История евреев в Колумбии
Общая численность населения | |
---|---|
5,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Богота | |
Языки | |
Испанский , иврит , идиш , ладино | |
Религия | |
Иудаизм и христианство |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев испанской в Колумбии начинается в испанский колониальный период с прибытием первых евреев во время колонизации Америки .
История
[ редактировать ]«Новые христиане», или марраны , бежали с Пиренейского полуострова, чтобы избежать преследований и искать религиозную свободу в 16 и 17 веках. Предполагается, что некоторые из них достигли северных районов Колумбии, которая в то время была известна как Новая Гранада . Большинство, если не все, эти люди ассимилировались в колумбийском обществе. Некоторые продолжают практиковать еврейские ритуалы как семейные традиции.
В 18 веке практикующие испанские и португальские евреи прибыли с Ямайки и Кюрасао , где они процветали под властью Англии и Голландии. Эти евреи начали открыто исповедовать свою религию в Колумбии в конце 18 века, хотя официально это было незаконно, учитывая существующую католическую церковь. После обретения независимости иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище.
Многие евреи, приехавшие в XVIII и XIX веках, заняли видные позиции в колумбийском обществе. Некоторые женились на местных женщинах и чувствовали, что им необходимо отказаться от своей еврейской идентичности или принизить ее. В их число входили писатель Хорхе Айзекс английского еврейского происхождения, промышленник Джеймс Мартин Эдер (который принял более христианское имя Сантьяго Эдер, когда перевел свое имя на испанский язык), родившийся в латвийской еврейской общине, а также Де Лима, Салазар, Эспиноза. Ариас, Рамирес, Нуньес, Линдо, Тафур, Лозано, Лерма, Винаско, Де Кастро, Перес и Лобо. Семьи антильских сефардов . По совпадению, эти люди и их семьи поселились в регионе долины Каука в Колумбии. Они продолжают оставаться влиятельными членами общества в таких городах, как Кали , Пальмира и Тулуа . На протяжении поколений большинство их потомков воспитывались как светские христиане.
В начале 20 века многочисленные еврейские иммигранты-сефарды прибыли из Греции, Турции, Северной Африки и Сирии . Вскоре после этого из Восточной Европы начали прибывать еврейские иммигранты. Волна иммигрантов -ашкенази пришла после подъема нацизма в 1933 году и введения антисемитских законов и практик, за ней последовали целых 17 000 немецких евреев. С 1939 года и до конца Второй мировой войны иммиграция была остановлена из-за антииммигрантских настроений в стране и ограничений на иммиграцию из Германии. [ 1 ]
Колумбия попросила немцев, которые были в черном списке США, покинуть страну и разрешила еврейским беженцам в стране незаконно оставаться. [ 2 ] Президент Лауреано Гомес активно поддерживал и помогал еврейской общине в это тревожное время. [ нужна ссылка ] Еврейское население резко возросло в 1950-х и 1960-х годах, и такие учреждения, как синагоги, школы и общественные клубы, были созданы во всех крупнейших городах страны. [ 3 ] Раввин Элиэзер Ройтблатт был первым раввином, прибывшим в Колумбию в 1946 году, и был первым главным раввином ашкенази. [ 4 ] В 1950-х годах была создана сефардская еврейская община, происходящая, в частности, из Сирии, Турции и Египта, раввин Давид Шарбани . главным раввином сефардов был [ 5 ]
Волна похищений людей в последнее десятилетие 20-го века привела к эмиграции некоторых членов еврейской общины Колумбии. Большинство из них поселились в Майами и других частях США. Успехи в национальной политике демократической безопасности побудили граждан вернуться; он резко снизил уровень насилия в сельской местности и уровень преступности в городских районах, а также стимулировал экономику. [ нужна ссылка ] Ситуация в Колумбии улучшилась настолько, что многие венесуэльские евреи теперь ищут убежища в Колумбии. [ нужна ссылка ]
Еврейское происхождение в регионе Пайса
[ редактировать ]В департаменте Антиокия , а также в регионе Пайса , некоторые семьи придерживаются традиций и устных рассказов о еврейском происхождении. Генетический анализ Y-ДНК в этой популяции показал происхождение основателей-мужчин преимущественно из «южной Испании, но также предполагает, что часть прибыла из северной Иберии, а некоторые, возможно, имели сефардское происхождение». [ 6 ] В Медельине существует традиция марранады , когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах каждого района каждое Рождество . Этот обычай был истолкован как ежегодное подтверждение отказа от еврейского закона. [ 7 ]
Было известно, что некоторые испанские и португальские новые христиане сефардско-еврейского происхождения бежали от Картахены инквизиции и нашли убежище в горах Антиокии в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые колумбийские авторы, такие как Хорхе Айзекс и Мигель Анхель Осорио, утверждают, что бесспорно, что Пайсас имеет еврейское происхождение. Известно, что несколько фамилий Пайса были распространены среди новохристианских конверсо сефардского еврейского происхождения, например Эспиноза , Перес , Мехия и многие другие. [ нужна ссылка ]
Некоторые ученые утверждают, что присутствие евреев-сефардов среди предков пайсов является фактом, но это не означает, что все пайсы происходят от них, и что это не единственный или преобладающий элемент среди тех, кто это делает, как доказывают пайсы. происхождением от других групп, таких как баски, эстремадурцы и андалузцы. [ 8 ]
История конверсос в Новой Гранаде , ныне известной как Колумбия, представляет собой богатое и сложное повествование, охватывающее различные регионы страны. Эти лица, первоначально искавшие убежища от испанской инквизиции, обосновались не только в регионе Пайса, но и на всей территории Новой Гранады. [ 9 ]
Они поселились в различных регионах, в том числе в районе Пайса (Антиокия), известном своей гористой местностью и относительной изоляцией. Эта изоляция предоставила убежище многим конверсос, бежавшим от преследований. Однако сефардская диаспора простиралась далеко за пределы региона Пайса. Значительные популяции конверсос были обнаружены в центральных частях королевства, особенно в регионах Бояка, Сантандер и Кундинамарка. Несмотря на обращение в христианство, конверсос в Новой Гранаде не были свободны от досягаемости инквизиции. Инквизиция преследовала подозреваемых еретиков и криптоевреев по всей стране. Многие конверсос предстали перед судом и преследовались по обвинению в возвращении в иудаизм. Центр королевства, включая Бояку, Сантандер и Кундинамарку, был особенно известен присутствием этих людей, и многие записи о процессах инквизиции происходят из этих областей. [ 10 ]
Влияние евреев-сефардов в Колумбии значительно. Установлено, что значительная часть населения Колумбии имеет сефардское происхождение. В частности, исследования показали, что значительный процент антиокеньо происходит от евреев-сефардов. Однако это наследие не ограничивается одной Антиокией. Подсчитано, что около 10% населения Колумбии несет еврейскую ДНК, особенно в регионах Анд, что указывает на широко распространенное сефардское влияние по всей стране.
Современное сообщество
[ редактировать ]По состоянию на 21 век в Колумбии проживает около 5000 евреев. Большинство из них сосредоточены в Боготе , насчитывающей около 3500 членов, и Кали , насчитывающей около 1000 членов. Новые общины возникли в Барранкилье и Медельине . Очень немногие евреи соблюдают религиозные обряды; среди тех, кто это делает, большинство — православные . Немецкие еврейские общины в Боготе и Кали также сохраняют большую часть своих традиций. [ 11 ]
Меньшие общины находятся в Картахене и на острове Сан-Андрес . По всей стране существует около 10 официальных синагог. В Боготе евреи-ашкенази, сефарды и немецкие евреи имеют свои собственные религиозные и культурные учреждения. Конфедерация еврейских ассоциаций Колумбии, расположенная в Боготе, является центральной организацией, которая координирует евреев и еврейские учреждения в Колумбии.
В новом тысячелетии, после многих лет обучения, группа колумбийцев еврейского происхождения официально обратилась в иудаизм, чтобы быть принятыми в качестве евреев согласно раввинской интерпретации Галахи. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клих, Игнасио и Лессер, Джефф (1998). Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реалии . Психология Пресс. стр. 76–78. ISBN 978-0-71464-450-9 .
- ^ Леонард, Томас М. и Братцель, Джон Ф. (2007). Латинская Америка во время Второй мировой войны Роуман и Литтлфилд. п. 117. ИСБН 978-0-74253-741-5 .
- ^ «#Еврейский виртуальный город Богота - Происхождение шести исторических синагог Боготы» . Ютуб . 14 июля 2020 г.
- ^ Ротстейн, Эльханан (27 ноября 2018 г.). «Кто такой Элиэзер Ройтблат?» . Кошерный портал .
- ^ «М-19 освобождает еще двоих заложников в Колумбии» . Эль Паис (на испанском языке). 3 апреля 1980 года.
- ^ Карвахаль-Кармона, LG; идентификатор Сото; Пинеда Н; Ортис-Барриентос Д; Дуке С; Оспина-Дюке Ж; Маккарти М; Монтойя П; Альварес В.М.; Бедоя Г; Руис-Линарес А (2000). «Сильная гендерная предвзятость между индейцами и белыми и возможный вклад сефардов среди основателей населения северо-западной Колумбии» . Американский журнал генетики человека . 67 (5): 1062–1066. дои : 10.1016/S0002-9297(07)62956-5 . ПМЦ 1288568 . ПМИД 11032790 .
- ^ Родос, Альбейро (2007). «Медельин сияет в декабре» . Проверено 16 октября 2009 г.
- ^ Анхель Р., Хосе Гильермо. «Евреи-сефарды, маленькая история меньшинства» [Сефарды: Краткая история меньшинства]. ХаБайт: Центр документации и распространения Хайма Финкельштейна (на испанском языке) . Проверено 6 апреля 2009 г.
Конечно, тот факт, что в Антиокию пришло много сефардов, не означает, что все антиохийцы произошли от них, как это иногда преувеличивают. Бесспорно, что сюда прибыли кастильцы с баскскими, андалузскими и эстремадурскими корнями, а также немцы и англичане, французы и португальцы, русские (фамилия Санин и имя Аделаида русские), турки и греки, из которых немало людей. происхождения и культурные формы, которые преобладают в повседневной жизни. [Очевидно, что тот факт, что несколько сефардов пришли в Антиохию, не означает, что все антиохийцы происходят от них, как это часто преувеличивают. Бесспорно, что сюда прибыли также кастильцы с баскскими корнями, андалузцы и эстремадурцы, а также немцы и британцы, французы и португальцы, русские (фамилия Санин русская, а имя Аделаида), турки и греки из у которых имеется большое количество потомков, и их культурные традиции преобладают в нашей повседневной жизни.]
) - ^ Наваррете Пелаес, Мария Кристина (октябрь 2010 г.). Еврейская диаспора, обращающаяся в Колумбию, шестнадцатый и семнадцатый века на ( испанском языке). Университет Валле ISBN 978-958-670-856-2 .
- ^ Эскобар, Рикардо (2002). «Криптоевреи Картахены-де-Индиас: звено в новообращенной диаспоре (1635-1649)» . Колумбийский ежегодник социальной и культурной истории (на испанском языке) (29): 51–52.
- ^ «Колумбия» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Арбисер, Флоренсия (18 июня 2009 г.). «Массовые новообращенные ставят перед латиноамериканскими евреями дилемму» . ДЖТА .