Тамерлан (спектакль)
Тамерлан | |
---|---|
Написал | Николас Роу |
Дата премьеры | декабрь 1701 г. |
Место премьеры | Театр Линкольнс Инн Филдс , Лондон |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Трагедия |
«Тамерлан» — историческая пьеса английского писателя Николаса Роу , написанная в 1701 году . [ 1 ] Трагедия . , изображающая жизнь Тимура , завоевателя четырнадцатого века и основателя Тимуридов империи Роу, стойкий виг , использовал эту историческую историю как аллегорию жизни Вильгельма III , который напоминает его изображение Тамерлана, в то время как его противник, османский лидер Баязид I, был эквивалентен давнему противнику Вильгельма Людовику XIV во Франции . [ 2 ] Более ранняя версия рассказа «Тамерлен» была написана Кристофером Марлоу в эпоху Елизаветы с совершенно иным фокусом в контексте английского Возрождения . [ 3 ]
Впервые он был исполнен в декабре 1701 года в театре Линкольнс-Инн-Филдс в Лондоне, одном из двух патентных театров той эпохи, и был опубликован в следующем году Джейкобом Тонсоном . [ 4 ] В первоначальный состав входили Томас Беттертон в роли Тамерлана, Джон Вербрюгген в роли Баязета, Бартон Бут в роли Аксаллы, Уильям Пауэлл в роли Монезеса, Джордж Пак в роли Стратокла, Уильям Филдхаус в роли принца Танаиса, Джон Фриман в роли Омара, Джон Кори в роли Мирвана, Бенджамин Хасбэнд в роли Замы. , Элизабет Барри в роли Арпасии и Энн Брейсгедл в роли Селимы. Беттертон произнес пролог , и пьеса была посвящена вигскому политику лорду Хартингтону , будущему герцогу Девонширскому . [ 5 ]
Пьеса Роу была частично оформлена как ответ на поддерживающую тори работу Бевила Хиггонса о Тимуре завоевателе» « Щедром , которая поддерживала прямую наследственную монархию . [ 6 ] Впервые оно было исполнено после смерти свергнутого Якова II и наступления его поддержанного французами маленького сына Джеймса в качестве якобитского претендента на трон, и в этом контексте Роу, возможно, использовал его, чтобы предположить, что грядущая война с Францией будет « обязательство, а не выбор». [ 7 ] Кроме того, характер итальянского принца Аксаллы был смоделирован по образцу принца Евгения Савойского , австрийского полководца, прославившегося во время Великой турецкой войны и впоследствии ставшего популярной фигурой в Британии, сражавшейся бок о бок с герцогом Мальборо . [ 8 ]
История выступлений
[ редактировать ]Сложилась традиция ставить пьесу либо в день рождения Вильгельма III (4 ноября), либо в годовщину его высадки в Англии в 1688 году (5 ноября), даты, которые также совпадали с годовщиной открытия Порохового заговора . [ 9 ] [ 10 ] Спектакль потерял популярность во время тори правления Роберта Харли между 1710 и 1714 годами и не был поставлен. В политически настроенном Дублине пьеса была поставлена в ноябре 1712 года со спорным прологом Сэмюэля Гарта , несмотря на запрет Ирландского совета , и спровоцировала бунт. [ 11 ] После отсутствия в Лондоне он был возрожден после « Ганноверского наследования» вместе с « Джейн Грей» , еще одной новой провигской пьесой Роу. [ 12 ] Роу был вознагражден за поддержку дела вигов, став поэтом-лауреатом в 1715 году. После » Джозефа Аддисона это «Катона была вторая по популярности трагедия на сцене восемнадцатого века после Шекспира . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми. Культура в Англии восемнадцатого века: предмет для вкуса . А&С Блэк, 2007.
- Браверман, Ричард. Сюжеты и контрсюжеты: сексуальная политика и политика тела в английской литературе, 1660–1730 гг . Издательство Кембриджского университета, 1993.
- Берлинг, Уильям Дж. Контрольный список новых пьес и развлечений на лондонской сцене, 1700–1737 гг . Fairleigh Dickinson Univ Press, 1992.
- Кейнс, Майкл Пьесы и стихи Николаса Роу, Том I: Ранние пьесы . Тейлор и Фрэнсис, 2016.
- Кэнфилд, Дж. Дуглас. Антология реставрации и драмы начала восемнадцатого века Бродвью . Бродвью Пресс, 2001.
- Рамсланд, Клемент. Либеральная пропаганда в театре, 1700–1742 гг . Университет Миннесоты, 1940 г.
- Уилкинсон, Хейзел. Эдмунд Спенсер и книга восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета, 2017.