Jump to content

Томас Беттертон

Томас Беттертон, картина сэра Годфри Неллера

Томас Беттертон (август 1635 – 28 апреля 1710), ведущий актер мужского пола и театральный менеджер времен Реставрации Англии, сын младшего повара короля Карла I , родился в Лондоне .

Ученик и актер

[ редактировать ]

Беттертон родился в августе 1635 года на Тотилл-стрит, Вестминстер. [1] Он был отдан в ученики Джону Холдену, издателю сэра Уильяма Дэвенанта , и, возможно, позже к книготорговцу по имени Джон Роудс , который работал гардеробщиком в театре Блэкфрайарс . В 1659 году Родс получил лицензию на создание труппы актеров в театре «Кокпит» на Друри-Лейн ; и после открытия этого театра в 1660 году Беттертон впервые появился на сцене. [2]

Таланты Беттертона сразу же сделали его известным, и ему дали ведущие роли. При открытии нового театра в Линкольнс-Инн-Филдс в 1661 году Давенант, патентообладатель компании Duke's Company , пригласил Беттертона и всю труппу Родса сыграть в его «Осаде Родоса» . Давенанта Также в 1661 году он сыграл принца Альваро в «Любви и чести» . Беттертон, помимо того, что был любимцем публики, пользовался большим уважением у Карла II , который отправил его в Париж для изучения тамошних улучшений сцены. [2] По словам Сиббера, после его возвращения в Англию это был первый случай, когда меняющиеся сцены заменили гобелены в английском театре. [3]

В 1662 году он женился на актрисе Мэри Сондерсон (умерла в 1712 году). Свою профессиональную карьеру она начала, сыграв несколько крупных женских ролей в пьесах Шекспира. Она и ее муж Томас Беттертон делили сцену в постановке « Гамлета» , в которой она сыграла Офелию, в противоположность «Гамлету» Беттертона. [3] Они также сыграли Босолу и Герцогиню в «Герцогине Мальфи» Вебстера в начале 1660-х годов. В то же время она также была консультантом и деловым партнером своего мужа. В эпоху, когда актерская профессия часто считалась печально известной и неприличной, а актеров, как мужчин, так и женщин, несправедливо критиковали как шлюх, Беттертоны все еще считались респектабельными людьми. Их пригласили научить детей из благородных и королевских семей исполнять «Калисто» Джона Крауна 1675 года в последней придворной маске Стюартов. [4]

На вид он был атлетического телосложения, ростом чуть выше среднего, со склонностью к полноте; голос его был скорее сильным, чем мелодичным, но при декламации он использовался с величайшей ловкостью. Пепис , Поуп , Стил и Сиббер щедро хвалят его игру. В его репертуар входило большое количество шекспировских ролей, многие из них представлены в версиях, адаптированных Давенантом , Драйденом , Шедвеллом и Наумом Тейтом . Несмотря на то, что эти адаптированные версии не получили одобрения критиков, они также не нанесли вреда и не затмили игру Беттертона. Тем не менее, его выступления получили высокую оценку. [3] Он сыграл Лира вместе с Корделией Элизабет Барри в модифицированной версии Тейта Шекспира «Короля Лира» . Беттертон сам был автором нескольких адаптаций, популярных в свое время. [2]

Актер и менеджер

[ редактировать ]

После смерти Давенанта в 1668 году Беттертон был фактическим менеджером и директором труппы герцога , а после слияния двух лондонских театральных трупп в 1682 году он продолжал выполнять эти функции в новой Объединенной компании. Переживая все более ухудшающиеся условия и условия в этой жадной до денег монополии (см. Спектакль «Восстановление» и «Комедия о Реставрации» ), ведущие актеры покинули его в 1695 году и основали кооперативную компанию в Линкольнс-Инн-Филдс под руководством Беттертона. Новая компания открылась премьерой фильма Конгрива « Любовь за любовь» с участием звездного состава, включая Беттертона в роли Валентины и Энн Брейсгедл в роли Анжелики. Но через несколько лет прибыль упала; и Беттертон, страдающий от возрастных немощей и подагры , решил уйти со сцены. На своем бенефисе, когда, как говорят, прибыль превысила 500 фунтов стерлингов , он сыграл Валентина в «Любви за любовь» . [2]

Карьера Беттертона не только охватывает период Реставрационного театра, но и отмечает его высшую точку. [5] Был период, когда размер театральной публики начал сокращаться, и, чтобы возродить интерес людей к театру, он изобрел новые сценические машины в Дорсет-Гарден-Театре , перенес «Пророчицу» в оперу и представил французских певцов и танцоров Этап реставрации. [5] Он также построил первый постоянный театр, полностью оснащенный итальянским оборудованием. Кроме того, он вложил средства в реконструкцию теннисного корта в Линкольнс-Инн-Филдс и построил там новый театр, поэтому помимо зарплаты он также получал небольшую сумму «арендной платы» за каждое представленное там представление. [4] Беттертон работал со всеми наиболее значительными драматургами своего времени и первым поколением английских актрис. [6] В его время, за исключением Уильяма Маунтфорта , который приобрел универсальность в исполнении ролей, большинство современных актеров Беттертона сознательно ограничивали себя определенными популярными типами персонажей. Однако Беттертон сыграл более 120 различных ролей в таких жанрах, как героическая драма, джонсоновская комедия, нравственные комедии, трагикомедии Бомонта и Флетчера, а также трагедии, комедии и истории Шекспира. [5] В возрасте семидесяти пяти лет он заявил: «Он еще учился быть актером». [4] Первым руководством по актерскому мастерству, опубликованным на английском языке, была «Жизнь мистера Томаса Беттертона» , которая представляла собой в основном стилизацию французских руководств по риторике с отрывками, заимствованными из английских пьес. [4]

Новаторство Беттерсона в декорациях и театральном менеджменте, а также его вклад в театральное искусство сформировали культуру английского театра. [6]

Беттертон выступил в течение пятнадцати дней после своей смерти. [5] За три дня до своей смерти в семьдесят пять лет, [5] В последний раз он появился на сцене в 1710 году в роли Мелантия в «Трагедии горничной» . Вскоре он умер и был похоронен в Вестминстерском аббатстве . [2] С момента его дебюта в качестве актера в 1659 году до его последнего выступления в 1710 году его пятидесятилетняя карьера длилась почти до конца династии Стюартов. Смерть Томаса Беттертона знаменует собой конец поколения. [4]

[ редактировать ]

Беттертон изображается Томом Уилкинсоном в фильме 2004 года « Красота сцены» . В то время Уилкинсону было около 50 лет, однако действие фильма происходит примерно в 1662 году, когда Беттертону было меньше 30.

Выбранные роли

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Национальная циклопедия полезных знаний , Том III, Лондон, Чарльз Найт, 1847, стр.273
  2. ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
  3. ^ Jump up to: а б с «Томас Беттертон (ок. 1635-1710)» . www.theatrehistory.com . Проверено 22 апреля 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Милхауз, Джудит (2011). «Томас Беттертон, величайший актер эпохи реставрации». Театральный обзор . дои : 10.1017/S0040557411000536 . S2CID   164129934 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Армстронг, Уильям А. (20 июня 1954 г.). «Игра Томаса Беттертона» . Английский . 10 (56): 55–57. дои : 10.1093/английский/10.56.55 . ISSN   0013-8215 .
  6. ^ Jump up to: а б «Томас Беттертон» . Издательство Кембриджского университета . Проверено 22 апреля 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7dd9bfc1d5594cd72c677689e33f84da__1706622180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/da/7dd9bfc1d5594cd72c677689e33f84da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas Betterton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)