Будущий шок
![]() | |
Автор | Элвин Тоффлер |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Социальные науки |
Издатель | Случайный дом |
Дата публикации | 1970 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
ISBN | 0-394-42586-3 (оригинал в твердом переплете) |
С последующим | Третья волна |
«Шок будущего» — книга американского футуриста Элвина Тоффлера , вышедшая в 1970 году . [1] написанный вместе со своей супругой Аделаидой Фаррелл, [2] [3] в которой авторы определяют термин «шок будущего» как определенное психологическое состояние личности и целого общества. Самое короткое определение этого термина в книге — это личное восприятие «слишком больших изменений за слишком короткий период времени». Книга, ставшая международным бестселлером, была продана тиражом более 6 миллионов экземпляров и была широко переведена.
Книга выросла из статьи «Будущее как образ жизни» в Horizon журнале , летний номер 1965 года. [4] [5] [6] [7]
Основные темы [ править ]
будущего Шок
Элвин Тоффлер утверждал, что общество переживает огромные структурные изменения, революцию от индустриального общества к « сверхиндустриальному обществу ». Это изменение ошеломляет людей. Он утверждает, что ускоренные темпы технологических и социальных изменений приводят к тому, что люди теряют связь и страдают от «сокрушительного стресса и дезориентации» — шокируются будущим. Тоффлер заявил, что большинство социальных проблем являются симптомами шока будущего. В своем обсуждении компонентов такого шока он популяризировал термин « информационная перегрузка ».
Этот анализ феномена информационной перегрузки продолжается в более поздних публикациях, особенно в «Третьей волне» и «Powershift» .
Во введении к эссе под названием «Шок будущего» в своей книге « Отказы от военной службы по соображениям совести » Нил Постман написал:
Где-то в середине 1963 года мы с моим коллегой Чарльзом Вайнгартнером выступили с обращением к Национальному совету преподавателей английского языка . В этом обращении мы использовали фразу «шок будущего» как способ описания социального паралича, вызванного быстрыми технологическими изменениями. Насколько мне известно, мы с Вайнгартнером были первыми, кто использовал его на публичном форуме. Конечно, ни у Вайнгартнера, ни у меня не хватило ума написать книгу под названием « Шок будущего» , и вся заслуга принадлежит Элвину Тоффлеру за то, что он распознал хорошую фразу, когда она появилась. (стр. 162)
Развитие общества и производства [ править ]
Элвин Тоффлер выделил три стадии развития общества и производства: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Каждая из этих волн развивает свою собственную «суперидеологию», чтобы объяснить реальность. Эта идеология затрагивает все сферы, составляющие фазу цивилизации: технологии, социальные модели, информационные модели и модели власти.
Первый этап начался в период эпохи неолита с появлением земледелия , перейдя тем самым от варварства к цивилизации . Большое количество людей выступало в роли просьюмеров (ело выращенную пищу, охотилось на животных, строило собственные дома, шило одежду...). Люди торговали, обменивая свои товары на товары других. Второй этап начался в Англии с промышленной революции с изобретением станка и парового двигателя . Люди работали на фабриках, чтобы заработать деньги, которые они могли потратить на нужные им товары (это означает, что они производили для обмена, а не для использования). Страны также создали новые социальные системы. Третий этап начался во второй половине 20 века на Западе, когда люди изобрели автоматическое производство, робототехнику и компьютер . Сектор услуг приобрел большое значение.
Тоффлер предложил один критерий для различения индустриального общества и постиндустриального общества : доля населения, занятого в сельском хозяйстве, по сравнению с долей городской рабочей силы, занятой в сфере услуг. В постиндустриальном обществе доля людей, занятых в сельском хозяйстве, не превышает 15%, а доля городских рабочих, занятых в сфере услуг, превышает 50%. Таким образом, в постиндустриальном обществе доля людей, занятых умственным трудом, значительно превышает долю людей, занятых физическим трудом.
Третья волна привела к информационной эре (сейчас). Дома являются доминирующими институтами. Большинство людей занимаются собственным производством и потреблением в своих домах или электронных коттеджах, они производят больше собственных продуктов и услуг, и рынки становятся для них менее важными. Люди считают друг друга столь же свободными, как и продавцов товаров, созданных просьюмерами.
Страх перед будущим [ править ]

Основная мысль Элвина Тоффлера сосредоточена на идее о том, что современные люди испытывают шок от быстрых изменений. Например, дочь Тоффлера отправилась за покупками в Нью-Йорк и не смогла найти магазин на прежнем месте. Таким образом, Нью-Йорк стал городом без истории . Общий объем производства товаров и услуг в развитых странах удваивается каждые 50 лет. Общество переживает все большее количество изменений с возрастающей скоростью, в то время как люди теряют ту привычность, которую когда-то обеспечивали старые институты ( религия , семья , национальная идентичность , профессия ). Так называемая « утечка мозгов » – эмиграция европейских ученых в США – является одновременно индикатором перемен в обществе и одной из их причин.
Особенности постиндустриального общества [ править ]
![]() |
- Многие товары стали одноразовыми , поскольку стоимость ручного ремонта или чистки стала превышать стоимость изготовления новых товаров из-за массового производства . Примеры одноразовых товаров включают шариковые ручки , зажигалки , пластиковые бутылки и бумажные полотенца .
- Дизайн товаров быстро устаревает. (И вот, например, второе поколение компьютеров появляется раньше, чем закончится ожидаемый период использования первого поколения). В аренду можно взять практически все (от лестницы до свадебного платья), что исключает необходимость владения.
- целые отрасли промышленности Отмирают и возникают новые отрасли промышленности. Это касается неквалифицированных рабочих, которые вынуждены менять место жительства в поисках новой работы. Постоянные изменения на рынке также создают проблемы для рекламодателей, которым приходится иметь дело с движущимися целями.
- Люди постиндустриального общества часто меняют профессию и место работы. Людям приходится менять профессию, потому что профессии быстро устаревают. Таким образом, люди постиндустриального общества делают много карьер за свою жизнь . Знания инженера устаревают за десять лет. Люди все чаще ищут временную работу.
- Чтобы найти временную работу, люди стали кочевниками . Например, иммигранты из Алжира , Турции и других стран едут в Европу в поисках работы. Временные люди вынуждены менять место жительства, номер телефона, школу , друзей, права на машину и контакты с семьей часто . В результате отношения с большим количеством людей имеют тенденцию быть поверхностными, а не интимными или близкими отношениями, которые являются более стабильными. Свидетельством тому являются туристические путешествия и курортные романы.
- Водительское удостоверение , полученное в 16 лет, стало для подростка пропуском в мир взрослых, ведь оно символизирует способность передвигаться самостоятельно.
- Смерть постоянства. Постиндустриальное общество будет отмечено преходящей культурой, в которой все, от товаров до человеческих отношений, будет временным.
и прием Значение
Книга была продана тиражом более 6 миллионов экземпляров за пять лет. [8] и был широко переведен (по состоянию на 2003 г. он был переведен на двадцать иностранных языков). [9] Его охарактеризовали как «международный бестселлер за несколько недель после публикации». [10]
Орсоном Уэллсом В 1972 году по книге был выпущен документальный фильм с в качестве экранного рассказчика. [11]
См. также [ править ]
- Ускорение изменений . Воспринимаемое увеличение скорости технологических изменений на протяжении всей истории.
- Адхократия - организация без фиксированной структуры.
- Культурный шок - опыт, который можно получить при переезде в культурную среду, отличную от вашей собственной.
- Демография
- Electric Dreams (сериал BBC) - телевизионный документальный сериал BBC.
- Смена парадигмы - фундаментальное изменение идей и практик внутри научной дисциплины.
- Постиндустриальное общество - общество, сектор услуг которого обеспечивает большую экономическую ценность, чем производство.
- Психосоциальный кризис
- Социальное отчуждение - Разрыв в социальных отношениях.
- Технологическая сингулярность - Гипотетический момент времени, когда технологический рост становится неконтролируемым и необратимым.
Ссылки [ править ]
- ^ «Элвин Тоффлер: спустя все эти годы все еще шокирует — Интервью» . Новый учёный . 19 марта 1994 года.
- ^ Шнайдер, Кейт (12 февраля 2019 г.). «Хайди Тоффлер, невоспетая сила, стоящая за футуристическими книгами, умерла в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Шок будущего в 40 лет: что Тоффлеры поняли правильно (и неправильно)» . Компания Фаст . 15 октября 2010 г.
- ^ Тоффлер, Элвин, «Будущее как образ жизни», журнал Horizon, лето 1965, Том VII, номер 3
- ^ «Из любви к чтению: Содержание выпусков журнала Horizon Magazine в твердом переплете за 1959–1977 годы» . 8 сентября 2013 г.
- ^ Эйзенхарт, Мэри, «Элвин и Хайди Тоффлер: серфинг третьей волны: о жизни и работе в век информации» , MicroTimes # 118, 3 января 1994 г.
- ^ «Элвин Тоффлер: все еще шокирует после всех этих лет: New Scientist встречает противоречивого футуролога». Архивировано 10 февраля 2009 г. в Wayback Machine , New Scientist , 19 марта 1994 г., стр. 22–25. «Что побудило вас написать «Шок будущего»? – Во время освещения Конгресса нам пришло в голову, что в Соединенных Штатах происходят большие технологические и социальные изменения, но политическая система, похоже, совершенно слепа к их существованию. Между 1955 и 1960 годами зарождение Была введена контрольная таблетка , телевидение стало универсальным, появились коммерческие авиаперелеты и произошел целый ряд других технологических событий. Проведя несколько лет, наблюдая за политическим процессом, мы ушли с ощущением, что 99 процентов того, что делают политики, — это поддержание работоспособности систем. которые были заложены предыдущими поколениями политиков. Наши идеи объединились в 1965 году в статье под названием «Будущее как образ жизни», в которой утверждалось, что перемены будут ускоряться и что скорость перемен может вызвать у многих дезориентацию. Мы придумали фразу «шок будущего» как аналогию концепции культурного шока. При шоке будущего вы остаетесь в одном месте, но ваша собственная культура меняется так быстро, что это оказывает такой же дезориентирующий эффект, как и переход в другую культуру».
- ^ В. Уоррен Вагар (1991). Следующие три будущего: парадигмы будущего . Гринвуд Пресс. п. 26. ISBN 978-0-313-26528-0 .
- ^ Корнелиу Вадим Тудор (2003). Билет Румынии в один конец в будущее . Издательство Фонда Великой Румынии. п. 55. ИСБН 978-973-86070-4-0 .
- ^ Морген Витцель (15 мая 2005 г.). Энциклопедия истории американского менеджмента . А&С Черный. п. 501. ИСБН 978-1-84371-131-5 .
- ^ «Шок будущего: Орсон Уэллс рассказывает фильм 1972 года об опасностях технологических изменений | Открытая культура» . Проверено 5 февраля 2021 г.