Историография в Северной Македонии
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Апрель 2023 г. ) |
Историография в Северной Македонии — это методология исторических исследований, разработанная и используемая македонскими историками. Он ведет свое происхождение от 1945 года, когда СР Македония стала частью Югославии. По мнению немецкого историка Стефана Трёбста , она сохранила почти ту же повестку дня, что и марксистская историография времен Социалистической Федеративной Республики Югославии . [ 5 ] Поколение македонских историков, тесно связанных с югославским периодом и сыгравших важную роль в создании национальных исторических нарративов, до сих пор оказывает влияние на современные институты. В области историографии коммунизм и македонский национализм тесно связаны. [ 6 ] После падения коммунизма македонская историография не стала существенно пересматривать свое коммунистическое прошлое из-за ключевой роли, которую коммунистическая политика сыграла в создании отдельной македонской нации. [ 7 ]
По мнению австрийского историка Ульфа Бруннбауэра , современная македонская историография сильно политизирована, потому что процесс построения македонской нации все еще продолжается. Различные подходы не приветствуются, и люди, выражающие альтернативные взгляды, рискуют столкнуться с экономическими ограничениями, препятствиями в академической карьере и стигматизацией как «национальные предатели». [ 8 ] Трёбст писал в 1983 году, что исторические исследования в СР Македонии касались прежде всего прямых политических действий. [ 9 ] Далее он охарактеризовал эту взаимную зависимость историографии и политики как более выраженную, чем то, что наблюдалось в Восточной и Юго-Восточной Европе. [ 10 ] Из-за сложности дела македонскую историографию можно было бы назвать государственной « идеологией ». [ 11 ] Более того, в Северной Македонии археология часто ставится на службу государству и используется для легитимации националистических претензий на историю, культуру и территорию. [ 12 ]
Хотя упоминания об этнических македонцах не встречаются в первоисточниках до 1870 года, первое поколение македонских историков после Второй мировой войны проследило македонский этногенез до начала XIX века. [ 13 ] [ 14 ] Однако после раскола Тито и Сталина произошел важный перелом, и происхождение нации было прослежено еще дальше во времени, к средневековой империи Самуила Болгарского , которая была присвоена как Македонская, а не Болгарская. [ 13 ] [ 14 ] После обретения Республикой Македония независимости от Югославии и после начала спора о названии Македонии с Грецией македонская историография вернулась к истокам нации еще раньше, к античности и древнему Македонскому царству с особым упором на Александра Великого . [ 15 ] [ 16 ] Хорватский историк Твртко Яковина приводит присвоение Александра Великого македонской историографией как пример «очевидной лжи». [ 17 ]
Некоторые отечественные и зарубежные ученые раскритиковали эту программу отрицательной историографии , чья очевидная цель – подтвердить непрерывное существование отдельной македонской нации на протяжении всей истории. [ 18 ] Эта противоречивая точка зрения антиисторична, поскольку она проецирует современные этнические различия на прошлое. [ 19 ] Такое прочтение истории способствует искажению македонской национальной идентичности и наносит ущерб академической честности истории как дисциплины. [ 20 ] Посредством образования поколениям студентов в стране передавались необоснованные исторические утверждения, чтобы скрыть тот факт, что многие видные македонцы считали себя болгарами. [ 21 ] Например, проект « Скопье 2014» продвигал идею преемственности македонской нации от древности до наших дней. [ 22 ] Дебаты в Северной Македонии относительно ее отношений с Болгарией и Грецией оказали значительное влияние на историографическое повествование в стране, представив новую ревизионистскую интерпретацию прошлого. [ 23 ]
История
[ редактировать ]В 1892 году Георгий Пулевский , один из первых македонских национальных активистов, завершил «Всеобщую историю македонских славян», хотя его познания в истории, возможно, были несколько ограничены. [ 24 ] Однако современный македонский исторический нарратив уходит корнями в коммунистические группы, действовавшие в межвоенный период , особенно в 1930-е годы, когда Коминтерн издал специальную резолюцию в их поддержку. По мнению активистов этих групп, македонская нация сформировалась в результате дифференциации от более ранней болгарской нации. В этих рамках македонское пробуждение в 19 веке произошло как часть Болгарского национального возрождения , но в начале 20 века ему удалось развиваться отдельно от него. [ 25 ] Один из них — Васил Ивановский — впервые заявил, что многие болгарские исторические деятели на самом деле были этническими македонцами . [ 26 ] Однако только после Второй мировой войны эти труды получили широкое признание, поскольку до создания коммунистической Югославии существование отдельной македонской нации еще не было широко признано.
Прославление югославского партизанского движения стало одной из основных составляющих послевоенной югославской политической пропаганды. В результате лидер новой Социалистической Республики Македония первоначально Лазарь Колишевский заявил, что история республики началась с коммунистической борьбы во время Второй мировой войны , тогда как события начала 20-го века, такие как восстание Илиндена , или такие организации, как IMRO были всего лишь болгарским заговором. [ 27 ] [ 28 ] В то же время первый ректор Университета Скопье Кирилл Мильовский признал, что ранние македонские возрожденцы и революционеры идентифицировали себя как болгары . [ 29 ] При явной государственной поддержке со стороны югославского правительства были расширены исторические исследования, подчеркивающие самобытность македонской государственности. [ 30 ] Новая македонская историография считала в качестве центрального принципа, что история Македонии отделена от истории Болгарии. Его основная цель состояла в том, чтобы способствовать развитию независимого македонского национального сознания с «антиболгарской» или «деболгаризирующей» тенденцией и разорвать любые связи с Болгарией. [ 31 ] Это отчетливое славянское сознание могло бы вдохновить на идентификацию с Югославией .
Первое национальное научное учреждение в этой области – Институт национальной истории Республики Македония – было создано в 1948 году. Историографическое повествование в первые два десятилетия после этого было расширено до начала XIX века, что, как считалось в то время, ознаменовало начало начало истории македонского народа. Однако некоторые люди из региона, включенные в новую версию, также сыграли значительную роль в Болгарском национальном возрождении . Эта очевидная проблема была решена коммунистической системой с помощью цензуры, контроля исторической информации и манипуляций. [ 33 ] Многочисленных видных активистов проболгарских настроений XIX и начала XX веков описывали как (этнических) македонцев. Несмотря на то, что во многих документах того периода местное славянское население упоминалось не как «македонское», а скорее как «болгарское», македонские историки утверждали, что оно все равно было македонским. Они также утверждали, что термин «болгарин» в то время не относился к какой-либо конкретной этнической принадлежности, а скорее использовался как синоним слов «славянин», «христианин» или «крестьянин». [ 34 ] Болгарские историки рассматривают это как часть систематической тенденции очернения и оскорбления этнонима «болгарин». [ 35 ]
С конца 1960-х годов предпринимались попытки расширить повествование до Средневековья. В 1969 году была опубликована первая академическая «История македонской нации», где многие исторические деятели региона, жившие в предыдущем тысячелетии, такие как Самуил Болгарский , были описаны как люди с «македонской (славянской) идентичностью». . Когда историки из Университета Скопье опубликовали в 1985 году свой сборник документов о борьбе македонского народа, они включили в отрывки из средневековых хроник сноску для каждого употребления термина «болгарин» . [ 36 ] Болгарские историки рассматривают это как исторический ревизионизм , которые продолжают оспаривать македонскую интерпретацию событий до сих пор. [ 37 ]
В вышеупомянутый период македонские и югославские ученые обычно называли древние местные племена Центрально-Балканского региона дако-мезийскими . Первоначально дако-мезийские племена были идентифицированы посредством лингвистических исследований. Позже югославские археологи и историки пришли к соглашению, что дако-мезийцы могли находиться на территории современной Сербии и Северной Македонии. Самыми популярными дако-мезийскими племенами, описанными в югославской литературе, были трибаллы , дарданцы и пеонийцы . [ 38 ] Основной целью исследований в СР Македонии во времена Югославии было установление некой паионийской идентичности и отделение ее от западных «иллирийских» и восточных «фракийских» образований. Идея паионийской идентичности была призвана продемонстрировать, что Вардарская Македония не была ни иллирийской, ни фракийской, а предпочитала более сложное разделение. Эта точка зрения противоречила научным утверждениям о строгом отделении Фрако-Иллирийских Балкан от соседних Болгарии и Албании. Югославско-македонские историки также утверждали, что любая правдоподобная связь между славяно-македонцами и их древними тезками была в лучшем случае случайной. [ 39 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]Ситуация существенно не изменилась после того, как Республика Македония обрела независимость в конце 20 века. Историография оставалась соответствующей историографии югославского периода, поскольку почти все идеи исторического ревизионистского характера зародились в коммунистическую эпоху . [ 44 ] Нежелание тщательного пересмотра югославской коммунистической историографии подогревалось тем фактом, что сами понятия македонской государственности, государственности и языка были продуктом югославской коммунистической политики. Для господствующего политического истеблишмента отношение к коммунистической Югославии было равносильно антимакедонизму . [ 45 ]
Македонская историография приобрела важное значение с начала 21 века перед лицом неуверенной переоценки югославского прошлого и непростой формулировки нового антикоммунистического нарратива. [ 46 ] Оно искало новый горизонт за мифологической символикой древней Македонии . С этой целью границы древнего государства были расширены на север, за пределы его действительных исторических границ. Согласно этому новому повествованию, большинство культурных достижений древних македонцев на самом деле были (этническими) македонцами, и, следовательно, настоящее имя эллинизма должно было быть македонизмом . Эта новая историческая тенденция, названная антикизацией , сделала македонскую нацию на тысячу лет старше. [ 47 ] С этой точки зрения, древние македонцы не были древнегреческим народом, и сохраняется отдельное существование древних македонцев в раннем средневековье , через 800 лет после падения их царства, а также их смешение в Византийской империи с прибывшими ранними славянскими поселенцами. в конце VI века. [ 48 ]
первую македонскую энциклопедию опубликовала В 2009 году Македонская академия наук и искусств . Публикация вызвала международные и внутренние протесты из-за своего содержания, а ее авторы подверглись резкой критике. [ 49 ] Даже некоторые македонские ученые раскритиковали книгу как поспешно подготовленную и политически мотивированную. Вскоре после этого скандальная энциклопедия была изъята из книжных магазинов. В 2008 году македонский канадский историк Эндрю Россос опубликовал первый профессиональный обзор истории Македонии на английском языке. Однако Стефан Трёбст предположил, что на его повествование повлияли доминирующие взгляды в Республике Македония, тем самым отражая последние события в официальной македонской историографии. [ 50 ]
В последнее время македонская сторона проявила интерес к участию в дебатах о национальном историческом нарративе с Болгарией и Грецией. Что касается македонского повествования, как греческие, так и болгарские историографы поставили под сомнение фактическую основу македонской историографии. По словам Майкла Р. Паларета , в трехстороннем споре о Македонии болгарская точка зрения ближе к объективной исторической реальности, чем греческая или македонская точка зрения, но македонская историографическая версия отходит от здравого смысла и исторических данных гораздо больше, чем любая другая. Греческие или болгарские. [ 54 ]
Правительства Болгарии и Македонии подписали договор о дружбе, призванный укрепить сложные отношения между двумя балканскими государствами в августе 2017 года. В рамках договора в 2018 году была сформирована совместная комиссия по историческим и образовательным вопросам. Эта межправительственная комиссия является форумом. где должны быть подняты и обсуждены спорные исторические вопросы, чтобы разрешить проблемные прочтения истории. В интервью, данном в 2019 году, македонский сопредседатель совместной исторической комиссии - проф. Драги Георгиев - указал, что необходимо признать наличие подделок с македонской стороны. В качестве примера была замена слова «болгарский» на «македонский» в некоторых исторических артефактах, встречающихся в македонских учебниках. По словам Георгиева, историография в Северной Македонии на протяжении многих лет была функцией процесса государственного строительства. [ 55 ]
В начале октября 2019 года Болгария поставила ряд жестких условий для продвижения Северной Македонии в ЕС. Болгарское правительство приняло окончательную «Рамочную позицию», предупредив, что Болгария не допустит, чтобы интеграция Северной Македонии в ЕС сопровождалась европейской легитимацией антиболгарской идеологии. В списке было более 20 требований и график их выполнения в ходе переговоров о вступлении Северной Македонии. В нем говорилось, что переписывание истории части болгарского народа после 1944 года было одним из столпов булгарофобской программы тогдашнего югославского коммунизма. «Рамочная позиция» была одобрена парламентским голосованием 10 октября. [ 56 ] В результате в интервью болгарским СМИ в ноябре 2020 года премьер-министр Македонии Зоран Заев признал, что, среди прочего, Болгария не была фашистским оккупантом во время Второй мировой войны и фактически присоединилась к македонским партизанам в боях по изгнанию немцев из этого региона. в 1944 году. [ 57 ] Это вызвало критику и обвинения македонских общественных деятелей, политиков и историков в историческом ревизионизме. [ 58 ] Лидер ВМРО-ДПМНЕ Християн Микоски заявил, что он обеспокоен тем, что переговорный процесс с Болгарией может поставить под угрозу национальную идентичность Македонии. [ 59 ] Вспыхнули протесты с требованием отставки Заева. [ 60 ] По словам бывшего премьер-министра Македонии Любчо Георгиевского , такая реакция была результатом невежества, лицемерия или политиканства. [ 61 ]
17 ноября 2020 года Болгария заблокировала официальное начало переговоров о вступлении Северной Македонии в ЕС. [ 62 ] Одной из основных причин был «продолжающийся процесс национального строительства», основанный на историческом отрицании болгарской идентичности, культуры и наследия в более широком регионе Македонии . [ 63 ] Признание влияния Болгарии на историю Македонии весьма проблематично, поскольку оно противоречит нарративу о построении нации в Югославии после Второй мировой войны, основанному на антиболгарской позиции. [ 64 ] В августе 2022 года совместная историческая комиссия достигла соглашения и рекомендовала совместное поминовение таких исторических личностей, как Кирилл и Мефодий , Климент Охридский , святой Наум и царь Самуил . [ 65 ]
Альтернативные взгляды
[ редактировать ]После падения коммунизма . исторические ревизионисты в Республике Македония поставили под сомнение повествование, сложившееся в коммунистической Югославии [ 67 ] Среди них Зоран Тодоровский, Стоян Киселиновский, Виолета Ачкоска и Стоян Ристески, которые идеологически связаны с ВМРО-ДПМНЕ . После 1945 года югославские власти реабилитировали только некоторых революционеров IMRO, которые не были связаны с идеей союза Македонии с Болгарией, в то время как другие деятели IMRO оставались без внимания из-за их сильных проболгарских позиций. Тодоровский пытался реабилитировать фигур, считающихся в историографии спорными проболгарами, таких как Тодор Александров и Иван Михайлов . Он также утверждал, что все македонские революционеры начала 20 века и позже считали себя болгарами. [ 68 ] [ нужен неосновной источник ] С другой стороны, Тодор Чепреганов настаивал на том, что почти все македонские революционеры иногда занимали проболгарскую позицию или называли себя болгарами. [ 69 ] Основываясь на его мнениях, болгарские источники утверждают, что аналогичных взглядов придерживался и Иван Катарджиев . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Киселиновский, с другой стороны, дал новую оценку стандартизации македонского языка и роли, которую сыграл в ней Блаже Конески . Ачкоска и Ристески писали о репрессиях против противников коммунистического режима.
Такие люди, как Иван Микульчич , Крсте Црвенковский и Славко Милосавлевский, пытались открыто противостоять популярным историческим мифам в Республике Македония. Микульчич, например, с помощью археологических данных доказал, что на момент прибытия ранних славян в Македонию не существовало древних македонцев. Он также нашел несколько булгарских поселений на территории современной республики и утверждал, что славяне в Македонии приняли этноним болгары в 9 веке. [ 73 ] Милосавлевский и Црвенковский бросили вызов мифу о значении коммунистического партизанского движения сопротивления болгарской армии во время Второй мировой войны . [ 74 ] Подобные исследования стали единственным исключением в новой македонской историографии, при этом большинство историков оставались верными политической элите, пишущие публикации, посвященные эллинистической части македонского прошлого, средневековой Болгарской империи и болгарскому национальному возрождению османского периода. [ 75 ] По словам македонского профессора патологии и тогдашнего члена парламента Весны Яневской, конфликт во время Второй мировой войны представлял собой братоубийственную или гражданскую войну. [ 76 ] По мнению македонского философа Катерины Колозовой , термин «болгарские фашистские оккупанты» сомнителен, поскольку значительная часть из них были практически местными пособниками болгарских властей. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] По ее словам, связь современной македонской идентичности с деятельностью югославских партизан настолько глубоко укоренилась в обществе, что какой-либо исторический пересмотр этого вопроса невообразим. [ 79 ]
Политика утверждения этнического македонского прошлого в древние, средневековые и османские времена подвергается критике со стороны других ведущих интеллектуалов, ученых и политиков в самой стране, таких как Денко Малески , Мирослав Грчев , Любчо Георгиевски и другие. Это демонстрирует слабость археологии и историографии, а также некоторую этническую маргинализацию. [ 80 ] Эти интеллектуалы из македонской элиты признают, что самостоятельная македонская нация — это недавнее явление, возникшее в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Подобные взгляды распространены среди хорошо образованных граждан, которые ищут научное решение процесса национального строительства. Несмотря на то, что значительная часть ведущего истеблишмента решительно выступает против выражения таких взглядов, некоторые видные представители элиты раскрывают свои рациональные взгляды. [ 81 ] В конце 2015 года кинорежиссер Дарко Митревски опубликовал в газете « Нова Македония » статью из девяти частей под названием « Наша большая подделка », в которой высказалась резкая критика македонского исторического повествования. По его словам, если македонцы не примут свою реальную историю, они станут нацией с историческими комплексами. Они останутся в ссоре со своими соседями, если продолжат выдумывать вымышленную историю пенополистирола. По его словам, такой нации нужна не история, а психиатрия. [ 82 ]
Зарубежные историографические исследования
[ редактировать ]Основная европейская историография утверждает, что идея отдельной македонской нации возникла в основном во время Второй мировой войны и была принята в массовом порядке сразу после нее. [ 83 ] По словам Карстена Виланда, Штефан Трёбст считает строительство македонской нации идеальным примером теории национализма Геллнера . С момента создания Югославской Македонии это было реализовано сразу. [ 84 ] вопрос о том, были ли древние македонцы изначально греческим племенем или нет, в конечном итоге является излишним вопросом По мнению профессора антропологии Лоринга Данфорта, . [ 85 ] Джон Ван Антверпен Файн утверждает, что на протяжении средневековья и эпохи Османской империи современные болгары и македонцы составляли один народ. [ 86 ] По мнению Бернара Лори, этнические расхождения между болгарами и македонцами произошли в основном в первой половине 20 века. [ 87 ] Александр Максвелл утверждает, что едва ли к середине того столетия македонцы начали рассматривать македонскую и болгарскую лояльность как взаимоисключающие. [ 88 ] По словам историка Юджина Н. Борзы , македонцы, недавно возникший народ и не имевший истории, находятся в поисках своего прошлого. Этот поиск является попыткой помочь узаконить их неуверенное настоящее, выживающее в беспорядке балканской политики. [ 89 ] Антрополог Ивайло Дичев утверждает, что перед македонской историографией стоит невыполнимая задача — заполнить огромные пробелы между древним Македонским царством, рухнувшим во II веке до нашей эры, государством Кометопулов X-XI веков и югославской Македонией , возникшей в середине 20 века. [ 90 ] Несмотря на мифы о национальной чистоте и преемственности, которые стали доминировать в официальной македонской историографии, что не является чем-то необычным для Балканского региона, Ипек Йосмаоглу утверждает, что от поиска македонской национальной линии мало что можно получить, поскольку македонская государственность была сформирована главным образом в течение десятилетий после Второй мировой войны. [ 91 ] Георгий Станков поддерживает тезис о Социальный психолог том, что сегодня историография Северной Македонии основана на постмодернистском подходе, стирающем различия между «фактом» и «ценностью», «реальностью» и «восприятием». [ 92 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Болгарское вторжение в Вардар-Бановину , апрель 1941 года. Болгар встретили как освободителей. [ 93 ] Затем местные коммунисты присоединились к БКП и отказались от любых военных действий против болгар. После войны югославская коммунистическая историография много сделала для того, чтобы приравнять термин «болгарин» к фашистскому оккупанту . [ 94 ]
-
Бывший болгарский полицейский участок в Прилепе подвергся нападению партизанского отряда 11 октября 1941 года. Сегодня объект является мемориальным музеем. Фактически единственной жертвой нападения, отмечаемого как день македонского восстания против болгарских фашистов, стал местный житель, призванный в болгарскую полицию. [ 95 ]
-
Македонские историки обвинили болгарские войска в нескольких злодеяниях, в том числе в убийстве 12 молодых мирных жителей в деревне Ваташа . Однако, кроме части участвовавших солдат, командир был еще и местным. [ 96 ] [ 97 ] Хотя подобные злодеяния совершались тогда и на старых болгарских землях. [ 98 ]
-
Болгарские войска входят в Скопье в ноябре 1944 года после того, как изгнали немцев из города. [ 99 ] Македонские источники утверждают, что болгарские войска не участвовали в захвате города, даже в качестве наблюдателей. [ 100 ] [ 101 ] Болгарские источники утверждают, что они захватили город. [ 102 ]
-
Положение Суда по защите национальной чести Македонии от января 1945 года. Десятки тысяч проболгарских элементов были заключены в тюрьмы, преследовались, репрессированы и т. д. за нарушение этого Закона , и более 1000 были убиты в 1945 году. [ 103 ] [ 104 ]
-
Последний лидер IMRO Иван Михайлов (слева) с бывшим активистом IMRO Пандели Стояновым в Риме (1969 год). В македонской историографии он считается болгарофилом и фашистом , а организация, которую он возглавлял в период с 1924 по 1934 год, также считается проболгарской. [ 105 ]
См. также
[ редактировать ]- Македонский вопрос
- Македонский национализм
- История Северной Македонии
- Референдум в Македонии 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элизабет Контогиорги, Обмен населением в греческой Македонии: сельское поселение беженцев 1922-1930 гг., Оксфордские исторические монографии, Clarendon Press, 2006, ISBN 0-19-151555-8 , с. 12.
- ^ «мс0601» . www.soros.org.mk. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ "Спор об их происхождении дошел до того, что болгарские ученые обвинили своих македонских коллег в подделке архивных изданий труда Миладиновиса путем умышленного удаления слова "болгарский" с обложки и отказа отображать их в музеи, с другой стороны, македонцы настаивают на том, что слово «болгарский» было вставлено в факсимиле первых изданий произведений Миладиновых болгарскими националистами и что копии. представленные в македонских музеях, являются оригинальными (...) Однако, похоже, болгарский аргумент имеет гораздо более сильную поддержку в международных академических кругах». Подробнее см.: Драгана Лазаревич, Политика наследия на Западных Балканах: эволюция национального строительства и изобретение национальных нарративов как следствие политических изменений, Кардиффский университет, 2015, стр. 323–324.
- ↑ Однако полемика по поводу создания сборника братьев Миладиновых продолжалась и в ХХ веке, поскольку в македонском издании 1983 года «Сборник братьев Миладиновых», переизданном в Скопье, из него были удалены все до единой «болгарские» ссылки. Переиздание оригинала в 2000 году попыталось сдержать страсти, но вызвало лишь энергичный протест македонских историков. В конце концов Государственный архив Македонии, финансируемый Фондом Сороса, выставил напоказ ее копию, предварительно тщательно отрезав прилагательное «болгарский», поэтому на обложке было просто написано «Народные песни». Подробнее см.: Живич Т., Враньеш А. (2017). Йосип Юрай Штроссмайер: государственный деятель культуры. Култура/Культура, 6 (14), стр. 136-144; ISSN 1857-7725 .
- ^ Стефан Трёбст, Историческая политика и исторические «шедевры» в Македонии до и после 1991 года, Новая балканская политика, 2003.
- ^ Румен Даскалов, Диана Мишкова в качестве редактора, Запутанные истории Балкан - Том второй: перенос политических идеологий и институтов, BRILL, 2013, ISBN 90-04-26191-5 , с. 499.
- ^ Бруннбауэр, Ульф. (2005). Просербы против проболгаров: ревизионизм в постсоциалистической македонской историографии. Исторический компас. 3. 10.1111/j.1478-0542.2005.00130.x.
- ^ Ульф Бруннбауэр, «Служение нации: историография в Республике Македонии (БЮРМ) после социализма», Historien, Vol. 4 (2003-4), стр. 174-175.
- ^ Мортен Дели Андреассен, июнь 2011 г.; «Если вы не голосуете за ВМРО, вы не македонец». Исследование македонской идентичности и национального дискурса в Скопье. Диссертация представлена в рамках частичного выполнения степени магистра искусств. Кафедра социальной антропологии Бергенского университета, с. 81.
- ^ "Во всяком случае, начало активного национально-исторического направления с историческими "шедеврами", которое впервые стало возможным в 1944 году, развивалось в Македонии гораздо тяжелее, чем это было при создании соседних народов Греки, сербы, болгары и другие в 19 веке эти соседи почти полностью «разграбили» исторические события и персонажи с земли, и от запоздалой нации остались лишь обломки. «разграбленная история» была возвращена, а во-вторых, была предпринята попытка превратить обломки в фундаментальную часть автохтонной истории. Это привело к длительной фазе экспериментов и пересмотров, в ходе которой оказывалось влияние ненаучных примеров. Эта специфическая связь политики с историографией в Социалистической Республике Македонии... заключалась в том, что это был случай взаимной зависимости, т.е. влияния между политикой и исторической наукой, где историки не просто играют роль регистраторов, послушных приказам. За свое значительное политическое влияние им пришлось расплачиваться за косность науки... Подобного случая взаимной зависимости историографии и политики на таком уровне в Восточной или Юго-Восточной Европе нет». , «Историческая политика и исторические «шедевры» в Македонии до и после 1991 года», New Balkan Politics, 6 (2003).
- ^ Этот анализ пытается наметить методологический плюрализм и определить сложное понятие политизации истории, по крайней мере, в ее философской, политической и эпистемологической мультидисциплинарности. Такой подход релятивизирует традиционное и оценивает политизацию истории как исключительно негативное социальное, культурное и политическое явление. Из-за его сложности и того, что в просторечии понимается под термином «политизация», было бы точнее использовать более общее понятие «идеология». Кроме того, этот анализ направлен на хронику развития македонской коллективной политической и культурной идентичности, которая в настоящее время оспаривается. Этот краткий обзор фокусируется только на современном и новейшем периоде возникновения македонской нации, то есть с 1941 по 2018 год, ключевых годах, в которых скрытые тенденции завершают эти исторические процессы в форме дифференцированной политической идентичности — современного македонского государства. — проявляются наиболее явно. Подробнее см.: Скаловский Д. (2021). Политизация истории в Северной Македонии (1941–2018 гг.). В: Огненович Г., Йожелич Дж. (ред.) Национализм и политизация истории в бывшей Югославии. Современность, память и идентичность в Юго-Восточной Европе. Пэлгрейв Макмиллан, Чам. дои : 10.1007/978-3-030-65832-8_11
- ^ Дэнфорт, Лоринг М. (1995). Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире . Принстон, Нью-Джерси с. 169. ИСБН 978-0-691-22171-7 . OCLC 1206364430 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Йосмаоглу, Ипек (2013). Кровные узы: религия, насилие и политика государственности в Османской Македонии, 1878–1908 гг . Издательство Корнельского университета. п. 24. ISBN 978-0-8014-6979-4 .
- ^ Jump up to: а б Ульф Бруннбауэр, «Историография, мифы и нация в Республике Македония», в книге (Re)Writing History. Историография в Юго-Восточной Европе после социализма, под ред. Ульф Бруннбауэр (Мюнстер: Lit Verlag, 2004), 165–200.
- ^ Йосмаоглу, Ипек (2013). Кровные узы: религия, насилие и политика государственности в Османской Македонии, 1878–1908 гг . Издательство Корнельского университета. п. 24. ISBN 978-0-8014-6979-4 .
- ^ Ульф Бруннбауэр, «Историография, мифы и нация в Республике Македония», в (Re) Writeing History. Историография в Юго-Восточной Европе после социализма, под ред. Ульф Бруннбауэр (Мюнстер: Lit Verlag, 2004), 165–200.
- ^ Яковина, Твртко (2021). «Влюбиться в предателей: взгляды на сотрудничество во время Второй мировой войны в нескольких балканских странах после окончания холодной войны» . В Битуняке, Мартина; Шопс, Юлиус Х. (ред.). Сложное соучастие: европейское сотрудничество с нацистской Германией во время Второй мировой войны . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 296. ИСБН 978-3-11-067118-6 .
- ^ Синиша Яков Марушич, Новая статуя пробуждает прошлые ссоры в Македонии. BalkanInsight, 13 июля 2012 г., цитируется в книге «Война на Балканах: конфликт и дипломатия перед Первой мировой войной» Джеймса Петтифера, IBTauris, 2015, ISBN 0-85773-968-9 .
- ^ Кирилл Дрезов, Македонская идентичность: обзор основных утверждений в «Новомакедонском вопросе» под ред. Дж. Петтифера, Springer, 1999, ISBN 0-230-53579-8 , стр. 55.
- ^ Ирена Стефоска , Нация, образование и историографические рассказы: пример Социалистической Республики Македония (1944-1990); Введение. В дискуссиях об идентичностях (этнических, национальных, религиозных, гендерных и т. д.), «Фрагменты истории македонского национализма: введение в проблему исследования», стр. 34-35.
- ↑ Прошлое систематически фальсифицировалось, чтобы скрыть тот факт, что многие выдающиеся «македонцы» считали себя болгарами, а поколениям студентов преподавали «псевдоисторию» «македонской нации». Подробнее см.: Майкл Л. Бенсон. , Югославия: Краткая история, издание 2, Springer, 2003 г., ISBN 1-4039-9720-9 , с. 89.
- ^ Клаус Рот, Аскер Картары как авторы и редактор, Культуры кризиса в Юго-Восточной Европе, Том 2, LIT Verlag Münster, 2017, ISBN 3-643-90791-5 , с. 169.
- ^ Тодоров П. Македонская историография: вопрос идентичности и политики. Современная европейская история. 2023:1-7. doi:10.1017/S0960777323000528
- ^ Митко Б. Панов, Ослепленное государство: историографические дебаты о Самуиле Кометопулосе и его государстве (10-11 века) Восточно-Центральная и Восточная Европа в средние века, 450-1450 гг., БРИЛЛ, 2019, ISBN 90-04-39429-X , с. 277.
- ^ Спиридон Сфетас, Конфигурация славяно-македонской идентичности. Болезненная эволюция. Салоники: Ваниас, 2003. Балканика XLVI, стр. 426–429. Рецензия Афанасиоса Лупаса.
- ^ Румен Даскалов, Александр Везенков, Запутанные истории Балкан - Том третий: общее прошлое, спорное наследие. БРИЛЛ, 2015, ISBN 90-04-29036-2 , с. 449.
- ^ Мичев. Д. Македонский вопрос и болгаро-югославские отношения – 9 сентября 1944–1949, Издательство: СУ Санкт-Петербург. кл. Охридский, 1992, с. 91.
- ^ Катарьиев, Иван. Василь Ивановский – жизнь и творчество, предисловие к книге: Ивановский, Василь. Почему мы, македонцы, — отдельная нация, Избранные произведения, Скопье, 1995, с. 25-26.
- ^ Милен Михов, Политика в истории! Новая болгарская история и македонская историография 1944-2005 гг. , УИ «Св. Св. Кирилл и Мефодий», Велико Тырново, 2006 г., ISBN 978-954-524-532-9 ; стр. 40 - 41.
- ^ Стефан Трёбст, «Болгарско-югославский спор по поводу Македонии 1967-1982». Р. Ольденбург, 1983 г., ISBN 3-486-51521-7 , с. 15.
- ^ Стивен Э. Палмер, Роберт Р. Кинг, югославский коммунизм и македонский вопрос, Archon Books, 1971, ISBN 0-208-00821-7 , стр. 6-7.
- ^ Ред. Дж. Петтифера, Новомакедонский вопрос, Серия Святого Антония, Springer, 1999, ISBN 0-230-53579-8 , с. 75.
- ^ Редактор Деяна Джокичаса, Югославизм: истории неудачной идеи, 1918-1992; Издательство Hurst & Co., 2003 г., ISBN 1-85065-663-0 , стр. 121–122.
- ^ Блейз Ристовски, История македонской нации, Скопье, 1969, стр. 13-14.
- ^ Величков, Иордания [на болгарском языке] (2016). Век преступного безумия (1912–2012): отчет о несостоявшемся веке . София: Издательство «Захарий Стоянов», Македонский научный институт. стр. 254–256. ISBN 9789540909394 .
- ^ Крис Костов, Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996, Питер Ланг, 2010, ISBN 3-0343-0196-0 , с. 109.
- ^ Чавдар Маринов, Историографический ревизионизм и реартикуляция памяти в бывшей югославской Республике Македония, Сравнительные политические общества, выпуск 25, май 2010 г., стр. 3 .
- ^ 'Кузманович З., Вранич I, 2013: О рефлексивной природе археологии западнобалканского железного века: тематическое исследование «иллирийского аргумента». Антропология (Брно) 51, 2: 249–259, Международный журнал человеческого разнообразия и эволюции, ISSN 0323-1119 , с. 6.
- ^ Бечев Димитар, Исторический словарь Республики Македония, издательство Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , с. 12.
- ^ Догма македонской историографии состоит в том, что это была «этническая македонская» организация, а аббревиатура IMARO в македонской историографии обычно сокращается до IMRO, чтобы избежать сложных вопросов о присутствии в тех же организациях людей, которые сегодня называются «этническими македонцами» из географическая Македония - вместе с «этническими болгарами» из Адрианопольского вилайета. В этих случаях современная реальность полностью проецируется в прошлое. Подробнее см.: Кирилл Дрезов, Македонская идентичность: обзор основных утверждений в «Новомакедонском вопросе» под ред. Дж. Петтифера, Springer, 1999, ISBN 0-230-53579-8 , стр. 55.
- ↑ Революционный комитет посвятил себя борьбе за «полную политическую автономию Македонии и Адрианополя». Поскольку они добивались автономии только для тех территорий, населенных болгарами, они отказывали представителям других национальностей в членстве в IMRO. Согласно статье 3 устава, «членом может стать любой болгарин». Подробнее см.: Лаура Бет Шерман, Пожары на горе: македонское революционное движение и похищение Эллен Стоун, Том 62, Восточноевропейские монографии, 1980, ISBN 0-914710-55-9 , с. 10.
- ^ Мишкова Диана под ред., Мы, люди: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе, Central European University Press, 2009, ISBN 963-9776-28-9 , стр. 113-114.
- ^ Иван Катарджиев, Некоторые вопросы о конституции и правилах ВМРО до Илинденского восстания. Бюллетень Института национальной истории, Скопье, 1961, вып. № 1, с. 149-164.
- ^ Стефоска, Ирена и Стоянов, Дарко. (2016). Вспоминая и забывая СФР Югославия. Историография и учебники истории в Республике Македонии. Южная Европа. 64. 10.1515/СОЭУ-2016-0016.
- ↑ Ульф Бруннбауэр, «Просербы» против «проболгар»: ревизионизм в постсоциалистической македонской историографии, впервые опубликовано 21 декабря 2005 г. два : 10.1111/j.1478-0542.2005.00130.x
- ^ Джанев, Г. (2017). Тяжелое прошлое: вызов социалистическому наследию Македонии. Studia ethnologica Croatica, 29 (1), 149–169. два : 10.17234/SEC.29.8
- ^ Вангели, Анастас (2011): Древнемакедонский стиль национального строительства: истоки и последствия так называемой антиквизиции в Македонии. В документах о национальностях 39 (1),
- ^ Вангели, Анастас. 2011: 20: «Например, в новейшей официальной «Истории македонского народа», опубликованной Институтом национальной истории в 2009 году, утверждается, что во время взаимодействия славян-иммигрантов и коренных древних македонцев древние черты преобладали и определяли развитие региона (Чепреганов и др.). Это напоминает серьезный пересмотр позиции Института, который с момента своего основания утверждал, что после Великого переселения народов славяне навязали свою культуру. на новых землях, таким образом, македонская культура была славянской. Митко Панов, главный автор глав по древней и средневековой истории, опубликовал серию статей («Antiĉkite Makedonci»; «Vizantiskiot kontinuitet»), в которых говорится, что древние македонцы «продолжали свое существование». существовавшего как народ, сохранившего свои этнические особенности и традиции» даже в период Великого переселения народов, что повлияло на «самоидентификацию» переселенцев-славян, даже всю византийскую культуру. Он утверждал, что политическая «тенденция историографии в СФРЮ основана (. . .) об отношениях между Белградом и Афинами» породило игнорирование очевидной преемственности древних македонцев (Панов, Митко Б. 2008, «Античките Македонци во рана Византија (4-6 век). Потврден континуитет», во: зборник на трудови на учебном симпозиуме «Македонија помеѓу Византискиот комонвелт и Европската Унија", уред. од Ј. Донев, М. Б Панов и З. Стефковски, Скопје, ЕвроБалкан. стр. 33-44.
- ^ «Македонская энциклопедия разжигает балканский этнический скандал» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 14 июня 2021 г.
- ↑ Канадско-македонский историк Эндрю Россос считается опубликовавшим «первый профессиональный обзор истории Македонии на английском языке, хотя историк Стефан Трёбст предполагает, что на его «телеологическое изображение негативно влияет скопянский взгляд на историю» и поэтому считается промакедонский националистический отчет, представляющий последние события в македонской историографии. Дополнительную информацию см.: Историческая ассоциация , Журнал преподавания истории, март 2015 г., Демократизация македонского вопроса, Средняя школа Эдриенн Райт Смитс Хилл, Вуллонгонг, Цена эссе по расширению HTA 2014 г. - 1-е место. п. 49.
- ^ Как в Балканских войнах, так и позднее, во время Первой мировой войны, с самого ее начала македонцы были насильственно мобилизованы властями, оккупировавшими территории, определенные как государство, вследствие Бухарестского мирного соглашения. Многие из этих воинских частей, состоящих из македонцев, назывались «добровольческими» частями, и в воюющих странах для них изготавливали флаги. Подробнее см.: Виктор Габер «От объекта к субъекту – Македония в международных отношениях», «Фридрих Эберт» 2017, с. 96.
- ↑ Болгарская оккупация Македонии во время Балканских войн и особенно во время Первой мировой войны использовалась железом и огнем для достижения того, чего болгарскому государству ранее не удавалось сделать. Подробнее см.: Лазарь Мойсов, Погледи во минатото близко и далеко, Политическая библиотека, Наша книга, 1977, стр. 43.
- ^ Важным источником обогащения болгарской буржуазии был грабеж населения с оккупированных территорий Македонии и Поморавля . В этих районах был введен жестокий террористический режим, который позволял болгарской буржуазии и военным грабить местное население без сбора средств. . Апостолов, Александр (1962). Вардарская Македония от Первой мировой войны до выборов в Учредительное собрание - 28 ноября 1920 г. с. 30. В ежегодных записках философского факультета № 13, с. 27–90. (на македонском языке).
- ^ Майкл Палайрет, Македония: Путешествие по истории (Том 1, От древних времен до османских вторжений), Cambridge Scholars Publishing, 2016, ISBN 1-4438-8843-5 , с. 16.
- ^ Проф. Драги Георгиев: Допустим, была и фальсификация - вместо "болгарский" написали "македонский" - это правда. Factor.bg, 21 марта 2020 .
- ^ Синиша Яков Марушич, Болгария устанавливает жесткие условия для прогресса Северной Македонии в ЕС Скопье. РОЖДЕНИЕ; 10 октября 2019 г.
- ^ Нам нужно это изменить. Мы уже поменяли более 20 табличек в стране, где было написано «Болгарский фашистский оккупант». Это не так - Болгария - это не фашизм, Болгария - наш друг... Была когда-то администрация в этот момент, в начале. После этого Болгария поднимается вместе с антифашизмом, борется за свободу, за демократию и, несомненно, является частью антифашистского фронта. Болгарские и македонские войска освобождали территории – Криву-Паланку, Куманово, всю область, Скопье и всю эту часть. Подробнее см.: Зоран Заев: Соглашение с Болгарией станет законом. Mediapool опубликовал интервью Любчо Нешкова, владельца информационного агентства БГНЕС. 25 ноября 2020 г.; Mediapool.bg.
- ↑ Интервью, которое премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев дал болгарскому информационному агентству BGNES, опубликованное в среду, в котором он предположил, что Болгария не была оккупирующей силой в сегодняшней Северной Македонии во время Второй мировой войны, задело за живое нервы в его собственной стране. Его высказывания вызвали критику со стороны историков, общественных деятелей, а также политиков, даже со стороны его собственной правящей Социал-демократической партии, обвиняющей его в историческом ревизионизме. Оппозиция призвала к протестам. Подробнее см.: Синиша Яков Марушич, Высказывания премьер-министра Северной Македонии об истории задели нервы. БИРН, 26 ноября 2020 г.
- ^ Микоски обеспокоен македонской идентичностью. ДТЗ/ДВ, 25.11.2020 .
- ^ "Протест во 7 градови: "Оставка на Заев, слобода на народот" " . www.slobodnaevropa.mk . Retrieved 23 September 2022 .
- ↑ Историки сжались в скорлупе бывших югославских схем и не выходят из них. Историки не раскрывают правды о Югославии... Посол из Брюсселя, отец которого был не только болгарофилом, но и по определению македонцем-болгарином - и он сейчас выступает с некоторыми философскими интерпретациями. Ну, возможно ли такое лицемерие в Македонии?» Подробнее см.: Любчо Георгиевский: Люди в шоке от Заева, потому что не знают прошлого. Эпицентр, 28 ноября. 2020.
- ^ Болгария блокирует переговоры о вступлении в ЕС с Северной Македонией. 17 ноября 2020 г., Национальная почта .
- ^ «Министр иностранных дел Захариева: Болгария не может одобрить рамки переговоров ЕС с Северной Македонией, Novinite.com – Софийское информационное агентство» . www.novinite.com . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Пол Риф, Македонский памятник культуры за пределами «Скопье 2014». Из журнала «Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы» . дои : 10.1515/soeu-2018-0037
- ^ «Болгарско-Македонская историческая комиссия: Царь Самуил был правителем Болгарского царства, Novinite.com – Софийское информационное агентство» . www.novinite.com .
- ^ Джабир Дерала и Кирстен Шонефельд, Лицом к реальности, ГРАЖДАНСКИЙ Центр свободы, Скопье, 2014 г., ISBN 608-65629-5-4 , с. 88.
- ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Северной Македонии, Rowman & Littlefield, 2019, ISBN 978-1-5381-1962-4 , стр. 254-255.
- ^ "Трибьюн. Выпуск: 2007/118, обновление: 05.11.2007. Мы все еще рабы старых делений. Беседа с редактором Сборника документов о Тодоре Александрове, доктором Зораном Тодоровским. 27.06.2005" . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 11 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Синиша Яков Марушич, Новая статуя пробуждает прошлые ссоры в Македонии, в Балканском переходном правосудии - BIRN, 13 июля 2012 г.
- ^ Академик Катарьиев Иван. Я верю в национальную неприкосновенность македонца, интервью журналу «Форум», 22 июля 2000 г., № 329.
- ^ Чавдар Маринов, Сто лет Илиндену или сто лет Мисиркову? История и политика Республики Македония в 2003 году. журнал Культура - Выпуск 20 (2587) от 30 апреля 2004 г.
- ^ Стефан Дечев: Две страны, две истории, много «истин» и одна плохая наука - третья часть. На полях, 15.06.2018 .
- ↑ После завоевания приграничных византийских земель со времен Симеона изменилась и военная концепция. Установлен симбиоз между небольшими азиатскими протоболгарами и многочисленными славянскими племенами, которые на обширной территории от Дуная на севере, до Эгейского моря на юге и от Адриатики на западе, до Черного моря на востоке , приняли общую этническую принадлежность «болгары». Славянский язык стал общим для всех жителей этой местности. Протобулгары растворились и растворились в славянских массах, а вместе с ними и образец кочевых боевых орд, живших в авлисах. Иван Микульчич, Средневековые города и крепости Македонии. (Македонская академия наук и искусств — Скопье, 1996 г.) с. 72
- ^ «Некоторые разумные ученые, такие как Иван Микульчик, Крсте Црвенковский и Славко Милосавлевский, бросили вызов популярным историческим мифам в Македонии, приведя веские исторические доказательства... Црвенковский и Милосавлевский тем временем бросили вызов мифу о героическом партизанском сопротивлении во время Второй мировой войны против Болгарская армия также пошатнула веру в значительную роль Лазаря Колишевского в организации коммунистического сопротивления». Подробнее см.: Костов, Крис. Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996 гг., стр. 107–108.
- ^ Крис Костов, Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900-1996; Том. 7 национализмов по всему миру; Питер Лэнг, 2010 г., ISBN 3-0343-0196-0 , стр. 107-108.
- ↑ Стенографические записи тринадцатого продолжения четырнадцатой сессии Ассамблеи Республики Македония, состоявшейся 17 января 2007 г.
- ↑ Колозова: Практически все «оккупанты» были нашими людьми, болгары не могут депортировать столько евреев без помощи местных жителей. Македонская газета, 25.07.2022. Архивировано 28 июля 2022 года в Wayback Machine.
- ^ Проф. Катерина Колозова: Потомки партизан Македонии утверждают, что являются нацией, созданной из «чистой ткани». Антифашизм – это лицо их фашизма. Фактор.бг, 25 марта 2021.
- ^ Jump up to: а б Катерина Колозова , О македонско-болгарском споре и историческом ревизионизме. 7 декабря 2020, Аль-Джазира .
- ^ Людомир Р. Лозный (2011). Сравнительная археология: социологический взгляд на науку прошлого. Спрингер, ISBN 1-4419-8224-8 , с. 427.
- ^ Наум Кайчев, Быть македонцем: различные типы этнической идентификации в современной Республике Македония. – Politeja (Краков, Польша), № 30 (2014), 122–131.
- ↑ Дарко Митревский, до «Новой Македонии»: Охрид не станет болгарским городом, если мы признаем, что царь Самуил носил болгарскую корону. 28 декабря 2015 г. Пан.бг. 29 декабря 2015 г.
- ^ Наум Кайчев, Быть македонцем: различные типы этнической идентификации в современной Республике Македония. № 30, Македония в 20 и 21 веках (2014), стр. 123–132, Księgarnia Akademicka, URL: https://www.jstor.org/stable/24919720 .
- ^ «Национальный язык, национальная литература, национальная история и национальная церковь не были доступны в 1944 году, но они были созданы за короткое время. Юго-восточно-славянский региональный идиома района Прилеп-Велес была кодифицирована как письменность, нормированная орфографически с помощью кириллицы, и немедленно перенятый вновь созданными средствами массовой информации. И с тех пор народ латает национальную историю. Таким образом, они формируют скорее «этнику», чем «этнос». политическая концепция нации. Подробнее см.: «Одна Македония с тремя лицами: внутренние дебаты и национальные концепции», в «Междуморье», том 4, № 3 (2000–2001 гг.);
- ^ Дэнфорт, Лоринг М. (1997). Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире. Принстон, Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-04356-6 , стр. 169.
- ^ Джон Ван Антверпен Файн, «Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века»; Издательство Мичиганского университета, 1991 г., ISBN 0-472-08149-7 , стр. 36–37.
- ^ Бернар Лори, Болгарско-македонское расхождение, попытка объяснения, INALCO, Париж, в развитии культурной идентичности на Балканах: конвергенция против. Расхождение с Раймондом Детрезом и Питером Пласом под редакцией Питера Ланга, 2005 г., ISBN 90-5201-297-0 , стр. 165-193.
- ^ Александр Максвелл, Славяно-македонский национализм: от «регионального» к «этническому» в регионе, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1. с Клаусом Ротом и Ульфом Бруннбауэром под редакцией, LIT, Мюнстер, 2008. ISBN 3-8258-1387-8 , стр. 127-154.
- ^ Юджин Н. Борза, «Македония Redux» в книге «Расширенный глаз: жизнь и искусство в греко-римской древности» с Фрэнсис Б. Титченер и Ричардом Ф. Муртоном под ред. Издательство Калифорнийского университета, 1999 г., ISBN 0-520-21029-8 , с. 259.
- ^ Дичев, Ивайло, Eros Identiteta, В: Душан Бьелич, Обрад Савич (ред.), Балканы как метафора: между глобализацией и фрагментацией. Белград: Белградский кружок, 2003, стр. 269-284.
- ^ Ипек Йосмаоглу, Кровные узы: религия, насилие и политика государственности в Османской Македонии, 1878–1908, Cornell University Press, 2013, ISBN 0-8014-6979-1 , с. 16.
- ^ Станков. Д. (2021). Утверждения без доказательств: македонская историография как постмодернистский проект. В материалах международной научной конференции «Кризис и безопасность – корреляции и вызовы». Новый болгарский университет, Том 1. Кризисы и безопасность на международном и региональном уровне, ISBN 978-619-7383-22-5 ; стр. 138-146.
- ^ Раймонд Детрез, Болгария от А до Я, G - Справочник, SCARECROW PRESS INC, 2010, ISBN 0-8108-7202-1 , с. 485.
- ^ Карл Скутч под ред., Энциклопедия мировых меньшинств, Routledge, 2013, ISBN 1-135-19388-6 , с. 766.
- ^ Македонизм и сопротивление Македонии ему, Коста Царнушанов, Univ. ред. «Св. Климент Охридский», София, 1992 г. п. 206.
- ^ Македонская энциклопедия, MANU, Скопье, 2009, Том I (A–L), стр. 76.
- ^ Ташев Т., «Болгарская армия 1941–1945 гг. - энциклопедический справочник», София, 2008 г., «Военное издательство», ISBN 978-954-509-407-1 , стр. 9.
- ↑ Свист пуль в Ястребино — забытая трагедия .
- ^ Кроуфорд, Стив. Восточный фронт день за днем, 1941–45: фотографическая хронология, Potomac Books, 2006, ISBN 1-59797-010-7 , с. 170: «13 ноября 1944 года ... Первая болгарская армия вытесняет группу армий «Е» из Скопье... »
- ^ Ливаниос, Димитрис, Македонский вопрос: Великобритания и Южные Балканы 1939-1949, Издательство Оксфордского университета, 2008, ISBN 0-19-152872-2 , стр. 134-135.
- ^ Майкл Палайрет, Македония: путешествие по истории (том 2), Cambridge Scholars Publishing, 2016, ISBN 1-4438-8849-4 , с. 212.
- ↑ Первым подразделением, вошедшим в 18.30 в Скопье, уже ушедшим от немцев под напором болгарской армии, стал разведывательный взвод 2-й пехотной дивизии 4-й болгарской армии. Освобождению Скопье способствовали также отряды Второй пехотной дивизии Первой болгарской армии. Они вынудили отходящие немецко-фашистские отряды отступить из города и 13 ноября в 23.00 взяли под свой контроль южный и юго-восточный районы города. В полночь они захватили и его центр. Георгий Даскалов, Болгарско-югославские политические отношения, 1944-1945, Издательство Университета Климента Охридского, 1989, с. 113; (на болгарском языке).
- ↑ Болгарские источники утверждают, что после 1944 года по этой причине погибли тысячи людей и что более 100 000 человек были заключены в тюрьму по закону о защите национальной чести Македонии «за противодействие новому этногенезу». 1260 ведущих болгар якобы были убиты в Скопье, Велесе, Куманово, Прилепе, Битоле и Стипе... Подробнее см.: Хью Поултон, Кто такие македонцы? Издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN 1-85065-534-0 , с. 118.
- ^ Джон Филлипс, Македония: Военачальники и повстанцы на Балканах. (2004) ИБ Таурис (издатель), ISBN 1-86064-841-X , с. 40.
- ^ В Македонии межвоенный ВМРО традиционно изображался как болгарский и как поборник идеала «Великой Болгарии», включающей Македонию. В свою очередь, политики СДСМ и ведущие историки обвинили ВМРО-ДПМНЕ в фальсификации истории и в проболгарской позиции. Признание болгарского влияния на историю Македонии является весьма проблематичным для многих македонцев, поскольку оно противоречит юго-македонским повествованиям. Особенно после раскола Тито и Сталина в 1948 году краеугольным камнем македонской национальной идентичности и историографии стало представление об отдельном, неболгарском, македонском национальном сознании, что привело к глубоко антиболгарской позиции в политике и историографии. Подробнее см.: Пол Риф (2018) Македонский памятник культуры за пределами «Скопье 2014». Из журнала «Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы». Де Грюйтер Ольденбург. дои : 10.1515/soeu-2018-0037