Теория национализма Геллнера
Теория национализма Геллнера была разработана Эрнестом Геллнером в ряде публикаций примерно с начала 1960-х годов до его смерти в 1995 году. [ 1 ] [ 2 ] Геллнер обсуждал национализм в ряде работ, начиная с «Мысли и перемен» (1964), и наиболее ярко он развил его в «Нациях и национализме» (1983). [ 2 ] Его теория модернистская .
Характеристики
[ редактировать ]Геллнер определял национализм как «в первую очередь политический принцип, согласно которому политическая и национальная единицы должны быть конгруэнтны». [ 3 ] и как
общее навязывание высокой культуры обществу, в котором ранее низкие культуры заняли жизнь большинства, а в некоторых случаях и всего населения. Это означает общее распространение идиомы, опосредованной школой и контролируемой академией, кодифицированной для требований достаточно точной бюрократической и технологической коммуникации. Это создание анонимного безличного общества с взаимоустойчивыми раздробленными индивидами, скрепленными, прежде всего, общей культурой такого рода, вместо прежней сложной структуры локальных групп, поддерживаемой народными культурами, воспроизводимыми локально и идиосинкразически микроструктурами. -группы сами. [ 4 ]
Геллнер проанализировал национализм с исторической точки зрения. [ 5 ] Он видел, что история человечества достигла кульминации в открытии современности , где национализм стал ключевым функциональным элементом. [ 5 ] Современность путем изменения политической и экономической системы связана с популяризацией образования, которая, в свою очередь, связана с унификацией языка. [ 5 ] Однако по мере того, как модернизация распространялась по всему миру, она распространялась медленно, и во многих местах культурные элиты смогли противостоять культурной ассимиляции и успешно защитить свою собственную культуру и язык. [ 5 ]
Для Геллнера национализм был социологическим условием. [ 5 ] и вероятный, но не гарантированный (он отметил исключения в многоязычных государствах, таких как Швейцария , Бельгия и Канада). [ 2 ] ) результат модернизации, перехода от аграрного общества к индустриальному. [ 1 ] [ 2 ] Его теория сосредоточилась на политических и культурных аспектах этого перехода. [ 1 ] В частности, он сосредоточил внимание на объединяющей и культурно гомогенизирующей роли систем образования, национальных рынков труда, а также на улучшении коммуникации и мобильности в контексте урбанизации . [ 1 ] Таким образом, он утверждал, что национализм хорошо совместим с индустриализацией и служит цели замены идеологической пустоты, образовавшейся как в результате исчезновения предшествующей культуры аграрного общества, так и политической и экономической системы феодализма , которую он узаконил. [ 1 ] [ 2 ]
Томас Хилланд Эриксен называет их «некоторыми центральными чертами национализма» в теории Геллнера: [ 1 ]
- Общая формальная система образования
- Культурная гомогенизация и «социальная энтропия»
- Централизованный мониторинг государственной власти с обширным бюрократическим контролем.
- Лингвистическая стандартизация
- Национальная идентификация как абстрактное сообщество
- Культурное сходство как основа политической легитимности
- Анонимность, однонитевые социальные отношения
Геллнер также представил типологию «ситуаций, вызывающих и препятствующих национализму». [ 2 ]
Геллнер раскритиковал ряд других теоретических объяснений национализма, включая «теорию естественности», которая утверждает, что он «естественен, самоочевиден и самопорождающийся» и является основным качеством человеческого существа, а также нейтральным или положительным качеством; ее темная версия, «теория Темных Богов», которая рассматривает национализм как неизбежное выражение основных человеческих атавистических, иррациональных страстей; и идеалистический аргумент Эли Кедури о том, что это было случайное развитие, интеллектуальная ошибка распространения бесполезных идей, не связанная с индустриализацией и марксистской теорией, в которой нации присвоили себе ведущую роль социальных классов. [ 2 ] 24 октября 1995 года в Уорикском университете Геллнер провел дебаты с одним из своих бывших студентов, Энтони Д. Смитом, в так называемых Уорикских дебатах. Смит представил этносимволистскую точку зрения, Геллнер — модернистскую. Дебаты были описаны как воплощение их позиций. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Влияние
[ редактировать ]Геллнер считается одним из ведущих теоретиков национализма. Эриксен отмечает, что «никто не оспаривает центральное место Эрнеста Геллнера в исследованиях национализма за последние несколько десятилетий». [ 1 ] О'Лири называет эту теорию «самой известной модернистской объяснительной теорией национализма». [ 2 ]
Критика
[ редактировать ]Теория Геллнера подвергалась различной критике: [ 2 ]
- Оно является слишком функционалистским , поскольку объясняет это явление со ссылкой на возможный исторический результат, согласно которому индустриальное общество не могло «функционировать» без национализма. [ 9 ]
- Он неверно истолковывает взаимосвязь между национализмом и индустриализацией. [ 10 ]
- Он плохо объясняет национальные движения Древнего Рима и Греции, поскольку настаивает на том, что национализм связан с современностью и поэтому не может существовать без четко определенной современной индустриализации. [ 5 ] [ 11 ]
- Он не может объяснить ни национализм в неиндустриальном обществе, ни возрождение национализма в постиндустриальном обществе . [ 10 ]
- Он не объясняет национализм в Европе XVI века. [ 12 ]
- Оно не может объяснить страсти, порождаемые национализмом, и почему кто-то должен сражаться и умирать за страну. [ 13 ]
- Он не принимает во внимание ни роль войны и вооруженных сил в содействии культурной гомогенизации и национализму, ни взаимосвязь между милитаризмом и обязательным образованием . [ 14 ]
- Его сравнивают с технологическим детерминизмом , поскольку он игнорирует мнения людей. [ 5 ]
Филип Горски утверждал, что теоретики модернизации, такие как Геллнер, неправильно определили время возникновения национализма: национализм существовал до современности и даже имел средневековые корни. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эриксен, Томас Хилланд (январь 2007 г.). «Национализм и Интернет». Нации и национализм . 13 (1): 1–17. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00273.x .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я О'Лири, Брендан (апрель 1997 г.). «О природе национализма: оценка сочинений Эрнеста Геллнера о национализме» . Британский журнал политической науки . 27 (2): 191–222. дои : 10.1017/S0007123497000112 .
- ^ Геллнер, Нации и национализм , 1983, с. 1.
- ^ Геллнер, Нации и национализм, с. 57
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Миноуг, Кеннет . «Теория национализма Геллнера: критическая оценка» . В Афине С. Леусси (ред.). Энциклопедия национализма . Издатели транзакций. стр. 107–109. ISBN 978-1-4128-2255-8 .
- ^ Милонас, Харрис; Тюдор, Майя (11 мая 2021 г.). «Национализм: что мы знаем и что нам еще нужно знать» . Ежегодный обзор политической науки . 24 (1): 109–132. doi : 10.1146/annurev-polisci-041719-101841 . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Нация: реальная или воображаемая? Дебаты Уорика о национализме» . Нации и национализм . 2 (3). Ассоциация по изучению этнической принадлежности и национализма (ASEN): 357–370. 1996 год . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Смит, Дина (2007). Национализм (2-е изд.). Кембридж: политика. ISBN 978-0-7456-5128-6 .
- ^ Тамбини, Дамиан (март 1996 г.). «Объяснение монокультурализма: за пределами теории национализма Геллнера». Критический обзор . 10 (2): 251–270. дои : 10.1080/08913819608443420 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Энтони Д. (1998). Национализм и модернизм: критический обзор последних теорий наций и национализма . Рутледж. ISBN 978-0-415-06341-8 . [ нужна страница ]
- ^ Смит, Энтони Д. (3 августа 1995 г.). Нации и национализм в глобальную эпоху . Уайли. ISBN 978-0-7456-1019-1 . [ нужна страница ]
- ^ Смит, Энтони Д. (октябрь 2005 г.). «Национализм в Европе раннего Нового времени». История и теория . 44 (3): 404–415. дои : 10.1111/j.1468-2303.2005.00332.x .
- ^ Коннор, Уокер (1994). Этнонационализм: В поисках понимания . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02563-6 . [ нужна страница ]
- ^ Конверси, Даниэле (июль 2007 г.). «Гомогенизация, национализм и война: стоит ли нам еще читать Эрнеста Геллнера?». Нации и национализм . 13 (3): 371–394. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00292.x .
- ^ Горски, Филип С. (2000). «Момент мозаики: ранняя модернистская критика модернистских теорий национализма» . Американский журнал социологии . 105 (5): 1428–1468. дои : 10.1086/210435 . ISSN 0002-9602 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тема, Мартина (2011). «Нации и национализм: подвергая сомнению теорию Эрнеста Геллнера» . Начало . 5 (1).