Катон, трагедия
Катон, трагедия | |
---|---|
![]() Джозеф Аддисон | |
Написал | Джозеф Аддисон |
Дата премьеры | 14 апреля 1713 г. |
Место премьеры | Королевский театр, Друри-Лейн |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Трагедия |
«Катон, трагедия» — пьеса, написанная Джозефом Аддисоном в 1712 году и впервые исполненная 14 апреля 1713 года. Она основана на событиях последних дней Марка Порция Катона Утиценсиса (более известного как Катон Младший) (95–46 до н.э.). , стоик , чьи поступки, риторика и сопротивление тирании Юлия Цезаря сделали его иконой республиканизма, добродетели и свободы. В пьесе Аддисона затрагиваются многие темы, такие как свобода личности против правительственной тирании, республиканизм против монархизма , логика против эмоций и личная борьба Катона за то, чтобы придерживаться своих убеждений перед лицом смерти. В пьесе есть пролог, написанный Александром Поупом , и эпилог, написанный Сэмюэлем Гартом .
Премьера состоялась в Королевском театре «Друри-Лейн». В оригинальный состав вошли Бартон Бут в роли Катона, Теофил Кин в роли Люциуса, Джон Миллс в роли Семпрония, Роберт Уилкс в роли Джубы, Колли Сиббер в роли Сифакса, Джордж Пауэлл в роли Порция, Лейси Райан в роли Маркуса, Джон Боуман в роли Дециус, Энн Олдфилд в роли Марсии и Мэри Портер в роли Люсии.
Спектакль имел успех во всей Англии и ее владениях в Новом Свете, а также в Ирландии. Фредерик, принц Уэльский, поставил спектакль в Лестер-хаусе 4 января 1749 года, чтобы продемонстрировать свою поддержку английской свободы против предполагаемой тирании своего отца, Георга II Великобритании . В актерском составе участвовали четверо детей Фредерика, в том числе будущий Георг III , который произнес специально написанный пролог, включавший строчку: «Что, хоть мальчик? Можно с гордостью сказать / Мальчик в Англии родился, в Англии вырос». «в отличие от Германии, где родился Георг II. [1]
Популярность пьесы продолжала расти, особенно в американских колониях, на протяжении нескольких поколений. Действительно, оно почти наверняка послужило литературным источником вдохновения для Американской революции , поскольку оно было хорошо известно многим отцам-основателям . Фактически, Джордж Вашингтон якобы выполнил это для Континентальной армии , когда она располагалась лагерем в Вэлли-Фордж . [ нужна ссылка ]
Сюжет
[ редактировать ]
В последние годы гражданской войны Цезаря остатки римского сената во главе с Катоном Младшим бежали от легионов Цезаря в Утику, Тунис . При дворе Катона — его сыновья-близнецы Марк и Порций, его дочь Марсия, изгнанный нумидийский принц Юба (союзник Катона, отца которого, Сципиона, Цезарь убил в битве при Тапсе ), слуга Джубы Сифакс, а также старшие сенаторы Семпроний и Луций. .
Спектакль начинается с того, что Марк и Порций хвалят храбрость своего отца и заверяют друг друга, что он победит Цезаря. Прибывает сенатор Семпроний и делает вид, что согласен с ними, но показывает аудитории, что он возмущается Катоном за отказ жениться на Марсии и планирует предать его Цезарю в обмен на руку Марсии. Семпроний убеждает Сифакса присоединиться к его делу и убеждает его убедить Джубу собрать нумидийские армии, которые он привел в Утику, и свергнуть Катона. Сифакс идет к Джубе и пытается настроить его против Катона, но Джуба дает ему отпор и настаивает, что никогда не предаст Катона, который, по его словам, для него как второй отец. Он заявляет, что влюблен в Марсию и хочет добиться благосклонности Катона, чтобы жениться на ней.
Сифакс жалуется, что идолопоклонство Джубы Катону и Марсии лишило его возможности принимать разумные советы, и уходит. Джуба находит Марсию резвящейся со своей подругой Люсией и флиртует с ней, но она ругает его за то, что он отвлекся на романтические фантазии во время тяжелого кризиса. Он извиняется и уходит, чтобы присматривать за своими нумидийскими армиями, решив попытаться завоевать ее расположение позже. Люсия упрекает Марсию за то, что она отвергла ухаживания богатого и красивого принца, и признается, что сама любит Порция и что они сбегают. Марсия сочувствует ей, но предупреждает, что Маркус тоже любит ее, и его ревность навсегда разлучит братьев, если он узнает об отношениях Люсии и Порция. Она умоляет Люсию придержать язык, пока война не будет выиграна, чтобы она не создала еще больший хаос в доме Катона.
В зале сената в Утике Катон созывает собрание немногих оставшихся римских сенаторов и просит разработать план победы над быстро наступающим Цезарем. Семпроний призывает к войне, утверждая, что Риму пора отомстить за смерть Сципиона и других в огне и ярости. Луций призывает к миру и заявляет, что было пролито достаточно крови и что Риму пора уступить Цезарю. Катон утверждает, что оба наполовину правы, но и наполовину неправы, и объясняет, что лучший образ действий — не слишком безрассуден и не слишком труслив. Он заявляет, что будет продолжать сражаться до тех пор, пока Цезарь не достигнет Утики, и только тогда будет просить мира. Прибывает посланник из лагеря Цезаря и сообщает Катону, что Цезарь согласился сохранить ему жизнь, если он немедленно сдаст Утику. Катон возражает, что он будет достаточно милостив, чтобы сохранить жизнь Цезарю, если тот сдастся сейчас и предстанет перед судом в сенате. Затем он отсылает посланника.
Приходит Джуба и хвалит сильное руководство Катона, побуждая Катона выразить благодарность за лояльность Джубы. Катон обещает дать Джубе все, что он пожелает, в качестве вознаграждения за его службу, когда война закончится. Джуба застенчиво просит жениться на Марсии, но Катон оскорблен мыслью о том, что Марсия выйдет замуж за нумидийца, и уносится прочь. Прибывает Сифакс, и Джуба сетует, что Катон не дает ему согласия на женитьбу на Марсии. Сифакс еще раз призывает Джубу собрать нумидийские армии и свергнуть Катона и предлагает, чтобы, как только Катон умрет, он мог взять Марсию в качестве своего трофея. Однако Джуба клянется, что останется благородным человеком и справедливо заслужит расположение Катона, чтобы жениться на Марсии. Сифакс беспокоится, что ему никогда не удастся убедить Джубу выступить против Катона.
Маркус, все еще не подозревающий о романе Порция и Люсии, приходит к Порцию и умоляет его убедить Люсию выйти за него замуж. Порций не раскрывает Маркусу свои отношения с Люсией. Однако после разговора братьев Порций идет к Люсии и сообщает ей, какое горе переживает Маркус из-за своей безответной любви к ней. Опечаленная этой новостью, Люсия решает прекратить их роман, прежде чем он принесет еще больше несчастий и без того страдающей семье Катона. Порций возвращается к Маркусу и говорит ему, что Люсия испытывает к нему сострадание, но поклялась отказаться от романтической любви и не может быть с ним, а убитый горем Маркус клянется, что, если Люсия не станет его, он умрет, сражаясь с врагами своего отца, а не будет жить без него. ее. В Сенате Семпроний устает ждать, пока Сифакс откажется от присяги Джубы, и собирает свой мятежный легион, чтобы свергнуть Катона. Он посылает их арестовать Катона, но когда Катон сталкивается с этим, он произносит страстную речь, которая побуждает их освободить его.
Семпроний понимает, что Катона не могут свергнуть столь преданные ему войска, и решает отказаться от своего заговора, скрыться вместе с Марсией и покинуть Утику, чтобы присоединиться к легионам Цезаря. Он одевается как Джуба, чтобы попасть в апартаменты Марсии. Однако первым его находит сам Джуба и, осознав свое вероломство, убивает. Марсия находит тело Семпрония и, судя по одежде, что оно принадлежит Джубе, со слезами на глазах признается, что она все время искренне любила Джубу, и оплакивает его смерть. Джуба слышит ее монолог и сообщает, что он все еще жив, и они обнимаются. Тем временем Сифаксу удается собрать нумидийские армии и попытаться свергнуть самого Катона. Однако обеспокоенный Маркус, которого больше не беспокоит, выживет он или умрет, злобно нападает на них, чтобы защитить своего отца, и убивает Сифакса, прежде чем быть убитым сам. Катон узнает обо всем этом и осуждает Семпрония и Сифакса, восхваляя храбрость Марка. Он заявляет, что вместо того, чтобы оплакивать своего сына, каждый должен оплакивать павшую Римскую республику, защищая которую Маркус умер. Затем он объявляет, что намерен сдать Утику Цезарю.
Ожидая прибытия легионов Цезаря, Катон в частном порядке размышляет, стоит ли пасть на его меч раньше, чем они. Он сокрушается, что «мир создан для Цезаря», а не для добродетельных людей. Он убивает себя, и когда он умирает, его обнаруживают потрясенные Марсия и Порций. На последнем издыхании Катон благословляет Марсию выйти замуж за Джубу, которого он объявляет нумидийцем с «римской душой». Он также дает Порцию благословение жениться на Люсии. Порций проклинает, что они живут в «виновном мире», который забирает жизни честных людей, таких как Катон, и оставляет победителями злодеев, таких как Цезарь. Он заявляет, что трагическая история завоевания Цезаря навсегда останется в истории как предупреждение всем народам о страшной цене гражданской войны.

Влияние на американскую революцию
[ редактировать ]Некоторые ученые, в том числе историк Дэвид Маккалоу , автор книги 1776 года , полагают, что несколько известных цитат из Американской революции пришли от Катона или были вдохновлены им . Они включают в себя:
- Патрика Генри Знаменитый ультиматум : « Дайте мне свободу или дайте мне смерть! »
- (Предполагаемая отсылка к Акту II, Сцене 4: «Сейчас не время говорить ни о чем/Кроме цепей или завоеваний, свободы или смерти». )

- Натана Хейла : «Я сожалею только о том, что у меня есть только одна жизнь, которую я могу потерять за свою страну». Прощальное слово
- (Предполагаемая отсылка к Акту IV, Сцена 4: «Как жаль/Что мы можем умереть только один раз, чтобы служить нашей стране». ).
- Похвала Вашингтона Бенедикту Арнольду в письме к нему: «Никто не во власти добиться успеха; но вы сделали больше — вы это заслужили».
- (Явная отсылка к акту I, сцена 2: «Не в силах смертных добиться успеха; но мы сделаем больше, Семпроний, мы это заслужим» .)
Вскоре после американской революции Эдмунд Берк также цитирует эту пьесу в своем «Письме к Шарлю-Жану-Франсуа Депону», расширенном в следующем году в «Размышлениях о революции во Франции» : «Французам, возможно, еще предстоит пережить еще больше переселений. могут пройти, как говорит один из наших поэтов, «через многие разновидности неиспытанного бытия», прежде чем их состояние обретет окончательную форму». Поэтом, о котором идет речь, является, конечно же, Аддисон, а отрывок, процитированный Бёрком, взят из Катона (VI II): «Через какое разнообразие неизведанных существ, / Через какие новые сцены и изменения мы должны пройти!» [2]
Чарльз Томсон , лидер патриотов из Пенсильвании, которого Джон Адамс однажды назвал « Сэмом Адамсом из Филадельфии », перефразировал отрывок из письма Катона Бенджамину Франклину о нарушениях парламентом свобод колонистов. Томсон писал: «Я готов спросить вместе с поэтом [имея в виду Джозефа Аддисона]: «Разве в небесных хранилищах нет избранных громов, вооруженных необычным гневом, чтобы обрушить на тех Людей, которые своими проклятыми политическими планами влекут за собой друзей и братья в ужасы гражданской войны и ввергающие свою страну в руины?» Тем не менее, раны могут быть исцелены и восстановлены мир и любовь; Но мы находимся на самом краю пропасти». Томсон перефразировал Катона, Акт I: Сцена 1, Стихи: 21–24.
Влияние сегодня
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2016 г. ) |
Хотя популярность пьесы значительно упала и теперь ее редко ставят и читают, она была широко популярна и часто цитировалась в 18 веке, когда Катон считался образцом республиканской добродетели и свободы . Например, Джон Тренчард и Томас Гордон были вдохновлены пьесой и написали серию эссе о правах личности, используя имя «Катон».
Трагедия Аддисона также вдохновила португальского драматурга Алмейду Гарретта (1799–1854) написать «Катан» в 1821 году. Премьера пьесы состоялась 29 сентября того же года, в честь годовщины Либеральной революции 1820 года, в Португалии, группой Португальские либеральные интеллектуалы. В последующие годы его несколько раз ставили в Португалии, всегда любителями. В 1828 году в Плимуте состоялась британская премьера, организованная группой изгнанных офицеров и интеллектуалов, о которой писали британские газеты. Первое издание Catão вышло в 1822 году. Было еще четыре издания, одно из них в Лондоне в 1828 году.
Уилкинс Микобер , персонаж романа Копперфильд» Дэвид Чарльза Диккенса « 1850 года , цитирует Катона из пьесы: «Платон, ты хорошо рассуждаешь».
В юношеском романе М.Т. Андерсона « Удивительная жизнь Октавиана Ничто» главный герой также цитирует пьесу: «День, час добродетельной свободы/Стоит целой вечности в рабстве» (стр. 346).
Спектакль по пьесе в Нью-Йорке в 1746 году является особенностью романа Фрэнсиса Спаффорда 2016 года « Золотой холм» .
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аддисон, Джозеф (1713). Wikisource - через
- Катон: Трагедия в пяти действиях в проекте «Гутенберг» [из издания, опубликованного в 1823 году]
Аудиокнига Катона , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Литто, Фредрик М., Катон Аддисона в колониях (1966), Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри , Институт ранней американской истории и культуры Омохундро.
- Джон Дж. Миллер, О жизни, свободе и других цитируемых вопросах , Wall Street Journal, 2 июля 2011 г.
- Драма основания Америки , Ричард Дж. Бен
- Катон, Трагедия в Интернет-библиотеке Свободы (издание 1713 г.)
- Постановка Катона MacMillan Films, Катон на видео , MacMillan Films, 2022.