократилось примерно до 70 членов. Сообщества NIG в Хенгело и Алмело объединились с сообществом NIG в Энсхеде в июне 2006 года, образовав NIG Twente , причем Твенте является регионом. вокруг Энсхеде. В августе 2007 года в общине был назначен новый раввин, раввин Элиахо Аарон Филипсон, после того, как раввин Дов И. Зальцманн, предыдущий раввин, ставший первым раввином после Холокоста, вышел на пенсию и вернулся в свой родной город Реховот в Израиле.
- Гронинген
- Харлем . С конца 20-го века ее возглавляет динамичный раввин Шмуэль Спьеро, и с тех пор это одна из наиболее быстро растущих общин.
- Гаага
- Леуварден . Еврейская жизнь в Леувардене процветала во второй половине XIX века, когда община насчитывала около 1200 человек. В 1930-х годах это число снизилось до 750. Холокост привел к разрушению некогда энергичного сообщества. В 1951 году в общине насчитывалось около 139 членов; в настоящее время в общину входят около 50 человек. В 1980 году в резиденции бывшего раввина была открыта новая синагога, после того как довоенная синагога оказалась слишком большой для приходящей в упадок общины. В начале 21 века местной общине удалось провести еженедельный курс Талмуда.
- Лейден . Имея старейший университет Нидерландов, Лейден уже давно привлекает большое количество студентов, среди которых много евреев. В 17 и 18 веках большинство из них были сефардского происхождения; позже община стала преимущественно ашкеназской . Община достигла своего расцвета в середине 19 века и насчитывала более 500 человек. В 1930 году численность общины сократилась примерно до 340 человек. Холокост серьезно повлиял на еврейскую жизнь в Лейдене, но не разрушил ее. В 1998 году в состав NIG Leiden входило около 100 человек. [ 5 ] Среди них большое количество студентов (неголландского происхождения). В Лейдене также находится Joods Studiecentrum (Еврейский учебный центр). [ 6 ] Основанный в 1983 году для удовлетворения растущего интереса евреев и неевреев к изучению иудаизма в Нидерландах.
- Маастрихт . Конгрегацию в Маастрихте возглавляет раввин Яаков Ю. Шапиро, американец, связанный с движением Хабад . Сообщество было сформировано в 1980-х годах, когда несколько общин по всей провинции Лимбург объединились в одну общину в Маастрихте. [ 7 ] Субботние службы проводятся еженедельно. Кошерная еда в Маастрихте доступна с момента приезда раввина.
- Мидделбург . Конгрегация NIG в Мидделбурге является частью общины, которая компрометирует всю провинцию Зеландия . В нем насчитывается около 40 активных членов, большинство из которых сконцентрированы в Мидделбурге и Флиссингене . Холокост привел к разрушению старой еврейской общины Мидделбурга, но в конце концов, через 50 лет, в ноябре 1994 года была открыта новая синагога. 30 июня 2004 года в синагоге состоялся еврейский брак, первый в Мидделбурге со времен Холокоста. Начало Второй мировой войны в 1940 году. [ 8 ]
- Неймеген . Еврейская община Неймегена когда-то была самой большой и старейшей еврейской общиной в Нидерландах, существовавшей уже в первой половине 14 века. Община была разрушена в 1349 году после обвинений в том, что евреи распространили черную чуму , но несколько евреев снова поселились в городе уже в 1386 году. Эта община просуществовала около 100 лет. В начале 17 века еврейская жизнь вновь наладилась. В 1940 году община выросла примерно до 530 человек. Однако в последующие пять лет община была в значительной степени уничтожена нацистами. Это не помешало выжившим вновь возродить сообщество после окончания войны. В 2000 году община вернулась в свою первоначальную синагогу 17 века и покинула здание 19 века, примыкающее к тому, что когда-то было синагогой. Еврейская община растет с момента переезда в древнюю синагогу, привлекая новых заинтересованных евреев. Здесь проводятся службы и всевозможные культурные, социальные и религиозные мероприятия.

- Роттердам . История еврейской общины Роттердама начинается в начале 17 века, с прибытием нескольких сефардских в этот портовый город торговцев. Сообщество растет медленно. Начиная с 1650 года, несколько евреев-ашкенази, спасаясь от преследований в Польше и Германии, также поселились в Роттердаме. С ростом города растет и еврейская община, которая в конце 18 века насчитывала около 2500 человек, что делало ее второй по величине еврейской общиной в Нидерландах после Амстердама. Вплоть до 1930-х годов община росла еще больше и к началу Второй мировой войны насчитывала почти 11 000 человек . Холокост положил конец процветающей еврейской жизни в городе; выживает не более 13% евреев Роттердама. В 1950-е годы община численностью около 800 человек (не более 7% от довоенной численности) вновь оживляет еврейскую жизнь. Помимо существующей общины НИК, [ 9 ] формируется еще одна еврейская община, на этот раз не современная ортодоксальная, а либеральная по форме, близкая к NVPJ . Сообщество НИК в настоящее время является второй по величине общиной НИК в Нидерландах (самая большая - в Амстердаме), которую возглавляет раввин Иехода Ворст. [ 10 ]
- Утрехт
- Зютфен . [ 11 ] Хотя евреи уже жили в Зютфене в средние века , сильный рост еврейской общины начался только в конце 18 века. Многие из них приехали из Германии. В 1875 году община достигла численности 600 человек. В 1930 году община еще насчитывала 532 человека. Холокост оказал разрушительное воздействие на еврейскую жизнь: только около 60 евреев пережили войну. Это не помешало еврейской жизни вновь возродиться. В 2000 году община объединилась с еврейскими общинами Апельдорна и Девентера и образовала Де Стедендрихук. [ 12 ] Службы NIG проводятся в синагоге Зютфена, а некоторые иногда проводятся и в синагоге Апельдорна.
- Зволле . Насчитывалось около 600 в 1930-е годы и 800 в 1940 году (среди них 121 иностранный еврей), [ 13 ] Евреи Зволле сильно пострадали во время Холокоста, и только 240 из них сумели выжить, скрываясь или вернувшись живыми из нацистских концентрационных лагерей. Еврейская жизнь возобновилась после окончания войны, и в настоящее время существует небольшая, но активная община, широко использующая городскую синагогу.
Сообщества, которые закрылись или объединились в любое время после Второй мировой войны.
[ редактировать ]- Аалтен . Примерно в 1840 году некогда оживленная еврейская община небольшого городка Алтен насчитывала более 100 евреев. В последующие десятилетия число евреев сократилось примерно до 70 накануне Второй мировой войны. Около половины еврейской общины погибло во время Холокоста. После войны около 46 евреев вернулись в маленький городок, но в конечном итоге многие эмигрировали либо в более крупные еврейские общины, все еще функционирующие в Нидерландах (например, в Амстердаме), либо в такие страны, как Соединенные Штаты Америки и Израиль. [ 14 ]
- Алкмаар . Еврейская община в Алкмаре насчитывает около 70 человек по сравнению с примерно 200 в 1930-х годах. 9 мая 2004 года он отметил свое 400-летие.
- Эйндховен
- Ден Бош . В 13 и 14 веках появились первые сообщения о поселении евреев в Ден Боше. Община выросла после степеней эмансипации , которые уравняли положение евреев в голландском обществе. В начале Второй мировой войны в Ден Боше проживало около 500 евреев; 200 из них удалось выжить. Еврейская жизнь продолжалась и после войны, но еженедельные службы прекратились в 1970-х годах из-за сокращения числа членов общины. Некоторое время службы в Высокие Святые дни . еще проводились
- Девентер . Дополнительную информацию см. в разделе о Зутфене (см. ниже).
- Дутинхем . Первые евреи поселились в Дутинхеме в 17 веке. Община достигла своего пика примерно в 1900 году, когда в городе Гелдерланд проживало около 260 евреев . В 1930-е годы в Дутинхеме проживало около 160 евреев. Нескольким десяткам евреев Дутинхема удалось пережить Вторую мировую войну, скрывшись; остальные были убиты в нацистских концентрационных лагерях. После войны несколько еврейских общин были объединены с общиной в Дутинхеме и образовали НИГ Де Ахтерхук . [ 15 ] Ахтерхук . - название региона, частью которого является Дутинхем Сразу после Холокоста в Дутинхеме больше нет синагоги.
- Дордрехт . Слияние с Роттердамом.
- Хилверсюм . Еврейская жизнь в Хилверсюме восходит к началу 18 века. Вскоре возникло процветающее сообщество, которое в 1930-е годы насчитывало около 1000 членов. Это число увеличилось примерно до 1400 в первый год Второй мировой войны, когда немецко-еврейские беженцы в Нидерландах были насильственно переселены в Хилверсюм, а также в другие города по всей стране. Хилверсюм сильно пострадал от Холокоста: войну пережили не более 10% его еврейских жителей. Несмотря на это, еврейская жизнь в Хилверсюме процветала в 1950-х и 1960-х годах: около 200 евреев посещали синагогу и участвовали в Хилверсумской общине . После этого численность сократилась. В 1990 году Раввинат сельских общин (IPOR) обосновался в Хилверсюме. Сообщество Хилверсюма слилось с сообществом в Буссюме .
- Эммен . Синагога в Эммене служила местом поклонения НИГ Дренте , общины провинции Дренте . В 1930 году в Эммене проживало около 180 евреев, из которых нескольким десяткам удалось выжить. Еврейские общины Ассена , Эммена и Хогевена объединились в 1988 году и образовали НИГ Дренте.
- Осс . Еврейская община в Оссе достигла своего расцвета в 1930-е годы, когда община насчитывала почти 300 человек. Однако Холокост имел разрушительные последствия: большая часть еврейской общины была депортирована в нацистские концентрационные лагеря в 1942 году. В настоящее время число евреев в Оссе оценивается примерно в 30 человек. Основатели некоторых сегодня известных компаний принадлежали к еврейской общине Осса; такие как Unilever, Bergos, AKZO, Organon.* Тилбург . Слился с Бредой.
- Винтерсвейк . Хотя еврейская община в Винтерсвейке сильно пострадала во время Второй мировой войны, жизнь общины была восстановлена в 1951 году с повторным открытием синагоги, существовавшей в этом маленьком городке в восточной части Нидерландов. На тот момент община насчитывала не более 30 человек. Однако в последующие годы община оставалась относительно стабильной, насчитывая примерно 22 члена в 1998 году. Однако службы проводятся лишь эпизодически.
- Заандам
Галерея
[ редактировать ]-
Синагога NIG в Гааге
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейский Амерсфорт» (на голландском языке). Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 года . Проверено 30 декабря 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Еврейский исторический музей Амстердам — Амерсфорт» (на голландском языке) . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ "synagoge-enschede.nl" . синагога-enschede.nl
- ^ «Синагога Энсхеде - еврейский Энсхеде» (на голландском языке). Synagoge-Enschede.nl . Проверено 30 декабря 2007 г.
- ^ «Ведущие голландско-израильские общины» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года.
- ^ «Центр еврейских исследований Лейдена» . jewsstudiecentrum.nl .
- ^ «Синагога Маастрихт» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ «Дополнительная информация о NIG Zeeland» .
- ^ «Голландско-израильское церковное общество» . ник.нл.
- ^ «Веб-страница раввина Иуды Ворста / Еврейской общины Роттердама» . Архивировано из оригинала 26 июня 2007 года . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ «История Зутфена» . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года.
- ^ «НИГ Де Стедендрихук» . www.nigdestedendriehoek.nl . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года.
- ^ «Уничтожение еврейства Зволле» (на голландском языке). Зволле40-45.nl . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ фсвл. «Аалтенская синагога» . arbeitskreis.fiberworld.nl . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Вводная страница» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2007 года . Проверено 30 декабря 2007 г.