Евреи в Гонконге
Общая численность населения | |
---|---|
около 5000 | |
Языки | |
Иврит , английский, кантонский диалект , мандаринский диалект | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие еврейские группы ( Мизрахи , Ашкенази , Сефарды и др.) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Евреи были одними из первых поселенцев после того, как Гонконг стал британской колонией в 1841 году. Первые евреи прибыли в Гонконг из разных частей Британской империи в качестве торговцев и колониальных чиновников. Среди первой волны особенно выделялись евреи Багдади , в том числе представители влиятельных семей Сассуна и Кадури . Строительство синагоги Оэль Лия в 1901 году ознаменовало начало полноценной религиозной жизни местных евреев города.
Еврейская община Гонконга может свободно исповедовать большинство своих культурных и религиозных традиций, включая проведение субботних трапез и празднование главных еврейских праздников . В настоящее время в городе есть четыре действующие синагоги, три школы и еврейское кладбище.
Евреи никогда не составляли крупную общину в Гонконге, до Второй мировой войны их насчитывалось всего несколько сотен. Тем не менее, многие влиятельные евреи оставили свой след в городе. Среди них: Мэтью Натан , первый и единственный еврейский губернатор Гонконга, открывший железнодорожное сообщение Гуанчжоу-Коулун ; члены семьи Кадури, основавшие China Light and Power Company и отели Гонконга и Шанхая ; и члены семьи Сассун, благотворители еврейского кладбища и синагоги Охель Лия.
Поскольку он расположен в крупном коммерческом центре, большая часть еврейской общины Гонконга состоит из непостоянных жителей — в основном экспатриантов из стран с гораздо более крупными еврейскими общинами, таких как Израиль , США, Франция и другие страны. По состоянию на 2019 год [update]В Гонконге проживает около 5000 евреев, принадлежащих к различным конфессиям иудаизма .
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Евреи были одними из первых поселенцев в Гонконге после того, как он стал британской колонией в 1841 году. [1] С 1842 года евреи-багдади из Индии, Ближнего Востока, южного Китая, а также небольшое количество сефардов и ашкенази из Великобритании, Европы, Индии и других мест начали иммигрировать в Гонконг. [2] Первым поселенцем стал багдадский купец Элиас Дэвид Сассун (1820–1880), сын влиятельного мумбайского бизнесмена Дэвида Сассуна (1792–1864), открывшего в 1844 году контору в Кантоне ( Гуанчжоу ). [3] Это свидетельствовало об интересе торгового дома David Sassoon, Sons & Co. к китайскому рынку. [4] Дэвид Сассун, Sons & Co. открыл филиал в Гонконге в 1857 году после переноса своей деятельности из Кантона в Гонконг. [5] и ED Sassoon & Co. открыли свой собственный филиал в 1867 году. Открытие двух предприятий, принадлежащих Sassoon, в Гонконге привело к увеличению миграции багдадцев в Гонконг. [6] [2] Постоянная еврейская община образовалась в Гонконге в 1850-х годах. Социальная жизнь общины вращалась вокруг домов богатых багдадских семей Сассуна и Кадури , еще одной семьи багдадских евреев, интересы которой простирались далеко за пределы колонии. Эти семьи нанимали в свои торговые фирмы в основном еврейских сотрудников, что способствовало притоку новых евреев Багдади и Мумбаи в Гонконг. [7] [8] [9]
В 1855 году еврейское кладбище было основано в районе Хэппи-Вэлли после того, как один из сыновей Дэвида Сассуна, Рубен Сассун, попросил у правительства Гонконга аренду на 999 лет. [2] [10] Первая синагога была открыта Сассунами в 1870 году в одном из доходных домов на Голливуд-роуд , но в 1882 году её заменила новая синагога. В 1884 году внук Дэвида Сассуна Мейер Элиас Сассун вместе с братом последнего Эдвардом Элиасом Сассуном и их дядей Фредериком Дэвидом Сассуном взяли на себя роль попечителей. Синагога была названа Охель Лия в честь Лии Элиаса Сассуна, матери Эдварда и Мейеров. [2] В 1880-х годах в Гонконге поселилась волна евреев-ашкенази, бежавших от погромов в России и антисемитизма в Восточной Европе. Уже зарекомендовавшие себя багдадские торговцы помогли ашкенази открыть малый бизнес в Гонконге, узнав об их борьбе из еврейских публикаций. [11] [12] Богатые сефарды дистанцировались от преимущественно бедных ашкенази. [13] [14] Обе общины не молились вместе и хоронили умерших в разных частях кладбища. Ашкенази были вынуждены селиться в бедных кварталах и пансионах , работать в барах и клубах с сомнительной репутацией, а некоторые женщины занимались проституцией. [13] [14] [5]
Поскольку записи еврейской общины были уничтожены во время Второй мировой войны , информация об исторической численности евреев Гонконга неполна. По данным неопознанной еврейской энциклопедии, в 1872 году в городе проживало 24 сефарда и 17 ашкенази. В 1876 году было 36 сефардов и десять ашкенази. К 1881 году их число возросло до 49 сефардов и 22 ашкенази. [5] В 1882 году в Гонконге проживало около 60 евреев-сефардов. [15] К 1897 году еврейская община состояла из 52 мужчин, 25 женщин, 26 девочек и 14 мальчиков. [5]
Во второй половине XIX века Элиас Дэвид Сассун был самой влиятельной фигурой в еврейской общине Гонконга. Он руководил деятельностью торгового дома «Дэвид Сассун и Ко» в Китае и Японии, контролировал поставки индийского опиума, а также грузоперевозки компании между Мумбаи, Калькуттой , Гонконгом, Кантоном, Шанхаем , Нагасаки и Иокогамой . [16] На пожертвования Сассуна в Гонконге были построены синагога и Дом моряков — одно из первых благотворительных учреждений. В 1865 году Сассоны поддержали образование Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации , а в начале 1870-х годов Дэвид Сассун и компания заняли первое место по поставкам опиума из Гонконга в Китай, обогнав своего главного конкурента — Джардин Мэтисон и Ко. [17] [8] В октябре 1879 года компанию постигла катастрофа — ее угольные склады в порту Гонконга сгорели, а в марте 1880 года в Коломбо умер Элиас Сассун . [18]
Другим видным членом семьи Сассун в Гонконге был Фредерик Дэвид Сассун (1853–1917). Первоначально он помогал старшему брату Элиасу Сассуну, а после его смерти возглавил семейный бизнес в Гонконге и курировал дела по всему Дальнему Востоку . Кроме того, в 1878–1879 и 1885–1886 годах он был председателем совета директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. С 1884 по 1887 год он был членом Законодательного совета Гонконга в качестве представителя мирового судьи . [19] [20] [21] После переезда в Великобританию он был председателем правления компании David Sassoon & Co. в Лондоне и директором Imperial Bank of Persia . [20] Помимо Фредерика, его старший брат Артур (Авраам) Дэвид Сассун (1840–1912) также входил в совет директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. [22] [14]
Среди богатых членов еврейской общины Гонконга был и голландский еврей Чарльз Анри Босман (1839–1892). Он был главой торгового дома «Босман и Ко», совладельцем гостиницы «Гонконг» , а также директором дока Гонконга и Вампоа , основанного в 1863 году шотландским бизнесменом Томасом Сазерлендом . [23] К 1869 году Чарльз Босман был голландским консулом в Гонконге и руководил собственной морской страховой компанией, одним из важных клиентов которой была Jardine Matheson & Co. Позже Чарльз Босман переехал в Великобританию и получил британское гражданство либо в 1888, либо в 1889 году. Он умер в Лондоне в 1892 году. [24] К концу 19 века одним из богатейших людей Гонконга стал сын Чарльза Босмана Роберт Хотун Босман . [25] который благодаря своему богатству и влиянию смог составить конкуренцию владельцам ведущих британских торговых домов в колонии. [26]
Наряду с Сассунами и Босманами Эмануэль Рафаэль Белилиос среди евреев Гонконга выделялся также (1837–1905). Приехав в Гонконг в 1862 году, он стал биржевым брокером в колонии. Он быстро разбогател после открытия своей фирмы ER Belilios, которая торговала опиумом между Индией и Китаем. К 1880-м годам он стал крупным землевладельцем. [27] Он возглавлял Гонконгскую гостиничную компанию, а также был председателем совета директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации и членом Законодательного совета Гонконга. [28] [29] Его растущий престиж среди еврейской общины и его цель стать новым главой еврейской общины, заменив Сассонов, которые в то время считались лидерами сефардской общины Гонконга, привели к спору с Сассунами. [27] Спор начался с того, что Белилиос захотел построить в городе новую синагогу. Затем он купил участок земли на Кеннеди-роуд . Другие члены сефардской общины пытались выкупить землю, но Белилиос отказался ее отдать. В 1897 году Дэвид Аарон Габбей (друг семьи Сассуна), Авраам Джейкоб Рэймонд (менеджер ED Sassoon & Co.) и Авраам Джейкоб Дэвид (партнер ED Sassoon & Co.) подали на Белилиоса в суд, утверждая, что Белилиос купил землю. от имени еврейской общины и поэтому был обязан вернуть его. 12 февраля 1898 года Белилиос выиграл дело, и суд установил, что Белилиос покупал землю не от имени еврейской общины. Однако евреи Гонконга по-прежнему были против плана Белилиоса, и стало ясно, что община лояльна Сассунам. Вскоре после этого Белилиос стал проводить больше времени в Лондоне, возможно, из-за провала своего плана. [30]
Первая половина 20 века
[ редактировать ]К началу 20 века в Гонконге официально проживало 165 евреев. [13] Расцвет еврейской общины Гонконга пришелся на период правления губернатора Мэтью Натана (1904–1907) — единственного еврейского губернатора колонии . [31] [32] Под его руководством было расширено еврейское кладбище и началось строительство железной дороги между Коулуном и Кантоном. главную улицу Коулуна назвали Натан-роуд В его честь . С начала 1920-х до середины 1930-х годов наблюдался отток еврейских бизнесменов в быстро развивающийся Шанхай, а численность еврейской общины упала ниже 100 человек. Как и прежде, преобладали сефарды, но из-за притока беженцев из Восточной Европы баланс стал меняться в пользу ашкенази. [33] [34]
В первой половине 20 века братья Джейкоб Элиас Сассун и Эдвард Элиас Сассун (1853–1924) вместе со своим родственником Эдвардом Шеллимом (1869–1928) были наиболее влиятельными фигурами в еврейской общине Гонконга. Шеллим, который был племянником Элиаса Дэвида Сассуна, начал работать менеджером в гонконгском филиале компании David Sassoon & Co., а позже стал председателем Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации с 1912 по 1913 год, а также директор компаний Hong Kong Tramways , Hongkong Land и Hong Kong and Kowloon Wharf and Godown Company . Он также был членом консультативных комитетов Китайской сахарной промышленности, Гонконгского общества пожарного страхования и Кантонского страхового общества . Помимо своей коммерческой деятельности, Шеллим также занимался общественными делами в качестве мирового судьи, члена Законодательного совета Гонконга с 1913 по 1918 год, а также члена комитетов Генеральной палаты Гонконга. коммерции , Дома моряков, глава финансового комитета Больница Алисы Хо Миу Линг Нетерсол , а также совет синагоги Охель Лия и Совет университета Гонконга . [35] [36] Шеллим умер 8 декабря 1928 года. [37] [38]
Семья Кадури успешно конкурировала с Сассунами. В начале двадцатого века член семьи Кадури Элеазер Сайлас (1867–1944) становился новым лидером еврейской общины Гонконга, поскольку внимание Сассонов сместилось на Шанхай и Великобританию. [13] Он изменил свое имя на Элиазер Сайлас Келли, а затем на сэра Элли в Гонконге, чтобы успокоить британскую элиту. [39] На пике своего могущества он вместе со своим братом Эллисом (1865–1922) контролировал акции China Light and Power Company, Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации, Star Ferry , текстильных фабрик и каучуковых плантаций, [40] и владел обширной недвижимостью и гостиничной компанией Гонконга (сегодня известной как Отели Гонконга и Шанхая ). В 1928 году Элли Кадури открыла самый престижный отель в колонии недалеко от вокзала Коулун — шестиэтажный отель «Пенинсула» . [41] [34] В 1905 году он основал общественный клуб возле синагоги Охель Лия. Клуб позволил сефардам и ашкеназам встретиться в более инклюзивном пространстве. [42]
С 1937 года еврейские беженцы (в основном богатые евреи с британскими или американскими паспортами) из Шанхая, Тяньцзиня и Харбина бежали от тягот японской оккупации и начали стекаться в Гонконг вместе с некоторыми евреями из Европы, бежавшими от нацизма . [43] Состав новичков был весьма разнообразен; среди этой волны беженцев были багдадские, русские , немецкие , австрийские , польские и чешские евреи . Для их размещения было создано Гонконгское общество еврейских беженцев. [44] [33] [45]
Японская оккупация
[ редактировать ]До нападения Японии на Перл-Харбор все еще существовали некоторые контакты между Шанхайским гетто и Гонконгом . Но после нападения богатые багдадские евреи Шанхая, многие из которых имели британское гражданство, были интернированы . [46] [33] В июне 1940 года британские власти внезапно объявили об эвакуации женщин и детей с острова в Австралию из-за угрозы японского вторжения. Эвакуация быстро превратилась в весьма спорный вопрос и стала пронизана расовой дискриминацией. Когда женщины Гонконга захотели уехать, они узнали, что только людям с «чистым» британским происхождением, как того требовало австралийское правительство, разрешено уехать. Тем не менее некоторым неевропейским женщинам удалось подняться на борт эвакуационных кораблей. Однако их снова разлучили на остановке в Маниле и отправили обратно в Гонконг. [47] По словам еврейских очевидцев того времени: «Корабли уходили полупустыми, а правительство хранило молчание». [48]
7 декабря 1941 года японская армия вторглась в Гонконг, и 25 декабря город сдался. [49] Граждане союзников, в том числе многие члены еврейской общины, были отправлены в лагеря для гражданских военнопленных в Стэнли (где, например, Морриса Абрахама Коэна и Элли Кадури ), содержались семьи [46] [33] а те, кто сражался вместе с военными при защите Гонконга, были заключены в военный лагерь в Шам Шуй По . Внутри лагерей некоторым богатым евреям удавалось получить определенные лагерные привилегии. Например, одна богатая еврейская семья в Стэнли имела одну из лучших комнат в лагере и позже сумела репатриироваться в Шанхай. Лагеря также были полны негативных еврейских стереотипов. Евреев часто ассоциировали с нечестной прибылью и черным рынком. [50]
Во время японской оккупации синагога Охель Лиа использовалась как склад, а Еврейский клуб был разграблен. [51] После войны некоторые местные евреи, которым удалось бежать из Гонконга, вернулись; в 1949 году был восстановлен ранее разрушенный Еврейский клуб. [33] Очередная волна еврейских беженцев последовала из Европы через порты Мумбаи, Сингапура и Гонконга в Шанхай, где после японской оккупации визы для европейцев все еще не требовались. [52] [53] — в отличие от еврейских беженцев, которым британские колониальные власти не разрешили высадиться в своих портах. [54]
Вторая половина 20 века
[ редактировать ]Во второй половине XX века наиболее видными представителями еврейской общины Гонконга были Лоуренс Кадури (1899–1993) и Гораций Кадури (1902–1995) — сыновья Элли Кадури, партнеров по семейному бизнесу и богатых людей. -известные филантропы. После войны они возродили China Light and Power Company и The Peninsula Hotel и основали отели Гонконга и Шанхая. Кроме того, братья стали акционерами текстильных предприятий, компании Star Ferry и канатной дороги Peak Tram, ведущей на пик Виктория . Лоуренс также входил в совет директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. [55] [56] [57]
Лоуренс Кадури был членом Законодательного и Исполнительного советов Гонконга в 1950-х годах. В 1962 году Лоуренс и Гораций Кадури получили премию Рамона Магсайсая (азиатский аналог Нобелевской премии). Лоуренс Кадури получил Высший Орден Британской Империи в 1970 году, стал рыцарем-холостяком в 1974 году, стал бароном за свою благотворительную деятельность в 1981 году, стал пожизненным пэром и был первым человеком, родившимся в Гонконге, ставшим его членом. Великобритании Палаты лордов . [58] [59]
В 1951 году Лоуренс и Гораций Кадури основали Ассоциацию помощи сельскому хозяйству Кадури, чтобы предоставлять обучение и кредиты местным фермерам. Ассоциация стала успешной бизнес-моделью и возродила Новые Территории . [60] Пять лет спустя они основали экспериментальную ферму и ботанический сад , который со временем превратился в один из 20 лучших ботанических садов мира. [60] [61] [62]
В 1954 году в Гонконге проживало 250 евреев (половина сефардов, половина ашкенази). Их число упало до 230 в 1959 году и далее до 200 в 1968 году (130 ашкенази и 70 сефардов). В 1974 году, согласно объединенным спискам синагоги Охель Лия и Еврейского клуба, в Гонконге проживало около 450 местных евреев. [63]
Пять свитков Торы , принадлежащих древней еврейской общине Кайфэн, были обнаружены на так называемом «Воровском рынке» на Кэт-стрит ( Ласкар-Роу квартал в районе Шеунг-Ван ) в 1974 году. Сегодня эти свитки хранятся в синагоге Охель Лия. . [64] В 1984 году на базе Еврейского клуба было основано Еврейское историческое общество Гонконга для изучения истории евреев в Китае. Год спустя был официально назначен генеральный консул Израиля в Гонконге и Макао (официально дипломатические отношения с Китаем Израиль установил в 1992 году). [15]
В конце 1980-х годов американский раввин Сэмюэл Джозеф прибыл в Гонконг и стал первым главой Объединенной еврейской конгрегации Гонконга. В то время община еще не имела собственного помещения, и встречи проводились в Американском клубе или Китайском флотском клубе британского гарнизона. [65] В 1989 году среди членов «Охеля Лии» и Еврейского клуба 39% были американцами, 27% — британцами (включая жителей колонии) и 17% — израильтянами. [33] [66] В 1991 году была основана Еврейская дневная школа Кармель, расположенная в восточном крыле бывшего британского военного госпиталя на Среднем уровне . [67] В первой половине 1990-х годов в Гонконге проживало 1,5 тысячи евреев, из них около 1000 участвовали в жизни общины. [33] По данным Музея еврейского народа , накануне передачи Гонконга Китайской Народной Республике (1997 г.) в колонии проживало около 2500 евреев, две трети из которых составляли американцы и израильтяне; [15] в то время как, согласно Американскому еврейскому ежегоднику , в 1997 году в Гонконге проживало от 3000 до 6000 евреев. [68] Состав еврейской общины также изменился: от преимущественно багдадского и западноевропейского еврейского населения к преимущественно американскому, британскому и израильскому. [69] Согласно опросу сообщества Гонконга 1989 года, только три процента евреев Гонконга использовали кантонский диалект в качестве основного или родного языка (в основном китаянки, принявшие иудаизм для вступления в брак), в то время как только семь процентов изучали кантонский диалект в качестве второго языка. . Девять процентов респондентов опроса говорили на мандаринском языке как на втором языке. [70]
В 1995 году рядом с синагогой Оэль Лия был построен большой еврейский общинный центр, заменивший старый еврейский клуб. В этот центр переехала Объединенная еврейская конгрегация Гонконга, после чего в актовом зале центра стали проводиться религиозные церемонии, а раввин общины поселился в соседнем жилом комплексе. [65] С 1996 по октябрь 1998 года синагога Охель Лия подверглась капитальному ремонту из-за значительного износа за почти столетие. Реставрационный проект получил награду за выдающийся проект на церемонии вручения наград ЮНЕСКО за наследие Азиатско-Тихоокеанского региона 2000 года . [71]
21 век
[ редактировать ]Год | Население | |
---|---|---|
1872 [5] | 41 | |
1876 [5] | 46 | |
1881 [5] | 71 | |
1882 [15] | ~60 | |
1897 [5] | 117 | |
~1900 [13] | 165 | |
1954 [63] | 250 | |
1959 [63] | 230 | |
1968 [63] | 200 | |
1974 [63] | ~450 | |
~1995 [15] [68] | ~3,000–4,000 | |
1997 [15] [68] | ~2,500–6,000 | |
2004 [63] | ~3,000 | |
2010 [72] | ~5,000 | |
2015 [73] [74] | ~2,500/~5,000 | |
2019 [75] [76] | ~5,000 |
В 2010 году в Гонконге проживало около 5000 евреев. [72] объединены в семь конгрегаций: реформистскую Объединенную еврейскую конгрегацию; Хасидский Хабад с филиалами в Гонконге, Коулуне и Лантау; и сефардские православные общины Кехилат Цион (Коулун) и Шува Исраэль (Гонконг). [15] Большая часть евреев сосредоточена на острове Гонконг , где расположены основные объекты еврейской общественной жизни — преимущественно в Среднем, Центральном и Адмиралтейском округах. Однако есть также еврейские жители на Новых территориях и Коулуне, в основном в районах Цим Ша Цуй и Восточный Цим Ша Цуй. Преобладают иммигранты из США и Канады, хотя есть также иммигранты из Западной Европы (Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии), Израиля, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. В число иностранцев, работающих в Гонконге, входят бизнесмены, менеджеры, квалифицированные специалисты, журналисты, преподаватели и профессора. [65] Большинство евреев говорят на иврите или английском языке, и очень небольшое количество из них говорит на кантонском или китайском диалекте. [70] По данным Всемирного еврейского конгресса , в 2015 году в Гонконге проживало около 2500 евреев; в то время как, по данным Еврейского исторического общества Гонконга, их число приближалось к 5000. [74] По состоянию на 2019 год в Гонконге проживает около 5000 евреев. [75] [76]
Самый важный кластер, где собираются евреи Гонконга, расположен на Робинсон-роуд на средних уровнях. Здесь расположен построенный в 1995 году Еврейский общинный центр, который включает в себя библиотеку, китайско-еврейский архив, учебный центр, многофункциональный зрительный зал, крытый бассейн, тренажерный зал, кошерный мясной и молочный ресторан, кафе и кошерный продуктовый магазин. [68] в Гонконге Рядом с центром находится историческая синагога Охель Лия с единственной миквой . [77] [78] Генеральное консульство Израиля расположено во второй башне офисного комплекса Адмиралтейского центра на Харкорт-роуд в Адмиралтейском районе. [79]
Среди современных значимых членов еврейской общины Гонконга:
- Майкл Кадури (сын Лоуренса Кадури): председатель и совладелец CLP Group, отелей Гонконга и Шанхая. [80] [41] и Metrojet , авиакомпании [81] и член совета директоров CK Hutchison Holdings. [82]
- Джеймс Мейер Сассун : исполнительный директор Jardine Matheson Group, директор Hongkong Land, Dairy Farm International Holdings , Mandarin Oriental Hotel Group и Jardine Lloyd Thompson , председатель Китайско-британского делового совета [83] [84]
- Аллан Земан : ресторатор, отельер и застройщик, член совета директоров игорной группы Wynn Resorts , [85] в Гонконге. Лан Квай Фонг также известен как «отец» развлекательного района [86]
Религиозная жизнь
[ редактировать ]Евреи Гонконга свободно практикуют свои религиозные праздники, в том числе проводят субботние трапезы, празднуют главные еврейские праздники (Йом Кипур, Рош ха-Шана, Ханука, Шавуот, Песах и другие), развивают религиозные образовательные программы. [70] В Гонконге есть четыре действующие синагоги (в трех из которых есть штатные раввины), еврейская школа (школа Кармель для маленьких детей), две воскресные школы (школа Иезекииля Авраама для подростков и школа Шорашим для детей) и еврейское кладбище. в районе Хэппи-Вэлли. [73] [87] Главная синагога — Оэль Лия, построенная в 1901–1902 годах. Хотя формально она соответствует современному ортодоксальному иудаизму , синагогу посещают приверженцы Хабад-Любавичского хасидизма, реформистского иудаизма и консервативного иудаизма . [88] [15]
В Еврейском общинном центре находится Объединенная еврейская конгрегация Гонконга, которая обслуживает около 500 человек, принадлежащих к неортодоксальным течениям иудаизма (реформисты, либералы и консерваторы). С момента своего основания в 1988 году община была тесно связана со базирующимся в Иерусалиме Всемирным союзом прогрессивного иудаизма и Австралийским союзом прогрессивного иудаизма . [68]
Сефардская община Шува Исраэль расположена в Доме Фортуны в Центральном округе. Он обеспечивает рестораны и офисы кошерной едой , проводит богослужения, обучает взрослых и детей, а также оказывает другие услуги жителям и туристам. Синагога, учебный зал, библиотека, ресторан и кошерный продуктовый магазин занимают два этажа здания общины. Кроме того, десять семей общины имеют собственный детский сад и хедер в районе Пок Фу Лам . [89] [68]
В здании Hoover Court на Макдоннелл-роуд на средних уровнях находится офис Хабада в Гонконге, а на Чатем-роуд в Цим Ша Цуй находится офис Хабада в Коулуне. [90] открыт в 2005 году в здании Восточного центра. Хабад-Любавичские хасиды — активная, но изолированная еврейская община в Гонконге. Прибыв в Гонконг в 1985 году, город стал штаб-квартирой Хабад-Любавич в Азии. [68]
В деловом комплексе Wing On Plaza в районе Цим Ша Цуй Восток расположен офис сефардской общины Кехилат Цион, объединяющей более 900 человек. Общинная синагога, основанная в 1995 году сирийским бизнесменом и Иерусалимским сефардским центром, обслуживает верующих по всему Коулуну. Духовный лидер Кехилат Цион также является главным раввином всей сефардской общины Гонконга. Община управляет библиотекой и кошерным рестораном, проводит лекции и семинары, предоставляет кошерное питание и бронирует номера в гостиницах для желающих. [68]
Еврейское кладбище
[ редактировать ]Еврейское кладбище Гонконга расположено в районе Хэппи-Вэлли. Оно было основано в 1855 году благодаря пожертвованиям бизнесмена Дэвида Сассуна (формально разрешения на кладбище британские власти подписали только в 1858 году). [43] Кладбище со всех сторон окружено высотными жилыми домами; Доступ к нему осуществляется по узкому проходу между буддийским храмом и примыкающей к нему школой. Это одно из немногих еврейских кладбищ на Дальнем Востоке, сохранившихся на своем первоначальном месте. [10] [15]
Кладбище ориентировано с востока на запад, большая часть могил расположена у западного входа. Самая старая могила датирована 1857 годом. В погребальных списках указано, что большинство умерших в первые годы существования кладбища составляли мужчины, поскольку в то время путешественникам не было принято селиться в Гонконге с семьями. На шестнадцати самых старых могилах нет имен похороненных, только идентификационные номера. [10] [15] [13]
Сефардские могилы конца XIX века сгруппированы в восточной части кладбища, а могилы ашкенази - в западной, за часовней. Сама часовня и другие небольшие постройки появились в начале 20 века, во времена правления еврейского наместника Матфея Натана. В 1904 году был заключен договор аренды на 75 лет прилегающего к кладбищу участка земли, а в 1979 году он был продлен еще на 75 лет. [10] [15]
На кладбище преобладают простые могилы, хотя первые надгробия были выполнены в виде массивных гранитных саркофагов . Сефардская семья Белилиос построила над своими могилами белые мраморные навесы в ионическом стиле . Семьи Кадури и Губбаи, могилы которых расположены вместе, предпочитали надгробия с узкими полированными гранитными саркофагами, закрытыми выступающими крышками. Часто надгробия украшают различными элементами – цветами, листвой, завитками или гирляндами. На одной могиле есть единственная сломанная колонна, что указывает на безвременную кончину, а на другой на могиле есть фотография, что было русской традицией. Надписи короткие: только дата смерти, иногда дата рождения, очень редко место смерти. Большинство надписей сделано на иврите и английском языке; надписи на арабском, русском или голландском языках встречаются реже. [10] [15]
Образование
[ редактировать ]Еврейское школьное образование исторически не было очень сильным в Гонконге. В отчете 1914 года говорилось, что в то время в Гонконге не было религиозных школ. В другом отчете 1936 года говорилось, что небольшая школа открылась «некоторое время назад», но была закрыта из-за «отсутствия заинтересованности родителей в отправке своих детей изучать иврит». [70] В 1969 году школа Иезекииля Авраама была основана как воскресная школа, управляемая волонтерами. [68] Попыток открыть еврейскую дневную школу в Гонконге также не предпринималось из-за небольшого количества еврейских детей. Однако в начале 1990-х годов школа Кармель стала первой еврейской дневной школой в Гонконге, в которой обучались тридцать детей. Через несколько лет после открытия в школу поступило более пятидесяти заявок на прием в дошкольные учреждения. [91]
По состоянию на 2022 год [update]Ассоциация школ Кармель имеет три кампуса: Центр раннего обучения Холли Рофе, начальную школу Кармель и среднюю школу Эльзы в Шау Кей Ван, в которой также учатся учащиеся нееврейского происхождения. Средняя школа Эльзы включает в себя научные лаборатории, библиотеку, классы музыки, искусства и дизайна, аудиторию на 500 мест, конференц-залы и фитнес-залы, а также всепогодное поле с искусственным покрытием. [92] Еврейский общественный центр, расположенный в районе средних уровней на Робинсон-роуд, управляет Центром раннего обучения Холли Рофе. В отеле есть крытый бассейн, тренажерный зал и игровые площадки. [93] [92] Начальная и дошкольная школа Кармель расположена на средних уровнях на Борретт-роуд. [93] на месте бывшего британского военного госпиталя, открывшегося в 1907 году. В 1967 году госпиталь был перенесен в Коулун, а пустующие здания военные передали колониальному правительству. [67] В начале 1990-х годов восточное крыло бывшей больницы было занято школой Кармель, которая давала религиозное и светское образование в соответствии с принципами современного ортодоксального иудаизма. [91] В школе есть библиотека, классы музыки и искусства, классы информатики и программирования, классы специального образования , крытый тренажерный зал, игровые и спортивные площадки, а также сквер. [92] [68]
В 1999 году Объединенная еврейская конгрегация Гонконга открыла собственную религиозную школу Шорашим. [87] местное отделение Федерации мальчиков и девочек-скаутов Израиля . В 2010 году в Гонконге открылось [15]
Культура и спорт
[ редактировать ]Еврейский общинный центр является домом для Еврейского исторического общества Гонконга, основанного в 1984 году Денисом и Мэри Левенталь и Анитой Буксбаум при участии профессора С. Дж. Чана, изучавшего евреев Кайфэна. Общество ищет, исследует и сохраняет исторические материалы о евреях и иудаизме в Гонконге и Китае, проводит выставки, лекции и семинары, издает книги и сборники документов. Библиотека Еврейского исторического общества считается одной из лучших в Азии по теме китайских евреев . Кроме того, общество хранит множество уникальных фотографий и документов, а также аудиозаписей интервью с членами еврейской общины. Общество также проводит групповые туры по историческим еврейским местам региона. [94] [68]
В 1999 году канадец Говард Элиас основал ежегодный Гонконгский фестиваль еврейского кино, на котором представлены фильмы и документальные фильмы со всего мира, посвященные различной еврейской тематике. [95] [96] Ассоциация еврейских женщин Гонконга, основанная в 1940-х годах для помощи еврейским беженцам из Шанхая, продолжает играть важную роль в обществе. Ежегодно он реализует множество культурных, социальных и образовательных программ, а также собирает пожертвования для благотворительных организаций Израиля и для местной еврейской общины. [15]
Консульство Израиля в Гонконге курирует Фестиваль израильского кино, который проводится раз в три года, а также работу детских и взрослых футбольных команд спортивной ассоциации «Маккаби» . Еврейская община Гонконга собирает средства на различные программы израильской организации «Керен ха-Йесод» Израиля , ежегодно широко отмечает День независимости и Йом ха-Зикарон , а также проводит мероприятия в поддержку некоммерческих организаций « Еврейский национальный фонд» и « Обращение Израиля» . [15]
Кухня
[ редактировать ]Кошерные рестораны Гонконга включают мясной ресторан Sabra и молочный ресторан Waterside, расположенный в еврейском общественном центре, ресторан Mul Hayam, которым управляет Kehilat Zion в Цзюлуне, и Shalom Grill, которым управляет Шува Исраэль в центральном районе. Почти все еврейские общины Гонконга оказывают услуги по доставке кошерной еды на дом и в гостиницы, организуют банкеты и выездные приемы. [15] [97]
Антисемитизм
[ редактировать ]Распространен тезис об отсутствии антисемитизма в Гонконге. [91] Ни в одном отчете, опубликованном до Второй мировой войны, не упоминалось о существовании антисемитизма в отношении евреев Гонконга. [91] В ранний колониальный период богатых еврейских купцов из Британии традиционно называли «белыми европейцами», отождествляя их с привилегированным классом британской колонии. Однако известны случаи, когда даже богатым торговцам из числа багдадских евреев было отказано в членстве в элитном Гонконгском клубе (основан в 1846 году), где только британским англиканцам . отдыхать разрешалось [68]
По данным опроса, проведенного в 1989 году, 83% гонконгцев заявили о нейтральном отношении к евреям или не знали о жизни евреев, проживающих в городе, а еще 15% гонконгцев отметили положительное отношение к ним . Стандартное объяснение этой статистики состоит в том, что еврейское присутствие в Гонконге всегда было небольшим, а видные члены общины добились успехов в торговле и благотворительности. [91] Как правило, китайцы не получают сбалансированного и углубленного изучения еврейской истории и культуры в рамках своего образования. Большинство гонконгских китайцев не могли ясно объяснить общую разницу между государством Израиль, евреями и иудаизмом. Из-за этого, по мнению историка Джонатана Гольдштейна, трудно с уверенностью сказать, что преобладающее нейтральное отношение к евреям означает отсутствие скрытого антисемитизма. [91]
В апреле 1991 года местная китайскоязычная газета Hong Kong Daily News опубликовала статью под названием «Глубоко укоренившиеся вредные привычки евреев: плохая природа евреев». В статье содержались такие утверждения, как «Почему эти люди (евреи) были прокляты Богом вечно скитаться по миру?» и «(евреи) бессердечные, богатые, жестокие и безжалостные поджигатели войны, эгоистичная и жадная раса». Статья возмутила местную еврейскую общину, которая направила письмо протеста в редакцию газеты, и газета опубликовала ответ, в котором говорилось, что статья не нарушает редакционную политику. Готовя иск против газеты, Еврейская инициативная группа установила, что в законе Гонконга нет статьи, запрещающей призывы к расовому насилию. [98]
Некоторые незначительные антисемитские инциденты были связаны с иммигрантами. Это стало особенно заметно в 1987–1988 годах на фоне общественной полемики вокруг плана редевелопмента собственности Еврейского треста. Споры касались реконструкции исторической синагоги Охель Лия и контроля над этим процессом со стороны властей. Спор породил необоснованные обвинения в местной англоязычной прессе как в адрес синагогального комитета, так и в отношении евреев в целом. [99]
Долгое время единственной местной школой с высокими американскими образовательными стандартами была Гонконгская международная школа в Южном округе , принадлежавшая Лютеранской церкви – Синоду Миссури . Дети американских и европейских евреев, посещавшие эту школу, часто сталкивались со строгими христианскими правилами (обязательное посещение часовни, изучение христианских догматов) и попытками прозелитизма со стороны отдельных учителей. [100] Еврейские жители сообщили о нескольких антисемитских проявлениях в 2002 и 2003 годах. [101]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д Плюсс 2011 , с. 83.
- ^ Green & Diestal 2008 , с. 1186.
- ^ Гольдштейн 1998 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Плюсс 2002 , с. 52.
- ^ Плюсс 2002 , с. 53.
- ^ Тигай 1994 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Гилман 2014 , с. 100.
- ^ Эбер 2012 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и «Еврейское кладбище» . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Плюсс 2011 , с. 88.
- ^ Эбер 2012 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грин и Дистал 2008 , с. 1187.
- ^ Jump up to: а б с Гилман 2014 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лайонс, Эрика (август 2011 г.). «Еврейская община Гонконга» . Музей еврейского народа . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Джейкобс, Липкинд и Хайамс 1906 , стр. 66–68.
- ^ Гольдштейн 1998 , стр. 145–146.
- ^ Иванов 1990 , с. 239.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Рубинштейн, Джолль и Рубинштейн 2011 , с. 864.
- ^ Яп 2010 , с. 77.
- ^ Гольдштейн 1998 , с. 147.
- ^ Финель-Хонигман 2009 , с. 116.
- ^ «Шарль Анри Морис Босман» . Гвуло: Старый Гонконг . 21 сентября 2010 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Цанг 2007 , с. 49.
- ^ Кэрролл 2009 , стр. 74, 79.
- ^ Jump up to: а б Плюсс 2002 , с. 57.
- ^ Медь 2008 , с. 169.
- ^ Гилман 2014 , стр. 104–105.
- ^ Плюсс 2002 , стр. 58–59.
- ^ Уилсон 1986 , стр. 667–668.
- ^ Джейкобс и Липкинд 1905 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тигай 1994 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Чесарани 2002 , с. 185.
- ^ Смит 1995 , стр. 409, 411.
- ^ Форе 1997 , с. 125.
- ^ «Трагическая смерть г-на Э. Шеллима». Почта Китая . 8 декабря 1928 г. с. 1.
- ^ «Бывший член Совета». Гонконгский телеграф . 8 декабря 1928 г. с. 1.
- ^ Плюсс 2011 , с. 86.
- ^ Самра 2008 , стр. 357–358.
- ^ Jump up to: а б Макхью, Фионнуала (30 ноября 2003 г.). «Патриархи и перо» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Плюсс 2002 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 172.
- ^ Эмбер, Эмбер и Скоггард 2004 , стр. 162–163.
- ^ О'Рейли, Хабеггер и О'Рейли 1996 , стр. 237.
- ^ Jump up to: а б Макдугалл и Петтман 2000 , с. 23.
- ^ Яп 2010 , с. 78.
- ^ Яп 2010 , с. 79.
- ^ Green & Diestal 2008 , с. 1188.
- ^ Яп 2010 , с. 88.
- ^ «Наша история» . Синагога Охель Лия . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года.
- ^ Чесарани 2002 , с. 186.
- ^ Эбер 2012 , с. 76.
- ^ Арцениус, Линда. «Поиски Михаэля Блюменталя ответов возвращают его в Берлин» . Журнал Принстон . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Грин, Дэвид Б. (25 августа 2014 г.). «1993: Умер выживший во Второй мировой войне, построивший Гонконг» . Гаарец . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Лоуренс Кадури, 94 года, мертв; лидер роста Гонконга» . Нью-Йорк Таймс . 26 августа 1993 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Дэвис, Дерек (25 августа 1993 г.). «Некролог: Лорд Кадури» . Независимый . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Этот день в еврейской истории, 1993 год: умирает человек, переживший Вторую мировую войну, построивший Гонконг» . Гаарец . 25 августа 2014 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Некролог: Лорд Кадури» . Независимый . 25 августа 1993 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бланди, Рэйчел (11 июня 2016 г.). «Как мандариновое дерево навсегда изменило сельское хозяйство Гонконга» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Партнерство с народом: KAAA и послевоенный сельскохозяйственный Гонконг» . Гонконгский исторический музей . 2011 . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «О КФБГ» . Ферма Кадури и ботанический сад . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Левенталь 2006 , с. 518.
- ^ Тигай 1994 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б с «История UJC Гонконга» . Объединенная еврейская конгрегация Гонконга . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б «Игровая группа Кармель сбивает с толку критиков» . Стандарт . 21 апреля 1999 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хершлаг 1998 , стр. 375–385.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 178.
- ^ Лайонс, Эрика (август 2011 г.). «Синагога Охель Лия, Гонконг» . Музей еврейского народа . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гилман 2014 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б «Гонконг» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Наше сообщество» . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Долстен, Жозефин (29 августа 2019 г.). «Почему большинство евреев Гонконга не участвуют в протестах» . Таймс Израиля . Проверено 26 апреля 2022 г.
Гонконг, бывшая британская колония, которая сейчас контролируется Китаем и имеет ограниченную автономию, является домом для около 5000 евреев и ряда еврейских учреждений.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Иветт Альт (18 июня 2019 г.). «Гонконг и евреи: 6 фактов» . айш . Проверено 26 апреля 2022 г.
Сегодня более 5000 евреев называют Гонконг своим домом.
- ^ Тигай 1994 , стр. 209, 211.
- ^ Хаттер 2013 , с. 82.
- ^ «О Генеральном консульстве» . Генеральные консульства Израиля в Гонконге и Макао . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Розендар, Йессар (18 января 2022 г.). «Гонконгский миллиардер Майкл Кадури увеличит семейную долю в гостиничном операторе полуострова на 337 миллионов долларов» . Форбс . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Metrojet поддерживает Ассоциацию женщин в авиации» . Метроджет . 3 августа 2020 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Список директоров, их роли и функции» . СК Хатчисон Холдингс Лимитед . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Лорд Сассун» . Парламент Соединенного Королевства . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Юн, Юнис; Чандран, Нишка (21 марта 2017 г.). «Что касается Китая, думайте о долгосрочной перспективе: лорд Сассун» . CNBC . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Китайский король Фонга смотрит на запад» . МаркетВотч . 25 ноября 2010 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Майнер, Фэн (7 ноября 2015 г.). « Падение Лао Ланя сегодня вечером? Прошлое и настоящее Лан Квай Фонга» [Падение Лао Лана сегодня вечером? Прошлое и настоящее Лан Квай Фонг] ) (на китайском языке . 26 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Шорашимская школа» . Объединенная еврейская конгрегация Гонконга . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ «Убеждения и ценности» . Синагога Охель Лия . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «Шува Исраэль Гонконгская община» . Еврейская Таймс Азия . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года.
- ^ «О Хабаде Коулуна» . Хабад Гонконга . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с "Удобства" . Ассоциация школ Кармель . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Связаться с нами" . Ассоциация школ Кармель . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ "О" . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ «История и правление» . Гонконгский фестиваль еврейского кино . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Гилман 2014 , стр. 99, 111.
- ^ «Кошерная еда» . Синагога Охель Лия . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 180.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , стр. 180–181.
- ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 181.
- ^ Лес 2004 , с. 73.
Библиография
[ редактировать ]- Кэрролл, Джон Марк (2009). Грань империй: китайские элиты и британские колонисты в Гонконге . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-6740-2923-1 .
- Чесарани, Дэвид (2002). Портовые евреи: еврейские общины в космополитических морских торговых центрах, 1550–1950 гг . Рутледж . ISBN 978-0-7146-8286-0 .
- Эбер, Ирен (2012). Шанхай военного времени и еврейские беженцы из Центральной Европы: выживание, сосуществование и идентичность в многоэтническом городе . Берлин: Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-1102-6818-8 .
- Эмбер, Мелвин ; Эмбер, Кэрол Р .; Скоггард, Ян (2004). Энциклопедия диаспор: культуры иммигрантов и беженцев во всем мире . Springer Science & Business Media. ISBN 978-0-3064-8321-9 .
- Фор, Дэвид (1997). Общество. Документальная история Гонконга . Том. 1. Издательство Гонконгского университета . ISBN 978-9-6220-9393-5 .
- Финель-Хонигман, Ирен (2009). Культурная история финансов . Рутледж. ISBN 978-1-135-23851-3 .
- Гилман, Сандер (2014). Иудаизм, христианство и ислам: сотрудничество и конфликты в эпоху диаспоры . Издательство Гонконгского университета . ISBN 978-9-8882-0827-2 .
- Гольдштейн, Джонатан (1998). Евреи Китая . Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп . ISBN 978-0-7656-3631-7 .
- Гольдштейн, Джонатан; Шварц, Бенджамин И. (2015). Евреи Китая: исторические и сравнительные перспективы . Рутледж . ISBN 978-1-3174-5605-6 .
- Грин, Джуди; Дьестал, Джуди (2008). «Евреи в Гонконге». В Эрлихе, Марк Аврум (ред.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-Клио . стр. 1186–1193. ISBN 978-1-8510-9873-6 .
- Хершлаг, Мириам (1998). «Гонконг» . Американский еврейский ежегодник . 98 . Американский еврейский комитет : 375–385. ISBN 978-0-8749-5113-4 . Проверено 26 апреля 2022 г.
- Хаттер, Манфред (2013). Между Мумбаи и Манилой: иудаизм в Азии с момента основания государства Израиль . Ванденхук и Рупрехт . ISBN 978-3-8471-0158-1 .
- Ivanov, P. M. (1990). Гонконг. История и современность [ Hong Kong. History and Modernity ] (in Russian). Moscow: Nauka . ISBN 978-5-0201-6958-6 .
- Джейкобс, Джозеф ; Липкинд, Гудман (1905). «НЕЙТАН, СЭР МЭТЬЮ» . Еврейская энциклопедия . Том. 9. Фанк и Вагналлс . Проверено 10 мая 2022 г.
- Джейкобс, Джозеф ; Липкинд, Гудман ; Хайамс, Дж. (1906). «САССОН» . Еврейская энциклопедия . Том. 11. Фанк и Вагналлс . Проверено 10 мая 2022 г.
- Купфер, Питер (2008). Ютай – присутствие и восприятие евреев и иудаизма в Китае . Берн, Швейцария: Питер Ланг . ISBN 978-3-6315-7533-8 .
- Левенталь, Рудольф (2006). "ГОНКОНГ". Энциклопедия иудаики . Том. 9 (2-е изд.). Издательство Макмиллан. ISBN 978-0-0286-5937-4 .
- Макдугалл, Катрина; Петтман, Брюс Роберт (2000). Синагога Охель Лия, Гонконг: ее история и сохранение . Еврейское историческое общество Гонконга. ISBN 978-9-6285-3392-3 .
- О'Рейли, Джеймс; Хабеггер, Ларри; О'Рейли, Шон (1996). Гонконг: включая Макао и Южный Китай . Рассказы путешественников. ISBN 978-1-8852-1103-3 .
- Плюсс, Кэролайн (1 декабря 2002 г.). «Ассимиляция против идиосинкразии: стратегические конструкции сефардской идентичности в Гонконге» . Еврейская культура и история . 5 (2): 48–69. дои : 10.1080/1462169X.2002.10511973 . ISSN 1462-169Х . S2CID 142983538 .
- Плюсс, Кэролайн (январь 2011 г.). «Евреи Багдади в Гонконге: преобразование культурного, социального и экономического капитала между тремя трансрегиональными сетями» . Глобальные сети . 11 (1): 82–96. дои : 10.1111/j.1471-0374.2011.00308.x . Проверено 27 апреля 2022 г.
- Рубинштейн, Уильям Д .; Джоллес, Майкл; Рубинштейн, Хилари Л. (2011). Словарь Пэлгрейва англо-еврейской истории . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-4039-3910-4 .
- Самра, Майер (2008). «Модели миграции иракских евреев». В Эрлихе, Марк Аврум (ред.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-Клио . стр. 354–360. ISBN 978-1-8510-9873-6 .
- Смит, Карл Т. (1995). Чувство истории: исследования социальной и городской истории Гонконга . Гонконгская образовательная издательская компания. ISBN 978-9-6229-0313-5 .
- Тигай, Алан М. (1994). Еврейский путешественник: Путеводитель журнала «Хадасса» по еврейским общинам и достопримечательностям мира . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5682-1078-0 .
- Цанг, Стив (2007). Современная история Гонконга . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-419-0 .
- Вальд, Саломон (2004). Китай и еврейский народ: старые цивилизации в новую эпоху: стратегический документ . Издательство «Гефен» . п. 73. ИСБН 978-9-6522-9347-3 .
- Уилсон, Пол Д. (1986). «Натан, сэр Мэтью (1862–1939)» . Австралийский биографический словарь . 10 . Проверено 20 января 2022 г.
- Яп, Фелиция (2010). «Секс и стереотипы: евразийцы, евреи и расовая и религиозная политика в Британской Азии во время Второй мировой войны» . Социолог . 38 (3/4): 74–93. ISSN 0970-0293 . JSTOR 27866701 . Проверено 26 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Часин, Стефани (2008). Граждане империи: евреи на службе Британской империи, 1906–1940 гг . Издательство Калифорнийского университета .
- Плюсс, Кэролайн (1999). Социальная история евреев Гонконга: справочник . Еврейское историческое общество Гонконга. ISBN 978-9-6285-3391-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Еврейская община Гонконга – Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот» . Музей еврейского народа . Проверено 26 апреля 2022 г.
- «Веб-сайт Гонконгского центра Холокоста и толерантности » . Гонконгский центр Холокоста и толерантности . Проверено 26 апреля 2022 г.
- «Еврейские иммигранты» . Проект наследия Гонконга . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
- «Главная страница» . Синагога Кехилат Цион . Проверено 26 апреля 2022 г.
- «Главная страница» . Синагога Охель Лия . Проверено 26 апреля 2022 г.