Jump to content

Историография Индии

Историография - это изучение методов историков в развитии истории как академической дисциплины и, в более широком смысле, любая историческая работа по определенному предмету. Историография конкретной темы охватывает то, как историки изучали эту тему, используя определенные источники, методы и теоретические подходы. Историография определяется как «изучение того, как история была и написана – история исторического письма», что означает, что «Когда вы изучаете «историографию», вы изучаете не события прошлого непосредственно, а меняющиеся интерпретации». тех событий в трудах отдельных историков». [1]

Историография Индии относится к исследованиям, источникам, критическим методам и интерпретациям, используемым учеными для разработки истории Индии .

В последние десятилетия существовало четыре основные школы историографии , изучающие Индию: кембриджская, националистическая, марксистская и подчиненная. Некогда распространенный «ориенталистский» подход с его образом чувственной, непостижимой и полностью духовной Индии вымер в серьезной науке. [2]

Источники

[ редактировать ]

Иностранный

[ редактировать ]

Существует очень мало известных индийских текстов, записывающих историю до 15 века нашей эры, следовательно, исторические свидетельства большей части истории Индии получены от иностранных историков, таких как:

Тем не менее, некоторые местные историографические тексты существуют, например: [9]

Аль-Бируни заявил о местной индийской историографии следующее: [9]

«К сожалению, индусы не обращают особого внимания на исторический порядок вещей, они очень небрежно относятся к хронологической преемственности своих царей, а когда у них требуют информации и они в растерянности, не зная, что сказать, они неизменно заняться рассказыванием сказок, но для этого нам следует сообщить читателям предания, которые мы получили от некоторых людей из них».

- Аль-Бируни, Китаб аль-Хинд

Основные школы

[ редактировать ]

Продолжаются дебаты об экономическом влиянии британского империализма на Индию. На самом деле этот вопрос был поднят консервативным британским политиком Эдмундом Берком, который в 1780-х годах яростно напал на Ост-Индскую компанию, утверждая, что Уоррен Гастингс и другие высокопоставленные чиновники разрушили индийскую экономику и общество. Индийский историк Раджат Канта Рэй (1998) продолжает эту линию атаки, говоря, что новая экономика, принесенная британцами в 18 веке, была формой «грабежа» и катастрофой для традиционной экономики Индии Великих Моголов. Рэй обвиняет британцев в истощении запасов продовольствия и денег и введении высоких налогов, что способствовало возникновению ужасного голода 1770 года, в результате которого погибла треть населения Бенгалии. [11]

Отвергая индийский националистический взгляд на британцев как на инопланетных агрессоров, захвативших власть грубой силой и разоривших всю Индию, британский историк П. Дж. Маршалл утверждает, что британцы не имели полного контроля, а вместо этого были участниками того, что было в первую очередь индийской игрой и в которой их приход к власти зависел от отличного сотрудничества с индийскими элитами. Маршалл признает, что большая часть его интерпретации до сих пор отвергается многими историками. [12] Маршалл утверждает, что недавние исследования дали новую интерпретацию точки зрения о том, что процветание ранее мягкого правления Великих Моголов уступило место бедности и анархии. Маршалл утверждает, что британское поглощение не привело к резкому разрыву с прошлым. Британцы в значительной степени делегировали контроль региональным правителям Великих Моголов и поддерживали в целом процветающую экономику до конца 18 века. Маршалл отмечает, что британцы вступили в партнерство с индийскими банкирами и получили доходы через местных налоговых администраторов, сохранив старые ставки налогообложения Великих Моголов. Профессор Рэй согласен с тем, что Ост-Индская компания унаследовала обременительную систему налогообложения, из-за которой отнималась треть продукции индийских земледельцев. [13]

Небезопасность Раджа

[ редактировать ]

Историки ХХ века в целом соглашались с тем, что имперская власть в Радже была надежной в эпоху 1800–1940 годов. Возникли различные проблемы. Марк Кондос и Джон Уилсон утверждают, что Радж был хронически незащищенным. [14] [15] Они утверждают, что иррациональная тревога чиновников привела к хаотичной администрации с минимальной социальной поддержкой и идеологической последовательностью. Радж был не уверенным в себе государством, способным действовать по своему усмотрению, а, скорее, психологически находящимся в боевой готовности государством, неспособным действовать, кроме как в абстрактном, мелкомасштабном или краткосрочном плане. [16]

Востоковедный подход

[ редактировать ]

На ориенталистический подход повлияли как империалистические установки и интересы, так и увлечение «экзотическим» Востоком для средиземноморских и европейских писателей и мыслителей, запечатленное в образах художников, что воплощено в неоднократно всплывающей теме в истории идей в Запад, получивший название « ориентализм ».

В истории искусства , литературе и культурологии ориентализм — это имитация или изображение аспектов восточного мира . Эти изображения обычно выполняются писателями, дизайнерами и художниками из западного мира . Термин «ориентализм» в некоторых кругах приобрел негативный оттенок и интерпретируется как относящийся к изучению Востока жителями Запада, сформированному взглядами эпохи европейского империализма в 18 и 19 веках. Когда оно используется в этом смысле, оно часто подразумевает предвзятые, карикатурные интерпретации восточных культур и народов. Эту точку зрения наиболее широко сформулировал и пропагандировал Эдвард Саид в книге «Ориентализм» (1978), критической истории этой научной традиции. [17]

Хотя с древних времен Индия изучалась с западной точки зрения, школа востоковедов приобрела известность после эпохи Великих географических открытий .

В XVIII и XIX веках термин «востоковед» обозначал учёного, специализировавшегося на языках и литературах восточного мира . Среди таких ученых были чиновники Ост-Индской компании , которые говорили, что арабскую культуру , индийскую культуру и исламские культуры следует изучать как равные культурам Европы . [18] Среди таких ученых — филолог Уильям Джонс , чьи исследования индоевропейских языков положили начало современной филологии . Правление компании в Индии отдавало предпочтение ориентализму как методу развития и поддержания позитивных отношений с индейцами - до 1820-х годов, когда влияние «англицистов», таких как Томас Бабингтон Маколей и Джон Стюарт Милль, не привело к продвижению образования западного образца. [19]

существования тесных связей между индийскими и европейскими языками , С большим ростом знаний об Азии среди западных специалистов, усилением политического и экономического участия в регионе и, в частности, с осознанием Уильямом Джонсом возникли более сложные интеллектуальные связи между Ранняя история восточной и западной культур. Некоторые из этих событий произошли в контексте франко-британского соперничества за контроль над Индией. Либеральные экономисты, такие как Джеймс Милль , очерняли восточные цивилизации как статичные и коррумпированные. Карл Маркс охарактеризовал азиатский способ производства как неизменный из-за экономической узости деревенской экономики и роли государства в производстве. « Восточный деспотизм » обычно рассматривался в Европе как главный фактор относительной неудачи прогресса восточных обществ.

В течение столетия западная археология распространилась на Ближний Восток и в Азию. Новые национальные музеи стали местом хранения важных археологических находок, большая часть которых в этот период была выкуплена обратно в Европу.

Первые серьезные европейские исследования буддизма и индуизма были проведены учеными Юджином Бюрнуфом и Максом Мюллером . В это время также развивалось академическое изучение ислама , и к середине XIX века востоковедение стало хорошо зарекомендовавшей себя академической дисциплиной в большинстве европейских стран, особенно в тех, которые имели имперские интересы в регионе. Тем не менее, в то время как схоластическое обучение расширялось, росли и расистские взгляды и стереотипы азиатских народов и культур. Стипендия часто переплеталась с предвзятыми расистскими и религиозными предрассудками. [20] которому новые биологические науки имели тенденцию вносить свой вклад до конца Второй мировой войны .

Критика и упадок

[ редактировать ]

В своей книге «Ориентализм» (1978) культурный критик Эдвард Саид дает новое определение термину «ориентализм» для описания широко распространенной западной традиции – академической и художественной – предвзятых интерпретаций восточного мира со стороны , которая была сформирована культурными установками европейского империализма в 18-м веке. и 19 веков. [21] С момента его публикации в большинстве академических дискуссий термин «ориентализм» стал использоваться для обозначения общего покровительственного отношения Запада к обществам Ближнего Востока, Азии и Северной Африки . В анализе Саида Запад считает эти общества статичными и неразвитыми, тем самым создавая точку зрения на восточную культуру, которую можно изучать, изображать и воспроизводить на службе имперской власти . В этой выдумке, пишет Саид, неявно заложена идея о том, что западное общество развито, рационально, гибко и превосходно. [22] Более того, Саид сказал, что «идея представления является театральной: Восток — это сцена, на которой заключен весь Восток». [23] и что предметом ученых-востоковедов «не столько сам Восток, сколько Восток, ставший известным и, следовательно, менее устрашающим для западной читающей публики». [24]

Диссертация Эдварда Саида «Ориентализм» развивает философа-марксиста Антонио Грамши теорию культурной гегемонии и ) Мишеля Фуко теоретизацию дискурса ( отношения знания и власти для критики научной традиции востоковедения.

В академии книга «Ориентализм» (1978) стала основополагающим текстом постколониальных культурных исследований . [25]

Некогда распространенный «ориенталистский» подход с его образом чувственной, непостижимой и полностью духовной Индии вымер в серьезной науке. [2]

Кембриджская школа

[ редактировать ]

Кембриджская школа историографии была школой мысли , которая подошла к изучению Британской империи с империалистической точки зрения. Особенно это проявилось в Кембриджском университете в 1960-х годах. Джон Эндрю Галлахер (1919–80) оказал особенное влияние, особенно в своей статье с Рональдом Робинсоном « Империализм свободной торговли ». Его возглавил Анил Сил. [26] Гордон Джонсон, [27] Ричард Гордон и Дэвид А. Уошбрук. [28] Это преуменьшало идеологию. [29]

Эту школу историографии критикуют за западную предвзятость или европоцентризм . [30]

Критики подвергли критике различные идеи Школы. [31] В «Новом читателе имперской истории» Стивен Хоу собрал статьи критиков, которые особенно нацелены на П. Дж. Маршалла , Д. К. Филдхауса , Робинсона и Галлахера, а также Питера Кейна и А. Г. Хопкинса . [32]

Говард Сподек , например, хвалит региональные и плюралистические взгляды школы, но критикует их зависимость от британской (а не индийской) документации, небрежное использование моделей социальных наук , преуменьшение идеологии и их чрезмерный акцент на индийском эгоизме и важности Британские имперские инициативы в достижении модернизации. Он рекомендует глубже оценить индийские инициативы и больше внимания уделять растущей важности общественной жизни во многих сферах жизни общества, а не просто концентрироваться на политике. [33]

Националистическая школа

[ редактировать ]

Националистическая школа зародилась среди индийских историков в конце 19 — начале 20 вв., находившихся под влиянием индийского национализма . Они подчеркивали достижения в истории Индии, преуменьшая при этом негативные аспекты, приводившие к различным противоречиям. Историки-националисты повсеместно восхваляли индуистское правление Индией, при этом индуистская культура ценилась превыше всего. [34] В современной истории они сосредоточились на Конгрессе, Ганди, Неру и политике высокого уровня. В нем было подчеркнуто, что восстание 1857 года является освободительной войной, а кампания Ганди «Покинуть Индию», начавшаяся в 1942 году, как определяющие исторические события. Эта школа историографии подверглась критике за элитизм . [35] Среди историков этой школы были Раджендралал Митра , Р.Г. Бхандаркар , Ромеш Чундер Датт , Анант Садашив Алтекар , К.П. Джаясвал , Хем Чандра Райчаудхури , Радха Кумуд Мукерджи , Р.К. Маджумдар и К.А. Нилаканта Шастри . [34]

Марксистская школа

[ редактировать ]

В Индии марксистская историография принимает форму марксистской историографии, где используются марксистские методы анализа, но отбрасываются марксистские политические намерения и предписания. Марксистская историография Индии использует метод исторического материализма и сосредоточена на изучении экономического развития, землевладения и классовых конфликтов в доколониальной Индии и деиндустриализации в колониальный период. [36]

Б. Н. Датта и Д. Д. Косамби считаются основоположниками марксистской историографии в Индии. Д.Д. Косамби апологетизировал революцию Мао и считал политику премьер-министра Индии Джавахарлала Неру прокапиталистической. Косамби, эрудит, рассматривал историю Индии с марксистской точки зрения. Другие индийские исследователи марксистской историографии — Р. С. Шарма , Ирфан Хабиб , Д. Н. Джа , К. Н. Паниккар . [37] Других историков, таких как Сатиш Чандра , Ромила Тапар , Бипан Чандра , Арджун Дев и Динешчандра Сиркар , иногда называют «находящимися под влиянием марксистского подхода к истории». [38]

Один из споров в индийской истории, связанный с исторической материалистической схемой, касается природы феодализма в Индии. Д. Д. Косамби в 1960-е годы изложил идеи «феодализма снизу» и «феодализма сверху». Элемент его тезиса о феодализме был отвергнут Р.С. Шармой в его монографии «Индийский феодализм» (2005) и различных других книгах. [39] [40] [41] [42] [43] Однако Р.С. Шарма во многом согласен с Косамби и в других его книгах. [44] [45] [46] [47] Большинство индийских историков-марксистов утверждают, что экономическими истоками коммунализма являются пережитки феодализма и экономическая нестабильность, вызванная медленным развитием Индии. [48]

В Индии существует даже неакадемический и непрофессиональный вклад в марксистскую историографию. Книга «Coffee Housinte Katha» («История кофейни»), написанная на малаяламе , региональном языке Индии, на котором говорят в штате Керала , одним из лидеров Индийского движения кофе-хаусов Надаккалом Парамешвараном Пиллаем , представляет собой пример этого. Такие политики, как Шрипад Амрит Данге, также внесли свой вклад в марксистскую историографию.

Марксистскую школу индийской историографии обвиняют в слишком идеологическом влиянии. [36] находился под влиянием марксистской теории, Хотя Б. Р. Амбедкар он критиковал марксистов, считая их неосведомленными или неосведомленными о специфике кастовых проблем. [49] [50] Кроме того, хотя большая часть критики марксистской историографии исходит от людей, не являющихся историками, некоторые историки спорили с марксистскими историками и критически исследовали их анализ истории Индии .

Многие утверждают, что историки-марксисты использовали отрицание , чтобы обелить некоторые злодеяния, совершенные мусульманскими правителями на Индийском субконтиненте. [51] [52] [53] [54] С конца 1990-х годов индуистские ученые-националисты выдвинули теорию, что марксистская традиция в Индии пренебрегает тем, что они считают «славным прошлым» страны, основанным на ведически- пуранической хронологии и других псевдоисторических ревизионистских повествованиях об истории, и историки несут ответственность за это. за помощь или защиту мусульман , которые фигурируют в индуистском националистическом дискурсе как враги. [55] [56] [57] Примером такой точки зрения является Аруна Шури книга « Выдающиеся историки » (1998). [58]

Школа младшего офицера

[ редактировать ]

«Школа младших офицеров» была основана в 1980-х годах Ранаджитом Гуха и Гьяном Пракашем . [59] Он отвлекает внимание от элиты и политиков к «истории снизу», рассматривая крестьян, использующих фольклор, поэзию, загадки, пословицы, песни, устную историю и методы, вдохновленные антропологией. Он фокусируется на колониальной эпохе до 1947 года и обычно делает упор на касту и преуменьшает класс, к неудовольствию марксистской школы. [60]

Хиндутва-подход

[ редактировать ]

Хиндутва ( в переводе «индусность» ) — преобладающая форма индуистского национализма в Индии. [61] Движение Хиндутва называют разновидностью «правого экстремизма». [62] придерживаясь концепции гомогенизированного большинства и культурной гегемонии . [63] [64] Некоторые аналитики оспаривают отождествление хиндутвы с фашизмом и предполагают, что хиндутва — это крайняя форма консерватизма .

Подход хиндутвы к истории существует для создания версии истории, поддерживающей индуистские националистические требования индуистской Раштры в индийском обществе. [65] Началось оно с трудов самого разработчика и основоположника националистической политической идеологии хиндутвы индуистской Винаяка Дамодара Саваркара . [66] [67] Его работы « Индийская война за независимость, 1857 год », «Хинду-пад-падашахи (критический обзор индуистской империи Махараштры)» и «Шесть славных эпох индийской истории» внесли свой вклад и заложили основу для этого подхода. . Однако этот подход не получил большого распространения до 1990-х годов. [68] [69] [70]

Этот подход все еще находится в процессе разработки. [65] В марте 2012 года Диана Л. Эк , профессор сравнительного религиоведения и индийских исследований Гарвардского университета , в своей книге «Индия: священная география» написала, что идея Индии восходит к гораздо более раннему времени, чем у британцев или Великих Моголов, и это это не было просто скоплением региональных идентичностей, и оно не было этническим или расовым. [71] [72] [73] [74]

Этот подход известен отрицанием индоарийских миграций , поскольку они считают инопланетянами тех, чье происхождение и религия происходят за пределами Индийского субконтинента, а именно мусульман, христиан и коммунистов. Этот подход утверждает, что только индусы являются законными наследниками Южной Азии. [75]

Шафранизация

[ редактировать ]

Шафранизация - процесс внедрения правой политики, которая внедряет индуистскую националистическую программу в школьные учебники, пытаясь прославить вклад индуизма в историю Индии, одновременно подрывая другие вклады, стал заметным. Партия Бхаратия Джаната (БДП) заявила, что несколько индийских учебников по истории имеют явный марксистский или евроцентристский политический подтекст. [76] У БДП возникли проблемы с заменой учебников, поскольку многие штаты, в которых БДП не находится у власти, заблокировали усилия по шафранизации. БДП, ссылаясь на жесткую антииндуистскую программу, реструктурировала NCERT и Индийский совет исторических исследований (ICHR), чтобы привести учебники в соответствие с индуистской националистической платформой БДП. [77] В штатах, где БДП контролировала местное правительство, учебники были сильно изменены в пользу индуистского националистического повествования. [78] Эти изменения включали исключение кастовой изоляции и насилия на протяжении всей истории Индии, а также исключение или минимизацию вклада мусульман в индийское общество. [79]

После того, как конкурирующая политическая партия, Индийский национальный конгресс , пришла к власти, в 2004 году были предприняты усилия по обращению вспять шафранизации учебников, ранее проводимой БДП. [80]

Когда газета Hindustan Times рассмотрела проблему шафрана в индийских учебниках в конце 2014 года, она отметила, что попытки правых изменить способ изложения истории в учебниках столкнулись с «некоторыми трудностями, поскольку им не хватает заслуживающих доверия историков, подтверждающих их утверждения». [81] Средневековый период в Индии является одной из таких эпох, вызывающих горячие споры среди историков. Поскольку не может быть настоящего консенсуса относительно той эпохи из-за разделенных и глубоко укоренившихся политических мотивов, история того периода весьма субъективна и особенно уязвима для влияния симпатий и мировоззрения автора учебника. «Выбор автора учебника является более решающим, чем что-либо еще», — отмечается в репортаже The Hindu . [82] Критики заявили, что изменения в учебниках изображают средневековый период как «темную эпоху исламского колониального правления, которая уничтожила славу предшествовавших ему индуистских и буддийских империй». [80] Другая ловушка политизации истории связана с раздором по поводу штата Джамму и Кашмир . [82]

К середине 2015 года The Times of India сообщила, что Национальный совет образовательных исследований и обучения , отвечающий за публикацию учебников, принял участие во встрече, созванной Министерством развития человеческих ресурсов , и в ходе этой встречи был рассмотрен вопрос обсуждалась замена учебников. Представитель МКПЧ пожаловался, что тема национализма не получила должного освещения в учебниках, что подготовило почву для возможных пересмотров учебников. [78]

Сообщается, что правительство штата Раджастан потратило 37 крор рупий на переиздание 36 учебников, используемых для классов с 1 по 8 для академической сессии 2016–2017 годов, которая будет основана на программе, которая будет способствовать продвижению индийской культуры за счет включения исторических деятелей, таких как Махараджа Сураджмал , Хем Чандра и Гуру Гобинд Сингх . Учебники, утвержденные к учебной сессии 2012–2013 годов, оказались устаревшими в результате переписывания истории, и эти книги были проданы с аукциона. В общей сложности было заказано напечатано 5,66 миллионов новых учебников для целей, которые, по словам критиков, были направлены на поддержку шафранизации учебников. Министр образования Раджастана (начального и среднего) Васудев Девнани отверг обвинение в шафранизации, но педагоги описали его решение как «индуизацию образования», которая происходит, когда к власти приходят правые силы. [83]

Сообщается, что правительство штата Карнатака заказало новые учебники для академической сессии 2017–2018 годов в попытке, которую академики и критики назвали «вопиющей попыткой испортить учебники». [84]

Подход хиндутвы к истории основан на антиисторических предпосылках и рассматривает мифологию как историю.

По мнению Кристофа Жафрело , французского политолога, специализирующегося на Южной Азии, идеология хиндутвы уходит корнями в эпоху, когда вымысел в древнеиндийской мифологии и ведической древности считался действительным. Эта выдумка использовалась, чтобы «поддержать индуистское этническое сознание». [85] Его стратегия имитировала политику мусульманской идентичности движения Халифат после Первой мировой войны и заимствовала политические концепции с Запада – в основном из Германии. [85] Организации хиндутвы рассматривают события индуистской мифологии как историю. [86] [87] [88] [89] Организации хиндутвы подвергались критике за их веру в утверждения или практики, которые, как они утверждают, являются одновременно научными и фактическими, но несовместимы с научным методом . [90] [91]

По мнению Энтони Парела , историка и политолога, «Хиндутва» Саваркара «Кто такой индуист?» опубликованный в 1923 году, представляет собой фундаментальный текст идеологии хиндутвы. В нем утверждается, утверждает Парел, что Индия в прошлом была «творением расово превосходящего народа, арийцев. Они стали известны внешнему миру как индуисты, народ за рекой Инд. Их идентичность была создана их расой». (джати) и их культура (санскрити). Все индуисты утверждают, что в их жилах течет кровь могущественной расы, заключённой с ведическими отцами и произошедшей от них. Они создали культуру — ансамбль мифологий, легенд, эпических рассказов, философии, искусство и архитектура, законы и обряды, праздники и фестивали. Они имеют особое отношение к Индии: Индия для них и отечество, и святая земля». Текст Саваркара представляет «индуистскую культуру как самодостаточную культуру, не нуждающуюся ни в каком вкладе со стороны других культур», что представляет собой «неисторическое, нарциссическое и ложное описание прошлого Индии», утверждает Парел. [92]

Посылки ранней индуистской националистической мысли, утверждает Четан Бхатт, отражали европейскую науку и ориентализм колониальной эпохи. [93] Идея «Индии как колыбели цивилизации» (Вольтер, Гердер, Кант, Шлегель), или как «родины человечества и первичной философии» (Гердер, Шлегель), или «гуманизма в индуистских ценностях» (Гердер), или идеи Индуизм, предлагающий искупление современному человечеству (Шопенгауэр), наряду с ученостью колониальной эпохи Фредерика Мюллера, Чарльза Уилкинса, Уильяма Джонса, Александра Гамильтона и других, был естественной интеллектуальной матрицей для Саваркара и других, где они могли заимствовать и развивать свои индуистские националистические идеи. [93]

Чакраварти Рам-Прасад , член Британской академии и исследователь политики и философии религии, утверждает, что хиндутва — это форма национализма, которая по-разному трактуется его противниками и сторонниками. [94] Противники хиндутвы либо рассматривают ее как фундаменталистскую идеологию, которая «стремится регулировать работу гражданского общества с учетом императивов индуистской религиозной доктрины», либо как другую форму фундаментализма, признавая при этом, что индуизм представляет собой разнообразную совокупность доктрин, является сложным и сложным. отличается от других религий. По словам Рам-Прасада, сторонники хиндутвы отвергают эти ярлыки, считая своим правом и желательной ценностью беречь свои религиозные и культурные традиции. [94] Идеология хиндутвы, согласно Саваркару, утверждает Рам-Прасад, представляет собой концепцию, основанную на «географии, расе и культуре». Однако «география» не является строго территориальной, а представляет собой «прародину народа», а «раса» не является биогенетической, а описывается как исторические потомки смешанных браков арийцев, коренных жителей и «разных народов», которые пришло со временем. [95] Итак, «высшей категорией хиндутвы является культура», и эта культура «не является, строго говоря, религиозной, если под религией подразумевается приверженность определенным доктринам трансцендентности», утверждает он. [95] Сторонники заявляют, что в мысли хиндутвы заложена суть последовательных и обоснованных тезисов об индийской культуре и истории. [94]

Идеология хиндутвы была связана с угрозами ученым и студентам как в Индии, так и в Соединенных Штатах. [96] [97] Например, в 2011 году активисты хиндутвы успешно добились исключения эссе о многочисленных повествованиях о Рамаянах из учебной программы по истории Делийского университета. [98] Ромила Тапар , всемирно известный историк, столкнулась с нападками со стороны хиндутвы, утверждающими, что ее работы отражают марксистскую и европоцентристскую точки зрения. [99] Ученые-хиндутвы, такие как Раджив Малхотра, несут ответственность за сопротивление белым ученым, специализирующимся на Южной Азии и индуизме, базирующимся в Северной Америке, включая Венди Донигер и Шелдона Поллока , на основании их предполагаемых корыстных интересов и расовых предрассудков в отношении индейцев . [100] Под руководством БДП индийский штат обвиняют в слежке за учеными и отказе в доступе к некоторым исследованиям. [101]

В 2021 году группа североамериканских ученых из Южной Азии сформировала коллектив и опубликовала «Полевое руководство по преследованию хиндутвы», чтобы, как они утверждают, ответить на угрозу индутвы их академической свободе. [102] [97] Они задокументировали дальнейшие случаи преследования ученых индутвой в Северной Америке, начиная с 1990-х годов. [103] Ассоциация азиатских исследований отметила, что хиндутва, описываемая как « мажоритарная идеологическая доктрина», отличная от индуизма , прибегала к «участившимся нападкам на многочисленных ученых, художников и журналистов, критически анализирующих ее политику». [104]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фюрей, Кональ; Салевурис, Майкл Дж. (1988). Методы и навыки истории: Практическое руководство . Харлан Дэвидсон . п. 223. ИСБН  0-88295-982-4 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пракаш, Гьян (апрель 1990 г.). «Написание посториенталистских историй третьего мира: перспективы индийской историографии». Сравнительные исследования в обществе и истории . 32 (2): 383–408. дои : 10.1017/s0010417500016534 . JSTOR   178920 . S2CID   144435305 .
  3. ^ Аллан Далаквист (1996). Мегасфен и индийская религия: исследование мотивов и типов. Мотилал Банарсидасс. ISBN   978-81-208-1323-6 .
  4. ^ «Записи о путешествиях китайских паломников Фасяня, Сюаньцзана и Ицзин» (PDF) . Колумбийский университет .
  5. ^ Китаб аль-Бируни фи Тахкик ма ли-аль-Хинд , Хайдарабад: Бюро восточных публикаций Османии, 1958 г.
  6. ^ Кеган, Пол, изд. (1910), Индия Альберуни , том. 2, перевод Сахау, EC, Лондон: Тренч, Трубнер
  7. ^ Данн 2005 , с. 310–11; Дефремери и Сангинетти 1853 , с. 9–10 Том. 1
  8. ^ Диг, Макс (2007) «Действительно ли Сюаньцзан был в Матхуре?: Interpretatio Sinica или Interpretatio Occidentalia - Как критически читать записи китайского паломника». - В: Религия и культура Восточной Азии: профессор Цунеки Нишиваки уходит в отставку. Памятные очерки = Очерки о восточноазиатской религии и культуре: Festschrift в честь Нишиваки Цунэки по случаю его 65-летия / под редакцией Кристиана Виттерна и Ши Лишана - Киото [Киото]: Заседание редакционного комитета Цунэ Нишиваки в ознаменование выхода на пенсию профессора Ки. Институт гуманитарных наук Киотского университета, Кристиан Виттерн, 2007 г., стр. 35–73. См. стр. 35.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джоши, премьер-министр (1965). Патхак, Вишвамбхар Шаран; Саран, П.; Кунте, Б.Г.; Шьям, Рэдхи; МакКью Парр, Чарльз; Ван Линшотен, Ян (ред.). «Индийская историография» . Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 26 (3/4): 20–33. ISSN   0045-9801 .
  10. ^ фон Хинюбер, Оскар (2020). «Онлайн-энциклопедия буддизма Брилла - Историография: Южная Азия» . Брилл . Проверено 7 апреля 2024 г. Первыми историческими текстами, известными из древней Южной Азии, являются буддийские хроники, составленные на Цейлоне (Шри-Ланка). Следовательно, с самого раннего периода история буддизма на острове известна гораздо лучше, чем в любой другой части Южной Азии. Помимо текстов по общей истории буддизма, существуют специализированные хроники о реликвиях и т. д., написанные как на палийском, так и на сингальском языках или на языках Юго-Восточной Азии.
  11. ^ Раджат Канта Рэй, «Индийское общество и установление британского превосходства, 1765–1818», в Оксфордской истории Британской империи: том. 2, Восемнадцатый век , изд. П. Дж. Маршалл, (1998), стр. 508–529.
  12. ^ П. Дж. Маршалл, «Британцы в Азии: торговля с доминионом, 1700–1765», в Оксфордской истории Британской империи: том. 2, Восемнадцатый век , изд. П. Дж. Маршалл, (1998), стр. 487–507.
  13. ^ Маршалл, «Британцы в Азии: торговля с Доминионом, 1700–1765»
  14. ^ Марк Кондос, Государство отсутствия безопасности: Пенджаб и создание колониальной власти в Британской Индии (Cambridge University Press, 2017).
  15. ^ Джон Уилсон, завоеванная Индия: британское владычество и хаос империи (Саймон и Шустер, 2016).
  16. ^ Джошуа Эрлих, «Тревога, хаос и Радж». Исторический журнал 63.3 (2020): 777–787. DOI: https://doi.org/10.1017/S0018246X1900058X.
  17. ^ Кларк, Джей-Джей (1997). Восточное просвещение – встреча азиатской и западной мысли . Рутледж. стр. 8 .
  18. ^ Макфи, Алабама (2002). Ориентализм . Лондон: Лонгман. п. Глава первая. ISBN  978-0582423862 .
  19. ^ Холлоуэй (2006), стр. 1–2. «Ориентализм, поддерживаемый Уорреном Гастингсом, Уильямом Джонсом и ранней Ост-Индской компанией, стремился сохранить британское господство над Индийским субконтинентом посредством покровительства индуистским и мусульманским языкам и институтам, а не через их затмение английской речью и агрессивной европейской аккультурацией».
  20. ^ Дж. Го, «Расизм и колониализм: значения различий и практика управления в Тихоокеанской империи Америки» в « Качественной социологии» 27.1 (март 2004 г.).
  21. ^ Троманс, 24 года.
  22. ^ Махмуд Мамдани, Хороший мусульманин, плохой мусульманин: Америка, холодная война и корни терроризма , Нью-Йорк: Пантеон, 2004; ISBN   0-375-42285-4 ; п. 32.
  23. ^ Саид, Эдвард В. (1979). Ориентализм . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 63. ИСБН  0-394-74067-Х .
  24. ^ Саид, Эдвард В. (1979). Ориентализм . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 60. ИСБН  0-394-74067-Х .
  25. ^ Ксиполия, Илия (2011). «Ориентации и ориентализм: губернатор сэр Рональд Сторрс». Журнал исламских иерусалимских исследований. 11: 25–43.
  26. ^ Анил Сил , Возникновение индийского национализма: конкуренция и сотрудничество в конце девятнадцатого века (1971)
  27. ^ Гордон Джонсон, Провинциальная политика и индийский национализм: Бомбей и Индийский национальный конгресс 1880–1915 (2005)
  28. ^ Розалинда О'Хэнлон и Дэвид Уошбрук, ред. Религиозные культуры в Индии раннего Нового времени: новые перспективы (2011)
  29. ^ Аравинд Ганачари, «Исследования по индийской историографии: «Кембриджская школа»», Indica , март 2010 г., 47 № 1, стр. 70–93.
  30. ^ Хостеттлер, Н. (2013). Европоцентризм: марксистская критическая реалистическая критика . Тейлор и Фрэнсис. п. 33. ISBN  978-1-135-18131-4 . Проверено 6 января 2017 г.
  31. ^ См. DCM Platt, «Империализм свободной торговли: некоторые оговорки», Economic History Review, 21 № 2 (август 1968 г.), стр. 296–306.
  32. ^ Стивен Хоу, изд. Новый читатель имперской истории (Routledge, 2009)
  33. ^ Ховард Сподек, «Плюралистическая политика в Британской Индии: Кембриджский кластер историков современной Индии», American Historical Review, (июнь 1979 г.) 84 № 3, стр. 688-707
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тапар, Ромила (2004). История ранней Индии: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. стр. 16–17. ISBN  978-0-520-24225-8 .
  35. ^ «Ранджит Гуха, «О некоторых аспектах историографии колониальной Индии» » (PDF) .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Багчи, Амия Кумар (январь 1993 г.). «Написание истории Индии в марксистском стиле в постсоветском мире». Индийский исторический обзор. 20 (1/2): 229–244.
  37. ^ Боттомор, TB 1983. Словарь марксистской мысли . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  38. ^ Гишар, Сильви (2010), Построение истории и национализма в Индии, Routledge, стр. 87, ISBN 978-1136949319
  39. ^ Пурохит, Винаяк. 1988. Искусство переходной Индии ХХ века. Бомбей: Популярный Пракашан.
  40. ^ Р. С. Шарма, Индийский феодализм (книга), 2005 г.
  41. ^ Р.С. Шарма, Раннесредневековое индийское общество: исследование феодализации, Orient Longman, Калькутта, 2001, стр. 177-85.
  42. ^ Р.С. Шарма, Древнее прошлое Индии, Oxford University Press, Нью-Дели, 2005 г.
  43. ^ Д.Н. Джа, Феодальный порядок: государственное общество и идеология в раннесредневековой Индии, Manohar Publishers, Нью-Дели, 2002 г.
  44. ^ Р.С. Шарма, Индийский феодализм (книга) , 2005 г.
  45. ^ Р.С. Шарма, Раннесредневековое индийское общество: исследование феодализации , Orient Longman, Калькутта, 2001, стр. 177–85.
  46. ^ Р.С. Шарма, Древнее прошлое Индии , Oxford University Press, Нью-Дели, 2005 г.
  47. ^ Д.Н. Джа, Феодальный порядок: государственное общество и идеология в раннесредневековой Индии , Manohar Publishers, Нью-Дели, 2002 г.
  48. ^ Джогданд, Прахлад (1995). Женщины-далиты в Индии: проблемы и перспективы . п. 138.
  49. ^ Падовани, Флоренция. Перемещение, вызванное развитием, в Индии и Китае: сравнительный взгляд на бремя экономического роста. Роуман и Литтлфилд. Сам Бхимрао Амбедкар, критиковавший индийских марксистов
  50. ^ Джадхав, Нарендра (1991). «Заброшенная экономическая мысль Бабасахеба Амбедкара». Экономический и политический еженедельник. 26 (15): 980–982. ISSN 0012-9976. JSTOR 4397927.
  51. ^ Лал, Кишори Саран. Наследие мусульманского правления в Индии . Адитья Пракашан. п. 67. Марксисты, которые всегда пытаются скрыть черные пятна мусульманского правления толстыми слоями побелки.
  52. ^ Сешадри, К. Индийская политика тогда и сейчас: очерки в исторической перспективе . Прагати Пракашан. п. 5. некоторые попытки некоторых ультрамарксистских историков оправдать и даже обелить тиранических императоров средневековой Индии.
  53. ^ Гупта, КР (2006). Исследования по мировым делам, Том 1 . Атлантическое издательство. п. 249. ИСБН  9788126904952 .
  54. ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11–13 века . Брилл. п. 309 . апологеты ислама, а также некоторые ученые-марксисты в Индии иногда пытались уменьшить исламское иконоборчество.
  55. ^ Джа, DN (1996). Общество и идеология в Индии: Очерки в честь профессора Р.С. Шармы. Нью-Дели, Индия: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО ISBN 978-8121506397.
  56. ^ Историк: профессор Ирфан Хабиб Outlookindia.com. Журнал | 23 апреля 2007 г. Дата обращения 15 января 2013 г.
  57. ^ Гишар, Сильви (2010). Построение истории и национализма в Индии: учебники, противоречия и политика . Рутледж. ISBN  9781136949319 .
  58. ^ Брайант, Э.Э. (2014). В поисках истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции . Кэри, США: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0195169478
  59. ^ Пракаш, Гьян (декабрь 1994 г.). «Исследования субалтернов как постколониальная критика». Американский исторический обзор . 99 (5): 1475–1500. дои : 10.2307/2168385 . JSTOR   2168385 .
  60. ^ Руса, Джон (2006). «Когда субалтерн сделал постколониальный поворот» . Журнал Канадской исторической ассоциации . 17 (2): 130–147. дои : 10.7202/016593ар .
  61. ^ Пурандаре, Вайбхав (22 августа 2019 г.). «Хиндутва — это не то же самое, что индуизм, — сказал Саваркар» . telegraphindia.com . Проверено 23 декабря 2020 г.
  62. ^ Лейдиг, Эвиан (17 июля 2020 г.). «Хиндутва как вариант правого экстремизма» . Образцы предрассудков . 54 (3): 215–237. дои : 10.1080/0031322X.2020.1759861 . hdl : 10852/84144 . ISSN   0031-322X .
  63. ^ Прабхат Патнаик (1993). «Фашизм нашего времени». Социолог . 21 (3/4): 69–77. дои : 10.2307/3517631 . JSTOR   3517631 .
  64. ^ Frykenberg 2008 , стр. 178–220: «Это эссе пытается показать, как — с аналитической или исторической точки зрения — хиндутва представляет собой смесь индуистского фашизма и индуистского фундаментализма».
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менон, Лата (август 2004 г.). «Примиряясь с прошлым: Индия». История сегодня . Том. 54, нет. 8. С. 28–30.
  66. ^ Чандра 1989 , с. 145.
  67. ^ Таймс 1966 , с. 143.
  68. ^ Гудрик-Кларк 2000 , с. 46.
  69. ^ «Ресурсы» . savarkar.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  70. ^ Вишана, Викрам (5 ноября 2020 г.). «Саваркар до хиндутвы: суверенитет, республиканизм и популизм в Индии, около 1900–1920 годов» . Современная интеллектуальная история . 18 (4): 1106–1129. дои : 10.1017/S1479244320000384 . ISSN   1479-2443 . S2CID   224983230 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
  71. ^ «Гарвардский ученый говорит, что идея Индии возникла гораздо раньше, чем у британцев или Великих Моголов» . 20 января 2016 г.
  72. ^ «По следам паломников» .
  73. ^ «Духовный ландшафт Индии: Небеса и земля» . Экономист . 24 марта 2012 г.
  74. ^ Далримпл, Уильям (27 июля 2012 г.). «Индия: Священная география Дианы Л. Эк – обзор» . Хранитель .
  75. ^ Тапар 2004 , с. 14.
  76. ^ Бхаттачарья, Ниладри (2009). «Преподавание истории в школах: политика учебников в Индии». Журнал исторической мастерской . 67 (67): 99–110. дои : 10.1093/hwj/dbn050 . JSTOR   40646212 . S2CID   154421051 .
  77. ^ Беней, Вероника (2005). Производственное гражданство: образование и национализм в Европе, Южной Азии и Китае . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 156–159. ISBN  0-415-36488-4 .
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Акшая, Мукул (24 июня 2015 г.). «Опасения шафранизации по поводу планов переписывания учебников по истории» . Таймс оф Индия . Проверено 9 марта 2016 г.
  79. ^ Рагхаван, Б.С. (12 сентября 2001 г.). «Шафранизация» . Индус . Архивировано из оригинала 14 мая 2007 года.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамеш, Рандип (25 июня 2004 г.). «Еще одна переработка книг по истории Индии» . Хранитель . Проверено 10 марта 2016 г.
  81. ^ Раза, датский (8 декабря 2014 г.). «Шафранированные учебники: где миф и догма заменяют историю» . Индостан Таймс . Проверено 9 марта 2016 г.
  82. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингх, Амрик (25 августа 2001 г.). «Шафранизация и учебники» . Индус . Проверено 10 марта 2016 г. [ мертвая ссылка ]
  83. ^ Госвами, Ракеш (20 января 2016 г.). «Шафронизация? Радже отказывается от учебников Конга и тратит 37 кроров на новые» . Индостан Таймс . Проверено 9 марта 2016 г.
  84. ^ «Переработанные учебники 2017–18 учебного года» . Индус . 10 июня 2015 года . Проверено 10 марта 2016 г.
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристоф Жаффрело (1996). Индуистское националистическое движение в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 77. ИСБН  978-0-231-10335-0 .
  86. ^ Р. Рамачандран (1 февраля 2019 г.). «Научный цирк» . Линия фронта .
  87. ^ Зия Ус Салам (20 июня 2018 г.). «Эпоха неразумия» . Линия фронта .
  88. ^ Мира Нанда (2 января 2004 г.). «Постмодернизм, индуистский национализм и «ведическая наука» » . Линия фронта .
  89. ^ Трушке, Одри (15 декабря 2020 г.). «Опасное переписывание истории Хиндутвой» . Междисциплинарный академический журнал Южной Азии (на французском языке) (24/25). дои : 10.4000/samaj.6636 . ISSN   1960-6060 .
  90. ^ Нанда, Мира (16 сентября 2016 г.), «Научная зависть Хиндутвы» , Frontline , дата обращения 14 октября 2016 г.
  91. ^ «От диссинга Дарвина до йогического земледелия: краткая история соприкосновения БДП с псевдонаукой» . 21 января 2018 г.
  92. ^ Энтони Дж. Парел (2006). Философия Ганди и поиски гармонии . Издательство Кембриджского университета. стр. 42–43. ISBN  978-0-521-86715-3 .
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Четан Бхатт (2001). Индуистский национализм: истоки, идеологии и современные мифы . Берг. стр. 11–12. ISBN  978-1-85973-343-1 .
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рам-Прасад, К. (1993). «Идеология индуизма: извлечение основ». Современная Южная Азия . 2 (3): 285–309. дои : 10.1080/09584939308719718 .
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б К. Рам-Прасад (2008). Гэвин Флуд (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. стр. 527–528. ISBN  978-0-470-99868-7 .
  96. ^ Венугопал, Арун (21 июля 2021 г.). «Ученые в Рутгерсе и за его пределами подвергаются нападкам за критику крайне правого правительства Индии» . Готэмист . Проверено 21 июля 2021 г.
  97. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Американские ученые Индии сталкиваются с ростом угроз | WNYC | Общественное радио Нью-Йорка, подкасты, прямое потоковое радио, новости» . ВНЙК . Проверено 6 сентября 2021 г.
  98. ^ Н., Виджета С. (15 октября 2011 г.). «Историки протестуют против того, как Делийский университет исключил из учебной программы эссе по Рамаяне» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 11 июля 2021 г.
  99. ^ «В битве за историю Индии индуистские националисты противостоят уважаемому историку» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 11 июля 2021 г.
  100. ^ «Ученые, изучающие индуизм и Индию, сталкиваются с враждебным климатом» . www.insidehighered.com . Проверено 11 июля 2021 г.
  101. ^ Чатурведи, Винаяк (декабрь 2021 г.). «Правые индуисты и атаки на академическую свободу в США» . Нация.
  102. ^ Пракаш, Прияли (10 июля 2021 г.). « «Преследуемая ненавистью»: Одри Трушке о том, почему она помогла написать «Полевое руководство по преследованию индутов» » . Прокрутка.в . Проверено 28 августа 2021 г.
  103. ^ САСАК. «Хронология» . Полевое руководство по преследованию хиндутвы .
  104. ^ «Заявление AAS о демонтаже глобальной конференции хиндутвы» . Ассоциация азиатских исследований . 10 сентября 2021 г. Проверено 11 сентября 2021 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Балагагадхара, С.Н. (2012). Переосмысление исследований Индии. Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  • Бхаттачарджи, JB Историки и историография Северо-Восточной Индии (2012)
  • Баннерджи, доктор Гауранганатх (1921). Индия, известная древнему миру . Хамфри Милфорд, Издательство Оксфордского университета, Лондон.
  • Босе, Михир. «Пропавшие историки Индии: Михир Бос обсуждает парадокс того, что Индия, страна истории, имеет удивительно слабые традиции историографии», History Today 57 # 9 (2007), стр. 34+. онлайн
  • Чакрабарти, Дилип К.: Колониальная индология, 1997, Мунширам Манохарлал: Нью-Дели.
  • Палит, Читтабрата, Индийская историография (2008).
  • Индийское общество истории и культуры, Девахути, Д. (2012). Предвзятость в индийской историографии.
  • Эллиот, Генри Майерс; Джон Доусон (1867–77). История Индии, рассказанная ее собственными историками. Мухаммадский период . Лондон: Трюбнер и Ко.
  • Инден, РБ (2010). Представляя Индию. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
  • Джайн, М. Индия, которую они видели: зарубежные отчеты (4 тома) Дели: Ocean Books, 2011.
  • Кан, Ясмин. «Вспоминая и забывая: Южная Азия и Вторая мировая война» в книге Мартина Гегнера и Барта Зиино, ред., «Наследие войны» (Routledge, 2011), стр. 177–193.
  • Мантена, Р. (2016). Истоки современной историографии в Индии: антикварианство и филология 1780–1880 гг. Пэлгрейв Макмиллан.
  • Миттал, С.К. Индия искажена: исследование британских историков об Индии (1995), о писателях XIX века.
  • Р. К. Маджумдар , Историография в современной Индии (Бомбей, 1970) ISBN   9782102227356
  • Россер, Иветт Клэр (2003). Учебная программа как судьба: формирование национальной идентичности в Индии, Пакистане и Бангладеш (PDF) (Диссертация). Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
  • Арвинд Шарма , Индуизм и его смысл истории (Oxford University Press, 2003) ISBN   978-0-19-566531-4
  • Э. Сридхаран, Учебник историографии, 500 г. до н.э. - 2000 г. н.э. (2004 г.)
  • Шури, Арун (2014). Выдающиеся историки: их технологии, их линия, их мошенничество. Нойда, Уттар-Прадеш, Индия: Издательство HarperCollins. ISBN   9789351365914
  • Траутманн, Томас Р. (1997). Арии и Британская Индия . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-585-10445-4 .
  • Вишванатан, Г. (2015). Маски завоевания: литературное исследование и британское правление в Индии.
  • Антонио де Николас, Кришнан Рамасвами и Адити Банерджи (редакторы) (2007), Вторжение в священное : анализ исследований индуизма в Америке (Издатель: Rupa & Co.)
  • Вишва Адлури, Джойдип Багчи: Четыре науки: история немецкой индологии Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 2014, 2014. ISBN   978-0199931361 ( Введение, стр. 1–29).
  • Уордер, А.К., Введение в индийскую историографию (1972).
  • Уинкс, Робин, изд. Оксфордская история Британской империи: Том V: Историография (2001)
  • Вайкгенант, Теннесси (2009). Салман Рушди и индийская историография: создание нации. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2778a92d967cd0fe3b77b9741d97e70b__1718487240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/0b/2778a92d967cd0fe3b77b9741d97e70b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historiography of India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)