Jump to content

Постиндустриальное общество

Секторная модель Кларка для экономики США 1850–2009 гг. [1] График иллюстрирует преобладание первичной , вторичной и третичной промышленности (в процентах от всех рабочих мест) с течением времени по мере развития общества.

В социологии постиндустриальное общество — это этап развития общества, когда сфера услуг генерирует больше богатства, чем производственный сектор экономики.

Термин был придуман Аленом Туреном и тесно связан с аналогичными социологическими теоретическими концепциями, такими как постфордизм , информационное общество , экономика знаний , постиндустриальная экономика , текучая современность и сетевое общество . Все они могут быть использованы в экономических или социальных дисциплинах в качестве общей теоретической основы при планировании исследований .

По мере использования этого термина начали возникать несколько общих тем, в том числе приведенные ниже.

  1. Экономика переживает переход от производства товаров к оказанию услуг.
  2. Знания становятся ценной формой капитала; см. Человеческий капитал .
  3. Производство идей является основным способом роста экономики.
  4. В результате процессов глобализации и автоматизации ценность и важность для экономики рабочих , профсоюзного труда, включая ручной труд (например, сборочный конвейер), снижается, а также труда профессиональных работников (например, ученых, специалистов творческой индустрии, и ИТ-специалисты) растут в своей ценности и распространенности.
  5. Разрабатываются и внедряются поведенческие и информационные науки и технологии (например, поведенческая экономика , информационная архитектура , кибернетика , теория игр и теория информации ).

Происхождение

[ редактировать ]

Дэниел Белл популяризировал этот термин в своей работе 1974 года «Приход постиндустриального общества» . [2] Хотя некоторые приписывают Беллу создание этого термина, [3] Французский социолог Ален Турен опубликовал в 1969 году первую крупную работу. [ нужна ссылка ] о постиндустриальном обществе. Этот термин также широко использовался социальным философом Иваном Ильичем в его статье «Инструменты для веселья» 1973 года и время от времени появляется в левых текстах в середине-конце 1960-х годов. [4]

Этот термин вырос и изменился по мере того, как он стал мейнстримом. Сейчас этот термин используют такие маркетологи, как Сет Годин . [5] доктора наук в области государственной политики, такие как Кейт Бекельман, [6] и социологи, такие как Нил Флигштейн и Офер Шароне. [7] Президент США Билл Клинтон использовал этот термин для описания экономического роста Китая во время дискуссии за круглым столом в Шанхае в 1998 году. [8]

Оценка знаний

[ редактировать ]

Постиндустриальное общество характеризуется повышенной оценкой знаний. Это само по себе неудивительно, поскольку оно было предсказано в предположении Дэниела Белла относительно того, как будут развиваться модели экономической занятости в таких обществах. Он утверждает, что занятость в третичном (и четвертичном) секторе будет расти быстрее по сравнению с занятостью в первичном и вторичном секторах, и что третичный (и четвертичный) секторы будут иметь приоритет в экономике. Это будет продолжаться, так что «влияние эксперта» будет расширяться, а власть будет монополизирована знаниями. [9]

Поскольку должности в третичном и четвертичном секторах по существу ориентированы на знания, это приведет к реструктуризации образования, по крайней мере, в его нюансах. Таким образом, «новая власть… эксперта» приводит к возрастанию роли университетов и исследовательских институтов в постиндустриальных обществах. [9] Сами постиндустриальные общества ориентируются на эти места производства знаний и экспертов как на свои новые фокусы. Следовательно, наибольшие выгоды в постиндустриальном обществе получают молодые городские специалисты. По мере того как на свет появляется новое, образованное и политизированное поколение, более увлеченное либерализмом, социальной справедливостью и защитой окружающей среды; переход власти в их руки в результате их одаренности знаниями часто называют положительным явлением. [10] [11]

Растущая важность знаний в постиндустриальных обществах приводит к общему увеличению экспертных знаний в экономике и во всем обществе. Таким образом, это устраняет то, что Алан Бэнкс и Джим Фостер называют «нежелательной работой, а также более грубыми формами бедности и неравенства». Этот эффект дополняется вышеупомянутым переходом власти в руки молодых образованных людей, озабоченных вопросами социальной справедливости. [11]

Экономисты из Беркли изучили ценность знаний как формы капитала , добавляющей стоимость к материальному капиталу, такому как завод или грузовик. Если говорить в том же ключе, что и их аргументы, добавление или «производство» знаний может стать основой того, что, несомненно, будет считаться «постиндустриальной» политикой, призванной обеспечить экономический рост. [12]

Оценка конкретно научных знаний и технологий может парадоксальным образом быть обесценена людьми в постиндустриальном обществе, поскольку они все еще ожидают их выгод, но более чувствительны к моральным компромиссам и рискам. [13]

Культура творчества

[ редактировать ]

Точно так же постиндустриальное общество обслуживает творческую культуру. Многие из тех, кто лучше всего подготовлен к процветанию во все более технологичном обществе, — это молодые люди с высшим образованием. Поскольку само образование становится все более и более ориентированным на производство людей, способных удовлетворить потребности в самореализации, творчестве и самовыражении, последующие поколения становятся все более наделенными способностью вносить вклад в такие отрасли и сохранять их. Это изменение в образовании, а также среди нового класса молодых специалистов, инициировано тем, что Джеймс Д. Райт называет «беспрецедентным экономическим изобилием и удовлетворением основных материальных потребностей». [10] Эллен Данэм-Джонс также отмечает эту особенность постиндустриального общества, где «обильные блага [распределяются] справедливо, [чтобы] безтрудный досуг и самоопределение ». можно было потреблять [14]

Подчеркивается, что постиндустриальное общество – это общество, в котором знание является силой, а технология – инструментом. [9] Естественно, люди, склонные к творчеству, получают преимущество от такого общества. Доктрина «скорости, мобильности и податливости» хорошо подходит для динамичной творческой индустрии, и по мере того, как отрасли хорошего производства теряют приоритет, открывается путь для художников, музыкантов и других подобных людей, чьи навыки лучше используются третичный и четвертичный сектор. [14] Городской географ Тревор Барнс в своей работе, описывающей опыт Ванкувера в послевоенном развитии, вспоминает постиндустриальные условия, ссылаясь на появление и консолидацию значительной индустрии видеоигр как составной части элитного сектора услуг. [15]

Этот возросший потенциал постиндустриального общества в отношении творческой индустрии отражен в экономической истории постиндустриальных обществ. По мере того как экономическая деятельность переходит от преимущественно первичного и вторичного сектора к третичному, а затем и к четвертичному сектору, города, в которых происходит этот сдвиг, становятся более открытыми для обмена информацией. [16] Это обусловлено потребностями третичного и четвертичного секторов: чтобы лучше обслуживать отрасль, ориентированную на финансы, образование, коммуникацию, менеджмент, обучение, инженерию и эстетический дизайн, город должен стать точкой обмена, способной обеспечить максимальную обновленная информация со всего мира. И наоборот, по мере того, как города становятся местом слияния международных идей, можно ожидать роста третичного и четвертичного секторов. [15] [16]

Возник культ «креативщиков» [ когда? ] воплощая, а часто описывая и защищая постиндустриальный этос. Они утверждают, что предприятия, создающие нематериальные активы , стали играть более заметную роль после спада промышленного производства.

Актер и тогдашний художественный руководитель театра «Олд Вик» Кевин Спейси в своей гостевой колонке обосновал экономическое обоснование искусства с точки зрения создания рабочих мест и более важного значения в экспорте, чем в производстве (а также в качестве образовательной роли). написал для The Times . [17]

Постиндустриализм критикуют за количество реальных фундаментальных изменений, которые он производит в обществе, если они вообще происходят. Мягкая точка зрения, которой придерживаются Алан Бэнкс и Джим Фостер, утверждает, что представления сторонников постиндустриального общества предполагают, что профессиональные, образованные элиты ранее были менее актуальными, чем они стали, в новом социальном порядке , и что произошедшие изменения незначительны, но сильно приукрашены. . [11] Более критические взгляды рассматривают весь процесс как высшую эволюцию капитализма , в которой система производит товары , а не практические товары, и определяется частным образом, а не социально. Эта точка зрения дополняется утверждением, что «характерной чертой современного [то есть постиндустриального] общества является то, что оно является технократией » . [9] Такие общества затем становятся известными своей способностью ниспровергать общественное сознание с помощью силы манипулирования , а не силы принуждения , что отражает «идеологию правящего класса [как]… преимущественно управленческого». [9] Папа Франциск предположил, что «постиндустриальный период вполне можно запомнить как один из самых безответственных в истории», хотя он следует за этим комментарием с «надеждой, что человечество на заре двадцать первого века будут помнить как великодушно взял на себя свои серьёзные обязанности». [18]

В соответствии с мнением о том, что ничего фундаментального не изменилось при переходе от индустриального общества к постиндустриальному, упорное внимание к сохраняющимся проблемам прошлых периодов развития. По сути, неомальтузианский взгляд фокусируется на продолжающейся борьбе постиндустриального общества с проблемами нехватки ресурсов , перенаселения и деградации окружающей среды , которые являются пережитками его индустриальной истории. [19] Ситуация усугубляется « корпоративным либерализмом », который стремится продолжить экономический рост посредством «создания и удовлетворения ложных потребностей », или, как Кристофер Лэш , «субсидируемого расточительства». более насмешливо называет это [9]

Городское развитие (УР) в условиях постиндустриализма также является предметом разногласий. В отличие от мнения о том, что новые лидеры постиндустриального общества все больше заботятся об окружающей среде, эта критика утверждает, что ОД скорее приводит к деградации окружающей среды, которая коренится в моделях развития. разрастание городов , которое в поведенческом плане характеризуется «расширением городов на периферии с еще меньшей плотностью населения», а физически – в виде « офисных парков , торговых центров, жилых комплексов, корпоративных кампусов и закрытых поселков». В качестве основной проблемы выделяется [14] В результате постиндустриальной культуры « мобильного капитала , экономики услуг , постфордистского одноразового потребительства и банковского дерегулирования » разрастание городов привело к тому, что постиндустриализм стал экологически и социально регрессивным. [14] В первом случае деградация окружающей среды является результатом вторжения, поскольку города удовлетворяют спрос на жилье с низкой плотностью населения; более широкое распространение населения потребляет больше ресурсов окружающей среды, одновременно вызывая необходимость большего потребления энергии для облегчения передвижения по постоянно растущему городу, что приводит к большему загрязнению. [14] Этот процесс вызывает неомальтузианские опасения по поводу перенаселения и нехватки ресурсов, которые неизбежно приводят к ухудшению состояния окружающей среды. [19] Что касается последнего, «доктрина постиндустриализма… мобильности и податливости» поощряет разрыв между сообществами, где социальная принадлежность попадает в категорию вещей, которые с точки зрения «постфордистского одноразового потребителя [ист]» рассматриваются как взаимозаменяемые, расходуемые и заменяемые. . [14]

Постиндустриализм как концепция в высшей степени западоцентричен . Теоретически и эффективно это возможно только на Глобальном Западе, который, как полагают его сторонники, способен исключительно на полную реализацию индустриализации, а затем и постиндустриализации. Герман Кан оптимистично предсказал «экономический рост, расширение производства и растущую эффективность» постиндустриальных обществ и, как следствие, «материальное изобилие и… высокое качество жизни », которые будут распространяться на «почти всех людей в западных обществах» и только «некоторых в восточных обществах». общества». [19] В другом месте это предсказание трактуется с точки зрения того, что постиндустриальное общество просто увековечивает капитализм. [9] [14]

Вспоминая критическое утверждение о том, что все современные общества являются технократиями, Т. Розак ​​завершает анализ утверждением, что «все общества движутся в направлении технократий». [9] Таким образом, наиболее «учтивые технократии» находятся на Западе, тогда как все остальные последовательно классифицируются в порядке убывания: «вульгарные технократии», « тератоидные технократии» и, наконец, «комические оперные технократии». [9] Важно отметить, что эта точка зрения предполагает один переход и, более того, один путь перехода, который должны пройти общества, то есть тот, который западные общества собираются завершить. Подобно модели демографического перехода , этот прогноз не предполагает идеи восточной или других альтернативных моделей переходного развития.

Неологизм

[ редактировать ]

Когда историки и социологи рассматривали революцию, последовавшую за аграрным обществом, они не называли ее «постаграрным обществом». «Постиндустриальное общество» означает лишь отход, а не позитивное описание. [20] [21]

Один из первых пользователей этого слова, Иван Ильич , стал прообразом этой критики и изобрел термин «Праздничность», или « Праздное общество» , который стал позитивным описанием его версии постиндустриального общества.

Критическая социальная

[ редактировать ]

Группа ученых (в том числе Аллен Скотт и Эдвард Соджа ) утверждают, что промышленность остается в центре всего процесса капиталистического накопления, при этом услуги не только становятся все более индустриализированными и автоматизированными, но и остаются в высокой степени зависимыми от промышленного роста.

Некоторые наблюдатели, в том числе Соджа (опираясь на теории французского философа урбанизма Анри Лефевра ), предполагают, что, хотя промышленность может базироваться за пределами «постиндустриальной» нации, эта нация не может игнорировать необходимую социологическую значимость промышленности.

Дополнительные опасения могут быть высказаны относительно разницы в мышлении и целях между людьми в индустриальном обществе и в постиндустриальном обществе. Например, если бы индустриальное общество (производящее сырье и товары, потребляемые его коллегами) по какой-то причине прекратило бы поставки в постиндустриальную страну, у последней было бы мало возможностей гарантировать, что цепочки поставок не будут нарушены. . Поскольку общество, основанное на идеях, привело бы к уменьшению реального производства продукции, индустриальное общество оказалось бы в состоянии диктовать условия своему партнеру. Реакция «более развитой» страны в конечном итоге может быть эффективной или разрушительной, однако будет трудно преодолеть разрыв до тех пор, пока отечественная промышленность не сможет компенсировать нехватку импортных промышленных товаров.

См. также

[ редактировать ]
Люди
  1. ^ «Кто это делает? Секторная модель Кларка для экономики США 1850–2009 гг.» . Проверено 29 декабря 2011 г.
  2. ^ Белл, Дэниел. Приход постиндустриального общества. Нью-Йорк: Книги Харпера Колофона, 1974.
  3. ^ Впереди , Шумпетер, The Economist , 3 февраля 2011 г.
  4. ^ Например, Джеймс Вайнштейн, «Исследования левых сил: RIP», «Радикальная Америка: журнал SDS» , том 1, № 3 (ноябрь – декабрь 1967 г.), стр. 2.
  5. ^ Годин, Сет. Незаменимый (2010)
  6. ^ Бекельман, Кейт (1995). «Американские штаты в постиндустриальной экономике». Обзор штата и местного самоуправления . 27 (3): 182–187. JSTOR   4355128 .
  7. ^ Работа в постиндустриальной экономике Калифорнии. (2002) В Интернете, http://www.russellsage.org/publications/workingpapers/workpostindcalif/document. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  8. 1999 Вперед к «Приходу постиндустриального общества» Дэниела Белла.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тарг, Гарри Р. (сентябрь 1976 г.). «Глобальное доминирование и зависимость, постиндустриализм и теория международных отношений: обзор». Ежеквартальный журнал международных исследований . 20 (3): 461–482. дои : 10.2307/2600095 . JSTOR   2600095 .
  10. ^ Jump up to: а б Райт, Джеймс Д. «Политическое сознание постиндустриализма». Современная социология. 7. 3 (1978): 270–273.
  11. ^ Jump up to: а б с Бэнкс, Алан и Джим Фостер. Мистификации постиндустриализма. Appalachian Journal, 10. 4 (1983): 372–378.
  12. ^ Чарницкий, Дирк; Холл Бронвин Х. (Беркли); Ориани Рафаэле; Рыночная оценка активов знаний в американских и европейских фирмах. В Интернете по адресу http://elsa.berkeley.edu/~bhhall/papers/CHO05_mktval.pdf.
  13. ^ Нисбет, Мэтью С. (2019). «Наука и общественные убеждения во всем мире» . Скептический исследователь . Том. 43, нет. 5. Центр расследований . стр. 25–27. Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Данэм-Джонс, Эллен. «Новый урбанизм как контрпроект постиндустриализму [обещание нового урбанизма]». Места. 13. 2 (2000): 26–31.
  15. ^ Jump up to: а б Барнс, Т. и др. «Ванкувер: реструктуризация повествований в транснациональном мегаполисе». Городские регионы Канады: траектории роста и изменений, ред. Л. Борн и др. (2011): 291–327.
  16. ^ Jump up to: а б Голден, Мириам и Майкл Валлерстайн. «Внутренние и международные причины роста неравенства в оплате труда: постиндустриализм, глобализация и институты рынка труда». Институт исследований труда и занятости, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (2006 г.).
  17. ^ http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/guest_contributors/article6251188.ece Кевин Спейси приводит экономические аргументы в пользу искусства (требуется подписка)
  18. Папа Франциск, Laudato si' , параграф 165, опубликовано 24 мая 2015 г., по состоянию на 20 апреля 2024 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Гибсон, Дональд Э. «Постиндустриализм: процветание или упадок?» Социологический фокус. 26. 2 (1993): 147–163.
  20. ^ Венерис, Яннис. Информационная революция, кибернетика и городское моделирование, докторская диссертация, Университет Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания, 1984 г. В этой диссертации исследовались тенденции и теории (общеэкономические и региональные) и разрабатывалась крупномасштабная динамическая имитационная модель перехода от индустриальной экономики. к информационной экономике.
  21. ^ Венерис, Яннис. Моделирование перехода от промышленной к информационной революции, Environment and Planning A 22(3):399–416, 1990. [1]
[ редактировать ]
  • Эссе постиндустриального общества Критика анализа Беллом роли информации и знаний в отношении современных социальных изменений и масштабов этих изменений. Технологические очерки, 2005.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4d7390f3cabf3aec4e260bf4fbee27a__1719646800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/7a/d4d7390f3cabf3aec4e260bf4fbee27a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Post-industrial society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)