Jump to content

История евреев в Словакии

Словацкие евреи
Словацкие евреи
Словацкие евреи
Улица Жидовска, Братислава
Общая численность населения
2,000 [1]
Языки
словацкий , иврит , идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Евреи-ашкенази , чешские евреи , чешская диаспора в Израиле
Историческое словацкое еврейское население
Год Поп. ±%
1921 135,918 —    
1930 136,737 +0.6%
1950 7,476 −94.5%
1991 912 −87.8%
2001 2,310 +153.3%
2011 1,999 −13.5%
2021 2,007 +0.4%
Источник: Данные словацкой и чехословацкой переписи населения. [2]

История евреев Словакии восходит к 11 веку, когда первые евреи поселились в этом районе. [3]

Ранняя история

[ редактировать ]

В 14 веке в Братиславе проживало около 800 евреев , большинство из них занимались торговлей и ростовщичеством. В начале 15 века в Тисинце было основано еврейское кладбище , которое использовалось до 1892 года. [4]

В 1494 году из-за кровавого навета шестнадцать евреев были сожжены на кострах в Трнаве , а в 1526 году, после битвы при Мохаче , евреи были изгнаны из всех крупных городов. на костре было сожжено тридцать евреев В 1529 году в Пезинке . [5]

В конце 17 - начале 18 веков евреи начали возвращаться в свои родные города и создавать организованные общины, хотя им было запрещено заниматься многими торговыми отраслями и часто вступали в конфликты с неевреями. В 1683 году сотни евреев из Моравии бежали в Венгерское королевство, ища убежища от куруцких бунтов и ограничений на их жизнь, введенных в Моравии. ведущая ешива В 1700 году в Братиславе была основана и признана правительством . При просвещенном абсолютизме Иосифа II евреи получили множество дополнительных гражданских свобод. [ нужна ссылка ]

Синагога в Малацких

Еврейские общины возникли в конце восемнадцатого века после иммиграции из Богемии , Моравии , Австрии и Польши. Общины пострадали от раскола венгерского еврейства в середине девятнадцатого века, в конечном итоге расколовшись на ортодоксальную (большинство), статус-кво и более либеральные фракции неологов . После эмансипации евреев в 1896 году многие евреи переняли венгерский язык и обычаи, чтобы продвигаться в обществе. Многие евреи переехали в города и занялись профессией; другие остались в деревне, в основном работая ремесленниками, торговцами и лавочниками. [6] [7] Их многоязычие помогло им продвинуться в бизнесе, но поставило их в конфликт со словацким национализмом . [6] [8] [9] Словацкие евреи не были так интегрированы, как евреи Богемии и Моравии, предпочитая традиционный образ жизни. [10] К традиционному религиозному антисемитизму присоединились стереотипное представление о евреях как об эксплуататорах бедных словаков ( экономический антисемитизм ), а также форма «национального антисемитизма», обвинявшая евреев в сочувствии венгерским , а затем и чехословацким национальным целям . [11] [12] [13]

Межвоенный период

[ редактировать ]

После Первой мировой войны Словакия стала частью новой страны Чехословакии . [6] [14] В обеих частях новой республики антиеврейские беспорядки , хотя насилие было не таким серьезным, как на Украине или в Польше. после провозглашения независимости (1918–1920 гг.) вспыхнули [15] Обвинения в кровавом клевете возникли в Тренчине и Шалавском Гемере в 1920-х годах. В 1930-е годы Великая депрессия затронула еврейских бизнесменов, а также усилила экономический антисемитизм. [10] Экономическая отсталость и восприятие дискриминации в Чехословакии привели к тому, что большинство (около трети) словаков поддержали консервативную, этнонационалистическую Словацкую народную партию ( словацкий : Hlinkova slovenská ľudová strana : HSĽS). [16] [17] [18] HSĽS рассматривал группы меньшинств, такие как чехи, венгры, евреи и цыгане , как разрушительное влияние на словацкую нацию. [18] и представил словацкую автономию как решение проблем Словакии. [17] Партия начала подчеркивать антисемитизм в конце 1930-х годов после волны еврейских беженцев из Австрии в 1938 году и антиеврейских законов, принятых Венгрией, Польшей и Румынией . [19]

В 1930-е годы вспыхнули антисемитские бунты и демонстрации, спровоцированные Словацкой народной партией . [ нужна ссылка ] Во время беспорядков профессиональные еврейские боксеры и борцы вышли на улицы, чтобы защитить свои кварталы от антисемитских банд. [ нужна ссылка ] и один из них, Ими Лихтенфельд , позже использовал свой опыт для развития крав-мага . [20]

Холокост

[ редактировать ]
Интерьер еврейского мемориала в Братиславе , Словакия (с могилой раввина Хатама Софера слева). Еврейское кладбище в Братиславе было осквернено во время Холокоста.

Около 5000 евреев эмигрировали до начала Второй мировой войны и несколько тысяч после нее (в основном в Палестину под британским мандатом), но большинство из них было убито во время Холокоста . После того, как Словацкая Республика провозгласила свою независимость в марте 1939 года под защитой нацистской Германии , пронацистский режим президента Йозефа Тисо , католического священника, начал серию мер, направленных против евреев в стране, сначала исключив их из военной службы. и государственные должности. Гвардия Глинки начала нападать на евреев, и в сентябре 1941 года был принят «Еврейский кодекс». Напоминая Нюрнбергские законы , Кодекс требовал, чтобы евреи носили желтую повязку , и им запрещались смешанные браки и многие виды работы. К 1940 году более 6000 евреев эмигрировали. [ нужна ссылка ] К октябрю 1941 г. из Братиславы было изгнано 15 000 евреев; многих отправили в трудовые лагеря, в том числе Сережа . [ нужна ссылка ]

Первоначально словацкое правительство пыталось заключить сделку с Германией в октябре 1941 года о депортации евреев в качестве замены предоставлению словацких рабочих для помощи военным усилиям. Первоначальные условия предусматривали принудительные работы для 20 000 молодых людей в возрасте 16 лет и старше, но словацкое правительство было обеспокоено тем, что в результате останется много пожилых, больных или детей-евреев, которые станут обузой для нееврейского населения. Была достигнута сделка, согласно которой Словацкая Республика будет платить 500 рейхсмарок за каждого депортированного еврея, а взамен немцы депортируют целые семьи и обещают, что евреи никогда не вернутся. Это было объявлено гуманитарной мерой, которая позволит сохранить еврейские семьи вместе; [а] Словацкие фашистские власти утверждали, что они не знали, что немцы систематически истребляли евреев, находящихся под их контролем. Некоторые евреи были освобождены от депортации, в том числе те, кто принял христианство до 1939 года. [21]

Депортация евреев из Словакии началась 25 марта 1942 года. [б] Транспортировка была остановлена ​​20 октября 1942 года. Группа еврейских активистов, известная как Рабочая группа, попыталась остановить процесс с помощью взяток и переговоров. Однако к октябрю 1942 года уже было депортировано около 58 000 евреев, в основном в в рамках операции «Рейнхард» лагеря смерти в Генерал-губернаторстве в оккупированной Польше и в Освенцим . Более 99% евреев, депортированных из Словакии в 1942 году, были убиты в концентрационных лагерях смерти. [ нужна ссылка ]

Депортации евреев возобновились 30 сентября 1944 года, после того как немецкие войска оккупировали территорию Словакии, чтобы разгромить Словацкое национальное восстание . Во время немецкой оккупации до 13 500 словацких евреев были депортированы (в основном в Освенцим, где большинство из них были отравлены газом по прибытии), в основном через еврейский транзитный лагерь в Середже под командованием Алоиса Бруннера , и около 2 000 были убиты на словацкой территории. членами айнзацгруппы H и гвардейских аварийных дивизий «Глинка» . Депортации продолжались до 31 марта 1945 года, когда последняя группа еврейских заключенных была перевезена из Сережа в гетто Терезина . Всего власти Германии и Словакии депортировали из Словакии около 71 500 евреев; около 65 000 из них были убиты или умерли в концентрационных лагерях. Общие цифры неточны, отчасти потому, что многие евреи не назвали себя, но, по оценкам 2006 года, во время войны погибло около 105 000 словацких евреев, или 77% их довоенного населения. [3]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
Синагога в Тренчине

11 евреев были убиты неизвестной группой УПА в сентябре 1945 года в Колбасове . [23]

В Топольчанском погроме серьезно пострадали 48 евреев. 13 антиеврейских инцидентов, называемых партизанскими погромами С 1 по 5 августа 1946 года произошло , самый крупный из которых произошел в Жилине , где были ранены 15 человек. [24] [25] Антисемитские проявления имели место в Братиславе в августе 1946 и в августе 1948 года. [26]

В 1946 году словацкий писатель Карел Франтишек Кох утверждал, что антисемитские инциденты, свидетелем которых он стал в Братиславе после войны, были «не антисемитизмом , а чем-то гораздо худшим — тревогой грабителя, что ему, возможно, придется вернуть еврейскую собственность [украденную во время Холокоста]. " [27] точку зрения, которую поддержал чешско-словацкий ученый Роберт Пинсент [ cs ] . [28]

После войны число евреев в Словакии оценивалось в 25 000 человек. Большинство из них решили эмигрировать. В феврале 1948 года после чехословацкого государственного переворота 1948 года была установлена ​​коммунистическая власть . Это продолжалось до ноября 1989 года . Бархатная революция . В те годы еврейская жизнь практически не существовала. Многие евреи эмигрировали в Израиль или США, чтобы вернуть себе свободу религии. [ нужна ссылка ] После 1989 года, а также с мирным распадом Чехословакии и обретением Словакией независимости в 1993 году, в еврейской жизни произошло некоторое возрождение. Однако большинство евреев были пожилыми, а молодые в основном ассимилировались посредством смешанных браков. [ нужна ссылка ]

По данным переписи населения Словакии 2021 года, еврейская община насчитывала 2007 членов, что составляет около 0,04% от общей численности населения Словакии . [29] Около 839 из них проживают в Братиславском крае (0,12% от общей численности населения), за ними следуют 311 членов в Кошице и 210 членов в Трнавском крае (оба: 0,04%). [30] Еврейское население увеличилось на 8 человек после переписи 2011 года. [2]

Словацкие евреи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. На самом деле немцы изолировали прибывших, а нетрудоспособных вскоре убивали.
  2. ^ Первый транспорт состоял исключительно из 999 молодых женщин; это также была первая массовая транспортировка евреев в Освенцим. [22]
  1. ^ ДеллаПергола, Серджио (2016). «Еврейское население мира, 2015». В Дашевском, Арнольд; Шескин, Ира М. (ред.). Американский еврейский ежегодник 2015 . Американский еврейский ежегодник. Том. 115. стр. 273–364. дои : 10.1007/978-3-319-24505-8_7 . ISBN  978-3-319-24503-4 . Перепечатано как: ДеллаПергола, Серджио (2016). «Еврейское население мира, 2015» . Берманский еврейский банк данных.
  2. ^ Jump up to: а б Численность верующих по переписи населения, домов и квартир в Словакии
  3. ^ Jump up to: а б Кляйн-Пейшова, Ребекка (2006). «Обзор истории евреев Словакии» . Синагога Словакия . Центр словацкого еврейского наследия. Архивировано из оригинала 17 июня 2007 года.
  4. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словакии» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 января 2021 г.
  5. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словакии» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 5 ноября 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Хутцельманн 2018 , с. 18.
  7. ^ Лорман 2019 , стр. 47–48.
  8. ^ Лорман 2019 , с. 48.
  9. ^ Лончикова 2017 , с. 85.
  10. ^ Jump up to: а б Хутцельманн 2018 , с. 19.
  11. ^ Ланичек 2013 , стр. 35.
  12. ^ Хуцельманн 2018 , стр. 18–19.
  13. ^ Нижнянский 2014 , стр. 49–50.
  14. ^ Деак 2015 , с. 31.
  15. ^ Ланичек 2013 , стр. 6, 10.
  16. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 842.
  17. ^ Jump up to: а б Уорд 2015 , с. 79.
  18. ^ Jump up to: а б Пауловичова 2018 , с. 5.
  19. ^ Уорд 2015 , с. 87.
  20. ^ Сигел, Натан (6 ноября 2014 г.). «Как фашизм 1930-х годов создал самую модную сегодня самооборону» . ОЗЫ.
  21. ^ «Праведник Словакии среди народов мира» . www.yadvashem.org . Проверено 17 июля 2018 г.
  22. ^ Гелиссен, Рена Корнрайх; Макадам, Хизер Дюн (1996). Обещание Рены: история сестер в Освенциме . Бостон: Beacon Press. ISBN  978-0-8070-7071-0 . [ нужна страница ]
  23. ^ глазами историков – третий – Михал Шмигель: убийства евреев и коммунистов на северо-востоке Словакии в 1945 году – Колбашовская трагедия» «Бандера (на словацком и русском языках). Голосский. 15 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 17 ноября 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
  24. ^ Млынарик, Ян (август 2006 г.). «История евреев в Словацкой Республике (Часть 15)». Журнал CS (на словацком языке) . Проверено 9 февраля 2013 г.
  25. ^ Шварц, Михал (март 2007 г.). «Массовая казнь в Склене 21 сентября 1944 года в более широком историческом контексте» [Массовая казнь в Склене 21 сентября 1944 года в более широком историческом контексте] (PDF) . Память нации (на словацком языке): 4–13. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2013 г.
  26. ^ Шмигель, Михал (17 июня 2013 г.). «Антиеврейские бунты в Братиславе (август 1946, август 1948) в атмосфере послевоенного антисемитизма в Словакии» [Антиеврейские бунты в Братиславе (август 1946, август 1948) в атмосфере послевоенного антисемитизма в Словакии] . Вторая мировая война (на словацком языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2013 года.
  27. ^ Кох 1946 , стр. 131–132.
  28. ^ Пинсент 2013 , с. 330.
  29. ^ «Численность населения по религиозным убеждениям в Словацкой Республике на 1 января 2021 года» . www.scitanie.sk .
  30. ^ «Численность населения по религиозным убеждениям во всех регионах СР на 1.1.2021 года» . www.scitanie.sk .

Библиография

[ редактировать ]
  • Буторова, Зора; Бутора, Мартин (август 1992 г.). «Настороженность по отношению к евреям как выражение посткоммунистической паники: пример Словакии». Чехословацкое социологическое обозрение . 28 : 92–106. JSTOR   41133197 .
Деак, Иштван (2015) [2013]. Европа под судом: история сотрудничества, сопротивления и возмездия во время Второй мировой войны . Боулдер, Колорадо: Westview Press ( Routledge ). ISBN  978-0-8133-4790-5 .
  • Хайтлингер, Алена (2011). В тени Холокоста и коммунизма: чешские и словацкие евреи с 1945 года . Нью-Брансуик: Сделка. ISBN  978-1-4128-0927-6 .
  • Хутцельманн, Барбара (2018). «Введение: Словакия» [Введение: Словакия]. В Хюцельманне, Барбара; Хаусляйтнер, Мариана; Хазан, Сузана (ред.). Словакия, Румыния и Болгария [ Словакия, Румыния и Болгария ]. Преследование и убийство европейских евреев нацистской Германией 1933-1945 гг. (на немецком языке). Том 13. Мюнхен: Де Грюйтер . стр. 18–45. ISBN  978-3-11-049520-1 .
  • Елинек, Ишаягу А. (1989). «Словаки и Холокост: попытки примирения». Советские еврейские дела . 19 (1): 57–68. дои : 10.1080/13501678908577626 .
  • Кляйн-Пейшова, Ревекка (2015). Картирование лояльности евреев в межвоенной Словакии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-01562-4 .
  • Кляйн-Пейшова, Ребекка (2009). « Откажитесь от своей роли представителей мадьяр»: оспариваемая еврейская лояльность в межвоенной (Чехо) Словакии». Обзор AJS . 33 (2): 341–62. дои : 10.1017/S0364009409990043 . S2CID   159825448 .
  • Кох, Карел Франтишек (1946). В слове есть человечность . Прага: Владимир Жикеш.
  • Кулька, Эрих (1989). «Евреи в Чехословакии между 1918 и 1968 годами». В Стоуне, Норман; Струхаль, Эдуард (ред.). Чехословакия: перепутья и кризисы, 1918–88 . стр. 271–96. дои : 10.1007/978-1-349-10644-8_15 . ISBN  978-1-349-10646-2 .
Ланичек, Ян (2013). Чехи, словаки и евреи, 1938–48: за пределами идеализации и осуждения . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN  978-1-137-31747-6 .
Лончикова, Михала (2017). «Была ли антисемитская пропаганда катализатором напряженности в словацко-еврейских отношениях?». Исследования Холокоста . 23 (1–2): 76–98. дои : 10.1080/17504902.2016.1209839 . S2CID   151817674 .
Лорман, Томас (2019). Создание Словацкой народной партии: религия, национализм и культурная война в Европе начала 20 века . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN  978-1-350-10938-4 .
Нижнянский, Эдуард (2014). «Об отношениях между словацким большинством и еврейским меньшинством во время Второй мировой войны». Исследования Яд Вашем . 42 (2): 47–90. ISSN   0084-3296 .
Пауловичова, Нина (2018). «Память о Холокосте и антисемитизм в Словакии: от послевоенной эпохи до наших дней». Исследования антисемитизма . 2 (1). Издательство Университета Индианы: 4–34. дои : 10.2979/antistud.2.1.02 . S2CID   165383570 .
Уорд, Джеймс Мейс (2015). «Первая Венская премия 1938 года и Холокост в Словакии». Исследования Холокоста и геноцида . 29 (1): 76–108. дои : 10.1093/hgs/dcv004 . ISSN   8756-6583 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b18878ce8ae72fd1b3cd70a7cb26e01e__1716876360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/1e/b18878ce8ae72fd1b3cd70a7cb26e01e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Slovakia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)