Jump to content

Евреи в Гонконге

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Евреи в Гонконге
יהדות הונג קונגГонконгский иудаизм
Общая численность населения
около 5000
Языки
Иврит , английский, кантонский диалект , мандаринский диалект
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Другие еврейские группы
( Мизрахи , Ашкенази , Сефарды и др.)

Евреи были одними из первых поселенцев после того, как Гонконг стал британской колонией в 1841 году. Первые евреи прибыли в Гонконг из разных частей Британской империи в качестве торговцев и колониальных чиновников. Среди первой волны особенно выделялись евреи Багдади , в том числе представители влиятельных семей Сассуна и Кадури . Строительство синагоги Оэль Лия в 1901 году ознаменовало начало полноценной религиозной жизни местных евреев города.

Еврейская община Гонконга может свободно исповедовать большинство своих культурных и религиозных традиций, включая проведение субботних трапез и празднование главных еврейских праздников . В настоящее время в городе есть четыре действующие синагоги, три школы и еврейское кладбище.

Евреи никогда не составляли крупную общину в Гонконге, до Второй мировой войны их насчитывалось всего несколько сотен. Тем не менее, многие влиятельные евреи оставили свой след в городе. Среди них: Мэтью Натан , первый и единственный еврейский губернатор Гонконга, открывший железнодорожное сообщение Гуанчжоу-Коулун ; члены семьи Кадури, основавшие China Light and Power Company и отели Гонконга и Шанхая ; и члены семьи Сассун, благотворители еврейского кладбища и синагоги Охель Лия.

Поскольку он расположен в крупном коммерческом центре, большая часть еврейской общины Гонконга состоит из непостоянных жителей — в основном экспатриантов из стран с гораздо более крупными еврейскими общинами, таких как Израиль , США, Франция и другие страны. По состоянию на 2019 год В Гонконге проживает около 5000 евреев, принадлежащих к различным конфессиям иудаизма .

обратитесь к подписи
Могила Горация Кадури на еврейском кладбище в Хэппи-Вэлли

Евреи были одними из первых поселенцев в Гонконге после того, как он стал британской колонией в 1841 году. [1] С 1842 года евреи-багдади из Индии, Ближнего Востока, южного Китая, а также небольшое количество сефардов и ашкенази из Великобритании, Европы, Индии и других мест начали иммигрировать в Гонконг. [2] Первым поселенцем стал багдадский купец Элиас Дэвид Сассун (1820–1880), сын влиятельного мумбайского бизнесмена Дэвида Сассуна (1792–1864), открывшего в 1844 году контору в Кантоне ( Гуанчжоу ). [3] Это свидетельствовало об интересе торгового дома David Sassoon, Sons & Co. к китайскому рынку. [4] Дэвид Сассун, Sons & Co. открыл филиал в Гонконге в 1857 году после переноса своей деятельности из Кантона в Гонконг. [5] и ED Sassoon & Co. открыли свой собственный филиал в 1867 году. Открытие двух предприятий, принадлежащих Sassoon, в Гонконге привело к увеличению миграции багдадцев в Гонконг. [6] [2] Постоянная еврейская община образовалась в Гонконге в 1850-х годах. Социальная жизнь общины вращалась вокруг домов богатых багдадских семей Сассуна и Кадури , еще одной семьи багдадских евреев, интересы которой простирались далеко за пределы колонии. Эти семьи нанимали в свои торговые фирмы в основном еврейских сотрудников, что способствовало притоку новых евреев Багдади и Мумбаи в Гонконг. [7] [8] [9]

В 1855 году еврейское кладбище было основано в районе Хэппи-Вэлли после того, как один из сыновей Дэвида Сассуна, Рубен Сассун, попросил у правительства Гонконга аренду на 999 лет. [2] [10] Первая синагога была открыта Сассунами в 1870 году в одном из доходных домов на Голливуд-роуд , но в 1882 году её заменила новая синагога. В 1884 году внук Дэвида Сассуна Мейер Элиас Сассун вместе с братом последнего Эдвардом Элиасом Сассуном и их дядей Фредериком Дэвидом Сассуном взяли на себя роль попечителей. Синагога была названа Охель Лия в честь Лии Элиаса Сассуна, матери Эдварда и Мейеров. [2] В 1880-х годах в Гонконге поселилась волна евреев-ашкенази, бежавших от погромов в России и антисемитизма в Восточной Европе. Уже зарекомендовавшие себя багдадские торговцы помогли ашкенази открыть малый бизнес в Гонконге, узнав об их борьбе из еврейских публикаций. [11] [12] Богатые сефарды дистанцировались от преимущественно бедных ашкенази. [13] [14] Обе общины не молились вместе и хоронили умерших в разных частях кладбища. Ашкенази были вынуждены селиться в бедных кварталах и пансионах , работать в барах и клубах с сомнительной репутацией, а некоторые женщины занимались проституцией. [13] [14] [5]

Поскольку записи еврейской общины были уничтожены во время Второй мировой войны , информация об исторической численности евреев Гонконга неполна. По данным неопознанной еврейской энциклопедии, в 1872 году в городе проживало 24 сефарда и 17 ашкенази. В 1876 году было 36 сефардов и десять ашкенази. К 1881 году их число возросло до 49 сефардов и 22 ашкенази. [5] В 1882 году в Гонконге проживало около 60 евреев-сефардов. [15] К 1897 году еврейская община состояла из 52 мужчин, 25 женщин, 26 девочек и 14 мальчиков. [5]

Во второй половине XIX века Элиас Дэвид Сассун был самой влиятельной фигурой в еврейской общине Гонконга. Он руководил деятельностью торгового дома «Дэвид Сассун и Ко» в Китае и Японии, контролировал поставки индийского опиума, а также грузоперевозки компании между Мумбаи, Калькуттой , Гонконгом, Кантоном, Шанхаем , Нагасаки и Иокогамой . [16] На пожертвования Сассуна в Гонконге были построены синагога и Дом моряков — одно из первых благотворительных учреждений. В 1865 году Сассоны поддержали образование Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации , а в начале 1870-х годов Дэвид Сассун и компания заняли первое место по поставкам опиума из Гонконга в Китай, обогнав своего главного конкурента — Джардин Мэтисон и Ко. [17] [8] В октябре 1879 года компанию постигла катастрофа — ее угольные склады в порту Гонконга сгорели, а в марте 1880 года в Коломбо умер Элиас Сассун . [18]

Другим видным членом семьи Сассун в Гонконге был Фредерик Дэвид Сассун (1853–1917). Первоначально он помогал старшему брату Элиасу Сассуну, а после его смерти возглавил семейный бизнес в Гонконге и курировал дела по всему Дальнему Востоку . Кроме того, в 1878–1879 и 1885–1886 годах он был председателем совета директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. С 1884 по 1887 год он был членом Законодательного совета Гонконга в качестве представителя мирового судьи . [19] [20] [21] После переезда в Великобританию он был председателем правления компании David Sassoon & Co. в Лондоне и директором Imperial Bank of Persia . [20] Помимо Фредерика, его старший брат Артур (Авраам) Дэвид Сассун (1840–1912) также входил в совет директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. [22] [14]

Среди богатых членов еврейской общины Гонконга был и голландский еврей Чарльз Анри Босман (1839–1892). Он был главой торгового дома «Босман и Ко», совладельцем гостиницы «Гонконг» , а также директором дока Гонконга и Вампоа , основанного в 1863 году шотландским бизнесменом Томасом Сазерлендом . [23] К 1869 году Чарльз Босман был голландским консулом в Гонконге и руководил собственной морской страховой компанией, одним из важных клиентов которой была Jardine Matheson & Co. Позже Чарльз Босман переехал в Великобританию и получил британское гражданство либо в 1888, либо в 1889 году. Он умер в Лондоне в 1892 году. [24] К концу 19 века одним из богатейших людей Гонконга стал сын Чарльза Босмана Роберт Хотун Босман . [25] который благодаря своему богатству и влиянию смог составить конкуренцию владельцам ведущих британских торговых домов в колонии. [26]

Наряду с Сассунами и Босманами Эмануэль Рафаэль Белилиос среди евреев Гонконга выделялся также (1837–1905). Приехав в Гонконг в 1862 году, он стал биржевым брокером в колонии. Он быстро разбогател после открытия своей фирмы ER Belilios, которая торговала опиумом между Индией и Китаем. К 1880-м годам он стал крупным землевладельцем. [27] Он возглавлял Гонконгскую гостиничную компанию, а также был председателем совета директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации и членом Законодательного совета Гонконга. [28] [29] Его растущий престиж среди еврейской общины и его цель стать новым главой еврейской общины, заменив Сассонов, которые в то время считались лидерами сефардской общины Гонконга, привели к спору с Сассунами. [27] Спор начался с того, что Белилиос захотел построить в городе новую синагогу. Затем он купил участок земли на Кеннеди-роуд . Другие члены сефардской общины пытались выкупить землю, но Белилиос отказался ее отдать. В 1897 году Дэвид Аарон Габбей (друг семьи Сассуна), Авраам Джейкоб Рэймонд (менеджер ED Sassoon & Co.) и Авраам Джейкоб Дэвид (партнер ED Sassoon & Co.) подали на Белилиоса в суд, утверждая, что Белилиос купил землю. от имени еврейской общины и поэтому был обязан вернуть его. 12 февраля 1898 года Белилиос выиграл дело, и суд установил, что Белилиос покупал землю не от имени еврейской общины. Однако евреи Гонконга по-прежнему были против плана Белилиоса, и стало ясно, что община лояльна Сассунам. Вскоре после этого Белилиос стал проводить больше времени в Лондоне, возможно, из-за провала своего плана. [30]

Первая половина 20 века

[ редактировать ]
Натан-роуд в Гонконге
Иорданский участок Натан-роуд, названный в честь еврейского губернатора Гонконга Мэтью Натана.

К началу 20 века в Гонконге официально проживало 165 евреев. [13] Расцвет еврейской общины Гонконга пришелся на период правления губернатора Мэтью Натана (1904–1907) — единственного еврейского губернатора колонии . [31] [32] Под его руководством было расширено еврейское кладбище и началось строительство железной дороги между Коулуном и Кантоном. главную улицу Коулуна назвали Натан-роуд В его честь . С начала 1920-х до середины 1930-х годов наблюдался отток еврейских бизнесменов в быстро развивающийся Шанхай, а численность еврейской общины упала ниже 100 человек. Как и прежде, преобладали сефарды, но из-за притока беженцев из Восточной Европы баланс стал меняться в пользу ашкенази. [33] [34]

В первой половине 20 века братья Джейкоб Элиас Сассун и Эдвард Элиас Сассун (1853–1924) вместе со своим родственником Эдвардом Шеллимом (1869–1928) были наиболее влиятельными фигурами в еврейской общине Гонконга. Шеллим, который был племянником Элиаса Дэвида Сассуна, начал работать менеджером в гонконгском филиале компании David Sassoon & Co., а позже стал председателем Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации с 1912 по 1913 год, а также директор компаний Hong Kong Tramways , Hongkong Land и Hong Kong and Kowloon Wharf and Godown Company . Он также был членом консультативных комитетов Китайской сахарной промышленности, Гонконгского общества пожарного страхования и Кантонского страхового общества . Помимо своей коммерческой деятельности, Шеллим также занимался общественными делами в качестве мирового судьи, члена Законодательного совета Гонконга с 1913 по 1918 год, а также члена комитетов Генеральной палаты Гонконга. коммерции , Дома моряков, глава финансового комитета Больница Алисы Хо Миу Линг Нетерсол , а также совет синагоги Охель Лия и Совет университета Гонконга . [35] [36] Шеллим умер 8 декабря 1928 года. [37] [38]

Семья Кадури успешно конкурировала с Сассунами. В начале двадцатого века член семьи Кадури Элеазер Сайлас (1867–1944) становился новым лидером еврейской общины Гонконга, поскольку внимание Сассонов сместилось на Шанхай и Великобританию. [13] Он изменил свое имя на Элиазер Сайлас Келли, а затем на сэра Элли в Гонконге, чтобы успокоить британскую элиту. [39] На пике своего могущества он вместе со своим братом Эллисом (1865–1922) контролировал акции China Light and Power Company, Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации, Star Ferry , текстильных фабрик и каучуковых плантаций, [40] и владел обширной недвижимостью и гостиничной компанией Гонконга (сегодня известной как Отели Гонконга и Шанхая ). В 1928 году Элли Кадури открыла самый престижный отель в колонии недалеко от вокзала Коулун — шестиэтажный отель «Пенинсула» . [41] [34] В 1905 году он основал общественный клуб возле синагоги Охель Лия. Клуб позволил сефардам и ашкеназам встретиться в более инклюзивном пространстве. [42]

С 1937 года еврейские беженцы (в основном богатые евреи с британскими или американскими паспортами) из Шанхая, Тяньцзиня и Харбина бежали от тягот японской оккупации и начали стекаться в Гонконг вместе с некоторыми евреями из Европы, бежавшими от нацизма . [43] Состав новичков был весьма разнообразен; среди этой волны беженцев были багдадские, русские , немецкие , австрийские , польские и чешские евреи . Для их размещения было создано Гонконгское общество еврейских беженцев. [44] [33] [45]

Японская оккупация

[ редактировать ]

До нападения Японии на Перл-Харбор все еще существовали некоторые контакты между Шанхайским гетто и Гонконгом . Но после нападения богатые багдадские евреи Шанхая, многие из которых имели британское гражданство, были интернированы . [46] [33] В июне 1940 года британские власти внезапно объявили об эвакуации женщин и детей с острова в Австралию из-за угрозы японского вторжения. Эвакуация быстро превратилась в весьма спорный вопрос и стала пронизана расовой дискриминацией. Когда женщины Гонконга захотели уехать, они узнали, что только людям с «чистым» британским происхождением, как того требовало австралийское правительство, разрешено уехать. Тем не менее некоторым неевропейским женщинам удалось подняться на борт эвакуационных кораблей. Однако их снова разлучили на остановке в Маниле и отправили обратно в Гонконг. [47] По словам еврейских очевидцев того времени: «Корабли уходили полупустыми, а правительство хранило молчание». [48]

7 декабря 1941 года японская армия вторглась в Гонконг, и 25 декабря город сдался. [49] Граждане союзников, в том числе многие члены еврейской общины, были отправлены в лагеря для гражданских военнопленных в Стэнли (где, например, Морриса Абрахама Коэна и Элли Кадури ), содержались семьи [46] [33] а те, кто сражался вместе с военными при защите Гонконга, были заключены в военный лагерь в Шам Шуй По . Внутри лагерей некоторым богатым евреям удавалось получить определенные лагерные привилегии. Например, одна богатая еврейская семья в Стэнли имела одну из лучших комнат в лагере и позже сумела репатриироваться в Шанхай. Лагеря также были полны негативных еврейских стереотипов. Евреев часто ассоциировали с нечестной прибылью и черным рынком. [50]

Во время японской оккупации синагога Охель Лиа использовалась как склад, а Еврейский клуб был разграблен. [51] После войны некоторые местные евреи, которым удалось бежать из Гонконга, вернулись; в 1949 году был восстановлен ранее разрушенный Еврейский клуб. [33] Очередная волна еврейских беженцев последовала из Европы через порты Мумбаи, Сингапура и Гонконга в Шанхай, где после японской оккупации визы для европейцев все еще не требовались. [52] [53] — в отличие от еврейских беженцев, которым британские колониальные власти не разрешили высадиться в своих портах. [54]

Вторая половина 20 века

[ редактировать ]
Ферма Кадури и ботанический сад
Ферма Кадури и ботанический сад

Во второй половине XX века наиболее видными представителями еврейской общины Гонконга были Лоуренс Кадури (1899–1993) и Гораций Кадури (1902–1995) — сыновья Элли Кадури, партнеров по семейному бизнесу и богатых людей. -известные филантропы. После войны они возродили China Light and Power Company и The Peninsula Hotel и основали отели Гонконга и Шанхая. Кроме того, братья стали акционерами текстильных предприятий, компании Star Ferry и канатной дороги Peak Tram, ведущей на пик Виктория . Лоуренс также входил в совет директоров Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации. [55] [56] [57]

Лоуренс Кадури был членом Законодательного и Исполнительного советов Гонконга в 1950-х годах. В 1962 году Лоуренс и Гораций Кадури получили премию Рамона Магсайсая (азиатский аналог Нобелевской премии). Лоуренс Кадури получил Высший Орден Британской Империи в 1970 году, стал рыцарем-холостяком в 1974 году, стал бароном за свою благотворительную деятельность в 1981 году, стал пожизненным пэром и был первым человеком, родившимся в Гонконге, ставшим его членом. Великобритании Палаты лордов . [58] [59]

В 1951 году Лоуренс и Гораций Кадури основали Ассоциацию помощи сельскому хозяйству Кадури, чтобы предоставлять обучение и кредиты местным фермерам. Ассоциация стала успешной бизнес-моделью и возродила Новые Территории . [60] Пять лет спустя они основали экспериментальную ферму и ботанический сад , который со временем превратился в один из 20 лучших ботанических садов мира. [60] [61] [62]

В 1954 году в Гонконге проживало 250 евреев (половина сефардов, половина ашкенази). Их число упало до 230 в 1959 году и далее до 200 в 1968 году (130 ашкенази и 70 сефардов). В 1974 году, согласно объединенным спискам синагоги Охель Лия и Еврейского клуба, в Гонконге проживало около 450 местных евреев. [63]

Пять свитков Торы , принадлежащих древней еврейской общине Кайфэн, были обнаружены на так называемом «Воровском рынке» на Кэт-стрит ( Ласкар-Роу квартал в районе Шеунг-Ван ) в 1974 году. Сегодня эти свитки хранятся в синагоге Охель Лия. . [64] В 1984 году на базе Еврейского клуба было основано Еврейское историческое общество Гонконга для изучения истории евреев в Китае. Год спустя был официально назначен генеральный консул Израиля в Гонконге и Макао (официально дипломатические отношения с Китаем Израиль установил в 1992 году). [15]

В конце 1980-х годов американский раввин Сэмюэл Джозеф прибыл в Гонконг и стал первым главой Объединенной еврейской конгрегации Гонконга. В то время община еще не имела собственного помещения, и встречи проводились в Американском клубе или Китайском флотском клубе британского гарнизона. [65] В 1989 году среди членов «Охеля Лии» и Еврейского клуба 39% были американцами, 27% — британцами (включая жителей колонии) и 17% — израильтянами. [33] [66] В 1991 году была основана Еврейская дневная школа Кармель, расположенная в восточном крыле бывшего британского военного госпиталя на Среднем уровне . [67] В первой половине 1990-х годов в Гонконге проживало 1,5 тысячи евреев, из них около 1000 участвовали в жизни общины. [33] По данным Музея еврейского народа , накануне передачи Гонконга Китайской Народной Республике (1997 г.) в колонии проживало около 2500 евреев, две трети из которых составляли американцы и израильтяне; [15] в то время как, согласно Американскому еврейскому ежегоднику , в 1997 году в Гонконге проживало от 3000 до 6000 евреев. [68] Состав еврейской общины также изменился: от преимущественно багдадского и западноевропейского еврейского населения к преимущественно американскому, британскому и израильскому. [69] Согласно опросу сообщества Гонконга 1989 года, только три процента евреев Гонконга использовали кантонский диалект в качестве основного или родного языка (в основном китаянки, принявшие иудаизм для вступления в брак), в то время как только семь процентов изучали кантонский диалект в качестве второго языка. . Девять процентов респондентов опроса говорили на мандаринском языке как на втором языке. [70]

Отель «Пенинсула» в Гонконге
Отель Peninsula — самый известный актив семьи Кадури.

В 1995 году рядом с синагогой Оэль Лия был построен большой еврейский общинный центр, заменивший старый еврейский клуб. В этот центр переехала Объединенная еврейская конгрегация Гонконга, после чего в актовом зале центра стали проводиться религиозные церемонии, а раввин общины поселился в соседнем жилом комплексе. [65] С 1996 по октябрь 1998 года синагога Охель Лия подверглась капитальному ремонту из-за значительного износа за почти столетие. Реставрационный проект получил награду за выдающийся проект на церемонии вручения наград ЮНЕСКО за наследие Азиатско-Тихоокеанского региона 2000 года . [71]

Еврейское население Гонконга
Год Население
1872 [5]
41
1876 [5]
46
1881 [5]
71
1882 [15]
~60
1897 [5]
117
~1900 [13]
165
1954 [63]
250
1959 [63]
230
1968 [63]
200
1974 [63]
~450
~1995 [15] [68]
~3,000–4,000
1997 [15] [68]
~2,500–6,000
2004 [63]
~3,000
2010 [72]
~5,000
2015 [73] [74]
~2,500/~5,000
2019 [75] [76]
~5,000

В 2010 году в Гонконге проживало около 5000 евреев. [72] объединены в семь конгрегаций: реформистскую Объединенную еврейскую конгрегацию; Хасидский Хабад с филиалами в Гонконге, Коулуне и Лантау; и сефардские православные общины Кехилат Цион (Коулун) и Шува Исраэль (Гонконг). [15] Большая часть евреев сосредоточена на острове Гонконг , где расположены основные объекты еврейской общественной жизни — преимущественно в Среднем, Центральном и Адмиралтейском округах. Однако есть также еврейские жители на Новых территориях и Коулуне, в основном в районах Цим Ша Цуй и Восточный Цим Ша Цуй. Преобладают иммигранты из США и Канады, хотя есть также иммигранты из Западной Европы (Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии), Израиля, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. В число иностранцев, работающих в Гонконге, входят бизнесмены, менеджеры, квалифицированные специалисты, журналисты, преподаватели и профессора. [65] Большинство евреев говорят на иврите или английском языке, и очень небольшое количество из них говорит на кантонском или китайском диалекте. [70] По данным Всемирного еврейского конгресса , в 2015 году в Гонконге проживало около 2500 евреев; в то время как, по данным Еврейского исторического общества Гонконга, их число приближалось к 5000. [74] По состоянию на 2019 год в Гонконге проживает около 5000 евреев. [75] [76]

Самый важный кластер, где собираются евреи Гонконга, расположен на Робинсон-роуд на средних уровнях. Здесь расположен построенный в 1995 году Еврейский общинный центр, который включает в себя библиотеку, китайско-еврейский архив, учебный центр, многофункциональный зрительный зал, крытый бассейн, тренажерный зал, кошерный мясной и молочный ресторан, кафе и кошерный продуктовый магазин. [68] в Гонконге Рядом с центром находится историческая синагога Охель Лия с единственной миквой . [77] [78] Генеральное консульство Израиля расположено во второй башне офисного комплекса Адмиралтейского центра на Харкорт-роуд в Адмиралтейском районе. [79]

Среди современных значимых членов еврейской общины Гонконга:

Религиозная жизнь

[ редактировать ]

Евреи Гонконга свободно практикуют свои религиозные праздники, в том числе проводят субботние трапезы, празднуют главные еврейские праздники (Йом Кипур, Рош ха-Шана, Ханука, Шавуот, Песах и другие), развивают религиозные образовательные программы. [70] В Гонконге есть четыре действующие синагоги (в трех из которых есть штатные раввины), еврейская школа (школа Кармель для маленьких детей), две воскресные школы (школа Иезекииля Авраама для подростков и школа Шорашим для детей) и еврейское кладбище. в районе Хэппи-Вэлли. [73] [87] Главная синагога — Оэль Лия, построенная в 1901–1902 годах. Хотя формально она соответствует современному ортодоксальному иудаизму , синагогу посещают приверженцы Хабад-Любавичского хасидизма, реформистского иудаизма и консервативного иудаизма . [88] [15]

В Еврейском общинном центре находится Объединенная еврейская конгрегация Гонконга, которая обслуживает около 500 человек, принадлежащих к неортодоксальным течениям иудаизма (реформисты, либералы и консерваторы). С момента своего основания в 1988 году община была тесно связана со базирующимся в Иерусалиме Всемирным союзом прогрессивного иудаизма и Австралийским союзом прогрессивного иудаизма . [68]

Сефардская община Шува Исраэль расположена в Доме Фортуны в Центральном округе. Он обеспечивает рестораны и офисы кошерной едой , проводит богослужения, обучает взрослых и детей, а также оказывает другие услуги жителям и туристам. Синагога, учебный зал, библиотека, ресторан и кошерный продуктовый магазин занимают два этажа здания общины. Кроме того, десять семей общины имеют собственный детский сад и хедер в районе Пок Фу Лам . [89] [68]

В здании Hoover Court на Макдоннелл-роуд на средних уровнях находится офис Хабада в Гонконге, а на Чатем-роуд в Цим Ша Цуй находится офис Хабада в Коулуне. [90] открыт в 2005 году в здании Восточного центра. Хабад-Любавичские хасиды — активная, но изолированная еврейская община в Гонконге. Прибыв в Гонконг в 1985 году, город стал штаб-квартирой Хабад-Любавич в Азии. [68]

В деловом комплексе Wing On Plaza в районе Цим Ша Цуй Восток расположен офис сефардской общины Кехилат Цион, объединяющей более 900 человек. Общинная синагога, основанная в 1995 году сирийским бизнесменом и Иерусалимским сефардским центром, обслуживает верующих по всему Коулуну. Духовный лидер Кехилат Цион также является главным раввином всей сефардской общины Гонконга. Община управляет библиотекой и кошерным рестораном, проводит лекции и семинары, предоставляет кошерное питание и бронирует номера в гостиницах для желающих. [68]

Еврейское кладбище

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Часовня на еврейском кладбище

Еврейское кладбище Гонконга расположено в районе Хэппи-Вэлли. Оно было основано в 1855 году благодаря пожертвованиям бизнесмена Дэвида Сассуна (формально разрешения на кладбище британские власти подписали только в 1858 году). [43] Кладбище со всех сторон окружено высотными жилыми домами; Доступ к нему осуществляется по узкому проходу между буддийским храмом и примыкающей к нему школой. Это одно из немногих еврейских кладбищ на Дальнем Востоке, сохранившихся на своем первоначальном месте. [10] [15]

Кладбище ориентировано с востока на запад, большая часть могил расположена у западного входа. Самая старая могила датирована 1857 годом. В погребальных списках указано, что большинство умерших в первые годы существования кладбища составляли мужчины, поскольку в то время путешественникам не было принято селиться в Гонконге с семьями. На шестнадцати самых старых могилах нет имен похороненных, только идентификационные номера. [10] [15] [13]

Сефардские могилы конца XIX века сгруппированы в восточной части кладбища, а могилы ашкенази - в западной, за часовней. Сама часовня и другие небольшие постройки появились в начале 20 века, во времена правления еврейского наместника Матфея Натана. В 1904 году был заключен договор аренды на 75 лет прилегающего к кладбищу участка земли, а в 1979 году он был продлен еще на 75 лет. [10] [15]

На кладбище преобладают простые могилы, хотя первые надгробия были выполнены в виде массивных гранитных саркофагов . Сефардская семья Белилиос построила над своими могилами белые мраморные навесы в ионическом стиле . Семьи Кадури и Губбаи, могилы которых расположены вместе, предпочитали надгробия с узкими полированными гранитными саркофагами, закрытыми выступающими крышками. Часто надгробия украшают различными элементами – цветами, листвой, завитками или гирляндами. На одной могиле есть единственная сломанная колонна, что указывает на безвременную кончину, а на другой на могиле есть фотография, что было русской традицией. Надписи короткие: только дата смерти, иногда дата рождения, очень редко место смерти. Большинство надписей сделано на иврите и английском языке; надписи на арабском, русском или голландском языках встречаются реже. [10] [15]

Образование

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Школа Кармель в районе среднего уровня

Еврейское школьное образование исторически не было очень сильным в Гонконге. В отчете 1914 года говорилось, что в то время в Гонконге не было религиозных школ. В другом отчете 1936 года говорилось, что небольшая школа открылась «некоторое время назад», но была закрыта из-за «отсутствия заинтересованности родителей в отправке своих детей изучать иврит». [70] В 1969 году школа Иезекииля Авраама была основана как воскресная школа, управляемая волонтерами. [68] Попыток открыть еврейскую дневную школу в Гонконге также не предпринималось из-за небольшого количества еврейских детей. Однако в начале 1990-х годов школа Кармель стала первой еврейской дневной школой в Гонконге, в которой обучались тридцать детей. Через несколько лет после открытия в школу поступило более пятидесяти заявок на прием в дошкольные учреждения. [91]

По состоянию на 2022 год Ассоциация школ Кармель имеет три кампуса: Центр раннего обучения Холли Рофе, начальную школу Кармель и среднюю школу Эльзы в Шау Кей Ван, в которой также учатся учащиеся нееврейского происхождения. Средняя школа Эльзы включает в себя научные лаборатории, библиотеку, классы музыки, искусства и дизайна, аудиторию на 500 мест, конференц-залы и фитнес-залы, а также всепогодное поле с искусственным покрытием. [92] Еврейский общественный центр, расположенный в районе средних уровней на Робинсон-роуд, управляет Центром раннего обучения Холли Рофе. В отеле есть крытый бассейн, тренажерный зал и игровые площадки. [93] [92] Начальная и дошкольная школа Кармель расположена на средних уровнях на Борретт-роуд. [93] на месте бывшего британского военного госпиталя, открывшегося в 1907 году. В 1967 году госпиталь был перенесен в Коулун, а пустующие здания военные передали колониальному правительству. [67] В начале 1990-х годов восточное крыло бывшей больницы было занято школой Кармель, которая давала религиозное и светское образование в соответствии с принципами современного ортодоксального иудаизма. [91] В школе есть библиотека, классы музыки и искусства, классы информатики и программирования, классы специального образования , крытый тренажерный зал, игровые и спортивные площадки, а также сквер. [92] [68]

В 1999 году Объединенная еврейская конгрегация Гонконга открыла собственную религиозную школу Шорашим. [87] местное отделение Федерации мальчиков и девочек-скаутов Израиля . В 2010 году в Гонконге открылось [15]

Культура и спорт

[ редактировать ]

Еврейский общинный центр является домом для Еврейского исторического общества Гонконга, основанного в 1984 году Денисом и Мэри Левенталь и Анитой Буксбаум при участии профессора С. Дж. Чана, изучавшего евреев Кайфэна. Общество ищет, исследует и сохраняет исторические материалы о евреях и иудаизме в Гонконге и Китае, проводит выставки, лекции и семинары, издает книги и сборники документов. Библиотека Еврейского исторического общества считается одной из лучших в Азии по теме китайских евреев . Кроме того, общество хранит множество уникальных фотографий и документов, а также аудиозаписей интервью с членами еврейской общины. Общество также проводит групповые туры по историческим еврейским местам региона. [94] [68]

В 1999 году канадец Говард Элиас основал ежегодный Гонконгский фестиваль еврейского кино, на котором представлены фильмы и документальные фильмы со всего мира, посвященные различной еврейской тематике. [95] [96] Ассоциация еврейских женщин Гонконга, основанная в 1940-х годах для помощи еврейским беженцам из Шанхая, продолжает играть важную роль в обществе. Ежегодно он реализует множество культурных, социальных и образовательных программ, а также собирает пожертвования для благотворительных организаций Израиля и для местной еврейской общины. [15]

Консульство Израиля в Гонконге курирует Фестиваль израильского кино, который проводится раз в три года, а также работу детских и взрослых футбольных команд спортивной ассоциации «Маккаби» . Еврейская община Гонконга собирает средства на различные программы израильской организации «Керен ха-Йесод» Израиля , ежегодно широко отмечает День независимости и Йом ха-Зикарон , а также проводит мероприятия в поддержку некоммерческих организаций « Еврейский национальный фонд» и « Обращение Израиля» . [15]

Кошерные рестораны Гонконга включают мясной ресторан Sabra и молочный ресторан Waterside, расположенный в еврейском общественном центре, ресторан Mul Hayam, которым управляет Kehilat Zion в Цзюлуне, и Shalom Grill, которым управляет Шува Исраэль в центральном районе. Почти все еврейские общины Гонконга оказывают услуги по доставке кошерной еды на дом и в гостиницы, организуют банкеты и выездные приемы. [15] [97]

Антисемитизм

[ редактировать ]

Распространен тезис об отсутствии антисемитизма в Гонконге. [91] Ни в одном отчете, опубликованном до Второй мировой войны, не упоминалось о существовании антисемитизма в отношении евреев Гонконга. [91] В ранний колониальный период богатых еврейских купцов из Британии традиционно называли «белыми европейцами», отождествляя их с привилегированным классом британской колонии. Однако известны случаи, когда даже богатым торговцам из числа багдадских евреев было отказано в членстве в элитном Гонконгском клубе (основан в 1846 году), где только британским англиканцам . отдыхать разрешалось [68]

По данным опроса, проведенного в 1989 году, 83% гонконгцев заявили о нейтральном отношении к евреям или не знали о жизни евреев, проживающих в городе, а еще 15% гонконгцев отметили положительное отношение к ним . Стандартное объяснение этой статистики состоит в том, что еврейское присутствие в Гонконге всегда было небольшим, а видные члены общины добились успехов в торговле и благотворительности. [91] Как правило, китайцы не получают сбалансированного и углубленного изучения еврейской истории и культуры в рамках своего образования. Большинство гонконгских китайцев не могли ясно объяснить общую разницу между государством Израиль, евреями и иудаизмом. Из-за этого, по мнению историка Джонатана Гольдштейна, трудно с уверенностью сказать, что преобладающее нейтральное отношение к евреям означает отсутствие скрытого антисемитизма. [91]

В апреле 1991 года местная китайскоязычная газета Hong Kong Daily News опубликовала статью под названием «Глубоко укоренившиеся вредные привычки евреев: плохая природа евреев». В статье содержались такие утверждения, как «Почему эти люди (евреи) были прокляты Богом вечно скитаться по миру?» и «(евреи) бессердечные, богатые, жестокие и безжалостные поджигатели войны, эгоистичная и жадная раса». Статья возмутила местную еврейскую общину, которая направила письмо протеста в редакцию газеты, и газета опубликовала ответ, в котором говорилось, что статья не нарушает редакционную политику. Готовя иск против газеты, Еврейская инициативная группа установила, что в законе Гонконга нет статьи, запрещающей призывы к расовому насилию. [98]

Некоторые незначительные антисемитские инциденты были связаны с иммигрантами. Это стало особенно заметно в 1987–1988 годах на фоне общественной полемики вокруг плана редевелопмента собственности Еврейского треста. Споры касались реконструкции исторической синагоги Охель Лия и контроля над этим процессом со стороны властей. Спор породил необоснованные обвинения в местной англоязычной прессе как в адрес синагогального комитета, так и в отношении евреев в целом. [99]

Долгое время единственной местной школой с высокими американскими образовательными стандартами была Гонконгская международная школа в Южном округе , принадлежавшая Лютеранской церкви – Синоду Миссури . Дети американских и европейских евреев, посещавшие эту школу, часто сталкивались со строгими христианскими правилами (обязательное посещение часовни, изучение христианских догматов) и попытками прозелитизма со стороны отдельных учителей. [100] Еврейские жители сообщили о нескольких антисемитских проявлениях в 2002 и 2003 годах. [101]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 171.
  2. ^ Jump up to: а б с д Плюсс 2011 , с. 83.
  3. ^ Green & Diestal 2008 , с. 1186.
  4. ^ Гольдштейн 1998 , с. 145.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Плюсс 2002 , с. 52.
  6. ^ Плюсс 2002 , с. 53.
  7. ^ Тигай 1994 , с. 209.
  8. ^ Jump up to: а б Гилман 2014 , с. 100.
  9. ^ Эбер 2012 , с. 18.
  10. ^ Jump up to: а б с д и «Еврейское кладбище» . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  11. ^ Плюсс 2011 , с. 88.
  12. ^ Эбер 2012 , с. 20.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Грин и Дистал 2008 , с. 1187.
  14. ^ Jump up to: а б с Гилман 2014 , с. 101.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лайонс, Эрика (август 2011 г.). «Еврейская община Гонконга» . Музей еврейского народа . Проверено 26 апреля 2022 г.
  16. ^ Джейкобс, Липкинд и Хайамс 1906 , стр. 66–68.
  17. ^ Гольдштейн 1998 , стр. 145–146.
  18. ^ Иванов 1990 , с. 239.
  19. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 148.
  20. ^ Jump up to: а б Рубинштейн, Джолль и Рубинштейн 2011 , с. 864.
  21. ^ Яп 2010 , с. 77.
  22. ^ Гольдштейн 1998 , с. 147.
  23. ^ Финель-Хонигман 2009 , с. 116.
  24. ^ «Шарль Анри Морис Босман» . Гвуло: Старый Гонконг . 21 сентября 2010 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  25. ^ Цанг 2007 , с. 49.
  26. ^ Кэрролл 2009 , стр. 74, 79.
  27. ^ Jump up to: а б Плюсс 2002 , с. 57.
  28. ^ Медь 2008 , с. 169.
  29. ^ Гилман 2014 , стр. 104–105.
  30. ^ Плюсс 2002 , стр. 58–59.
  31. ^ Уилсон 1986 , стр. 667–668.
  32. ^ Джейкобс и Липкинд 1905 , с. 184.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тигай 1994 , с. 210.
  34. ^ Jump up to: а б Чесарани 2002 , с. 185.
  35. ^ Смит 1995 , стр. 409, 411.
  36. ^ Форе 1997 , с. 125.
  37. ^ «Трагическая смерть г-на Э. Шеллима». Почта Китая . 8 декабря 1928 г. с. 1.
  38. ^ «Бывший член Совета». Гонконгский телеграф . 8 декабря 1928 г. с. 1.
  39. ^ Плюсс 2011 , с. 86.
  40. ^ Самра 2008 , стр. 357–358.
  41. ^ Jump up to: а б Макхью, Фионнуала (30 ноября 2003 г.). «Патриархи и перо» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 26 апреля 2022 г.
  42. ^ Плюсс 2002 , с. 61.
  43. ^ Jump up to: а б Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 172.
  44. ^ Эмбер, Эмбер и Скоггард 2004 , стр. 162–163.
  45. ^ О'Рейли, Хабеггер и О'Рейли 1996 , стр. 237.
  46. ^ Jump up to: а б Макдугалл и Петтман 2000 , с. 23.
  47. ^ Яп 2010 , с. 78.
  48. ^ Яп 2010 , с. 79.
  49. ^ Green & Diestal 2008 , с. 1188.
  50. ^ Яп 2010 , с. 88.
  51. ^ «Наша история» . Синагога Охель Лия . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года.
  52. ^ Чесарани 2002 , с. 186.
  53. ^ Эбер 2012 , с. 76.
  54. ^ Арцениус, Линда. «Поиски Михаэля Блюменталя ответов возвращают его в Берлин» . Журнал Принстон . Проверено 26 апреля 2022 г.
  55. ^ Грин, Дэвид Б. (25 августа 2014 г.). «1993: Умер выживший во Второй мировой войне, построивший Гонконг» . Гаарец . Проверено 26 апреля 2022 г.
  56. ^ «Лоуренс Кадури, 94 года, мертв; лидер роста Гонконга» . Нью-Йорк Таймс . 26 августа 1993 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  57. ^ Дэвис, Дерек (25 августа 1993 г.). «Некролог: Лорд Кадури» . Независимый . Проверено 26 апреля 2022 г.
  58. ^ «Этот день в еврейской истории, 1993 год: умирает человек, переживший Вторую мировую войну, построивший Гонконг» . Гаарец . 25 августа 2014 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  59. ^ «Некролог: Лорд Кадури» . Независимый . 25 августа 1993 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  60. ^ Jump up to: а б Бланди, Рэйчел (11 июня 2016 г.). «Как мандариновое дерево навсегда изменило сельское хозяйство Гонконга» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 26 апреля 2022 г.
  61. ^ «Партнерство с народом: KAAA и послевоенный сельскохозяйственный Гонконг» . Гонконгский исторический музей . 2011 . Проверено 26 апреля 2022 г.
  62. ^ «О КФБГ» . Ферма Кадури и ботанический сад . Проверено 26 апреля 2022 г.
  63. ^ Jump up to: а б с д и ж Левенталь 2006 , с. 518.
  64. ^ Тигай 1994 , с. 211.
  65. ^ Jump up to: а б с «История UJC Гонконга» . Объединенная еврейская конгрегация Гонконга . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года.
  66. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , стр. 172–173.
  67. ^ Jump up to: а б «Игровая группа Кармель сбивает с толку критиков» . Стандарт . 21 апреля 1999 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г.
  68. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хершлаг 1998 , стр. 375–385.
  69. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 176.
  70. ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 178.
  71. ^ Лайонс, Эрика (август 2011 г.). «Синагога Охель Лия, Гонконг» . Музей еврейского народа . Проверено 26 апреля 2022 г.
  72. ^ Jump up to: а б Гилман 2014 , с. 111.
  73. ^ Jump up to: а б «Гонконг» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 26 апреля 2022 г.
  74. ^ Jump up to: а б «Наше сообщество» . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  75. ^ Jump up to: а б Долстен, Жозефин (29 августа 2019 г.). «Почему большинство евреев Гонконга не участвуют в протестах» . Таймс Израиля . Проверено 26 апреля 2022 г. Гонконг, бывшая британская колония, которая сейчас контролируется Китаем и имеет ограниченную автономию, является домом для около 5000 евреев и ряда еврейских учреждений.
  76. ^ Jump up to: а б Миллер, Иветт Альт (18 июня 2019 г.). «Гонконг и евреи: 6 фактов» . айш . Проверено 26 апреля 2022 г. Сегодня более 5000 евреев называют Гонконг своим домом.
  77. ^ Тигай 1994 , стр. 209, 211.
  78. ^ Хаттер 2013 , с. 82.
  79. ^ «О Генеральном консульстве» . Генеральные консульства Израиля в Гонконге и Макао . Проверено 26 апреля 2022 г.
  80. ^ Розендар, Йессар (18 января 2022 г.). «Гонконгский миллиардер Майкл Кадури увеличит семейную долю в гостиничном операторе полуострова на 337 миллионов долларов» . Форбс . Проверено 10 мая 2022 г.
  81. ^ «Metrojet поддерживает Ассоциацию женщин в авиации» . Метроджет . 3 августа 2020 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
  82. ^ «Список директоров, их роли и функции» . СК Хатчисон Холдингс Лимитед . Проверено 26 апреля 2022 г.
  83. ^ «Лорд Сассун» . Парламент Соединенного Королевства . Проверено 26 апреля 2022 г.
  84. ^ Юн, Юнис; Чандран, Нишка (21 марта 2017 г.). «Что касается Китая, думайте о долгосрочной перспективе: лорд Сассун» . CNBC . Проверено 26 апреля 2022 г.
  85. ^ «Китайский король Фонга смотрит на запад» . МаркетВотч . 25 ноября 2010 года . Проверено 20 января 2022 г.
  86. ^ Майнер, Фэн (7 ноября 2015 г.). « Падение Лао Ланя сегодня вечером? Прошлое и настоящее Лан Квай Фонга» [Падение Лао Лана сегодня вечером? Прошлое и настоящее Лан Квай Фонг] ) (на китайском языке . 26 апреля 2022 г.
  87. ^ Jump up to: а б «Шорашимская школа» . Объединенная еврейская конгрегация Гонконга . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
  88. ^ «Убеждения и ценности» . Синагога Охель Лия . Проверено 26 апреля 2022 г.
  89. ^ «Шува Исраэль Гонконгская община» . Еврейская Таймс Азия . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года.
  90. ^ «О Хабаде Коулуна» . Хабад Гонконга . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
  91. ^ Jump up to: а б с д и ж Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 179.
  92. ^ Jump up to: а б с "Удобства" . Ассоциация школ Кармель . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 20 января 2022 г.
  93. ^ Jump up to: а б "Связаться с нами" . Ассоциация школ Кармель . Проверено 20 января 2022 г.
  94. ^ "О" . Еврейское историческое общество Гонконга . 14 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  95. ^ «История и правление» . Гонконгский фестиваль еврейского кино . Проверено 26 апреля 2022 г.
  96. ^ Гилман 2014 , стр. 99, 111.
  97. ^ «Кошерная еда» . Синагога Охель Лия . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года.
  98. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 180.
  99. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , стр. 180–181.
  100. ^ Гольдштейн и Шварц 2015 , с. 181.
  101. ^ Лес 2004 , с. 73.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3aeae0953e4547b22cd5da2bdbade5b__1719414240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/5b/f3aeae0953e4547b22cd5da2bdbade5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jews in Hong Kong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)