Yane Sandanski
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2023 г. ) |
воевода Yane Sandanski | |
---|---|
Родное имя | Ян Сандански |
Имя при рождении | Яне Иванов Сандански |
Рожденный | 18 мая 1872 г. Влахи , Османская империя |
Умер | 22 апреля 1915 г. Блатата, недалеко от Пирина , Болгарское царство. |
Похороненный | |
Верность | |
Услуга/ | Болгарская армия |
Битвы/войны | Илинденское восстание Македонская борьба Балканские войны |
Подпись |
Яне Сандански ( болгарский : Яне Сандански , македонский : Джейн Сандански ; первоначально пишется в старой болгарской орфографии как Яне Ивановъ Сандански (Яне Иванов Сандански); [1] 18 мая 1872 — 22 апреля 1915) — македонский болгарский революционер. [2] Он признан национальным героем как в Болгарии , так и в Северной Македонии . [3]
В юности Сандански интересовался болгарской политикой и сделал карьеру начальника местной тюрьмы в Дупнице . Затем он участвовал в антиосманской борьбе, присоединившись первоначально к Верховному Македонско-Адрианопольскому комитету (ВМАК), но позже перешел во Внутреннюю Македонско-Адрианопольскую революционную организацию (ИМАРО). Сандански стал одним из лидеров ИМАРО в революционном округе Серрес и главой левого крыла организации. Он поддержал идею Балканской федерации и Македонии как автономного государства в ее рамках как окончательного решения национальных проблем в этом регионе. Во время Второй конституционной эры он стал османским политиком и предпринимателем, сотрудничал с младотурками и основал Болгарскую народную федеративную партию . [4] Санданский поднял оружие на стороне Болгарии во время Балканских войн (1912–13). В конце концов он снова включился в общественную жизнь Болгарии, но в конечном итоге был убит конкурирующими активистами правой фракции IMARO. [5]
Наследие Санданского сегодня остается спорным в болгарской и македонской историографии . Македонские историки ссылаются на него, пытаясь продемонстрировать существование македонского национализма или, по крайней мере, протонационализма внутри части местного революционного движения в его время. [6] Несмотря на якобы «антиболгарский» автономизм и федерализм Санданского, [7] маловероятно, что он развил македонскую национальную идентичность в узком смысле, [8] или он считал болгарских экзархистов в Османской Македонии отдельной нацией от болгар. [9] Вопреки утверждениям Скопье, его «сепаратизм» представлял собой наднациональный проект , а не национальный. Более того, соотечественниками, убедившими Санданского принять подобные левые идеи , были болгарские социалисты , большинство из которых не были македонцами по происхождению. Название «македонский» тогда было общим термином, охватывающим различные национальности, проживающие в этом районе, и применительно к славянам в Османской Македонии оно обозначало в основном тогдашнюю болгарскую этническую общину . [10] Однако, вопреки утверждениям Болгарии, его идеи об отдельном македонском политическом образовании стимулировали последующее развитие македонского национализма.
В качестве первого члена SMAC, который непосредственно служил интересам болгарского правительства, [11] а затем представителя левого крыла IMRO, выступавшего за создание Балканской федерации, Яне Сандански остается одним из самых противоречивых [12] Болгарские революционеры. [13] Хотя болгарским коммунистическим властям он нравился больше всего за его левые симпатии, [14] после падения коммунизма некоторые историки-националисты описывают его как предателя болгарских национальных интересов в Македонии. [15] Сандански изображается ими как османист и коллаборационист младотурков, которых считают врагами Болгарии, и как человек, который начал братоубийственную войну с IMRO. Его также обвиняли в том, что он превратился из революционера в бизнесмена, чьим политическим мотивом стало только зарабатывание денег. Напротив, в Северной Македонии позитивный оттенок его имени, созданный еще во времена коммунистической Югославии до сих пор жив . С тех пор македонская историография подчеркивает особенность левого крыла IMRO. [16] хотя на самом деле югославский коммунизм и македонский национализм тесно связаны. [17] Таким образом, македонские историки изображают его как борца за свободу против « великоболгарского шовинизма» и «турецкого ига».
Биография [ править ]
Санданский родился 18 мая 1872 года в селе Влахи , недалеко от Кресны , тогда в Османской империи , ныне в Болгарии. [18] Его отец Иван участвовал в Кресненско-Разлогском восстании в качестве знаменосца . В 1879 году, после подавления восстания, его семья переехала в Дупницу , в недавно созданном Княжестве Болгария , где Санданский получил начальное образование. С 1892 по 1894 год он был солдатом болгарской армии . Санданский был активным сторонником Радославова крыла Либеральной партии и вскоре после ее прихода к власти в феврале 1899 года был назначен начальником Дупницкой тюрьмы. Из-за этого его имя « Сандански » искажено от « Зиндански », которое происходит от турецкого « Zindancı » (буквально « Хранитель подземелий» или «Тюремщик» ). [19] [ сомнительно – обсудить ] [ нужна проверка ]
Яне Сандански участвовала в Революционном движении в Македонии и Фракии и стала одним из его лидеров. Первоначально он присоединился к Верховному Македонско-Адрианопольскому комитету (SMAC) в 1895 году во время операции четы комитета в населенных помаками регионах Западных Родоп . [20] В 1897 году в Дупнице был сформирован новый отряд Верховного комитета под руководством Крастье Захариева, куда присоединился и Санданский. После входа в горы Пирин отряд столкнулся с османскими войсками. В одном из боев Санданский был ранен, и его старший брат Тодор, также находившийся в этом отряде, вернул его на лечение в Болгарию. В последующие годы Сандански был активистом СМАК в Пиринском районе, но в 1900 году вернулся и стал директором местной тюрьмы в Дупнице. В 1901 году Санданский перешёл во Внутреннюю Македоно-Адрианополитскую революционную организацию (ИМАРО). Он создал сеть комитетов организации в округах Серрес и Горна Джумая Пиринского района , за что в народе ему дали прозвище « Пиринский царь » (Пиринский царь). Он также был одним из организаторов « Дела Мисс Стоун» — первого современного кризиса с заложниками в Америке. 3 сентября 1901 года протестантская миссионерка по имени Эллен Стоун отправилась верхом на лошади через горные районы Македонии и попала в засаду, устроенную бандой вооруженных революционеров. Сандански также принимал активное участие в борьбе с Османское Илинден-Преображенское восстание . Ополченцы, действовавшие в районе Серреса во главе с Яне Сандански и повстанческим отрядом Верховного комитета Македонии , сдержали крупные турецкие силы. Эти действия начались в день праздника Креста Господня и не так сильно вовлекали местное население, как в других регионах, но находились далеко восточнее Монастира и западнее Фракии .
Провал восстания в Илиндене привел к окончательному расколу ИМАРО на левую (федералистскую) фракцию в округах Серес и Струмица и правую фракцию (централисты) в округах Битола , Салоники и Ускуб . Левая фракция выступала против болгарского национализма и выступала за создание Балканской социалистической федерации с равенством всех подданных и национальностей. Централистская фракция ИМАРО перешла к болгарскому национализму, поскольку ее регионы подверглись нападению сербских и греческих вооруженных банд, которые начали проникать в Македонию после 1903 года. В 1905–1907 годах произошел раскол между двумя фракциями, когда в 1907 году Тодор Паница убил правых. Активисты крыла Бориса Сарафова и Ивана Гарванова в Санданском ордене. Кюстендилский (ВМРО) в 1908 году съезд правой фракции Внутренней македонской революционной организации приговорил Сандански к смертной казни и привел к окончательному распаду организации.
После младотурецкой революции 1908 года и во время Второй конституционной эры Санданский (вместе с Христо Чернопеевым , Чудомиром Кантарджиевым , Александром Буйновым и другими) связался с младотурками и начал легальную деятельность. После распада ИМАРО попытались создать Македонско-Адрианопольскую революционную организацию (МОРО). Позже съезд по официальной инаугурации МОРО провалился, и Санданский и Чернопеев начали работать над созданием одной из левых политических партий в Османской империи - Народной федеративной партии (Болгарская секция) , штаб-квартира которой находилась в Солуне . [21] Этот федералистский проект должен был включать в себя различные этнические секции, но эта идея провалилась, и единственной секцией, которая была создана, была фракция Сандански, названная Болгарской секцией . Таким образом, ее активисты лишь «оживили» свою болгарскую национальную идентичность, поскольку фракция Санданского отстаивала особые интересы «болгарской национальности» в Империи. [22] [23] [24] [25] [26] В 1909 году группа Санданского и Чернопеева участвовала в митинге младотурок в Стамбуле , приведшем к свержению султана Абдул-Хамида II с престола. Санданский мечтал о создании Балканской Федеративной Республики по планам Балканской Социалистической Федерации и Македонии в составе этой Федерации. [27] Он потребовал, чтобы IMARO охватывала все национальности региона, а не только болгар. [28]
Таким образом можно было бы создать здоровую систему, направленную на организацию массового восстания. [29] [ нужен неосновной источник ] Позже Санданский и его фракция активно поддерживали болгарскую армию в Балканских войнах 1912–1913 годов, первоначально с идеей, что их долг — сражаться за автономную Македонию. [30] [31] но позже сражался за Болгарию. [32] Наблюдая за зверствами сербов над местным населением, бывшие члены IMRO приступили к восстановлению организационной сети. В тот же период группа Петра Чаулева начала переговоры с албанскими революционерами. Временное албанское правительство предложило им организовать и поднять общее восстание. Переговоры со стороны Организации должен был вести Петр Чаулев . не дойдет Однако болгарское правительство полагало, что до новой войны с Сербией , поэтому не присутствовало на переговорах. Однако позже, в июне 1913 года, болгарское правительство направило в Тирану Яне Сандански для новых переговоров. Он дал интервью итальянской газете " Il Secolo ", где сообщил, что пришел к соглашению с албанцами и что с болгарской стороны будут организованные банды и нападения. Так он помог подготовке Охрид-Дебарского восстания , организованного совместно IMRO и албанцами Западной Македонии. [33] После войн Королевство Пирин Македония была передана в 1913 году Болгарии, а Сандански снова переселился в , где он был убит в 1915 году своими политическими противниками.
Споры [ править ]
Македонское освободительное движение состояло из трех основных фракций. Руководствуясь своими чрезмерными амбициями, Санданский вступил в конфликт с большинством — централистами в ИМАРО и варховистами . Первоначально он был членом болгарской националистической банды Варховистов Первоначально Яне Санданский и его Серреса группа ( федералисты ) провозгласили борьбу за автономную Македонию, которая должна была быть включена в Балканскую социалистическую федерацию . . Таким образом, политика Софии полностью отождествлялась с враждебным характером Афин и Белграда . [34] [35] Тем не менее активисты Серреса заявили, что македонский вопрос не может быть решен, если он сформулирован как часть болгарского национального вопроса . После Илинденского восстания эта группа настаивала на сотрудничестве со всеми этническими и религиозными группами Османской империи и предусматривала включение Македонии и Адрианопольского округа в Балканскую федерацию. [36] Однако идея македонской автономии была строго политической и не подразумевала отделения от болгарской этнической принадлежности, даже как это было замечено на более позднем этапе борьбы группой вокруг Санданского, которая поддерживала ряд классических либеральных идей, смешанных с социализмом, импортированных из Болгарии. [37] [38] [39]
С другой стороны, более крупная фракция (централисты), а также фракция другой революционной организации — Верховного комитета Македонии — варховистов (большая часть последователей которой присоединилась к « централистам » после ее роспуска в 1903 году) также стремились к автономии. . Но они не ожидали включения в Балканскую Социалистическую Федерацию и не проводили столь радикальной политики по отношению к Софии. Эти политические разногласия привели к острому конфликту между ними.
Возможно, величайшим грехом Санданского в контексте всего движения было убийство воеводы Михаила Даева , а затем Ивана Гарванова и Бориса Сарафова , обоих членов Центрального комитета ИМАРО. Позже он пожалел об этих и других убийствах. [40] даже приговорили его к смертной казни Из-за этого централисты . Болгарские власти расследовали убийства и подозревали, что Сандански был главной силой, стоящей за ними. С другой стороны, он был амнистирован после болгарским парламентом поддержки, которую он оказал болгарской армии во время балканских войн .
и Организацией существовала долгая история трений Между Болгарским экзархатом , поскольку те, кто был более тесно связан с Экзархатом, были умеренными, а не революционерами. Таким образом, эти два органа никогда не могли прийти к единому мнению по ряду важных вопросов, затрагивающих население Фракии и Македонии. В своих регулярных докладах экзарху болгарский епископ в Мельнике обычно называл Яне диким зверем и намеренно писал его имя без заглавных букв. Несмотря на то, что он был крайним левым , он никогда не отвергал Болгарский экзархат как институт и не отрицал, что он играет роль в жизни македонских болгар . [42] Сандански также позже сотрудничал с младотурками , выступая против других фракций ИМАРО, боровшихся против османских в этот период властей.
В первые дни младотурецкой революции сотрудничество македонских левых с османскими активистами было заявлено в специальном Манифесте ко всем национальностям Империи . [43] [ нужна полная цитата ] Лояльность Империи, заявленная Санданским, намеренно стирала различие между македонской и османской политической повесткой дня. Этот идеологический переход был довольно плавным до тех пор, пока риторика македонского автономистского супранационализма уже была достаточно близка к османской идее так называемого единства элементов . [44] [ нужна полная цитата ] Во время медового месяца революционеров Серра и османских властей именно интернационалистические идеи болгарских социалистических активистов оставили свой след в повестке дня Сандански: то, что считалось национальными интересами , должно было быть подчинено паносманским интересам, чтобы достичь сверх -османских интересов. национальный союз всех национальностей в реформированной Империи. После того, как Болгария проиграла Балканские войны и в результате большая часть Македонии отошла к Греции и Сербии, Санданский попытался организовать убийство болгарского царя Фердинанда I , но ему это не удалось. Он и его крыло официально поддерживали тогда русофилов из Демократической партии .
Централисты организовали несколько безуспешных покушений на Сандански. Ближе всего к достижению своей цели они подошли в Салониках , где Тане Николову удалось убить двух других федералистов и тяжело ранить Сандански. В конце концов, Санданский был убит возле Роженского монастыря 22 апреля 1915 года во время поездки из Мельника в Неврокоп местными активистами ИМАРО. [45]
Наследие [ править ]
Хотя наследие Санданского остается спорным среди болгарской и македонской историографии, среди ученых со всего мира предпринимались попытки примирить его противоречивую и противоречивую деятельность. По словам турецкого профессора истории Мехмета Хаджисалихоглу, который интересуется национальным строительством в поздней Османской империи, [46] Очень сложно найти однозначные ответы на некоторые щекотливые вопросы, связанные с биографией Сандански. По мнению Хаджисалихоглу, Санданский де-факто был предателем национальных болгарских интересов в Македонии, сотрудничал с младотурками, поддерживал идею автономии региона в составе Османской империи и выступал против его присоединения к Болгарии. Это позволило бы ему сохранить свою политическую роль как одного из местных лидеров региона. Однако это не означает, что он считал болгарское македонское население отдельной македонской нацией . [47] Кроме того, все основные идеологи, которые внушали Санданскому эти левые идеи, были социалистами из собственно Болгарии. [48] Мерсия МакДермотт , автор биографической книги о Сандански, призналась, что у нее была настоящая битва из-за столь противоречивой фигуры. [49] Тем не менее, она описала его как болгарского революционера, который под влиянием левых идей пытался решить македонский вопрос, объединив все балканские народы. [50]
В Северной Македонии Сандански считают национальным героем и одним из самых выдающихся революционных деятелей ХХ века. Однако некоторые основные македонские специалисты по истории местного революционного движения, такие как Иван Катарджиев и Зоран Тодоровский , утверждали, что политический сепаратизм Санданского представляет собой форму раннего македонского национализма . [51] [ нужна цитата для проверки ] утверждая, что в то время это было лишь политическое явление, не имеющее этнического характера. [52] [ нужен неосновной источник ] Дмитрий Чуповский под псевдонимом Стрезо пишет, что Санданский был болгарским агентом, телохранителем болгарского князя и обычным преступником. [53] [54]
Правый публицист IMRO Стоян Бояджиев охарактеризовал Санданского как крайне противоречивого болгарского революционера, чья сепаратистская деятельность, однако, привела к возникновению македонского национализма в целом. [55] Сегодня Сандански - одно из имен, упомянутых в государственном гимне Северной Македонии. В Болгарии коммунистический режим ценил Санданского за его социалистические идеи и удостоил его чести, переименовав город Свети Врач в Сандански в 1949 году. В годы после падения коммунизма некоторые болгарские историки правого толка стремились дискредитировать его репутацию. Мыс Сандански на восточном побережье полуострова Иоанна Павла II, остров Ливингстон , Антарктида, был назван в его честь Болгарской антарктической экспедицией.
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Движение отсюда Вардара и борьба с экстремистами, сообщает Л. Милетич (Издание "Македонского научного института", София - Типография П. Глушкова - 1927), стр. 11.
- ^ «IMRO была основана в 1893 году в Салониках; среди ее первых лидеров были Дамьян Груев, Гоце Делчев и Яне Сандански, люди, которые имели македонскую региональную идентичность и болгарскую национальную идентичность». Подробнее см.: Дэнфорт, Лоринг. «Внутренняя македонская революционная организация» . Британская энциклопедия.
- ^ Примером того, как переплетаются болгарская и македонская история и идентичности, является спор о личности революционных героев, таких как Гоце Делчев и Яне Сандански. Болгарские националисты, например, высмеивают отождествление своих македонских коллег с Санданским, поскольку в архивных документах он упоминается как болгарин. Подробнее см.: Аарбакке Вемунд, Образы имперского наследия: влияние национализационного дискурса на образ последних лет османского правления в Македонии, с. 121, в «Образах имперского наследия», «Современные дискурсы о социальном и культурном влиянии правления Османской империи и Габсбургов в Юго-Восточной Европе», авторы: Теа Синдбек, Максимилиан Хартмут, ISBN 3643108508 , 2011 г.; стр. 115-128.
- ↑ Другим видным членом Социалистической рабочей федерации , помимо Сефардского кружка и «анархо-либералов», была Народная федеративная партия – Болгарская секция. Последняя была основана в апреле 1909 года членами IMRO, которые активно участвовали в Младотурецкой революции и марше «Армии свободы» на Стамбул с целью подавления контрпереворота в 1909 году. Она была сильно разделена по идеологическим линиям и различным стратегическим выборам вокруг социал-демократов, таких как Димитир Влахов (1878–1953), националисты с социалистическими взглядами, такие как Ян Сандански (1872–1915), и националисты, такие как Христо Чернопеев. Подробнее см.: Мария Тодорова (2020) Затерянный мир социалистов на окраинах Европы: воображение утопии, 1870-е – 1920-е годы; Издательство Блумсбери, стр. 64, ISBN 1350150347 .
- ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Северной Македонии; Исторические словари Европы, издание 2, Rowman & Littlefield, 2019; ISBN 1538119625 , с. 263.
- ↑ В юности Санданский был членом Болгарского националистического Верховного македонского комитета, основной идеей которого было прямое объединение Македонии с Болгарией, но позже перешёл в ВМРО . Однако первым названием IMRO было «Болгарско-Македонско-Адрианопольские революционные комитеты», которое позже несколько раз менялось. Первоначально его членство было ограничено только для болгар. Оно действовало не только в Македонии, но и во Фракии ( Адрианопольский вилайет ). Поскольку ее раннее название подчеркивало болгарский характер организации, связывая жителей Фракии и Македонии с Болгарией, эти факты до сих пор трудно объяснить с помощью македонской историографии. Они предполагают, что революционеры IMRO в период Османской империи не делали различия между «македонцами» и «болгарами». Более того, как свидетельствуют их собственные сочинения, они часто считали себя и своих соотечественников «болгарами» и писали на болгарском стандартном языке. Подробнее см.: Бруннбауэр, Ульф (2004) «Историография, мифы и нация в Республике Македония». В: Бруннбауэр, Ульф, (ред.) (Пере) написание истории. Историография в Юго-Восточной Европе после социализма . Исследования Юго-Восточной Европы, том. 4. ЛИТ, Мюнстер, стр. 165-200. ISBN 382587365X .
- ↑ Лидеры Внутренней организации отвергли национально-сепаратистскую идею выделения македонского языка в отдельный язык. Они выступили против программы Мисиркова, и его книга, судя по всему, была сожжена в Софии активистами ТМОРО. Когда в 1905 году Чуповский попытался организовать в Велесе «Всемакедонскую конференцию», он был изгнан из города местным руководителем Внутренней организации. В то же время македонские националисты не признавали своей программы даже в якобы «антиболгарском» автономизме Санданского и в 1914 г. обвиняли его в «немакедонской» деятельности. Подробнее см.: Чавдар Маринов Мы, македонцы - Пути македонского супранационализма (1878–1912) в книге «Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе» под редакцией Дианы Мишковой, 107–138. Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2009 г., ISBN 9639776289 , 2009 г., с. 133.
- ↑ Тем не менее сомнительно, что Санданский и другие левые того периода развили македонский национализм в строгом смысле. Во время конституционного режима, установленного младотурками, Санданский и его последователи создали «Народную федеративную партию», которая должна была включать в себя ряд этнических групп, каждая из которых представляла отдельную «национальность» Македонии... Этот федералистский проект, однако это не удалось, и единственной секцией, которая была создана внутри «Народной федеративной партии», была секция самого Санданского и его «сограждан», которая фактически называлась «болгарской секцией». Подробнее см.: Маринов, Чавдар. «Знаменитая Македония, земля Александра: македонская идентичность на перекрестке греческого, болгарского и сербского национализма. В: Запутанные истории Балкан - Том первый, стр. 273–330; ISBN 9789004250765 , Брилл, 2013, стр. 303.
- ^ В македонской историографии Сандански изображался как борец за независимость Македонии против младотурок и турецкого правления в Македонии. Я думаю, что такая интерпретация весьма проблематична. Он, конечно, стоял за автономию Македонии, но это не значит, что он считал славян-христиан в Македонии отдельной нацией, а именно «македонской нацией». Подробнее см.: Мехмет Хаджисалихоглу, «Яне Сандански как политический лидер Македонии в эпоху младотурок», Cahiers balkaniques [En ligne], 40 | 2012, неправильно, 21 мая 2012 г., два : 10.4000/ceb.1192 .
- ^ Бечев, Димитр. Исторический словарь Республики Македония, Исторические словари Европы, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , Введение.
- ↑ Верховный македонский революционный комитет, возникший в Софии в 1895 году, служил интересам болгарского государства в Македонии. Оппоненты слева называли людей справа «врховистами» (супремистами), а их проболгарскую программу и цели – «врховизами» (супремизмом). Подробнее см.: Македония и македонцы: история, публикация Hoover Institution Press, Hoover Press, 2013, ISBN 081794883X , с. 120.
- ^ Уоллер, Дайан, «Мерсия Макдермотт: женщина на границе», с. 181; в «Черных ягнятах и серых соколах» (2-е изд.). Олкок, Джон Б. и Янг, Антония, ред. (2000). Оксфорд: Книги Бергана. стр. 166–186.
- ^ Айкут Кансу, Революция 1908 года в Турции. Коллекция Армянского исследовательского центра. Том 58 исследований азиатского искусства и археологии; БРИЛЛ, 1997; ISBN 9004107916 , стр. 163–168.
- ^ Сфетас, Спиридон. (2017). Слияние региональных проблем и проблем холодной войны: македонский треугольник между Грецией, Болгарией и Югославией, 1963–80; в книге «Балканы в холодной войне», Светозар Раджак и др., Springer, ISBN 1137439033 , стр. 307–329.
- ^ Джеймс Фрусетта, Общие герои, Разделенные претензии: IMRO между Македонией и Болгарией, в книге Джона Р. Лампе и Марка Мазовера, ред., «Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века»; Издательство Центрально-Европейского университета, 2004, ISBN 9639241822 , стр. 110–121.
- ^ Игорь Деспот, Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации; АйЮниверс, 2012, ISBN 1475947038 , с. 15.
- ^ Румен Даскалов, Диана Мишкова в качестве редактора, Запутанные истории Балкан - Том второй: перенос политических идеологий и институтов, BRILL, 2013, ISBN 9004261915 , с. 499.
- ^ Мерсия МакДермотт . За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански ], 1988, Издательство Journeyman, Лондон, ISBN 978-1-85172-014-9 , OCLC 16465550, стр. 1.
- ^ Узер, Тахсин, История бандитизма в Мекадонье и последняя османская администрация , 3-е издание, Типография Турецкого исторического общества, Анкара, 1999 г. ISBN 975-16-1119-9 с. 118 (на турецком языке)
- ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, стр. 196.
- ^ Мы, Люди. Политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе. Диана Мишкова и др. Издательство Центрально-Европейского университета, 2009, ISBN 9639776289 , с. 130.
- ^ Запутанные истории Балкан: Том первый, Румен Даскалов, Чавдар Маринов, BRILL, 2013, ISBN 900425076X , с. 303.
- ^ Македонизм и сопротивление Македонии ему, Коста Царнушанов, Univ. ред. «Св. Климент Охридский», София, 1992, стр. 101 .
- ↑ Когда на съезде Прати некоторые более крайне левые начали нападать на Болгарский экзархат во время дебатов по образованию, Ян, председательствовавший на заседании, сказал: « Оставьте Экзархат в покое!» Ситуация в Турции по-прежнему нестабильна. Поднялся большой переполох, и Ян отложил заседание. В антракте он подошел к напавшему на Экзархат делегату и сказал: « Вы ничего не знаете!» Если случится так, что болгары в Македонии не получат того, чего хотят, я буду защищать Экзархат с оружием в руке. Мерсия МакДермотт. За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански , 1988, Подмастерье, Лондон, ISBN 1-85172-014-6 , стр. 425.
- ↑ Являясь органом Болгарской народной федеративной партии, «Народна воля» защищает и выражает интересы главным образом той части болгарского населения, которая составляет его преобладающее большинство и которая является важнейшим элементом в этой партии, — мелких собственников, лишенных всякой государственная защита, безземельные или бедные фермеры, мелкие лавочники, ремесленники и торговцы. Это те социальные слои, интересы которых сегодня являются интересами болгарской национальности в Империи. Считаем, что эти интересы требуют, в первую очередь, укрепления конституционного режима, расширения свобод и продолжения реформ в административной и экономической системе. Только так мы сможем создать условия для повышения уровня жизни и процветания болгар в Империи. Отрывок из передовой статьи «Наши позиции» в газете «Народна воля», объясняющей требования Болгарской народной федеративной партии; Газета «Народна воля», «Солоун», № 1, 17 января 1909 г.; оригинал на болгарском языке. /Газета «Народна воля» с подзаголовком «Орган Болгарской народной федеративной партии» была органом левой фракции македонско-адрианопольского движения во времена «Хюрриет», идеологически подготовила почву для создания Народной федеративной партии, Болгарская секция которой была создана на съезде в августе 1909 г./ Македония: Документы и материалы. София: Болгарская академия наук, 1978.
- ^ Если бы это отношение не было своеобразным и иным по сравнению с их отношением к другим национальностям в Империи, мы, несомненно, не упомянули бы даже названия болгарской национальности, к которой мы принадлежим. Наш основной принцип — борьба за права и свободы всех национальностей без исключения, и мы стремимся к полному равенству всех подданных Османской империи, независимо от национальности и вероисповедания. С этой точки зрения мы, по меньшей мере, не колеблясь выступим в защиту любой национальности, если мы убеждены, что она подвергается дискриминации и находится ниже существующего уровня свободы и справедливости, которым пользуются все другие национальности. Мы без колебаний выступим и против нашей собственной национальности, если бы ей были предоставлены некоторые преимущества и привилегии в ущерб другим национальностям и если бы ее привилегированное положение скомпрометировало режим всеобщего политического и гражданского равенства в стране. Газетная статья в «Конституционной заре» под названием «Особое отношение правительства к болгарской национальности». 26 ноября 1908 г.; оригинал на болгарском языке. /Газета выразила точку зрения левой фракции в организации - группы Яне Сандански после младотурецкой революции. В начале 1909 года она объединилась с газетой «Единство» и продолжала выходить под названием «Народна воля»./Македония: Документы и материалы. София: Болгарская академия наук, 1978.
- ^ Ни в коем случае нельзя обманывать население, надеясь на помощь извне. Она должна опираться на свои силы, а центр тяжести Организации должен быть перенесен с чети на народные массы, выступающие главным образом в роли инструкторов и инспекторов. В Организацию должны быть привлечены все, кто «недовольны существующим режимом», и под этим следует понимать не только болгар, но и все национальности, населяющие территорию Организации. Балканская Федерация обозначена как окончательное решение национальной проблемы, как «единственный путь спасения всех». См.: Павел Делирадев, Развитие на федеративной идее, Македонска мисал, кн. 5-6, 1946, стр. 203-208; также «За свободу и совершенство. Жизнь Яне Сандански», Мерсия МакДермотт, Подмастерье, Лондон, 1988, стр. 152–153.
- ^ "Сегодня все мы, турки, болгары, греки, албанцы, евреи и другие, мы все поклялись, что будем работать для нашего дорогого Отечества и будем неразлучны, и все мы пожертвуем собой ради него, и, если понадобится, , мы даже прольем свою кровь». - Эта часть речи Яне, произнесенной в городе Неврокоп во время младотурецкой революции , цитируется из рукописной листовки, имеющей печать Разлогского комитета за Союз и Прогресс, и цену, т.е. листовка была одним из многих экземпляров. сделано для продажи. Листовка была найдена среди бумаг Лазаря Колчагова из Банско и опубликована Иваном Дивизиевым в «Историческом прегледе», 1964, книга 4 (Новый документ за Яне Сандански).
- ^ "Давно вы рассматриваете наш македонско-адрианопольский вопрос только как болгарский вопрос. Борьбу, которую мы ведем, вы рассматриваете как борьбу за торжество болгарской народности над другими, живущими с нами. Давайте забудем впредь, кто болгарин, кто грек, кто серб, кто влах, но помни, кто обездоленный раб». - Письмо греческим гражданам Мельника (Революционен лист), № 3, 17.09.1904.
- ^ Ј. Богатинов - "Спомени", бр.11 од в. "Доброволец", 1945 г.
- ↑ По словам Тодора Ромова, последовательницы Джейн Сандански из села Рожен Пиринской Македонии, Сандански сказал: « Болгария хочет нас завоевать, поглотить. Они не хотят нам помочь. Помнить! Даже османско-турецкий режим был лучше, чем будущий болгарский, потому что во время турецкого режима у нас, по крайней мере, была идея, за которую нужно бороться, с другой стороны – болгары нас съедят. (Стойко Стойков. Табы: Время страха и страданий - Преследование македонцев в Болгарии во время коммунизма (1944-1989) - Сборник воспоминаний и документов , стр. 331, Издательство: Общество репрессированных македонцев в Болгарии, Благоевград, 2014 г. )
- ↑ Русский журналист Викторов-Топаров, встретившийся с Яне в мае 1913 года, писал: В начале 1913 года, когда сербский и греческий оккупационный режим заставил македонских болгар еще раз задуматься о судьбе своей страны, Сандански овладели серьезными сомнениями. И я всегда буду помнить тот вечер 1913 года, когда Санданский пришел ко мне, чтобы признаться в своих сомнениях и колебаниях: «Вот, посмотрите, такое всегда бывает, когда кого-то освобождают силой оружия! Как было бы хорошо, если бы Македония могла освободиться! Но теперь это случилось, наш долг — сражаться вместе с Болгарией и за Болгарию» — «Современа Мисул», 15.V.1915, стр. 24-25, цитируется Мерсией МакДермотт. За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански, 1988, Подмастерье, Лондон, ISBN 978-1-85172-014-9 , с. 452.
- ^ ИДЕЯ АВТОНОМИИ КАК ТАКТИКА В ПРОГРАММАХ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В МАКЕДОНИИ И ОДРИНЕ, 1893-1941, Димитар Гоцев, Ред. БАС, София, 1983 г.; 1912-1919 гг.
- ^ Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации, Игорь Деспот, iUniverse, 2012, ISBN 1475947054 , с. 22.
- ^ Запутанные истории Балкан: Том первый, Румен Даскалов, Чавдар Маринов, BRILL, 2013, ISBN 900425076X , стр. 302–303.
- ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , с. 75.
- ↑ Лидерами ВМК были болгарские офицеры македонского происхождения или потомки, которые были близки болгарскому принцу Фердинанду Кобургскому (правил в 1887–1918 гг.) и были готовыми инструментами его самовозвышающихся приключений. Хотя они неоднократно призывали к скорейшему восстанию, они мало верили в силу внутреннего движения и не были чувствительны к опасности раздела Македонии, угрозе, которая заставила БМОРК в первую очередь бороться за автономию Македонии в составе турецкого государства. , а не для ее включения в состав Болгарии ... Другими словами, автономия была так же хороша, как и независимость. Более того, с точки зрения Македонии, цель независимости посредством автономии имела еще одно преимущество. Гоце Делчев (1872–1903) и другие лидеры БМОРК знали о сербских и греческих амбициях в Македонии. Что еще более важно, они осознавали, что ни Белград, ни Афины не могли рассчитывать на получение всей Македонии, и, в отличие от Болгарии, с нетерпением ждали раздела этой земли и призывали к этому. Таким образом, автономия была лучшим профилактическим средством против раздела - профилактическим средством, которое сохранило бы болгарский характер христианского населения Македонии, несмотря на отделение от собственно Болгарии ... Возрожденная Внутренняя организация все больше находилась под влиянием ВМК, хотя и левого крыла, но связанный с партизанским отрядом Серра Джейн Сандански, сохранил автономистскую традицию Делчева, попавшего в турецкую засаду в 1903 году... «Национальный вопрос в Югославии. Истоки, история, политика», Иво Банак, издательство Корнельского университета, 1984, стр. 314–317.
- ^ Псилос, Кристофер (2000) Младотурецкая революция и македонский вопрос 1908-1912, Университет Лидса. Глава 5.7 Фракция Серреса и создание Болгарской национальной федеральной партии (БНФП) стр. 98 - 103. .
- ^ Принимая во внимание все эти элементы, македонский супранационализм может показаться своего рода «мини-османизмом», то есть переводом идеологии Империи на меньшие территории Македонии (и Адрианопольской Фракии), а также на язык освободительного движения. Как ни странно, но — с этой точки зрения — неудивительно, что в 1908 году именно упорные левые автономисты из департамента Серра нашли общий язык со своими бывшими врагами в лице младотурецкого Комитета Союза и Прогресса... «Антиболгарский» характер «Манифеста» Санданского еще не означал македонского национализма не только из-за декларированной лояльности Империи, но и потому, что его автором на самом деле был Павел Делирадев, социалист, не македонец по происхождению. происхождения... Таким образом, ряд классических либеральных идей, выдвинутых в младотурецком конституционализме, переплетался с некоторыми чертами социализма, импортированными из Болгарии. Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе, Диана Мишкова, Central European University Press, 2009, ISBN 9639776289 , с. 129
- ^ Мы вернулись. Мы рассказали Яне о том, что произошло, и он замолчал, как будто онемев. Он молчал и вздохнул; только однажды он сказал: «Мы все болгары, Тацо, а между тем мы убиваем друг друга ни с какой полезной целью. Это бесполезное кровопролитие тяготит меня... Что ты думаешь?» «Что я мог ему сказать? Я был простым четником. Я вам говорю, времена были смутные, и ненужного кровопролития было много. . . Что же касается Яне, светлой души, то он обо всем горевал. Цитируется Мерсией МакДермотт, «За свободу и совершенство». Жизнь Яна Сандански , с. 187 из воспоминаний Атанаса Янева, Эхо, № 21 (590), 26.В.1972.'. . . Это было где-то в 1905-1906 годах. В это время супремисты — генералы Фердинанда, как мы их называли, — появились и в нашей части страны. И им удалось закрепиться в селе Любовка. «Мы не собираемся этого терпеть», — решила Яне и собрала нас в группу. — Иди, Любовь, буди! Смотри, чтобы не было кровопролития! (Слова цитируются в воспоминаниях его единомышленника Атанаса Янева и опубликованы в газете «Эхо», 26.05.1972). Цитируется Мерсией МакДермотт: За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански с. 186.
- ^ Румяна Прешелова под ред., Города на Балканах: пространства, лица, воспоминания. София, ИБНТЦ-БАН, 2021, ISBN 978-619-7179-20-0 , с. 139.
- ↑ Когда на съезде Народной федеративной партии некоторые более крайне левые начали нападать на Экзархат во время дебатов по вопросам образования, Яне, председательствовавший на сессии, поднялся на ноги и сказал: «Оставьте Экзархат в покое!» Ситуация в Турции по-прежнему нестабильна». Поднялась большая суматоха, и Яне закрыла заседание. В антракте он подошел к делегату, напавшему на Экзархат, и сказал: «Вы ничего не знаете! Если же случится так, что болгары в Македонии не получат того, чего хотят, я буду защищать Экзархат с оружием в руках. («Дневник», 11.VIII.1909. Речь идет о прениях 7.VIII. 1909.)
- ↑ Санданский призвал соотечественников отказаться от пропаганды официальной Болгарии, чтобы мирно жить вместе с турецким народом .(Аданыр, Там же, 258.)
- ^ Андонов-Полянский и др., Там же, 543-546.
- ^ Пятьдесят крупнейших нападений в болгарской истории, Благов, Крум . Крум Благов. Издательство «Репортер». 21 сентября 2000 г. ISBN 954-8102-44-7
- ^ Университет Йылдыз, факультет политологии и международных отношений, профессор доктор Мехмет Хаджисалихоглу. Архивировано 22 января 2019 года в Wayback Machine .
- ^ Национальный институт восточных языков и цивилизаций , Яне Сандански как политический лидер Македонии в эпоху младотурков, Мехмет Хаджисалихоглу, Cahiers balkaniques, выпуск 40, 2012: Младотурки в Македонии и Ионии .
- ^ Игорь Деспот, Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации, iUniverse, 2012, ISBN 1475947038 , с. 25.
- ^ Джон Б. Олкок, Антония Янг под ред., Черные ягнята и серые соколы: женщины-путешественницы на Балканах, Berghahn Books, 2000, ISBN 1571817441 , с. 181.
- ↑ См. отрывок из книги «За свободу и совершенство: жизнь Яне Сандански».
- ^ Иван Катарджиев, Македония сто години по Илинденското востание, Скопье: Культура, 2003, 54-69.
- ↑ Трибуна: Журналист Виктор Цветаноски, пытаясь в «Утринском веснике» противопоставить болгарское (Тодор Александров) и македонское дело, говорит: «Сандански отстаивал тезис о том, что необходимо работать между македонским народом и объяснять ему на местах что они особенные люди...»? Тодоровский: Нигде Санданский не делает такого заявления. У него были те же взгляды и взгляды, что и у других македонских актеров левого и правого толка, и он считал себя болгарином. Документации о нем мало, о нем пишут больше другие. И то немногое, что он написал, когда говорит о населении Македонии, нигде не упоминает македонский народ как отдельный этнос, а вот что: "В Македонии живут болгары, турки, албанцы..." Подробнее: «Мы все еще находимся в рабстве у старых разделений», Интервью с доктором Зораном Тодоровским, здесь (на македонском языке; на английском языке: «Мы все еще находимся в рабстве у старых разделений», интервью с доктором философии Зораном Тодоровским) , опубликовано на http://www.tribune.eu.com , 27 июня 2005 г.
- ^ Димитар, Чуповский (1914). "Димитр Чуповский из села Папрадиште Велесского района Вардарской Македонии - "Дело Я. Санданского - не македонское дело", опубликовано в газете "Македонский голос", II год, вып. 11, Петроград, Россия, ноябрь 20, 1914 г.» (PDF) . Интернет-библиотека Струмского . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года.
- ^ Ристовский, Бл. История македонского народа. Скопье: МАНУ, 1999, с. 458.
- ^ Чоян Бояджиев: Истинное лицо Яне Сандански, Cofia, 1994, с. 21.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Мерсия МакДермотт. За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански , 1988, издательство Journeyman, Лондон, ISBN 1-85172-014-6 , ISBN 978-1-85172-014-9 , OCLC 16465550 [1]
- Мемуары Яне Сандански (оригинальное издание на болгарском языке)
- Павел Делирадев: Джейн Сандански (биография, 1946)
- Христо Константинов: Вождь (Джейн Сандански) (биография, 1939)
- 1872 рождения
- 1915 смертей
- Люди из Кресны
- Члены Внутренней македонской революционной организации
- Болгарские революционеры
- Болгарский народ Балканских войн
- Македонские болгары
- Убитые болгарские люди
- В Болгарии убиты люди
- Смерти от огнестрельного оружия в Болгарии
- Революционеры из Османской империи
- Люди, убитые в 20 веке