Томас Беттертон

Томас Беттертон (август 1635 – 28 апреля 1710), ведущий актер мужского пола и театральный менеджер времен Реставрации Англии, сын младшего повара короля Карла I , родился в Лондоне .
Ученик и актер
[ редактировать ]Беттертон родился в августе 1635 года на Тотилл-стрит, Вестминстер. [1] Он был отдан в ученики Джону Холдену, издателю сэра Уильяма Дэвенанта , и, возможно, позже к книготорговцу по имени Джон Роудс , который работал гардеробщиком в театре Блэкфрайарс . В 1659 году Родс получил лицензию на создание труппы актеров в театре «Кокпит» на Друри-Лейн ; и после открытия этого театра в 1660 году Беттертон впервые появился на сцене. [2]
Таланты Беттертона сразу же сделали его известным, и ему дали ведущие роли. При открытии нового театра в Линкольнс-Инн-Филдс в 1661 году Давенант, патентообладатель компании Duke's Company , пригласил Беттертона и всю труппу Родса сыграть в его «Осаде Родоса» . Давенанта Также в 1661 году он сыграл принца Альваро в «Любви и чести» . Беттертон, помимо того, что был любимцем публики, пользовался большим уважением у Карла II , который отправил его в Париж для изучения тамошних улучшений сцены. [2] По словам Сиббера, после его возвращения в Англию это был первый случай, когда меняющиеся сцены заменили гобелены в английском театре. [3]
В 1662 году он женился на актрисе Мэри Сондерсон (умерла в 1712 году). Свою профессиональную карьеру она начала, сыграв несколько крупных женских ролей в пьесах Шекспира. Она и ее муж Томас Беттертон делили сцену в постановке « Гамлета» , в которой она сыграла Офелию, в противоположность «Гамлету» Беттертона. [3] Они также сыграли Босолу и Герцогиню в «Герцогине Мальфи» Вебстера в начале 1660-х годов. В то же время она также была консультантом и деловым партнером своего мужа. В эпоху, когда актерская профессия часто считалась печально известной и неприличной, а актеров, как мужчин, так и женщин, несправедливо критиковали как шлюх, Беттертоны все еще считались респектабельными людьми. Их пригласили научить детей из благородных и королевских семей исполнять «Калисто» Джона Крауна 1675 года в последней придворной маске Стюартов. [4]
На вид он был атлетического телосложения, ростом чуть выше среднего, со склонностью к полноте; голос его был скорее сильным, чем мелодичным, но при декламации он использовался с величайшей ловкостью. Пепис , Поуп , Стил и Сиббер щедро хвалят его игру. В его репертуар входило большое количество шекспировских ролей, многие из них представлены в версиях, адаптированных Давенантом , Драйденом , Шедвеллом и Наумом Тейтом . Несмотря на то, что эти адаптированные версии не получили одобрения критиков, они также не нанесли вреда и не затмили игру Беттертона. Тем не менее, его выступления получили высокую оценку. [3] Он сыграл Лира вместе с Корделией Элизабет Барри в модифицированной версии Тейта Шекспира «Короля Лира» . Беттертон сам был автором нескольких адаптаций, популярных в свое время. [2]
Актер и менеджер
[ редактировать ]После смерти Давенанта в 1668 году Беттертон был фактическим менеджером и директором труппы герцога , а после слияния двух лондонских театральных трупп в 1682 году он продолжал выполнять эти функции в новой Объединенной компании. Переживая все более ухудшающиеся условия и условия в этой жадной до денег монополии (см. Спектакль «Восстановление» и «Комедия о Реставрации» ), ведущие актеры покинули его в 1695 году и основали кооперативную компанию в Линкольнс-Инн-Филдс под руководством Беттертона. Новая компания открылась премьерой фильма Конгрива « Любовь за любовь» с участием звездного состава, включая Беттертона в роли Валентины и Энн Брейсгедл в роли Анжелики. Но через несколько лет прибыль упала; и Беттертон, страдающий от возрастных немощей и подагры , решил уйти со сцены. На своем бенефисе, когда, как говорят, прибыль превысила 500 фунтов стерлингов , он сыграл Валентина в «Любви за любовь» . [2]
Карьера Беттертона не только охватывает период Реставрационного театра, но и отмечает его высшую точку. [5] Был период, когда размер театральной публики начал сокращаться, и, чтобы возродить интерес людей к театру, он изобрел новые сценические машины в Дорсет-Гарден-Театре , перенес «Пророчицу» в оперу и представил французских певцов и танцоров Этап реставрации. [5] Он также построил первый постоянный театр, полностью оснащенный итальянским оборудованием. Кроме того, он вложил средства в реконструкцию теннисного корта в Линкольнс-Инн-Филдс и построил там новый театр, поэтому помимо зарплаты он также получал небольшую сумму «арендной платы» за каждое представленное там представление. [4] Беттертон работал со всеми наиболее значительными драматургами своего времени и первым поколением английских актрис. [6] В его время, за исключением Уильяма Маунтфорта , который приобрел универсальность в исполнении ролей, большинство современных актеров Беттертона сознательно ограничивали себя определенными популярными типами персонажей. Однако Беттертон сыграл более 120 различных ролей в таких жанрах, как героическая драма, джонсоновская комедия, нравственные комедии, трагикомедии Бомонта и Флетчера, а также трагедии, комедии и истории Шекспира. [5] В возрасте семидесяти пяти лет он заявил: «Он еще учился быть актером». [4] Первым руководством по актерскому мастерству, опубликованным на английском языке, была «Жизнь мистера Томаса Беттертона» , которая представляла собой в основном стилизацию французских руководств по риторике с отрывками, заимствованными из английских пьес. [4]
Новаторство Беттерсона в декорациях и театральном менеджменте, а также его вклад в театральное искусство сформировали культуру английского театра. [6]
Беттертон выступил в течение пятнадцати дней после своей смерти. [5] За три дня до своей смерти в семьдесят пять лет, [5] В последний раз он появился на сцене в 1710 году в роли Мелантия в «Трагедии горничной» . Вскоре он умер и был похоронен в Вестминстерском аббатстве . [2] С момента его дебюта в качестве актера в 1659 году до его последнего выступления в 1710 году его пятидесятилетняя карьера длилась почти до конца династии Стюартов. Смерть Томаса Беттертона знаменует собой конец поколения. [4]
В популярной культуре
[ редактировать ]Беттертон изображается Томом Уилкинсоном в фильме 2004 года « Красота сцены» . В то время Уилкинсону было около 50 лет, однако действие фильма происходит примерно в 1662 году, когда Беттертону было меньше 30.
Выбранные роли
[ редактировать ]- Принц Альваро в любви и чести (1661)
- Гамлет (1661)
- Уэлфорд в Сквайре Олдсаппе (1678)
- Король Лир в «Короле Лире» Наума Тейта (1681)
- Джаффейр в сохранившейся Венеции (1682 г.)
- Валентина в фильме «Любовь за любовь» (1695)
- Тамерлан Николаса Роу (1701 г.)
- Мелантий в «Трагедии горничной» (1710)
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
- ^ Национальная циклопедия полезных знаний , Том III, Лондон, Чарльз Найт, 1847, стр.273
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: а б с «Томас Беттертон (ок. 1635-1710)» . www.theatrehistory.com . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Милхауз, Джудит (2011). «Томас Беттертон, величайший актер эпохи реставрации». Театральный обзор . дои : 10.1017/S0040557411000536 . S2CID 164129934 .
- ^ Jump up to: а б с д и Армстронг, Уильям А. (20 июня 1954 г.). «Игра Томаса Беттертона» . Английский . 10 (56): 55–57. дои : 10.1093/английский/10.56.55 . ISSN 0013-8215 .
- ^ Jump up to: а б «Томас Беттертон» . Издательство Кембриджского университета . Проверено 22 апреля 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Беттертон, Томас ». Британская энциклопедия . Том. 03 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 832. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Найт, Джон Джозеф (1885). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 4. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
- Роберт Уильям Лоу, Томас Беттертон (1891)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Томасом Беттертоном, на Викискладе?