Jump to content

История евреев в Колумбии

Колумбийские евреи
Колумбийские евреи
יהדות קולומביהКолумбийское еврейство
Общая численность населения
5,000
Регионы со значительной численностью населения
Богота
Языки
Испанский , иврит , идиш , ладино
Религия
Иудаизм и христианство

История евреев испанской в Колумбии начинается в испанский колониальный период с прибытием первых евреев во время колонизации Америки .

«Новые христиане», или марраны , бежали с Пиренейского полуострова, чтобы избежать преследований и искать религиозную свободу в 16 и 17 веках. Предполагается, что некоторые из них достигли северных районов Колумбии, которая в то время была известна как Новая Гранада . Большинство, если не все, эти люди ассимилировались в колумбийском обществе. Некоторые продолжают практиковать еврейские ритуалы как семейные традиции.

В 18 веке практикующие испанские и португальские евреи прибыли с Ямайки и Кюрасао , где они процветали под властью Англии и Голландии. Эти евреи начали открыто исповедовать свою религию в Колумбии в конце 18 века, хотя официально это было незаконно, учитывая существующую католическую церковь. После обретения независимости иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище.

Многие евреи, приехавшие в XVIII и XIX веках, заняли видные позиции в колумбийском обществе. Некоторые женились на местных женщинах и чувствовали, что им необходимо отказаться от своей еврейской идентичности или принизить ее. В их число входили писатель Хорхе Айзекс английского еврейского происхождения, промышленник Джеймс Мартин Эдер (который принял более христианское имя Сантьяго Эдер, когда перевел свое имя на испанский язык), родившийся в латвийской еврейской общине, а также Де Лима, Салазар, Эспиноза. Ариас, Рамирес, Нуньес, Линдо, Тафур, Лозано, Лерма, Винаско, Де Кастро, Перес и Лобо. Семьи антильских сефардов . По совпадению, эти люди и их семьи поселились в регионе долины Каука в Колумбии. Они продолжают оставаться влиятельными членами общества в таких городах, как Кали , Пальмира и Тулуа . На протяжении поколений большинство их потомков воспитывались как светские христиане.

В начале 20 века многочисленные еврейские иммигранты-сефарды прибыли из Греции, Турции, Северной Африки и Сирии . Вскоре после этого из Восточной Европы начали прибывать еврейские иммигранты. Волна иммигрантов -ашкенази пришла после подъема нацизма в 1933 году и введения антисемитских законов и практик, за ней последовали целых 17 000 немецких евреев. С 1939 года и до конца Второй мировой войны иммиграция была остановлена ​​из-за антииммигрантских настроений в стране и ограничений на иммиграцию из Германии. [ 1 ]

Колумбия попросила немцев, которые были в черном списке США, покинуть страну и разрешила еврейским беженцам в стране незаконно оставаться. [ 2 ] Президент Лауреано Гомес активно поддерживал и помогал еврейской общине в это тревожное время. [ нужна ссылка ] Еврейское население резко возросло в 1950-х и 1960-х годах, и такие учреждения, как синагоги, школы и общественные клубы, были созданы во всех крупнейших городах страны. [ 3 ] Раввин Элиэзер Ройтблатт был первым раввином, прибывшим в Колумбию в 1946 году, и был первым главным раввином ашкенази. [ 4 ] В 1950-х годах была создана сефардская еврейская община, происходящая, в частности, из Сирии, Турции и Египта, раввин Давид Шарбани . главным раввином сефардов был [ 5 ]

Волна похищений людей в последнее десятилетие 20-го века привела к эмиграции некоторых членов еврейской общины Колумбии. Большинство из них поселились в Майами и других частях США. Успехи в национальной политике демократической безопасности побудили граждан вернуться; он резко снизил уровень насилия в сельской местности и уровень преступности в городских районах, а также стимулировал экономику. [ нужна ссылка ] Ситуация в Колумбии улучшилась настолько, что многие венесуэльские евреи теперь ищут убежища в Колумбии. [ нужна ссылка ]

Еврейское происхождение в регионе Пайса

[ редактировать ]

В департаменте Антиокия , а также в регионе Пайса , некоторые семьи придерживаются традиций и устных рассказов о еврейском происхождении. Генетический анализ Y-ДНК в этой популяции показал происхождение основателей-мужчин преимущественно из «южной Испании, но также предполагает, что часть прибыла из северной Иберии, а некоторые, возможно, имели сефардское происхождение». [ 6 ] В Медельине существует традиция марранады , когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах каждого района каждое Рождество . Этот обычай был истолкован как ежегодное подтверждение отказа от еврейского закона. [ 7 ]

Было известно, что некоторые испанские и португальские новые христиане сефардско-еврейского происхождения бежали от Картахены инквизиции и нашли убежище в горах Антиокии в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые колумбийские авторы, такие как Хорхе Айзекс и Мигель Анхель Осорио, утверждают, что бесспорно, что Пайсас имеет еврейское происхождение. Известно, что несколько фамилий Пайса были распространены среди новохристианских конверсо сефардского еврейского происхождения, например Эспиноза , Перес , Мехия и многие другие. [ нужна ссылка ]

Некоторые ученые утверждают, что присутствие евреев-сефардов среди предков пайсов является фактом, но это не означает, что все пайсы происходят от них, и что это не единственный или преобладающий элемент среди тех, кто это делает, как доказывают пайсы. происхождением от других групп, таких как баски, эстремадурцы и андалузцы. [ 8 ]

История конверсос в Новой Гранаде , ныне известной как Колумбия, представляет собой богатое и сложное повествование, охватывающее различные регионы страны. Эти лица, первоначально искавшие убежища от испанской инквизиции, обосновались не только в регионе Пайса, но и на всей территории Новой Гранады. [ 9 ]

Они поселились в различных регионах, в том числе в районе Пайса (Антиокия), известном своей гористой местностью и относительной изоляцией. Эта изоляция предоставила убежище многим конверсос, бежавшим от преследований. Однако сефардская диаспора простиралась далеко за пределы региона Пайса. Значительные популяции конверсос были обнаружены в центральных частях королевства, особенно в регионах Бояка, Сантандер и Кундинамарка. Несмотря на обращение в христианство, конверсос в Новой Гранаде не были свободны от досягаемости инквизиции. Инквизиция преследовала подозреваемых еретиков и криптоевреев по всей стране. Многие конверсос предстали перед судом и преследовались по обвинению в возвращении в иудаизм. Центр королевства, включая Бояку, Сантандер и Кундинамарку, был особенно известен присутствием этих людей, и многие записи о процессах инквизиции происходят из этих областей. [ 10 ]

Влияние евреев-сефардов в Колумбии значительно. Установлено, что значительная часть населения Колумбии имеет сефардское происхождение. В частности, исследования показали, что значительный процент антиокеньо происходит от евреев-сефардов. Однако это наследие не ограничивается одной Антиокией. Подсчитано, что около 10% населения Колумбии несет еврейскую ДНК, особенно в регионах Анд, что указывает на широко распространенное сефардское влияние по всей стране.

Современное сообщество

[ редактировать ]

По состоянию на 21 век в Колумбии проживает около 5000 евреев. Большинство из них сосредоточены в Боготе , насчитывающей около 3500 членов, и Кали , насчитывающей около 1000 членов. Новые общины возникли в Барранкилье и Медельине . Очень немногие евреи соблюдают религиозные обряды; среди тех, кто это делает, большинство — православные . Немецкие еврейские общины в Боготе и Кали также сохраняют большую часть своих традиций. [ 11 ]

Меньшие общины находятся в Картахене и на острове Сан-Андрес . По всей стране существует около 10 официальных синагог. В Боготе евреи-ашкенази, сефарды и немецкие евреи имеют свои собственные религиозные и культурные учреждения. Конфедерация еврейских ассоциаций Колумбии, расположенная в Боготе, является центральной организацией, которая координирует евреев и еврейские учреждения в Колумбии.

В новом тысячелетии, после многих лет обучения, группа колумбийцев еврейского происхождения официально обратилась в иудаизм, чтобы быть принятыми в качестве евреев согласно раввинской интерпретации Галахи. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клих, Игнасио и Лессер, Джефф (1998). Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реалии . Психология Пресс. стр. 76–78. ISBN  978-0-71464-450-9 .
  2. ^ Леонард, Томас М. и Братцель, Джон Ф. (2007). Латинская Америка во время Второй мировой войны Роуман и Литтлфилд. п. 117. ИСБН  978-0-74253-741-5 .
  3. ^ «#Еврейский виртуальный город Богота - Происхождение шести исторических синагог Боготы» . Ютуб . 14 июля 2020 г.
  4. ^ Ротстейн, Эльханан (27 ноября 2018 г.). «Кто такой Элиэзер Ройтблат?» . Кошерный портал .
  5. ^ «М-19 освобождает еще двоих заложников в Колумбии» . Эль Паис (на испанском языке). 3 апреля 1980 года.
  6. ^ Карвахаль-Кармона, LG; идентификатор Сото; Пинеда Н; Ортис-Барриентос Д; Дуке С; Оспина-Дюке Ж; Маккарти М; Монтойя П; Альварес В.М.; Бедоя Г; Руис-Линарес А (2000). «Сильная гендерная предвзятость между индейцами и белыми и возможный вклад сефардов среди основателей населения северо-западной Колумбии» . Американский журнал генетики человека . 67 (5): 1062–1066. дои : 10.1016/S0002-9297(07)62956-5 . ПМЦ   1288568 . ПМИД   11032790 .
  7. ^ Родос, Альбейро (2007). «Медельин сияет в декабре» . Проверено 16 октября 2009 г.
  8. ^ Анхель Р., Хосе Гильермо. «Евреи-сефарды, маленькая история меньшинства» [Сефарды: Краткая история меньшинства]. ХаБайт: Центр документации и распространения Хайма Финкельштейна (на испанском языке) . Проверено 6 апреля 2009 г. Конечно, тот факт, что в Антиокию пришло много сефардов, не означает, что все антиохийцы произошли от них, как это иногда преувеличивают. Бесспорно, что сюда прибыли кастильцы с баскскими, андалузскими и эстремадурскими корнями, а также немцы и англичане, французы и португальцы, русские (фамилия Санин и имя Аделаида русские), турки и греки, из которых немало людей. происхождения и культурные формы, которые преобладают в повседневной жизни. [Очевидно, что тот факт, что несколько сефардов пришли в Антиохию, не означает, что все антиохийцы происходят от них, как это часто преувеличивают. Бесспорно, что сюда прибыли также кастильцы с баскскими корнями, андалузцы и эстремадурцы, а также немцы и британцы, французы и португальцы, русские (фамилия Санин русская, а имя Аделаида), турки и греки из у которых имеется большое количество потомков, и их культурные традиции преобладают в нашей повседневной жизни.] )
  9. ^ Наваррете Пелаес, Мария Кристина (октябрь 2010 г.). Еврейская диаспора, обращающаяся в Колумбию, шестнадцатый и семнадцатый века на ( испанском языке). Университет Валле ISBN  978-958-670-856-2 .
  10. ^ Эскобар, Рикардо (2002). «Криптоевреи Картахены-де-Индиас: звено в новообращенной диаспоре (1635-1649)» . Колумбийский ежегодник социальной и культурной истории (на испанском языке) (29): 51–52.
  11. ^ «Колумбия» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 22 апреля 2019 г.
  12. ^ Арбисер, Флоренсия (18 июня 2009 г.). «Массовые новообращенные ставят перед латиноамериканскими евреями дилемму» . ДЖТА .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6afd161192361be8c8bc6fb45217f316__1723580640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/16/6afd161192361be8c8bc6fb45217f316.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Colombia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)