Jump to content

История евреев в Суринаме

Расположение Суринама в Южной Америке

История евреев Нидерландов Суринама из начинается в 1639 году, когда английское правительство разрешило испанским и португальским евреям , Италии и Португалии заселить регион, приехав в старую столицу Торарику .

После прибытия первых евреев в 1639 году в поселение Маршалл-Крик, где выращивали табак, раввин в 1643 году записал кетубу или еврейский бракосочетание. [1] Поселение Маршалл-Крик в конечном итоге было заброшено, как и другие попытки колонизации до 1650 года ( см. Также « Историю Суринама »).

новая группа, мигрировавшая под предводительством Фрэнсиса лорда Уиллоуби. прибыла В 1652 году в Суринам [2] и поселились в районе Йоденсаванны , недалеко от тогдашней столицы Торарики . них были частью крупномасштабной иммиграции еврейской плантократии Пернамбуко Многие из , которая сыграла важную роль в инновациях и индустриализации выращивания и переработки сахарного тростника, включая использование рабского труда . Часть этих знаний была передана Голландской Вест-Индской компании во время оккупации голландской Бразилии . Еще больше знаний было передано самими плантаторами, бежавшими от испанской и португальской инквизиции после того, как португальцы отбили Пернамбуку и свергли политику свергнутого голландского режима. Эти плантаторы-беженцы часто сохраняли достаточно капитала, чтобы основать новые плантации в колониях, куда они бежали. [3]

Историк Берт Коэн пишет:

Евреи были стабилизирующим фактором в суринамской общине. У них был менталитет долговременных жителей, в отличие от большинства других колонистов, которые ходили с мыслью, что в конце концов, заработав достаточно денег, вернутся на родину. Для евреев колония была действительно безопасным местом, свободным от преследований и социальной изоляции. Такую жизнь было практически невозможно найти где-либо еще. [3]

Третья группа еврейских иммигрантов прибыла в 1664 году после их изгнания из столицы Пернамбукана Ресифи , а затем Французской Гвианы , под руководством Дэвида Коэна Насси . [4] Согласно Энциклопедии Латинской Америки , «Суринам был одним из важнейших центров еврейского населения в Западном полушарии, а евреи там были плантаторами и рабовладельцами». [5]

17 августа 1665 года англичане официально предоставили евреям Суринама свободу религии, включая право строить синагоги и религиозные школы, а также независимый суд и частную гражданскую охрану под их исключительным контролем, что сделало суринамских евреев единственной диаспорой. сообщество с «полной политической автономией» до основания Израиля в 1948 году. [6] Эти права остались нетронутыми, когда голландцы захватили колонию в 1667 году. [1]

Синагога Неве Шалом (справа)

Плантационная экономика Йоденсаванны — территории , которая была заселена и засажена сахарным тростником , — опиралась, как и до нее экономика Пернамбуко, на рабский труд . Сообщество пришло в упадок после французской экспедиции Кассара в 1712 году и введенных им налогов, конкуренции со стороны свекловичного сахара и нападений маронов — рабов, которым удалось сбежать с плантаций в джунгли, взаимодействовать с местными индейскими племенами и теперь совершали набеги на владения своих бывших хозяев как свободные люди. Большинство евреев Суринама в конечном итоге переехали в столицу Парамарибо , но они вернулись в синагогу в Йоденсаванне, чтобы отмечать праздники до 10 сентября 1832 года, когда пожар уничтожил деревню и синагогу. Впоследствии территория саванны была заросла джунглями. [7]

Черные евреи

[ редактировать ]
Ритуальная баня XVIII века (сейчас высохла) в синагоге Цедек ве-Шалом в Парамарибо , Суринам. В рамках процесса преобразования люди погружались в эту ванну. Фото Лоры Арнольд Лейбман , 2008 г.

Евреи африканского происхождения жили в Америке с колониальной эпохи. До 1820-х годов крупнейшие еврейские общины находились в Карибском бассейне, как и крупнейшие общины евреев, имевших наследственные связи с Африкой. [8] Из карибских еврейских общин в Суринаме проживало самое значительное чернокожее еврейское население. Европейские евреи в Суринаме обращали в веру как людей, которых они поработили, так и детей цветных еврейских мужчин и женщин. [9] Включение порабощенных людей в иудаизм было настолько важным, что в 1767–1768 годах голландский еврей Саломон Леви Мадуро опубликовал «Сефер Брит Ичак» , в котором содержались имена семи ритуальных обрезателей в Суринаме, а также молитвы об обращении и обрезании порабощенных людей. [10] Хотя первоначально большинство афро-суринамцев приняли иудаизм путем обращения, к концу восемнадцатого века многие члены черной еврейской общины были евреями от рождения на протяжении нескольких поколений. [9] Черных евреев никогда не считали белыми евреями и подвергали дискриминации. [11]

Портрет супружеской пары в Суринаме (Йоханнес Эллис и Мария Луиза де Харт)

К 1759 году афро-суринамские евреи (иногда называемые учеными «евроафриканскими евреями») сформировали свое собственное братство под названием Дархе Джезарим («Путь праведных»). Дархе Джезарим не только дал образование цветным евреям , но и предоставил место, где афро-суринамские евреи могли поклоняться Богу без неравенства и различий, существующих в Парамарибо в общинах Неве Шалом и Цедек ве-Шалом . В 1817 году Дархе Джезарим был распущен, а его члены вернулись в две синагоги города, управляемые белыми. [9] Переписчики конца восемнадцатого века подсчитали, что 10% еврейской общины Суринама составляли цветные. [9] Однако один историк предположил, что к концу восемнадцатого века у большинства евреев Суринама мог быть по крайней мере один африканский предок, даже если в то время они считались белыми. [9] Известные суринамские художники и деятели еврейского происхождения включают Марию Луизу де Харт , Августу Куриэль и Йозефа Насси .

В течение девятнадцатого и двадцатого веков некоторые члены общины Суринама отправились на север и поселились в городах Северной Америки. Например, в 1857 году немецко-еврейский журналист взял интервью у нескольких афроамериканок, которые молились в Конгрегации Шеарит Исраэль в Нью-Йорке и иммигрировали из Суринама. [12]

Личность

[ редактировать ]

Евреи в Суринаме первоначально были разделены на более густонаселенных сефардов, сконцентрированных в еврейской саванне, и прибывших гораздо позже и менее многочисленных ашкенази в синагоге Неве-Салом (единственной, все еще действующей синагоге).

Хотя сегодня термин «креольский » (используемый в контексте Суринама) является словом, используемым на местном уровне для обозначения «афро-суринамцев» (народа или культуры), его первоначальное значение имело негативный оттенок и означало, что белый европеец разучился быть «хороший еврей» (или настоящий англичанин и т. д.) из-за того, что он перенял некоторые характеристики, которые европейские сообщества считали «родными». [13]

В частности, еврейские мужчины-сефарды «взаимодействовали» с черными рабами на своих плантациях, а обычно внебрачные дети от африканских женщин воспитывались как евреи и получали еврейские имена. К 18 веку это чернокожее и цветное население значительно выросло. Черные и цветные евреи не считались белыми евреями «настоящими» евреями. Первые правила, которые формально классифицировали этих «мулатов» как не иехидим, были сформулированы в синагоге Бераха ве Шалом в 1754 году. Чернокожим и многорасовым евреям разрешалось входить в синагоги. , но им не разрешалось участвовать ни в одном из ритуалов, и им приходилось сидеть на специальных скамьях, которые были ниже других. В 1841 году чернокожим и цветным евреям в Суринаме были предоставлены равные религиозные права. [14] [15]

Некоторые еврейские фамилии сохранились и теперь считаются афро-суринамскими фамилиями, а имена Сарамака клана маронов относятся к еврейским владельцам плантаций, от которых сбежали их предки. На кладбищах Парамарибо еврейские надгробия встречаются рядом с креольскими . [13]

Идентичность может использоваться для исключения людей из сообщества, но ее также можно использовать для того, чтобы заставить людей быть частью сообщества против их воли. В 17 и 18 веках принудительное включение было обычным явлением как в португальских, так и в верхненемецких еврейских общинах, а жесткие границы идентичности часто поддерживались законодательством. Хотя культурная идентичность португальских евреев определялась как белая колониальная элита, эта идентичность существовала наряду с агрессивной политикой включения бедных евреев и цветных евреев. [13]

Синагоги

[ редактировать ]

В Суринаме были построены три официальные синагоги: Берача Ве Шалом в 1685 году в Йоденсаванне; Синагога Неве Шалом 1719 года, построенная евреями -ашкенази в новой столице Парамарибо ; и Цедек ве Шалом в 1735 году, построенный евреями- сефардами . [7] В конце концов, цветные евреи сформировали свою собственную синагогу: Дарье Джесарием или Дархе Джезарим в 1791 году, хотя белые евреи считали это юридически скорее братством — оно просуществовало только до 1794 года. Здание уже давно разрушено (в 1804 году), но в Местом является городская площадь, известная как Сиваплейн, что на языке португальских евреев означает «братство».

Депопуляция

[ редактировать ]

В восемнадцатом веке Суринам потрясла серия кризисов, которые особенно сильно ударили по еврейским плантациям, некоторые из которых были одними из старейших в колонии. Расходы имели тенденцию к увеличению в результате: огромной дани, взимаемой экспедицией Кассарда ; крах Дитца, крупного амстердамского завода по переработке сахарного тростника, в 1773 году после прошлогоднего финансового кризиса в Соединенном Королевстве; и неустойчивое накопление кредитов на недвижимость. Введение выращивания сахарной свеклы в Европе с 1784 года и истощение почв в результате чрезмерной эксплуатации на старейших плантациях Суринама привели к снижению доходов. Условия безопасности ухудшились в результате продолжающихся маронских войн , в то время как рост Парамарибо как эксклюзивного торгового порта колонии, расположенного ближе к побережью, оттолкнул евреев от Йоденсаванны. [6]

Поскольку плантационная экономика пришла в упадок, а население Йоденсаванны опустело, евреям в Парамарибо стало все труднее не интегрироваться с другими этническими группами страны, несмотря на периодические попытки еврейских лидеров в Нидерландах держать их в узде — многие просто вступали в брак с представителями других этнических групп в 19 век. В 1825 году евреям Суринама были предоставлены равные права, хотя это также повлекло за собой потерю привилегий, позволяющих им контролировать свою собственную общину, которыми они пользовались с 1665 года.

Сефардская и ашкеназская общины начали сливаться вместе еще в 18 веке, в конечном итоге на некоторое время разделив синагогу. Официально они не объединились до 1999 года. В 2004 году последняя оставшаяся синагога решила перейти от ортодоксального иудаизма к прогрессивному иудаизму . [14] Около 130 членов еврейской общины остались в объединенной сефардской и ашкеназской общине в Неве Шалом (которая включает в себя общинный зал и микву ). Вторая синагога была арендована для использования в качестве мастерской по обслуживанию компьютеров, а ее мебель и произведения искусства были переданы в аренду Музею Израиля в Иерусалиме.

Большинство евреев покинули Суринам, когда ему была предоставлена ​​независимость в 1975 году, а другие уехали во время гражданской войны 1980-х годов . [7] По данным переписи населения XXI века, 181 суринамец из общей численности населения в 560 000 человек принял иудаизм в качестве своей религии. [16]

В 1990-х годах джунгли в Йоденсаванне были расчищены, обнаружено 450 могил и сохранились руины синагоги. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории Суринама» . www.jewishvirtuallibrary.org .
  2. ^ «Биография Фрэнсиса, лорда Уиллоби Пархэма» . bcw-project.org .
  3. ^ Перейти обратно: а б Берт Коэн (2019) «Жители Воссенбурга и Ваямпибо: две суринамские плантации в период рабства» Хилверсюм: Потеряны. п. 23
  4. ^ Хершталь, Эрик (17 августа 2006 г.). «Звездный историк открывает новую главу» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Проверено 29 ноября 2011 г.
  5. ^ Энциклопедия Латинской Америки: индейцы в эпоху глобализации (от предыстории до наших дней) . Дж. Майкл Фрэнсис, Факты в архиве. Нью-Йорк, 2010 г., с. 296,
  6. ^ Перейти обратно: а б «История евреев Суринама» . Суринам, еврейская жизнь .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Удивительное открытие еврейской общины Суринама Джейкоба Стейнберга, 2008 г. Кулану
  8. ^ Хоберман, Майкл; Лейбман, Лаура Арнольд; Суровиц-Израиль, Хилит. Евреи в Америке, 1776–1826 (Первое изд.). Лондон. ISBN  978-1-315-47257-7 . OCLC   993959117 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Бен-Ур, Авива (5 июня 2020 г.). Еврейская автономия в рабовладельческом обществе: Суринам в атлантическом мире, 1651-1825 гг . Филадельфия. ISBN  978-0-8122-9704-1 . OCLC   1151890624 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Мендельсон, Адам; Розенгартен, Дейл; Милберг, Леонард Л. (2016). На рассвете: еврейский вклад в американскую культуру от основания страны до гражданской войны . Принстон. ISBN  978-0-87811-059-9 . OCLC   939558940 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Стиприан, Алекс (1997). «Необычная параллель: евреи и африканцы в Суринаме в 18 и 19 веках». Студия Розенталиана . 31 : 74–93.
  12. ^ Лендинг, Джеймс Э. (2001). Черный иудаизм: история американского движения . Дарем, Северная Каролина: Каролина Академик Пресс. ISBN  0-89089-820-0 . OCLC   36877310 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Винк, В., 2010. Креольские евреи: переговорное сообщество в колониальном Суринаме. БРИЛЛ.
  14. ^ Перейти обратно: а б Коэн, Жюли-Марта (2019). «Евреи на Карибах» (на голландском языке). Еврейский культурный квартал . Проверено 5 октября 2020 г.
  15. ^ Еврейское святилище в атлантическом мире: социальная и архитектурная история Барри Л. Стифеля
  16. ^ «Окончательные итоги восьмой всеобщей переписи населения» (PDF) . ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАТИСТИКИ – СУРИНАМ. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 945f280934ebbe4ca9832f9187825a7c__1716752820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/7c/945f280934ebbe4ca9832f9187825a7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Suriname - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)