Улисс (спектакль)
Улисс | |
---|---|
Написал | Николас Роу |
Дата премьеры | 23 ноября 1705 г. [ 1 ] |
Место премьеры | Королевский театр |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Трагедия |
«Улисс» — трагедия 1705 года британского писателя Николаса Роу . Роу вернулся к написанию трагедий после своей неудачной комедии «Кусака» в прошлом году. В актерский состав входили Томас Беттертон в роли Улисса, Бартон Бут в роли Телемаха, Элизабет Барри в роли Пенелопы и Энн Брейсгедл в роли Семанты. Многие актеры также появились в следующей работе Роу «Королевский новообращенный» . [ 2 ]
Действие происходит во времена правления Улисса . Сосредоточив внимание на споре о престолонаследии в греческом суде, Виг Роу демонстрирует свою поддержку как предложенному Акту о союзе между Англией и Шотландией, так и предстоящему ганноверскому наследованию , отдавая предпочтение якобитским претендентам. [ 3 ]
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие пьесы начинается во время возвращения Улисса на Итаку; последние двадцать лет он отсутствовал в Итаке и своей королеве Пенелопе. В его отсутствие толпа претендентов на супруги Пенелопы постепенно захватила Итаканский двор. Эти конкурирующие претенденты, все более воодушевленные отсутствием Улисса, вызывают бунт и волнения при дворе и угрожают суверенитету Итаки. Главными среди женихов являются Эвримах, царь Самоса, и Антиной, итакский дворянин и ложный друг Пенелопы и сына Улисса, Телемаха.
Тем временем Телемах влюблен в дочь самосского царя Семанту, которая горячо любит его в ответ, несмотря на дурное предчувствие сна, в котором Телемаха заменяет мертвое тело ее отца. Эвримах пытается завоевать расположение царицы, но когда он понимает, что ее не поддадутся обычным призывам к любви и нежности, он угрожает, что его солдаты убьют ее сына Телемаха. Она смягчается и обещает ему себя позже той ночью, не без большой боли и самоуничижения; она даже заходит так далеко, что пытается нанести себе удар ножом, но Этон (который кажется ей агентом Эвримаха, но на самом деле является замаскированным Улиссом) мешает ей совершить поступок. Напротив, в гомеровском эпосе Улисс замаскирован под нищего.
Вскоре после этого Улисс открывается ей, а затем Телемаху, который знает его только как Этона. После своего появления Улисс придумывает план, как напасть на соперников и убить их женихов - «отправить их виновные души выть внизу» - и просит, чтобы Телемах тем временем стоял на страже в покоях Пенелопы и убивал любого, кто осмелится войти в них. Третий акт, в котором происходят эти вступления и заговор, завершается мощной, хотя и короткой речью Улисса, в которой он заявляет о своей уверенности в своем плане. В конце концов, Эвримах приходит в покои царицы, чтобы осуществить свои желания, но Телемах находится там, охраняя свою мать. Эвримах настаивает на том, чтобы ему разрешили войти, Телемах отказывается, двое обнажают мечи, и Эвримах убит. Вскоре после этого Телемах бежит за помощью, и в это время приходит Семанфа и видит на полу своего умирающего отца; Эвримах сообщает Семанте, что Телемах был тем, кто смертельно ранил его, и по его возвращению в покои двое влюбленных обмениваются мучительными словами и расходятся.
Антиной прибывает с помощью, ему удается похитить Королеву из ее покоев и объявляет о планах настроить город против Улисса (или, возможно, дискредитировать его личность как Улисса). Похоже, он добивается успеха в настройке Итаки против Улисса, а также Ментора, Телемаха и небольшой группы верных и оригинальных последователей Улисса. Тем временем тело Эвримаха выносят на улицу; Семанту провозглашают королевой самосцев, и солдаты клянутся следовать ее приказам.
В заключительных сценах пьесы Антиной и Итаканская армия (и толпа) противостоят Улиссу и его уменьшающейся группе последователей. На пороге победы прибывает Аркас, чтобы объявить, что Телемах сражается со сторонниками Антиноя, потому что Семанф сказал им, что это Антиной убил самосского царя Эвримаха. Воодушевленные поддержкой самосской армии, Улисс и его люди сражаются с потрясенными и неустойчивыми итакцами во главе с Антиноем и побеждают его. Пьеса завершается речью Улисса о неизбежности боли в жизни человека, лучше всего иллюстрируемой его двадцатилетним путешествием, предшествовавшим началу пьесы.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Берлинг, Уильям Дж. Контрольный список новых пьес и развлечений на лондонской сцене, 1700–1737 гг . Fairleigh Dickinson Univ Press, 1992.
- Кейнс, Майкл в «Пьесах и стихах Николаса Роу», том I: Ранние пьесы . Тейлор и Фрэнсис, 2016.