Jump to content

Первый статут IMRO

Выдержка из устава BMARC (1894 или 1896 гг.; на болгарском языке ) [1]
Статут Болгарских Македонско-Адрианопольских революционных комитетов
Глава I. – Цель
Искусство. 1. Целью BMARC является обеспечение полной политической автономии регионов Македонии и Адрианополя .
Искусство. 2. Для достижения этой цели они [комитеты] должны повышать осведомленность болгарского населения о самообороне в регионах, упомянутых в ст. 1. Распространять революционные идеи – печатные или устные, готовить и вести всеобщее восстание.
Глава II. – Структура и организация
Искусство. 3. Членом BMARC может быть любой болгарин, независимо от пола,...
Отрывок из проекта устава СМАРО, сделанного вручную на уставе БМАРК Гоце Делчева или Петра Попарсова, обнаруженного в Болгарии. [2] Организация изменила свое название и исключила из него слово «болгарка», призывая все недовольные элементы, независимо от их национальности, добиться путем революции политической автономии для Македонии и Адрианопольских регионов. [3] [4] По словам Катарджиева, существует дублирование текста уставов БМАРК и СМАРО, то есть 8 из 15 статей устава БМАРК идентичны статьям устава СМАРО. Таким образом, ясно, что при составлении одного использовалось другое. [5]
Отрывок из стр. 5 статьи «Войны и македонский вопрос», опубликованной в 1922 году в журнале «Македония» революционером ВМРО Георгием Баждаровым [ бг ] (1875-1924). Здесь автор настаивает на том, что первым уставом Организации был устав BMARC. Дословно цитируются ст. 1 и ст. 2 устава. Содержание ст. 3 также частично цитируется. Объясняется также, что только после 1900 г. Организация была открыта для других национальностей, помимо болгар. [6]
Выдержка из ст. 15 Положения BMARC, содержащего присягу Организации: «Клянусь Богом, верой и честью, что буду сражаться насмерть за свободу болгар в Македонии и Адрианопольской области, что подчинюсь безоговорочно руководство и буду беспрекословно выполнять его приказы, что я никому, ни словом, ни делом не выдам тайну, с которой я связан сегодня, и все, что я увижу, услышу и пойму относительно Дела с сегодняшнего дня. Я нарушаю клятву, пусть меня убьет кто-нибудь из товарищей револьвером или кинжалом, который я здесь целую». [7]
Отрывок из стр. 6 рукописи Спиро Гулабчева 1904 года «Причины, породившие революционную организацию, остаются неисследованными; (Часть II «Организация»). В тексте обсуждается устав и устав БМАРК. В отрывке ст. 19, ст. 14 и ст. 15 Положения цитируются дословно. В ст. 15 описывается присяга Организации. [8]
Отрывок из стр. 58 книги «Построение жизни» (1927), автором которой является ИМРО-революционер Никола Зографов [ бг ] (1869 — 1931). По мнению Зографова, Гоце Делчев еще в 1895 году был снабжён доверенностью и отправлен в Софию от имени «Болгарского Центрально-Македонско-Адрианопольского революционного комитета». [9] Это говорит о том, что в то время организация уже носила название BMARC и в ее сферу действия входила Адрианопольская область.
Отрывок из стр. 103 воспоминаний Христо Татарчева от 1928 года, где он описывает принятие первого устава организации. Он утверждает, что он был создан по образцу устава предыдущего BRCC. Он также заявляет, что его первое название было MRO, но оставляет примечание: «насколько я помню».
Страница из воспоминаний Христо Татарчева от 1936 года, где он описывает принятие первого устава организации, утверждая, что изначально ей разрешалось быть ее членом каждому болгарину из любого региона. Однако, по его словам, впоследствии из него было исключено обозначение «болгарин», чтобы избежать каких-либо националистических предубеждений среди других народов региона.
Отрывок из стр. 14 Автономной Македонии (1919 г.), где Владислав Ковачев утверждает, что первый статут IMRO разрешал членство только болгарам в рамках специальной статьи. Позже этот статус был изменен, но к Организации присоединились лишь несколько влахов.
Отрывок из страницы 69 неопубликованной книги «Заметки и размышления о македонской нации» 1959 года. Автор — активист левого крыла IMRO Димитар Попевтимов. Он настаивает на том, что первое название IMRO согласно первому уставу организации от 1894 года было BMARC, и в ней могли участвовать только болгары.
Отрывок из стр. 66 книги «Мое участие в революционной борьбе» 1954 года. Автор Алексо Мартулков , активист левого крыла ВМРО, утверждает, что первый статут, принятый в Ресене (1894 г.), был строго националистическим и содержал особый Статья, разрешающая членство только болгарам. Новый статут, принятый в Салониках (1896 г.), отменил это ограничение. [10]

Из-за отсутствия оригинальной протокольной документации и того факта, что ее ранние органические уставы не были датированы, первый устав тайной Внутренней македонской революционной организации (ВМРО) остается неопределенным и является предметом споров среди исследователей. Спор также касается его имени и этнического характера, а также подлинности, датировки, действительности и авторства его предполагаемого первого статута. [11] В показаниях основателей и других первых членов Организации существуют определенные противоречия и нестыковки, что еще больше усложняет решение проблемы. Пока не ясно, обнаружены ли самые ранние уставные документы Организации. Самые ранние его основные документы, обнаруженные к настоящему времени, стали известны исторической общественности в 1960-е годы.

Революционная организация, созданная в ноябре 1893 года в Османских Салониках, несколько раз меняла свое название, прежде чем в 1919 году в Софии приняла свое последнее и наиболее распространенное название – Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО). [12] Неоднократные изменения названия IMRO привели к продолжающимся дебатам между болгарскими и македонскими историками , а также внутри македонского историографического сообщества. [13] Ключевой вопрос заключается в том, в какой степени Организация имела болгарский этнический характер и когда она попыталась открыться для других балканских национальностей. [14] В целом его основатели были вдохновлены более ранними болгарскими революционными традициями. [15] Все его основные документы были написаны в болгарской орфографии до 1945 года . [16] Первый статут IMRO 1894 года был создан по образцу статута бывшего Болгарского революционного центрального комитета (BRCC). [17] IMRO переняла у BRCC также свой символ: лев , и свой девиз: Свобода или умный . [18]

Накануне 20 века ИМРО часто называли «Болгарским комитетом». [19] [20] в то время как его члены были обозначены как Comitadjis , то есть «члены комитета». [21] В самых ранних датированных образцах уставов и положений Организации, обнаруженных к настоящему времени, она называется Болгарские Македонско-Адрианополитанские революционные комитеты (БМАРК) . [примечание 1] [22] [23] [24] В этих документах говорится о тогдашнем болгарском населении в Османской империи , которое должно было быть подготовлено к всеобщему восстанию в регионах Македонии и Адрианополя с целью добиться для них политической автономии . [25] [26] В статуте BMARC, который, по-видимому, является первым, [27] [28] членство было зарезервировано исключительно для болгар. [29] Это этническое ограничение совпадает с мемуарами некоторых учредителей и рядовых членов, где упоминается подобное требование, установленное только в первом уставе Организации. [30] Название БМАРК, а также сведения о его уставе упоминались в зарубежной прессе того времени, в болгарской дипломатической переписке, сохранились в воспоминаниях некоторых революционеров и современников. [31]

Споры о мемуарах

[ редактировать ]

В показаниях основателей и других первых членов Организации по этому вопросу существуют противоречия, несоответствия и даже взаимоисключающие утверждения. [32] Согласно воспоминаниям основателя Христо Татарчева , были созданы две структуры с первым уставом от 1894 года: организация и ее центральный комитет. В качестве их названий он упоминает «Македонскую революционную организацию» (MRO) и «Центрально-македонский революционный комитет» (CMRC) и уточняет, что слово «болгарский» впоследствии из них было исключено. Неясно, если его первое название было просто MRO, то каким образом из него впоследствии исключили определение «болгарка». Однако Татарчев отмечает, что имя он помнит не очень четко. [примечание 2] С другой стороны, по словам члена-учредителя Дьерче Петрова , первоначально IMRO не называлась «Организацией», и этот термин был введен после 1895 года. [33] По словам другого члена-учредителя, Петра Попарсова , первоначально Организация называлась «Комитетом», а ее первое название было «Комитет по приобретению политических прав Македонии, данных ей Берлинским договором ». [34] По Татарчеву, у основателей ВМРО были Захари Стоянова мемуары об Апрельском восстании 1876 года , в которых был опубликован устав Болгарского революционного центрального комитета (БРЦК), который они взяли за образец для первого устава организации. [35] По словам Татарчева, Адрианопольский край был включен в программу организации в 1895 году, а практически это решение было реализовано в 1896 году. [36] [37] Однако, по словам Христо Коцева [ бг ] (1869-1933) дама Груев поручил ему в 1895 году начать строительство комитетской сети в Адрианопольском крае. [38] Так, в сентябре 1895 года в Адрианополе был основан первый революционный комитет. [39]

По словам Попарсова, первый образец статута был отправлен в печать в Румынию, где он сгорел во время пожара и его публикация не состоялась. [34] Однако, по словам активиста ИМРО Лазаря Гюрова [ бг ] (1872-1931), первый устав и постановления были напечатаны в очень ограниченном количестве в Салониках в 1894 году. По утверждениям Гюрова, он спрятал по одному экземпляру каждого из уставов и правил, но сохранить их ему не удалось, так как они развалились из-за плохих условий хранения. Известно, что первый устав был подготовлен Петром Попарсовым и принят в начале 1894 года, а по некоторым сведениям, первые положения были разработаны Иваном Хаджиниколовым в том же году. Данные, представленные Гюровым, поставили вопрос о том, действительно ли основополагающие документы Организации были впервые напечатаны в Салониках. Известно также, что еще один ранний устав и правила, принятые в 1896 году, были напечатаны в Софии в 1897 году Дьерче Петровым и Гоце Делчевом. [40] По мнению Дьерче Петрова, до составления второго статута и регламента в 1896 году имелись и другие, действовавшие до сих пор, что позволяет предположить, что существовали и ранее печатные уставы и регламенты.

Первый статут разрешал членство только болгарам, и это подтверждает Татарчев в своих мемуарах 1936 года следующим образом: «было разрешено, чтобы каждый болгарин из любого региона мог быть членом», [41] [42] как и в мемуарах других революционеров. [43] По словам Христо Матова , хотя первый устав разрешал членство только болгарам-экзархистам , на практике лидеры организации не запрещали членство патриархистов , униатов и протестантов всех местных национальностей. [44] [45] По словам Ивана Хаджиниколова , членство было открыто для всех жителей Македонии . [46] По воспоминаниям Татарчева, решение об изменении устава, чтобы членами организации могли быть не только болгары, было принято в 1896 году. [47] По словам активиста SMAC Владислава Ковачева, первый устав IMRO разрешал членство только болгарам в рамках специальной статьи. По словам революционера Николы Алтапармакова [ бг ] (1873-1953), в Салониках в 1893 году был основан революционный комитет, и по первому его уставу его членом мог быть любой болгарин. [48] Димитр Влахов утверждал, что первоначально организация работала только среди болгар, входивших в Болгарский экзархат.

По Илье Докторову [ бг ] (1876-1947) изначально организация носила националистический характер и только болгары имели право быть ее членами, но это этническое ограничение продолжалось до 1896 года. [49] По словам Георгия Баждарова, который также утвердил статут BMARC как первый, после 1900 года Организация была открыта для других национальностей, помимо болгар. [50] В воспоминаниях Алексо Мартулкова утверждается, что первоначальный устав организации допускал членство только болгар. Эта ситуация была изменена новым статутом 1896 года. [51] По мнению болгарского анархиста Спиро Гулабчева (1856–1918), в середине 1890-х годов возник «Болгарско-Македонский Адрианополитанский революционный комитет», который по своему уставу и уставу являлся болгарской националистической организацией. [52] По словам Димитара Попевтимова [ бг ] (1890-1961), первоначально организация называлась BMARC, и в соответствии с ее первым уставом от 1894 года в ее члены принимались только болгары. [53] По мнению Пейо Яворова , первый устав ВМРО был почти копией старого болгарского революционного устава и содержал специальную статью, согласно которой его членами были только болгары. По словам Николы Зографова, в 1895 году Гоце Делчеву была предоставлена ​​доверенность от имени БМАРК и отправлена ​​в Софию для пропаганды борьбы за автономию, которая была открыта для каждого болгарина. По мнению Христо Сильянова , по мнению основателей организации, она была болгарином по своему этническому составу, а ее членом, согласно первому статуту, мог быть «любой болгарин». [54] Крсте Мисирков в своей брошюре «О македонских делах » (1903 г.) утверждает, что «болгарскими комитетами» руководили «болгарские чиновники», стремясь создать «Болгарскую Македонию». [55]

Болгарские македонско-адрианополитанские революционные комитеты

[ редактировать ]

Открытие статута BMARC

[ редактировать ]

Основные документы Организации под ее самыми ранними названиями, т.е. Болгарско-Македонско-Адрианопольские революционные комитеты (БМАРК) и Тайная Македонско-Адрианопольская революционная организация (СМАРО), были почти неизвестны историческим исследователям до 1960-х годов. [56] В 1955 году историк Иван Орманджиев опубликовал в Софии недатированный статут СМАРО, датированный им 1896 годом. [57] [58] В 1961 году македонский историк Иван Катарджиев опубликовал обнаруженные им недатированные статут и положения, назвав организацию BMARC, которую он датировал 1894 годом. Обнаруженные документы с тех пор хранятся в Институте национальной истории в Скопье. [59] [60] Оригиналы устава и положений BMARC были найдены в 1967 году также в Болгарии. [61] Согласно уставу BMARC, членство в Организации допускалось только для болгар . Согласно статье 3: «Член открыт для любого болгарина, независимо от пола, который не скомпрометировал себя в глазах общества нечестными и аморальными действиями и обещает каким-либо образом послужить революционному делу освобождения. " [62] [63] По мнению Катарджиева, устав BMARC был первым уставом и первым официальным названием IMRO. По его словам, организация никогда не носила официального названия «Македонская революционная организация» (МРО). [64] Некоторые международные, болгарские и македонские исследователи разделяют его точку зрения, что это был первый устав, то есть первое официальное название организации. [65] [66] [67] [68]

Македонские виды

[ редактировать ]

Катарджиев утверждал, что это был первый устав организации и под этим названием она существовала с 1894 по 1896 год, когда была изменена на Тайную Македоно-Адрианополитскую революционную организацию (СМАРО). В 1969 году название BMARC как первое было официально представлено как позиция македонского исторического сообщества во втором томе первой трехтомной «Истории македонского народа», а также в ее однотомном издании 1970 года. . [69] По самому названию Пера Гане Тодоровского можно было заключить, что изначально это была организация преимущественно болгарского населения Македонии и Адрианополя. [70] Таким образом, по мнению историка Крсте Битовски, это был не только первый сохранившийся статут, но и оригинальный статут IMRO. [71] По словам Манола Пандевского, основной программный документ Организации был опубликован в 1894 году под названием «Устав Болгарских Македонско-Адрианопольских революционных комитетов», поэтому она даже не называлась организацией. [72] Катарджиев подтвердил, что тексты уставов и положений BMARC и SMARO дублируются, и было ясно, что при составлении их проектов SMARO использовались тексты BMARC. Позднее этот вывод подтвердился, а в Болгарии были обнаружены исправленные положения и правила БМАРК, которые практически являются проектами основных документов СМАРО. [73]

Ревизионистский поворот

[ редактировать ]

В 1981 году македонская историография впервые публично отмежевалась от тезиса, отстаиваемого Катардзиевым относительно названия БМАРК в первом томе двухтомного издания «Документы борьбы македонского народа за независимость и за национальное государство». [74] В 1999 году эта точка зрения была окончательно пересмотрена Блаже Ристовским в его «Истории македонской нации». Он практически перенял позицию некоторых своих болгарских коллег, первое название организации было MRO. [75] Сегодня многие историки Северной Македонии подвергают сомнению подлинность статута BMARC или отвергают его связь с IMRO. Они утверждают, что активисты IMRO якобы имели этническую македонскую идентичность. [76] [77] тогда как название «болгарин» считается, что имело скорее религиозный подтекст. Те, кто признает существование устава, утверждают, что термин «болгарин» использовался якобы по тактическим причинам, поскольку деятельность организации была сосредоточена в первую очередь на болгарском экзархистском населении. Другие утверждают, что основатели организации находились тогда под влиянием какой-то болгарской националистической пропаганды . [78] [79] С другой стороны, наличие в названии Организации адрианоплолитанской части, которая, несомненно, является болгарской, указывает, по мнению македонских ученых, на существование некоей надэтнической организационной системы. Примером такого ревизионистского поворота является историк Ванчо Георгиев. В 1997 году Георгиев подтвердил подлинность и датировку устава БМАРК 1894 годом. [80] В 2013 году Георгиев опубликовал Устав и Положение BMARC, переведенные на македонский язык. [81] Однако в 2021 году он все это опроверг, заявив, что якобы до сих пор не обнаружено ни одного документа, написанного кем-либо из активистов Организации и содержащего имя BMARC. [82]

Болгарские виды

[ редактировать ]

ИМРО как болгарская организация

[ редактировать ]

Болгарские историки рассматривают устав и регламент BMARC как подтверждение болгарского этнического характера организации. [83] [84] [85] Цель комитетов согласно ст. 2 их устава заключалось в том, чтобы поднять сознательность болгарского населения в обоих регионах к самообороне, чтобы в них произошло единое восстание. [86] Определение македонский тогда имело региональное значение, [87] в то время как идеи отдельной македонской нации поддерживались лишь горсткой интеллектуалов. [88] Они также настаивают, что, за исключением национального обозначения «болгарский» в названии, другая его часть связана с тогдашним вилайетом Адрианополь , болгарское население которого сегодня не оспаривается в Северной Македонии. [89] Кроме того, помимо того, что устав разрешал членство только болгарам, в уставе содержится присяга, которая также подтверждает его болгарский характер. [90] Такое толкование обусловлено не только тем, что все документы Организации были написаны на болгарском языке, но и широким признанием болгар, как из Болгарского княжества (включая Восточную Румелию ), так и из Османской Фракии (Вилайет Адрианополь) в руководство Организацией. Таким примером был случай присоединения Болгарского тайного революционного братства к ВМРО в 1899 году. Это подтверждает тот факт, что македонские революционеры тогда не настаивали на каких-либо собственных этнических различиях по отношению к остальным болгарам. [91]

В 1969 году болгарский историк Константин Пандев выдвинул точку зрения, согласно которой обозначение BMARC существовало с 1896 по 1902 год, когда оно было изменено на SMARO, и эту точку зрения приняли некоторые международные и болгарские историки. [92] [93] [94] [95] До этого болгарские историки разделяли мнение Катарджиева о том, что обозначение BMARC использовалось между 1894 и 1896 годами. Сегодня некоторые болгарские исследователи предполагают, что первым неофициальным названием организации в 1894–1896 годах было Македонская революционная организация или Македонский революционный комитет. [96] Однако, несмотря на то, что название MRO присутствует в некоторых современных источниках, [97] [98] [99] [100] ни уставов, ни постановлений, ни других основополагающих документов с такими названиями до сих пор не обнаружено. [101] Другие болгарские исследователи полагают, что устав IMRO до сих пор не обнаружен или не сохранился. [13] Таким образом, первым сохранившимся уставом организации является устав BMARC. [102] Другие болгарские историки не принимают точку зрения Пандева и продолжают придерживаться точки зрения Катардзиева, т. е. первое уставное название организации с 1894 г. было БМАРК. [103] [104] [105] Болгарские исследователи также утверждают, что некоторые проявления были и у самого Катарджиева, когда он публично заявлял, что революционеры IMRO обладают болгарским самосознанием. [106] [107] [108]

Спор об авторстве

[ редактировать ]

По мнению некоторых болгарских и македонских исследователей, автором устава BMARC был Петар Попарсов. [109] [110] Другие болгарские историки предполагают, что авторами статута были Гоце Делчев и Дёрче Петров . [111] По словам Пейо Яворова , Гоце Делчев участвовал в съезде Организации, которая приняла устав, почти копию старого болгарского революционного устава. В нем содержалась специальная статья, согласно которой в его члены принимались только болгары. По словам Яворова, Делчев голосовал за данную статью, которую он считал шовинистической. Позже, когда обстоятельства изменились, Гоце первым настоял на внесении изменений в эту статью, что и произошло. [112] [113] В воспоминаниях Ивана Хаджиниколова записано, что составление первого устава было поручено Петру Попарсову. По мнению Христо Татарчева, требование основателей об автономии было мотивировано опасениями, что прямое объединение с Болгарией спровоцирует остальные балканские государства и великие державы к военным действиям. В их дискуссии автономизм Македонии рассматривался как шаг к возможному объединению с Болгарией. [114] В своих мемуарах Даме Груев рассказывает, как основатели сгруппировались и совместно разработали устав по образцу устава революционной организации в Болгарии до Освобождения . [115] Дьерче Петров О написании устава рассказывает в своих мемуарах и . По его словам, изначально действовал краткий закон, разработанный Дамой Груевым. Было решено разработать новый полный устав и положения. Петров сделает это в Софии вместе с Делчевым. [116]

Спор о периодизации

[ редактировать ]

Периодизация названий Внутренних организаций является предметом споров, поскольку уставы BMARC и SMARO не датированы. Как уже упоминалось выше, некоторые болгарские историки полагают, что в 1896 году первое и, вероятно, неофициальное название MRO было изменено на «BMARC», и под этим названием организация просуществовала до 1902 года. Они также полагают, что образец первого устава сгорел. погиб при пожаре в Бухаресте и безвозвратно погиб. Однако, когда Пандев пропагандировал эту точку зрения в 1969 году, мемуары Лазаря Гюрова, где он подтвердил публикацию первого статута в 1894 году в Салониках, были еще неизвестны. [117] Есть еще македонские историки, которые признают существование названия «ВMARC» в самый ранний период существования Организации (1894–1896 гг.), но в целом сегодня в Северной Македонии предполагается, что между 1894 и 1896 гг. оно называлось MRO, тогда как в В период 1896–1905 гг. организация называлась «СМАРО». [118] 10 октября 1900 года газета « Пестер Ллойд » опубликовала в пересказе выдержки из захваченного османскими властями устава Болгарско-Македонского революционного комитета, т.е. БМАРК. 13 октября такой же материал опубликовала греческая газета «Имера». [31] С другой стороны, австро-венгерский консул в Скопье Готлиб Пара [ бг ] (1861-1915) в своем докладе от 14.11.1902 приложил документ в переводе, который он обозначил как новый устав революционной организации. Этот документ носит название: «Устав Тайной Македонско-Адрианопольской революционной организации». Он, по мнению Пандева, идентичен документу, изданному в 1902 году, а также статуту, который, по мнению Катардзиева, был составлен в 1897 году. [119] В то же время сербский генеральный консул в Битоле Михайло Ристич писал 25 января 1903 г., что до начала 1902 г. работа Комитета носила чисто болгарский характер, а местные сербы и греки опасались его деятельности. Однако в конце 1902 года члены Комитета стали обращаться за сотрудничеством ко всем христианам, независимо от их национальности. [120]

Однако македонские историки указывают на то, что копия статута «СМАРО» хранилась в Лондоне с 1898 года. [121] Также еще в 1895 году Гоце Делчеву снабдили доверенность и отправили в Софию, как представителя «Болгарского Центрально-Македонско-Адрианопольского революционного комитета». [122] На основании открытия в начале 2000-х годов того, что обложка правил BMARC была датирована 1896 годом, проблема, когда правила BMARC были напечатаны, утверждается, что она решена болгарским историком Цочо Билярским. [123] [124] Однако вопрос о времени создания и принятия правил остается открытым. По словам Татарчева, в 1894 году возникла необходимость разработать внутренний устав, что и было сделано Хаджиниколовым в конце того же года. Однако Хаджиниколов указывает, что он подготовил ее в 1895 году. [125] Следующий статут СМАРО открыл членство в Организации каждому македонцу или адрианополитцу, независимо от их этнического происхождения. По воспоминаниям Димитара Войникова (1896-1990), когда Делчев посетил гору Странджа в 1900 году, эти изменения уже были фактами и обсуждались на встречах с местными активистами IMRO, где присутствовал его отец. [126] Члены IMRO видели тогда будущее Македонии как многонационального сообщества и не стремились к созданию отдельной македонской этнической принадлежности, а понимали это как общий термин , охватывающий различные национальности, проживающие в этом районе. [127] Общая политическая программа, заявленная в уставе СМАРО, была одной и той же: добиться политической автономии обоих регионов . Хотя эту идею поддержали некоторые влахи , а также некоторые патриархальные славяноязычные люди , [примечание 3] ему не удалось привлечь другие группы, для которых IMRO оставался Болгарским комитетом, поскольку его лидеры и активисты имели болгарское этническое самосознание. [128] [129] [130] В 1905 году организация сменила название на Внутреннюю Македонско-Адрианопольскую революционную организацию (ИМАРО), что бесспорно. [131]

Наследие

[ редактировать ]

гражданское объединение «БМАРК Илинден-Преображение В 2015 году в Болгарии было зарегистрировано ». Среди его основателей были ученые, историки, журналисты и потомки болгарских исторических деятелей из регионов Македонии и Южной Фракии . [132] В 2016 году в Софии был обнаружен памятник павшим революционерам из Македонии и Фракии. С левой стороны памятника написана аббревиатура БМАРК (БМОРК), обозначающая первое название революционной организации. [133]

В 2018 году в связи с кампанией по изменению конституционного названия тогдашней Республики Македония Болгарский культурный клуб в Скопье инициировал идею включить название BMARC в преамбулу конституции Македонии . [134] С другой стороны, в 2023 году основатель ДПМНЕ ВМРО - Любчо Георгиевский предложил включить болгар Северной Македонии как отдельное этническое меньшинство в преамбулу ее конституции, основываясь на том, что такие люди были членами и основателями исторической партии. БМАРК. Более того, это было фактически обязательным условием ЕС для вступления страны в Союз . [135]

Однако эти идеи были отвергнуты. В Северной Македонии признание любого болгарского влияния на ее историю и политику очень нежелательно, поскольку оно противоречит послевоенному югославскому македонскому национальному строительству и историческим нарративам, основанным на глубоко антиболгарских настроениях, которые продолжаются и сегодня. [136] [137] [138] По этому поводу македонский кинорежиссер Дарко Митревский пришел к выводу, что в истории Македонии нет более мифологизированного термина, чем название IMRO, но за этим историческим мифом на самом деле скрывается первоначальное название BMARC, организации, основанной людьми с болгарским сознанием. . [139] [140]

См. также

[ редактировать ]

Внешние видеоролики с мнениями македонских общественных деятелей, историков и т. д. по данному вопросу.

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Болгарский : Болгарские македонско-одринские революционные комитеты ( BMORK ) , македонский : Болгарские македонско-одринские революционные комитеты ( BMORK )
  2. В своих воспоминаниях 1928 года Татарчев, упоминая имя и структуру организации, отмечал, что помнит их не совсем отчетливо, делая замечание: «насколько я помню». Уставов и других основополагающих документов с аналогичным названием этого периода до сих пор не обнаружено. По словам македонского специалиста Ивана Катардзиева, организация никогда не носила официального названия MRO. В собственных воспоминаниях Татарчева от 1936 года он утверждает, что в первом статуте членство было разрешено каждому болгарину, а возможность членства других национальностей была открыта в 1896 году новым статутом. Татарчев также уточнил, что слово «болгарин» впоследствии было исключено из названия организации, поскольку принцип автономности требовал от учредителей избегать всего, что вызывало подозрения в национализме у представителей других национальностей. Похоже, он перепутал в своих разных воспоминаниях обстоятельства первого и второго съездов ВМРО, состоявшихся соответственно в 1894 и 1896 годах, когда были приняты разные уставы.
  3. ^ называли тогда Таких патриархальных славян, которые склонны идентифицировать себя как греков или сербов, проболгарские ИМРО-революционеры ( sic ) грекоманами и сербоманами , а влахов с болгарским самосознанием называли булгарами.
[ редактировать ]
  1. ^ «Македонская революционная организация использовала болгарский стандартный язык во всех своих программных заявлениях, и ее переписка велась исключительно на болгарском языке... После 1944 года всю литературу македонских писателей, мемуары македонских лидеров и важные документы пришлось переводить с Болгарский на недавно изобретенный македонский язык». Подробнее см.: Под ред. Бернарда А. Кука, Европа с 1945 года: энциклопедия, том 2, Тейлор и Фрэнсис, 2001, ISBN   0815340583 , с. 808.
  2. Болгарский исследователь Цочо Билярский утверждает, что исправления внес Делчев, однако, по мнению болгарского историка Дино Кёсева, этот почерк — стиль Попарсова. Подробнее см.: Цочо Билярский, Еще раз о первых уставах и правилах и о названии ВМОРО перед Илинденско-Преображенским восстанием 1903 года. В сб. Дойно Дойнов. 75 лет науки, мудрости и достоинства собрались в одной жизни. ВГУ «Черноризец Грабар»; 2004, ISBN   9549800407 .
  3. Это изменение было отражено в пересмотренном уставе IO 1902 года, в котором слово «болгарский» было исключено из названия; Теперь это было ТМОРО, и оно обращалось ко всем недовольным элементам Македонии, а не только к болгарским. Подробнее см.: Хью Поултон, Кто такие македонцы? 2000, Херст, ISBN   9781850655343 , с. 55.
  4. ^ Кэт Кири (2015) История Oxford AQA: уровень и компонент AS 2: международные отношения и глобальный конфликт C1890-1941. ISBN   9780198363866 , с. 54.
  5. ^ Иван Катарьиев, Борьба за победу. Исследования и статьи. Скопье, Мисла; 1983, с. 65.
  6. ^ сп. "Македония", Том 1, София, 1922, стр. 5. Digitized on 15 April 2013 at Cornell University.
  7. ^ За исключением правил (присяги) Болгарских Македонско-Адрианопольских революционных комитетов (на английском языке) в «Македонских документах и ​​материалах», 1978 г.Божинов, Воин и Л. Панайотов. София, Болгарская академия наук.
  8. ^ Спиро Гулабчев - «Причины, породившие революционную организацию, остаются невыясненными; Организация (рукопись - Часть II)», София, ок. 1904 год. Атанас Струмский, Библиотека и издательство «Струмский» .
  9. ^ Георгиев, Ванчо, Петар Поп Арсов (1868–1941). Вклад в изучение македонского национально-освободительного движения. 1997, Скопье, с. 61.
  10. ^ Книги и материалы для Македонии, Алексо Мартулков, Мое участие в революционной борьбе Македонии.
  11. ^ Маринов, Чавдар. Мы, македонцы: пути македонского супранационализма (1878–1912) В: Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе. Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2009 г., ISBN   9786155211669 . стр. 114-115.
  12. ^ Раймонд Детрез, Исторический словарь Болгарии; Исторические словари Европы; Роуман и Литтлфилд, 2014 г., ISBN   1442241802 , с. 253-254.
  13. ^ Перейти обратно: а б Алексис Гераклид, Македонский вопрос и македонцы: история. Рутледж, 2020, ISBN   9780367218263 , стр. 40–41.
  14. ^ Вемунд Аарбакке (2003) Этническое соперничество и поиски Македонии, 1870-1913, Восточноевропейские монографии, ISBN   9780880335270 , с. 97.
  15. ^ Группа IMRO создала себя по образцу революционных организаций Васила Левски и других известных болгарских революционеров, таких как Христо Ботев и Георгий Бенковски , каждый из которых был лидером раннего болгарского революционного движения. Примерно в это время ок. В 1894 г. была отчеканена печать для использования руководством Организации; на нем была написана фраза «Свобода или смерть» ( «Свобода или умный »). Подробнее см.: Дункан М. Перри, Политика террора: Освободительные движения Македонии, 1893–1903 гг., Duke University Press, 1988, ISBN   0822308134 , стр. 39–40.
  16. ^ Ред. Бернарда А. Кука, Европа с 1945 года: Энциклопедия, Том 2, Тейлор и Фрэнсис, 2001, ISBN   0815340583 , с. 808.
  17. Как следствие, первый устав организации представлял собой черновую копию устава «Болгарского революционного центрального комитета», который они нашли в работе Захари Стоянова «Записки по булгарските въстания» («Описания болгарского восстания»). Подробнее см.: Тэцуя Сахара, Македонское происхождение черной руки. (Международная конференция «Великая война, Сербия, Балканы и великие державы») Институт стратегических исследований и Институт истории, Белград, 2015, стр. 401–425 (408).
  18. ^ Дж. Петтифер под ред., Новомакедонский вопрос, Springer, 1999. ISBN   0230535798 , с. 236.
  19. ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Республики Македония, Scarecrow Press, 2009, ISBN   0810862956 , Введение, с. Ивии.
  20. ^ Чавдар Маринов, Знаменитая Македония, Земля Александра: македонская идентичность на перекрестке греческого, болгарского и сербского национализма в запутанных историях Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика с Руменом Даскаловым и Чавдаром Мариновым под редакцией, BRILL , 2013, ISBN   900425076X , с. 300.
  21. Слово «комитаджи» турецкого происхождения и буквально означает «член комитета». Его стали использовать для партизанских отрядов, которые субсидировались правительствами христианских балканских государств, особенно Болгарии. Подробнее см.: Создание новой Европы: Р. У. Сетон-Ватсон и последние годы Австро-Венгрии , Хью Сетон-Уотсон, Кристофер Сетон-Уотсон, Метуэн, 1981, ISBN   0416747302 , с. 71.
  22. ^ Поултон, Хью (2000). Кто такие македонцы, Indiana University Press, ISBN   9780253213594 с. 53.
  23. ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Северной Македонии, 2019; Роуман и Литтлфилд, ISBN   9781538119624 , с. 11.
  24. ^ Денис Ш. Люльянович (2023) Представляя Македонию в эпоху Империи. Государственная политика, сети и насилие (1878–1912), LIT Verlag Münster; ISBN   9783643914460 , с. 211.
  25. ^ Тунчай, Мете и Эрик Дж. Цюрхер, ред. (1994) Социализм и национализм в Османской империи и современной Турции. Академик Блумсбери, ISBN   1850437874 , с. 33.
  26. ^ МакДермотт, Мерсия (1978) Свобода или смерть: Жизнь Гоце Делчева. Вест Найак, Нью-Йорк: Journeyman Press, стр. 144–149.
  27. ^ Владимир Кретулеску (2016) «Мемуары Колы Никеи: тематическое исследование дискурсивного построения идентичности ароманских арматолесов в Македонии начала 20 века». Res Historica 41, с. 128.
  28. ^ Александр Максвелл, «Славянско-македонский национализм: от «регионального» к «этническому»», В книге Клауса Рота и Ульфа Бруннбауэра (ред.), «Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе», том 1 (Мюнстер: LIT Verlag, 2008). , ISBN   9783825813871 , с. 135.
  29. ^ Виктор Рудометоф (2002) Коллективная память, национальная идентичность и этнический конфликт. Греция, Болгария и македонский вопрос. Академик Блумсбери, ISBN   9780275976484 , с. 112.
  30. ^ Алексис Гераклид, Македонский вопрос и македонцы: история. Рутледж, 2020, ISBN   9780367218263 , с. 240.
  31. ^ Перейти обратно: а б Цочо Билярский, Еще раз о первых уставах и правилах и о названии ВМОРО перед Ильинденско-Преображенским восстанием 1903 года. В сборнике Дойно Дойнов. 75 лет науки, мудрости и достоинства собрались в одной жизни. ВГУ «Черноризец Грабар»; 2004, ISBN   9549800407 .
  32. ^ Димески, Д. (1986). Создание Македонской революционной организации и ее организационная структура (1893–1895). История/Исторический журнал 22.1, 61-73; (63).
  33. ^ Воспоминания о Дьерчо Петровой. Сообщил Любомиру Милетич (Издание «Македонский научный институт», София. 1927), книга VIII, стр. 26 .
  34. ^ Перейти обратно: а б ВМОРО глазами его основателей. Воспоминания о Дамиане Груеве, докторе Христо Татарчеве, Иване Хаджиниколове, Антоне Димитрове, Петре Попарсове. Конст. Т. Петров, Ц. Билярский. Св. Георгий Победоносец; София, 2002 г., ISBN  9545092335 ; с. 203-207.
  35. ^ Дункан М. Перри, Политика террора: освободительные движения Македонии, 1893–1903, Duke University Press, 1988, ISBN   0822308134 , стр. 39–40.
  36. ^ Свобода или смерть, Жизнь Гоце Делчева, Мерсия Макдермотт, Journeyman Press, Лондон и Вест Найак, 1978, стр. 230.
  37. ^ Димитр Г. Войников, Болгары в самой восточной части Балканского полуострова - Восточной Фракии. Первое издание, гл. 23. Административное деление Европейской Турции. Конгресс Болгарских македонско-эдринских революционных комитетов (БМОРК) в Салониках (1896 г.) Объединение македонского и фракийского революционного движения ИК «Коралов и компания», София, 2002 г.
  38. ^ МакДермотт, Мерсия. Свобода или смерть: жизнь Гоце Делчева. Лондон и Вест-Найак, Journeyman Press, 1978. с. 230.
  39. ^ Коцев, Гр. Страницы моих воспоминаний. журнал «Македония» (VII – X). София, 1922, стр. 45-2 Моё крещение.
  40. ^ Тараков Т., Бисерков М. «Воспоминания малоизвестного сподвижника Дамьяна Груева», Македонское обозрение, 2000, т. 2. 1, стр. 126; 130.
  41. ^ Цочо Билярски (1994) Доктор Христо Татарчев: Первый руководитель ВМРО: Биогр. эссе. Знание, стр. 50-54; ISBN   9546210056 .
  42. ^ «В конституции Революционной организации были обнаружены три основных положения: цель, состав и средства. В качестве цели, как указано выше, была принята автономия Македонии, и в качестве члена Организации было разрешено, чтобы каждый болгарин, из любого региона, мог быть членом организации, после крещения по установленной формуле - проклятие перед Евангелием и кинжал как символ ответственности перед Богом и Родиной, и то по убеждению, а не против своей воли. Решение принять в члены Организации только болгар было продиктовано сущностью и характером заговора, поэтому сначала необходимо было набрать членов из тех слоев, которые были наиболее угнетенными, интеллектуально и морально возвышенными, твердыми и долговечными в В этом отношении болгарский народ был наиболее подходящим и надежным элементом и в то же время представлял большинство в стране, так что Революционная организация могла опираться на него без большого риска. Ведь основатели заговора происходили из среды болгарского народа, так что родство было для них вполне естественным. Они без колебаний включили в Организацию даже своих родителей, братьев и т. д. в рамках заговора». Виктор Христовский, «Македонская революционная организација и д-р Христо Татарчев», «Мислата за слобода как македонский народ; Конституция Македонской революционной организации», Скопье, 2017 г. ISBN  9786082452197 , стр. 427.
  43. ^ Иван Катарьиев, Борьба за победу. Исследования и статьи. Скопье, Мисла; 1983, с. 61.
  44. ^ Георгиев, В. (1995). Петар Поп Арсов (1868–1941). Вклад в исследование македонского национально-освободительного движения, с. 62.
  45. ^ Христо Матов, «Об управлении внутренней революционной организацией», Македонская революционная библиотека, София, 1926, стр. 29.
  46. ^ Катардзиев, Иван (1968). Создавааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааае . Светлина на Минатото. п. 8. Из этого первого разговора о целях и принципах революционной организации мнения основателей Организации, изложенные в воспоминаниях, все противоположны. Наиболее подробную информацию об этой дискуссии относительно целей Организации дает Иван Хаджиниколов . По его словам, организация будет: 1. тайной и революционной; 2. ее территория должна состоять из Македонии в ее географических и этнографических границах, поэтому она будет называться внутренней; 3. ее членами должны быть люди, родившиеся и проживающие в Македонии, независимо от вероисповедания и национальности; 4. политическим кредо организованных македонцев становится автономия Македонии и 5. сохранение независимости организации, чтобы она не попала под влияние политики правительств соседних свободных государств.
  47. ^ Христо Татарчев, «ВМРО как мифологическая и реальная сущность (Воспоминания; Турин, 1936)» в «Воспоминаниях, документах, материалах», Наука и искусство, София, 1989, стр. 57.
  48. Георгий Пофристов, «Нам пишут из Битолы», журнал «Иллюстрация Илинден», XV год, книга 8 (148), София, октябрь 1943 года.
  49. Вначале организация была националистической. В ее ряды принимались только болгары, доказавшие свою честность. Такая ситуация существовала до 1896 года, когда в первых числах августа в городе Салоники состоялся своеобразный съезд. Подробнее: «Борьба в Македонии. Воспоминания об отце Герасиме, Георгии Райкове, Делио Марковском, Илье Докторове, Василии Драгомирове», Борис Йорданов Николов, ИК «Звезди», 2005, стр. 48, ISBN   9549514560 .
  50. В своей статье «Войны и македонский вопрос», опубликованной в журнале «Македония. Политический, научный и литературный журнал, год I, книга IV, София, апрель 1922 г., Георгий Баждаров написал о первом названии ВМРО, в котором «старейший, в своем первом» статуте «Булг. Македония.-Адр. Револовут. комитетов» было написано, что ее целью является «автономия Македонии и Адрианополя», и для достижения этой цели необходимо пробудить «сознание самообороны среди болгарского населения» в обеих областях и что «члены В организации могли быть только болгары», и такая ситуация продолжалась до 1900 года.
  51. ^ Алексо Мартулков, Мое участие в революционной борьбе Македонии, Институт национальной истории, Скопье, 1952. п. 55-56.
  52. ^ "Революционная организация в Европейской Турции нашла свое начало в середине 90-х годов. Недовольство, вызванное тамошним абсолютистским режимом, росло все больше и больше и, наконец, как необходимость появился революционный македонский комитет, который поставил перед собой цель организовать это недовольство, т.е. знаменитый «Болгарский Макед». Адриан. Революция. Появился комитет. Эта организация, согласно своему уставу и положениям, была и остается строго болгарской националистической организацией. Ее целью было организовать болгар в европейской Турции посредством всеобщего вооруженного восстания для завоевания их свободы». Спиро Гулабчев, "Причините, които зародиха революции. организация останется незамеченной; Организация (рукопись – II часть)" стр. 5.
  53. ^ Димитар Попевтимов, «Заметки и размышления о македонской нации», Варна, 1950–1959, стр. 63–64.
  54. ^ Хр. Сильянов, Освободительная борьба Македонии, том I, изд. организации «Илинден», София, 1933 г.; II фототип изд. «Наука и искусство», София, 1983) с.
  55. ^ Чавдар Маринов, Знаменитая Македония, Земля Александра: македонская идентичность на перекрестке греческого, болгарского и сербского национализма; в « Запутанной истории Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика» с Руменом Даскаловым и Чавдаром Мариновым под ред., BRILL, 2013, ISBN   900425076X , стр. 273–330. (с. 320).
  56. ^ Катарджиев, И. (1965) Два правила ВМРО долипового периода. История/Журнал истории 1.1, с. 39-50.
  57. Документы о македонско-эдринском революционном движении и о Преображенском восстании во Фракии. Оформил и снабдил пояснительными примечаниями Ив. П. Горов в сб. Преображенское восстание 1903 г. София, 1955. С. 51-78.
  58. ^ Любен Лапе, Избранные тексты по истории македонского народа, Том 2, 1965, с. 185.
  59. ^ Иван Катарджиев, Некоторые вопросы о конституциях и правилах ВМОРО до Илинденского восстания, GINI V/1, Скопье, 1961. с. 149 – 164.
  60. ^ Константин Пандев (2000) Национально-освободительное движение в Македонии и Одринско 1878-1903, Гутенберг, ISBN  9789549943092 , стр. 140.
  61. ^ Пандев, Константин. «Устав и положение ВМОРО до Илинден-Преображенского восстания», Историческое обозрение, 1969, вып. Я, стр. 68 – 80.
  62. ^ МакДермотт, Мерсия (1978) Свобода или смерть: Жизнь Гоце Делчева. Вест Найак, Нью-Йорк: Journeyman Press, стр. 145.
  63. Революционный комитет посвятил себя борьбе за «полную политическую автономию Македонии и Адрианополя». Поскольку они добивались автономии только для тех территорий, населенных болгарами, они отказывали представителям других национальностей в членстве в IMRO. Согласно статье 3 устава, «членом может стать любой болгарин». Подробнее см.: Лаура Бет Шерман, Пожары на горе: македонское революционное движение и похищение Эллен Стоун, Том 62, Восточноевропейские монографии, 1980, ISBN   0914710559 , с. 10.
  64. ^ Миноски, М. (2022). «Македонская историческая наука и политика за три десятилетия государственной независимости Республики Македония», Ин Дуев, Р. (ред.), История и вызовы перемен: материалы круглого стола, состоявшегося 23.02.2022 по случаю 75-летия Института истории. Скопье: Университет «Св. Кирилла и Мефодия» в Скопье – Философский факультет, стр. 89-117.
  65. ^ Хью Поултон, Кто такие македонцы? Херст, 2000; ISBN   1850655340 , с. 53.
  66. ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Северной Македонии, 2019; Роуман и Литтлфилд, ISBN   9781538119624 , с. 145.
  67. ^ Карл Кавана Ходж под ред., Энциклопедия эпохи империализма, 1800-1914, 2008, Greenwood Press; ISBN   9780313043413 , с. 441.
  68. ^ Манол Д. Пандевски, Национальный вопрос в македонском освободительном движении: 1893-1903; Современная общественная мысль, Культура, 1974, с. 82.
  69. ^ Приложения (1992), тома 23–28, Македонская академия наук и искусств, факультет социальных наук, с. 75.
  70. ^ Гане Тодоровский, Образование БМПО по рукописным воспоминаниям Ивана Хаджи-Николова. Посмотрите, господин. XI, нет. 10, Скопье, 1969, с. 304.
  71. ^ Крсте Битовски (2003) История македонского народа, Институт национальной истории, Скопье, с. 162.
  72. ^ Манол Пандевски, (1987) Освободительная работа Македонии в XIX и XX веках. Национальный вопрос в освободительном движении Македонии 1893–1903 гг. Мысль, с. 86.
  73. ^ Печатные оригиналы уставов и положений БМОРК с рукописными исправлениями и проекты уставов и положений ТМОРО; ЦДА, ф. 1932 к., соч. 3, а. ф. 3, л. 1 – 34.
  74. ^ Мы ценим, что в 1981 году наша наука публично отмежевалась от тезиса, отстаиваемого доктором Иваном Катарьевым о названии BMORK для Македонской революционной организации, в двухтомном издании: Документы о борьбе македонского народа за независимость и за национальное государство», изданный Университетом Кирилла и Мефодия, факультетом философско-исторических наук, кафедрой истории и Институтом национальной истории. Подробнее см.: Манол Пандевки, Дама Груев vo makedonskoto nacionalosloboditelno dviženje: Trkalezna masa po povod 80 -godišninata od zaginuvanjeto, noemvri 1986', Македонская академия искусств (1989), стр. 76.
  75. ^ Блаже Ристовски, История македонской нации (1999) Македонская академия наук и искусств, Скопье, стр. 197.
  76. ^ Джеймс Фрусетта «Общие герои, разделенные претензии: IMRO между Македонией и Болгарией». Издательство Центрально-Европейского университета, 2004, ISBN   978-963-9241-82-4 , стр. 110–115.
  77. ^ "Однако, вопреки впечатлению исследователей, считающих, что Внутренняя организация поддерживала "македонское национальное сознание", местные революционеры заявили о своей убежденности в том, что "большинство" христианского населения Македонии - "болгары". обвинения в том, что они называют «национальным сепаратизмом» по отношению к болгарам, и даже считают его «аморальным» Чавдар Маринов, «Мы, македонцы», «Пути македонского супранационализма» (1878–1912), в книге «Мы, македонцы». Люди: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе» под ред. Мишковой Дианой, Central European University Press, 2009, ISBN   9639776289 , стр. 107-137.
  78. ^ Пандевска, М. (2012). Термин «македонец(и)» в Османской Македонии: на карте и в сознании. Документы о национальностях, 40 (5), 747–766. doi:10.1080/00905992.2012.705265
  79. ^ Пандевска, Мария; Митрова, Македонка. (2020). Понятие проса в турецких словарях: его изменение и влияние на Османскую Македонию. Балканика Познания. Acta et studia. 26. 171-192. DOI:10.14746/bp.2019.26.10
  80. ^ Ванчо Джорджиев, Петар Поп Арсов. Вклад в изучение македонского национально-освободительного движения, Скопье, 1997, с. 60-61.
  81. ^ Ванчо Джорджиев, ВМРО 1893-1903, Просмотр документов, Matica Makedonska, Скопье, 2013.
  82. ^ Мы оправдываем свою позицию в контексте имени Организации в следующих пунктах: 1) До сих пор не обнаружено ни одного документа ни одного учреждения Организации (ЦК, Иностранного представительства, Районных и Районных комитетов) ни от ее активиста по имени BMORK; 2) Если бы существовал какой-либо документ, опровергающий наше утверждение, он не только был бы опубликован несколько раз, но и завоевал бы электронное пространство... Подробнее см.: Георгиев В. (2021). Постулаты македонского революционного движения 1893-1908 гг. У Кюлавкова, К. (ред.). Вклад в историю Македонии и македонской культуры. Скопье: Македонская академия наук и искусств, 167–192.
  83. ^ Болгарские историки, со своей стороны, такие как Константин Пандев (первый, кто ввел периодизацию на основе имен), настаивают на том, что БМОРК просуществовало дольше, и это доказывает существенный болгарский характер движения. Подробнее см.: Алексис Гераклид, Македонский вопрос и македонцы: история. Рутледж, 2020, ISBN   9780367218263 , стр. 40–41.
  84. ^ Как болгарский историк, Пандев подчеркнул тот факт, что с момента своего основания организация выбрала свою болгарскую идентичность, выбрав название «Болгарские революционные комитеты». Подробнее см.: Надин Ланге-Ахунд, Македонский вопрос, 1893-1908 гг., из западных источников, 1998 г. ISBN   9780880333832 , с. 39.
  85. ^ Цочо Билярски (1994) Доктор Христо Татарчев: Первый руководитель ВМРО: Биогр. эссе. Знания, стр. 7; ISBN   9546210056 .
  86. ^ Родевальд, Стефан. «Гражданство, этническая принадлежность, история, нация, регион и Преспское соглашение от июня 2018 года между Македонией и Грецией» Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы, том. 66, нет. 4, 2018, стр. 577-593. https://doi.org/10.1515/soeu-2018-0042
  87. ^ Иван Н. Николов, ВМРО и Иван Михайлов в защиту Болгарии, 2008, UI St. «Кл. Охридский», ISBN  9789549384116 , стр. 65.
  88. ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Республики Македония, Исторические словари Европы, № 68, Scarecrow Press, ISBN   0810862956 , с. 140.
  89. «Адрианополитанская» часть названия организации указывает на то, что ее повестка дня касалась не только Македонии, но и Фракии — региона, на болгарское население которого сегодня ни в коем случае не претендуют македонские националисты. Маринов, Чавдар. Мы, македонцы: пути македонского супранационализма (1878–1912) В: Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе. Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2009 г., ISBN   9786155211669 с. 115.
  90. Текст присяги начинается так: «Клянусь Богом, верой моей и честью моей, что я буду сражаться насмерть за свободу болгар в Македонии и Адрианопольском крае...» Подробнее см.: Вениамин Терзиев, Болгарский характер славянского населения Македонии, Университетское издательство Св. Климента Охридского, София, 1995; ISBN  9789540706030 , стр. 73.
  91. ^ Маринов, Чавдар. «Мы, македонцы: пути македонского супранационализма (1878–1912)». Диана, Мишкова. Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, ISBN   9786155211669 ; 2009. стр. 107–137.
  92. ^ Дункан Перри Политика террора: македонские освободительные движения, 1893–1903, Дарем, Duke University Press, 1988. стр. 40–41.
  93. ^ Фикрет Аданир, Македонский вопрос: его возникновение и развитие до 1908 года. Виссбаден 1979, с. 112.
  94. ^ Лабаури Дмитрий Олегович, Болгарское национальное движение в Македонии и Фракии в 1894–1908 гг., Идеология, программа, практика политической борьбы, София, Академическое изд. им. проф. Марина Дринова, 2008, стр.7,
  95. ^ Иво Банац, «Национальный вопрос в Югославии. Истоки, история, политика», Cornell University Press, 1984, стр. 307–328.
  96. ^ Стоян Германов (1992) Русская общественность и революционное движение в Македонии и Одре 1893-1908. унив. Издательство «Св. Климент Охридский». страница 14.
  97. ^ Браун, Кейт (2013). Верность до смерти, доверие и террор в революционной Македонии . Издательство Университета Индианы. п. 191. ИСБН  9780253008473 .
  98. ^ Перри М., Дункан (1988). Политика террора и освободительные движения Македонии, 1893-1903 гг . Издательство Университета Дьюка. п. 203. ИСБН  9780822308133 .
  99. ^ Хорнкасл, Джеймс (2019). Македонские славяне в гражданской войне в Греции, 1944–1949 гг . Лексингтонские книги. п. 43. ИСБН  9781498585057 .
  100. ^ Мария Тодорова (2004). Балканские идентичности: нация и память . Издательство C. Hurst & Co. п. 238. ИСБН  1850657157 .
  101. ^ Цочо Билярский, Первые программные документы ВМОРО до осени 1902 года, Известия на светатите архиве, София, 2004, т. 2, с. 87, стр. 200-275.
  102. Первый сохранившийся статут принадлежит Всеобщему конгрессу, состоявшемуся в Салониках весной 1896 года. Там организация получила название Болгарские македонско-адрианопольские революционные комитеты. Подробнее: Ива Бурилкова, Цочо Билярский, БКП, Коминтерн и македонский вопрос (1917-1946) - Том 2; Государственное агентство «Архив», 1998 г. ISBN  9549800040 , стр. 563.
  103. ^ Любомир Панайотов, Христо Христов, воспоминания Гоце Делчева, Институт истории (Болгарская академия наук) науки и искусства, 1978, стр. 86.
  104. ^ Стоян Райчевский, Валерия Фоль, 1993, Плита без маски. УИ «Св. Климент Охридский», София стр. 201.
  105. ^ Божидар Димитров, Болгарские древности в Македонии (2000) Анико, София; ISBN  954-90700-2-6 стр. 22.
  106. ^ Чавдар Маринов, Сто лет Илиндену или сто лет Мисиркову? История и политика Республики Македонии в 2003 г., журнал «Культура» - выпуск 20 (2587), 30 апреля 2004 г.
  107. ^ Стефан Дечев: Две страны, две истории, много «истин» и одна плохая наука - третья часть. На полях, 15.06.2018 .
  108. ^ Профессор, доктор Антоний Стоилов и доктор Пантелей Спасов, Пришло время сотрудничества. О языковом споре, македонской литературной норме, Мисиркове и возможностях сотрудничества лингвистов Республики Македония и Республики Болгария в В-к Культура - Выпуск 28 (2908), 21 июля 2017.
  109. ^ Манол Пандевски (1987) Освободительная работа Македонии в XIX и XX веках, Т.1, Национальный вопрос в освободительном движении Македонии: 1893-1903, с. 86.
  110. ^ Ламби В. Данаилов, Стилиан Нойков, Национально-освободительно движения в Тракии 1878-1903, Том 2, Тракийский научный институт, Изд. на отечественном фронте, 1971, ул. 81-82.
  111. ^ Христо Христов, Енциклопедия: Пирински край. А-М; Благоевград, том 1, 1994, ISBN  9789549000610 , стр. 178.
  112. ^ Пейо Яворов, Гоце Делчев в «Слове»; Гоце в Штипе, Банско .
  113. ^ Любомир Панайотов, Константин Пандев, Костадин Палешуцкий, Гоце Делчев-воспоминания, документы, материалы, 1978, София, Наука и искусство; страница 56.
  114. ^ Ипек Йосмаоглу, Кровные узы: религия, насилие и политика государственности в Османской Македонии, 1878–1908, Cornell University Press, 2013, ISBN   0801469791 , стр. 15–16.
  115. ^ Дама Груев. Воспоминания, переписка. София, 1999 г., Парнас-96; стр. 168.
  116. ^ Воспоминания о Дьерчо Петрове. Материалы по истории македонского освободительного движения. Книга VIII. Сообщил Л. Милетич, С., 1927, стр. 50-51.
  117. Воспоминания о Лазаре Гюрове подшиты под инв. № 116 В., Л. Гюров. Первоначально, в начале 1980-х годов, в Исторический музей города Петрича поступила машинописная расшифровка воспоминаний, а в 1985 году был передан в дар и оригинал. Документы переданы в дар Анастасом Гюровым, сыном Лазаря Гюрова, и поднесены в инвентарную книгу отдела «Возрождение» под инв. № 116 и с 212 по 239.
  118. ^ Георгиев, Ванчо, Петар Поп Арсов (1868–1941). Вклад в изучение македонского национально-освободительного движения. 1997, Скопье, с. 167-168.
  119. ^ Македонский вопрос: его происхождение и развитие до 1908 года. Фикрет Аданир. Франкфуртские исторические трактаты, том. 20. Висбаден: Franz Steiner Verlag GMBH, 1979. xii, 283 стр. DM 64, бумага; п. 112.
  120. ^ Коллектив, Освободительная борьба болгар в Македонии и Одре 1902/1904 - дипломатические документы, БАС, София, 1978. С. 76.
  121. ^ Государственный архив - Министерство иностранных дел 78/4951 Турция (Болгария). От Эллиота. 1898 г.; Конституция ТМОРО. С. 1. опубликовано в «Документах о борьбе македонского народа за независимость и за национальное государство», Скопье, Университет «Кирилл и Методий»: факультет философских и исторических наук, 1981, стр. 331–333.
  122. ^ Никола Зографов. «Построение жизни. Объяснение вопросов: 1. Как был устроен погром Болгарии. 2. Почему не удалось завоевать автономию Македонии и Одринско (Вклад в историю революционной Македонии)», София, 1927 г., стр. 58.
  123. ^ Перейти обратно: а б По словам Билярского, обложки обоих документов одинаковы. Поскольку оригинального устава у него не было, он внимательно изучил обложку правил. В центре сидит женщина. В правой руке женщина держит флаг, на котором написано « Свобода или умный ». Эта ее рука покоится на постаменте, на котором изображен стоящий разъяренный лев в короне. Левой рукой женщина держит щит, который опирается на левое колено. На нем с левой стороны написано «Македония», а с противоположной правой стороны очень мелким шрифтом написано «1896». Это, по его словам, подтверждает предположение Константина Пандева от 1969 года, основанное на других косвенных аргументах, о том, что годом составления и печати устава и правил BMARC был 1896 год. У ног женщины лежит сломанный османский флаг. с полумесяцем и разорванными кольцами железной цепи. Дополнительная информация: Внешняя македоно-одринская революционная организация (1893-1919 г.) Документы по централизованным организационным структурам (уставы, правила, мемоари, декларации, протоколы, протоколы, наредби, слухи, письма). Т. І, ч. 1 и 2. Съст. Ц. Билярский, И. Бурилкова. УИ «Св. Климент Охридски», 2007 г., ISBN   9789549800623 , Введение, с. 7.
  124. ^ Валков, Мартин, Внутренняя македонско-адрианопольская революционная организация и идея автономии Македонии и Адрианопольской Фракии, 1893-1912; Магистерская диссертация, Центрально-Европейский университет (Будапешт, 2010), с. 5.
  125. Автор правил Иван Хаджиниколов указывает: «наконец мы решили, что надо написать правила, и мне было поручено в 1895 году их подготовить». Подробнее: Д. Димески, Создание македонской революционной организации и ее организационная структура (1893-1895), History XXII/1, Skopje 198B, p. 70.
  126. ^ Димитр Войников, Болгары в самой восточной части Балканского полуострова - Восточной Фракии. «Коралов и компания», 2009. 24. Прибытие Гоце Делчева во Фракию и некоторые разъяснения по этому поводу.
  127. ^ Активисты IMARO видели будущую автономную Македонию как многонациональное государство и не добивались самоопределения македонских славян как отдельной этнической группы. Таким образом, македонский (а также адрианополитанский) был общим термином, охватывающим болгар, турок, греков, валахов, албанцев, сербов, евреев и так далее. Хотя это послание было воспринято многими влахами, а также некоторыми славянами-патриархами, оно не произвело впечатления на другие группы, для которых остался IMARO, как его назвал британский журналист и сотрудник по оказанию помощи Генри Брэйлсфорд и другие, Болгарский комитет. Подробнее см.: Бечев, Димитар. Исторический словарь Республики Македонии, Исторические словари Европы, Scarecrow Press, 2009, ISBN   0810862956 , Введение.
  128. ^ "Однако, вопреки впечатлению исследователей, считающих, что Внутренняя организация поддерживала "македонское национальное сознание", местные революционеры заявили о своей убежденности в том, что "большинство" христианского населения Македонии - "болгары". обвинения в том, что они называют «национальным сепаратизмом» по отношению к болгарам, и даже считают его «аморальным», хотя и заявили о равном отношении ко всему «македонскому населению». Чавдар Маринов, «Мы, македонцы», «Пути македонцев». Супранационализм (1878–1912), в книге «Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе» с Мишковой Дианой в качестве редактора, Central European University Press, 2009, ISBN   9639776289 , стр. 107-137.
  129. ^ Политические и военные лидеры славян Македонии на рубеже веков, похоже, не услышали призыва к отдельной македонской национальной идентичности; они продолжали идентифицировать себя в национальном смысле как болгары, а не македонцы. [...] (Они), кажется, никогда не сомневались в «преимущественно болгарском характере населения Македонии». Подробнее: «Македонский конфликт: этнический национализм в транснациональном мире», Princeton University Press, Danforth, Loring M. 1997, ISBN   0691043566 , с. 64.
  130. ^ Догма македонской историографии заключается в том, что это была «этническая македонская» организация, а аббревиатура IMARO в македонской историографии обычно сокращается до IMRO, чтобы избежать сложных вопросов о присутствии в тех же организациях людей, которые сегодня называются «этническими македонцами» из географическая Македония - вместе с «этническими болгарами» из Адрианопольского вилайета. В этих случаях современная реальность полностью проецируется в прошлое. Подробнее см.: Кирилл Дрезов, Македонская идентичность: обзор основных утверждений в «Новомакедонском вопросе» под ред. Дж. Петтифера, Springer, 1999, ISBN   0230535798 , с. 55.
  131. ^ Питер Карджилов, Кинематографическая деятельность Чарльза Райдера Нобла и Джона Маккензи на Балканах (Том первый) Издательство Cambridge Scholars Publishing; 2020, ISBN   9781527550735 , с. 3.
  132. Суд зарегистрировал БМОРК «Илинден-Преображение». ФАКТ.БГ, 29 января 2015.
  133. ^ Памятник революционерам Македонии, Беломорието и Одринско в Софии. Медиапул, 19 апреля 2016 г.
  134. ^ Болгарский культурный клуб: И BMORK должен быть в преамбуле. МакПресс.мк, 11.10.2018.
  135. ^ ЛЮБЧО ГЕОРГИЕВСКИЙ ПРЕДЛАГАЕТ, ЧТОБЫ ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ПРОИЗОШЛО ПО КОНСТИТУЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ВМРО. МакПресс, 04.03.2023.
  136. Признание болгарского влияния на историю Македонии весьма проблематично для многих македонцев, поскольку оно противоречит юго-македонским повествованиям. Особенно после раскола Тито и Сталина в 1948 году краеугольным камнем македонской национальной идентичности и историографии стало представление об отдельном, неболгарском, македонском национальном сознании, что привело к глубоко антиболгарской позиции в политике и историографии. Подробнее см.: Риф, Пол. «Македонская памятниковая культура за пределами «Скопье 2014»» Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы, том. 66, нет. 4, 2018, стр. 451-480. https://doi.org/10.1515/soeu-2018-0037
  137. В Македонии поколения после Второй мировой войны выросли с «передозировкой» сильных антиболгарских настроений, что привело к созданию в основном негативных стереотипов о Болгарии и ее стране. Антиболгарство (или булгарофобия) возросло почти до уровня государственной идеологии в период идеологической монополии Союза коммунистов Македонии и продолжает это делать и сегодня, хотя и с меньшей жестокостью... Однако важнее открыто заявляют, что во многом эти антиболгарские настроения проистекают из необходимости проводить различие между болгарской и македонской нациями. Македония могла утвердиться как государство со своим прошлым, настоящим и будущим только через дифференциацию от Болгарии. Подробнее см.: Мирьяна Малеска. Глазами «другого» (о македонско-болгарских отношениях и македонской национальной идентичности). В «Новой балканской политике», выпуск 6, стр. 9–11. Центр мира и демократии: «Иэн Коллинз», Скопье, Македония, 2003 г. ISSN   1409-9454 .
  138. Согласно Атанасу Вангели, это крайнее националистическое отношение называется «булгарофобией», но также известно как «B-комплекс». Подробнее см. Анастас Вангели, «Размышления о древности: размышления о греко-македонском символическом соперничестве над повествованиями о древнем прошлом» (магистерская диссертация, Центрально-Европейский университет, Будапешт, 2009), стр. 87-88.
  139. ^ Митревский, Дарко. Наша большая подделка (часть первая). Взято из Новой Македонии, воскресенье, 8 ноября 2015 г.
  140. ^ Митревский, Дарко. Наша большая подделка (часть вторая). Взято из Новой Македонии, четверг, 17 марта 2016 г.
  141. ^ Захари Стоянов. Текст устава ЦК опубликован в «Записках о болгарских восстаниях» . София: Виртуальная библиотека «Слово» из 1 тома «Записок». Рассказы очевидцев, 1870-1876 гг. 1977. .
  142. ^ Положение Болгарских македонско-эдринских революционных комитетов, составленное после Салоникского генерального конгресса организации, [Салоники, 1896 г.] . София: Внутренняя Македонско-Эдрина революционная организация (1893-1919) - документы центральных органов управления. Том 1. Часть 1. Уст. Ц. Билярский, И. Бурилкова. София: Государственное агентство «Архив», стр. 127-128. 2007.
  143. Согласно записке историка Любомира Панайотова, редактора мемуаров Христо Караманджукова, устав BMARC был обнаружен в архиве революционера. Они были выпущены в 1898 году и заменены новыми в 1902 году, однако в Смолянском революционном подрайоне они продолжали использоваться и впоследствии. Христо Ив. Караманджюков, Родопы во время Илинден-Преображенского восстания. (Издательство «Патриотический фронт», София, 1986) с.
  144. Архив Гоце Делчева, составлено Ивой Борилковой и Цочо Билярски, Издательство: Захарий Стоянов, 2020; ISBN   9789540914275 , Предисловие.
  145. ^ Катарджиев, И. (1965). Два свода правил ВМРО до-Линденского периода. п. 40; ср. История, 1.1, с. 39-50 .
  146. ^ Гоце отправился в город «Y», а затем в город «X»; Там должно было состояться обычное ежегодное собрание видных деятелей заговора. Это собрание утвердило устав революционной организации, почти копию старого болгарского, весьма оригинальный с положением, что в члены комитетов принимались только болгары-экархисты. Однако такое решение было именно в соответствии с условиями, в которых оно работало. Революционной идее в то время пришлось пережить весьма болезненную борьбу, прежде всего, с экзархией и ее многочисленными органами в стране. Поэтому оно должно было стать общим для национально самосознательного болгарского большинства, чтобы затем найти свой путь среди элементов, на которые всевозможная золотая и серебряная пропаганда оказала чрезвычайно развращающее влияние. Однако революционерам не удавалось избежать периодических столкновений с указанной пропагандой, в результате чего они доходили до крайностей. И зачастую борьба принимала даже мрачную шовинистическую окраску. Гоце - человек слишком широких взглядов, без всяких оговорок поднимает руку на рассматриваемую статью устава. Но это не должно нас удивлять, ведь он был еще и практической фигурой в самом строгом смысле этого слова. Позже, когда обстоятельства изменились, Гетце первым настоял на внесении поправок и в статут. Тогда революционная организация отметила, что для достижения преследуемой цели необходимо объединить все угнетенные национальности в стране. сообщник.
  147. ^ Ковачев Владислав. Автономная Македония (PDF) . София: Типография С. М. Стайкова. 1919.
  148. ^ Внутренняя Македонско-Эдрина революционная организация (1893-1919) Документы центральных органов управления (уставы, постановления, мемуары, декларации, округа, протоколы, положения, постановления, письма). Т. I, ч. 1 и 2. Уст. Ц. Билярский, И. Бурилкова. УИ «Св. Климент Охридский», 2007 г., ISBN  9789549800623 стр. 142.
  149. ^ Георгий Байдаров, «Войны и македонский вопрос» (PDF) . София: журнал «Македония. Политический, научный и литературный журнал», год I, книга IV, София, типография «Витоша». 1922 год.
  150. ^ Борьба македонского народа за освобождение. Димитр Влахов . Вена: Библиотека Балканской федерации, № 1, ВМРО (Объединённый). 1925.
  151. ^ Никола Зографов, «Построение жизни. Объяснение вопросов: 1. Как был устроен погром Болгарии. 2. Почему не удалось завоевать автономию Македонии и Одринско», Печатница П. Глушков, София, 1927. (Вклад в историю революционной Македонии).
  152. ^ В Македонии и Одринско: Воспоминания о Михаиле Герджикове. II. Первый ЦК ВМРО.: Воспоминания о докторе Христо Татарчевой. Рассказывает Л. Милетич (PDF) . София: Материалы по истории македонского освободительного движения, Издание Македонского научного института, книга IX, Типография П. Глушкова. 1928 год.
  153. ^ Мехмет Хаджисалихоглу, «Яне Сандански как политический лидер Македонии в эпоху младотурок», Cahiers balkaniques, 40 | по состоянию на 21 мая 2012 г. URL: http://journals.openedition.org/ceb/1192 ;
  154. ^ Освободительная борьба Македонии, том I, Илинденское восстание, Хр. Сильянов (издание организации «Илинден», София, 1933; София: издание организации «Илинден». 1933.
  155. В нем содержится следующий текст на османском турецком языке : «Сообщаем вам, что 22 апреля (5 мая 1903 г.) в селе Баница был убит один из руководителей болгарских комитетов по имени Делчев». Ташев, Спас., Некоторые подлинные турецкие документы о Македонии, Международный институт Македонии, София, 1998.
  156. ^ "Двадцать второго апреля (5 мая) в селе Баниса упал замертво один из руководителей болгарских комитетов по имени Делчев..." Подробнее: Александр Стояновский - "Турецкие документы об убийстве Гоце Делчев», Скопье, 1992, с. 38.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 878b536916a0dd55e5fdde007cc76f8f__1722493080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/8f/878b536916a0dd55e5fdde007cc76f8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First statute of the IMRO - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)