Наследие Катона Младшего
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |

Катон Младший (95 г. до н. э. – 46 г. до н. э.) был древнеримским политиком времен поздней республики . Он был известен в древние времена и до наших дней как образец моральной добродетели и мученик за Римскую республику.
Античность
[ редактировать ]Катона, который поддерживал сильные традиционные римские принципы, запомнили особенно хорошо. Его самоубийство рассматривалось как символ для тех, кто следовал консервативным, оптимальным принципам традиционного римлянина. Катон был последователем стоицизма и был одним из самых активных защитников республики . Стоики, по крайней мере, со времен Хрисиппа , учили, что мудрый человек должен заниматься политикой, если ему ничто не мешает. [1] Высокие моральные стандарты и неподкупная добродетель Катона принесли ему несколько последователей, из которых Марк Фавоний наиболее известным был , а также похвалу даже от его политических врагов, таких как Саллюстий - один из источников анекдота о Цезаре и сестре Катона. Саллюстий также написал сравнение Катона и Цезаря. Цезаря, давнего соперника Катона, хвалили за милосердие, сострадание и щедрость, а Катона — за дисциплину, жесткость и моральную целостность. Однако следует задуматься над тем, кто из этих людей показался Саллюстию более привлекательным. После смерти Катона появились как про-, так и антикатоновские трактаты; среди них Цицерон написал панегирик, озаглавленный «Катон» , на который Цезарь, так и не простивший ему всех препятствий, ответил своим «Анти-Катону» . Брошюра Цезаря не сохранилась, но часть ее содержания можно почерпнуть из «Жизни Катона» Плутарха , в которой повторяются многие истории, изложенные Цезарем в его «Анти-Катоне» . Плутарх особо упоминает рассказы близкого друга Катона. Мунаций Руф и более поздний неронийский сенатор Трасея Паэт в качестве ссылок, использованных в некоторых частях его биографии Катона. Хотя Цезарь провозглашал милосердие ко всем, он так и не простил Катона. Эту позицию помнят и другие в лагере противников кесарева сечения, в том числе племянник Катона и посмертный зять Брут.
Республиканцы Империи с любовью вспоминали его, а поэт Вергилий , писавший при Августе, сделал Катона героем в своей «Энеиде» . [ нужна ссылка ] Хотя хвалить Катона было не особенно безопасно, Август терпел и ценил Катона. Хотя можно утверждать, что посмертные восхваления Катона подчеркивают оппозицию новому облику Рима, не бросая прямого вызова Августу, на самом деле именно более поздние поколения были более способны принять образец для подражания Катона, не опасаясь судебного преследования. Конечно, при Нероне возрождение республиканских амбиций, идеалом которых был Катон, закончилось смертью таких деятелей, как Сенека и Лукан , но Катон, тем не менее, продолжал оставаться праведным идеалом для будущих поколений.
Лукан, писавший под руководством Нерона , также сделал Катона героем более поздних книг своего эпоса «Фарсалия» . Из последнего произведения происходит эпиграмма Victrix causa deis placuit sed victa Catoni («Дело победителей понравилось богам, но дело побежденное понравилось Катону», Лукан 1.128). Другие имперские авторы, такие как Гораций , тиверийские авторы Веллей Патеркул и Валерий Максим вместе с Луканом и Сенекой в I веке нашей эры, а также более поздние авторы, такие как Аппиан и Дион , отмечали историческое значение Катона Младшего в своих собственных трудах.

Средний возраст
[ редактировать ]В Данте Алигьери Катон «Божественной комедии» изображен хранителем горы Чистилища (Песни I–II). Катон — один из двух язычников, представленных Данте в Чистилище , другой — Стаций . [2] Хотя самоубийство Катона послужило основанием для помещения его души в седьмой круг ада , Данте основывает свое решение поместить Катона в Чистилище на римской этике, а не на христианской этике. [3] Поскольку Катон был последователем стоицизма , он символизирует добродетельную жизнь, свободную от греха. [3] Следовательно, Катон воплощает основные добродетели и упоминается Данте как аналог Бога. [3] [4] Для Данте самоубийство Катона было жертвой ради справедливого дела, поскольку он стремился сохранить свободу Римской республики . [3] [4] Учитывая его несовершенные действия, Катона не пускают в чистилище; вместо этого он существует на берегу «Высокой горы», в части пред-чистилища. [2]
Катон появляется в Чистилище не как душа, которая очищает себя от своих грехов, а играет более административную роль в королевстве. [2] Здесь Катон приветствует новые души, прибывающие на берега Чистилища на корабле под руководством ангелов. [2] Катон изображен одиноким стариком и фигурой почтения. [3] В отличие от неопрятного изображения Катона в , Лукана «Фарсалии» внешность Катона в «Божественной комедии» тщательно продумана так, чтобы быть заключенной в свет. [3] Ссылки на четыре святые звезды на бороде Катона усиливают его связь с высшими добродетелями. [5] На берегу Чистилища Катон сурово подвергает сомнению намерения паломника и Вергилия, поскольку они нарушают правила мира, находясь здесь. [5] После того, как Вергилий убеждает Катона в их путешествии, Катон передает паломнику и Вергилию географическую информацию о горе Чистилище, прежде чем сразу же исчезнуть, готовя паломника Данте к восхождению на гору Чистилище. [3] [5] Во второй песне Катон призывает Вергилия и паломника поспешить и подняться на гору Чистилище. [5]
Ранняя современность (1500–1800 гг.)
[ редактировать ]Французский писатель и философ XVI века Мишель де Монтень был очарован примером Катона, этот инцидент упоминается во многих его «Очерках» , прежде всего в «Дю Жен Катон» в книге I. [6] Был ли пример Катона потенциальной этической моделью или просто недостижимым стандартом, особенно его беспокоило: Катон оказался любимым образцом для подражания Монтеня в более ранних «Очерках» , прежде чем он позже решил вместо этого последовать примеру Сократа .
Катона прославляли во время республиканских революций Просвещения. Джозефа Аддисона Знаменитая пьеса «Катон, трагедия» , впервые поставленная 14 апреля 1713 года, прославляла Катона как мученика за республиканское дело. Основанный на последних днях Катона Младшего, он затрагивает такие темы, как свобода личности против правительственной тирании, республиканизм против монархизма, логика против эмоций и личная борьба Катона за то, чтобы придерживаться своих убеждений перед лицом смерти. Пьеса имела успех у критиков и публики: только в Лондоне ее ставили более 20 раз, а до конца века она была опубликована в 26 изданиях. Эта пьеса оказала большое влияние на Джорджа Вашингтона , который часто цитировал ее и организовал ее исполнение в Вэлли-Фордж зимой 1777–1778 годов, несмотря на запрет Конгресса на такие постановки. Португальский -романтик поэт Алмейда Гарретт также написал трагедию под названием «Катан» ( Катон ), в которой показаны последние дни жизни Катона и его борьба против Юлия Цезаря, борьба между добродетелью (Катон) и пороком (Цезарь), демократией (Катон) и тиранией (Цезарь). ). В XVIII веке несколько выдающихся композиторов положили на музыку Либретто «Метастазио» , «Катон в Утике» , среди них Леонардо Лео , Леонардо Винчи , И. К. Бах , Антонио Вивальди , Гендель , Паизиелло , Джоммелли , Иоганн Адольф Хассе и Пиччинни , в двух версиях.
Сборник писем на тему республиканизма был опубликован в начале 18 века под названием « Письма Катона» с использованием Катона в качестве псевдонима. либертарианский аналитический центр Института Катона Позднее в честь этой работы был назван .
Смерть Катона ( La mort de Caton d'Utique ) была популярной темой в революционной Франции. Ее создал Филипп-Лоран Роланд (1782 г.) и нарисовали Буше Луи Андре Габриэль, Буйон Пьер и Герен Пьер Нарцисс в 1797 г. На титульном листе третьей книги («О морали») « » Дэвида Юма имеется Трактата о человеческой природе эпиграф из ( Лукана «Фарсалии» книга IX), который служит прелюдией к знаменитой речи Катона перед оракулом Юпитера-Аммона. – речь, которую Юм и другие мыслители эпохи Просвещения считали образцом свободомыслия. [7] Скульптура Катона работы Жана-Батиста Романа и Франсуа Рюда 1832 года стоит в Лувре .
Поздняя современность (1800–1900)
[ редактировать ]В Мэри Шелли » «Франкенштейне Клерваль, пытаясь утешить своего друга, встревоженного недавним известием об убийстве его младшего брата Уильяма, замечает Франкенштейну, что «даже Катон плакал над трупом своего брата». [ нужна ссылка ] . Германа Мелвилла В романе «Моби Дик» Катон упоминается в первом абзаце: «Катон с философским размахом бросается на свой меч; я спокойно иду на корабль». [ нужна ссылка ] .
Современные СМИ
[ редактировать ]Катон — главный герой нескольких романов из Коллин Маккалоу » серии «Властелины Рима . Его изображают упрямым алкоголиком с сильными моральными ценностями, хотя он готов преступить эти убеждения, если это означает уничтожение его смертельного врага, Цезаря. Катон также появляется в » Торнтона Уайлдера вымышленных « Мартовских идах , где Цезарь описывает Катона как одного из «четырёх людей, которых я больше всего уважаю в Риме», но которые «относятся ко мне со смертельной враждебностью». Катон также появляется как главный персонаж в романах Роберта Харриса « Империум» и «Люструм» , выступая в роли героического хранителя республиканских добродетелей, предвидя, что объединение власти Цезаря будет опасным для долгосрочной стабильности Рима. Катон - главный и продолжающийся персонаж исторических детективных романов SPQR Джона Мэддокса Робертса, где он изображен как впечатляющая, но довольно утомительная фигура.
В телесериале « Рим » Катон , которого играет актер Карл Джонсон , является значимым персонажем, хотя он показан несколько старше своего фактического возраста (около 40 лет) на тот момент. В мини-сериале 2002 года «Юлий Цезарь » Катон в исполнении Кристофера Уокена изображен намного старше, чем он был, и считается важной фигурой в сенате, когда Цезарь был еще молодым человеком, хотя Цезарь был на пять лет старше Катона. Катон был показан в документальной драме BBC « Древний Рим: Взлет и падение империи» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диоген Лаэртский, Жизни и мнения , 7.1.121
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Данте Алигьери (2004). Чистилище Перевод Джин Холландер; Роберт Холландер (1-е изд. Anchor Books). Нью-Йорк: Anchor Books. ISBN 0-385-49700-8 . OCLC 54011754 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Раймонди, Эцио; Росс, Чарльз (2008). Лекция Дантиса . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–10. ISBN 9780520940529 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Чистилище Данте — Пред-Чистилище» . danteworlds.laits.utexas.edu . Проверено 12 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Данте Алигьери (1996–2013). Божественная комедия Данте Алигьери . Роберт М. Дарлинг, Рональд Л. Мартинес. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-508740-6 . OCLC 32430822 .
- ^ де Монтень, Мишель (1972). Очерки Мишеля де Монтеня . Книжный магазин Низет. OCLC 4845114 .
- ^ Дональд Робертсон. «Речь Катона о стоической философии из книги Лукана «Гражданская война»» . Как думать как римский император – Философия как образ жизни.