История евреев в Словакии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
2,000 [1] | |
Языки | |
словацкий , иврит , идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Евреи-ашкенази , чешские евреи , чешская диаспора в Израиле |
Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1921 | 135,918 | — |
1930 | 136,737 | +0.6% |
1950 | 7,476 | −94.5% |
1991 | 912 | −87.8% |
2001 | 2,310 | +153.3% |
2011 | 1,999 | −13.5% |
2021 | 2,007 | +0.4% |
Источник: Данные словацкой и чехословацкой переписи населения. [2] |
История евреев Словакии восходит к 11 веку, когда первые евреи поселились в этом районе. [3]
Ранняя история
[ редактировать ]В 14 веке в Братиславе проживало около 800 евреев , большинство из них занимались торговлей и ростовщичеством. В начале 15 века в Тисинце было основано еврейское кладбище , которое использовалось до 1892 года. [4]
В 1494 году из-за кровавого навета шестнадцать евреев были сожжены на кострах в Трнаве , а в 1526 году, после битвы при Мохаче , евреи были изгнаны из всех крупных городов. на костре было сожжено тридцать евреев В 1529 году в Пезинке . [5]
В конце 17 - начале 18 веков евреи начали возвращаться в свои родные города и создавать организованные общины, хотя им было запрещено заниматься многими торговыми отраслями и часто вступали в конфликты с неевреями. В 1683 году сотни евреев из Моравии бежали в Венгерское королевство, ища убежища от куруцких бунтов и ограничений на их жизнь, введенных в Моравии. ведущая ешива В 1700 году в Братиславе была основана и признана правительством . При просвещенном абсолютизме Иосифа II евреи получили множество дополнительных гражданских свобод. [ нужна ссылка ]
19 век
[ редактировать ]Еврейские общины возникли в конце восемнадцатого века после иммиграции из Богемии , Моравии , Австрии и Польши. Общины пострадали от раскола венгерского еврейства в середине девятнадцатого века, в конечном итоге расколовшись на ортодоксальную (большинство), статус-кво и более либеральные фракции неологов . После эмансипации евреев в 1896 году многие евреи переняли венгерский язык и обычаи, чтобы продвигаться в обществе. Многие евреи переехали в города и занялись профессией; другие остались в деревне, в основном работая ремесленниками, торговцами и лавочниками. [6] [7] Их многоязычие помогло им продвинуться в бизнесе, но поставило их в конфликт со словацким национализмом . [6] [8] [9] Словацкие евреи не были так интегрированы, как евреи Богемии и Моравии, предпочитая традиционный образ жизни. [10] К традиционному религиозному антисемитизму присоединились стереотипное представление о евреях как об эксплуататорах бедных словаков ( экономический антисемитизм ), а также форма «национального антисемитизма», обвинявшая евреев в сочувствии венгерским , а затем и чехословацким национальным целям . [11] [12] [13]
Межвоенный период
[ редактировать ]После Первой мировой войны Словакия стала частью новой страны Чехословакии . [6] [14] В обеих частях новой республики антиеврейские беспорядки , хотя насилие было не таким серьезным, как на Украине или в Польше. после провозглашения независимости (1918–1920 гг.) вспыхнули [15] Обвинения в кровавом клевете возникли в Тренчине и Шалавском Гемере в 1920-х годах. В 1930-е годы Великая депрессия затронула еврейских бизнесменов, а также усилила экономический антисемитизм. [10] Экономическая отсталость и восприятие дискриминации в Чехословакии привели к тому, что большинство (около трети) словаков поддержали консервативную, этнонационалистическую Словацкую народную партию ( словацкий : Hlinkova slovenská ľudová strana : HSĽS). [16] [17] [18] HSĽS рассматривал группы меньшинств, такие как чехи, венгры, евреи и цыгане , как разрушительное влияние на словацкую нацию. [18] и представил словацкую автономию как решение проблем Словакии. [17] Партия начала подчеркивать антисемитизм в конце 1930-х годов после волны еврейских беженцев из Австрии в 1938 году и антиеврейских законов, принятых Венгрией, Польшей и Румынией . [19]
В 1930-е годы вспыхнули антисемитские бунты и демонстрации, спровоцированные Словацкой народной партией . [ нужна ссылка ] Во время беспорядков профессиональные еврейские боксеры и борцы вышли на улицы, чтобы защитить свои кварталы от антисемитских банд. [ нужна ссылка ] и один из них, Ими Лихтенфельд , позже использовал свой опыт для развития крав-мага . [20]
Холокост
[ редактировать ]Около 5000 евреев эмигрировали до начала Второй мировой войны и несколько тысяч после нее (в основном в Палестину под британским мандатом), но большинство из них было убито во время Холокоста . После того, как Словацкая Республика провозгласила свою независимость в марте 1939 года под защитой нацистской Германии , пронацистский режим президента Йозефа Тисо , католического священника, начал серию мер, направленных против евреев в стране, сначала исключив их из военной службы. и государственные должности. Гвардия Глинки начала нападать на евреев, и в сентябре 1941 года был принят «Еврейский кодекс». Напоминая Нюрнбергские законы , Кодекс требовал, чтобы евреи носили желтую повязку , и им запрещались смешанные браки и многие виды работы. К 1940 году более 6000 евреев эмигрировали. [ нужна ссылка ] К октябрю 1941 г. из Братиславы было изгнано 15 000 евреев; многих отправили в трудовые лагеря, в том числе Сережа . [ нужна ссылка ]
Первоначально словацкое правительство пыталось заключить сделку с Германией в октябре 1941 года о депортации евреев в качестве замены предоставлению словацких рабочих для помощи военным усилиям. Первоначальные условия предусматривали принудительные работы для 20 000 молодых людей в возрасте 16 лет и старше, но словацкое правительство было обеспокоено тем, что в результате останется много пожилых, больных или детей-евреев, которые станут обузой для нееврейского населения. Была достигнута сделка, согласно которой Словацкая Республика будет платить 500 рейхсмарок за каждого депортированного еврея, а взамен немцы депортируют целые семьи и обещают, что евреи никогда не вернутся. Это было объявлено гуманитарной мерой, которая позволит сохранить еврейские семьи вместе; [а] Словацкие фашистские власти утверждали, что они не знали, что немцы систематически истребляли евреев, находящихся под их контролем. Некоторые евреи были освобождены от депортации, в том числе те, кто принял христианство до 1939 года. [21]
Депортация евреев из Словакии началась 25 марта 1942 года. [б] Транспортировка была остановлена 20 октября 1942 года. Группа еврейских активистов, известная как Рабочая группа, попыталась остановить процесс с помощью взяток и переговоров. Однако к октябрю 1942 года уже было депортировано около 58 000 евреев, в основном в в рамках операции «Рейнхард» лагеря смерти в Генерал-губернаторстве в оккупированной Польше и в Освенцим . Более 99% евреев, депортированных из Словакии в 1942 году, были убиты в концентрационных лагерях смерти. [ нужна ссылка ]
Депортации евреев возобновились 30 сентября 1944 года, после того как немецкие войска оккупировали территорию Словакии, чтобы разгромить Словацкое национальное восстание . Во время немецкой оккупации до 13 500 словацких евреев были депортированы (в основном в Освенцим, где большинство из них были отравлены газом по прибытии), в основном через еврейский транзитный лагерь в Середже под командованием Алоиса Бруннера , и около 2 000 были убиты на словацкой территории. членами айнзацгруппы H и гвардейских аварийных дивизий «Глинка» . Депортации продолжались до 31 марта 1945 года, когда последняя группа еврейских заключенных была перевезена из Сережа в гетто Терезина . Всего власти Германии и Словакии депортировали из Словакии около 71 500 евреев; около 65 000 из них были убиты или умерли в концентрационных лагерях. Общие цифры неточны, отчасти потому, что многие евреи не назвали себя, но, по оценкам 2006 года, во время войны погибло около 105 000 словацких евреев, или 77% их довоенного населения. [3]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]11 евреев были убиты неизвестной группой УПА в сентябре 1945 года в Колбасове . [23]
В Топольчанском погроме серьезно пострадали 48 евреев. 13 антиеврейских инцидентов, называемых партизанскими погромами С 1 по 5 августа 1946 года произошло , самый крупный из которых произошел в Жилине , где были ранены 15 человек. [24] [25] Антисемитские проявления имели место в Братиславе в августе 1946 и в августе 1948 года. [26]
В 1946 году словацкий писатель Карел Франтишек Кох утверждал, что антисемитские инциденты, свидетелем которых он стал в Братиславе после войны, были «не антисемитизмом , а чем-то гораздо худшим — тревогой грабителя, что ему, возможно, придется вернуть еврейскую собственность [украденную во время Холокоста]. " [27] точку зрения, которую поддержал чешско-словацкий ученый Роберт Пинсент . [28]
После войны число евреев в Словакии оценивалось в 25 000 человек. Большинство из них решили эмигрировать. В феврале 1948 года после чехословацкого государственного переворота 1948 года была установлена коммунистическая власть . Это продолжалось до ноября 1989 года . Бархатная революция . В те годы еврейская жизнь практически не существовала. Многие евреи эмигрировали в Израиль или США, чтобы вернуть себе свободу религии. [ нужна ссылка ] После 1989 года, а также с мирным распадом Чехословакии и обретением Словакией независимости в 1993 году, в еврейской жизни произошло некоторое возрождение. Однако большинство евреев были пожилыми, а молодые в основном ассимилировались посредством смешанных браков. [ нужна ссылка ]
По данным переписи населения Словакии 2021 года, еврейская община насчитывала 2007 членов, что составляет около 0,04% от общей численности населения Словакии . [29] Около 839 из них проживают в Братиславском крае (0,12% от общей численности населения), за ними следуют 311 членов в Кошице и 210 членов в Трнавском крае (оба: 0,04%). [30] Еврейское население увеличилось на 8 человек после переписи 2011 года. [2]
Словацкие евреи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- История евреев в Братиславе
- Оберлендерские евреи
- История евреев Карпатской Руси.
- История евреев в Чехии
- Столперштейн в Банскобистрицком крае
- Камни преткновения в Трнавском крае
- Религия в Словакии
- иудео-чешский язык
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДеллаПергола, Серджио (2016). «Еврейское население мира, 2015». В Дашевском, Арнольд; Шескин, Ира М. (ред.). Американский еврейский ежегодник 2015 . Американский еврейский ежегодник. Том. 115. стр. 273–364. дои : 10.1007/978-3-319-24505-8_7 . ISBN 978-3-319-24503-4 . Перепечатано как: ДеллаПергола, Серджио (2016). «Еврейское население мира, 2015» . Берманский еврейский банк данных.
- ^ Jump up to: а б Численность верующих по переписи населения, домов и квартир в Словакии
- ^ Jump up to: а б Кляйн-Пейшова, Ребекка (2006). «Обзор истории евреев Словакии» . Синагога Словакия . Центр словацкого еврейского наследия. Архивировано из оригинала 17 июня 2007 года.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словакии» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словакии» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хутцельманн 2018 , с. 18.
- ^ Лорман 2019 , стр. 47–48.
- ^ Лорман 2019 , с. 48.
- ^ Лончикова 2017 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Хутцельманн 2018 , с. 19.
- ^ Ланичек 2013 , стр. 35.
- ^ Хуцельманн 2018 , стр. 18–19.
- ^ Нижнянский 2014 , стр. 49–50.
- ^ Деак 2015 , с. 31.
- ^ Ланичек 2013 , стр. 6, 10.
- ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 842.
- ^ Jump up to: а б Уорд 2015 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Пауловичова 2018 , с. 5.
- ^ Уорд 2015 , с. 87.
- ^ Сигел, Натан (6 ноября 2014 г.). «Как фашизм 1930-х годов создал самую модную сегодня самооборону» . ОЗЫ.
- ^ «Праведник Словакии среди народов мира» . www.yadvashem.org . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Гелиссен, Рена Корнрайх; Макадам, Хизер Дюн (1996). Обещание Рены: история сестер в Освенциме . Бостон: Beacon Press. ISBN 978-0-8070-7071-0 . [ нужна страница ]
- ^ глазами историков – третий – Михал Шмигель: убийства евреев и коммунистов на северо-востоке Словакии в 1945 году – Колбашовская трагедия» «Бандера (на словацком и русском языках). Голосский. 15 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 17 ноября 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Млынарик, Ян (август 2006 г.). «История евреев в Словацкой Республике (Часть 15)». Журнал CS (на словацком языке) . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Шварц, Михал (март 2007 г.). «Массовая казнь в Склене 21 сентября 1944 года в более широком историческом контексте» [Массовая казнь в Склене 21 сентября 1944 года в более широком историческом контексте] (PDF) . Память нации (на словацком языке): 4–13. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2013 г.
- ^ Шмигель, Михал (17 июня 2013 г.). «Антиеврейские бунты в Братиславе (август 1946, август 1948) в атмосфере послевоенного антисемитизма в Словакии» [Антиеврейские бунты в Братиславе (август 1946, август 1948) в атмосфере послевоенного антисемитизма в Словакии] . Вторая мировая война (на словацком языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2013 года.
- ^ Кох 1946 , стр. 131–132.
- ^ Пинсент 2013 , с. 330.
- ^ «Численность населения по религиозным убеждениям в Словацкой Республике на 1 января 2021 года» . www.scitanie.sk .
- ^ «Численность населения по религиозным убеждениям во всех регионах СР на 1.1.2021 года» . www.scitanie.sk .
Библиография
[ редактировать ]- Буторова, Зора; Бутора, Мартин (август 1992 г.). «Настороженность по отношению к евреям как выражение посткоммунистической паники: пример Словакии». Чехословацкое социологическое обозрение . 28 : 92–106. JSTOR 41133197 .
- Деак, Иштван (2015) [2013]. Европа под судом: история сотрудничества, сопротивления и возмездия во время Второй мировой войны . Боулдер, Колорадо: Westview Press ( Routledge ). ISBN 978-0-8133-4790-5 .
- Хайтлингер, Алена (2011). В тени Холокоста и коммунизма: чешские и словацкие евреи с 1945 года . Нью-Брансуик: Сделка. ISBN 978-1-4128-0927-6 .
- Хутцельманн, Барбара (2018). «Введение: Словакия» [Введение: Словакия]. В Хюцельманне, Барбара; Хаусляйтнер, Мариана; Хазан, Сузана (ред.). Словакия, Румыния и Болгария [ Словакия, Румыния и Болгария ]. Преследование и убийство европейских евреев нацистской Германией 1933-1945 гг. (на немецком языке). Том 13. Мюнхен: Де Грюйтер . стр. 18–45. ISBN 978-3-11-049520-1 .
- Елинек, Ишаягу А. (1989). «Словаки и Холокост: попытки примирения». Советские еврейские дела . 19 (1): 57–68. дои : 10.1080/13501678908577626 .
- Кляйн-Пейшова, Ревекка (2015). Картирование лояльности евреев в межвоенной Словакии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01562-4 .
- Кляйн-Пейшова, Ребекка (2009). « Откажитесь от своей роли представителей мадьяр»: оспариваемая еврейская лояльность в межвоенной (Чехо) Словакии». Обзор AJS . 33 (2): 341–62. дои : 10.1017/S0364009409990043 . S2CID 159825448 .
- Кох, Карел Франтишек (1946). В слове есть человечность . Прага: Владимир Жикеш.
- Кулька, Эрих (1989). «Евреи в Чехословакии между 1918 и 1968 годами». В Стоуне, Норман; Струхаль, Эдуард (ред.). Чехословакия: перепутья и кризисы, 1918–88 . стр. 271–96. дои : 10.1007/978-1-349-10644-8_15 . ISBN 978-1-349-10646-2 .
- Ланичек, Ян (2013). Чехи, словаки и евреи, 1938–48: за пределами идеализации и осуждения . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN 978-1-137-31747-6 .
- Лончикова, Михала (2017). «Была ли антисемитская пропаганда катализатором напряженности в словацко-еврейских отношениях?». Исследования Холокоста . 23 (1–2): 76–98. дои : 10.1080/17504902.2016.1209839 . S2CID 151817674 .
- Лорман, Томас (2019). Создание Словацкой народной партии: религия, национализм и культурная война в Европе начала 20 века . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-350-10938-4 .
- Нижнянский, Эдуард (2014). «Об отношениях между словацким большинством и еврейским меньшинством во время Второй мировой войны». Исследования Яд Вашем . 42 (2): 47–90. ISSN 0084-3296 .
- Пауловичова, Нина (2018). «Память о Холокосте и антисемитизм в Словакии: от послевоенной эпохи до наших дней». Исследования антисемитизма . 2 (1). Издательство Университета Индианы: 4–34. дои : 10.2979/antistud.2.1.02 . S2CID 165383570 .
- Пинсент, Роберт Б. [на чешском языке] (18 июля 2013 г.). «Заключительное эссе: активисты, евреи, маленький чех и немцы» (PDF) . Центральная Европа . 5 (2): 211–333. дои : 10.1179/174582107x190906 . S2CID 144749278 .
- Раджчан, Ванда; Вадкерти, Мэдлин; Главинка, Ян (2018). "Словакия". В Мегарджи, Джеффри П .; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто. Том. 3. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США . стр. 842–852. ISBN 978-0-253-02373-5 .
- Уорд, Джеймс Мейс (2015). «Первая Венская премия 1938 года и Холокост в Словакии». Исследования Холокоста и геноцида . 29 (1): 76–108. дои : 10.1093/hgs/dcv004 . ISSN 8756-6583 .
- Борский, Марош. Архитектура синагог в Словакии на пути к созданию мемориального ландшафта утраченного сообщества (PDF) (кандидатская диссертация). Центр еврейских исследований Гейдельберга .
- Сабо, Милослав (2012). « Потому что слова — это не дела». Антисемитская практика и национальная политика в Верхней Венгрии около 1900 года» . Квест. Проблемы современной еврейской истории. Журнал Fondazione CDEC (3).