Джон Ванбру
Джон Ванбру | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | [1] | 24 января 1664 г. (крещен)
Умер | 26 марта 1726 г. [2] | (62 года)
Национальность | Английский |
Занятие | Архитектор |
Здания | Бленхеймский дворец Замок Ховард Ситон Делаваль Холл Замок Гримсторп Стоу Хаус Кингс Уэстон Хаус |
Сэр Джон Ванбру ( / ˈ v æ n b r ə / ; 24 января 1664 (крещен) — 26 марта 1726) — английский архитектор, драматург и герольд , возможно, наиболее известный как проектировщик Бленхеймского дворца и замка Говард . [3] Он написал две спорные и откровенные комедии эпохи Реставрации : «Рецидив» (1696) и «Спровоцированная жена» (1697), которые стали неизменными фаворитами сцены, но первоначально вызвали много споров. Он был посвящен в рыцари в 1714 году. [4]
Ванбру на протяжении всей своей жизни был во многих смыслах радикалом. Будучи молодым человеком и убежденным вигом , он участвовал в плане свержения Якова II и возведения Вильгельма III на трон . Он был заключен в тюрьму французами как политический заключенный . За свою карьеру драматурга он оскорбил многие слои общества Реставрации и общества XVIII века не только сексуальной откровенностью своих пьес, но и их посланиями в защиту прав женщин в браке. На него нападали по обоим пунктам, и он был одной из главных мишеней книги Джереми Кольера « Краткий взгляд на безнравственность и богохульство английской сцены» .
За свою архитектурную карьеру он создал то, что стало известно как английское барокко . Его архитектурные работы были такими же смелыми и смелыми, как и его ранний политический активизм и пьесы на тему брака, и потрясли консервативные мнения по этому поводу.
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Родился в Лондоне и крестился 24 января 1664 года. [5] Ванбру был четвертым ребенком (из 19) и старшим выжившим сыном. [6] Джайлза Ванбру, лондонского торговца тканями фламандского происхождения. [7] [8] (как видно из названия, заимствованного от «Ван Бруг») и протестантского происхождения, [9] и его жена Элизабет, [10] вдова Томаса Баркера (от которого у матери Ванбру родился первый из двадцати детей, старшая сводная сестра Ванбру, Элизабет) и дочь сэра Дадли Карлтона из Имбер-Корта , Темз-Диттон , Суррей. Он вырос в Честере , куда его семья пережила либо крупную вспышку чумы в Лондоне в 1665 году, либо Великий пожар 1666 года. [10] [а] Вполне возможно, что он посещал Королевскую школу в Честере, хотя никаких записей о том, что он там учился, не сохранилось. Другим кандидатом могла бы стать школа в Эшби-де-ла-Зуш , основанная Генри Гастингсом, 3-м графом Хантингдоном . Также нередко мальчиков отправляли учиться в школу вдали от дома или с репетитором. [5] [11]

Историк архитектуры Керри Даунс скептически относится к заявлениям более ранних историков о происхождении из низшего среднего класса и пишет, что предположение 19-го века о том, что Джайлс Ванбру был сахарным пекарем, было неправильно понято. « Сахарщик » подразумевает богатство, поскольку этот термин относится не к производителю сладостей , а к владельцу сахарного дома, завода по рафинации сахара-сырца из Барбадоса . [10] Переработку сахара обычно совмещали с торговлей сахаром, которая была прибыльным бизнесом. Пример Даунса с домом одного сахарного пекаря в Ливерпуле , который, по оценкам, приносит 40 000 фунтов стерлингов в год в результате торговли с Барбадосом, проливает новый свет на социальное происхождение Ванбру, сильно отличающееся от картины кондитерской в переулке Честера, нарисованной Ли Хантом в 1840 г. и отражено во многих более поздних отчетах. [12]
Чтобы развеять миф о скромном происхождении Ванбру, Даунс приложил все усилия, чтобы изучить биографию Ванбру, внимательно изучив семью и связи каждого из четырех его дедушек и бабушек: Ванбру, Джейкобса или Джейкобсона, Карлтона и Крофта, суммируя характеристики каждой линии и делая выводы. что Ванбру не принадлежал к низшему среднему классу, а происходил от англо-фламандских или нидерландских протестантских купцов, поселившихся в Лондоне в 16 и 17 веках, мелких придворных и деревенских дворян. Сложная сеть родства Исследование Даунса показывает, что Ванбру был связан со многими ведущими торговыми, дворянскими и дворянскими семьями Англии. Эти связи раскрывают явно протестантскую, а иногда и радикальную среду, из которой возникли политические взгляды Ванбру. Они также предоставили ему очень широкую социальную сеть, которая сыграла роль во всех сферах его карьеры: архитектурной, церемониальной, драматической, военной, политической и социальной. [ нужна ссылка ]
В этом контексте, хотя его иногда рассматривают как странного или неквалифицированного назначенца в Геральдическую коллегию, неудивительно, учитывая социальные ожидания того времени, что по происхождению его полномочия на посту в Геральдической коллегии были надежными. Его предки, как фламандцы/голландцы, так и англичане, были воинственными , и их гербы можно проследить в трех из четырех случаев, показывая, что Ванбру был благородного происхождения (Якобсон из Антверпена и Лондона [семья его бабушки по отцовской линии Марии брата Филиппа Джейкобсона, ювелира и финансиста последующих английских королей I и Карла I денежного спонсора Второй Вирджинской компании и Ост-Индской компании ]; дочь Питера , Джеймса , а также [ нужна ссылка ]
Выросший в большой семье в Честере (12 детей от второго брака его матери пережили младенчество), вопрос о том, как Ванбру провел годы с 18 до 22 лет (после того, как он бросил школу), долгое время оставался без ответа, причем иногда делались необоснованные предположения. что он изучал архитектуру во Франции (факт указан в Национальном биографическом словаре ).В записях 1681 года упоминается некий «Джон Ванбругг», работавший на Уильяма Мэтьюза, двоюродного брата Джайлза Ванбру. Не было ничего необычного в том, что купеческий сын следовал ремеслу своего отца и искал аналогичную работу в бизнесе, используя семейные связи и связи. [13] Однако Роберт Уильямс доказал в статье в Литературном приложении к «Таймс» («Потерянные годы Ванбру», 3 сентября 1999 г.), что Ванбру часть этого периода находился в Индии, работая в Ост-Индской компании на ее торговом посту в Сурате , Гуджарат, где его дядя, Эдвард Пирс, был губернатором. [14] Однако Ванбру никогда не упоминал об этом опыте в письменной форме. Ученые спорят, можно ли обнаружить доказательства его знакомства с индийской архитектурой в каком-либо из его архитектурных проектов.
Картина юноши с хорошими связями подкрепляется тем фактом, что Ванбру в январе 1686 года поступил в офицерский чин в пеший полк своего дальнего родственника графа Хантингдона . [10] [15] Поскольку командование было даром командира, то, что Ванбру стал офицером, показывает, что у него действительно была такая семейная сеть, которая была тогда необходима для молодого человека, начинающего свою жизнь. Несмотря на это, в августе 1686 года он покинул эту должность, когда полку было приказано помочь гарнизону Гернси . [10]
Несмотря на дальних знатных родственников и прибыльную торговлю сахаром , Ванбру, похоже, никогда не обладал капиталом для деловых предприятий (таких как театр Хеймаркет ), но ему всегда приходилось полагаться на ссуды и спонсоров. Тот факт, что у Джайлза Ванбру было двенадцать детей, которых нужно было поддерживать и воспитывать в жизни, может в некоторой степени объяснить долги, которые преследовали Джона всю его жизнь.
Соединения
[ редактировать ]Некоторые из родственников Ванбру, как он обращался к ним в своих письмах:
- Граф Арран (1639–1686). Его женой (с 1673 г.) была двоюродная сестра Ванбру, Дороти, урожденная Феррерс.
- Третий граф Беркшир (1619–1706) . Фрэнсис, урожденная Харрисон, графиня Беркшир. Сестра деда Ванбру, Элизабет Карлтон, вышла замуж за Джона Харрисона, дядю графини Беркшир, и, кроме того, тетя графини, Энн Гаррард, вышла замуж за Дадли Карлтона, виконта Дорчестера, дяди того же деда Ванбру. Фрэнсис была (наполовину) троюродной сестрой матери Ванбру. [16]
- Третий граф Карлайл (1669–1738) из замка Ховард . Бабушка Карлайла, леди Энн Ховард, графиня Карлайл, приходилась двоюродной сестрой 3-му графу Беркширу.
- Герцог Девонширский (1640–1707). Его герцогиня была сестрой графа Аррана.
- 2-й граф Честерфилд (1634–1714). Его графиня была сестрой графа Аррана. Его дядя Фердинандо Стэнхоуп женился на Леттис Феррерс, тете графини Арран.
- Седьмой граф Хантингдон (1650–1701). Мать Ванбру приходилась ему (сводной) троюродной сестрой.
Младшие братья Ванбру, Чарльз MP и Филипп , губернатор колонии Ньюфаундленд , были военно-морскими командирами.
Среди двоюродных братьев и сестер Ванбру были сэр Хамфри Феррерс (1652–1678), сэр Герберт Крофт Б. (1652–1720) , сэр Роджер Кейв Б. (1655–1703) и сестра Кейва, жена сэра Орландо Бриджмена Б. (1650–1701). .
Политический активизм и Бастилия
[ редактировать ]
С 1686 года Ванбру работал под прикрытием, сыграв роль в вооруженном вторжении Вильгельма Оранского , свержении Якова II и Славной революции 1688 года. Таким образом, он демонстрирует интенсивную раннюю идентификацию с вигским делом парламентской демократии . с которым он должен был оставаться связанным всю свою жизнь. Вернувшись после доставки сообщений Уильяму в Гаагу , Ванбру был арестован в Кале по обвинению в шпионаже (которое, по мнению Даунса, было сфабриковано). [17] в сентябре 1688 г., [18] за два месяца до того, как Уильям вторгся в Англию. Ванбру оставался в тюрьме во Франции четыре с половиной года. [1] хотя и с разумным комфортом. [19] В 1691 году он попросил, чтобы его перевели из Кале в Венсенн за свой счет, где обращение с ним ухудшилось настолько, что хватило на его письмо Людовику XIV , что в конечном итоге привело к его переводу в Бастилию в феврале 1692 года. более того, что в конечном итоге привело к его освобождению в ноябре того же года в результате обмена политическими заключенными. [11] [18]
Его жизнь резко разделена пополам этим тюремным опытом, в который он попал в 24 года и вышел из него в 29, проведя, как выразился Даунс, [20] половину своей взрослой жизни провел в неволе. Кажется, это оставило у него стойкое отвращение к французской политической системе, но также и вкус к комическим драматургам и французской архитектуре.
Часто повторяемое утверждение о том, что Ванбру написал часть своей комедии «Спровоцированная жена в Бастилии», основано на намеках в нескольких гораздо более поздних мемуарах и вызывает некоторые сомнения у современных ученых (см. Маккормик). [21] После освобождения из Бастилии ему пришлось провести три месяца в Париже, свободно передвигаясь, но не имея возможности покинуть страну, и имея любую возможность увидеть архитектуру, «не имеющую аналогов в Англии по масштабу, показухе, богатству, вкусу и изысканности». . [22] Ему разрешили вернуться в Англию в апреле 1693 года; [1] Вернувшись в Англию, он присоединился к военно-морскому флоту и принял участие в неудачной морской атаке на французов в Бресте . [23] В какой-то момент в середине 1690-х годов, точно неизвестно когда, он променял армейскую жизнь на Лондон и лондонскую сцену. [23]
Общественная жизнь
[ редактировать ]Лондон
[ редактировать ]Лондонская карьера Ванбру была разнообразной и разнообразной: она включала в себя написание драматургов, архитектурный дизайн и попытки объединить эти два всеобъемлющих интереса. Его пересекающиеся достижения и деловые начинания иногда приводили в замешательство даже самого Ванбру.
Клуб Кит-Кэт
[ редактировать ]Преданный виг, Ванбру был членом Клуба Кит-Кэт и особенно популярен благодаря «колоссальной сердечности, отличному хорошему юмору и легкомысленному темпераменту». [24] Сегодня Клуб наиболее известен как место сбора в начале 18-го века культурно и политически выдающихся вигов, в том числе многих художников и писателей ( Уильям Конгрив , Джозеф Аддисон , Годфри Неллер ) и политиков ( герцог Мальборо , Чарльз Сеймур , граф Берлингтона , Томаса Пелэм-Холлса , сэра Роберта Уолпола и Ричарда Темпла, 1-го виконта Кобэма, который дал Ванбру несколько архитектурных заказов в Стоу ).
В политическом плане Клуб продвигал цели вигов: сильный парламент , ограниченную монархию, сопротивление Франции, [ нужна ссылка ] и прежде всего протестантское престолонаследие. [25] Тем не менее, Кит-Кэты всегда представляли свой клуб скорее как место для обедов и веселья, и эта репутация успешно передалась потомкам. Даунс, однако, предполагает, что истоки Клуба восходят к временам, предшествовавшим Славной революции 1689 года, и что его политическое значение было намного выше до того, как он стал достоянием общественности в 1700 году, в более спокойные и более виговские времена. Даунс предлагает роль ранней группировки Кит-Кэт в вооруженном вторжении Вильгельма Оранского и Славной революции. Хорас Уолпол , сын Кит-Кэта сэра Роберта Уолпола, утверждает, что респектабельные члены Клуба средних лет, которых обычно называют «набором остроумцев», изначально были «на самом деле патриотами, которые спасли Британию», другими словами, были активной силой, стоящей за этим. сама Славная революция. Секретные группы, как правило, плохо документированы, и этот очерк предыстории Клуба не может быть доказан. Но, как мы видели, молодой Ванбру действительно в 1688 году был частью секретной сети, работавшей над вторжением Вильгельма. Если корни Клуба уходят так далеко, возникает соблазн предположить, что Ванбру, вступив в клуб, не просто стал одним из веселых лондонских «остроумцев», но также связался со старыми друзьями и сообщниками. Герой дела, отсидевший за это время во французской тюрьме, мог быть уверен в теплом приеме.
Театр Хеймаркет
[ редактировать ]
В 1703 году Ванбру начал покупать землю и подписывать спонсоров на строительство нового театра, Королевского театра , в Хеймаркете , спроектированного им самим и управляемого Ванбру вместе с Томасом Беттертоном и его соратником Уильямом Конгривом. [26] Он предназначался для использования актерским кооперативом (см. «Спровоцированную жену» ниже) и был призван повысить шансы на законный театр в Лондоне. Театр находился под угрозой из-за более красочных видов развлечений, таких как опера, жонглирование , пантомима (представленная Джоном Ричем ), выступления животных, путешествующие танцевальные труппы и знаменитые приезжающие итальянские певцы. Они тоже надеялись получить прибыль, и Ванбру оптимистично скупил труппу актеров, сделав себя единоличным владельцем. Теперь он был обязан платить зарплату актерам и, как выяснилось, руководить театром, пресловутым действом, в котором у него не было опыта. Часто повторяемые слухи о том, что акустика здания, спроектированного Ванбру, была плохой, преувеличены (см. [ нужна страница ] ), но более практичный Конгрив загорелся желанием выпутаться из проекта, и Ванбру пришлось крайне распыляться, управляя театром и одновременно наблюдая за строительством Бленхейма, проекта, который после июня 1705 года часто вынуждал его уезжать из города.
Неудивительно, что в этих обстоятельствах руководство Ванбру Королевским театром в Хеймаркете продемонстрировало «многочисленные признаки замешательства, неэффективности, упущенных возможностей и неверных суждений». [27] Обжег пальцы на управлении театром, Ванбру слишком дорого выручил себя, продав бизнес в 1708 году Оуэну Суини . [28] хотя и так и не получил большую часть предполагаемой цены. Он вложил в театральную труппу много денег, своих и взятых в долг, которые так и не вернул. Современниками отмечалось как примечательное то, что он продолжал полностью и своевременно выплачивать жалованье актерам, пока они у него работали, так же, как он всегда платил рабочим, нанятым им для строительных работ; уклонение от таких обязанностей было почти стандартной практикой в Англии начала 18 века. Сам Ванбру, похоже, никогда не преследовал тех, кто был должен ему денег, и на протяжении всей его жизни его финансы в лучшем случае можно охарактеризовать как нестабильные.
Колледж оружия
[ редактировать ]Введение и продвижение Ванбру в Геральдической коллегии остаются спорными. 21 июня 1703 года устаревшая контора Carlisle Herald была возрождена в Ванбру. За этим назначением последовало повышение на пост герольдмейстера Кларенсо в марте 1704 года. В 1725 году он продал этот пост Ноксу Уорду и сказал другу, что «получил разрешение всерьез распорядиться местом, которое я получил в шутка». [29] Противодействие его коллег неправомерному назначению должно было быть направлено на лорда Карлайла, который, будучи заместителем графа-маршала , организовал оба назначения и против воли которого они были бессильны. Однако в колледже у Ванбру появилось больше друзей, чем врагов. Зрелище государственных мероприятий соответствовало его театральному чутью, его обязанности не были трудными, и он, кажется, хорошо их выполнял. По мнению современного герольда и историка, хотя это назначение было «нелепым», он был «возможно, самым выдающимся человеком, когда-либо носившим гербовую накидку герольда ». [30] В мае 1706 года лорд Галифакс и Ванбру, представлявшие восьмидесятилетнего герольдмейстера Подвязки сэра Генри Сент-Джорджа , возглавили делегацию в Ганновер, чтобы вручить Орден Подвязки принцу Джорджу , который позже стал королем Георгом II. Воан Харт показал, как интерес Ванбру к оружию и геральдике нашел выражение в его архитектуре и придал ей смысл.
Брак и смерть
[ редактировать ]
В 1719 году в церкви Святого Лаврентия в Йорке (после перестройки) Ванбру женился на Генриетте Марии Ярбург из Хеслингтон-холла , Йорк, в возрасте от 26 до 55 лет. Несмотря на разницу в возрасте, по общему мнению, это был счастливый брак, в результате которого родились двое сыновья. В отличие от щеголей героев и его пьес, в личной жизни Ванбру не было скандалов.
Ванбру умер «от астмы » 26 марта 1726 года. [5] в скромном таунхаусе, построенном им в 1703 году на руинах дворца Уайтхолл и высмеянном Свифтом как « гусиный пирог ». [31] Его семейная жизнь, однако, в основном прошла в Гринвиче (тогда вообще не считавшемся частью Лондона) в доме на Мейз-Хилл, ныне известном как Замок Ванбру , миниатюрном шотландском доме-башне, спроектированном Ванбру на самых ранних этапах его карьеры. [32] Здание, являющееся памятником архитектуры I степени, бывшее здание школы для мальчиков Королевских ВВС , сегодня разделено на частные квартиры. [33]
Драматург
[ редактировать ]



Ванбру прибыл в Лондон во время скандала и внутренней драмы в единственной лондонской театральной труппе, когда затянувшийся конфликт между скромным руководством и недовольными актерами достиг апогея, и актеры ушли. В новой комедии, поставленной с участием импровизированных остатков труппы в январе 1696 года, « » Колли Сиббера , Последняя смена любви была финальная сцена, которая, по мнению критического ума Ванбру, требовала продолжения, и хотя это была его первая пьеса, он бросился в бой. предоставив его. [1]
Рецидив
[ редактировать ]Сиббера Последняя смена любви Пресловутый слезоточивый спектакль « Последняя смена любви, или Вознаграждённая добродетель» Колли Сиббера был написан и поставлен в разгар театральной бури. Единственная и плохо управляемая театральная труппа Лондона, известная как United Company, разделилась на две части в марте 1695 года, когда старшие актеры начали управлять собственным актерским кооперативом, и следующий сезон стал годом ожесточенного соперничества между двумя труппами.
Сиббер, скромный молодой актер, все еще работавший в материнской компании, воспользовался моментом уникального спроса на новые пьесы и начал свою карьеру на двух фронтах, написав пьесу с большой, яркой ролью для себя: французского пижона сэра Новелти Моды. Подкрепленный раскованной игрой Сиббера, сэр Новелти восхитил публику. В серьезной части « Последней смены любви » терпение жены испытывает вышедший из-под контроля муж -повеса Реставрации , а идеальная жена прославляется и награждается в решающем финале, где изменяющий муж становится перед ней на колени и выражает глубину своего раскаяния. .
«Последняя смена любви» больше не ставилась с начала XVIII века, и ее читают только наиболее преданные своему делу ученые, которые иногда выражают отвращение к деловому сочетанию четырех откровенных сексуальных актов и разврата с одним из сентенциозных реформ (см. Юм [ нужна страница ] ). Если Сиббер действительно намеренно пытался привлечь одновременно и лихих, и респектабельных лондонцев, это сработало: пьеса имела большой кассовый успех.
Продолжение: Рецидив Остроумное продолжение Ванбру «Рецидив, или Добродетель в опасности» , предложенное United Company шесть недель спустя, ставит под сомнение справедливость положения женщин в браке в то время. Он посылает новые сексуальные искушения не только на пути исправившегося мужа, но и терпеливой жены и позволяет им реагировать более правдоподобно и менее предсказуемо, чем в их первоначальном контексте, придавая плоским персонажам из « Последней смены любви» измерение, которое в по крайней мере, некоторые критики готовы рассматривать психологические (см. Юм [ нужна страница ] ).
В сюжете- обманщике Ванбру представляет более традиционную для Реставрации привлекательность чрезмерно хорошо одетого и изысканного пижона лорда Фоппингтона, блестящее воссоздание моды Сэра Новелти Сиббера в « Последней смене любви» (сэр Новелти просто в «Рецидиве» купил себе титул «лорда Фопингтона» через коррумпированную систему продажи королевских титулов). Критики комедии эпохи Реставрации единодушно называют лорда Фоппингтона «величайшим из всех щеголей эпохи Реставрации» (Dobrée [ нужна страница ] ), в силу того, что он не просто смехотворен, но и «жестокий, злой и умный» (Юм [ нужна страница ] ).
Однако «Relapse » был очень близок к тому, чтобы вообще не состояться. «Объединенная компания» потеряла всех своих старших исполнителей, и ей было очень трудно найти и удержать актеров, обладающих достаточными навыками для большого состава, необходимого для «Рецидива» . Членов этого состава нужно было удержать от перехода в кооператив конкурирующих актеров, нужно было «соблазнить» (как это было по закону) еще тогда, когда они действительно перешли, и нужно было уговаривать их посещать репетиции, которые затянулись на десять месяцев. и поставило компанию на грань банкротства. «У них вообще нет компании», - сообщалось в письме того времени от 19 ноября 1696 года, «и если в субботу не выйдет новая пьеса, которая восстановит их репутацию, они должны сломаться». [34] Эта новая пьеса, «Рецидив» , действительно имела огромный успех, который спас компанию, не в последнюю очередь благодаря тому, что Колли Сиббер снова разрушил дом своим вторым пародием на лорда Фоппингтона. «Эта пьеса (« Рецидив »), — пишет Сиббер в своей автобиографии сорок лет спустя, — благодаря новому и легкому повороту ума имела большой успех». [35]
Спровоцированная жена
[ редактировать ]вторая оригинальная комедия Ванбру «Спровоцированная жена Вскоре последовала » в исполнении труппы мятежных актеров. Эта пьеса отличается по тону от во многом фарсового «Рецидива» и адаптирована к более высокому актерскому мастерству повстанцев. У Ванбру была веская причина предложить свою вторую пьесу новой труппе, которая блестяще стартовала с премьеры « Любви за любовь » Конгрива , величайшего кассового успеха в Лондоне за многие годы. Актерский коллектив мог похвастаться признанными звездами того времени, и Ванбру адаптировал «Спровоцированную жену» к их особенностям. Хотя «Рецидив» был четко сформулирован, чтобы подойти для любителей и небольших актерских талантов, он мог рассчитывать на разносторонних профессионалов, таких как Томас Беттертон, Элизабет Бэрри и восходящая молодая звезда Энн Брейсгедл , чтобы отдать должное глубоким и нюансированным персонажам.
«Спровоцированная жена» — это комедия, но Элизабет Барри, сыгравшая подвергшуюся насилию жену, была особенно известна как трагическая актриса, а также за свою способность «возмущать страсти», то есть вызывать у зрителей жалость и слезы. Барри и младший Брейсгедл часто работали вместе как пара трагических/комических героинь, чтобы донести до зрителей типично трагические/комические впечатления от американских горок в пьесах Реставрации. Ванбру пользуется этой схемой и этими актрисами, чтобы углубить симпатию аудитории к несчастно замужней леди Брут, хотя она и дает остроумные ответные удары. В задушевном разговорном диалоге между леди Брут и ее племянницей Беллиндой (Брейсгедл), и особенно в главной роли сэра Джона Брута, жестокого мужа (Беттертон), которую назвали одной из вершин замечательной карьеры Томаса Беттертона, «Спровоцированная жена» — это нечто столь же необычное, как пьеса о восстановлении . Предпосылка сюжета, согласно которой жена, попавшая в жестокий брак, может решить либо оставить его, либо завести любовника, возмутила некоторые слои общества Реставрации.
Другие работы
[ редактировать ]- Эзоп (1697)
- Ложный друг (1702)
- Сквайр Трелуби (1704)
- Конфедерация (1705 г.)
- Ошибка (1705) [4]
Изменение вкуса аудитории
[ редактировать ]В 1698 году спорные и сексуально откровенные пьесы Ванбру были отмечены особым вниманием Джереми Кольера в его «Кратком взгляде на безнравственность и богохульство английской сцены» , особенно из-за их неспособности навязать образцовую мораль с помощью соответствующих вознаграждений и наказаний в пятом акте. Ванбру посмеялся над этими обвинениями и опубликовал шутливый ответ, в котором обвинил священнослужителя Коллиера в том, что он более чувствителен к нелестным изображениям духовенства, чем к реальному безбожию. Однако растущее общественное мнение уже было на стороне Коллиера. Интеллектуальный и откровенно сексуальный комедийный стиль эпохи Реставрации становился все менее и менее приемлемым для зрителей и вскоре был заменен драмой, наполненной нравственной моралью. » Колли Сиббера «Последняя смена любви с ее реформированными повесами и сентиментальной сценой примирения можно рассматривать как предшественника этой драмы.
Хотя Ванбру продолжал во многом работать на сцене, оригинальных пьес он больше не ставил. С изменением вкусов аудитории в сторону комедии эпохи Реставрации, он направил свою творческую энергию от оригинальной композиции к драматической адаптации/переводу, театральному менеджменту и архитектуре.
Архитектор
[ редактировать ]Точные причины и мотивы смены карьеры Ванбру остаются неясными, но это решение было достаточно внезапным, чтобы его даже заметили комментаторы его времени:
- Гений Вана, без размышлений и лекций,
- Сильно обращен к архитектуре.
Джонатан Свифт в этой цитате предполагает, что Ванбру не имел предварительной подготовки и не изучал архитектуру, но отдавался этой дисциплине всем сердцем. [11]
Считается, что как архитектор (или геодезист, как тогда назывался этот термин) Ванбру не имел формального образования (см. « Молодость » выше). Трудно оценить , в какой степени на него повлияло знакомство Ванбру с современной французской архитектурой во время многолетнего заключения во Франции, в апреле 1691 года. [36] его перевели в Венсенский замок, и за те месяцы, которые он провел там в качестве заключенного, он должен был хорошо познакомиться с великими классическими работами архитектора Луи Ле Вау (1656–1661 гг.) в замке. После освобождения из тюрьмы (к тому времени он уже находился в Бастилии) 22 ноября 1692 года он провел короткое время в Париже. [37] там он увидел бы много современной архитектуры, включая Дом Инвалидов , Колледж Четырех Наций и восточное крыло Лувра . Его неопытность компенсировалась его безошибочным вниманием к перспективе и деталям, а также его тесными рабочими отношениями с Николасом Хоксмуром . Хоксмур, бывший клерк сэра Кристофера Рена , должен был быть соавтором Ванбру во многих его самых амбициозных проектах, включая Замок Говарда. [38] и Бленхейм. [39] За почти тридцать лет работы практикующим архитектором Ванбру спроектировал и работал над множеством зданий. Чаще всего его работа заключалась в перестройке или реконструкции, как, например, в замке Кимболтон , где Ванбру приходилось следовать указаниям своего покровителя. Следовательно, эти дома, архитектором которых часто называют Ванбру, не лучшим образом отражают его собственные архитектурные концепции и идеи. Летом 1699 года в рамках своего архитектурного образования Ванбру совершил поездку по северной Англии, написав Чарльзу Монтегю, 1-му герцогу Манчестерскому (в то время он еще был графом) на Рождество того же года: «Я видел большинство великих домов Севера, такие как лорд Ноттингс (так в оригинале), герцог Лидс Чаттесворт (так в оригинале) и т. д.». [40] Этот маршрут, вероятно, включал в себя многие из великих елизаветинских домов, в том числе: Берли-хаус , Воллатон-холл , Хардвик-холл и замок Болсовер , использование башен, сложных линий горизонта, луковых вдов и других особенностей которых будет переосмыслено в собственных зданиях Ванбру.
Хотя Ванбру наиболее известен своими величественными домами, от его внимания не ускользнуло и ужасное состояние лондонских улиц XVIII века. Об этом сообщалось в «Лондонском журнале» от 16 марта 1722–23 гг.:
«Нам сообщили, что сэр Джон Ванбру в своем плане нового мощения городов Лондона и Вестминстера, среди прочего, предлагает ввести налог на все джентльменские кареты, перекрыть все каналы на улицах и отводить всю воду стоки и общие канализационные коллекторы под землей». [41]
Выбранным стилем Ванбру было барокко , которое распространилось по Европе в 17 веке, продвигаемое, среди прочего, Бернини и Ле Вау . Первым загородным домом в стиле барокко, построенным в Англии, был Чатсуорт-хаус , спроектированный Уильямом Талманом за три года до замка Ховард. В борьбе за заказ на строительство замка Ховард неподготовленный и неопытный Ванбру удивительным образом сумел перехитрить и перехитрить профессионального, но менее социально приспособленного Талмана и убедить графа Карлайла вместо этого предоставить ему прекрасную возможность. [42] Воспользовавшись этим, Ванбру спровоцировал метаморфозу европейского барокко в тонкую, почти сдержанную версию, которая стала известна как английское барокко. Четыре проекта Ванбру служат вехами в оценке этого процесса:
- Замок Ховард , Северный Йоркшир , введен в эксплуатацию в 1699 году;
- Дворец Бленхейм , Оксфордшир , введен в эксплуатацию в 1704 году;
- Дом Кингс Уэстон , в Бристоле строительство которого началось в 1712 году;
- Ситон Делаваль Холл , Нортумберленд , строительство началось в 1718 году.
Работа над каждым из этих проектов пересекалась с работой над следующим, обеспечивая естественное развитие мыслей и стиля.
Замок Ховард
[ редактировать ]
Чарльз Ховард, 3-й граф Карлайл , член Клуба Кит-Кэт , поручил Ванбру в 1699 году спроектировать свой особняк . [38] его часто называют первым зданием в стиле настоящего барокко в Англии. Стиль барокко в замке Ховард — самый европейский, который когда-либо использовал Ванбру.
Замок Ховард с его огромными коридорами в сегментных колоннадах, ведущих от главного входного блока к боковым крыльям, его центр, увенчанный большой купольной башней с куполом , во многом принадлежит школе классического европейского барокко. Он объединил аспекты дизайна, которые появлялись в английской архитектуре лишь изредка, если вообще появлялись: Гринвичский дворец Джона Уэбба , нереализованный проект Рена для Гринвича, в котором, как и в замке Ховард, доминировал куполообразный центральный блок, и, конечно же, Чатсуорт Талмана. Возможным источником вдохновения для создания замка Ховард также стал Во-ле-Виконт во Франции.
Интерьеры чрезвычайно драматичны: Большой зал возвышается над куполом на 80 футов (24 м). Скальола и коринфские колонны изобилуют, а галереи, соединенные высокими арками, создают впечатление оперной декорации – несомненно, это замысел архитектора.
Замок Ховард был признан успешным. Это фантастическое здание, не имеющее аналогов в Англии, с его фасадами и крышами, украшенными пилястрами, скульптурами и плавной орнаментальной резьбой, обеспечило барокко мгновенный успех. Хотя большая часть замка Ховард была заселена и завершена к 1709 году, последние штрихи продолжались большую часть жизни Ванбру. Западное крыло было наконец завершено после смерти Ванбру в измененном дизайне. [38] Признание работ в замке Ховард привело к созданию самого известного заказа Ванбру - архитектора дворца Бленхейм.
Что касается комиссии, то Уильям Талман, уже признанный архитектор и контролер королевских работ, изначально был выбран архитектором, взимая больше, чем Господь счел разумным. Очарования Ванбру и его отсутствия у Талмана, возможно, было достаточно, чтобы убедить покровителя сменить архитектора. Однако остается неизвестным, как Ванбру, совершенно неподготовленный и неопытный, убедил графа Карлайла передать ему обязанности архитектора. Процесс проектирования начался летом 1699 года, до конца года строилась модель замка Ховард, добывался камень и обсуждался фундамент.
Похоже, что первые чертежи проекта замка Ховард были сделаны Николасом Хоксмуром , а в 1700 году Ванбру официально включил его в проект в качестве чертежника и рабочего. Дизайн менялся и развивался до 1702 года, когда пара работала вместе. [11]
Дом Ванбру
[ редактировать ]В июле 1700 года король разрешил Ванбру построить на руинах Уайтхолла за свой счет. Были использованы кирпич и камень из руин дворца Уайтхолл, а дом был расположен на месте квартиры вице-камергера. Небольшой двухэтажный дом был уникален по дизайну, хотя из-за его размера и пропорций Свифт нелестно назвал его «гусиным пирогом». [11] [43]
Дом был снесен в 1898 году, чтобы освободить место для старого здания военного ведомства .
Бленхеймский дворец
[ редактировать ]
Войска герцога Мальборо разгромили армию короля Людовика XIV у Бленхейма , деревни на Дунае , в 1704 году. [44] Наградой Мальборо от благодарной нации должен был стать великолепный загородный поместье, а сам герцог выбрал архитектором своего товарища-кота Джона Ванбру. [45] Работа над дворцом началась в 1705 году, хотя, поскольку Ванбру не был опытным архитектором, он работал вместе с Николасом Хоксмуром . над проектом [39]
Дворец Бленхейм задумывался не только как величественный загородный дом , но и как национальный памятник. [46] Следовательно, стиль легкого барокко, использованный в замке Ховард, был бы непригоден для того, что по сути является военным мемориалом . На самом деле это скорее замок или цитадель , чем дворец . Поскольку он был спроектирован в первую очередь как национальный памятник и, во вторую очередь, как комфортабельный семейный дом, [47] У Ванбру было много споров с герцогиней. [48] которая хотела, чтобы дворец стал удобным загородным домом для ее семьи, я сделал мистера Ванбру своим врагом, ведя с ним постоянные споры, чтобы предотвратить его расточительность. [49] В результате этих аргументов Ванбру подал в отставку до завершения строительства дворца в ноябре 1716 года. [50] Ваш конец, мадам, я никогда больше вас не беспокою, если только герцог Мальборо не выздоровеет настолько, чтобы защитить меня от такого невыносимого обращения. [49]
Качество здания лучше всего иллюстрируют массивные Восточные ворота ( иллюстрация внизу слева ), расположенные в навесной стене служебного блока. Их описывают как напоминающие неприступный вход в обнесенный стеной город. [51] Ворота, их сужающиеся стены создают иллюзию большей высоты, а также служат водонапорной башней дворца, тем самым приводя в замешательство критиков Ванбру, таких как герцогиня, которые обвиняли его в непрактичности. [51]
Бленхейм, самое большое некоролевское жилое здание в Англии, состоит из трёх блоков: в центре расположены жилые и парадные комнаты , а также два боковых прямоугольных крыла, построенных вокруг центрального двора : в одном расположены конюшни , а в другом — кухни и прачечные. и склады. Если замок Ховард был первым по-настоящему барочным зданием в Англии, то дворец Бленхейм является наиболее ярким из них. В то время как замок Говард представляет собой впечатляющее собрание беспокойных масс, Бленхейм в целом представляет собой более прочную конструкцию, опирающуюся на высокие стройные окна и монументальные статуи на крышах, которые облегчают массу желтого камня.
Парадные залы, расположенные на фортепьяно-нобиле, были спроектированы так, чтобы быть подавляющими и великолепными, а не теплыми или удобными. Уютный комфорт среднего класса не был целью Версаля , великого дворца врага Мальборо, и, конечно, не считался важным во дворце, построенном для размещения победителя версальского хозяина.
Как это было принято в 18 веке, личный комфорт был принесён в жертву перспективе. Окна должны были украшать фасады, а также освещать внутренние помещения. Бленхейм был задуман как театральная пьеса как внешне, так и снаружи. [52] а также из большого зала высотой 67 футов (20 м), ведущего в огромный с фресками салон , все спроектировано на оси с колонной победы высотой 134 фута (41 м) на территории, с деревьями, посаженными на боевых позициях. солдат Мальборо. Над южным портиком ( на фото справа ), который сам по себе представляет собой массивную и плотную конструкцию из опор и колонн, определенно не спроектированную в палладианском стиле для элегантной защиты от солнца, огромный бюст Людовика XIV вынужден смотреть вниз на великолепие и награды. своего победителя. Неизвестно, было ли это расположение и дизайн декоративным элементом, созданным Ванбру, или иронической шуткой Мальборо. [53] Однако как архитектурная композиция это уникальный образец орнамента барокко.

В Бленхейме Ванбру развил барокко от простого орнамента к более плотной и прочной форме, где массивный камень стал орнаментом. Большие арочные ворота и огромный массивный портик сами по себе были украшением, и рассматривалась вся масса, а не каждый фасад. Поскольку дворец до сих пор считается важной частью английского наследия, в 1987 году он стал объектом Всемирного наследия . [54]
Кингс Уэстон Хаус
[ редактировать ]Дом Кингса Уэстона в Бристоле был построен между 1712 и 1719 годами для Эдварда Саутвелла на месте более раннего дома эпохи Тюдоров. Важной архитектурной особенностью является объединение всех дымоходов в массивную аркаду. Поместье Кингс Уэстон обладает одной из крупнейших коллекций зданий, спроектированных сэром Джоном Ванбру в Великобритании. Хотя дом и большинство построек поместья все еще стоят, другие были снесены или серьезно перестроены. Бристоль — единственный город Великобритании за пределами Лондона, в котором есть здания, спроектированные Ванбру.
29 апреля Эдвард Саутвелл написал в своем дневнике в Кингс-Уэстоне: «Более 60 человек готовили камни и копали фундамент нового дома», а 16 июня 1712 года Джон Ванбру официально начал работу по строительству нового дома. Его клиент, Эдвард Саутвелл, не желал иметь дом монументального масштаба. В результате появился один из небольших домов Ванбру. Это также его самый строгий стиль, в котором достигается высокая архитектурная драматургия за счет хорошо продуманного расположения немногочисленных и простых по своей природе элементов. Внешний вид дома должен был быть завершен к 1717 году, дате, указанной в контракте на одну из ваз на парапете. Интерьер был практически завершен к 1719 году, когда был разработан проект инкрустации лестничных площадок. С тех пор два фасада были реконструированы Робертом Милном, который реконструировал интерьер в 1760-х годах. Камень, добытый на этом месте, изначально имел цвет охры, но со временем стал оранжево-розовым.
Аркада, образованная соединением дымоходов, возвышающаяся над крышей, является примечательной внешней особенностью здания, напоминающей бельведеры дворца Бленхейм и создающей «замковую атмосферу». Он квадратной формы и открыт на северо-восток. Нынешняя структура является результатом перестройки 1968 года с использованием камня для ванн.
Передний фасад на юго-западе имеет центр, содержащий шесть коринфских пилястр, причем пилястры с каждой стороны спарены, образуя три пролета, в каждом из которых есть круглое арочное окно. Фронтон имеет центральный люнет , а каждая сторона состоит из двух эркеров, в которых окна имеют широкие плоские окантовки. Есть четыре парапетных вазы. Первоначально ступеньки имели низкие боковые стены, перпендикулярные фасаду, которые были удалены при более поздней реконструкции.
На юго-восточном фасаде в центре расположен фасад дорического храма с открытым фронтоном, окружающим дверной проем. Верхним этажом центра является чердак, увенчанный блокирующим рядом со закрученными опорами на каждом конце. Для этого фасада был подготовлен проект с фронтоном, но, как полагают, он так и не был построен. Хотя единственным украшением является рустовка пилястр дорического храма, достигается удивительно богатый эффект.
Северо-восточный и северо-западный фасады первоначального проекта Ванбру были совершенно не украшены, и, как следствие, отсутствие популярности среди населения могло быть причиной того, что они были в значительной степени разрушены при более поздней реконструкции.
Северо-западный фасад Ванбру представлял собой единую плоскую поверхность, в которой венецианские окна на каждом этаже заполняли центральное пространство между двумя неглубокими выступами. Возможно, чтобы улучшить вид на Эйвонмут , Милн реконструировал центр, установив наклонный эркер, что противоречило строгости общего дизайна дома Ванбру, в котором все плоскости были параллельны или перпендикулярны стенам. На северо-востоке стена была сдвинута вперед во время реконструкции девятнадцатого века, разрушив эстетически значимое выравнивание между выступами стены и разрывом аркады крыши, которое присутствовало в проекте Ванбру.
Ситон Делаваль Холл
[ редактировать ]Ситон Делаваль Холл был последней работой Ванбру. Этот северный, на вид довольно мрачный загородный дом считается его лучшим архитектурным шедевром; [55] На этом этапе своей архитектурной карьеры Ванбру был мастером барокко. Он вывел эту форму архитектуры не только за пределы яркого континентального барокко замка Ховард, но и за пределы более строгого, но все же украшенного Бленхейма. Орнамент был практически замаскирован: углубление или столб ставились не для опоры, а для создания игры света или тени. Силуэт . здания имел такое же, если не большее значение, как внутренняя планировка Ключевым словом во всех аспектах дома была утонченность.
Построенный между 1718 и 1728 годами для адмирала Джорджа Делаваля , он заменил существующий дом на этом месте. Вполне возможно, что на дизайн Ситона Делаваля повлияла Палладио вилла Фоскари (иногда известная как «Ла Мальконтента»), построенная около 1555 года. Оба имеют рустованные фасады и одинаковые полукруглые окна над входом без портика. Даже большой чердачный фронтон на вилле Фоскари намекает на фонарь большого зала Ситона.

Концепция дизайна, которую разработал Ванбру, была аналогична той, которая использовалась в замке Ховард и Бленхейм: корпус логистики между двумя фланговыми крыльями. В Ситон-Делаваль крылья имеют центральную проекцию из трех пролетов, увенчанных фронтоном, по обе стороны от которого находятся 7 пролетов створчатых окон над аркадой первого этажа . Однако Ситон Делаваль должен был иметь гораздо меньшие масштабы. Работы начались в 1718 году и продолжались десять лет. Здание представляет собой развитие стиля Бленхейма, а не более раннего замка Ховард. Главный блок, или corps de logis , содержащий, как в Бленхейме и замке Ховард, главную гостиную и гостиную, образует центр трехстороннего двора. Башни, увенчанные балюстрадами и шпилями, придают дому нечто вроде того, что Ванбру называл воздухом своего замка.
Ситон Делаваль — один из немногих домов, которые Ванбру спроектировал самостоятельно, без помощи Николаса Хоксмура. Трезвость их совместной работы иногда приписывают Хоксмуру, однако Ситон Делаваль действительно очень мрачный дом. В то время как замок Ховард можно было бы с успехом разместить в Дрездене или Вюрцбурге , строгость и солидность Ситона Делаваля прочно вписывается в Нортумберленда ландшафт . Ванбру на заключительном этапе своей карьеры был полностью освобожден от правил архитекторов предыдущего поколения. Деревенская каменная кладка используется для всего фасада, в том числе на входном фасаде, где пары сдвоенных колонн поддерживают лишь каменный карниз . Двойные колонны суровы и утилитарны, но в то же время являются украшением, поскольку не несут никакой структурной пользы. Это часть скрытности барокко Ситона Делаваля: орнамент выглядит как проявление силы и массы.
Столь же суровый, но идеально пропорциональный садовый фасад имеет в центре четырехколонный портик с балконом . Здесь легкое рифление каменных колонн кажется чуть ли не излишним украшением. Как и в Бленхейме, в центральном блоке доминирует приподнятый фонарь большого зала, что добавляет драматичности силуэту здания, но, в отличие от других великих домов Ванбру, здесь пейзаж крыши не украшают никакие скульптуры. Украшение обеспечивается исключительно простой балюстрадой, скрывающей линию крыши, и дымоходами, замаскированными под навершия балюстрад низких башен. Нагромождение камня, колоннады боковых крыльев, тяжелая каменная кладка и замысловатые углубления — все это создает свет и тень, что само по себе является украшением.
Среди архитекторов только Ванбру мог взять для себя один из шедевров Палладио и, сохранив гуманистические ценности здания, изменить и адаптировать его, придав ему уникальную форму барокко, невиданную больше нигде в Европе.
Архитектурная репутация
[ редактировать ]Быстрый успех Ванбру как архитектора можно объяснить его дружбой с влиятельными людьми того времени. Не менее пяти из его архитектурных покровителей были членами Клуба Кит-Кэт . В 1702 году под влиянием Чарльза Ховарда, графа Карлайла, Ванбру был назначен контролером королевских работ . Это дало ему право на дом во дворце Хэмптон-Корт , который он сдал в аренду. [56] В 1703 году он был назначен комиссаром Гринвичской больницы , которая в это время строилась, и сменил Рена на посту официального архитектора (или геодезиста), а Хоксмур был назначен архитектором объекта. Небольшие, но заметные последние изменения Ванбру в почти завершенном здании считались прекрасной интерпретацией первоначальных планов и намерений Рена. Таким образом, то, что задумывалось как лазарет и общежитие для обездоленных моряков-пенсионеров, превратилось в великолепный национальный памятник. Говорят, что его работа здесь произвела впечатление как на королеву Анну , так и на ее правительство, и несет прямую ответственность за его последующий успех.
Репутация Ванбру до сих пор страдает от обвинений в расточительности, непрактичности и напыщенном навязывании своей воли своим клиентам. По иронии судьбы, все эти необоснованные обвинения исходят от Бленхейма: выбор Ванбру в качестве архитектора Бленхейма никогда не пользовался полной популярностью. Герцогиня, грозная Сара Черчилль , особенно хотела сэра Кристофера Рена . Однако в конце концов ордер , подписанный графом Годольфином , парламентским казначеем, назначил Ванбру и определил его полномочия. К сожалению, нигде в этом ордере не упоминалась Королева или Корона. Эта ошибка предоставила возможность выхода из ситуации штату , когда расходы и политическая борьба обострились.

Хотя парламент проголосовал за финансирование строительства Бленхейма, точная сумма так и не была установлена, и уж точно не было предусмотрено никаких мер на случай инфляции. Практически с самого начала финансирование осуществлялось с перебоями. Королева Анна заплатила некоторые из них, но с растущим нежеланием и упущениями из-за ее частых ссор со своей бывшей лучшей подругой Сарой, герцогиней Мальборо. После последнего спора герцогини с королевой в 1712 году все государственные деньги прекратились, и работа остановилась. 220 000 фунтов стерлингов уже были потрачены, а 45 000 фунтов стерлингов были причитаны рабочим. Мальборо отправились в изгнание на континент и вернулись только после смерти королевы Анны в 1714 году.
На следующий день после смерти королевы Мальборо вернулись и были восстановлены в милости при дворе нового короля Георга I. 64-летний герцог решил завершить проект за свой счет; [50] в 1716 году работы возобновились, и Ванбру пришлось полностью полагаться на средства самого герцога Мальборо. Уже обескураженный и расстроенный приемом, который дворец получил со стороны вигов , последний удар для Ванбру был нанесен, когда в 1717 году герцог был выведен из строя из-за тяжелого инсульта, и бережливая (и враждебная) герцогиня взяла управление на себя. Герцогиня полностью винила Ванбру в растущей расточительности дворца и его общего дизайна: то, что ее муж и правительство одобрили их, она не приняла во внимание. (Справедливости ради следует отметить, что герцог Мальборо внес 60 000 фунтов стерлингов в первоначальные затраты, которые, дополненные парламентом, должны были построить монументальный дом.) После встречи с герцогиней Ванбру покинул строительную площадку. в ярости, утверждая, что новые каменщики, плотники и мастера уступают тем, которых он нанял. Однако мастера, которым он покровительствовал, такие как Гринлинг Гиббонс , отказались работать по более низким ставкам, которые платили Мальборо. Мастера, привлеченные герцогиней, под руководством дизайнера мебели. Джеймс Мур завершил работу в идеальном подражании великим мастерам, так что, возможно, в этом знаменитом споре были ошибки и непримиримость с обеих сторон.
Ванбру был глубоко огорчен таким поворотом событий. Скандалы и возникшие из-за них слухи повредили его репутации, и дворец, который он лелеял, как ребенка, был ему запрещен. В 1719 году, пока герцогини «не было дома», Ванбру смог тайно осмотреть дворец; но когда он и его жена вместе с графом Карлайлом посетили завершенный Бленхейм в качестве зрителей в 1725 году, им было отказано даже в входе в парк. [57] Дворец был построен Николасом Хоксмуром. [58]
В том, что работа Ванбру в Бленхейме стала предметом критики, во многом можно винить тех, кто, включая герцогиню, не смог понять главную причину его строительства: празднование военного триумфа. Выполняя эту задачу, Ванбру одержал такую же победу, как и Мальборо на поле битвы.
После смерти Ванбру Абель Эванс предложил это в качестве эпитафии: [5]
Под этим камнем, читатель, опрос
Глиняный дом покойного сэра Джона Ванбру .
Тяжело ему лежи, Земля! Ибо он
Наложил на тебя много тяжёлых нош!
Ванбру был похоронен в церкви Святого Стефана Уолбрука в лондонском Сити , но его могила не опознавательна, а приведенная выше эпитафия до сих пор не использована.
На протяжении георгианского периода реакция на архитектуру Ванбру была разной. Вольтер , посетивший Бленхеймский дворец осенью 1727 года, описал его как «огромную каменную массу, лишенную ни очарования, ни вкуса» и подумал, что, если бы помещения «были столь же просторны, как толстые стены, дом был бы достаточно просторным». . [59]
В письме от 10 марта 1740 г. [60] Вот что сказал о Ванбру немец Якоб Фридрих, барон Бильфельд:
Это здание (Бленхейм) подверглось строгой критике, и я согласен, что оно не полностью освобождено от рационального цензуры, поскольку слишком перегружено колоннами и другими тяжелыми украшениями. Но если мы примем во внимание, что сэр Джон Ванбру должен был построить здание бесконечной продолжительности, что никаких ограничений для расходов не было и что требовалось здание, которое должно было вызывать трепет и удивление даже на расстоянии; можно простить архитектора за то, что он в некоторой степени пожертвовал элегантностью замысла в пользу разнообразия орнаментов. Более того, все части точно рассчитаны, все правила искусства хорошо соблюдены, и эта огромная ткань с первого взгляда напоминает нам о величии и состоянии Греции и Древнего Рима. Когда мы смотрим на него издалека, он кажется не отдельным дворцом, а целым городом. Мы добираемся до него по величественному мосту с единственной аркой, который сам по себе является шедевром архитектуры. У меня сложились очень близкие дружеские отношения с сыном сэра Джона Ванбру, который недавно получил должность в пешей гвардии и является весьма достойным молодым джентльменом. Он показал мне не только все проекты своего отца, но и два дома его постройки: один недалеко от Уайтхолла, а другой в Гринвиче. На самом деле это всего лишь модели домов, но, несмотря на их ограниченное расположение, повсюду можно обнаружить следы работы мастера в их исполнении. Вульгарный критик находит слишком много колонн и орнаментов; но истинный знаток видит, что все эти украшения сопровождаются полезностью и что в каждой части виден изобретательный гений. Этот архитектор был также автором нескольких комедий, которые действительно написаны в довольно распущенном стиле, но в то же время блещут остроумием и живостью. Это правда, что гениальность не ограничивается одним предметом, но везде, где бы она ни проявлялась, она одинаково проявляется.
В 1766 году лорд Стэнхоуп описал римский амфитеатр в Ниме как «достаточно уродливый и неуклюжий, если бы он находился в Англии», если бы он находился в Англии, он мог бы быть работой Ванбру. [61] В 1772 году Хорас Уолпол так описал замок Ховард:
Никто не предупредил меня, что я увижу с одного взгляда дворец, город, укрепленный город, храмы на возвышенностях, леса, достойные того, чтобы каждый из них был столицей друидов, долины, соединенные с холмами другими лесами, благороднейшую лужайку в мир, огороженный половиной горизонта, и мавзолей, который так и манит быть похороненным заживо; Короче говоря, я раньше видел гигантские места, но никогда не видел возвышенных. [62]
Уолпол не так хвалил Бленхейм, назвав его «отвратительным внутри, снаружи и почти со всех сторон», и отправился на «каменоломню, которая издалека выглядела как большой дом». [63] В 1773 году Роберт Адам и Джеймс Адам в предисловии к своим «Сочинениям по архитектуре» написали, что:
Гений сэра Джона Ванбру был первоклассным; а по подвижности, новизне и изобретательности его произведения никем не превзойдены в новейшее время. Нам, безусловно, следует цитировать Бленхейм и Касл-Ховард как великие примеры этого совершенства, а не любые наши собственные работы или работы любого другого современного архитектора; но, к несчастью для репутации этого превосходного художника, его вкус не шел в ногу с его гением, а его произведения настолько переполнены варварством и нелепостями и настолько придавлены собственной нелепой тяжестью, что никто, кроме проницательных, не может отделить их достоинства от их дефекты. В руках гениального художника, умеющего отполировать, усовершенствовать и использовать их, мы всегда считали его произведения необработанными драгоценностями неоценимой ценности». [64]
В 1786 году сэр Джошуа Рейнольдс написал в своей 13-й беседе: «...в зданиях Ванбру, который был не только архитектором, но и поэтом, наблюдается большее проявление воображения, чем мы, возможно, найдем в любом другом». [65] В 1796 году Уведейл Прайс описал Бленхейм как «объединяющий в одном здании красоту и великолепие греческой архитектуры, живописность готики и массивное величие замка». [66] В своей пятой лекции в Королевской академии 1810 года сэр Джон Соун сказал: «Изучая свои работы, художник приобретет смелый полет нестандартной фантазии». [67] называя его «Шекспиром архитекторов». [68] Сэр Роберт Смирк был менее комплиментарен: «Тяжесть была самым легким из недостатков (Ванбру)… Итальянский стиль… который он умудрился изобразить в карикатурном виде… очевиден во всех его работах; он щедро помогал себе в ее пороках, внес много своих собственных и по несчастному несчастью, добавив нечистоты к тому, что и без того было очень нечисто, сделало это отвратительным и часто одиозным». [69] Чарльз Роберт Кокерелл так сказал о замке Ховард: «Великолепная игра и очарование Холла. Я не мог оставить его. Огромный эффект, движение по лестницам и т. д. Хороший эффект длинных проходов при входе». [70]
Наследие
[ редактировать ]
Сегодня Ванбру помнят за его огромный вклад в британскую культуру, театр и архитектуру. После внезапной смерти среди его бумаг было обнаружено непосредственное драматическое наследие — трехактный комедийный фрагмент «Путешествие в Лондон» . [71] Ванбру сказал своему старому другу Колли Сибберу, что в этой пьесе он намерен подвергнуть сомнению традиционные брачные роли еще более радикально, чем в пьесах своей юности, и положить конец этому непримиримо распавшемуся браку. Ванбру Неоконченная рукопись, сегодня доступная в Собрании сочинений , изображает деревенскую семью, едущую в Лондон и становящуюся жертвой его мошенников и искушений, в то время как лондонская жена доводит своего терпеливого мужа до отчаяния своими азартными играми и общением с полусветом мошенников . мужчины и офицеры с половинным жалованьем. Как и в случае с «Рецидивом» в начале драматической карьеры Ванбру, снова вмешался Колли Сиббер, и на этот раз последнее слово было за ним. Сиббер, ныне успешный актер-менеджер, завершил рукопись Ванбру под названием «Спровоцированный муж» (1728) и дал ей счастливый и поучительный финал, в котором провокационная жена раскаивается и примиряется: панегирик браку, который был противоположностью роману Ванбру. заявил о намерении завершить свою последнюю и запоздалую комедию «Восстановление» разрывом брака. Сиббер посчитал этот прогнозируемый результат «слишком суровым для комедии».

На сцене XVIII века «Relapse» и «Provoked Wife» Ванбру считалось возможным исполнять только в боул -версиях, но как таковые они оставались популярными. На протяжении всей долгой и успешной актерской карьеры Колли Сиббера зрители продолжали требовать, чтобы он сыграл лорда Фоппингтона в «Рецидиве» , а сэр Джон Брут в «Спровоцированной жене» стал, после знаковой роли для Томаса Беттертона, одним из Дэвида Гаррика. самых известных актеров роли.
После завершения строительства замка Говард в одночасье вошло в моду английское барокко. Он объединил отдельные и разнообразные образцы монументального дизайна, в том числе Иниго Джонса и Кристофера Рена. Ванбру думал о массах, объеме и перспективе так, как этого не делали его предшественники.
Он умел поставлять своим клиентам здания, которые успешно отвечали их требованиям. Его репутация пострадала из-за его знаменитых разногласий с герцогиней Мальборо, однако следует помнить, что его первоначальным клиентом была британская нация, а не герцогиня, и нация хотела памятника и празднования победы, и именно это Ванбру дал нация.
Николас Хоксмур, друг и соавтор Ванбру во многих проектах, продолжал проектировать многие лондонские церкви в течение десяти лет после смерти Ванбру. [54] Ученик и двоюродный брат Ванбру, архитектор Эдвард Ловетт Пирс, стал одним из величайших архитекторов Ирландии. Его влияние в Йоркшире также можно увидеть в работах архитектора-любителя Уильяма Уэйкфилда, который спроектировал несколько зданий в графстве, демонстрирующих влияние Ванбру.
Ванбру отмечен по всей Великобритании гостиницами, названиями улиц, университетским колледжем ( Йорк ) и школами, названными в его честь. [72] Его архитектурные работы были описаны как «архитектурный эквивалент героической пьесы, театральной, грандиозной, драматической группировки беспокойных масс, практически не имеющей отношения к функции». [73]
Оружие
[ редактировать ]![]() |
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ О семейном происхождении и юности Ванбру на протяжении веков передавалось в виде слухов и анекдотов. Керри Даунс показал в своей хорошо изученной современной биографии (1987), что даже Британская энциклопедия и Национальный биографический словарь повторяют традиции 18-го и 19-го веков, которые первоначально предлагались как догадки, но с тех пор превратились в «факт». Это объясняет несколько расхождений между статьями в этих энциклопедиях и последующим повествованием, основанным на выводах Даунса (1987) и Маккормика (1991).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Борода, с. 70.
- ^ Борода, с. 73.
- ^ Берковиц, «Предисловие»; Маккормик, с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Чемберс, Книга дней
- ^ Перейти обратно: а б с д Секкомб, 1911 год .
- ^ страница 16, Биография сэра Джона Ванбру, Керри Даунс, 1987, Сиджвик и Джексон, ISBN 0-283-99497-5
- ^ Даунс, Керри (2003). «Ванбру, сэр Джон» . Оксфордское искусство онлайн . Оксфордское искусство онлайн. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T087787 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Стивенс, Джеймс ; Уилсон, Сьюзен (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 797. ИСБН 9780199674985 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Общество антикваров Ньюкасла-апон-Тайна (1923). Слушания . Общество антикваров Ньюкасла-апон-Тайна. п. 124 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Борода, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Даунс
- ^ Даунс, стр. 32–33.
- ^ Колвин, Ховард (2007). Биографический словарь британских архитекторов 1600–1840 гг. (4-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12508-5 .
- ^ Английские фабрики в Индии, 1655–1660, Уильям Фостер, 1921 г.
- ^ Саммерсон, Дж. Архитектура в Великобритании 1530–1830 (Йель, 1993) с. 252.
- ^ Элиас Эшмол Посещение Беркшира 1665–66 Харрисон Херст, Харрисон из Бич-Хилл
- ^ страницы 63–64, Биография сэра Джона Ванбру, Керри Даунс, 1987, Сиджвик и Джексон, ISBN 0-283-99497-5
- ^ Перейти обратно: а б Борода, с. 13.
- ^ Брайсон с. 152
- ^ страница 76, Биография сэра Джона Ванбру, Керри Даунс, 1987, Сиджвик и Джексон, ISBN 0-283-99497-5
- ^ страница 16, сэр Джон Ванбру, драматург как архитектор, Фрэнк Маккормик, 1991, Университет штата Пенсильвания, ISBN 0-271-00723-0
- ^ Даунс, с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Борода, с. 15.
- ^ Чарльз Сумарес Смит, Здание замка Ховард (Лондон: Фабер и Фабер, 1990; ISBN 0-571-14238-9 ), стр.39; Саумарес Смит цитирует сильные похвалы Александра Поупа (который, как он указывает, «никогда не был склонен к щедрости») и лорда Честерфилда .
- ^ Брайсон с. 153
- ^ Борода с. 18
- ^ Милхауз, с. 194
- ^ Нальбах, с. 10
- ^ Полное собрание сочинений сэра Джона Ванбру , изд. Г. Уэбб, Том 4: Письма (1928), с. 170.
- ^ А. Р. Вагнер , Вестники Англии . 1967, с. 326.
- ^ Уильямс, стр.109
- ^ «Путеводитель по Гринвичу — Замок Ванбру» . greenwich-guide.org.uk . Архивировано из оригинала 29 ноября 2009 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Хорошие вещи. «Замок Ванбру – Гринвич – Большой Лондон – Англия – Здания, внесенные в список британских памятников» . britishlistedbuildings.co.uk . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ «Королевский театр Друри-Лейн, Лондон» . Билеты в лондонский театр . Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ Лоу, стр.216
- ^ страница 6, Сэр Джон Ванбру «Рассказчик в камне», Воан Харт, 2008, издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-11929-9
- ^ страница 7, Сэр Джон Ванбру «Рассказчик в камне», Воан Харт, 2008, издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-11929-9
- ^ Перейти обратно: а б с «История замка Ховард: Строительство замка Ховард» . Замок Ховард . Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дворец» . Бленхеймский дворец . Архивировано из оригинала 14 мая 2010 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ страница 48, Сэр Джон Ванбру Рассказчик в камне, Воан Харт, 2008, Издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-11929-9
- ^ Примечания и запросы . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. 1850. с. 142.
- ^ Даунс, стр. 193–204.
- ^ «Журнал Стеллы» . Дом Ванбрука . Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Брайсон с. 155
- ^ Шервуд и Певснер, с. 460.
- ^ Шервуд и Певснер, стр. 459–60.
- ^ Борода, с. 39.
- ^ Брайсон с. 156
- ^ Перейти обратно: а б Колвин, стр. 850.
- ^ Перейти обратно: а б «История дворца» . Бленхеймский дворец . Архивировано из оригинала 27 апреля 2010 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зеленый, стр. 10.
- ^ Шервуд и Певснер, стр. 466.
- ↑ Шервуд и Певснер описывают его так, как будто Мальборо установил его «как голову на колу»: они заключают в кавычки и предполагают, хотя и не заявляют прямо, что это описание было собственным Мальборо. Оксфордшир, стр. 459–60.
- ^ Перейти обратно: а б «Бленхеймский дворец» . Объекты всемирного наследия . ЮНЕСКО . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ «Национальный фонд Шотландии: снести и сохранить» . Экономист . 12 августа 2010 г. Проверено 14 августа 2010 г. (требуется подписка)
- ^ «Книги ордеров: апрель 1713 г., 1–15, страницы 169–184. Календарь казначейских книг, том 27, 1713 г. Первоначально опубликовано Канцелярским бюро Ее Величества, Лондон, 1955 г.» . Британская история онлайн . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Борода, с. 50.
- ^ «Великие британские архитекторы: Николас Хоксмур» . Деревенская жизнь . 13 сентября 2009 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Десмонд Флауэр (редактор), Англия Вольтера (Общество Фолио, 1950), стр.160.
- ^ Приложение M, стр. 275, Ванбру , Керри Даунс, 1977, A. Zwemmer Ltd, ISBN 0-302-02769-6
- ^ 4-й граф Честерфилд своему сыну: Письма под ред. Б. Добри, VI 1932, с2786
- ^ Письмо Уолпола Джорджу Селвину; Письма под ред. Миссис Пэджет Тойнби, VIII, 1904 г., стр. 193
- ^ Письмо Уолпола Джорджу Монтегю, 20 мая 1736 г.; Письма под ред. Питер Каннингем, I, 1906 г., стр. 6
- ^ Адам и Адам работают в области архитектуры , стр. 1, сноска 1 (1773 г.)
- ^ Рейнольдс, Джошуа (1842 г.). Беседы сэра Джошуа Рейнольдса . Джеймс Карпентер. стр. 237–38 . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Прайс, Очерки живописного (1798) II, стр. 252
- ^ Дэвид Уоткин, сэр Джон Соун: Мысль Просвещения и лекции Королевской академии (Кембридж: Cambridge University Press, 1996; ISBN 0-521-44091-2 ), с. 338, цитируется Архитектурная библиотека музея сэра Джона Соуна , Дело Соуна 153, Лекция, V, январь 1810 г., листы 50–51.
- ^ Уоткин, сэр Джон Соун, с. 337, цитируется Архитектурная библиотека музея сэра Джона Соуна , Дело Соуна 153, Лекция, V, январь 1810 г., лист 52.
- ^ стр. 753, Словарь биографических цитат, Джастин Винтл и Ричард Кенин (редакторы), 1978, Routledge & K. Paul
- ^ страница 59, Жизнь и работа Ч. Р. Кокерелла, Дэвида Уоткина, 1974, A. Zewemmer Ltd, ISBN 0-302-02571-5
- ^ Такстер, Джон (2005). «Обзоры - Путешествие в Лондон (Апельсиновое дерево, Ричмонд)» . Путеводитель по британскому театру . Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ Mallgrave 2005, с. 47.
- ^ Холлидей, с. 187.
- ^ «Гербмен Кларенсо | Британская история в Интернете» . www.british-history.ac.uk . Проверено 21 ноября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берковиц, Джеральд М., сэр Джон Ванбру и комедия конца реставрации , Editions Rodopi (январь 1981 г.), ISBN 978-90-6203-503-8 .
- Борода, Джеффри (1986). Работа Джона Ванбру . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-4678-4 .
- Босуэлл, Джеймс (11 августа 2004 г.). Лондонский журнал Босуэлла, 1762–1763 (Йельские издания частных документов Джеймса Босуэлла) (2-е исправленное издание). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2146-0 .
- Билл Брайсон (2010). Дома: Краткая история частной жизни . Даблдэй. ISBN 978-0-385-61917-2 .
- Добре, Бонами (1927). Введение в Полное собрание сочинений сэра Джона Ванбру , том. 1. Блумсбери: Не такая пресса.
- Даунс, Керри (1987). Сэр Джон Ванбру: Биография . Лондон: Сиджвик и Джексон.
- Даунс, Керри. «Ванбру, сэр Джон (1664–1726)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/28058 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Грин, Дэвид (1982). Бленхеймский дворец . Оксфорд: Олден Пресс.
- Холлидей, Э.Э. (1967). Культурная история Англии . Лондон: Темза и Гудзон.
- Харт, Воган (2003). «Довольно нахальное лицо»: Ситон Делаваль Джона Ванбру», Architectural Research Quarterly , том 7, № 3/4, стр. 311–23.
- Харт, Воган (2008). Сэр Джон Ванбру: Рассказчик в камне , Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Хьюм, Роберт Д. (1976). Развитие английской драмы в конце семнадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Хант, Ли (редактор) (1840). Драматические произведения Уичерли, Конгрива, Ванбру и Фаркуара.
- Лоу, Роберт Уильям; Сиббер, Колли (1889). Извинения за жизнь мистера Колли Сиббера . Лондон: Чарльз Уиттингем и компания. 338 . Проверено 23 июня 2010 г.
- Мэлгрейв, Гарри Фрэнсис. (2005). Современная архитектурная теория: исторический обзор, 1673–1968 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-79306-8 .
- Маккормик, Фрэнк (1991). Сэр Джон Ванбру: драматург как архитектор. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Милхауз, Джудит (1979). Томас Беттертон и управление Линкольнс-Инн-Филдс 1695–1708 гг . Карбондейл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса.
- Нальбах, Дэниел (1972). Королевский театр, 1704–1867: Первый итальянский оперный театр в Лондоне . Лондон: Общество театральных исследований. ISBN 978-0-85-430003-7 .
- Шервуд, Дженнифер и Певснер, Николаус (1974) Оксфордшир (Лондон: Пингвин; ISBN 0-14-071045-0 )
- Уоткин, Дэвид (1979). Английская архитектура . Лондон: Темза и Гудзон.
- Уильямс, Гарольд (1958). Стихи Джонатана Свифта . Издательство Оксфордского университета. п. 430 . Проверено 23 июня 2010 г.
- Секкомб, Томас (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 880–881.
- Уоттс, Теодор (1888). « Ванбру, сэр Джон ». энциклопедия Британская Том. 24 (9-е изд.).
- Секкомб, Томас (1899). « Ванбру, Джон ». Словарь национальной биографии . Том. 58.
- « Ванбру, сэр Джон », Краткий биографический словарь английской литературы , 1910 г. - через Wikisource.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корднер, Майкл. «Драматург против священника: ненормативная лексика и остроумие реставрационной комедии». В Деборе Пейн Фиск (редактор) (2000), Кембриджский компаньон английского реставрационного театра , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кропплстоун, Тревин (1963). Мировая архитектура . Хэмлин.
- Даль Лаго, Адальберт (1966). Древние виллы . Милан: Фрателли Фаббри.
- Харлин, Роберт (1969). Исторические дома . Лондон: Конде Наст.
- Ванбру, Джон (1927). Полное собрание сочинений , тома 1–5 (под ред. Бонами Добри и Джеффри Уэбба). Блумсбери: Не такая пресса.
- Уистлер, Лоуренс (1938). Сэр Джон Ванбру, архитектор и драматург, 1664–1726 гг. Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Джона Ванбру в Project Gutenberg
- Работы Джона Ванбру в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Ванбру, Спровоцированная жена . Будьте осторожны, это сокращенный и искаженный текст.
- Колли Сиббер, «Апология» , том. 1
- Колли Сиббер, «Апология» , том. 2
- Замок Ховард
- Бленхеймский дворец
- Кингс Уэстон Хаус
- Ситон Делаваль Холл
- Замок Ванбру
- Джон Ванбру
- 1664 рождения
- 1726 смертей
- Английские архитекторы в стиле барокко
- Английские ландшафтные архитекторы
- Английские офицеры вооружения
- Люди из Честера
- Люди из Вестминстера
- Художники из Лондона
- Архитекторы из Чешира
- Архитекторы из Лондона
- Похороны в церкви Святого Стефана Уолбрука
- Мужчины-феминисты
- Английские драматурги и драматурги XVII века.
- Писатели-мужчины 17 века
- Английские архитекторы 17 века.
- Англичане голландского происхождения
- Английские драматурги и драматурги-мужчины
- Рыцари Бакалавр
- Узники Бастилии
- Англичане фламандского происхождения