Jump to content

Yane Sandanski

воевода

Yane Sandanski
Yane Sandanski c. 1900
Родное имя
Ян Сандански
Имя при рождении Яне Иванов Сандански
Рожденный 18 мая 1872 г.
Влахи , Османская империя
Умер 22 апреля 1915 г.
Блатата, недалеко от Пирина , Болгарское царство.
Похороненный
Верность
Услуга/ ветвь Болгарская армия
Битвы/войны Илинденское восстание
Македонская борьба
Балканские войны
Подпись

Яне Сандански ( болгарский : Яне Сандански , македонский : Джейн Сандански ; первоначально пишется в старой болгарской орфографии как Яне Ивановъ Сандански (Яне Иванов Сандански); [1] 18 мая 1872 — 22 апреля 1915) — македонский болгарский революционер. [2] Он признан национальным героем как в Болгарии , так и в Северной Македонии . [3]

В юности Сандански интересовался болгарской политикой и сделал карьеру начальника местной тюрьмы в Дупнице . Затем он участвовал в антиосманской борьбе, присоединившись первоначально к Верховному Македонско-Адрианопольскому комитету (ВМАК), но позже перешел во Внутреннюю Македонско-Адрианопольскую революционную организацию (ИМАРО). Сандански стал одним из лидеров ИМАРО в революционном округе Серрес и главой левого крыла организации. Он поддержал идею Балканской федерации и Македонии как автономного государства в ее рамках как окончательного решения национальных проблем в этом регионе. Во время Второй конституционной эры он стал османским политиком и предпринимателем, сотрудничал с младотурками и основал Болгарскую народную федеративную партию . [4] Санданский поднял оружие на стороне Болгарии во время Балканских войн (1912–13). В конце концов он снова включился в общественную жизнь Болгарии, но в конечном итоге был убит конкурирующими активистами правой фракции IMARO. [5]

Наследие Санданского сегодня остается спорным в болгарской и македонской историографии . Македонские историки ссылаются на него, пытаясь продемонстрировать существование македонского национализма или, по крайней мере, протонационализма внутри части местного революционного движения в его время. [6] Несмотря на якобы «антиболгарский» автономизм и федерализм Санданского, [7] маловероятно, что он развил македонскую национальную идентичность в узком смысле, [8] или он считал болгарских экзархистов в Османской Македонии отдельной нацией от болгар. [9] Вопреки утверждениям Скопье, его «сепаратизм» представлял собой наднациональный проект , а не национальный. Более того, соотечественниками, убедившими Санданского принять подобные левые идеи , были болгарские социалисты , большинство из которых не были македонцами по происхождению. Название «македонский» тогда было общим термином, охватывающим различные национальности, проживающие в этом районе, и применительно к славянам в Османской Македонии оно обозначало в основном тогдашнюю болгарскую этническую общину . [10] Однако, вопреки утверждениям Болгарии, его идеи об отдельном македонском политическом образовании стимулировали последующее развитие македонского национализма.

В качестве первого члена SMAC, который непосредственно служил интересам болгарского правительства, [11] а затем представителя левого крыла IMRO, выступавшего за создание Балканской федерации, Яне Сандански остается одним из самых противоречивых [12] Болгарские революционеры. [13] Хотя болгарским коммунистическим властям он нравился больше всего за его левые симпатии, [14] после падения коммунизма некоторые историки-националисты описывают его как предателя болгарских национальных интересов в Македонии. [15] Сандански изображается ими как османист и коллаборационист младотурков, которых считают врагами Болгарии, и как человек, который начал братоубийственную войну с IMRO. Его также обвиняли в том, что он превратился из революционера в бизнесмена, чьим политическим мотивом стало только зарабатывание денег. Напротив, в Северной Македонии позитивный оттенок его имени, созданный еще во времена коммунистической Югославии до сих пор жив . С тех пор македонская историография подчеркивает особенность левого крыла IMRO. [16] хотя на самом деле югославский коммунизм и македонский национализм тесно связаны. [17] Таким образом, македонские историки изображают его как борца за свободу против « великоболгарского шовинизма» и «турецкого ига».

Биография [ править ]

Санданский родился 18 мая 1872 года в селе Влахи , недалеко от Кресны , тогда в Османской империи , ныне в Болгарии. [18] Его отец Иван участвовал в Кресненско-Разлогском восстании в качестве знаменосца . В 1879 году, после подавления восстания, его семья переехала в Дупницу , в недавно созданном Княжестве Болгария , где Санданский получил начальное образование. С 1892 по 1894 год он был солдатом болгарской армии . Санданский был активным сторонником Радославова крыла Либеральной партии и вскоре после ее прихода к власти в феврале 1899 года был назначен начальником Дупницкой тюрьмы. Из-за этого его имя « Сандански » искажено от « Зиндански », которое происходит от турецкого « Zindancı » (буквально « Хранитель подземелий» или «Тюремщик» ). [19] [ сомнительно обсудить ] [ нужна проверка ]

Яне Сандански в болгарской армии ок. 1892 г.
Яне Сандански позирует перед османским флагом вместе с активистом младотурков Нурредином Бегом.

Яне Сандански участвовала в Революционном движении в Македонии и Фракии и стала одним из его лидеров. Первоначально он присоединился к Верховному Македонско-Адрианопольскому комитету (SMAC) в 1895 году во время операции четы комитета в населенных помаками регионах Западных Родоп . [20] В 1897 году в Дупнице был сформирован новый отряд Верховного комитета под руководством Крастье Захариева, куда присоединился и Санданский. После входа в горы Пирин отряд столкнулся с османскими войсками. В одном из боев Санданский был ранен, и его старший брат Тодор, также находившийся в этом отряде, вернул его на лечение в Болгарию. В последующие годы Сандански был активистом СМАК в Пиринском районе, но в 1900 году вернулся и стал директором местной тюрьмы в Дупнице. В 1901 году Санданский перешёл во Внутреннюю Македоно-Адрианополитскую революционную организацию (ИМАРО). Он создал сеть комитетов организации в округах Серрес и Горна Джумая Пиринского района , за что в народе ему дали прозвище « Пиринский царь » (Пиринский царь). Он также был одним из организаторов « Дела Мисс Стоун» — первого современного кризиса с заложниками в Америке. 3 сентября 1901 года протестантская миссионерка по имени Эллен Стоун отправилась верхом на лошади через горные районы Македонии и попала в засаду, устроенную бандой вооруженных революционеров. Сандански также принимал активное участие в борьбе с Османское Илинден-Преображенское восстание . Ополченцы, действовавшие в районе Серреса во главе с Яне Сандански и повстанческим отрядом Верховного комитета Македонии , сдержали крупные турецкие силы. Эти действия начались в день праздника Креста Господня и не так сильно вовлекали местное население, как в других регионах, но находились далеко восточнее Монастира и западнее Фракии .

Провал восстания в Илиндене привел к окончательному расколу ИМАРО на левую (федералистскую) фракцию в округах Серес и Струмица и правую фракцию (централисты) в округах Битола , Салоники и Ускуб . Левая фракция выступала против болгарского национализма и выступала за создание Балканской социалистической федерации с равенством всех подданных и национальностей. Централистская фракция ИМАРО перешла к болгарскому национализму, поскольку ее регионы подверглись нападению сербских и греческих вооруженных банд, которые начали проникать в Македонию после 1903 года. В 1905–1907 годах произошел раскол между двумя фракциями, когда в 1907 году Тодор Паница убил правых. Активисты крыла Бориса Сарафова и Ивана Гарванова в Санданском ордене. Кюстендилский (ВМРО) в 1908 году съезд правой фракции Внутренней македонской революционной организации приговорил Сандански к смертной казни и привел к окончательному распаду организации.

Сандански, Димо Хаджидимов , Тодор Паница и другие федералисты с младотурками

После младотурецкой революции 1908 года и во время Второй конституционной эры Санданский (вместе с Христо Чернопеевым , Чудомиром Кантарджиевым , Александром Буйновым и другими) связался с младотурками и начал легальную деятельность. После распада ИМАРО попытались создать Македонско-Адрианопольскую революционную организацию (МОРО). Позже съезд по официальной инаугурации МОРО провалился, и Санданский и Чернопеев начали работать над созданием одной из левых политических партий в Османской империи - Народной федеративной партии (Болгарская секция) , штаб-квартира которой находилась в Солуне . [21] Этот федералистский проект должен был включать в себя различные этнические секции, но эта идея провалилась, и единственной секцией, которая была создана, была фракция Сандански, названная Болгарской секцией . Таким образом, ее активисты лишь «оживили» свою болгарскую национальную идентичность, поскольку фракция Санданского отстаивала особые интересы «болгарской национальности» в Империи. [22] [23] [24] [25] [26] В 1909 году группа Санданского и Чернопеева участвовала в митинге младотурок в Стамбуле , приведшем к свержению султана Абдул-Хамида II с престола. Санданский мечтал о создании Балканской Федеративной Республики по планам Балканской Социалистической Федерации и Македонии в составе этой Федерации. [27] Он потребовал, чтобы IMARO охватывала все национальности региона, а не только болгар. [28]

Таким образом можно было бы создать здоровую систему, направленную на организацию массового восстания. [29] [ нужен неосновной источник ] Позже Санданский и его фракция активно поддерживали болгарскую армию в Балканских войнах 1912–1913 годов, первоначально с идеей, что их долг — сражаться за автономную Македонию. [30] [31] но позже сражался за Болгарию. [32] Наблюдая за зверствами сербов над местным населением, бывшие члены IMRO приступили к восстановлению организационной сети. В тот же период группа Петра Чаулева начала переговоры с албанскими революционерами. Временное албанское правительство предложило им организовать и поднять общее восстание. Переговоры со стороны Организации должен был вести Петр Чаулев . не дойдет Однако болгарское правительство полагало, что до новой войны с Сербией , поэтому не присутствовало на переговорах. Однако позже, в июне 1913 года, болгарское правительство направило в Тирану Яне Сандански для новых переговоров. Он дал интервью итальянской газете " Il Secolo ", где сообщил, что пришел к соглашению с албанцами и что с болгарской стороны будут организованные банды и нападения. Так он помог подготовке Охрид-Дебарского восстания , организованного совместно IMRO и албанцами Западной Македонии. [33] После войн Королевство Пирин Македония была передана в 1913 году Болгарии, а Сандански снова переселился в , где он был убит в 1915 году своими политическими противниками.

Тело Яне Сандански ок. 1915 год

Споры [ править ]

Македонское освободительное движение состояло из трех основных фракций. Руководствуясь своими чрезмерными амбициями, Санданский вступил в конфликт с большинством — централистами в ИМАРО и варховистами . Первоначально он был членом болгарской националистической банды Варховистов Первоначально Яне Санданский и его Серреса группа ( федералисты ) провозгласили борьбу за автономную Македонию, которая должна была быть включена в Балканскую социалистическую федерацию . . Таким образом, политика Софии полностью отождествлялась с враждебным характером Афин и Белграда . [34] [35] Тем не менее активисты Серреса заявили, что македонский вопрос не может быть решен, если он сформулирован как часть болгарского национального вопроса . После Илинденского восстания эта группа настаивала на сотрудничестве со всеми этническими и религиозными группами Османской империи и предусматривала включение Македонии и Адрианопольского округа в Балканскую федерацию. [36] Однако идея македонской автономии была строго политической и не подразумевала отделения от болгарской этнической принадлежности, даже как это было замечено на более позднем этапе борьбы группой вокруг Санданского, которая поддерживала ряд классических либеральных идей, смешанных с социализмом, импортированных из Болгарии. [37] [38] [39]

С другой стороны, более крупная фракция (централисты), а также фракция другой революционной организации — Верховного комитета Македонии варховистов (большая часть последователей которой присоединилась к « централистам » после ее роспуска в 1903 году) также стремились к автономии. . Но они не ожидали включения в Балканскую Социалистическую Федерацию и не проводили столь радикальной политики по отношению к Софии. Эти политические разногласия привели к острому конфликту между ними.

Возможно, величайшим грехом Санданского в контексте всего движения было убийство воеводы Михаила Даева , а затем Ивана Гарванова и Бориса Сарафова , обоих членов Центрального комитета ИМАРО. Позже он пожалел об этих и других убийствах. [40] даже приговорили его к смертной казни Из-за этого централисты . Болгарские власти расследовали убийства и подозревали, что Сандански был главной силой, стоящей за ними. С другой стороны, он был амнистирован после болгарским парламентом поддержки, которую он оказал болгарской армии во время балканских войн .

Манифест, провозглашенный Яне Сандански в начале младотурецкой революции . Социалистические взгляды их реального автора Павла Делирадева , призывавшего османских болгар «не становиться жертвой пропаганды, которую могут вести официальные власти Болгарии против их совместной борьбы с турецким народом», завоевали симпатии « Младотурки». [41]

и Организацией существовала долгая история трений Между Болгарским экзархатом , поскольку те, кто был более тесно связан с Экзархатом, были умеренными, а не революционерами. Таким образом, эти два органа никогда не могли прийти к единому мнению по ряду важных вопросов, затрагивающих население Фракии и Македонии. В своих регулярных докладах экзарху болгарский епископ в Мельнике обычно называл Яне диким зверем и намеренно писал его имя без заглавных букв. Несмотря на то, что он был крайним левым , он никогда не отвергал Болгарский экзархат как институт и не отрицал, что он играет роль в жизни македонских болгар . [42] Сандански также позже сотрудничал с младотурками , выступая против других фракций ИМАРО, боровшихся против османских в этот период властей.

Покушение Тане Николова на Сандански в Салониках , как показала американская ежедневная газета The Gazette (Cedar Rapids) 30 августа 1909 года.

В первые дни младотурецкой революции сотрудничество македонских левых с османскими активистами было заявлено в специальном Манифесте ко всем национальностям Империи . [43] [ нужна полная цитата ] Лояльность Империи, заявленная Санданским, намеренно стирала различие между македонской и османской политической повесткой дня. Этот идеологический переход был довольно плавным до тех пор, пока риторика македонского автономистского супранационализма уже была достаточно близка к османской идее так называемого единства элементов . [44] [ нужна полная цитата ] Во время медового месяца революционеров Серра и османских властей именно интернационалистические идеи болгарских социалистических активистов оставили свой след в повестке дня Сандански: то, что считалось национальными интересами , должно было быть подчинено паносманским интересам, чтобы достичь сверх -османских интересов. национальный союз всех национальностей в реформированной Империи. После того, как Болгария проиграла Балканские войны и в результате большая часть Македонии отошла к Греции и Сербии, Санданский попытался организовать убийство болгарского царя Фердинанда I , но ему это не удалось. Он и его крыло официально поддерживали тогда русофилов из Демократической партии .

Централисты организовали несколько безуспешных покушений на Сандански. Ближе всего к достижению своей цели они подошли в Салониках , где Тане Николову удалось убить двух других федералистов и тяжело ранить Сандански. В конце концов, Санданский был убит возле Роженского монастыря 22 апреля 1915 года во время поездки из Мельника в Неврокоп местными активистами ИМАРО. [45]

Наследие [ править ]

Сандански (II) с членами IMARO, поддерживающими болгарские войска во время Балканских войн .
Мемуары Санданского и других активистов ИМАРО, изданные в Софии (1927).

Хотя наследие Санданского остается спорным среди болгарской и македонской историографии, среди ученых со всего мира предпринимались попытки примирить его противоречивую и противоречивую деятельность. По словам турецкого профессора истории Мехмета Хаджисалихоглу, который интересуется национальным строительством в поздней Османской империи, [46] Очень сложно найти однозначные ответы на некоторые щекотливые вопросы, связанные с биографией Сандански. По мнению Хаджисалихоглу, Санданский де-факто был предателем национальных болгарских интересов в Македонии, сотрудничал с младотурками, поддерживал идею автономии региона в составе Османской империи и выступал против его присоединения к Болгарии. Это позволило бы ему сохранить свою политическую роль как одного из местных лидеров региона. Однако это не означает, что он считал болгарское македонское население отдельной македонской нацией . [47] Кроме того, все основные идеологи, которые внушали Санданскому эти левые идеи, были социалистами из собственно Болгарии. [48] Мерсия МакДермотт , автор биографической книги о Сандански, призналась, что у нее была настоящая битва из-за столь противоречивой фигуры. [49] Тем не менее, она описала его как болгарского революционера, который под влиянием левых идей пытался решить македонский вопрос, объединив все балканские народы. [50]

В Северной Македонии Сандански считают национальным героем и одним из самых выдающихся революционных деятелей ХХ века. Однако некоторые основные македонские специалисты по истории местного революционного движения, такие как Иван Катарджиев и Зоран Тодоровский , утверждали, что политический сепаратизм Санданского представляет собой форму раннего македонского национализма . [51] [ нужна цитата для проверки ] утверждая, что в то время это было лишь политическое явление, не имеющее этнического характера. [52] [ нужен неосновной источник ] Дмитрий Чуповский под псевдонимом Стрезо пишет, что Санданский был болгарским агентом, телохранителем болгарского князя и обычным преступником. [53] [54]

Место смерти Сандански, недалеко от села Пирин .

Правый публицист IMRO Стоян Бояджиев охарактеризовал Санданского как крайне противоречивого болгарского революционера, чья сепаратистская деятельность, однако, привела к возникновению македонского национализма в целом. [55] Сегодня Сандански - одно из имен, упомянутых в государственном гимне Северной Македонии. В Болгарии коммунистический режим ценил Санданского за его социалистические идеи и удостоил его чести, переименовав город Свети Врач в Сандански в 1949 году. В годы после падения коммунизма некоторые болгарские историки правого толка стремились дискредитировать его репутацию. Мыс Сандански на восточном побережье полуострова Иоанна Павла II, остров Ливингстон , Антарктида, был назван в его честь Болгарской антарктической экспедицией.

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Движение отсюда Вардара и борьба с экстремистами, сообщает Л. Милетич (Издание "Македонского научного института", София - Типография П. Глушкова - 1927), стр. 11.
  2. ^ «IMRO была основана в 1893 году в Салониках; среди ее первых лидеров были Дамьян Груев, Гоце Делчев и Яне Сандански, люди, которые имели македонскую региональную идентичность и болгарскую национальную идентичность». Подробнее см.: Дэнфорт, Лоринг. «Внутренняя македонская революционная организация» . Британская энциклопедия.
  3. ^ Примером того, как переплетаются болгарская и македонская история и идентичности, является спор о личности революционных героев, таких как Гоце Делчев и Яне Сандански. Болгарские националисты, например, высмеивают отождествление своих македонских коллег с Санданским, поскольку в архивных документах он упоминается как болгарин. Подробнее см.: Аарбакке Вемунд, Образы имперского наследия: влияние национализационного дискурса на образ последних лет османского правления в Македонии, с. 121, в «Образах имперского наследия», «Современные дискурсы о социальном и культурном влиянии правления Османской империи и Габсбургов в Юго-Восточной Европе», авторы: Теа Синдбек, Максимилиан Хартмут, ISBN   3643108508 , 2011 г.; стр. 115-128.
  4. Другим видным членом Социалистической рабочей федерации , помимо Сефардского кружка и «анархо-либералов», была Народная федеративная партия – Болгарская секция. Последняя была основана в апреле 1909 года членами IMRO, которые активно участвовали в Младотурецкой революции и марше «Армии свободы» на Стамбул с целью подавления контрпереворота в 1909 году. Она была сильно разделена по идеологическим линиям и различным стратегическим выборам вокруг социал-демократов, таких как Димитир Влахов (1878–1953), националисты с социалистическими взглядами, такие как Ян Сандански (1872–1915), и националисты, такие как Христо Чернопеев. Подробнее см.: Мария Тодорова (2020) Затерянный мир социалистов на окраинах Европы: воображение утопии, 1870-е – 1920-е годы; Издательство Блумсбери, стр. 64, ISBN   1350150347 .
  5. ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Северной Македонии; Исторические словари Европы, издание 2, Rowman & Littlefield, 2019; ISBN   1538119625 , с. 263.
  6. В юности Санданский был членом Болгарского националистического Верховного македонского комитета, основной идеей которого было прямое объединение Македонии с Болгарией, но позже перешёл в ВМРО . Однако первым названием IMRO было «Болгарско-Македонско-Адрианопольские революционные комитеты», которое позже несколько раз менялось. Первоначально его членство было ограничено только для болгар. Оно действовало не только в Македонии, но и во Фракии ( Адрианопольский вилайет ). Поскольку ее раннее название подчеркивало болгарский характер организации, связывая жителей Фракии и Македонии с Болгарией, эти факты до сих пор трудно объяснить с помощью македонской историографии. Они предполагают, что революционеры IMRO в период Османской империи не делали различия между «македонцами» и «болгарами». Более того, как свидетельствуют их собственные сочинения, они часто считали себя и своих соотечественников «болгарами» и писали на болгарском стандартном языке. Подробнее см.: Бруннбауэр, Ульф (2004) «Историография, мифы и нация в Республике Македония». В: Бруннбауэр, Ульф, (ред.) (Пере) написание истории. Историография в Юго-Восточной Европе после социализма . Исследования Юго-Восточной Европы, том. 4. ЛИТ, Мюнстер, стр. 165-200. ISBN   382587365X .
  7. Лидеры Внутренней организации отвергли национально-сепаратистскую идею выделения македонского языка в отдельный язык. Они выступили против программы Мисиркова, и его книга, судя по всему, была сожжена в Софии активистами ТМОРО. Когда в 1905 году Чуповский попытался организовать в Велесе «Всемакедонскую конференцию», он был изгнан из города местным руководителем Внутренней организации. В то же время македонские националисты не признавали своей программы даже в якобы «антиболгарском» автономизме Санданского и в 1914 г. обвиняли его в «немакедонской» деятельности. Подробнее см.: Чавдар Маринов Мы, македонцы - Пути македонского супранационализма (1878–1912) в книге «Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе» под редакцией Дианы Мишковой, 107–138. Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2009 г., ISBN   9639776289 , 2009 г., с. 133.
  8. Тем не менее сомнительно, что Санданский и другие левые того периода развили македонский национализм в строгом смысле. Во время конституционного режима, установленного младотурками, Санданский и его последователи создали «Народную федеративную партию», которая должна была включать в себя ряд этнических групп, каждая из которых представляла отдельную «национальность» Македонии... Этот федералистский проект, однако это не удалось, и единственной секцией, которая была создана внутри «Народной федеративной партии», была секция самого Санданского и его «сограждан», которая фактически называлась «болгарской секцией». Подробнее см.: Маринов, Чавдар. «Знаменитая Македония, земля Александра: македонская идентичность на перекрестке греческого, болгарского и сербского национализма. В: Запутанные истории Балкан - Том первый, стр. 273–330; ISBN   9789004250765 , Брилл, 2013, стр. 303.
  9. ^ В македонской историографии Сандански изображался как борец за независимость Македонии против младотурок и турецкого правления в Македонии. Я думаю, что такая интерпретация весьма проблематична. Он, конечно, стоял за автономию Македонии, но это не значит, что он считал славян-христиан в Македонии отдельной нацией, а именно «македонской нацией». Подробнее см.: Мехмет Хаджисалихоглу, «Яне Сандански как политический лидер Македонии в эпоху младотурок», Cahiers balkaniques [En ligne], 40 | 2012, неправильно, 21 мая 2012 г., два : 10.4000/ceb.1192 .
  10. ^ Бечев, Димитр. Исторический словарь Республики Македония, Исторические словари Европы, Scarecrow Press, 2009, ISBN   0810862956 , Введение.
  11. Верховный македонский революционный комитет, возникший в Софии в 1895 году, служил интересам болгарского государства в Македонии. Оппоненты слева называли людей справа «врховистами» (супремистами), а их проболгарскую программу и цели – «врховизами» (супремизмом). Подробнее см.: Македония и македонцы: история, публикация Hoover Institution Press, Hoover Press, 2013, ISBN   081794883X , с. 120.
  12. ^ Уоллер, Дайан, «Мерсия Макдермотт: женщина на границе», с. 181; в «Черных ягнятах и ​​серых соколах» (2-е изд.). Олкок, Джон Б. и Янг, Антония, ред. (2000). Оксфорд: Книги Бергана. стр. 166–186.
  13. ^ Айкут Кансу, Революция 1908 года в Турции. Коллекция Армянского исследовательского центра. Том 58 исследований азиатского искусства и археологии; БРИЛЛ, 1997; ISBN   9004107916 , стр. 163–168.
  14. ^ Сфетас, Спиридон. (2017). Слияние региональных проблем и проблем холодной войны: македонский треугольник между Грецией, Болгарией и Югославией, 1963–80; в книге «Балканы в холодной войне», Светозар Раджак и др., Springer, ISBN   1137439033 , стр. 307–329.
  15. ^ Джеймс Фрусетта, Общие герои, Разделенные претензии: IMRO между Македонией и Болгарией, в книге Джона Р. Лампе и Марка Мазовера, ред., «Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века»; Издательство Центрально-Европейского университета, 2004, ISBN   9639241822 , стр. 110–121.
  16. ^ Игорь Деспот, Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации; АйЮниверс, 2012, ISBN   1475947038 , с. 15.
  17. ^ Румен Даскалов, Диана Мишкова в качестве редактора, Запутанные истории Балкан - Том второй: перенос политических идеологий и институтов, BRILL, 2013, ISBN   9004261915 , с. 499.
  18. ^ Мерсия МакДермотт . За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански ], 1988, Издательство Journeyman, Лондон, ISBN   978-1-85172-014-9 , OCLC 16465550, стр. 1.
  19. ^ Узер, Тахсин, История бандитизма в Мекадонье и последняя османская администрация , 3-е издание, Типография Турецкого исторического общества, Анкара, 1999 г. ISBN   975-16-1119-9 с. 118 (на турецком языке)
  20. ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, стр. 196.
  21. ^ Мы, Люди. Политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе. Диана Мишкова и др. Издательство Центрально-Европейского университета, 2009, ISBN   9639776289 , с. 130.
  22. ^ Запутанные истории Балкан: Том первый, Румен Даскалов, Чавдар Маринов, BRILL, 2013, ISBN   900425076X , с. 303.
  23. ^ Македонизм и сопротивление Македонии ему, Коста Царнушанов, Univ. ред. «Св. Климент Охридский», София, 1992, стр. 101 .
  24. Когда на съезде Прати некоторые более крайне левые начали нападать на Болгарский экзархат во время дебатов по образованию, Ян, председательствовавший на заседании, сказал: « Оставьте Экзархат в покое!» Ситуация в Турции по-прежнему нестабильна. Поднялся большой переполох, и Ян отложил заседание. В антракте он подошел к напавшему на Экзархат делегату и сказал: « Вы ничего не знаете!» Если случится так, что болгары в Македонии не получат того, чего хотят, я буду защищать Экзархат с оружием в руке. Мерсия МакДермотт. За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански , 1988, Подмастерье, Лондон, ISBN   1-85172-014-6 , стр. 425.
  25. Являясь органом Болгарской народной федеративной партии, «Народна воля» защищает и выражает интересы главным образом той части болгарского населения, которая составляет его преобладающее большинство и которая является важнейшим элементом в этой партии, — мелких собственников, лишенных всякой государственная защита, безземельные или бедные фермеры, мелкие лавочники, ремесленники и торговцы. Это те социальные слои, интересы которых сегодня являются интересами болгарской национальности в Империи. Считаем, что эти интересы требуют, в первую очередь, укрепления конституционного режима, расширения свобод и продолжения реформ в административной и экономической системе. Только так мы сможем создать условия для повышения уровня жизни и процветания болгар в Империи. Отрывок из передовой статьи «Наши позиции» в газете «Народна воля», объясняющей требования Болгарской народной федеративной партии; Газета «Народна воля», «Солоун», № 1, 17 января 1909 г.; оригинал на болгарском языке. /Газета «Народна воля» с подзаголовком «Орган Болгарской народной федеративной партии» была органом левой фракции македонско-адрианопольского движения во времена «Хюрриет», идеологически подготовила почву для создания Народной федеративной партии, Болгарская секция которой была создана на съезде в августе 1909 г./ Македония: Документы и материалы. София: Болгарская академия наук, 1978.
  26. ^ Если бы это отношение не было своеобразным и иным по сравнению с их отношением к другим национальностям в Империи, мы, несомненно, не упомянули бы даже названия болгарской национальности, к которой мы принадлежим. Наш основной принцип — борьба за права и свободы всех национальностей без исключения, и мы стремимся к полному равенству всех подданных Османской империи, независимо от национальности и вероисповедания. С этой точки зрения мы, по меньшей мере, не колеблясь выступим в защиту любой национальности, если мы убеждены, что она подвергается дискриминации и находится ниже существующего уровня свободы и справедливости, которым пользуются все другие национальности. Мы без колебаний выступим и против нашей собственной национальности, если бы ей были предоставлены некоторые преимущества и привилегии в ущерб другим национальностям и если бы ее привилегированное положение скомпрометировало режим всеобщего политического и гражданского равенства в стране. Газетная статья в «Конституционной заре» под названием «Особое отношение правительства к болгарской национальности». 26 ноября 1908 г.; оригинал на болгарском языке. /Газета выразила точку зрения левой фракции в организации - группы Яне Сандански после младотурецкой революции. В начале 1909 года она объединилась с газетой «Единство» и продолжала выходить под названием «Народна воля»./Македония: Документы и материалы. София: Болгарская академия наук, 1978.
  27. ^ Ни в коем случае нельзя обманывать население, надеясь на помощь извне. Она должна опираться на свои силы, а центр тяжести Организации должен быть перенесен с чети на народные массы, выступающие главным образом в роли инструкторов и инспекторов. В Организацию должны быть привлечены все, кто «недовольны существующим режимом», и под этим следует понимать не только болгар, но и все национальности, населяющие территорию Организации. Балканская Федерация обозначена как окончательное решение национальной проблемы, как «единственный путь спасения всех». См.: Павел Делирадев, Развитие на федеративной идее, Македонска мисал, кн. 5-6, 1946, стр. 203-208; также «За свободу и совершенство. Жизнь Яне Сандански», Мерсия МакДермотт, Подмастерье, Лондон, 1988, стр. 152–153.
  28. ^ "Сегодня все мы, турки, болгары, греки, албанцы, евреи и другие, мы все поклялись, что будем работать для нашего дорогого Отечества и будем неразлучны, и все мы пожертвуем собой ради него, и, если понадобится, , мы даже прольем свою кровь». - Эта часть речи Яне, произнесенной в городе Неврокоп во время младотурецкой революции , цитируется из рукописной листовки, имеющей печать Разлогского комитета за Союз и Прогресс, и цену, т.е. листовка была одним из многих экземпляров. сделано для продажи. Листовка была найдена среди бумаг Лазаря Колчагова из Банско и опубликована Иваном Дивизиевым в «Историческом прегледе», 1964, книга 4 (Новый документ за Яне Сандански).
  29. ^ "Давно вы рассматриваете наш македонско-адрианопольский вопрос только как болгарский вопрос. Борьбу, которую мы ведем, вы рассматриваете как борьбу за торжество болгарской народности над другими, живущими с нами. Давайте забудем впредь, кто болгарин, кто грек, кто серб, кто влах, но помни, кто обездоленный раб». - Письмо греческим гражданам Мельника (Революционен лист), № 3, 17.09.1904.
  30. ^ Ј. Богатинов - "Спомени", бр.11 од в. "Доброволец", 1945 г.
  31. По словам Тодора Ромова, последовательницы Джейн Сандански из села Рожен Пиринской Македонии, Сандански сказал: « Болгария хочет нас завоевать, поглотить. Они не хотят нам помочь. Помнить! Даже османско-турецкий режим был лучше, чем будущий болгарский, потому что во время турецкого режима у нас, по крайней мере, была идея, за которую нужно бороться, с другой стороны – болгары нас съедят. (Стойко Стойков. Табы: Время страха и страданий - Преследование македонцев в Болгарии во время коммунизма (1944-1989) - Сборник воспоминаний и документов , стр. 331, Издательство: Общество репрессированных македонцев в Болгарии, Благоевград, 2014 г. )
  32. Русский журналист Викторов-Топаров, встретившийся с Яне в мае 1913 года, писал: В начале 1913 года, когда сербский и греческий оккупационный режим заставил македонских болгар еще раз задуматься о судьбе своей страны, Сандански овладели серьезными сомнениями. И я всегда буду помнить тот вечер 1913 года, когда Санданский пришел ко мне, чтобы признаться в своих сомнениях и колебаниях: «Вот, посмотрите, такое всегда бывает, когда кого-то освобождают силой оружия! Как было бы хорошо, если бы Македония могла освободиться! Но теперь это случилось, наш долг — сражаться вместе с Болгарией и за Болгарию» — «Современа Мисул», 15.V.1915, стр. 24-25, цитируется Мерсией МакДермотт. За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански, 1988, Подмастерье, Лондон, ISBN   978-1-85172-014-9 , с. 452.
  33. ^ ИДЕЯ АВТОНОМИИ КАК ТАКТИКА В ПРОГРАММАХ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В МАКЕДОНИИ И ОДРИНЕ, 1893-1941, Димитар Гоцев, Ред. БАС, София, 1983 г.; 1912-1919 гг.
  34. ^ Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации, Игорь Деспот, iUniverse, 2012, ISBN   1475947054 , с. 22.
  35. ^ Запутанные истории Балкан: Том первый, Румен Даскалов, Чавдар Маринов, BRILL, 2013, ISBN   900425076X , стр. 302–303.
  36. ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN   0810862956 , с. 75.
  37. Лидерами ВМК были болгарские офицеры македонского происхождения или потомки, которые были близки болгарскому принцу Фердинанду Кобургскому (правил в 1887–1918 гг.) и были готовыми инструментами его самовозвышающихся приключений. Хотя они неоднократно призывали к скорейшему восстанию, они мало верили в силу внутреннего движения и не были чувствительны к опасности раздела Македонии, угрозе, которая заставила БМОРК в первую очередь бороться за автономию Македонии в составе турецкого государства. , а не для ее включения в состав Болгарии ... Другими словами, автономия была так же хороша, как и независимость. Более того, с точки зрения Македонии, цель независимости посредством автономии имела еще одно преимущество. Гоце Делчев (1872–1903) и другие лидеры БМОРК знали о сербских и греческих амбициях в Македонии. Что еще более важно, они осознавали, что ни Белград, ни Афины не могли рассчитывать на получение всей Македонии, и, в отличие от Болгарии, с нетерпением ждали раздела этой земли и призывали к этому. Таким образом, автономия была лучшим профилактическим средством против раздела - профилактическим средством, которое сохранило бы болгарский характер христианского населения Македонии, несмотря на отделение от собственно Болгарии ... Возрожденная Внутренняя организация все больше находилась под влиянием ВМК, хотя и левого крыла, но связанный с партизанским отрядом Серра Джейн Сандански, сохранил автономистскую традицию Делчева, попавшего в турецкую засаду в 1903 году... «Национальный вопрос в Югославии. Истоки, история, политика», Иво Банак, издательство Корнельского университета, 1984, стр. 314–317.
  38. ^ Псилос, Кристофер (2000) Младотурецкая революция и македонский вопрос 1908-1912, Университет Лидса. Глава 5.7 Фракция Серреса и создание Болгарской национальной федеральной партии (БНФП) стр. 98 - 103. .
  39. ^ Принимая во внимание все эти элементы, македонский супранационализм может показаться своего рода «мини-османизмом», то есть переводом идеологии Империи на меньшие территории Македонии (и Адрианопольской Фракии), а также на язык освободительного движения. Как ни странно, но — с этой точки зрения — неудивительно, что в 1908 году именно упорные левые автономисты из департамента Серра нашли общий язык со своими бывшими врагами в лице младотурецкого Комитета Союза и Прогресса... «Антиболгарский» характер «Манифеста» Санданского еще не означал македонского национализма не только из-за декларированной лояльности Империи, но и потому, что его автором на самом деле был Павел Делирадев, социалист, не македонец по происхождению. происхождения... Таким образом, ряд классических либеральных идей, выдвинутых в младотурецком конституционализме, переплетался с некоторыми чертами социализма, импортированными из Болгарии. Мы, народ: политика национальных особенностей в Юго-Восточной Европе, Диана Мишкова, Central European University Press, 2009, ISBN   9639776289 , с. 129
  40. ^ Мы вернулись. Мы рассказали Яне о том, что произошло, и он замолчал, как будто онемев. Он молчал и вздохнул; только однажды он сказал: «Мы все болгары, Тацо, а между тем мы убиваем друг друга ни с какой полезной целью. Это бесполезное кровопролитие тяготит меня... Что ты думаешь?» «Что я мог ему сказать? Я был простым четником. Я вам говорю, времена были смутные, и ненужного кровопролития было много. . . Что же касается Яне, светлой души, то он обо всем горевал. Цитируется Мерсией МакДермотт, «За свободу и совершенство». Жизнь Яна Сандански , с. 187 из воспоминаний Атанаса Янева, Эхо, № 21 (590), 26.В.1972.'. . . Это было где-то в 1905-1906 годах. В это время супремисты — генералы Фердинанда, как мы их называли, — появились и в нашей части страны. И им удалось закрепиться в селе Любовка. «Мы не собираемся этого терпеть», — решила Яне и собрала нас в группу. — Иди, Любовь, буди! Смотри, чтобы не было кровопролития! (Слова цитируются в воспоминаниях его единомышленника Атанаса Янева и опубликованы в газете «Эхо», 26.05.1972). Цитируется Мерсией МакДермотт: За свободу и совершенство. Жизнь Яна Сандански с. 186.
  41. ^ Румяна Прешелова под ред., Города на Балканах: пространства, лица, воспоминания. София, ИБНТЦ-БАН, 2021, ISBN   978-619-7179-20-0 , с. 139.
  42. Когда на съезде Народной федеративной партии некоторые более крайне левые начали нападать на Экзархат во время дебатов по вопросам образования, Яне, председательствовавший на сессии, поднялся на ноги и сказал: «Оставьте Экзархат в покое!» Ситуация в Турции по-прежнему нестабильна». Поднялась большая суматоха, и Яне закрыла заседание. В антракте он подошел к делегату, напавшему на Экзархат, и сказал: «Вы ничего не знаете! Если же случится так, что болгары в Македонии не получат того, чего хотят, я буду защищать Экзархат с оружием в руках. («Дневник», 11.VIII.1909. Речь идет о прениях 7.VIII. 1909.)
  43. Санданский призвал соотечественников отказаться от пропаганды официальной Болгарии, чтобы мирно жить вместе с турецким народом .(Аданыр, Там же, 258.)
  44. ^ Андонов-Полянский и др., Там же, 543-546.
  45. ^ Пятьдесят крупнейших нападений в болгарской истории, Благов, Крум . Крум Благов. Издательство «Репортер». 21 сентября 2000 г. ISBN   954-8102-44-7
  46. ^ Университет Йылдыз, факультет политологии и международных отношений, профессор доктор Мехмет Хаджисалихоглу. Архивировано 22 января 2019 года в Wayback Machine .
  47. ^ Национальный институт восточных языков и цивилизаций , Яне Сандански как политический лидер Македонии в эпоху младотурков, Мехмет Хаджисалихоглу, Cahiers balkaniques, выпуск 40, 2012: Младотурки в Македонии и Ионии .
  48. ^ Игорь Деспот, Балканские войны глазами воюющих сторон: восприятия и интерпретации, iUniverse, 2012, ISBN   1475947038 , с. 25.
  49. ^ Джон Б. Олкок, Антония Янг под ред., Черные ягнята и серые соколы: женщины-путешественницы на Балканах, Berghahn Books, 2000, ISBN   1571817441 , с. 181.
  50. См. отрывок из книги «За свободу и совершенство: жизнь Яне Сандански».
  51. ^ Иван Катарджиев, Македония сто години по Илинденското востание, Скопье: Культура, 2003, 54-69.
  52. Трибуна: Журналист Виктор Цветаноски, пытаясь в «Утринском веснике» противопоставить болгарское (Тодор Александров) и македонское дело, говорит: «Сандански отстаивал тезис о том, что необходимо работать между македонским народом и объяснять ему на местах что они особенные люди...»? Тодоровский: Нигде Санданский не делает такого заявления. У него были те же взгляды и взгляды, что и у других македонских актеров левого и правого толка, и он считал себя болгарином. Документации о нем мало, о нем пишут больше другие. И то немногое, что он написал, когда говорит о населении Македонии, нигде не упоминает македонский народ как отдельный этнос, а вот что: "В Македонии живут болгары, турки, албанцы..." Подробнее: «Мы все еще находимся в рабстве у старых разделений», Интервью с доктором Зораном Тодоровским, здесь (на македонском языке; на английском языке: «Мы все еще находимся в рабстве у старых разделений», интервью с доктором философии Зораном Тодоровским) , опубликовано на http://www.tribune.eu.com , 27 июня 2005 г.
  53. ^ Димитар, Чуповский (1914). "Димитр Чуповский из села Папрадиште Велесского района Вардарской Македонии - "Дело Я. Санданского - не македонское дело", опубликовано в газете "Македонский голос", II год, вып. 11, Петроград, Россия, ноябрь 20, 1914 г.» (PDF) . Интернет-библиотека Струмского . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года.
  54. ^ Ристовский, Бл. История македонского народа. Скопье: МАНУ, 1999, с. 458.
  55. ^ Чоян Бояджиев: Истинное лицо Яне Сандански, Cofia, 1994, с. 21.

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79e5bf89a13e1b26e45314cd6d7678a2__1718149740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/a2/79e5bf89a13e1b26e45314cd6d7678a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yane Sandanski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)