Исраэль Иссерляйн
Исраэль Иссерлин (ישראל איסרלן; Исраэль Иссерляйн бен Петахия ; 1390 в Мариборе , герцогство Штирия — 1460 в Винер-Нойштадте , Нижняя Австрия ) был талмудистом и галахистом , наиболее известным своим Терумат ха-Дешен , который служил одним из источников для ХаМапа. , составная часть « Шулхан Аруха» Моисея Иссерлеса . Он также известен как Израиль Нойштадтский, Израиль Марпуркский и Махараи .
Личная жизнь
[ редактировать ]Хотя Регенсбург в Баварии часто упоминается в литературе как место рождения Иссерляйна, теперь ясно, что он родился в Штирийском Мариборе (современная Словения ) в последнее десятилетие XIV века. Будучи сыном Р. Петачии из Марибора, он происходил из известной ученой семьи. Его дед раввин Хаим, по имени Хеншель из Хайнбурга или Хетшляйн из Герцогенбурга, был хорошо сведущ в еврейских знаниях, которые особенно ценились прадедом Иссерлейна Р. Исраэлем из Кремса . Ему был родственником Р. Шалом из Нойштадта.
Он считается самым влиятельным раввином Империи второй трети 15 века и последним великим раввином средневековой Австрии . От жены Шендляйн у него было четыре сына по имени Петахия (Качил, Хачель), Авраам, Шалом, Аарон и дочь Маскат, которая умерла в детстве.
После ранней смерти отца, по-видимому, он и его мать переехали в Кремс , где преподавал его дядя Р. Арон Блюмляйн из Кремса/Вены, и вместе со своей матерью стал жертвой Венской Гесеры в 1421 году. Он учился также в Вене и Эгере и, вероятно, также в Италии.
Вскоре после Гзеры он вернулся в Марибор, где начал служить раввином; уже в 1425 году засвидетельствованы его переписка и общение с другими учеными его возраста. Таким ученым был, например, Аншель Мариборский (Аншель Марпурк). В его полномочия входило также рукоположение других раввинов. Ответы раввинов Исраэля Бруны , Моисея Минца и Якоба Моэлина или Махарила Майнца цитируют Иссерлейна с большим уважением. По неизвестной причине он переехал в Нойштадт , где он засвидетельствован в 1445 году, хотя ввиду того, что он часто путешествовал между Марибором и Нойштадтом, можно предположить, что он действительно поселился в Нойштадте около 1450 года. Он занимался ростовщичеством. лишь незначительно и небольшими суммами денег. В Нойштадте, как и прежде в Мариборе, он начал руководить ешивой до 1460 года, когда умер. За свою деятельность его также называют Р. Исраэлем Марпурком и Р. Исраэлем Нойштатским. Во многих случаях он подписывался как «Маленький и молодой в Израиле» (Ха-катан ве-ха-цаир она-бе-Израиль).
Его ученики приезжали из Австрии, Богемии , Моравии , Венгрии , Силезии , Баварии и Рейнской области , среди них Исраэль Бруна, Моисей Минц и Йозеф б. Моисей. Его считают идеальным типом средневекового раввина, требовавшего от общины и ее членов строгого соблюдения ритуальных законов, социальной справедливости и честности в бизнесе и коммерции. Он был склонен к мистицизму, изучал каббалистические труды и принимал некоторые каббалистические обычаи как свои, хотя был знаком и с современной христианской научной литературой. Он часто выступал в качестве арбитра между различными общинами, и его решение считалось окончательным. С появлением прессы и кодификацией Галахи его ответы были включены в многочисленные сборники, наиболее известным из которых является Шулхан Арух . Среди его работ: Трумат ха-Дешен , 354 ответа, отредактированные им самим, и Псаким у-Чтавим, 267 ответов, отредактированные его учениками после его смерти (оба напечатаны в Венеции уже в 1519 году), Беурим , комментарии к , «Комментарию Торы» Раши 36 Шеарим (36 врат), законам о Кашруте и Седер Гитин , справочнику по разводам.
Его старший сын Петачия или Р. Качил учился в иешиве своего отца, где работал его секретарем. От имени своего отца он даже ответил на вопрос Р.Абрахама из Польши. Он женился в Мариборе. 3 июня 1489 года он все еще занимался ссудой денег. 12 ноября 1489 г. и 8 марта 1493 г. он упоминается в Граце вместе с Нассаном (Натаном), сыном Хачла Мариборского, или Р. Качила или Петачии, сына Р. Исраэля Иссерлейна.
Его жена, Шендляйн, также была ученой и написала полную Тешуву на идише в Хильхот Нидда от имени своего мужа. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Терумат ХаДешен
[ редактировать ]Терумат ха-Дешен представляет собой произведение, состоящее из двух частей. Первая часть представляет собой сборник из 354 ответов Р. Иссерляйна. Работа названа в честь практики в Храме в Иерусалиме удалять из печи часть пепла предыдущего дня - 354 - это значение Дешена числовое (иврит: דשן ). Терумат ха-Дешен служит важным источником обычаев евреев-ашкенази . Таким образом, эта работа была использована Р'Мозесом Иссерлесом в качестве основы для Ха-Мапа – компонента Шулхан Аруха , который определяет расхождения между практикой сефардов и ашкенази. Вторая часть Терумат хаДешен , озаглавленная «Песаким у-кетавим» , содержит 267 решений, в основном касающихся вопросов брачного права.
Согласно Шаббатаю ха-Коэну («Шаху»), было «известно», что раввин Иссерлейн не отвечал на вопросы, заданные ему в Терумат ха-Дешен , а фактически сам писал вопросы и ответы. Следовательно (заключает Шах), в отличие от других ответов, параметры вопросов, поставленных в Терумат а-Дешен, сами по себе являются обязательными, когда на них ссылаются в ответе. [ 2 ] Однако с публикацией в 1903 году работы «Лекет Йошер» Иосифа (Джозелейна) бен Моисея в 1903 году стало очевидно, что ответы на самом деле были основаны на реальных вопросах, поскольку в них четко идентифицированы лица, задававшие вопросы. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- 1390 рождений
- 1460 смертей
- Австрийские раввины XV века
- Немецкие православные раввины
- Австрийские православные раввины
- Словенские раввины
- Австрийцы немецкого происхождения
- Раввины из Регенсбурга
- Писатели из Марибора
- Жители Кремса-ан-дер-Дунау
- Авторы книг по еврейскому праву
- Сторонники еврейского закона