Jump to content

Сложное общество

Сложное общество характеризуется следующими современными чертами:

  • Организационное общество, экономика которого структурирована в соответствии со специализацией и разделением труда . Эти экономические особенности порождают бюрократический класс и институционализируют неравенство. [1]
  • Археологически это такие особенности, как крупные архитектурные проекты и предписанные погребальные обряды. [1]
  • Крупномасштабное развитие сельского хозяйства, которое дает членам общества время для приобретения специальных навыков.
  • Организованная политическая структура.

Этот термин в основном используется как сокращение для обозначения общества со сложной политической организацией и использования технологий для расширения экономического производства. [2]

Возникновение сложных обществ

[ редактировать ]

До того как люди создали сложные общества, они жили в примитивных обществах. Исторически сложилось общее мнение, что сложные общества возникли из примитивных обществ около 4000-2000 гг. до н. э. в Египте , Месопотамии , долине Инда и Китае . [3] Согласно традиционным теориям возникновения государств, первоначальной искрой развития сложных обществ был избыток сельскохозяйственного сырья . [4] Эта экономическая специализация приводит к разделению труда. Экономический переход от аграрной экономики к разделению труда является наиболее фундаментальным объяснением того, как общества переходят от примитивных к сложным. [5]

До появления сложных обществ не было особой необходимости в сильном централизованном правительстве штата . Увеличение численности населения в этих обществах означало, что общество было слишком большим, чтобы полагаться на межличностные и неформальные связи для разрешения споров. Это означало, что существовала необходимость в признании иерархического органа в качестве окончательного арбитра в таких сценариях. Этот судебный орган также мог претендовать на военную, экономическую и религиозную власть. Часто претензий на одну сферу было достаточно, чтобы поддержать политические амбиции в других сферах. Эта иерархическая структура принятия решений стала государством, которое отличает примитивные общества от сложных. [3]

Эволюцию сложных обществ можно объяснить несколькими факторами. Преобладающая теория, объясняющая возникновение сложных обществ, — это давление, вызванное войной, или метод организации населения численностью примерно более 150 человек. [6] Война способствует созданию сложных обществ, создавая давление на взаимопонимание между группами, что укрепляет сотрудничество в группах, улучшает организацию структуры групп и стимулирует стремление к росту населения группы. [6] Рост численности населения приводит к потере взаимодействия между людьми, что создает необходимость в системе для отслеживания взаимодействия между лидерами группы. [6] Затем группы создавали символы языка, одежды или идеологии, чтобы определить, кто принадлежит к группе и каково их положение в обществе. [6] Процесс определения лиц, проживающих в группах, также расширяется до определения властной структуры группы. [6] Структура власти внутри группы обычно распределяется как иерархическая структура власти, что означает, что группы организованы так, что один глава группы контролирует всю группу. [6] Группа в конечном итоге вырастет до состояния, в котором труд разделен по специализациям, а это означает, что в обществе существуют ветви, которые отвечают за военное дело, законы или религию этого общества, элиты общества занимают ведущие позиции в ветки. [7]

Линейное развитие традиционных сложных цивилизаций

[ редактировать ]

Они представляют собой четыре общепринятых этапа того, как обычно понимаются цивилизации. [ кем? ] сформировать.

Мобильный охотник-собиратель (отряды)

[ редактировать ]

Культура охотников-собирателей развивалась в раннюю доисторическую эпоху. Есть свидетельства, что они появились еще 2 миллиона лет назад. [8] Как преимущественно кочевые группы, они ценили идею родства; более того, эти группы, ориентированные на родство, признавали статус по возрасту, поскольку считали своих старших мудрее в группе. Следовательно, они открыли использование огня и разработали сложные каменные орудия для охоты. Эти ранние люди демонстрируют ранние зачатки идеалов как социальной, так и биологической эволюции. Они были эгалитарными по своей природе, добывали достаточно еды и крова, в то время как разделение труда стало преимущественно гендерным с развитием охоты. Кроме того, одомашнивание животных и растений спровоцировало неолитическую революцию. Переход был медленным, поскольку более развитые общества начали разрабатывать более эффективные методы ведения сельского хозяйства для удовлетворения своих потребностей. Эта сложность способствовала росту ранней цивилизации Месопотамии.

Оседлые общества (племена)

[ редактировать ]

Оседлые общества, более известные как племена, редко состоят из нескольких тысяч человек-поселенцев. Они адаптировали сельскохозяйственные инновации, сосредоточив внимание на садоводстве и одомашнивании растений и животных. Поскольку они усвоили неолитические корни ориентации на родство, уважения к старшим и знаниям, которые они имеют благодаря своему возрасту. На заре развития Месопотамии культура Убайдов зародилась как одна из первых оседлых деревень. [9] Прежде чем превратиться в полностью развитую империю, культура Убайд одомашнила животных и растения, такие как пшеница, ячмень, чечевица, овцы, козы и крупный рогатый скот. Кроме того, они разработали ирригационную систему, чтобы лучше удовлетворять свои сельскохозяйственные нужды, которая получила дальнейшее развитие в более широких масштабах в цивилизациях и вышла за рамки сельскохозяйственных целей.

Вождества

[ редактировать ]

Вождества представляют собой стратифицированные общества, для которых характерна двухуровневая структура расселения: центральный город, выполняющий административные и религиозные функции, окружен фермерскими деревнями-спутниками. От племен их отличает наследственное неравенство между теми, кто родился в классе вождя, и теми, кто родился как простолюдины. Вождя и его или ее родственников также часто считают божественными. Вождества могут возникнуть по необходимости и под внешней угрозой. Деревни могут объединиться под руководством лидера, который, как полагают, спасает последователей от вреда, и в процессе этого лидер может стать обожествленным. После формирования вождества у соседних сообществ остается мало выбора, кроме как присоединиться к вождеству, покинуть регион или сформировать конкурирующее вождество. [10]

Государства представляют собой стратифицированные общества, более сложные, чем вождества. Государства часто имеют трехуровневую структуру расселения, состоящую из городов, поселков и фермерских деревень. Города окружены поселками, возглавляемыми мелкими администраторами, которые от имени элиты взаимодействуют с соседними деревнями. Письменность впервые возникла в штатах как способ организации сбора налогов, общественных работ и военной службы. [11]

Итак, существует четыре основных компонента, которые позволили создать и развить организованную структуру власти. Концепция сложного общества и современного государства родилась из потребности в сплоченной организации и защите от внешних угроз. Появление цивилизованного или сложного общества обусловлено развитием сельского хозяйства, необходимым разделением труда, иерархической политической структурой и развитием институтов как инструментов контроля. В совокупности они создают условия для общества сложной природы, в котором возникает новый тип отношений между людьми. Возникающие отношения представляют собой зависимость между одной группой, обеспечивающей богатство и еду, и другой, которая управляет и обеспечивает защиту. [ нужна ссылка ]

Сельскохозяйственное развитие

[ редактировать ]

Переход от аграрного, кочевого образа жизни к индустриальному и оседлому образу жизни стал результатом улучшений, достигнутых в сельском хозяйстве и централизованном планировании питания. Утверждается, что ранние оседлые общества возникли еще в 1600 году до нашей эры на юге Мексики, поскольку существует корреляция между производством одомашненных растений, оседлым образом жизни и керамическими артефактами. [12] Создание кочевого общества влечет за собой возникновение социальных отношений, влияющих на модели и роли, которые выполняет каждый человек как средство выживания. Фермеры часто находили способы расширить сельскохозяйственные посты, сажая растения на холмах и склонах, находя способы решения экологических и земельных проблем. [13] Аналогичным образом, развитие сельского хозяйства позволило обществам сосредоточиться на централизованной организации, планировании и развитии городских центров. [14]

Сельское хозяйство в отсутствие современной промышленности было важнейшим источником богатства, хотя доиндустриальный объем производства был довольно низким. Появление таких инструментов, как механизация, массовое производство удобрений, научная селекция растений и другие методы ведения сельского хозяйства, позволило среднестатистическому фермеру увеличить урожайность, что позволило ему накормить больше людей. [15] Помощь не только в росте населения, но также в специализации и разделении труда, необходимых для формирования сложного индустриального общества. Таким образом, расширение и индустриализация сельского хозяйства позволили эволюционировать от аграрного общества, где богатство происходило от сельского хозяйства, до сложного общества, где производство и промышленность стали источниками богатства, и создали систему, которая могла поддерживать разделение труда, политическая иерархия и новые институты.

Разделение труда

[ редактировать ]

Основным принципом сложного общества был переход от аграрных обществ и обществ родства к сложным индустриальным обществам. Переход происходит в результате специализации в средствах труда: одни люди приходят к власти в качестве правителей и администраторов, а другие остаются производителями продуктов питания. [15] Это было одно из первых разделений труда. В аграрном или простом обществе нет разделения на производителей и содержательниц. Все сообщество участвовало как в принятии решений, так и в производстве продуктов питания. Небольшим общинам не было необходимости в таком разделении, поскольку все сообщество работало вместе. Однако разделение сельского хозяйства и управления, возможно, было наиболее важным разделением труда и привело к долгосрочным последствиям. В частности, это привело к возникновению государства как сосредоточения власти общества.

Этот тип отношений между производителями и хранителями (или правителями) является крайне неравным и зависимым. Исторически внутренняя дифференциация обычно предшествовала появлению государственных структур, и хотя одного этого не обязательно было достаточно, чтобы протолкнуть каждое общество через эволюцию от примитивного к сложному, остается то, что специализация является предпосылкой появления правящего класса - правителей. специализироваться на власти. [15] Разделение труда побуждает общество к дифференциации и повышает материальную и интеллектуальную культуру этого общества. [15]

Хотя разделение труда и специализация схожи, они не одно и то же. Специализация не всегда заканчивается разделением труда. [15] Один человек может специализироваться на выращивании пшеницы, а другой — на выращивании кукурузы, но это не заканчивается эволюцией государства. Возникновение политической иерархии, о которой пойдет речь ниже, было прямым результатом разделения труда, которое закончилось концентрацией власти.

Политическая иерархия

[ редактировать ]

Сложные и индустриальные общества состоят из людей, разделенных на разные сектора трудового спектра. Руководители и администраторы отвечают за обеспечение охраны, безопасности и координации государственной деятельности. Контроль, основанный на ранжировании со стороны централизованной власти, изначально предполагал современные государства в форме вождеств. [16] Такие правители обладают монополией на ресурсы, а также механизмами разрешения конфликтов и наказания. [5] Политическая иерархия влечет за собой разделение между специализациями, в результате чего некоторые члены отвечают за администрацию и учреждения с высшим контролем за соблюдением законов. [17] Политическая иерархия и организация отстраняют подавляющее большинство людей от централизованных властных ролей и распределяют решения в несколько рук, позволяя им проводить политику, которая может принести пользу государству или обладателю власти. [13] Политическая иерархия обычно определяется не существованием социальных контрактов, в которых одни соглашаются выращивать продукты питания, а другие предоставляют политические услуги и защиту, а, скорее, посредством некоторых [ нужны разъяснения ]

Частью этой политической иерархии является принуждение производителей со стороны правящего класса, сыгравшее большую роль в развитии цивилизаций. [ нужны разъяснения ] . Например, как только человек или группа людей получат власть, они будут осуществлять свою власть путем создания институтов и развития, которые производители затем должны поддерживать, чаще всего с помощью силы.

Учреждения

[ редактировать ]

Создание и устойчивость цивилизации и государства влечет за собой социальную, культурную и институциональную сложность, иначе называемую «ультрасоциальностью». [18] Обладатели высоких постов через руку государства обладают властью определять, обеспечивать соблюдение и осуществлять правила и насилие. Государства обладают единогласной властью разрешать разногласия и обладают механизмами принуждения людей как средством достижения порядка. [15] Институты помогают правителям координировать поведение и нормы, позволяя контролировать поведение больших групп людей. [18] Фактически, институты, обладающие гибкостью, позволяющей поглощать различные политики, имеют решающее значение для развития и стабильности развивающегося государства. [19] Таким образом, роль институтов имеет решающее значение во внедрении стандартных практик для обеспечения единого порядка и правил взаимодействия.

Без такого типа и масштаба человеческой организации обществам было бы невозможно выйти из своих аграрных корней. Институты позволяют государству координировать действия своего общества, чтобы защитить себя, урегулировать споры внутри своих границ, улучшить средства производства, защитить благосостояние своего народа и, таким образом, создать материальный и культурный прогресс, который мы ценим сегодня. [5]

Социоэкономика в доиндустриальную эпоху

[ редактировать ]

В доиндустриальную эпоху численность населения в городах была небольшой: элиты составляли лишь 2% населения. Было важно, чтобы города располагались близко к водоемам и зависели от торговли через порты, в том числе реки. Поскольку города располагались вблизи водных акваторий, они зависели от фермеров в производстве сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство было основным источником богатства и продовольствия. Основными производителями продуктов питания были земледельцы, скотоводы, рыбаки и охотники. Фермерам не так повезло в торговле, которой они были ограничены из-за стоимости транспортировки. Это означало бы, что торговля была ограничена радиусом четырех миль. Поскольку сельское хозяйство было основным источником богатства, фермерам пришлось бы сразу же продавать свой урожай по низкой цене. В других случаях фермеры будут питаться за счет своего выращивания, а не продавать свою продукцию. [5] Многие крестьяне жили на землях элиты, выращивали свою продукцию на этих землях и отдавали ее элите после сбора урожая. В начале доиндустриальной эпохи фермеры платили арендную плату именно так, а землевладельцы продавали продукцию по высокой цене.

Трудовой труд выполнялся не только обычными работниками, но и рабами. Многие из этих рабов попали в плен во время войн, попали в рабство из разных стран и потеряли детей. В некоторых случаях людей продавали супруги или родители, или у них были долги, и они становились рабами, чтобы выплатить свой долг. , рабство датируется началом 300 г. до н.э., и в нем Согласно переписи населения, проведенной в Аттике проживало около 400 000 рабов. [20] В доиндустриальную эпоху труд был принудительным и осуществлялся правительством и землевладельцами. Это также означало бы, что многие крестьяне были вынуждены работать. Для работодателей было очень важно нанять человека, которого рекомендовали. [5] Работодателю было важно доверять сотруднику, многие создавали сети, помогая друг другу, доказывая рекомендацию в обмен на ответную услугу. Многие люди, которые жили в сельской местности или в городе, вынуждены были передвигаться в поисках доступного места для жизни. Некоторые сельские жители нашли бы себе занятие, работая на элиту.

Мезоамерика

[ редактировать ]

Юго-Восточная Мезоамерика стала первой страной, превратившейся в сложное общество. Кукуруза имела большое значение в ранний доклассический период. Хотя земледелие было очень важным, были также охотники, собиратели и рыбаки. Помимо кукурузы, бобов и тыквы, в пищу потреблялись также белки, олени, птицы, змеи, крокодилы и игуаны. [21]

До 3000 г. до н.э. долина и дельта реки Нил, как и большая часть мира, представляли собой небольшие сельскохозяйственные общества, слабо связанные и мало сплоченные. Первое объединенное королевство было основано царем Менесом в 3100 году до нашей эры, что привело к появлению ряда успешных династий , которые способствовали развитию египетской культурной самобытности. Ко времени Третьей династии Древнего царства Египет представлял собой полностью интегрированную империю со сложной вертикальной иерархической бюрократией, которая исполняла волю своего правителя и взаимодействовала с каждым гражданином. Экономическая мощь и военная мощь этих династий распространили свое влияние и присутствие через Восточное Средиземноморье , а также в Северную Африку и на юг, на Нубией . территории, контролируемые [22]

Франция является хорошим примером сложного общества, поскольку ее история хорошо известна и документирована. Таким образом, историки могут проследить, как произошел подъем средневековой Франции. Эволюция древней Галлии в раннюю современную Францию ​​представляет собой пример того, как возникли сложные общества. В иерархической организации Франции существовала определенная преемственность от железного века до XVIII века. Когда римляне попытались организовать Галлию, они изменили племенные структуры, которые были не простыми, а довольно сложными вождествами. [23]

Интеграция большой территории во Франции неоднократно происходила между железным веком и ранним современным периодом. Однако это произошло не сразу, а небольшими шагами. Интеграция проходила по иерархическому принципу.

Распад также происходил в многоэтапный процесс. Франция распалась на единицы, которые были раздроблены на графства, а в некоторых регионах и далее на замки. К концу девятого века во Франции было по меньшей мере двадцать девять независимых политических деятелей. Почти столетие спустя их число выросло как минимум до пятидесяти пяти. [24]

История Франции прослеживает эволюцию иерархической сложности по мере того, как сложные крупномасштабные общества возникали в результате войн. Франция раннего Нового времени представляла собой пятиуровневую иерархию, где самый большой уровень организации был разделен на провинции и правительства, которые затем, в свою очередь, подразделялись на более мелкие единицы, называемые b ailliages. [24] Эта теория имеет смысл, поскольку общество может участвовать в войне, чтобы расти и увеличиваться в размерах, ресурсах и разнообразии.

Альтернативные теории

[ редактировать ]

В статье 2009 года Турчин и Гаврилец утверждают, что возникновение сложных обществ является ответом на экзистенциальную угрозу жестокой войны. [23] Они основываются на концепции Карла Ясперса об осевой эпохе , согласно которой в эпоху 800–200 гг. до н.э. человеческие общества претерпевают революционный сдвиг. [25] Центральным механизмом, который толкает общество на сложную стадию, является интенсивность войны . Когда война происходит на метаэтнической границе, например, между земледельческими и кочевым народами, война становится достаточно интенсивной, чтобы перевести общество в другое состояние. В осевую эпоху увеличение интенсивности войн между степными народами и персидскими и китайскими народами привело к созданию Персидской империи Ахеменидов и Китайской империи Хань , которые являются сложными обществами.

Эта теория также была расширена для объяснения возникновения сложных государств в Африке и Азии. Колонизация этих мест европейскими державами функционировала как метаэтническая граница, в которой войны достигли необходимого уровня интенсивности для формирования сложного общества. [26]

Другая теория касается социальной эволюции альтруизма и эгоизма в контексте конфликтующих сил. Д.С. Уилсон и Э.О. Уилсон утверждают, что эгоизм превосходит альтруизм внутри группы, но альтруистические группы побеждают эгоистичные группы, поскольку внутри альтруистической группы существует более высокий уровень сотрудничества и координации. Будет ли группа альтруистической и сплоченной, зависит как от индивидуальных усилий, так и от внешних сил. Успех группы в конкуренции с другими группами зависит от сотрудничества внутри. [23]

Крах сложных обществ

[ редактировать ]
Территория, контролируемая императорским двором Западной Римской империи после номинального разделения Римской империи после смерти императора Феодосия I в 395 году нашей эры.

Джозеф Тейнтер (автор книги «Коллапс сложных обществ ») утверждал, что по мере того, как сложные общества пытаются справиться с проблемами, с которыми они сталкиваются, они имеют тенденцию становиться все более и более сложными. [27] Эта сложность существует в рамках механизмов, которые координируют многочисленные дифференцированные и специализированные социальные и экономические роли, посредством которых признаются сложные общества. Чтобы справиться с проблемами, с которыми оно сталкивается, общество прибегает к созданию бюрократических слоев, инфраструктуры и изменений социального класса, которые имеют отношение к решению проблем. Тейнтер приводит Западную Римскую империю , цивилизацию майя и культуру Чако как примеры рухнувших сложных обществ. В случае с Римской империей, например, наблюдалось сокращение сельскохозяйственного производства в сочетании с ростом населения и снижением доступности энергии на душу населения, и для решения этих проблем Империя отреагировала захватом соседних империй, где были излишки энергии. и другие материалы, такие как металл, зерно и человеческий труд. Это не решило проблему в долгосрочной перспективе, потому что Римская империя расширяла масштабы задач, таких как растущие расходы, связанные с коммуникациями, армией и гражданским правительством, а также неурожаи стали массовыми. [27] Теперь с этими проблемами больше невозможно справиться одним и тем же методом завоевания большего количества соседних территорий, потому что это сделало бы проблемы еще больше. Усилия Домициана и Константина Великого сохранить сплоченность внутри империи авторитарными методами потерпели неудачу, потому что это только еще больше напрягло население и в конечном итоге привело к расколу империи на две территории, восток и запад, и со временем Запад еще больше распался. более мелкие единицы. Восточный раскол, хотя и не сразу фрагментировался, поскольку ему удалось захватить некоторые слабые соседние территории, позже медленно распался. [27] Распад Западной Римской империи был катастрофическим, и, как утверждает Тейнтер, это было предпочтением большинства всех участников. Распад Западной Римской империи — это случай, когда было продемонстрировано, что «сложность общества» больше не может поддерживаться, как это было установлено в «Убывающем возвращении сложности» Тейнтера. [27] Это получило поддержку со стороны Уго Барди, Сары Фальсини и исследования Иларии Перисси «К общей теории социального коллапса. Биофизическое исследование модели Тейнтера об убывающей отдаче сложности», в котором модель Тейнтера о коллапсе сложных обществ была связана с моделью, которую они использовали. называется моделью социально-экономической системы. [28] Дальнейшую поддержку модели «убывающей отдачи от сложности» Тейнтера можно отнести к «структуре народонаселения и ресурсов» Кертиса (2012). [29] В рамках этой концепции распад обществ в доиндустриальную эпоху был связан с «неспособностью обществ бороться с дестабилизирующим воздействием демографического давления на (часто) ограниченный пул ресурсов, что ставило под угрозу будущую устойчивость поселений» (стр. 18) [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Дарвилл, Тимоти (2008). «Краткий Оксфордский археологический словарь» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Калхун, Крейг Дж. (2002). Словарь социальных наук . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-512371-5 . OCLC   45505995 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Судья Эдвард Х.; Лэнгдон, Джон В. (2015). Связи: всемирная история (Третье изд.). Бостон. ISBN  9780133842746 . ОСЛК   890971716 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Карнейро, Роберт Л. (21 августа 1970 г.). «Теория происхождения государства: традиционные теории происхождения государства рассматриваются и отвергаются в пользу новой экологической гипотезы». Наука . 169 (3947): 733–738. Бибкод : 1970Sci...169..733C . дои : 10.1126/science.169.3947.733 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17820299 . S2CID   11536431 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Кроун, Патрисия (20 июля 2015 г.) [2003]. Доиндустриальные общества: анатомия досовременного мира . Лондон. ISBN  9781780748047 . OCLC   961882718 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Турчин, Петр; Гаврилец, Сергей (сентябрь 2009 г.). «Эволюция сложных иерархических обществ» (PDF) . Социальная эволюция и история . 2 : 167–98.
  7. ^ Турчин, Петр; Гаврилец, Сергей (сентябрь 2009 г.). «Эволюция сложных иерархических обществ» (PDF) . Социальная эволюция и история . 2 : 167–98.
  8. ^ «Охотники-собиратели» . ИСТОРИЯ . Проверено 14 июля 2019 г.
  9. ^ Челси Блэкмор, 2019.
  10. ^ Телер, Джеймс Л. (2003). Двенадцать тысячелетий: Археология долины реки Верхняя Миссисипи . Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. стр. 13–15. ISBN  0-87745-847-2 .
  11. ^ Телер, Джеймс Л. (2003). Двенадцать тысячелетий: Археология верхней долины реки Миссисипи . Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. п. 15. ISBN  0-87745-847-2 .
  12. ^ Розенсвиг, Роберт М. (2006). «Сидентизм и производство продуктов питания в ранних сложных обществах Соконуско, Мексика». Мировая археология . 38 (2): 330–355. дои : 10.1080/00438240600694115 . JSTOR   40024504 . S2CID   14748127 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Николс, Дебора Л. (2015). «Интенсивное сельское хозяйство и ранние сложные общества бассейна Мексики: период формирования». Древняя Мезоамерика . 26 (2): 407–421. дои : 10.1017/S0956536115000279 . ISSN   0956-5361 . S2CID   162445949 .
  14. ^ Адамс, Мэтью Дж.; Дэвид, Джонатан; Хомшер, Роберт С.; Коэн, Маргарет Э. (2014). «ВОЗМОЖЕНИЕ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА: новые свидетельства из Восточного Тель-Мегиддо в конце четвертого тысячелетия». Ближневосточная археология . 77 (1): 32–43. дои : 10.5615/neareastarch.77.1.0032 . JSTOR   10.5615/neareastarch.77.1.0032 . S2CID   156518044 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кроун, Патрисия (2003). Доиндустриальные общества: анатомия досовременного мира . Нью-Джерси, США: Публикации Oneworld. ISBN  9781851683116 .
  16. ^ Штейн, Гил Дж. (1998). «Неоднородность, власть и политическая экономия: некоторые текущие проблемы исследований в археологии сложных обществ Старого Света». Журнал археологических исследований . 6 (1): 1–44. дои : 10.1007/BF02443149 . JSTOR   41053151 . S2CID   144463513 .
  17. ^ Ротман, Митчелл С. (2004). «Изучение развития сложного общества: Месопотамия в конце пятого и четвертого тысячелетий до нашей эры». Журнал археологических исследований . 12 (1): 75–119. дои : 10.1023/B:JARE.0000016695.21169.37 . JSTOR   41053205 . S2CID   162373465 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Турчин, Петр; Карри, Томас Э.; Тернер, Эдвард А.Л.; Гаврилец, Сергей (08.10.2013). «Война, космос и эволюция сложных обществ Старого Света» . Труды Национальной академии наук . 110 (41): 16384–16389. Бибкод : 2013PNAS..11016384T . дои : 10.1073/pnas.1308825110 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   3799307 . ПМИД   24062433 .
  19. ^ Турчин, Петр; Карри, Томас Э.; Уайтхаус, Харви; Франсуа, Питер; Фини, Кевин; Маллинз, Дэниел; Хойер, Дэниел; Коллинз, Кристина; Громанн, Стефани (9 января 2018 г.). «Количественный исторический анализ раскрывает единственное измерение сложности, которое структурирует глобальные различия в социальной организации человека» . Труды Национальной академии наук . 115 (2): E144–E151. Бибкод : 2018PNAS..115E.144T . дои : 10.1073/pnas.1708800115 . ISSN   0027-8424 . ПМК   5777031 . ПМИД   29269395 .
  20. ^ Тейлор, Тимоти (январь 2001 г.). «Веря древним: Количественные и качественные измерения рабства и работорговли в поздней доисторической Евразии» (PDF) . Мировая археология . 33 (1): 27–43. дои : 10.1080/00438240120047618 . hdl : 10454/2668 . ISSN   0043-8243 . S2CID   162250553 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2017 г. Проверено 30 июля 2018 г.
  21. ^ Фаулер, Уильям Р. (1991). Формирование сложного общества в Юго-Восточной Мезоамерике . ЦРК Пресс. стр. 10–20 . ISBN  978-0-8493-8831-6 .
  22. ^ Венке, Р. (1 января 1989 г.). «Египет: истоки сложных обществ». Ежегодный обзор антропологии . 18 (1): 129–155. doi : 10.1146/annurev.an.18.100189.001021 . ISSN   0084-6570 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Турчин, Петр; Гаврилец, Сергей (01.01.2009). «Эволюция сложных иерархических обществ» . Социальная эволюция и история . 8 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Турчин, Питер (сентябрь 2009 г.). «Эволюция сложной иерархии» (PDF) . Социальная эволюция и история : 175–177.
  25. ^ Ясперс, Карл (04 апреля 2014 г.) [1953]. Происхождение и цель истории . Перевод Буллока, Майкла. Лондон. ISBN  9781317832607 . OCLC   876856791 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, 800–1830 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521800860 . OCLC   49820972 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Тейнтер, Джозеф (2000). «Решение проблем: сложность, история, устойчивость». Население и окружающая среда . 22 (1): 3–41. CiteSeerX   10.1.1.372.816 . дои : 10.1023/А:1006632214612 . S2CID   153673448 .
  28. ^ Барди У., Фальсини С. и Перисси И. (2019). К общей теории социального коллапса: биофизическое исследование модели Тейнтера об убывающей отдаче сложности. Биофизическая экономика и качество ресурсов , 4(1), 3. arXiv : 1810.07056.
  29. ^ Перейти обратно: а б Кертис, Д.Р. (2012). Доиндустриальные общества и стратегии эксплуатации ресурсов. Теоретическая основа для понимания того, почему некоторые поселения устойчивы, а некоторые уязвимы к кризису» (Университет Утрехта, 2012).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb4197c209b77a97ef147f5dbc97a921__1720166520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/21/cb4197c209b77a97ef147f5dbc97a921.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Complex society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)