Jump to content

История евреев в Словении

(Перенаправлено с еврейской общины Словении )

Расположение Словении (темно-зеленый) в Европе.

История евреев и Словении связанных с ней территорий восходит ко временам Древнего Рима . В 2011 году небольшая словенская еврейская община ( словенский : Judoska skupnost Slovenije ) насчитывала от 500 до 1000 членов, из которых около 130 официально зарегистрированы. [1] большинство из них проживают в столице Любляне .

История сообщества

[ редактировать ]

Древнее сообщество

[ редактировать ]
Картина еврейской женщины, ок. 1682 г. В собрании Птуя -Орможа. Краеведческого музея

Древняя еврейская община Словении в VI веке возникла до славянского поселения в Восточных Альпах , когда славянские предки современных словенцев вошли на их нынешнюю территорию. [2] Первые евреи прибыли на территорию нынешней Словении во времена Римской империи : археологические свидетельства присутствия евреев были найдены в Мариборе и деревне Шкоцян в Нижней Крайне . В Шкоцяне гравированная менора, датируемая V веком нашей эры . на кладбище была найдена [3]

В 12 веке евреи прибыли на словенские земли, спасаясь от бедности в Италии и Центральной Европе . Несмотря на то, что они были вынуждены жить в гетто , многие евреи процветали. Отношения между евреями и местным христианским населением в целом были мирными. В Мариборе евреи были успешными банкирами, виноградарями и мельниками. несколько «еврейских судов» ( Юденгоф существовало В Штирии ) , разрешавших споры между евреями и христианами. Исраэль Иссерляйн , написавший несколько очерков о средневековой еврейской жизни в Нижней Штирии , был самым важным раввином того времени, жившим в Мариборе. [4] еврейские гетто в Радгоне и Птуе . В 1397 году анонимные антиеврейские нападавшие подожгли [5]

Первая синагога в Любляне упоминается в 1213 году. Получив привилегию , евреи смогли заселить территорию Любляны, расположенную на левом берегу реки Любляница . Улицы Жидовска улица (Еврейская улица) и Жидовска стеза (Еврейский переулок), которые сейчас занимают этот район, до сих пор напоминают о том периоде.

Изгнание евреев

[ редактировать ]

Богатство евреев вызвало недовольство среди дворянства Внутренней Австрии и бюргеров, многие из которых отказывались платить еврейским ростовщикам, а местные купцы считали евреев конкурентами. Антисемитизм католической церкви также сыграл важную роль в создании враждебности против евреев. [6] В 1494 и 1495 годах собрания Штирии и Каринтии предложили австрийскому императору Максимилиану награду за изгнание евреев из обеих провинций.

Максимилиан удовлетворил их просьбу, назвав в качестве причин изгнания осквернение иудеями христианских таинств, ритуальные убийства христианских детей и обман должников. [6] Изгнание началось немедленно: последние евреи были изгнаны к 1718 году. [7] [ сомнительно обсудить ] Евреи были изгнаны из Марибора в 1496 году. [8] После отдельных требований граждан Любляны об изгнании евреев евреи были изгнаны из Любляны в 1515 году. [9] После изгнания еврейской общины синагога Марибора была превращена в церковь. [8]

Современная эпоха

[ редактировать ]
Здание бывшей Лендавской синагоги

В 1709 году император Священной Римской империи Карл VI , правитель Габсбургской монархии , [10] издал указ, разрешающий евреям вернуться во Внутреннюю Австрию . Тем не менее, евреи в то время селились почти исключительно в торговом городе Триесте и, в гораздо меньшей степени, в городе Гориция (ныне оба являются частью Италии ). Указ был отменен в 1817 году Франциском I , и евреям были предоставлены полные гражданские и политические права только с помощью австрийской конституции 1867 года. Тем не менее, словенские земли остались практически без постоянного еврейского населения, за исключением Гориции, Триеста, региона Прекмурье ) и некоторых небольших городов в западной части графства Гориция и Градиска ( Градишка , Червиньяно , которые были заселены преимущественно фриульскоязычным населением.

По переписи 1910 года на территории нынешней Словении, не считая района Прекмурья , проживало всего 146 евреев . [7] Однако, несмотря на это, с середины XIX века, как и везде в Австро-Венгрии, антисемитизм начал усиливаться и в Словении. пропагандируется видными словенскими католическими лидерами, такими как епископ Антон Махнич и евангелист Янез Крек . Первые призывали к войне против иудаизма, а вторые стремились убедить верующих, что евреи являются переносчиками наиболее вредных влияний. [10]

В 1918 году, во время хаотического перехода между Австро-Венгрией и новым Королевством сербов, хорватов и словенцев, во многих местах Прекмурья вспыхнули беспорядки против евреев и венгров. [11] Солдаты, вернувшиеся с фронта, и местные жители грабили еврейские и венгерские магазины. 4 ноября 1918 года в Бельтинцах местные жители разграбили еврейские дома и магазины, подвергли евреев пыткам и подожгли синагогу. [11] После погрома некогда могущественная ортодоксальная еврейская община Белтинчи, насчитывавшая в середине XIX века 150 человек, исчезла. В 1937 году местные власти снесли синагогу Бельтинцы. [12]

Безудержный антисемитизм был одной из причин, по которой немногие евреи решили поселиться в этом районе, а общая еврейская численность оставалась на очень низком уровне. В 1920-х годах, после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев ( Югославия ), местная еврейская община объединилась с еврейской общиной Загреба , Хорватия . [7]

Согласно переписи 1931 года, в Драва-Бановине проживало около 900 евреев , в основном сосредоточенных в Прекмурье , которое до 1919 года входило в состав Венгерского королевства. Это стало причиной того, что в середине 1930-х годов Мурска-Собота стала резиденцией Еврейская община Словении. В этот период еврейское население вновь активизировалось благодаря многочисленным иммигрантам, бежавшим из соседней Австрии и нацистской Германии в более терпимое Королевство Югославию .

Тем не менее, в предвоенный период Словенская Римско-католическая церковь и дочерняя крупнейшая политическая партия Словенская народная партия занимались антисемитизмом. [13] католические газеты писали о «евреях» как о «катастрофе для нашей деревни», о «евреях» как о «мошенниках» и «предателях Христа», а главная словенская католическая ежедневная газета Slovenec сообщила местным евреям, что их «дорога из Югославии» ... был открыт». и что из Словении «мы экспортируем такие товары [т.е. евреев] без компенсации». [10] Будучи министром внутренних дел в правительстве Югославии, ведущий словенский политик и бывший католический священник Антон Корошец объявил «всех евреев, коммунистов и масонов предателями, заговорщиками и врагами государства». [14] Затем в 1940 году Корошец принял в Югославии два антисемитских закона, запрещающих евреям работать в пищевой промышленности и ограничивающих количество еврейских студентов в средних школах и университетах. [10] Словенские евреи серьезно пострадали, как отметила Шарика Хорват в своих показаниях для Фонда Шоа: «все развалилось... при правительстве Корошеца». [10]

Согласно официальным югославским данным, число самопровозглашенных евреев (в соответствии с религией, а не происхождением) в югославской Словении выросло до 1533 к 1939 году. В этом году было 288 заявленных евреев в Мариборе, 273 в Любляне, 270 в Мурске. Собота, 210 в Лендаве и 66 в Целье . Остальные 400 евреев проживали разбросанными по стране, причем четверть из них проживала в районе Прекмурья . До Второй мировой войны в Словении действовало две синагоги: одна в Мурска-Соботе и одна в Лендаве. Общее число евреев до вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года оценивается примерно в 2500 человек, включая крещеных евреев и беженцев из Австрии и Германии.

Холокост

[ редактировать ]

Еврейская община, которая была очень маленькой даже до Второй мировой войны и Холокоста , еще больше сократилась из-за нацистской оккупации между 1941 и 1945 годами; евреи в северной и восточной Словении ( словенская Штирия , Верхняя Крайна , словенская Каринтия и Посавье ), присоединенной к Третьему рейху , были депортированы в концентрационные лагеря ещё в конце весны 1941 года. [ нужна ссылка ] Очень немногие выжили. [ количественно ] В Любляне и Нижней Крайне , которые оказались под итальянской оккупацией, евреи находились в относительной безопасности до сентября 1943 года, когда большая часть зоны была оккупирована немецко-фашистскими войсками. [ нужна ссылка ] В конце 1943 года большинство из них было депортировано в концентрационные лагеря, хотя некоторым удалось бежать, особенно бежав в зоны, освобожденные партизанским сопротивлением . [ нужна ссылка ]

В Любляне 32 еврея смогли скрываться до сентября 1944 года, когда они были преданы и арестованы в ходе рейдов коллаборационистской словенской полицией ополчения и переданы нацистам, которые затем отправили их в Освенцим, где большинство из них было уничтожено. Словенское ополчение значительно усилило антисемитизм, уже существовавший в довоенных словенских католических кругах, занимаясь порочной антисемитской пропагандой. Так, лидер словенского ополчения Леон Рупник практически во всех своих публичных выступлениях нападал на евреев. [15] В 1944 году газета «Ополчение» писала: «Иудаизм хочет поработить весь мир. Он может поработить его, если одновременно экономически уничтожит все нации. Вот почему он вогнал нации в войну, чтобы уничтожить себя и тем самым принести пользу евреям. Коммунизм – это самый верный исполнитель еврейских порядков, наряду с либеральной демократией. Обе идеи были созданы евреями для нееврейских народов. Словенская нация также хочет поставить иудаизм на колени вместе с его моральным разложением и обнищанием». [16] Влиятельный католический священник Ламберт Эрлих, выступавший за сотрудничество с итальянскими фашистскими властями, выступал против «еврейского сатанизма», который, как он утверждал, пытался завладеть национальными сокровищами других народов. [ нужна ссылка ]

Евреев Прекмурья , где до Второй мировой войны проживало большинство словенского еврейства, постигла та же участь, что и евреев Венгрии . После немецкой оккупации Венгрии почти все еврейское население региона Прекмурье было депортировано в Освенцим . Очень немногие выжили. В целом подсчитано, что из 1500 евреев Словении в 1939 году только 200 удалось выжить, то есть 87% были уничтожены нацистами, что является одним из самых высоких показателей в Европе. [17]

Некоторым словенским евреям удалось спастись, присоединившись к партизанам. В отличие от польского сопротивления, которое не допускало евреев в свои ряды, [ нужна ссылка ] югославские партизаны приветствовали евреев. 3254 еврея в бывшей Югославии выжили, присоединившись к партизанам, что составляет более одной пятой всех выживших. После войны 10 еврейских партизан были названы национальными героями Югославии. [18] удостоил 15 словенцев звания Праведников народов мира За помощь евреям во время Холокоста Яд Вашем .

Послевоенное сообщество

[ редактировать ]
Еврейское кладбище в Лендаве , в восточно-словенском Прекмурье . регионе

При коммунизме в Югославии еврейская община Социалистической Республики Словения насчитывала менее 100 членов. Федерация еврейских общин была восстановлена, и после создания Государства Израиль (1948 г.) Федерация запросила и получила разрешение от югославских властей на организацию еврейской эмиграции в Израиль. [19] 8000 югославских евреев, в том числе словенские евреи, которым всем было разрешено забрать с собой свое имущество, уехали в Израиль. [19] В 1953 году синагога Мурска -Собота , единственная оставшаяся после Холокоста, которую горстка выживших евреев не смогла сохранить и поэтому была продана в 1949 году городу, была снесена местными коммунистическими властями, чтобы освободить место для новых квартир. Многие евреи были изгнаны из Югославии как « этнические немцы ». [ нужна ссылка ] и большая часть еврейской собственности была конфискована. [ нужна ссылка ]

В Любляне еврейская собственность была конфискована как «вражеская собственность» Городским комитетом по конфискации ( словенский : Mestna zaplembena komisija ) и передана коммунистической элите. [20] Эти объекты включали особняк Эбеншпангер (используемый Борисом Кидричем ), особняк Мергенталер (используемый ОЗНА или тайной полицией) и особняк Поллака (используемый Эдвардом Кочбеком ). [20] Кроме того, особняк Московичей был продан при сомнительных обстоятельствах и сейчас используется социал-демократами . [20] [21] преемник Коммунистической партии Словении . [22]

Юдовская обчина в Любляни (Еврейская община Любляны ) была официально реформирована после Второй мировой войны. Его первым президентом был Артур Кон, за ним последовали Александр Шварц и Роза Фертиг-Шварц в 1988 году.В 1969 году оно насчитывало всего 84 члена, и его членство сокращалось из-за эмиграции и возраста.

произошло возрождение еврейской темы В 1960-х и 1970-х годах в словенской литературе , почти исключительно со стороны авторов-женщин. Берта Божету была самым известным еврейским писателем, писавшим на словенском языке . Среди других были Мириам Штайнер и Злата Медик-Вокач . [23]

После 1990 года

[ редактировать ]

В последней югославской переписи населения 1991 года 199 словенцев заявили о своей еврейской религии , а в переписи 2011 года это число составило 99. [24] Еврейская община сегодня оценивается в 400–600 членов. [25] хотя только 130 человек являются членами организации «Еврейская община Словении». Сообщество состоит из людей ашкеназского и сефардского происхождения. В 1999 году был назначен первый с 1941 года главный раввин Словении. До этого религиозные службы оказывались при помощи еврейской общины Загреба. Нынешний главный раввин Словении Ариэль Хаддад проживает в Триесте и является членом Любавичской хасидской школы. [26] Нынешним президентом Еврейской общины Словении является Андрей Кожар Бек.

С 2000 года в Словении наблюдается заметное возрождение еврейской культуры. В 2003 году в Любляне открылась синагога. [27] В 2008 году была основана Ассоциация Иссерляйн для продвижения наследия еврейской культуры в Словении. [28] Он организовал несколько публичных мероприятий, получивших положительные отзывы в средствах массовой информации, таких как публичное освещение Хануки в Любляне в 2009 году. [29] Также растет общественный интерес к еврейскому историческому наследию в Словении. В 2008 году комплекс еврейского кладбища в Рожна Долине недалеко от Новой Горицы был восстановлен благодаря усилиям местных политиков Социал-демократической партии , давлению со стороны соседней еврейской общины Гориции и американского посольства в Словении. [30] был открыт первый памятник жертвам Холокоста в Словении В январе 2010 года в Мурска-Соботе . [30]

Время от времени антисемитские инциденты все еще происходят, например, осквернение синагоги Марибора граффити с надписью Юден Раус «Долой евреев!» [31] в то время как другие предостерегают от отрицания Холокоста и антисемитских заявлений словенских правых. [32] В апреле 2024 года делегация Всемирного еврейского конгресса собралась в Словении в ответ на призыв еврейской общины отреагировать правительством на рост антисемитизма. Вслед за делегацией исполнительный вице-президент ВЕК Марам Штерн направил открытое письмо министру иностранных и европейских дел Словении Тане Файон . В письме говорилось, что «тенденциозные нападки на Израиль неизменно разжигают пламя антисемитизма… В конечном итоге народ Словении и правительство больше всего пострадают от ненависти, которая метастазирует по всей стране, и только вы и ваши коллеги можете управлять излечивать." [33]

Единственная действующая синагога в Словении с 2016 года находится в Еврейском культурном центре по адресу Крижевнишка 3 в Любляне, где находится Сефер Тора словенской еврейской общины. Ритуалы проводятся время от времени по субботам и крупным еврейским праздникам.

В 2021 году в Любляне открылась новая синагога , которая также является первой синагогой, которой управляет не муниципалитет, а непосредственно еврейская община. [34]

Известные евреи из Словении

[ редактировать ]
  • Исраэль Иссерлин , средневековый раввин из Марибора.
  • Кон, президент еврейской общины Словении
  • Д-р Александар Шварц (Соломон Шварц), президент еврейской общины Словении
  • Доктор Роза Фертиг-Шварц, президент еврейской общины Словении
  • Младен А. Шварц, официальный секретарь и президент еврейской общины Словении
  • Пол Парин , психоаналитик

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ «Евреи прекращают празднование Хануки» .
  2. ^ Евреи Югославии 1941–1945 гг. Жертвы геноцида и борцы за свободу, Яса Романо
  3. Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
  4. ^ V. Travner, Mariborski ghetto, Kronika 2, 1935, pp. 154–150.
  5. ^ Энциклопедия Словении , том. 4, 1990, с. 315.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кавчич, Ернея. «Иудаизм в Словении» (PDF) .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Еврейская виртуальная библиотека – Словения
  8. ^ Перейти обратно: а б «Еврейская община Марибора» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
  9. ^ «Еврейская община Любляны» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Лутар, Ото. «ПОЛИ ПАМЯТИ: Антисемитизм и уничтожение еврейской общины в Прекмурье» (PDF) .
  11. ^ Перейти обратно: а б «Антисемитизм › 1918: БЕЛТИНШКИ ПОГРОМ | Синагога Лендава» (на словенском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
  12. ^ «Еврейская религиозная община Белтинцы | Лендавская синагога» (на словенском языке) . Проверено 23 сентября 2019 г.
  13. ^ Шуми, Ирена. «Словенский антисемитизм, заживо похороненный в идеологии словенского национального примирения» (PDF) .
  14. ^ Грегор Томк, Доротея Лешник (1995). Красный и черный. Словенская партизанщина и оборона дома . Любляна. стр. 38–39. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Шуми, Ирена. «Словенский антисемитизм, заживо похороненный в идеологии словенского национального примирения» (PDF) .
  16. ^ Лутар, Ото (9 мая 2014 г.). «Понимание прошлого: удивительно? Нет. Недопустимо? Да!» . www.delo.si (на словенском языке) . Проверено 25 ноября 2019 г.
  17. ^ «Еврейские потери во время Холокоста: по странам» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 23 сентября 2019 г.
  18. ^ Ирена Шуми и Ото Лутар (2016). СЛОВЕНСКИЙ ПРАВЕДНИК МЕЖДУ НАРОДАМИ . Любляна. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Перейти обратно: а б «Югославия» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 22 сентября 2019 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с «История об «украденной фее йода» » . СД . 12 ноября 2020 г. . Проверено 18 апреля 2021 г.
  21. ^ «Европейская еврейская община хочет восстановить СД» . СиолНЕТ . 15 апреля 2021 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  22. ^ «Ютуб.com» . Социал-демократы – гордые наследники Союза коммунистов . Я ненавижу снег. 22 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г.
  23. ^ Энциклопедия Словении
  24. ^ «Статистическое управление Республики Словения – перепись 2002 года» . www.stat.si. Проверено 25 сентября 2019 г.
  25. ^ «Еврейская община Словении – демографический обзор» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 г. Проверено 25 августа 2006 г.
  26. ^ Еврейская община Словении
  27. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словении» .
  28. ^ «Доступность: база данных и препятствия» .
  29. ^ «Зажжение ханукального подсвечника — SiOL.net» . www.siol.net . Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б http://lojze68.blogspot.com/2010/04/studij-judovska-skupnost-na-goriskem.html [ источник, созданный пользователем ]
  31. ^ «Антисемитизм в Словении» . Синагога Марибор . Проверено 2 октября 2019 г.
  32. ^ «Отрицание Холокоста» . Младина.си . Проверено 2 октября 2019 г.
  33. ^ «Делегация ВЕК посетила небольшую еврейскую общину Словении, чтобы призвать к усилению реакции на антисемитизм» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 11 июня 2024 г.
  34. ^ «В Любляне открылась первая синагога» . www.24ur.com (на словенском языке) . Проверено 9 ноября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 838736c361def3e003a06bd7419fb41f__1719714840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/1f/838736c361def3e003a06bd7419fb41f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Slovenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)