Йоденсаванн
Расположение | Каролина , округ Пара , Суринам |
---|---|
Координаты | 5 ° 25'45,02 дюйма с.ш. 54 ° 59'3,43 дюйма з.д. / 5,4291722 ° с.ш. 54,9842861 ° з.д. |
Тип | Урегулирование |
Официальное название | Археологический памятник Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик. |
Тип | Культурный |
Критерии | III |
Назначен | 2023 г. (45-я сессия ) |
Справочный номер. | 1680 [ 1 ] |
Йоденсаванна ( по-голландски , « еврейская саванна ») — еврейская плантационная община в Суринаме , Южная Америка , и какое-то время была центром еврейской жизни в колонии. Он был основан в 1600-х годах евреями-сефардами и стал более развитым и богатым после того, как в 1660-х годах здесь поселилась группа евреев, бежавших от преследований в Бразилии. [ 2 ] Он был расположен на территории нынешнего округа Пара , примерно в 50 км (31 миле) к югу от столицы Парамарибо , на реке Суринам . сахарного тростника Плантации были созданы путем принуждения чернокожих африканцев работать в качестве рабов. На пике своего развития, примерно в 1700 году, в Йоденсаванне проживало около 500 владельцев плантаций и 9000 порабощенных людей. [ 3 ] Колония подвергалась регулярным нападениям со стороны коренных народов, восстаниям рабов и даже набегам французского флота. [ 4 ] В конечном итоге община переехала в столицу Парамарибо . Расчистка могил и уход за руинами синагоги предпринимались в разное время, с 1940-х по 21 век. [ 3 ]
Йоденсаванн вместе с кладбищем Кассипора были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в сентябре 2023 года под названием Археологический объект Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик . [ 5 ]
История
[ редактировать ]В 1639 году англичане, контролировавшие в то время Суринам, разрешили евреям-сефардам из Нидерландов , Португалии и Италии поселиться в этом районе. Сначала они пришли в старую столицу Торарику . [ 6 ] 8 апреля 1651 года Бенджамин де Касерас, Генри де Касерас и Якоб Фразо направили в Английский государственный совет прошение о разрешении жить и торговать на территориях Суринама и Барбадоса, что ознаменовало надежную дату возникновения на территории создается еврейская община. В 1652 году новая группа численностью около двенадцати сотен человек, мигрировавшая под предводительством Фрэнсиса лорда Уиллоуби, поселилась в районе, ныне известном как Джоденсаванн. Третья группа прибыла в 1664 году, после их изгнания из Бразилии , а затем из Французской Гвианы , под предводительством Дэвида Коэна Насси . [ 7 ] [ 6 ] Британцы пытались удержать эту группу от дальнейшего перемещения, гарантируя им привилегии, включая право управлять собственным судом и свободу религии. [ 2 ] Примерно в это же время община получила название Саванна в честь окружающих ее полей; Поселение было построено на возвышенности и сначала имело одну главную дорогу и четыре боковых улочки. [ 7 ] Была построена школа, в которой преподавали испанский и португальский языки . помимо еврейских предметов [ 8 ] Одной из причин того, что эти еврейские колонисты готовились к более постоянному поселению, было то, что, в отличие от христианских колонистов, которые часто надеялись разбогатеть, управляя плантациями и вернуться в Европу, жителям Йоденсаванны некуда было возвращаться в Европе. [ 2 ]
Эта еврейская община развила сахарного тростника экономику плантаций , в которой в качестве рабочей силы использовались африканские рабы; по некоторым данным, вновь поселившиеся семьи получили 4 или 5 рабов в качестве гранта на поселение. [ 7 ] Когда голландцы получили контроль над Суринамом, они сохранили права, предоставленные этой еврейской общине, и даже в некотором смысле расширили их, включая право переносить товары по воскресеньям и изгонять людей из своей общины, а также предоставили в 1691 году землю в 100 акров. на строительство синагоги и места захоронения. [ 6 ] [ 2 ] [ 4 ] Поселение достигло своего наибольшего размера примерно в 1700 году, когда, по оценкам, в нем проживало 570 жителей. [ 4 ]
Граждане-рабовладельцы Йоденсаванны также регулярно вступали в конфликты с соседним коренным населением и с порабощенными людьми на своих плантациях. В 1670 году, согласно Essai Historique, около двухсот евреев покинули Суринам, а в 1677 году, за год до нападения карибов на Йоденсаванну, десять еврейских семей покинули Суринам со своими рабами. Европейские поселения, в том числе поселения в Йоденсаванне, подверглись нападению карибов ( людей Калины ) во второй половине 1678 года, и рабы также восстали. [ 9 ] В 1690 году снова произошло восстание рабов на плантации владельца по имени Иммануэль Мачадо, который был убит и чьи бывшие рабы бежали в общину маронов . [ 10 ] Французские моряки, осознавая богатство общины, также совершили на нее набег в 1712 году. [ 4 ] Из-за многочисленных нападений, особенно со стороны бывших рабов, колонисты выстроили вокруг поселения оборонительную систему. [ 3 ]
Была основана община Бераха ве Шалом («Благословение и мир»), первая деревянная синагога в общине ( третья синагога в Южной Америке ), построенная между 1665 и 1671 годами и отремонтированная в 1827 году. [ 11 ] Строительство этой синагоги ознаменовало перемещение центра еврейской жизни региона из Торарики в Йоденсаванну. [ 12 ] В этой первой синагоге была отдельная секция для женщин, общественный архив и серебряные детали на деревянном здании. [ 7 ] Второй, из привозного кирпича, был построен в 1685 году. [ 13 ] [ 14 ] До строительства Бераха ве Шалом в Америке не было синагоги, имеющей большое архитектурное значение. [ 15 ] Сообщается, что на праздновании столетия синагоги, отмечавшемся в октябре 1785 года, присутствовало более 1500 человек, многие из которых приплыли из Парамарибо, поскольку к тому времени в Йоденсаванне все еще проживало около двадцати еврейских семей. [ 16 ] [ 4 ] В двадцатом веке также были предприняты усилия по расчистке и сохранению руин синагоги. [ 3 ]
Йоденсаванна пришла в упадок в середине 18 века, и большая часть ее населения переехала в Парамарибо. [ 17 ] В восемнадцатом веке Суринам потрясла серия кризисов, которые особенно сильно ударили по еврейским плантациям, некоторые из которых были одними из старейших в колонии. Расходы имели тенденцию к увеличению в результате: огромной дани, взимаемой экспедицией Кассарда ; крах крупного импортера сахарного тростника в Амстердаме в 1773 году; и накопление кредитов на недвижимость. Введение выращивания сахарной свеклы в Европе с 1784 года и истощение почв на старейших плантациях снизили доходы. Условия безопасности ухудшились в результате продолжающихся маронских войн , в то время как рост Парамарибо как эксклюзивного торгового порта колонии, расположенного ближе к побережью, оттолкнул евреев от Йоденсаванны. [ 18 ] К 1790 году население Йоденсаванны составляло около двадцати двух человек, не считая рабов. К началу XIX века это число упало до менее десяти. [ 19 ] Поселение оставалось в своем сокращенном состоянии, пока не было уничтожено пожаром во время восстания рабов в 1832 году. [ 12 ]
Во время Второй мировой войны лагерь для рядом с местом расположения бывшего еврейского поселения был построен лагерь для интернированных и назван в его честь — интернированных Йоденсаванн . Он был построен в 1942 году для размещения 146 политических заключенных из Голландской Ост-Индии , которые считались ярыми сторонниками Германии или членами голландского НСБ или немецкой НСДАП . [ 20 ] [ 21 ] Однако некоторые индонезийские националисты также были депортированы в Йоденсаванн, наиболее известный из которых Эрнест Доувес Деккер . [ 22 ]
Историк Натали Земон Дэвис работает над историей Йоденсаванны XVIII века, уделяя особое внимание Дэвиду Коэну Нэсси (род. 1747) и отношениям между черными и белыми людьми внутри еврейской общины. [ 23 ] В 2016 году Дэвис опубликовал статью под названием «Возвращение Иерусалима», в которой подробно описывается празднование Песаха в Йоденсаванне. [ 24 ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]На сегодняшний день все, что осталось на месте Йоденсаванны, — это остатки синагоги Бераше ве Шалом , а также три кладбища, надгробия которых в основном имеют надписи на иврите и португальском языке. [ 15 ]
Археологический институт Америки в партнерстве с Суринамским университетом участвовал в проекте под названием «Интерактивные раскопки Йоденсаванны», усилия по сохранению и ведению учета которого ведутся с 2014 года. [ 25 ]
Йоденсаванна расположена недалеко от коренных народов деревни Реди Доти . [ 26 ] на курорте Каролина и связан с внешним миром Каролинбрюгом, который ведет к Авобакавегу на Парамарибо или по шоссе Дезире Делано Бутерс в аэропорт . [ 27 ]
Население
[ редактировать ]Население Йоденсаванны точно не установлено. Такие источники, как Essai Historique, [ 28 ] утверждают, что в 1677 году население будет составлять примерно одну тысячу; напротив, такие историки, как Гарри Фриденвальд, приводили доводы в пользу отсутствия сильного еврейского присутствия - утверждение, которое подразумевало бы менее населенную Йоденсаванну.
существовало около 70 плантаций В 1750 году вдоль реки Суринам , большинство из которых носили «еврейские» названия, как, например, владения площадью в тысячу акров, принадлежавшие некоему Соломону Мезе. [ 19 ] Эти плантации были отмечены и идентифицированы с помощью карты XVIII века под названием « Альгемен Карт ван де Колония провинции Суринам », нарисованной инженером Александром де Лаво, уроженцем Берлина, служившим в прусских войсках.
В Йоденсаванне было несколько кладбищ, из которых наиболее часто используемое и первое существующее кладбище известно как Кладбище Кассипора . Названный в честь ручья Кассипора, вытекающего из реки Суринам, он, как ожидается, будет содержать около двухсот надгробий, самое раннее из которых датируется началом 17 века, а самое последнее, предположительно, было построено в 1840 году. здесь в основном написаны на иврите, португальском и голландском языках, а существует несколько охелимов , что указывает на структуры еврейской общины внутри поселения. также в этом районе [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Археологические раскопки Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Леурс, Глория К. (15 ноября 1985 г.). «Богатые сефарды на плантациях Суринама» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке). п. 133.
- ^ Jump up to: а б с д Вольф, Сиг. В. (2 июня 1975 г.). «Еврейская саванна: Заброшенный памятник преследуемым евреям» . Vrije Stem: независимый еженедельный журнал Суринама (на голландском языке). п. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и Шмит, Ганс (4 декабря 1981 г.). «Остатки еврейской саванны в суринамских джунглях» . Трау (на голландском языке).
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Археологические раскопки Йоденсаванн: поселение Йоденсаванн и кладбище Кассипора-Крик» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кое-что о проблеме Йоденсаванны» . Терунга; ежемесячный журнал для членов израильских общин в Суринаме (на голландском языке). 17 (7): 8–9. Июль 1956 года.
- ^ Jump up to: а б с д Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 71–4.
- ^ Буэно Бибаз, Дж. (1928). Краткая история колонии Суринам (на голландском языке). Парамаримбо: Х.Б. Хевде. п. 40.
- ^ Джонатан Д. Хилл (1996). История, власть и идентичность: этногенез в Америке, 1492–1992 гг . Университет Айовы Пресс. п. 32. ISBN 978-1-58729-110-4 .
- ^ Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 136–7.
- ^ Оудшанс Дентц, Фредерик; Бенджаминс, HD (1927). Колонизация португальского еврейского народа в Суринаме и история еврейской саванны (на голландском языке). Амстердам: Менно Херцбергер. п. 56.
- ^ Jump up to: а б Леурс, Глория К. (15 ноября 1985 г.). «Синагога» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке).
- ^ Вольф, HJ (1934). Исторический обзор Суринама, 1613–1934 гг. (на голландском языке). Суринамский торговый офис. п. 20.
- ^ Оудшанс Дентц, Фредерик; Бенджаминс, HD (1927). Колонизация португальского еврейского народа в Суринаме и история еврейской саванны (на голландском языке). Амстердам: Менно Херцбергер. п. 13.
- ^ Jump up to: а б с Франкель, Рэйчел (2001), «Предшественники и остатки Йоденсаванны», «Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800 » , Berghahn Books, стр. 394–436, doi : 10.2307/j.ctt1x76f5z.26 , ISBN 9781782389767
- ^ Санторо ван Хальм Браам, MEC (15 ноября 1985 г.). «Синагога в джунглях» . Новый израильский еженедельник (на голландском языке). п. 133.
- ^ Вольберс, Дж. (1861). История Суринама (на голландском языке). Амстердам: С. Эммеринг. стр. 273–4.
- ^ «История евреев Суринама» .
- ^ Jump up to: а б Готтейл, Ричард Джеймс Горацио (1901). Вклад в историю евреев Суринама . Американское еврейское историческое общество. OCLC 847522377 .
- ^ «Черная страница лагеря Йоденсаванн» . Исправительная колония (на голландском языке) . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ «Забытый скандал из нашей национальной истории» . Де Телеграаф (на голландском языке). 5 марта 1994 года.
- ^ Де Грааф, Январь (5 декабря 1986 г.). «Гюго Пос расправляется со своими демонами» . Хет Парул .
- ^ Хершталь, Эрик (17 августа 2006 г.). «Звездный историк открывает новую главу: еврейские рабовладельцы» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Дэвис, Натали Земон (11 декабря 2015 г.). «Возвращение Иерусалима: эсхатология и рабство в еврейской колонизации в Суринаме семнадцатого века». Кембриджский журнал постколониальных литературных исследований . 3 (1): 11–38. дои : 10.1017/pli.2015.29 . ISSN 2052-2614 . S2CID 163802695 .
- ^ «Краткая история Йоденсаванны, Суринам - Американский археологический институт» . www.archaeological.org . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ «Образование Реди Доти» . Джоденсаванн.ср . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ «Афобакавег» . Холидей Арена (на голландском языке) . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Ренс, ЛЛЕ (1954). Анализ летописей, касающихся раннего еврейского поселения в Суринаме . ОСЛК 773200985 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Остаточные камни. Еврейские кладбища Суринама Бен-Ур, Эпитафии Авивы и Рэйчел Франкель, 2009 (Hebrew Union College Press)
- Зеленый ад. Голландский концентрационный лагерь в Суринаме, AG Besier, 1 марта 1942 г. - 15 июля 1946 г., Bunne, 1994 г. (опубликовано Servo)
- Исправительная колония. Голландский концентрационный лагерь в Суринаме, 1942–1946 гг. Тван ван ден Бранд, Амстердам, 2006 г. (опубликованный баланс)
- Зверства в лагере Джоденсаванн. Зеленый ад Маайке Вершурен, Парбоде, № 33, январь 2009 г., стр. 46–48.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Джоденсаванны. Архивировано 7 июля 2010 года в Wayback Machine.
- Евреи в Суринаме
- Поселение Джоден Саванна и кладбище Кассипора на ЮНЕСКО.org
- Исправительная колония в Йоденсаванне (на голландском языке) на сайте strafkolonie.nl
- Голландско-еврейская диаспора
- Бывшие населенные пункты Суринама
- Исторические еврейские общины в Южной Америке
- Еврейская голландская история
- Еврейская история Португалии
- Еврейская суринамская история
- Для района
- Сефардская еврейская культура в Южной Америке
- Темы евреев-сефардов
- Синагоги в Суринаме
- Туристические достопримечательности Суринама
- Еврейские общины
- История евреев в Южной Америке
- Рабство в Нидерландах
- Иудаизм и рабство