Индика (Мегафен)

Индика (греч. Ἰνδικά; латынь: Indica ) — это рассказ об Индии Маурьев греческого писателя Мегасфена . Оригинальная работа сейчас утеряна, но ее фрагменты сохранились в более поздних греческих и латинских произведениях. Самыми ранними из этих работ являются работы Диодора Сицилийского , Страбона ( Geographica ), Плиния и Арриана ( Indica ). [ 2 ] [ 3 ]
Реконструкция
[ редактировать ]Мегасфена Индику можно реконструировать, используя отрывки, сохраненные более поздними авторами в виде прямых цитат или перефразирования. Части, принадлежавшие оригинальному тексту, можно определить в более поздних произведениях на основе схожего содержания, словарного запаса и фразировок, даже если это содержание не было явно приписано Мегасфену. Феликса Якоби содержит «Фрагмент гричиского историка» 36 страниц содержания, восходящего к Мегасфену. [ 4 ]
Э. А. Шванбек проследил несколько фрагментов до Мегасфена, и на основе его коллекции Джон Уотсон МакКриндл опубликовал в 1887 году реконструированную версию Индики . Однако эта реконструкция не является общепринятой. Шванбек и МакКриндл приписали Мегасфену несколько фрагментов из сочинений писателя Диодора I века до нашей эры. Однако Диодор ни разу не упоминает Мегасфена, в отличие от Страбона, который прямо упоминает Мегасфена как один из своих источников. Между рассказами Мегасфена и Диодора есть несколько различий: например, Диодор описывает Индию как 28 000 стадий (примерно 5 000 км, 3 000 миль) в длину с востока на запад; Мегасфен дает это число как 16 000 (3 000 км, 2 000 миль). Диодор утверждает, что Инд может быть крупнейшей рекой в мире после Нила; Мегасфен (по словам Арриана) утверждает, что Ганг намного больше Нила. Историк Р. К. Маджумдар отмечает, что Фрагменты I и II, приписываемые Мегасфену в издании МакКриндла, не могут происходить из одного и того же источника, поскольку Фрагмент I описывает Нил как больший, чем Инд, а Фрагмент II описывает Инд как более длинный, чем Нил и Дунай. комбинированный. [ 5 ]
«Фрагмент XXVII» Шванбека включает четыре абзаца из Страбона, и Шванбек приписывает все эти абзацы Мегасфену. Однако Страбон цитирует Мегасфена в качестве своего источника только в трех отдельных утверждениях в трех разных абзацах. Вполне вероятно, что остальную часть текста Страбон взял из источников, отличных от Мегасфена: именно поэтому он приписывает только три утверждения конкретно Мегасфену. [ 5 ]
Другим примером является самое раннее подтвержденное описание Gandaridae , которое появляется в трудах Диодора. МакКриндл полагал, что источником этого описания Диодора была ныне утерянная книга Мегасфена. Однако, по мнению А.Б. Босворта (1996), Диодор получил эту информацию от Иеронима Кардийского : Диодор описал Ганг шириной 30 стадий (6 км, 4 мили); Другие источники хорошо подтверждают, что Мегасфен описал среднюю или минимальную ширину Ганга как 100 стадий (20 км, 12 миль). [ 6 ]
Фрагменты, использованные Джоном Уотсоном МакКриндлом для реконструкции Индики Мегасфена. |
---|
Индика по реконструированному тексту
[ редактировать ]Согласно тексту, реконструированному Дж. В. Маккриндлом Мегасфена (1877 г.) и Ричардом Стоунманом (2022 г.), Индика описывает Индию следующим образом:
География
[ редактировать ]Индия — страна четырехугольной формы, ограниченная Великим морем на востоке и юге, рекой Инд на западе и горой Эмод на севере. [ 7 ] («Эмодус» (или «Хемодус») относится к Гиндукушу , Памиру и Гималаям , рассматриваемым как единый горный массив; слово происходит от индийского термина Хаймавата , что означает «покрытый снегом». [ 8 ] За Эмодом лежит саками населенная часть Скифии . [ 7 ] Помимо Скифии, с Индией граничат страны Бактрии и Арианы . [ 9 ] Северная граница Индии достигает оконечностей Тавра . От Арианы до Восточного моря он ограничен горами, которые македонцы называют Каукасос. Различные местные названия этих гор включают Парапамисос , Гемодус (или Эмодус) и Химаос. [ 10 ] и южные окраины Индии как страна Пандья , «занимающая часть Индии, лежащую на юге и простирающуюся до моря». [ 11 ] [ 12 ]
Говорят, что территория Индии простирается на 28 000 стадиев с запада на восток и на 32 000 стадиев с севера на юг. Из-за своих больших размеров Индия «считается, что летом она охватывает большую часть солнечного света, чем любая другая часть мира». Во многих крайних точках Индии гномон солнечных часов не отбрасывает тени, а Медведицы ( Большую Медведицу и Малую Медведицу ) ночью не видно. В самых дальних частях полярная звезда не видна, и говорят, что тени склоняются к югу. [ 7 ]
В Индии много крупных и судоходных рек, берущих начало в северных горах и протекающих по равнинам. Многие из этих рек впадают в Ганг , ширина которого в истоке составляет 30 стадий и течет с севера на юг. Ганг впадает в океан, который образует южную границу Гандаридов (Гангадарай). Страна Гандаридов имеет самое большое количество и самых крупных слонов в Индии, из-за чего другие народы боятся ее силы, и ни один иностранный король не смог ее завоевать. Даже Александр Македонский , подчинивший себе всю Азию и победивший всех остальных индейцев, воздержался от войны против Гандаридов, когда узнал, что у них есть 4000 боевых слонов. [ 9 ]
Инд также течет с севера на юг и впадает в океан. Имеет несколько судоходных притоков, наиболее известными из которых являются Гипанис, Гидасп и Ацесины. [ 9 ] (Согласно отрывку Диодора, восходящему к Мегасфену, Инд является крупнейшей рекой в мире после Нила. [ 7 ] Однако, по словам Арриана, Мегастен, как и другие писатели, писали, что Ганг гораздо больше Инда. [ 13 ] )
Одна своеобразная река — Силлас , берущая начало из одноименного фонтана. Все, что бросают в эту реку, опускается на дно – ничто в ней не плавает. [ 14 ] Кроме того, есть большое количество других рек, снабжающих обильную воду для сельского хозяйства. По мнению местных философов и естествоиспытателей, это происходит потому, что пограничные страны (Скифия, Бактрия и Ариана) более возвышены, чем Индия, и их воды стекают в Индию. [ 15 ]
История
[ редактировать ]

В первобытные времена индейцы питались фруктами и носили одежду из шкур животных, как и греки. Самые образованные индийские ученые говорят, что Дионис вторгся в Индию и завоевал ее. Когда его армия не смогла вынести чрезмерную жару, он повел своих солдат в горы, называемые Мерос, для восстановления сил; это привело к появлению греческой легенды о том, что Дионис был выращен в бедре своего отца ( по-гречески мерос ). [ а ] Дионис научил индейцев нескольким вещам, в том числе выращиванию растений, изготовлению вина и поклонению. Он основал несколько крупных городов, ввёл законы и учредил суды. По этой причине индейцы считали его божеством. Он правил всей Индией 52 года, прежде чем умер от старости. Его потомки правили Индией в течение нескольких поколений, прежде чем были свергнуты и заменены демократическими городами-государствами. [ 17 ]
Индейцы, населяющие горную страну, также утверждают, что Геракл был одним из них. Как и греки, они характеризуют его с дубинкой и львиной шкурой. По их мнению, Геракл был могущественным человеком, подчинявшим себе злых зверей. У него было несколько сыновей и одна дочь, которые стали правителями в разных частях его владений. Он основал несколько городов, величайшим из которых была Палиботра ( Паталипутра ). Геракл построил в этом городе несколько мест, укрепил его наполненными водой траншеями и поселил в городе некоторое количество людей. Его потомки правили Индией на протяжении нескольких поколений, но так и не предприняли экспедицию за пределы Индии. Через несколько лет королевское правление было заменено демократическими городами-государствами, хотя на момент вторжения Александра в Индию королей было несколько. [ 18 ]
фауна
[ редактировать ]В Индии обитает множество животных, многие из которых исключительно крупные и сильные. В Индии самое большое количество домашних слонов, а индейцы охотятся на них и обучают их ведению войны . Из-за наличия большого количества пищи индийские слоны являются самыми крупными в мире и сильнее ливийских слонов . [ 7 ] Период беременности слонов колеблется от 16 до 18 месяцев, а самые старые из слонов живут до 200 лет. [ 19 ]
Экономика
[ редактировать ]Земля Индии производит все виды металлов, пригодных для украшений, военного снаряжения и других целей. В нем имеется большое количество серебра и золота, значительное количество бронзы и железа, а также олова и других металлов. [ 7 ]
В Индии есть несколько гор с разнообразными фруктовыми деревьями. Здесь также есть много красивых возделываемых равнин, орошаемых большим количеством рек. Большая часть страны хорошо орошается и способна давать два урожая в год , поскольку дожди выпадают как летом, так и зимой. Основные сельскохозяйственные культуры включают пшеницу (урожай Деметры), просо, множество высококачественных бобовых, рис, культуру, называемую боспор , фрукты и другие растения, полезные в пищу. Во время летнего солнцестояния сеют следующие культуры: рис, боспор , кунжут , просо. Под зиму сеют пшеницу, как и в других странах. [ 20 ]
В Индии никогда не было голода по следующим причинам: [ 9 ] [ 21 ]
- Индейцам всегда гарантирован по крайней мере один из двух сезонных урожаев; в большинстве лет обе культуры успешны
- В дикой природе растет множество удивительно сладких плодов, а корни . в болотистых местах растут
- Пищевые растения в изобилии растут на равнинах из-за воды из многих рек, удивительно регулярного годового цикла дождей и жары, которая созревает корни на болотах.
- Индийские воины считают священными тех, кто занимается земледелием и животноводством. В отличие от воинов многих других стран, они не разрушают фермы и не причиняют вреда сельскохозяйственным работникам во время войн. Воины не сжигают огнем вражеские земли и не вырубают их деревья.
Еда и одежда
[ редактировать ]Индийский напиток — это ликер, приготовленный из риса, а не из ячменя. Когда индейцы ужинают, перед каждым человеком ставится стол, напоминающий треножник. На него ставят золотые чаши, в которые сначала кладут рис, сваренный, как варят ячмень, а затем добавляют множество лакомств, приготовленных по индийским рецептам. [ 22 ] Индийцы никогда не пьют вино, кроме как во время жертвоприношения. [ 23 ]
В отличие от общей простоты своего стиля, они любят наряды и орнаменты. Их одежды отделаны золотом и украшены драгоценными камнями, а также они носят цветочные одежды из тончайшего муслина. У некоторых идут сопровождающие, которые держат над ними зонтики: ведь они очень ценят красоту и используют все средства, чтобы улучшить свой внешний вид. [ 24 ]
Общество
[ редактировать ]Из-за своих больших размеров Индию населяют представители многих различных рас, все из которых являются коренными. У Индии нет иностранных колоний, и индийцы не основали никаких колоний за пределами Индии. [ 14 ]
Как и животные, люди Индии также «исключительны по росту и массе» из-за обилия сельскохозяйственных культур. Они также технически совершенны из-за чистого воздуха и чистой воды. [ 7 ] Они хорошо разбираются в искусстве. [ 25 ]
Закон, предписанный древнеиндийскими философами, запрещает рабство. Закон относится ко всем одинаково, но допускает неравномерное распределение собственности. [ 26 ]
Население Индии разделено на 7 эндогамных и наследственных каст: [ 27 ]
- Философы
- Немногочисленный по сравнению с другими кастами, но наиболее заметный
- Освобожден от всех государственных обязанностей
- Ни господа, ни слуги
- «Считается, что он наиболее дорог богам и наиболее сведущ в вопросах, касающихся Аида »
- Нанимались другими для принесения жертвоприношений и совершения погребальных обрядов, за что получали ценные дары и привилегии.
- В начале года они предсказывают засуху, ливни, попутные ветры, болезни и другие темы. Основываясь на этих пророчествах, граждане и правители проводят адекватные приготовления. Философ, чье пророчество не сбылось, подвергается резкой критике и должен соблюдать молчание до конца своей жизни, но в остальном не подлежит наказанию.
- Фермеры
- Самая многочисленная из всех каст
- Живите в деревнях и избегайте посещения городов.
- Освобожден от боевых и других общественных обязанностей
- Считаются общественными благодетелями и защищаются от повреждений во время войн, даже со стороны вражеских воинов.
- Платить земельную дань правителю, официальному владельцу земли.
- Кроме того, они передают 1/4 своей продукции в государственную казну.
- пастухи
- Живут в палатках, за пределами деревень и поселков.
- Охотьтесь и ловите птиц и животных, уничтожающих урожай.
- занимается животноводством
- Ремесленники
- Создавайте оружие, а также инструменты для фермеров и других людей.
- Освобождаются от уплаты налогов и получают содержание из государственной казны.
- Военный
- Вторая по численности каста
- Хорошо организован и оснащен для войны.
- Предайтесь развлечениям и безделью в мирное время.
- Содержится за государственный счет вместе с боевыми конями и слонами.
- Надзиратели
- Выполнять административные задачи
- Докладывайте королю или (в государствах, не управляемых королями) магистратам.
- Советники и асессоры
- Состоит из мудрых людей с хорошим характером
- обсуждать общественные дела; входили королевские советники, государственные казначеи, арбитры по спорам; к этому классу обычно принадлежали также армейские генералы и главные магистраты.
- Наименее многочисленный, но наиболее уважаемый
Философия
[ редактировать ]Мегасфен делает иное деление философов, говоря, что они бывают двух родов — одних из них он называет брахманами , а других — сарманами . О Сарманах он сообщает нам, что тех, кто пользуется наибольшим почетом, называют Хилобиами ( Гимнософистами ). Следующими по чести после хилобиев стоят врачи , поскольку они занимаются изучением природы человека. Кроме них есть прорицатели и колдуны. Вместе с некоторыми из них женщины занимаются философией. [ 28 ]
Мегасфен также комментирует наличие досократических взглядов среди брахманов в Индии и евреев в Сирии. Пять столетий спустя Климент Александрийский в своей «Строматеиде» , возможно, неправильно понял, что Мегасфен ответил на претензии греческого первенства, признав, что греческим взглядам на физику предшествовали взгляды евреев и индийцев. Мегасфен, как и Нумений Апамейский , просто сравнивал идеи разных древних культур. [ 29 ]
Администрация
[ редактировать ]К иностранцам относятся хорошо. Назначаются специальные офицеры, которые следят за тем, чтобы ни один иностранец не пострадал, а судьи сурово наказывают тех, кто несправедливо пользуется иностранцами. Больные иностранцы находятся под наблюдением врачей и получают уход. Иностранцев, умерших в Индии, хоронят, а их имущество передают родственникам. [ 30 ]
Историческая достоверность
[ редактировать ]Более поздние писатели, такие как Арриан , Страбон , Диодор и Плиний , ссылаются на Индику в своих произведениях. Из этих писателей Арриан наиболее высоко отзывается о Мегасфене, тогда как Страбон и Плиний относятся к нему с меньшим уважением.
Греческий писатель первого века Страбон назвал Мегасфена и его последующего посла Деймаха лжецами и заявил, что в их сочинениях не может быть «никакой веры». [ 31 ] Индика муравьях содержала множество фантастических историй, например, о племенах людей без ртов, единорогах и других мифических животных, а также , ищущих золото . [ 32 ] Страбон прямо противоречил этим описаниям, уверяя своих читателей, что истории Мегасфена, наряду с его рассказом об основании Индии Гераклом и Дионисом, были мифами, практически не имеющими под собой реальной основы. [ 33 ] Несмотря на такие недостатки, некоторые авторы считают, что Индика заслуживает доверия и является важным источником информации о современном индийском обществе, управлении и других темах. [ 32 ]
По словам Пола Дж. Космина , Индика послужила легитимной целью Селевка I и его действий в Индии. [ 34 ] Он изображает современную Индию как непобедимую территорию, утверждая, что Дионис смог завоевать Индию, потому что до его вторжения Индия была примитивным сельским обществом. Урбанизация Индии Дионисом делает Индию могущественной и неприступной страной. Более поздний правитель — индийский Геракл — представлен выходцем из Индии, несмотря на сходство с греческим Гераклом . Это, по мнению Косьмина, потому, что теперь Индию показывают непобедимой. [ 35 ] Мегастен подчеркивает, что ни одна иностранная армия не смогла завоевать Индию (со времен Диониса), и индийцы также не вторгались в чужую страну. Такое представление Индии как изолированной, непобедимой страны является попыткой оправдать мирный договор Селевка с индийским императором. [ 36 ] благодаря чему он отказался от территорий, которые никогда не мог надежно удержать, стабилизировал Восток и приобрел слонов, с помощью которых он мог обратить свое внимание на своего великого западного соперника, Антигона Монофтальма. [ 37 ]
Мегастен утверждает, что в Индии не было рабов, но Арташастра свидетельствует о существовании рабства в современной Индии; [ 38 ] Страбон также опровергает утверждение Мегасфена, основываясь на сообщении Онисикрита . Историк Ширин Моосви предполагает, что рабы были изгоями и вообще не считались членами общества. [ 39 ] По мнению историка Ромилы Тапар , отсутствие резкого различия между рабами и другими людьми в индийском обществе (в отличие от греческого общества ), возможно, смутило Мегасфена: индийцы не использовали крупномасштабное рабство как средство производства, и рабы в Индии могли покупать вернуть себе свободу или быть освобожденным своим хозяином. [ 40 ]
Мегасфен упоминает в Индии семь каст, тогда как в индийских текстах упоминаются только четыре социальных класса ( варны ). По мнению Тапара, категоризация Мегасфена, по-видимому, основана на экономическом, а не на социальном разделении; это понятно, поскольку варны возникли как экономические подразделения. Тапар также предполагает, что он написал свой отчет через несколько лет после своего визита в Индию, и в это время он «достиг числа семь, забыв факты, данные ему». Альтернативно, возможно, что более поздние авторы неверно цитировали его, пытаясь найти сходство с египетским обществом, которое, по Геродоту, делилось на семь социальных классов. [ 41 ]
Мегасфен утверждает, что до Александра ни одна иностранная держава не вторгалась в Индию и не завоевывала ее, за исключением мифических героев Геракла и Диониса. , известно Однако из более ранних источников, таких как Геродот и надписи Дария Великого , что империя Ахеменидов включала части северо-западной части Индии (современный Пакистан). Возможно, что власть Ахеменидов не распространялась далеко за пределы реки Инд, которую Мегасфен считал границей Индии. Другая возможность состоит в том, что Мегастен намеревался преуменьшить мощь империи Ахеменидов, соперника греков. [ 42 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шепард, Уильям Р. (1926). Исторический атлас «Средневековая торговля (Азия)» .
- ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии . Пирсон Образовательная Индия. п. 324. ИСБН 9788131711200 .
- ^ Кристофер И. Беквит (2015). Греческий Будда: встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии . Издательство Принстонского университета. п. 62. ИСБН 9781400866328 .
- ^ Пол Дж. Космин 2013 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Сандхья Джайн 2011 , с. 22.
- ^ AB Bosworth 1996 , стр. 188–189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ричард Стоунман 2022 , с. 29.
- ^ Клаус Карттунен (2006). «Эмодус». У Юбера Канчика; Хельмут Шнайдер (ред.). Новый Поли Брилла, Античные тома . дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e329930 . ISBN 9789004122598 .
- ^ Jump up to: а б с д Ричард Стоунман 2022 , с. 30.
- ^ JW McCrindle 1877 , стр. 48–49.
- ^ Индия, Джон Кей
- ^ Колдуэлл, епископ Р. (2004). История Тинневелли . Азиатские образовательные услуги. п. 15. ISBN 9788120601611 .
- ^ Ричард Стоунман 2022 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 35.
- ^ Ричард Стоунман, 2022 , стр. 30–31.
- ^ Нагендра Кумар Сингх (1997). Энциклопедия индуизма. Публикации Анмола. пп=1714. ISBN 978-81-7488-168-7 .
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 35-38.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 39-40.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 44.
- ^ Ричард Стоунман, 2022 , стр. 29–30.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 32-33.
- ^ Гочберг, Дональд С. и др., изд. «Мировая литература и мысль: Том I: Древние миры»; Форт-Уэрт, Техас; Харкорт Брейс; 1997, стр. 410–416.
- ^ «Древняя Индия, описанная Мегасфеном и Аррианом; это перевод фрагментов Индики Мегасфена, собранных доктором Шванбеком, и первой части Индики Арриана» . archive.org . п. 69 . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Гочберг, Дональд С. и др., изд. «Мировая литература и мысль: Том I: Древние миры»; Форт-Уэрт, Техас; Харкорт Брейс; 1997, стр. 410–416.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 31.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 40.
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 40-44.
- ^ ФРАГМЕНТ. 41 Страб. 15 1. 58-60,-с. 711-714 Об индийских философах. Дж. В. МакКриндл.
- ^ Бецалель Бар-Кохва 2010 , с. 157: «Он не отвечает на подразумеваемое притязание на греческое первенство, предположительно потому, что у него не было и не могло быть достоверной информации о зарождении «параллельных» мнений среди брахманов».
- ^ Дж. В. МакКриндл 1877 , с. 44-45.
- ^ Аллан Далаквист 1996 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Ирфан Хабиб; Вивекананд Джа (2004). Маурья Индия . Народная история Индии. Общество историков Алигарха / Tulika Books . п. 19. ISBN 978-81-85229-92-8 .
- ↑ Страбон, География, Книга XV, Глава 1.
- ^ Пол Дж. Космин 2013 , с. 91.
- ^ Пол Дж. Космин 2013 , с. 98-100.
- ^ Пол Дж. Космин 2013 , с. 103-104.
- ^ Пол Дж. Космин 2013 , с. 98.
- ^ Ромила Тапар 1990 , с. 89.
- ^ Ширен Моосви 2004 , с. 548.
- ^ Ромила Тапар 1990 , стр. 89–90.
- ^ Ромила Тапар 2012 , с. 118.
- ^ HC Raychaudhuri 1988 , стр. 31–32.
Библиография
[ редактировать ]- Бецалель Бар-Кохва (2010). Псевдо Гекатей, «О евреях»: легитимизация еврейской диаспоры . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-26884-5 .
- АБ Босворт (1996). Александр и Восток . Кларендон. п. 192 . ISBN 978-0-19-158945-4 .
- Аллан Далаквист (1996). Мегасфен и индийская религия - Том 11 серии «История и культура» . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 386. ИСБН 81-208-1323-5 .
- Х. К. Райчаудхури (1988) [1967]. «Индия в эпоху Нандов » В К. А. Нилаканта Шастри (ред.). Эпоха Нанд и Маурьев (второе изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0466-1 .
- Дж. В. МакКриндл (1877 г.). Древняя Индия в описании Мегасфена и Арриана . Лондон: Трюбнер и Ко.
- Мегасфен (1846), Э.А. Шванбек (редактор), Indica , Sumptibus Pleimesii, bibliopolae (Оригинальный Оксфордский университет)
- Пол Дж. Космин (2013). «Апологетическая этнография: Индика Мегасфена и селевкидский слон» . В Эране Альмагоре, Джозеф Скиннер (ред.). Древняя этнография: новые подходы . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472537607 .
- Радха Кумуд Мукерджи (1988) [впервые опубликовано в 1966 году], Чандрагупта Маурья и его времена (4-е изд.), Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-0433-3
- Ричард Стоунман (2022). Индика Мегасфена: новый перевод фрагментов с комментариями . Классические переводы Рутледжа. Рутледж/Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781032023571 .
- Ромила Тапар (2012). Ашока и упадок Маурьев . Издательство Оксфордского университета, Индия. ISBN 978-0-19-908868-3 .
- Ромила Тапар (1990). История Индии . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-194976-5 .
- Сандхья Джайн (2011). Индия, которую они видели (Том-1) . Книги Океана. ISBN 978-81-8430-106-9 .
- Ширин Моосви (2004). «Домашнее обслуживание в доколониальной Индии: рабство, каста и рынок» . В Антуанетте Фов-Шаму (ред.). Домашняя служба и формирование европейской идентичности . Питер Лэнг. ISBN 978-3-03910-589-2 .