История евреев Карпатской Руси.

![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2011 г. ) |
Евреи поселились в этом небольшом регионе, называемом по-разному Малороссией, Карпатской Русью, Подкарпатской Русью или просто Закарпатьем , еще в 15 веке. Местные правители разрешили еврейским гражданам владеть землей и заниматься многими ремеслами, которые были им запрещены в других местах. Со временем евреи поселились в этом регионе и основали общины, которые построили большие синагоги, школы, типографии, предприятия и виноградники. К концу 19 века в этом регионе проживало до 150 000 евреев. [ 1 ]
Харедимский иудаизм в Подкарпатской Руси
[ редактировать ]Межвоенная Подкарпатская Малороссия была важным центром харедим («ультраортодоксального») иудаизма, включая хасидские группы. Многие выдающиеся раввины жили здесь или находили убежище в соседних странах, возглавляя иешивы (религиозные школы) и держа хатцер (суд), особенно в Мункаче. Эти группы часто жестко конкурировали друг с другом, а также со светскими или либеральными еврейскими группами. [ 2 ]
Начало 20 века
[ редактировать ]

Последняя довоенная перепись населения в Венгрии проводилась в 1910 году. Четыре округа Венгрии, которые охватывали территорию, ныне известную как Карпатская Русь , были Унг , Берег , Угоча и Марамарош .
Уезды Угоча и Марамарош были разделены между Чехословакией и Румынией в 1918 году (подтверждено Трианонским договором 1920 года) после распада Австро -Венгерской империи , проигравшей в Первой мировой войне. Венгрия аннексировала их северные части от недолговечного русинского государства Карпатская Украина в 1939 году, а их южные части от Румынии в 1940 году. Северные части теперь принадлежат Украине как государству-преемнику Советского Союза.
Унг и Берег входили в состав Чехословакии после 1918 года, за исключением небольшой части Берега, которая осталась за Венгрией. Венгрия аннексировала их нижнюю или южную часть от Чехословакии в 1938 году, а верхнюю или северную часть от Русинского государства в 1939 году. [ 3 ]
Графство | декабрь 1910 г. | Январь 1941 г., всего | часть аннексирована в 1938 г. | часть аннексирована в 1939 г. | часть аннексирована в 1940 г. |
---|---|---|---|---|---|
Унг | 17,587 (10.9%) | 20,903 (9.8%) | 13 000 (нижний) | 8000 (верхний) | - |
Bereg | 33,660 (14.2%) | 46,156 (12.9%) | 25 000 (нижний) | 21 000 (верхний) | - |
Угоча | 11,850 (12.9%) | 10,932 (11.9%) | - | 7000 (север) | 4000 (юг) |
Это просрочено | 65,694 (18.4%) | 79,048 (16.2%) | - | 48000 (север) | 31000 (юг) |
Общий | 128,791 (15.2%) | 157,766 (13.7%) | 38,000 | 84,000 | 35,000 |
Чехословакия
[ редактировать ]В 1921 году около 27% евреев Подкарпатской Руси жили за счет сельского хозяйства, что делало ее самым высоким процентом еврейского крестьянства во всей Европе. По переписям 1921 и 1930 годов 87 и 93 процента всех евреев Подкарпатья считали себя евреями по национальности соответственно. Таким образом, это была наименее ассимилированная идишговорящая группа в Чехословакии. [ 4 ]
Еврейско-местные отношения накануне Второй мировой войны
[ редактировать ]Мемуары и исторические исследования свидетельствуют о том, что в XIX — начале XX веков русино-еврейские отношения в целом были мирными и гармоничными. В 1939 году данные переписи населения показали, что в автономной провинции Малороссия проживало 80 000 евреев. [ 5 ]
Отношение некоторых русинов к своим еврейским соседям ярко представлено в пьесе Александра Духновича (1803–1865) «Добродетель важнее богатства», представленной здесь а также в рассказе-триптихе « Голет в удоли» Ивана Ольбрахта . В отличие от других регионов Украины, Малороссия никогда не переживала хаотичных беспорядков и погромов.
Холокост
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны законное правительство Венгрии , когда немцы свергли , « окончательное решение » Холокоста распространилось и на Карпатскую Русь. Конечно, законное правительство Венгрии и его фашистские элементы уже сыграли заметную роль в убийстве евреев еще до этого.
Начиная с 1939 года были приняты драконовские законы, запрещавшие евреям ходить в школу или заниматься своим прежним бизнесом. Затем летом 1941 года венгерские власти депортировали около 18 000 евреев из Карпатской Руси в Галицкий регион Польши-Украины. Это делалось под предлогом высылки иностранных беженцев, но на практике большинство выдворенных были выходцами из семей, проживавших в регионе предыдущие 50–100 лет. Многих из тех, кто мог бы доказать свое долгосрочное проживание, забрали, не предоставив такой возможности. Большинство депортированных были немедленно переданы нацистско-немецким айнзацгруппам в Камнец-Подольске и расстреляны из пулеметов в течение трех дней в конце 1941 года. Несколько тысяч других были просто предоставлены самим себе после того, как их вытеснили через границу в Галичину. в районе Каминца-Подольска. Подавляющее большинство этой группы впоследствии погибло в течение следующих двух лет в гетто и лагерях смерти вместе с другими еврейскими жителями региона. [ 6 ] [ 1 ]
Те евреи, которым посчастливилось избежать депортации 1941 года, столкнулись с дальнейшими лишениями под властью Венгрии. Мужчины трудоспособного возраста были мобилизованы в банды рабского труда , значительная часть которых погибла. [ 7 ] Оставшиеся в конечном итоге были возвращены в свои дома, чтобы после 1944 года их депортировали в концентрационные лагеря под властью нацистов.
В апреле 1944 года в городах Малороссии было создано 17 основных гетто. 144 000 евреев были собраны и содержались там. Начиная с 15 мая 1944 года: 14 000 евреев вывозились из этих мест в Освенцим каждый день до последней депортации 7 июня 1944 года.
В следующей таблице показаны поезда смерти, исходящие из этих четырех повятов, которые прошли через Кассу ( Кошице ). (Некоторые евреи-мужчины находились на принудительных работах (munkaszolgálat); некоторые поезда не проходили через Кассу; а некоторые евреи из этого района были вынуждены сесть на поезда, отправляющиеся из соседних округов):
Происхождение поезда смерти | количество поездов | Общее количество человек | Дата передачи венграми немцам Кассы |
---|---|---|---|
Унгвар ( Ужгород ) | 5 | 16,188 | 17, 22, 25, 27, 31 мая |
Beregszász (BerehoveБерегово | 4 | 10,849 | 16, 18, 24, 29 мая, |
Рабочий ( Мукачево ) | 9 | 28,587 | 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24 мая. |
Виноградов ( Виноградов ) | 3 | 9,840 | 20, 27 мая, 3 июня |
Ökörmező ( Mizhir'ya ) | 1 | 3,052 | 17 мая |
Huszt ( Khust ) | 4 | 10,825 | 24, 26 мая, 2, 6 июня |
Течё ( Тячев ) | 1 | 2,208 | 28 мая, |
Акнашлатина ( Солотвино ) | 1 | 3,317 | 25 мая |
Марамароссигет ( Sighetu Marmaţiei ) | 4 | 12,849 | 16, 18, 20, 22 мая |
Верхний Визо ( Vişeu de Sus ) | 4 | 12,074 | 19, 21, 23, 25 мая |
Общий | 36 | 109,789 |
К июню 1944 года почти все евреи из гетто Карпатской Руси были уничтожены вместе с другими венгерскими евреями. Из более чем 100 000 евреев Карпатской Руси около 90 000 были убиты. За исключением тех, кому удалось бежать, лишь небольшое количество евреев было спасено русинами, которые их спрятали.
После падения коммунизма были открыты архивы, позволяющие изучать факты реализации «Окончательного решения» в провинции. Наиболее обсуждаемый вопрос заключается в том, помогали ли местные коллаборационисты (и если да, то в какой степени) нацистам в выполнении задач и в какой степени такое сотрудничество было навязано этим коллаборационистам угрозой — или реальностью — жестокого насилия против них самих. [ 8 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Предполагаемое количество выживших евреев в этом районе составляло 15 000–20 000 человек. Большинство из них покинули Карпато-Малороссию до того, как осенью 1945 года были закрыты новые советские границы, поэтому в 1948 году осталось всего 4000 евреев. Во время первой послевоенной переписи населения в Советском Союзе в 1959 году Число евреев в Закарпатской области составляло 12 569 человек, большинство из которых были иммигрантами из других частей Советского Союза. [ 9 ]
Большинство евреев, оставшихся в регионе, эмигрировали в Соединенные Штаты и Израиль в 1970-х годах после принятия поправки Джексона-Вэника , а некоторые уехали в Венгрию. Последняя советская перепись 1989 года выявила, что в этом районе проживает всего 2700 евреев.

Сегодня некоторые синагоги сохранились. В следующих городах есть синагоги, существовавшие до Второй мировой войны:
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Беларуси
- История евреев в Венгрии
- История евреев в России и Советском Союзе.
- История евреев в Украине
- Оберлендерские евреи
- История евреев в Словакии
- История евреев в Чехии
- Список евреев из России, Украины и Белоруссии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б [1] Последние евреи Закарпатья
- ^ Вейн, Мартин. 2015. История евреев в чешских землях. Лейден: Брилл, с. 135-171 [2]
- ^ Крендель, Вроцлав. Масарик и легионы (Масарик и легионы), ваза. книга, 219 страниц, первый выпуск - издано издательством Paris Karviná, Žižkova 2379 (734 01 Karvina, CZ) в сотрудничестве с Масариковым демократическим движением (Masaryk Демократическое движение, Прага), 2019 г., ISBN 978-80-87173-47-3 , страницы 8–77, 101–102, 124–125, 128, 129, 132, 140–148, 184–199.
- ^ Вейн, Мартин. 2015. История евреев в чешских землях. Лейден: Брилл, с. 100-103, 157-171 Содержание
- ^ Вейн, Мартин. 2015. История евреев в чешских землях. Лейден: Брилл, с. 135-141 о христианско-еврейских отношениях Содержание
- ^ В защиту христианской Венгрии: религия, национализм и антисемитизм 1890-1944 гг ., Издательство Корнельского университета, Пол А. Ханебринк, страницы 192-3
- ^ Исторический словарь Холокоста , Scarecrow Press, Джек Р. Фишель, стр. 119
- ^ Вейн, Мартин Дж. История чехов и евреев: славянский Иерусалим. Великобритания: Taylor & Francisco Limited, 2019. [3]
- ^ Вейн, Мартин. 2015. История евреев в чешских землях. Лейден: Брилл, с. 249-273 Оглавление
- ^ [4] Украина: В нашей синагоге.
- Генри Абрамсон , Коллективная память и коллективная идентичность: евреи, русины и Холокост , Карпато-русинская Америка, том. 17 (1994), вып. 3.
- Александр Духнович, Добродетель важнее богатства (перевод Элейн Русинко), Восточноевропейские монографии, 1995, 85с., ISBN 0-88033-290-5 .
- Михаил Митсель, «Деятельность «Джойнта» в Мукачево в 1944-1945 гг. и советское отношение к ней в 1953 г.», Евреи в России и Восточной Европе, 1(58)2007 г. ISSN 1565-4907 .
- Агнес Сагвари ,
- Исследования по истории венгерского Холокоста , Будапешт, Напвилаг, 2002. ISBN 963-9350-10-9 , 151 стр. (по-английски)
- Исследования по истории венгерского Холокоста , Будапешт, Напвилаг, 2002. ISBN 963-9350-01-X , 132 стр. (на венгерском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доктор Агнес Сагвари, «Холокост в Карпатско-Малороссии». Архивировано 27 апреля 2010 г. в Wayback Machine. Историк анализирует место Карпатской Руси в венгерском ирредентизме , научную фальсификацию записей переписи населения, влияние венгерской администрации, архивный обзор с полной документацией.
- Карпато-русинская база знаний