Фашизм в Болгарии

Часть серии о |
Фашизм |
---|
![]() |
Масштабы фашизма в Болгарии являются спорными. [1] [2] Многие авторы утверждают, что оно так и не стало массовым движением, оставаясь там маргинальным. [3] [4] [5] и оказался значительно менее успешным, чем в соседних балканских государствах. [6] Болгарские фашисты были не только слабы, разделены и не имели четкой идеологии, но и их мировоззрение значительно отличалось от мировоззрения итальянского фашизма и немецкого нацизма. [7] Таким образом, между болгарскими и международными экспертами был достигнут консенсус в том, что аграрное общество Болгарии и ее монархическая система были барьерами перед фашистскими практиками и установлением фашистского режима в стране, в то время как политическая система Болгарии сохранила относительный плюрализм. [8] [9] [10] Альтернативное мнение состоит в том, что некоторые болгарские организации, имевшие значительное членство, активность и общественное присутствие, к концу 1930-х годов полностью развили фашистскую идеологию, но они не пришли к власти и не участвовали в управлении страной. [11] На самом деле фашистские организации не пришли к власти в рамках королевских диктатур, но в тогдашней болгарской правящей элите можно обнаружить дискурсы, близкие к фашизму. [12]
Хотя болгарская марксистская историография назвала период 1935–1944 годов «монархо-фашизмом», в 1990-е годы завершился спор с марксистскими идеологическими догмами, а в 1993 году пришел конец теории о том, что болгарский фашизм является неоспоримым фактом. [13] С тех пор ярлык «фашизм» открыто оспаривался болгарскими учеными, но это частично привело к ложному радикальному убеждению, что фашизма никогда не существовало в Болгарии. [14] [15] Несмотря на споры о том, был ли фашизм в Болгарии, ни один историк не отрицает существования политических движений и организаций с идеологией, симпатизирующей нацизму и фашизму. [16] Чего не хватало местным фашистам, так это тоталитарного напора, а также фигуры фюрера , без которой они не могли бы бросить вызов авторитарному режиму царя Бориса . Борису так или иначе удалось сохранить буржуазный общественный строй , [17] но опасался использования этих организаций Германией и пытался установить над ними строгий контроль. [18]
История [ править ]
Развитие [ править ]

Болгарская марксистская историография назвала период 1935–1944 годов монархо-фашизмом и демонизировала тогдашние правые движения из-за авторитарного режима Бориса III , введенного в 1935 году, и присоединения Болгарии к державам Оси во время Второй мировой войны. [20] Личный режим царя представлял собой смесь авторитарных, консервативных и фашистских идей. [21] Если на Западе ее считали «королевской диктатурой», то в марксистской истории ее называют «монархо-фашизмом». Фактически фашисты в межвоенной Болгарии были разделены на несколько небольших движений, таких как Национально-социальное движение , Союз болгарских национальных легионов и «Ратники» . Они не смогли стать заметной политической силой в стране. [22] Болгарские фашистские движения столкнулись с проблемами, отличающими их цели от других элементов крайне правых политических авторитарных движений. Временная власть консервативных авторитарных соперников, которые контролировали правительство с 1934 по 1944 год, способствовала слабости этих фашистских группировок. [23] Национальное общественное движение (НСД), основанное Александром Цанковым как подлинно фашистская группа, черпало вдохновение из НСДАП и возросло к началу-середине 1930-х годов. Второе фашистское движение, Союз болгарских национальных легионов, было основано генералом Христо Луковым и позже стало союзником НСМ, хотя и было более радикальным идеологически. Третье фашистское движение — «Союз ратников» — основал профессор Асен Кантарджиев . Он также был ближе к немецким нацистам, чем к итальянскому фашизму.
Фашизм приобрел влияние в Болгарии в 1930-е годы, когда парламентская демократия потерпела крах. [24] В мае государственный переворот в Болгарии осуществила 1934 года военная организация Звено при поддержке болгарской армии , полностью упразднив политические партии. В результате небольшая Болгарская национал-социалистическая рабочая партия исчезла. Однако в апреле 1935 года офицеров сменил царь Борис . С тех пор царь решил взять власть в свои руки, а выборы в 1939 году прошли на беспартийной основе. Это была своего рода « королевская диктатура », подобная той, что была введена Александром I в Югославии между 1929 и 1931 годами. В 1940 году, когда Болгария вступила в новую войну на стороне Оси, режим был институционализирован путем создания массы фашистского типа. молодежное движение под названием «Бранник» . Несмотря на то, что эта организация стала численно большой, в Болгарии не была создана корпоративная экономическая система, необходимая для фашизма, и не были созданы какие-либо взрослые аналоги, такие как профсоюзы или милиция. В Болгарии постепенно усиливалась антиеврейская пропаганда, что привело к введению антисемитский закон . Борис III опасался использования этих организаций как средства давления со стороны Германии и стремился ограничить их контакты с немецкими чиновниками. [25] Борис умер в 1943 году, и его сменил регентский совет, который сам был свергнут в следующем году, в результате чего страна теперь встала на сторону союзников. [26] В сентябре 1944 года Звено выступающий против Оси, и Отечественный фронт, организовали новый государственный переворот . Любопытно, что хотя фашистское влияние на само «Звено» неоспоримо, идеология этой организации по своему характеру не была фашистской. [27] Таким образом, фашизм оказался значительно менее успешным в Болгарии, чем во время Второй мировой войны в Румынии, Венгрии, Хорватии или Сербии. [28]
в интерпретации Экстремальные Болгарии
Для крайне левых в Болгарии сегодня, до переворота 9 сентября 1944 года, существовал фашистский режим, и болгарские коммунистические партизаны представляли собой единственную борьбу за свободу, кульминацией которой стала осень 1944 года. правая версия, согласно которой фашизм в Болгарии тогда был совершенно неизвестен. С приходом советских войск в сентябре 1944 года социальные слои низменностей воспользовались этим и уничтожили элиту нации, прервав тем самым историческое развитие страны. [29]
Переводы в Северной Македонии [ править ]

Во время Второй мировой войны Королевство Болгария оккупировало территорию нынешней Северной Македонии , тогдашней югославской провинции Вардар-Бановина , где внутренняя политика насильственной сербизации проводилась после балканских войн . [34] Есть свидетельства, что первоначально славянское население приветствовало болгарскую армию с большим энтузиазмом, [35] при этом проболгарские настроения в ней преобладали. Более того, на последних этапах войны почти вся эта территория была очищена болгарской армией от немецких частей, благодаря чему местное население спокойно восприняло болгарское военное присутствие. [36] Болгария перешла на другую сторону в войне в сентябре 1944 года. [37] но хотя тогда болгарская армия вытеснила немцев из этого региона, сегодня македонская историография преуменьшила ее роль по этнополитическим причинам . [38] По этой причине македонские историки считают этот период « болгарской фашистской оккупацией » и прославляют слабое коммунистическое сопротивление там. [39]
Этот исторический нарратив был разработан в Югославской Македонии после Второй мировой войны и стал одной из вех тамошнего процесса национального строительства, который до сих пор базируется на глубоко антиболгарской позиции. [40] Коммунистические власти Македонии многое сделали для того, чтобы приравнять термины «болгарин» и «болгарофил» к «фашистскому оккупанту». [41] После падения коммунизма македонская историография не стала существенно пересматривать свое коммунистическое прошлое, поскольку сама македонская нация возникла в результате коммунистической политики. [42] Последний лидер проболгарской Внутренней македонской революционной организации — Иван Михайлов и ее деятельность в межвоенный период, включая неудавшуюся попытку создать прогерманское македонское марионеточное государство в 1944 году, также считаются «фашистскими». На основе Холокоста македонские историки построили повествование об общих страданиях и бессилии местных жителей противостоять «болгарским фашистам» в условиях безжалостной оккупации. Хотя македонцы и были полны «сочувствия» к евреям, они были бессильны предотвратить их депортацию. [43] Парадоксально, но в Северной Македонии, провозгласившей независимость в 1991 году, военных репараций , хотя этот вопрос был урегулирован в 1947 году между Югославией и Болгарией. был поднят вопрос о выплате Болгарией [44]
Сегодня в Северной Македонии существуют ревизионистские мнения, которые ставят под сомнение официальную историческую версию, унаследованную от коммунистической эпохи . [45] В дискуссии, состоявшейся в парламенте Македонии в 2007 году, депутат и профессор патологии Весна Яневска заявила, что конфликт между болгарскими властями и местными югославскими партизанами был братоубийственной войной или гражданской войной. По словам спикера парламента Любиши Георгиевски , профессора театрального искусства , партизан, выпустивший пулю, которой символически началось так называемое македонское восстание против болгарских фашистских оккупантов, рассказал ему, что убитый им болгарский полицейский на самом деле был местным жителем. житель, его сосед и друг его отца. Это убийство тяготило его всю жизнь. [46] В 2020 году тогдашний премьер Зоран Заев заявил, что по его распоряжению были удалены надписи с текстом «Болгарский фашистский оккупант» на некоторых памятниках коммунистической эпохи, поскольку это не соответствует исторической правде. [47] По мнению македонского исследователя Катерины Колозовой , эта терминология сегодня беспочвенна, поскольку значительная часть этих «оккупантов» были практически местными коллаборационистами болгарских властей. В связи с этим она заявила, что Северная Македония также должна извиниться перед еврейским народом. Она утверждает, что потомки югославских коммунистических партизан в ее стране, которые составляют постюгославскую элиту, являются основным фактором, разжигающим там антиболгарские настроения. [48] [49] По словам бывшего премьер-министра Македонии Любчо Георгиевского , «болгарских оккупантов» приветствовали как освободителей от сербской оккупации, которая была гораздо продолжительнее и труднее болгарской, но в связи с которой македонское общество впало в длительную историческую амнезия. [50] По мнению Драги Георгиева , директора Института национальной истории Северной Македонии, Болгарию в то время нельзя было назвать классическим фашистским государством, а скорее профашистским. В данном случае можно использовать следующие термины: болгарская оккупация, болгарское вторжение и болгарская аннексия . [51]
Болгарские взгляды [ править ]
Болгария настаивает на том, чтобы Северная Македония прекратила использовать термин «фашистская оккупация» по отношению к стране и удалила все подобные упоминания на памятниках Второй мировой войны в стране . Болгария отрицает это утверждение и утверждает, что ее армия освободила своих собратьев сначала от сербского гнета , а затем от немецкой оккупации. [52] Он также настаивает на том, что обе страны должны «гармонизировать» историческую литературу о Второй мировой войне, «преодолевая разжигание ненависти» в адрес Болгарии. [53] О Холокосте болгарская историография утверждает, что гражданам «Старых земель» королевства, спасавшим там евреев, не хватало времени мобилизоваться против депортаций из «Новых освобожденных земель», где находились их славянские сограждане. безразличен к судьбе местных евреев. [54]
Организации [ править ]
- Родна Защита
- Союз болгарских национальных легионов
- Национал-социалистическая Болгарская рабочая партия
- Национальное общественное движение
- Ратники
Ссылки [ править ]
- ^ Василий Гиргинов; Петр Банков (25 февраля 2014 г.). Высший фашистский орган Супермена как политическая икона — глобальный фашизм . п. 82. ИСБН 9781135296940 .
Изучение фашизма в Болгарии является спорным вопросом.
- ^ Неограниченные нарративы Исторические исследования в посткоммунистической Восточной Европе . Издательство Центральноевропейского университета. 15 июля 2007 г. с. 459. ИСБН 9789637326851 .
Постоянно кипящие дебаты переросли в несколько прямых споров.
- ^ Константин Иордаки, Фашизм в Юго-Восточной Европе: сравнение румынского Легиона Архангела Михаила и хорватских усташей, с. 461, в книге: Запутанные истории Балкан - Том второй, страницы: 355–468; DOI: https://doi.org/10.1163/9789004261914_006 .
- ↑ Фашистские партии и организации так и не стали массовым движением в Болгарии, но между 1934 и 1944 годами страна проявляла ярко выраженные симпатии к Оси. Подробнее см.: Киприан Бламирес (2006). Мировой фашизм: AK , Том 1 « Мирового фашизма: Историческая энциклопедия» , ABC-CLIO, Маркус Хаттштейн - Болгария, стр. 107–108. ISBN 1576079406 .
- ↑ Несмотря на значительные политические и экономические кризисы, местный фашизм оставался расколотым на ряд небольших движений, которым не удалось стать заметной политической силой в стране. В документе утверждается, что болгарские фашистские движения столкнулись с проблемами дифференциации своих целей и идеологий от других элементов крайне правых, подчеркивая зыбкие границы между двумя движениями. Подробнее см.: Фрусетта Дж. (2010). Фашизм завершит национальный проект? Неопределенные взгляды болгарских фашистов на палингенезис нации , Центрально-Восточная Европа, 37 (2–3), стр. 280–302.
- ^ Дэвид Д. Робертс (2016). Фашистские взаимодействия: предложения нового подхода к фашизму и его эпохе, 1919–1945 гг . Книги Бергана, стр. 252, ISBN 9781785331312 .
- ^ Джеймс Фрусетта, Анка Глонт, Межвоенный фашизм и радикальные правые после 1989 года: Идеология, оппортунизм и историческое наследие в Болгарии и Румынии, Коммунистические и посткоммунистические исследования, Том 42, Выпуск 4, 2009, страницы 551-571, ISSN 0967 -067X, https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2009.10.001 .
- ^ В конце 1980-х годов согласно болгарской марксистской историографии, если бы 1920-е годы все чаще рассматривались как фашистская политическая база, середина 1930-х годов по-прежнему ассоциировалась бы с фашизмом и его проявлениями в Болгарии. Хотя эта категоризация не была принята западными историками, только после политических изменений в 1989 году ярлык «фашизм» был открыто оспорен болгарскими учеными, и вместо этого термин «авторитарные режимы» был принят для обозначения растущей политической централизации страны в середины 1920-х годов и, особенно, с середины 1930-х годов. В настоящее время достигнут консенсус между болгарскими и международными экспертами, которые признали, что аграрная социальная структура Болгарии, а также ее монархическое правление были основными препятствиями на пути проникновения фашистских практик и утверждения фашизма в стране... Несмотря на военный переворот от 19 мая 1934 г. признается, что политическая система Болгарии сохраняла относительный плюрализм в своем ведущем (правительственном) секторе вплоть до самого кануна коммунистического переворота (1944 г.). Подробнее см.: Светла Балуцова (2011). Демография и нация: социальное законодательство и демографическая политика в Болгарии , Central European University Press, с. 97, ISBN 6155211922 .
- ↑ Западные специалисты по фашизму категорически отрицают существование фашистского режима в Болгарии . Подробнее см.: Румен Даскалов (2011) Дебаты о прошлом: современная болгарская история: от Стамболова до Живкова, Central European University Press, стр. 170, ISBN 6155053006 .
- ^ На мой взгляд, Болгарию нельзя определить как классическую фашистскую страну, как можно сказать о тогдашней фашистской Италии или нацистской Германии. Мы можем относиться к Болгарии как к пронацистской, профашистской стране, но Болгария на тот момент не была фашистской страной, - говорит македонский сопредседатель совместной македонско-болгарской комиссии по историческим и образовательным вопросам Драги Георгиев. Подробнее см.: Фросина Димеска, интервью с Драги Георгиевым - Болгарская оккупация или вторжение была, но не фашистская. Радио Свободная Европа / Радио Свобода. 06.02.2022.
- ^ Джон Р. Лампе ; Константин Иордаки (10 сентября 2020 г.). Борьба за Балканы . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 193–196. ISBN 9789633863268 .
Принимая во внимание специфику фашизма в его итальянском прототипе и других его европейских проявлениях, а также его развитие в болгарских условиях, можно дать следующее определение феномена в Болгарии: • Распространяются идеи и политические программы, сходные и тождественные фашистскому прототипу. в болгарском контексте. Создавались организации, насчитывавшие от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч членов. • Фашизм в форме единой политической организации (но и как идеология) не находился у власти и не участвовал в управлении страной.[...] С точки зрения идей, идеологии, можно выделить три основных этапа: пропаганда и организация развития фашизма в болгарском контексте: • ранний фашизм (протофашизм), первая половина 1920-х годов, период активного первоначального знакомства соответственно с пропагандой итальянского фашизма и формирования первые организационные ядра фашистской деятельности; • растущий интерес к этому явлению и к быстрому развитию некоторых организаций; период, совпадающий как с мировым экономическим кризисом, так и с подъемом национал-социализма в Германии, а именно период второй половины 1920-х — начала 1930-х годов, до переворота 1934 года; и • полностью развитая фашистская идеология организаций со значительным членством, активностью и присутствием во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов. Подробнее см.: Николай Попетров, Фашизмут в Болгарии: развитие и прояви, перевод Россицы Градевой. [Фашизм в Болгарии. Развитие и деятельность] (София: ИК Кама, 2008), стр.7–9; 69–72.
- ^ Стефан Родевальд, Мобилизация и сакрализация нации посредством религиозной памяти (1918–1944). В: Сакрализация нации через память о средневековых религиозных деятелях в Сербии, Болгарии и Македонии. стр. 487–841; DOI: https://doi.org/10.1163/9789004516311_005.
- ^ Еленков, Иван и Колева, Даниэла. (2012). Историография в Болгарии после падения коммунизма: произошли ли «перемены»? ИСТОРЕЙН. 4. 10.12681/история.87.
- ^ Василий Гиргинов; Петр Банков (25 февраля 2014 г.). Высший фашистский орган Супермена как политическая икона — глобальный фашизм . п. 83. ИСБН 9781135296940 .
С окончанием коммунистической эпохи в 1989 году возникла радикальная точка зрения, предполагающая, что фашизма никогда не существовало в Болгарии. Это неправда. Хотя вариант фашизма в Болгарии не был столь тотальным, как в других местах, изучение истории страны дает убедительные доказательства доминирования фашистской идеологической доктрины, усилий различных государственных администраций и учреждений по обеспечению ее принятия в обществе и их стремления создать «Арийская» мужественность.
- ^ "Историю необходимо знать, потому что, если мы ее не знаем - мы не узнаем и будущего. Сейчас это становится особенно актуальным, потому что историческое знание в последнее время оказалось чрезвычайно важным. И категорическое мнение исторической науки заключается в том, что в Болгарии не было фашистского режима", - сказал историк профессор Николай Овчаров . Подробнее см.: Проф. Овчаров: Необходимо внимательно использовать термин фашизм. Факти.бг, 02.02.2022 .
- ^ Божин Трайков, От антикоммунизма к фашизму. BODIL.bg, 16.01.2019 .
- ^ Вернер, Менски, «7, превосходя современность: постмодернистская реконструкция индуистского права», Индуистское право: за пределами традиций и современности (Дели, 2009; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 октября 2012 г.), https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780195699210.003.0007 , по состоянию на 19 августа 2022 г.
- ^ Попетров, Николай. Фашизм в Болгарии. Развитие и проявления. «Кинжал», 2008. С. 97-98, ISBN 978-954-9890-92-1 .
- ^ Стивен Ф. Сейдж (2017) Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения», Дапим: Исследования Холокоста, 31:2, 139-145, DOI: https://doi.org/10.1080/23256249.2017.1346743
- ^ Вена, М. (2008). Болгарская монархия: политически мотивированный пересмотр исторического образа в постсоциалистическом переходном обществе . В книге Д. Бретта, К. Джарвиса и И. Марина (ред.), Четыре империи и расширение: государства, общества и отдельные личности: преображение перспектив и образов Центральной и Восточной Европы (стр. 79–86).
- ↑ Фашистские партии и организации так и не стали массовым движением в Болгарии, но между 1934 и 1944 годами страна проявляла выраженные симпатии к Оси. Подробнее см.: Киприан Бламирес, Пол Джексон под ред. (2006) Мировой фашизм: АК, Том I, Историческая энциклопедия, ABC-CLIO, стр. 108, ISBN 1576079406 .
- ^ Фрусетта, Дж. Межвоенный фашизм и радикальные правые после 1989 года: Идеология, оппортунизм и историческое наследие в Болгарии и Румынии , Коммунистические и посткоммунистические исследования, Том 42, Выпуск 4, 2009, стр. 551–571, ISSN 0967- 067Х.
- ^ Фрусетта, Дж. (2010). Фашизм завершит национальный проект? Неопределенные взгляды болгарских фашистов на палингенезис нации , Центрально-Восточная Европа, 37 (2–3), стр. 280–302.
- ^ Раймонд Детрез, Исторический словарь Болгарии (2014). Исторические словари Европы, Роуман и Литтлфилд, стр. 197, ISBN 1442241802 .
- ^ Попетров, Николай. (2008) Фашизм в Болгарии. Развитие и проявления . «Кинжал», с. 97–98, ISBN 978-954-9890-92-1 .
- ^ Киприан Бламирес, (2006). Мировой фашизм: AK , Том 1 « Мирового фашизма: Историческая энциклопедия» , ABC-CLIO, стр. 107–108. ISBN 1576079406 .
- ^ Исторически преглед 65 (2009) 1-2, 112. ISSN 0323-9748. Valentina Zadgorska. The circle "Zveno" and its ideology. (Summary).
- ^ Дэвид Д. Робертс (2016). Фашистские взаимодействия: предложения нового подхода к фашизму и его эпохе, 1919–1945 гг . Книги Бергана, стр. 252, ISBN 9781785331312 .
- ^ Димитар Атанасов, Болгария до 9 сентября 1944 года: существовали ли фашизм и сопротивление? «Немецкая волна», 21.02.2022.
- ↑ В июле 1942 года был принят закон о гражданстве, согласно которому все (славянские) жители получили болгарское гражданство во время оккупации, за исключением, теоретически, тех, кто решил выбрать свое прежнее гражданство. Если бы они выбрали последнее, им пришлось бы эмигрировать. Многие сербы фактически бежали в Сербию. Подробнее см.: Македония. Его место в балканской силовой политике. Перепечатка. (Greenwood Press, 1980.) с. 72.
- ↑ Трудно ответить на вопрос, существовала ли македонская нация на самом деле в 1940-х годах, когда Коммунистическая партия Югославии решила ее признать. Некоторые наблюдатели утверждают, что даже в это время было сомнительно, считали ли славяне Македонии себя отдельной от болгар народностью (Палмер и Кинг 1971: 199-200). Подробнее см.: Лоринг М. Данфорт (1997) Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире, Princeton University Press, ISBN 0691043566 .
- ^ Димитров, пл. Комплектование и функционирование болгарской администрации в регионах Скопье и Битола 1941–1944 гг. В: Вторая мировая война и Балканы, Военное издательство, София, Сборник докладов и научных сообщений, представленных на международной конференции в Софии, 20-21 июня 2001 г.; 2002, стр. 188–203.
- ^ Рагару, Надеж. «Национализация через интернационализацию. Написание, запоминание и чествование памяти о Холокосте в Македонии и Болгарии после 1989 года» Südosteuropa, vol. 65, нет. 2, 2017, стр. 284–315. https://doi.org/10.1515/soeu-2017-0019
- ^ Крэмптон, Ричард Дж. (2003). Восточная Европа в двадцатом веке – и после. Рутледж. п. 20. ISBN 9781134712229 .
- ^ ...действительно, прибывающие болгарские войска были провозглашены освободителями от сербского правления. (Миллер 1975; Сволокопулос 1987a; Коцагеорги-Зимари 2002; Крэмптон 2008, 258–62; Ливаниос 2008, 102–27). Эвантис Хацивасилиу и Димитриос Триантафиллу под ред. в «Первом расширении НАТО: переоценка», Routledge, 2017 г., ISBN 113479844X , с. 51.
- ^ "К концу ноября почти вся Македония и Сербия были освобождены и очищены от немецких частей. Большую ответственность за достижение этой цели несет болгарская армия. В кампании участвовал военный контингент численностью более 450 000 военнослужащих. Несмотря на то, что Болгарское наступление было предпринято при сотрудничестве Югославской освободительной армии, поскольку, как отмечали тогда все наблюдатели, силы последней были абсолютно недостаточными, и без участия Болгарии разгром врага был бы невозможен. поведение болгарских войск в Македонии и Сербии. После завоевания определенной территории армия передала управление новой администрации, формировавшейся из рядов югославской оппозиции. местное население, особенно в городских районах, спокойно восприняло болгарское военное присутствие в регионе. Это в целом положительное отношение было связано с идеей будущей федерации между Югославией и Болгарией, которая начала продвигаться». Подробнее см. Ивайло Знепольски и др., Болгария при коммунизме, Routledge Histories of Central and Eastern Europe, Routledge, 2018, ISBN 1351244892 .
- ^ Ливаниос, Димитрис, Македонский вопрос: Великобритания и Южные Балканы 1939-1949, Издательство Оксфордского университета, 2008, ISBN 0191528722 , стр. 118–141.
- ^ Йозо Томасевич, Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество, Stanford University Press, 2001, ISBN 0-8047-3615-4 , стр. 751–752.
- ^ Сабрина П. Рамет (2006) Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005; Издательство Университета Индианы, стр. 140, ISBN 0253346568 .
- ^ Пол Риф, Македонский памятник культуры за пределами «Скопье 2014». Из журнала «Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы» . https://doi.org/10.1515/soeu-2018-0037
- ^ Карл Скутч под ред., Энциклопедия мировых меньшинств, Routledge, 2013, ISBN 1135193886 , с. 766.
- ^ Бруннбауэр, Ульф. (2005). Просербы против проболгаров: ревизионизм в постсоциалистической македонской историографии. Исторический компас. 3. 10.1111/j.1478-0542.2005.00130.x.
- ^ Рагару, Надеж. «Национализация через интернационализацию. Написание, запоминание и чествование памяти о Холокосте в Македонии и Болгарии после 1989 года» Südosteuropa, vol. 65, нет. 2, 2017, стр. 284–315. https://doi.org/10.1515/soeu-2017-0019
- ^ Вачков, Дэниел. Экономика коммунистической Болгарии (1944–1962). у Знепольского, Ивайло (ред.). История Народной Республики Болгария: Режим и общество. София, «Сиела», 2009. ISBN 978-954-28-0588-5 . с. 267 – 268.
- ^ Маринов, Чавдар Т. «Историографический ревизионизм и реартикуляция памяти в бывшей югославской Республике Македония». (2010).
- ↑ Стенографические записи тринадцатого продолжения четырнадцатой сессии Ассамблеи Республики Македония, состоявшейся 17 января 2007 г.
- ^ Заев: Контракт будет законом, я буду преследовать ненависть, «Глубинное государство» в оппозиции. БГНЕС, 25.11.2020 .
- ^ Колозова: Практически все «оккупанты» были нашими людьми, болгары не могут депортировать столько евреев без помощи местных жителей. Македонская газета, 25.07.2022.
- ^ Профессор Катерина Колозова: Потомки партизан Македонии утверждают, что являются нацией, созданной из «чистой ткани». Антифашизм – это лицо их фашизма. Фактор.бг, 25 марта 2021.
- ↑ Любчо Георгиевский: В национальной памяти македонцев остался только «болгарский фашистский оккупант». БНР, 25.09.2021 .
- ^ Македонский историк профессор Драги Георгиев*: Болгария не была фашистским оккупантом. Труда, 07.02.2022 .
- ^ Болгария просит ЕС остановить «фальшивую» македонскую идентичность. «Немецкая волна», 23.09.2020.
- ^ Синиша Яков Марушич, Болгария устанавливает жесткие условия для прогресса Северной Македонии в ЕС Скопье. РОЖДЕНИЕ; 10 октября 2019 г.
- ^ Н. Цеков, А. Андреев, Депортировала ли София македонских евреев? «Немецкая волна», 25.04.2012.