История евреев в Северной Македонии
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев римской Северной Македонии насчитывает две тысячи лет и начинается во времена античности , когда евреи впервые прибыли в этот регион. [ нужна ссылка ] Сегодня, после Холокоста и эмиграции, особенно в Израиль , около 200 евреев остаются в Северной Македонии, в основном в столице Скопье и несколько в Штипе и Битоле . [1] [2]
Древние римские времена
[ редактировать ]Первые евреи прибыли в район, ныне известный как Северная Македония, во времена Римской империи, когда евреи бежали от преследований на других римских территориях, а некоторые поселились на римской территории Македонии. [3] О присутствии евреев в Северной Македонии свидетельствует Агриппы письмо Калигуле . [4]
В Стоби в 165 году нашей эры Тиберий Полихарм , которого называют «отцом синагоги», превратил свою виллу в синагогу с молитвенным залом, триклинием (столовой) и портиком, оставив верхний этаж комплекса для своего место жительства и место жительства его преемников. Информация получена из очень впечатляющей и информативной надписи, возможно, самой важной из найденных на сегодняшний день в синагоге диаспоры. [5] [6] [7]
Остатки еврейской синагоги, раскопанные в Стоби (Северная Македония), относятся к этому периоду, и на основе этих находок делается вывод о том, что в то время в этой местности существовала развитая еврейская община.
Средневековые времена
[ редактировать ]Еврейская община сохранилась в Северной Македонии (как и в остальной части македонского региона) после римского правления. Средневековое еврейское население Северной Македонии до 14-15 веков состояло преимущественно из евреев-романиотов . [8] Первый крестовый поход опустошил еврейское население Пелагонии и Скопье. Однако евреи в Северной Македонии по-прежнему имели видных членов своих общин. Например, Лев II Мунг , философ, обратился в христианство и сменил Феофилакта Охридского на посту архиепископа Охридского с 1108 по 1120 год. [9] Ведущий еврейский ученый Иуда Леон бен Моисей Москони , родившийся в Охриде в 1328 году, написал комментарии, в которых утверждалось, что неправильные толкования Священных Писаний часто являются результатом пренебрежения грамматикой. [10] Позже он стал врачом короля Майорки, где собрал обширную библиотеку, которой ученые пользовались на протяжении столетий. [11] Первая известная синагога в Скопье, Бет-Аарон, была построена в 1366 году. [12]
Османское правление и сефардские миграции
[ редактировать ]Еврейская община этого района оставалась небольшой даже во времена Османской империи , следующий крупный приток евреев в этот район пришелся на испанскую и португальскую инквизиции, а султан Баязид II Османской империи приветствовал евреев, которые смогли добраться до его территорий. Им была предоставлена значительная автономия с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю на всей территории Османской империи . [13] Богатые торговые города на территории современной Северной Македонии, такие как Скопье , Монастир (современная Битола ) и Штип , привлекали многих евреев. Евреи в этой области преуспели в сферах торговли, банковского дела, медицины и права, а некоторые даже достигли влиятельных позиций. Еврейское кладбище в Битоле было основано в 1497 году, вскоре после того, как в этот район переселились первые евреи-сефарды. Это старейшее еврейское кладбище в Северной Македонии, если не на Балканах в целом.
Отношения между евреями и местным нееврейским населением в целом были хорошими. [14] Подтверждением хороших условий для евреев в Северной Македонии (и более широком македонском регионе) и Османской Европе в целом является письмо македонского еврея Исаака Ярфати XV века, отправленное немецким и венгерским евреям, в котором он советовал им о благоприятных условиях в Османская империя и поощрение их иммиграции на Балканы. [15] Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье евреи превосходят по численности другое население. [16] В 17 веке в Скопье проживало 3000 евреев и существовало две синагоги : Бейт-Арон и Бейт-Яаков. [17] В 1680 году Натан Газский умер и был похоронен в Скопье . [18] После его смерти место его захоронения стало местом паломничества. [18] но он не стал постоянным местом паломничества, поскольку был разрушен во время Второй мировой войны. [19]
Когда-то в Битоле было девять синагог, в Скопье — три, а в Штипе — две. [20]
Несколько известных еврейских философов родились или какое-то время жили в Северной Македонии, в том числе Самуэль де Медина , Йозеф бен Лев, Шломо Коэн, Кирко Блазевски, Яаков там Давид Яхия, Ишаак бен Самуэль Адраби, Аарон бен Йозеф Сасон и Саламон. [21]
Скопье Сожжение Пикколомини в 1689 году и сильный пожар в Битоле в 1863 году значительно сократили еврейское население Северной Македонии в двух крупнейших еврейских центрах. [16] В 1689 году еврейское население Скопье составляло 3000 из 60-тысячного населения. [22]
Еврейская община почти полностью состояла из сефардов , и большинство из них говорили ладино дома на . В 1895 году Всемирный израильский союз основал школу в Битоле. В то время более 30% македонских евреев говорили по-французски. [16]
Евреи также принимали участие в освободительном движении против османского владычества. Большое количество македонских евреев участвовало в Илинден-Преображенском восстании . Одним из наиболее заметных участников был Рафаэль Моше Камхи, возглавлявший одну из повстанческих группировок. Именно он принял участие в ранней деятельности движения под прозвищем Скандербег ( Скендер-бег ). Возглавлял отряд в Дебаре во время восстания 1903 года. [23] Ментес Коломонос, Санто Ароэсти, братья Мусон и Аврам Нисан — другие известные участники восстания, которые собирали оружие и снабжали повстанцев деньгами. [24] [25]
Евреи из современной Северной Македонии получили свои гражданские права после того, как регион стал частью Королевства Сербия . [26]
Распределение
[ редактировать ]До Второй мировой войны еврейская община Вардарской Македонии (территория, примерно соответствующая границам нынешней республики) была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев) [14] и Штип (около 500 евреев). [27] Еврейские общины во время Первой мировой войны в небольших районах, таких как Дойран и Струмица, которые были близки к линии фронта, сильно пострадали от боевых действий и покинули этот район. Раздел региона также отрицательно повлиял на евреев в более мелких центрах, поскольку лишил их свободного потока для большей части их торговой деятельности в крупнейший еврейский торговый центр на Балканах, Салоники .
Вторая мировая война и Холокост
[ редактировать ]В марте 1941 года Болгария стала союзником держав оси. [28] В апреле 1941 года болгарская армия вошла в Вардарскую Македонию, пытаясь вернуть себе регион, который она считала естественной частью своей национальной родины.
Хотя Болгария фактически оккупировала регион, немецкие власти, стоявшие у власти, признали только болгарскую военную администрацию, а не гражданскую. Болгарская оккупационная зона не включала ни Салоники с населением более 55 000 евреев, ни самую западную часть Вардарской Македонии, включая города Дебар, Струга и Тетово, которые были частью оккупированной Италией Албании. [29] 4 октября 1941 года болгарские власти приняли закон, запрещающий евреям заниматься любой формой торговли и заставляющий их продавать свой бизнес неевреям. Однако подобные законы не были новинкой для региона, поскольку еще в 1939 году в Королевстве Югославия был принят собственный антисемитский закон. [30] Затем болгары поместили евреев Битолы в гетто, вынудив их переселиться из еврейских районов города, которые были относительно богатыми, в более бедные районы города. [27]
Болгарские власти уже приняли антисемитский закон под названием « Закон о защите нации » в январе 1941 года. [28] По данным Музея Холокоста США , «4 октября 1941 года болгары ввели чрезвычайную меру, запрещавшую евреям Македонии заниматься любым видом промышленности или торговли». [31] В течение 1942 года они вводили все более жесткие меры против евреев, находившихся под их контролем в Вардарской Македонии, а также в оккупированной северной Греции . Некоторые из жестких требований болгарского правительства заключались в том, чтобы все «еврейские семьи передавали 20 процентов стоимости всех активов». [31] Жесткие меры завершились в 1943 году депортацией по приказу Германии «македонских евреев». [31] и греческого еврейства до болгарской границы на реке Дунай. Оттуда их переправили на немецких лодках и поездах в немецкий лагерь смерти Треблинка в оккупированной Польше . [28] [32] [33] Евреи из Скопье, Штипа и Битолы, всего около 7215 человек, содержались в «переполненных и грязных условиях на четырех складах в Монополе» в течение 11 дней, прежде чем их посадили на поезда в Треблинку. [31] [34]
Нацистская Германия даже потребовала, чтобы Болгария профинансировала депортацию. было подписано соглашение 22 февраля 1943 года между Теодором Даннекером , специальным посланником нацистов, посланным для содействия депортации, и болгарским комиссаром по делам евреев Александром Белевым о депортации 20 000 евреев (12 000 из Вардарской Македонии и Фракии и 8 000 из собственно Болгарии). ). Это единственное соглашение, которое страна когда-либо подписывала с нацистской Германией о депортации евреев. Болгарии пришлось оплатить все транспортные расходы и пообещать никогда не считать этих евреев гражданами. [13] .
Многие евреи присоединились к партизанам, сражавшимся с нацистами в Югославии. В Вардарской Македонии Хаим Эстрея Овадья , еврейка из Битолы , была среди первых женщин, присоединившихся к партизанскому движению в 1941 году. За день до депортации Центральный комитет Коммунистической партии Македонии заранее предупредил еврейскую общину о депортация. Были организованы приюты, а также связи с партизанскими отрядами, но, к сожалению, немногие евреи поверили, что программа их уничтожения реализуется, и вместо этого предпочли остаться вместе в гетто. [35] В отличие от старых болгарских территорий, где имели место массовые протесты против депортаций, включая петиции к правительству Софии , в Вардарской Македонии таких организованных движений не было. [36] Ранним утром в четверг, 11 марта 1943 года, болгарская полиция и армия собрали все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа . [14] [37] [ сомнительно – обсудить ] Население было отправлено в изолятор временного содержания на государственном табачном складе «Монополь» в Скопье. [27] [37] Среди 7215 человек, задержанных на складах, были: [38]
- 539 детей до 3 лет,
- 602 ребенка от 3 до 10 лет
- 1172 детей от 10 до 16 лет.
- 865 человек старше 60 лет
- 250 тяжелобольных (привязанных к койкам)
- 4 беременные женщины, родившие в лагере.
- 4 человека умерли по прибытии в лагерь.
Далее евреев переправили к границе Болгарии с Румынией по реке Дунай , сдав их властям нацистской Германии и отправив таким образом на смерть. В результате еврейские общины контролируемых Болгарией Югославии и Греции были почти полностью уничтожены. , с ними обращались очень жестоко Прежде чем евреев перевезли в немецких вагонах для перевозки скота в Треблинку . Нескольким десяткам евреев Битолы удалось избежать депортации, а четверо сбежали из пересыльного лагеря. Ни один из 3276 евреев Битолы, депортированных в Треблинку , не выжил. [39] В 2003 году один еврей остался в городе, который был домом для сефардской более 400 лет общины. Древняя еврейская община Штипа также была полностью уничтожена.
27 марта 1943 года президент США Рузвельт обсудил «вопрос о 60 или 70 тысячах евреев, находящихся в Болгарии и находящихся под угрозой уничтожения...» с министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом , который фактически отказался от таких усилий на том основании, что «Если мы сделаем это, то евреи всего мира захотят, чтобы мы сделали аналогичное предложение в Польше и Германии [...] там просто не хватает кораблей». [40]
Многие македонские евреи, оказавшиеся на остальной территории Югославии во время завоевания и оккупации странами Оси, были убиты на ранней стадии Холокоста, до институционализации окончательного решения еврейского вопроса во время Ванзейской войны. Конференция в январе 1942 года. Были раскрыты имена около 200 македонских евреев, убитых на ранней стадии Холокоста немецкими оккупантами в Сербии и их пособниками, квислинговским правительством Милана Недича , а также усташами в нацистском сателлите Независимом государстве. Хорватии . [41] [42]
После освобождения Вардарской Македонии в 1944 году общее число выживших евреев, по данным Общества еврейских общин Югославии, составило 419 человек. [43] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины вновь собрались в Белграде , Сербия. [44] и только около 140 выжили. [2] скрываясь или сражаясь с югославскими еврейскими Большинство из них выжило , партизанами. [14] Из отправленных в лагеря смерти никто не выжил. [38] Большинство выживших предпочли иммигрировать в Израиль , некоторые вернулись в Северную Македонию, а другие остались в Сербии. В результате этого число евреев, проживающих в Северной Македонии, упало до 81 в 1952 году. [43]
Исследования и осведомленность о Холокосте
[ редактировать ]Сочетание обстоятельств обусловило низкую осведомленность в течение десятилетий после войны о судьбе македонских евреев, убитых во время Холокоста. Его воздействие почти уничтожило общины македонских евреев, и известно, что только двенадцать из тех, кто был отправлен в Треблинку, выжили и рассказали эту историю. [45] [46] [47] После поражения Оси Вардарская Македония снова стала частью Югославии в ее новой версии как Коммунистическая Югославия . Официальная линия заключалась в том, чтобы не углубляться в преступления Второй мировой войны , поскольку считалось, что они способны потенциально дестабилизировать внутренние межэтнические югославские отношения. В случае с Македонией это было в некоторой степени смягчено, поскольку виновными были немецкие и болгарские оккупанты. Тем не менее упоминание о судьбе македонских евреев было минимальным. Лишь в 1958 году историк Александр Матковский опубликовал «Трагедию евреев из Македонии» , в 1959 году переведенную на английский язык под названием «Уничтожение македонского еврейства» в 1943 году в ежегоднике Яд Вашем и расширенную в брошюре в 1962 году. [48]
В 1967 году Югославия разорвала дипломатические отношения с Израилем, поскольку после Шестидневной войны она встала на сторону арабов . Похоже, это добавило еще один уровень уклонения от исследования Холокоста. В 1970-х годах югославские власти приказали македонским историкам противостоять растущим заявлениям Болгарии об отсутствии македонской идентичности . Институт национальной истории опубликовал несколько подробных исследований по различным аспектам болгарской оккупации Вардарской Македонии во время Второй мировой войны, но Холокост и болгарские антиеврейские меры, как правило, не освещались. [49]
В Болгарии послевоенное коммунистическое правительство все больше сосредотачивало внимание на спасении болгарских евреев, сохраняя молчание по поводу депортации и последующего истребления евреев в Вардарской Македонии , Западной Фракии и регионе Пирот в Сербии. В 1983 году Матковский нарушил молчание, опубликовав первую книгу на македонском языке «Историю евреев в Македонии» . Глава «Депортация и ликвидация евреев Македонии» обновляет его предыдущую книгу 1962 года. В нем подробно описывается политическая, дипломатическая и юридическая подготовка депортации болгарскими властями и их немецкими союзниками, персонал и организация концентрационного лагеря на табачной фабрике «Монополь» в Скопье и трех железнодорожных перевозок в Треблинку. Четыре года спустя, в 1986 году, редакторы Жамила Колономос и Вера Вескович-Вангели опубликовали сборник документов «Евреи в Македонии во время Второй мировой войны (1941–1945)» , переведенный на македонский язык . Книга сыграла важную роль во внедрении этой темы в основное русло исторических исследований. [50]
Проект 2010–2011 годов « Евреи из Македонии и Холокост » был направлен на расширение масштабов исследований и спектра междисциплинарных точек зрения на эту тему и материализовался в хрестоматии из четырнадцати оригинальных работ и архивных документов, а также в выставке. [51]
Современный период
[ редактировать ]В настоящее время еврейская община Северной Македонии насчитывает около 200 человек. [1] Почти все живут в Скопье, одна семья — в Штипе, а один еврей — в Битоле. [2]
Сообщество открылось 11.03.2000. [2] в синагоге Бет Яаков и имеет общественный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках , а раввин приезжает в Скопье из Белграда, чтобы помочь в проведении служб. [52] Сообщество также недавно впервые направило своего представителя на ежегодную библейскую викторину в Израиле, отмечаемую каждый год в День независимости Израиля . [53]
В январе 2020 года правительство Северной Македонии назначило своего первого министра еврейского правительства, министра труда и социальной политики Раселу Мизрахи , члена ВМРО-ДПМНЕ . Сразу после этого она стала объектом антисемитских комментариев, таких как призывы разместить Звезду Давида на видном месте в своем офисе. Центр Симона Визенталя ответил, что «антисемитская реакция была откровенной и возмутительной». [54] Через месяц ее уволили с поста министра за то, что она стояла перед табличкой с прежним названием страны (Македония). Инициатором ее отстранения выступил премьер-министр Оливер Спасовский от Социал-демократического союза Македонии . Большинство антисемитских комментариев в адрес Мизрахи исходило от сторонников этой политической партии. Мизрахи заявил, что эти «антисемитские нападения были неожиданностью. Люди в Македонии не являются антисемитами». [55]
Религиозное возрождение
[ редактировать ]Там же прошла Первая Балканская раввинская конференция, организованная еврейской общиной Северной Македонии «Ешива Бет Мидраш Сефаради – раввин Шломо Кассин, Всемирная сионистская организация – Департамент по делам религии в диаспоре – Иерусалим – Израиль», под руководством раввина Йехиэля Вассермана и правительством Северной Македонии (комиссия по связям с религиозными общинами и группами)...
В этом мероприятии приняли участие около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Лиона, раввины из Франции, Болгарии, Израиля, а также представители ВЕК и высокопоставленные члены правительства Израиля. Также ешива Бет Мидраш Сефаради - раввин Эзра Кассин и другие раввины иешив, которые служат по всему миру.
В мероприятии также принял участие президент Европейского еврейского конгресса г-н Моше Кантор , а также представитель Джойнта, Всемирного еврейского конгресса , Европейского еврейского фонда и многие другие. Конференцию частично вел Глигор Ташкович, министр иностранных инвестиций Республики Македония, который также выступил с речью на обеде.
Этот проект по обучению раввина Козмы для служения в общине, где институт раввинов не существовал в течение 60 лет, был поддержан еврейской общиной Северной Македонии, ешивой - Раввинским колледжем Бет Мидраш Сефаради в Иерусалиме - Израиль и мировые сионисты. Организация - Департамент по делам религии в диаспоре - Иерусалим - Израиль.С 2000 года раввин Ави М. Козма служил помощником раввина и Хазана у главного раввина Сербии Ицхака Асиэля, который также служил еврейской общине Македонии.На этой конференции (2008 г.) раввин Ави М. Козма был назначен первым молодым македонским еврейским ортодоксальным сефардским раввином, родившимся после Холокоста, который стал главным раввином страны.
Музей Холокоста в Скопье
[ редактировать ]В 2011 году в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Северной Македонии и международных еврейских организаций был открыт новый музей, посвященный памяти евреев Северной Македонии, погибших в Холокосте во время болгарского правления. Современное здание расположено в сердце того, что когда-то было еврейским кварталом города ( македонский : Еврејско маало), в центре столицы Македонии Скопье. Еврейская община Северной Македонии получила выгоду от закона 2002 года, предусматривающего возвращение еврейской общине ненаследованной еврейской собственности, закона, который широко признан одним из лучших в Европе. Северную Македонию широко приветствовали за то, что она позволила евреям вернуть свою реликвию, утраченную во время Холокоста. Музей открылся в марте 2011 года, когда урны с прахом македонских евреев, казненных в Треблинке, были перенесены из Музея города Скопье в Музей Холокоста. Музей стал первым музеем, открытым в музейном комплексе, включающем Археологический музей Македонии и Музей независимости Македонии . основные достопримечательности и туристические достопримечательности, такие как Каменный мост , крепость Скопье и Старый турецкий базар Вокруг музея расположены .
Президент Македонии Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания евреев и македонцев и заявил, что с потерей евреев «часть [Республики] Македонии была вырвана и что на еврейских улицах Скопье , Битолы и Штип , после войны была тишина». Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам на открытии музея. В музее подробно рассказывается история еврейской общины Северной Македонии с древних времен.
Директор по исследованиям Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Лоуренс Вайнбаум отметил, что ни одна еврейская община в Европе не пострадала от таких разрушений, как община Северной Македонии.
- Перенос урн с прахом евреев Северной Македонии, казненных в Треблинке
- Межрелигиозная церемония открытия урн с прахом евреев Северной Македонии, казненных в Треблинке в рамках открытия нового Музея Холокоста в Скопье, Северная Македония
- Вывеска Музея Холокоста в Скопье, Северная Македония, на македонском, ладино, иврите и английском языках.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Евреи Македонии, насчитывающие всего 200 человек, празднуют единство и новую синагогу», Рут Э. Грубер, Jewish World Review [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д «Евреи Македонии борются за выживание», Катка Кроснар, отчеты Centropa, заархивированные 8 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека - Македония
- ^ Филон, «Элегация Гаю», § 36 [изд. Манджи, ii. 587]
- ^ Левин, Л.И. (2000). Древняя синагога: первая тысяча лет . Издательство Йельского университета. п. 270. ИСБН 9780300074758 .
- ^ Фельдман, Л.Х.; Рейнхольд, М. Еврейская жизнь и мысли среди греков и римлян: первичные чтения . Крепость Пресс. п. 70. ИСБН 9781451413144 .
- ^ Лью, Дж.; Норт, JA; Раджак, Т. (1992). Евреи среди язычников и христиан: в Римской империи . Рутледж. п. 11. ISBN 9780415049726 .
- ^ Бонфил, Р. и др. Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства, Роберт Бонфил, 2011 г.
- ^ «Македонское обозрение» . 1993.
- ^ [2] Балканы позднего средневековья: критический обзор конца двенадцатого века с. 450
- ^ [3] Повседневная жизнь евреев в средние века с. 143
- ^ [4] Евреи Испании: история диаспоры, 1492–1992 с. 274
- ^ А. Асса, стр.36.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Вспоминая прошлое: еврейская культура борется за выживание в Северной Македонии, Жидас Даскаловски» . Архивировано из оригинала 01 марта 2019 г. Проверено 10 июля 2006 г.
- ^ Асса, стр.40.
- ^ Перейти обратно: а б с [5] Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура, Том 1, с. 980
- ^ [6] Изгнание евреев: пятьсот лет исхода, Йель Стром, с. 17
- ^ Перейти обратно: а б [7] Сефарды и ближневосточные евреи: история и культура в современную эпоху Харви Э. Голдберг, Еврейская теологическая семинария Америки, с. 75
- ^ [8] Удостоенный славы ислама: обращение и завоевание в Османской Европе. Марк Дэвид Баер, с. 300
- ^ «ЕВРЕИ НА БАЛКАНАХ | eSefarad» . esefarad.com. 2 ноября 2010 г. Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ [books.google.com/books?id=NoPZu79hqaEC&pg=PA980] Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура, Том 1, стр. 980
- ^ «Еврейская община Скопье» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Яса Романо (26 августа 2004 г.). «ЕВРЕИ ЮГОСЛАВИИ 1941–1945 гг. ЖЕРТВЫ ГЕНОЦИДА И БОРЦЫ ЗА СВОБОДУ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ «История евреев в Македонии» . ezrm.org.mk. Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ «Еврейские общины в Македонии до 1941 года - EL MUNDO SEFARAD» . elmundosefarad.wikidot.com . Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ Секель, Ласло (1981). «АНТИСЕМИТИЗМ В ЮГОСЛАВИИ (1918—1945)». Преподобный. Для соц . XI : 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Холокост в Македонии: депортация евреев Монастира, Марк Коэн, Мемориальный музей Холокоста США
- ^ Перейти обратно: а б с Болгария, Энциклопедия Холокоста «Болгария» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 г. Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Chary, p. 45
- ^ Chary, p. 46
- ^ Перейти обратно: а б с д «Холокост в Македонии: депортация евреев Монастира» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Шломо Альбохер, Евреи Монастира Македонии - Жизнь и времена ушедшей еврейской общины Битолы [9]. Архивировано 2 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Вера Рич, Болгария: Тени Холокоста, The Lancet, Vol. 337, выпуск 8750, стр. 1152, 11 мая 1991 г.
- ^ Интервью с Шелой Альтараз, пережившей Холокост, из Штипа , Яд Вашем сайт
- ^ [10] Биографический словарь женских движений и феминизма в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века под редакцией Франциски де Хаан, Красимиры Даскаловой, Анны Лутфи, с. 382
- ^ [11] За пределами хватки Гитлера: героическое спасение евреев Болгарии, Михаэль Бар-Зохар.
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия Холокоста - Холокост в Македонии: депортация евреев Монастира, [12]
- ^ Перейти обратно: а б Замила Колономис, Бера Вескович-Вангели, Македонские евреи во Второй мировой войне (1941–1945), Сборник документов (том I и том II, Скопье, 1986). {macedonina} Джамиля Колономос, Вера Вескович-Вангели, Евреи в Македонии во время Второй мировой войны (1941–1945) , Сборник документов, Том 1 и Том 2, Скопье, 1986.
- ^ Еврейская община Монастира: община в движении, Марк Коэн, Мемориальный музей Холокоста США.
- ↑ Государственный департамент США , Меморандум о беседе, составленный г-ном Гарри Л. Хопкинсом, специальным помощником президента Рузвельта.
- ^ София Грандаковская (2019). «Идентификация евреев из Македонии в Сербии и Независимом государстве Хорватия в 1941-1942 годах» (PDF) . Ежегодник исследований геноцида, раздел: Вторая мировая война . 11 (1). Белград/Крагуевац: Музей жертв геноцида/Мемориальный музей «21 октября»: 203–242 . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ София Грандаковска . «Из архивов: раскрытие жертв геноцида в Югославии». Информационный бюллетень , том 3, № 1, весна (2020 г.). Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка , факультет антропологии, стр. 18-20.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Пипера, Еврейский альманах 1968–1970, Общество еврейских общин Югославии. {Сербско-хорватский}: Давид Пипера, Еврейский альманах 1968–1970 гг., Союз еврейских муниципалитетов Югославии.
- ^ «Прихожане TBI собирают средства для синагоги в Македонии», Тами Бикли, «Еврейские новости Большого Феникса». Архивировано 28 апреля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 9
- ^ Надеж Рагару (15 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . наук По . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «София Грандаковска - Раскрытие катастрофы в Македонии - Джон Джей, приглашенный ученый, осень 2019 г.» . Колледж уголовного правосудия Джона Джея . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Йован Чулибрк - Холокост македонских евреев в историографии , в книге «Евреи из Македонии и Холокост: история, теория, культура » под редакцией Софии Грандаковской , 2011, 588-606.
- ^ Стефан Трёбст (2013). «Македонская историография Холокоста в Македонии под болгарской оккупацией» (PDF) . Südosteuropäische Hefte, 2(1), 107-114 . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Надеж Рагару (2017). «Граница прошлого: неуловимое присутствие Холокоста в Социалистической Македонии и Социалистической Болгарии» . Зюдост-Форшунген . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Евреи из Македонии и Холокост» . Европейская инфраструктура исследования Холокоста . 19 декабря 2011 года . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Всего 200 евреев Македонии празднуют единство и новую синагогу», Рут Э. Грубер, Jewish World Review
- ^ http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html Гаарец
- ^ ДТА. «Северная Македония назначила министра-еврея» . jewishnews.timesofisrael.com . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Первый еврейский министр Северной Македонии уволен после использования старого названия страны » Гаарец . Проверено 3 июля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822932512 .
- Краабель, АТ (1994). «Синагога диаспоры: археологические и эпиграфические свидетельства со времен Сукеника». В Урмане, Дэн; Флешер, Пол В.М. (ред.). Древние синагоги: исторический анализ и археологические открытия . Нью-Йорк: Брилл. стр. 112–115.
- Асса, А. (1992). Македония и еврейский народ . Скопье: Издательство Питтсбургского университета.
- Овадия, Ашер (1998). «Древние еврейские общины в Македонии и Фракии». Эллинское и еврейское искусство . Тель-Авив: Издательство Рамот, Тель-Авивский университет. стр. 185–198.
- Сачар, HM (2007). История Израиля: от подъема сионизма до наших дней . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Монастир: история сефардской общины в Македонии, онлайн-выставка Яд Вашем
- Сайт еврейской общины Северной Македонии (на македонском языке)
- Подробная статья о прошлом, настоящем и будущем еврейской жизни в Северной Македонии.
- Евреи на Балканах
- Еврейские общины в Македонии до 1941 года
- История евреев Северной Македонии, из еврейской общины Республики Северная Македония.
- Пустые товарные вагоны (2011), документальный фильм * [14] на IMDb [15] ссылка на YouTube
- Разъяснение 70 лет обеления и неточностей: болгарское правительство и его взаимодействие с евреями во время Холокоста [16]
- Чудесное спасение болгарских евреев во время Холокоста (1939–1945) (Болгарское чудо) (Часть 1) доктора Марселя Исраэля [17]