Роберт Уилкс
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Роберт Уилкс ( ок. 1665 - 27 сентября 1732) был британским актером и театральным менеджером , который был одним из ведущих менеджеров Королевского театра Друри-Лейн в период его расцвета в 1710-х годах. он был Вместе с Колли Сиббером и Томасом Доггеттом одним из «триумвирата» актеров-менеджеров, который был осужден Александром Поупом и карикатурно изображен Уильямом Хогартом как лидеры упадка театральных стандартов и деградации литературных традиций сцены.
Семья на протяжении многих поколений проживала в Бромсгроуве , Вустершир . Его двоюродный дедушка, судья Уилкс , служил Карлу I в Англии во время гражданской войны в Англии , для которого он собрал отряд за свой счет. После того, как Оливер Кромвель выиграл гражданскую войну, отец Уилкса переехал в Дублин , где родился Роберт Уилкс.
Он был клерком у Роберта Саутвелла , пока не присоединился к армии Вильгельма . Как только его уволили из армии, он работал в театре Smock Alley в Дублине с 1691 по 1693 год. По версии Уилкса, он впервые начал действовать, когда его армейская труппа поставила любительского « Отелло» , и он был настолько Успех в том, что он занялся актерской карьерой. В 1693 году Кристофер Рич , управляющий Друри-Лейн, нанял его для работы в Лондоне . В том же году он женился на Элизабет Кнаптон.
В 1698 году он вернулся в Дублин, чтобы выступать в пьесах Джорджа Этериджа , и был настолько популярен, что ему, согласно его рассказу, пришлось бежать в Лондон, и в следующем году он начал сотрудничество с Джорджем Фаркуаром . Фаркуар и Уилкс были близкими друзьями, и они вместе путешествовали из Дублина в Лондон. Фаркуара В 1699 году Уилкс появился в «Постоянной паре» в роли Гарри Уайлдэра. Эта роль стала визитной карточкой Уилкса и сделала его сердцеедом среди молодых леди Лондона. Всю оставшуюся жизнь Гарри Уайлдэр будет альтер-эго Уилкса, а Уилкс будет появляться в главных ролях в пьесах Фаркуара.
На Друри-Лейн Кристофер Рич управлял театром макиавеллистической рукой. В 1702 году Ричу пришлось выбирать между Уилксом и Джорджем Пауэллом, директором репетиций. Борьба за власть пошла на пользу Уилксу, и Пауэлл уехал в Линкольнс-Инн Филдс, а Уилкс был назначен директором репетиций. Это поставило Уилкса на влиятельное положение в театре, и когда в 1706 году произошла забастовка актеров, Уилкс имел все шансы на победу. Рича обвинили в том, что он забрал треть всех доходов актеров, и ведущие актеры ушли в Королевский театр на Хеймаркете (ныне Театр Ее Величества). Рич и его сын Джон Рич ответили постановкой оперы и пантомимы .
На Хеймаркете Уилкс был звездой. Он сыграл главные роли в фильмах «Генрих IV» , «Гамлет» , «Юлий Цезарь » и «Путь мира» . Фаркуара Он также дебютировал в фильмах «Стратагема красоток» и Николаса Роу » «Королевский новообращенный . В 1709 году Уилкс вместе с Сиббером, Томасом Доггеттом и Энн Олдфилд присоединились к Оуэну Суини в управлении Хеймаркетом. В следующем году группа выиграла борьбу и была возвращена на Друри-Лейн, а в 1711 году они стали актерами-менеджерами Друри-Лейн. Томас Доггетт, согласно несколько ненадежным мемуарам Колли Сиббера, запретил любой женщине быть частью группы менеджеров, а Оуэн Суини решил вернуться на Хеймаркет, и таким образом оставшиеся актеры-менеджеры образовали «триумвират». Эти три управляющих занимали выгодные и трудные позиции, и вполне вероятно, что с 1711 по 1714 год акции триумвирата никогда не приносили меньше фантастической суммы в 1000 фунтов стерлингов в год.
В 1713 году Бартон Бут сменил Доггетта на посту актера-менеджера, а в 1714 году к ним присоединился Ричард Стил и получил театру королевский патент. Этот патент позволил компании представить книгу Чарльза Джонсона «Деревенские девушки» без лицензии в 1715 году, и с тех пор сам патент стал чрезвычайно ценным товаром. После смерти Стила в 1729 году три нынешних члена триумвирата получили одну треть доли патента.
Менеджеры были очень заняты деталями постановки, но они были заняты не меньше актеров. Уилкс, например, отыграл сто сорок спектаклей в сезоне 1721–22, и Уилкс редко гастролировал за пределами Лондона (за исключением единственной поездки в Дублин в 1711 году). Уилкс был одной из опор «Друри Лейн» и как менеджер, и, что более важно, как привлекательный главный герой. Колли Сиббер, чья автобиография изображает его голосом разума и спокойствия, изображает Уилкса тщеславной и вспыльчивой личностью, и можно верить жалобам Сиббера на других, не веря его похвалам в свой адрес. Александр Поуп высмеивал Уилкса вместе с Сиббером и Доггеттом в «Дунсиаде» (обе версии). Уильям Хогарт изобразил Уилкса как человека, разыгрывающего пантомиму о побеге из тюрьмы, используя сценарии « Гамлета» в качестве туалетной бумаги. Менеджеры актеров отреагировали на растущую тенденцию к «зрелищным» пьесам (контекст см. В драме Августа ) и быстрым постановкам с низкими затратами, и поэтому триумвират, в частности, часто подвергался высмеиванию за удешевление сцены.
Он умер в 1732 году в Лондоне и был похоронен в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене . За свою жизнь он заработал исключительную сумму денег, но после смерти не оставил своей второй жене практически ничего, кроме доли в патенте Друри-Лейн.
Хотя в то время он был женат, в 1690-х годах у него были отношения с актрисой Джейн Роджерс , что привело к рождению дочери с таким же именем Джейн Роджерс , которая выступала в качестве актрисы в Линклонс-Инн-Филд и Ковент-Гарден в восемнадцатом веке. [ 1 ]
Выбранные роли
[ редактировать ]- Сэр Гарри Уайлдэр в «Постоянная пара» фильме Джорджа Фаркуара (1699)
- Влюбленный Карлос делает мужчину Колли Сиббер (1700)
- Герцог Лотарингский в «Несчастном кающемся» ( Кэтрин Троттер 1701)
- Алмерик в «Щедром завоевателе» Бевила Хиггонса (1701)
- Париж в «Деве-пророчице» Элканы Сеттла (1701 г.)
- Сэр Гарри Уайлдэр в фильме «Сэр Гарри Уайлдэр» Джорджа Фаркуара (1701)
- Лайонел в «Модном муже» Уильяма Бернаби (1702)
- Дон Педро в «Ложном друге» Джона Ванбру (1702)
- Вудвил в Все к лучшему» (1702 г.) книге Фрэнсиса Мэннинга «
- Вудби в «Соперниках-близнецах» Джорджа Фаркуара (1702)
- Рейнард в «Прогулках по Танбриджу» Томаса Бейкера (1703)
- Беллми в «Любовном изобретении» Сюзанны Сентливр (1703)
- Фредерик в «Старом моде и новом» Томаса д'Юрфея (1703)
- Уайлдинг в пороке, восстановленном Ричардом Уилкинсоном (1703 г.)
- Молодой Буквит в «Лживом любовнике» Ричарда Стила (1703)
- Авиномин в «Верной невесте Гранады» Уильяма Тавернера (1704 г.)
- Сэр Чарльз Изи в «Неосторожном муже» Колли Сиббера (1704)
- «Блум в Хэмпстед-Хит» ( , Томас Бейкер 1705 г.)
- Капитан Плюм в «Офицер по подбору персонала» книге Джорджа Фаркуара (1706)
- Капитан Бомонт в «Платоновской даме» Сюзанны Сентливр (1706)
- Арчер в «Уловке Красавцев» Джорджа Фаркуара (1707)
- Беспечность в «Двойной галантности» Колли Сиббера (1707)
- Ариберт в «Королевском новообращенном» Николаса Роу (1707)
- Бригадный генерал Бленхейм в «Величиях прекрасной дамы» Томаса Бейкера (1708)
- Артабан в «Персидской принцессе» Льюиса Теобальда (1708)
- Зифар в «Митридате, царе Понтийском» Натаниэля Ли (1708 г.)
- Сэр Джордж Эйри в «Занятое тело» фильме Сюзанны Сентливр (1709)
- Ицилий в Аппии и Вирджинии ( Джона Денниса 1709 г.)
- Молодой перехитритель в «Соперничающих дураках» Колли Сиббера (1709)
- Волатил в Облегчение жены» « книге Чарльза Джонсона (1711)
- Аран в «Успешном пирате» Чарльза Джонсона (1712)
- Джуба в Катоне Джозефа Аддисона (1713 г.)
- Чосер в «Жене Бата» ( Джона Гэя 1713)
- Дюмон в «Джейн Шор» ( Николаса Роу 1714)
- Агамемнон в «Жертве» Чарльза Джонсона (1714 г.)
- Модель в «Деревенских девушках» Чарльза Джонсона (1715)
- Сэр Джордж Труман в «Барабанщике» Джозефа Аддисона (1716)
- Агонист в «Жестоком даре» Сюзанны Сентливр (1716)
- Сердечный в «Неприсяжном заседателе» Колли Сиббера (1717)
- Мемнон в Бусирисе, царе Египта ( Эдварда Янга 1719 г.)
- Эвритион в «Спартанской даме» ( Томаса Саузерна 1719)
- Сэр Джордж Ревнивый в «Маскараде» Чарльза Джонсона (1719)
- Эвман в «Осаде Дамаска» Джона Хьюза (1720 г.)
- Откровенно в «Отказе» Колли Сиббера (1721)
- Дон Карлос в «Мести» Эдварда Янга (1721)
- Сэр Джон Фриман в «Искусстве» Сюзанны Сентливр (1722)
- Айвор в «Британце» Амброуза Филипса (1722)
- Мритл в «Сознательных любовниках» Ричарда Стила (1722)
- Орландо в любви в лесу Чарльза Джонсона (1723)
- Антоний в «Цезаре в Египте» , Колли Сиббер (1724 г.)
- Фраорт, король Мидии в «Пленниках» Джона Гэя (1724 г.)
- Энрикес в «Двойной лжи» Льюиса Теобальда (1727)
- Балламин в «Соперничающих режимах» Джеймса Мура Смайта (1727)
- Меритал в любви в нескольких масках Генри Филдинга (1728)
- Лорд Таунли в «Спровоцированный муж» фильме Колли Сиббера (1728)
- Ясон в Медее Чарльза Джонсона (1730 г.)
- Гейнлав в «Юморах Оксфорда» Джеймса Миллера (1730)
- Масинисса в «Софонисбе» Джеймса Томсона (1730)
- Белламант в «Современном муже» ( Генри Филдинга 1732)
- Лорд Модели в «Модной паре» Джеймса Миллера (1732)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайфилл, Бурним и Лангханс стр.109
Уэбб, Альфред (1878). Сборник ирландской биографии . Дублин: М. Х. Гилл и сын. {{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )
- Мерфин, Мириам Г. «Роберт Уилкс». Мэтью, ХГЧ и Брайан Харрисон, ред. Оксфордский национальный биографический словарь . том. 59. 4–5. Лондон: ОУП , 2004.