Jump to content

Йоденсаванн

Координаты : 5 ° 25'45,02 дюйма с.ш. 54 ° 59'3,43 дюйма з.д.  /  5,4291722 ° с.ш. 54,9842861 ° з.д.  / 5,4291722; -54,9842861

Йоденсаванн
Руины синагоги Берача ве Шалом («Благословение и мир») на Йоденсаванне (февраль 2000 г.)
Расположение в Суринаме
Расположение в Суринаме
Показано в Суринаме
Расположение Каролина , округ Пара , Суринам
Координаты 5 ° 25'45,02 дюйма с.ш. 54 ° 59'3,43 дюйма з.д.  /  5,4291722 ° с.ш. 54,9842861 ° з.д.  / 5,4291722; -54,9842861
Тип Урегулирование
Официальное название Археологический памятник Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик.
Тип Культурный
Критерии III
Назначен 2023 г. (45-я сессия )
Справочный номер. 1680 [ 1 ]

Йоденсаванна ( по-голландски , « еврейская саванна ») — еврейская плантационная община в Суринаме , Южная Америка , и какое-то время была центром еврейской жизни в колонии. Он был основан в 1600-х годах евреями-сефардами и стал более развитым и богатым после того, как в 1660-х годах здесь поселилась группа евреев, бежавших от преследований в Бразилии. [ 2 ] Он был расположен на территории нынешнего округа Пара , примерно в 50 км (31 миле) к югу от столицы Парамарибо , на реке Суринам . сахарного тростника Плантации были созданы путем принуждения чернокожих африканцев работать в качестве рабов. На пике своего развития, примерно в 1700 году, в Йоденсаванне проживало около 500 владельцев плантаций и 9000 порабощенных людей. [ 3 ] Колония подвергалась регулярным нападениям со стороны коренных народов, восстаниям рабов и даже набегам французского флота. [ 4 ] В конечном итоге община переехала в столицу Парамарибо . Расчистка могил и уход за руинами синагоги предпринимались в разное время, с 1940-х по 21 век. [ 3 ]

Йоденсаванн вместе с кладбищем Кассипора были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в сентябре 2023 года под названием Археологический объект Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик . [ 5 ]

Йоденсаванн около 1830 г.

В 1639 году англичане, контролировавшие в то время Суринам, разрешили евреям-сефардам из Нидерландов , Португалии и Италии поселиться в этом районе. Сначала они пришли в старую столицу Торарику . [ 6 ] 8 апреля 1651 года Бенджамин де Касерас, Генри де Касерас и Якоб Фразо направили в Английский государственный совет прошение о разрешении жить и торговать на территориях Суринама и Барбадоса, что ознаменовало надежную дату возникновения на территории создается еврейская община. В 1652 году новая группа численностью около двенадцати сотен человек, мигрировавшая под предводительством Фрэнсиса лорда Уиллоуби, поселилась в районе, ныне известном как Джоденсаванн. Третья группа прибыла в 1664 году, после их изгнания из Бразилии , а затем из Французской Гвианы , под предводительством Дэвида Коэна Насси . [ 7 ] [ 6 ] Британцы пытались удержать эту группу от дальнейшего перемещения, гарантируя им привилегии, включая право управлять собственным судом и свободу религии. [ 2 ] Примерно в это же время община получила название Саванна в честь окружающих ее полей; Поселение было построено на возвышенности и сначала имело одну главную дорогу и четыре боковых улочки. [ 7 ] Была построена школа, в которой преподавали испанский и португальский языки . помимо еврейских предметов [ 8 ] Одной из причин того, что эти еврейские колонисты готовились к более постоянному поселению, было то, что, в отличие от христианских колонистов, которые часто надеялись разбогатеть, управляя плантациями и вернуться в Европу, жителям Йоденсаванны некуда было возвращаться в Европе. [ 2 ]

Эта еврейская община развила сахарного тростника экономику плантаций , в которой в качестве рабочей силы использовались африканские рабы; по некоторым данным, вновь поселившиеся семьи получили 4 или 5 рабов в качестве гранта на поселение. [ 7 ] Когда голландцы получили контроль над Суринамом, они сохранили права, предоставленные этой еврейской общине, и даже в некотором смысле расширили их, включая право переносить товары по воскресеньям и изгонять людей из своей общины, а также предоставили в 1691 году землю в 100 акров. на строительство синагоги и места захоронения. [ 6 ] [ 2 ] [ 4 ] Поселение достигло своего наибольшего размера примерно в 1700 году, когда, по оценкам, в нем проживало 570 жителей. [ 4 ]

Граждане-рабовладельцы Йоденсаванны также регулярно вступали в конфликты с соседним коренным населением и с порабощенными людьми на своих плантациях. В 1670 году, согласно Essai Historique, около двухсот евреев покинули Суринам, а в 1677 году, за год до нападения карибов на Йоденсаванну, десять еврейских семей покинули Суринам со своими рабами. Европейские поселения, в том числе поселения в Йоденсаванне, подверглись нападению карибов ( людей Калины ) во второй половине 1678 года, и рабы также восстали. [ 9 ] В 1690 году снова произошло восстание рабов на плантации владельца по имени Иммануэль Мачадо, который был убит и чьи бывшие рабы бежали в общину маронов . [ 10 ] Французские моряки, осознавая богатство общины, также совершили на нее набег в 1712 году. [ 4 ] Из-за многочисленных нападений, особенно со стороны бывших рабов, колонисты выстроили вокруг поселения оборонительную систему. [ 3 ]

Была основана община Бераха ве Шалом («Благословение и мир»), первая деревянная синагога в общине ( третья синагога в Южной Америке ), построенная между 1665 и 1671 годами и отремонтированная в 1827 году. [ 11 ] Строительство этой синагоги ознаменовало перемещение центра еврейской жизни региона из Торарики в Йоденсаванну. [ 12 ] В этой первой синагоге была отдельная секция для женщин, общественный архив и серебряные детали на деревянном здании. [ 7 ] Второй, из привозного кирпича, был построен в 1685 году. [ 13 ] [ 14 ] До строительства Бераха ве Шалом в Америке не было синагоги, имеющей большое архитектурное значение. [ 15 ] Сообщается, что на праздновании столетия синагоги, отмечавшемся в октябре 1785 года, присутствовало более 1500 человек, многие из которых приплыли из Парамарибо, поскольку к тому времени в Йоденсаванне все еще проживало около двадцати еврейских семей. [ 16 ] [ 4 ] В двадцатом веке также были предприняты усилия по расчистке и сохранению руин синагоги. [ 3 ]

Территория синагоги Йоденсаванн, около 1860 г.

Йоденсаванна пришла в упадок в середине 18 века, и большая часть ее населения переехала в Парамарибо. [ 17 ] В восемнадцатом веке Суринам потрясла серия кризисов, которые особенно сильно ударили по еврейским плантациям, некоторые из которых были одними из старейших в колонии. Расходы имели тенденцию к увеличению в результате: огромной дани, взимаемой экспедицией Кассарда ; крах крупного импортера сахарного тростника в Амстердаме в 1773 году; и накопление кредитов на недвижимость. Введение выращивания сахарной свеклы в Европе с 1784 года и истощение почв на старейших плантациях снизили доходы. Условия безопасности ухудшились в результате продолжающихся маронских войн , в то время как рост Парамарибо как эксклюзивного торгового порта колонии, расположенного ближе к побережью, оттолкнул евреев от Йоденсаванны. [ 18 ] К 1790 году население Йоденсаванны составляло около двадцати двух человек, не считая рабов. К началу XIX века это число упало до менее десяти. [ 19 ] Поселение оставалось в своем сокращенном состоянии, пока не было уничтожено пожаром во время восстания рабов в 1832 году. [ 12 ]

Во время Второй мировой войны лагерь для рядом с местом расположения бывшего еврейского поселения был построен лагерь для интернированных и назван в его честь — интернированных Йоденсаванн . Он был построен в 1942 году для размещения 146 политических заключенных из Голландской Ост-Индии , которые считались ярыми сторонниками Германии или членами голландского НСБ или немецкой НСДАП . [ 20 ] [ 21 ] Однако некоторые индонезийские националисты также были депортированы в Йоденсаванн, наиболее известный из которых Эрнест Доувес Деккер . [ 22 ]

Историк Натали Земон Дэвис работает над историей Йоденсаванны XVIII века, уделяя особое внимание Дэвиду Коэну Нэсси (род. 1747) и отношениям между черными и белыми людьми внутри еврейской общины. [ 23 ] В 2016 году Дэвис опубликовал статью под названием «Возвращение Иерусалима», в которой подробно описывается празднование Песаха в Йоденсаванне. [ 24 ]

Обнаруженное надгробие с одного из кладбищ, расположенных в Йоденсаванне, с надписью на иврите.

Текущая ситуация

[ редактировать ]

На сегодняшний день все, что осталось на месте Йоденсаванны, — это остатки синагоги Бераше ве Шалом , а также три кладбища, надгробия которых в основном имеют надписи на иврите и португальском языке. [ 15 ]

Археологический институт Америки в партнерстве с Суринамским университетом участвовал в проекте под названием «Интерактивные раскопки Йоденсаванны», усилия по сохранению и ведению учета которого ведутся с 2014 года. [ 25 ]

Йоденсаванна расположена недалеко от коренных народов деревни Реди Доти . [ 26 ] на курорте Каролина и связан с внешним миром Каролинбрюгом, который ведет к Авобакавегу на Парамарибо или по шоссе Дезире Делано Бутерс в аэропорт . [ 27 ]

Население

[ редактировать ]

Население Йоденсаванны точно не установлено. Такие источники, как Essai Historique, [ 28 ] утверждают, что в 1677 году население будет составлять примерно одну тысячу; напротив, такие историки, как Гарри Фриденвальд, приводили доводы в пользу отсутствия сильного еврейского присутствия - утверждение, которое подразумевало бы менее населенную Йоденсаванну.

Карта с подробным описанием и перечислением плантаций, расположенных вдоль реки Суринам, с указанием местонахождения Йоденсаванны.

существовало около 70 плантаций В 1750 году вдоль реки Суринам , большинство из которых носили «еврейские» названия, как, например, владения площадью в тысячу акров, принадлежавшие некоему Соломону Мезе. [ 19 ] Эти плантации были отмечены и идентифицированы с помощью карты XVIII века под названием « Альгемен Карт ван де Колония провинции Суринам », нарисованной инженером Александром де Лаво, уроженцем Берлина, служившим в прусских войсках.

В Йоденсаванне было несколько кладбищ, из которых наиболее часто используемое и первое существующее кладбище известно как Кладбище Кассипора . Названный в честь ручья Кассипора, вытекающего из реки Суринам, он, как ожидается, будет содержать около двухсот надгробий, самое раннее из которых датируется началом 17 века, а самое последнее, предположительно, было построено в 1840 году. здесь в основном написаны на иврите, португальском и голландском языках, а существует несколько охелимов , что указывает на структуры еврейской общины внутри поселения. также в этом районе [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Археологические раскопки Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Леурс, Глория К. (15 ноября 1985 г.). «Богатые сефарды на плантациях Суринама» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке). п. 133.
  3. ^ Jump up to: а б с д Вольф, Сиг. В. (2 июня 1975 г.). «Еврейская саванна: Заброшенный памятник преследуемым евреям» . Vrije Stem: независимый еженедельный журнал Суринама (на голландском языке). п. 2.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Шмит, Ганс (4 декабря 1981 г.). «Остатки еврейской саванны в суринамских джунглях» . Трау (на голландском языке).
  5. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологические раскопки Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Кое-что о проблеме Йоденсаванны» . Терунга; ежемесячный журнал для членов израильских общин в Суринаме (на голландском языке). 17 (7): 8–9. Июль 1956 года.
  7. ^ Jump up to: а б с д Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 71–4.
  8. ^ Буэно Бибаз, Дж. (1928). Краткая история колонии Суринам (на голландском языке). Парамаримбо: Х.Б. Хевде. п. 40.
  9. ^ Джонатан Д. Хилл (1996). История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492–1992 гг . Университет Айовы Пресс. п. 32. ISBN  978-1-58729-110-4 .
  10. ^ Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 136–7.
  11. ^ Оудшанс Дентц, Фредерик; Бенджаминс, HD (1927). Колонизация португальского еврейского народа в Суринаме и история еврейской саванны (на голландском языке). Амстердам: Менно Херцбергер. п. 56.
  12. ^ Jump up to: а б Леурс, Глория К. (15 ноября 1985 г.). «Синагога» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке).
  13. ^ Вольф, HJ (1934). Исторический обзор Суринама, 1613–1934 гг. (на голландском языке). Суринамский торговый офис. п. 20.
  14. ^ Оудшанс Дентц, Фредерик; Бенджаминс, HD (1927). Колонизация португальского еврейского народа в Суринаме и история еврейской саванны (на голландском языке). Амстердам: Менно Херцбергер. п. 13.
  15. ^ Jump up to: а б с Франкель, Рэйчел (2001), «Предшественники и остатки Йоденсаванны», «Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800 » , Berghahn Books, стр. 394–436, doi : 10.2307/j.ctt1x76f5z.26 , ISBN  9781782389767
  16. ^ Санторо ван Хальм Браам, MEC (15 ноября 1985 г.). «Синагога в джунглях» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке). п. 133.
  17. ^ Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 273–4.
  18. ^ «История евреев Суринама» .
  19. ^ Jump up to: а б Готтейл, Ричард Джеймс Горацио (1901). Вклад в историю евреев Суринама . Американское еврейское историческое общество. OCLC   847522377 .
  20. ^ «Черная страница лагеря Йоденсаванн» . Исправительная колония (на голландском языке) . Проверено 18 мая 2020 г.
  21. ^ «Забытый скандал из нашей национальной истории» . Де Телеграаф (на голландском языке). 5 марта 1994 года.
  22. ^ Де Грааф, Январь (5 декабря 1986 г.). «Гюго Пос расправляется со своими демонами» . Хет Парул .
  23. ^ Хершталь, Эрик (17 августа 2006 г.). «Звездный историк открывает новую главу: еврейские рабовладельцы» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Проверено 12 августа 2020 г.
  24. ^ Дэвис, Натали Земон (11 декабря 2015 г.). «Возвращение Иерусалима: эсхатология и рабство в еврейской колонизации в Суринаме семнадцатого века». Кембриджский журнал постколониальных литературных исследований . 3 (1): 11–38. дои : 10.1017/pli.2015.29 . ISSN   2052-2614 . S2CID   163802695 .
  25. ^ «Краткая история Йоденсаванны, Суринам - Американский археологический институт» . www.archaeological.org . Проверено 20 ноября 2018 г.
  26. ^ «Образование Реди Доти» . Джоденсаванн.ср . Проверено 18 мая 2020 г.
  27. ^ «Афобакавег» . Холидей Арена (на голландском языке) . Проверено 18 мая 2020 г.
  28. ^ Ренс, ЛЛЕ (1954). Анализ летописей, касающихся раннего еврейского поселения в Суринаме . ОСЛК   773200985 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Остаточные камни. Еврейские кладбища Суринама Бен-Ур, Эпитафии Авивы и Рэйчел Франкель, 2009 (Hebrew Union College Press)
  • Зеленый ад. Голландский концентрационный лагерь в Суринаме, AG Besier, 1 марта 1942 г. - 15 июля 1946 г., Bunne, 1994 г. (опубликовано Servo)
  • Исправительная колония. Голландский концентрационный лагерь в Суринаме, 1942–1946 гг. Тван ван ден Бранд, Амстердам, 2006 г. (опубликованный баланс)
  • Зверства в лагере Джоденсаванн. Зеленый ад Маайке Вершурен, Парбоде, № 33, январь 2009 г., стр. 46–48.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5e3d1895bee23abc798a3556835c441__1721757120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/41/f5e3d1895bee23abc798a3556835c441.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jodensavanne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)