Человек моды

«Человек моды», или «Сэр Фоплинг Флаттер» — комедия Джорджа Этериджа в эпоху Реставрации , написанная в 1676 году. Действие пьесы разворачивается в эпоху Реставрации Лондона и рассказывает о бабнике Дориманте, который пытается расположить к себе молодую наследницу Харриет и оторваться от своей роман с миссис Лавит. Несмотря на подзаголовок, щеголь сэр Фоплинг — лишь один из нескольких второстепенных персонажей, а повеса Доримант главный герой — .
Персонаж Дориманта, возможно, был основан на Джоне Уилмоте, 2-м графе Рочестере ; никаких доказательств этого нет. Эту роль впервые исполнили Томас Беттертон и сэр Фоплинг, яркий пижон того времени, Уильям Смит. В 2007 году Национальный театр поставил современную костюмированную постановку пьесы под руководством Николаса Хитнера с Томом Харди в главной роли в роли Дориманта. Рори Киннер получил премию Лоуренса Оливье за роль Фоплинга.
Персонажи
[ редактировать ]- г-н Доримант
- Мистер. Медли
- Старый Беллер
- Молодой Беллер, влюбленный в Эмилию
- Сэр Фоплинг Флаттер
- Леди Таунли, сестра старого Беллэра
- Эмилия
- Миссис Лавит, влюбленная в Дориманта.
- Белинда, влюбленная в Дориманта
- леди Вудвилл и
- Гарриет, ее дочь
- Перт
- Занятый
- Сапожник
- Оранжевая женщина
- Три неряшливых хулигана
- Два председателя
- Мистер Смирк священник ,
- , камердинер Хэнди
- Страницы. Лакеи и т. д. [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]Главный герой « Человека моды» — Дориман, известный распутник и горожанин.
История начинается с того, что Дориман адресует записку миссис Лавит, с которой у него роман, чтобы солгать о своем местонахождении. Впускают «Оранжевую женщину» и сообщают ему о прибытии в Лондон красивой наследницы, позже известной как Гарриет. Доримант Приходит ближайший друг и соратник , Медли, и предлагает о ней дополнительную информацию. Дориман выражает желание разорвать отношения с миссис Лавит, поскольку он уже связан с ее младшей подругой Белиндой. Двое друзей замышляют разжечь ревность миссис Лавит, чтобы она разорвала отношения с Доримантом. Входит молодой Беллэр, красивый знакомый обоих мужчин, и рассказывает о своем увлечении Эмилией, женщиной, которая была спутницей леди Таунли - его преданность высмеивается. Все трое обсуждают модника сэра Фоплинга Флаттера, недавно приехавшего в Лондон. Беллэр узнает о прибытии своего отца, о том, что он живет в том же месте, что и его Эмилия, и о его желании найти для своего сына другую партию. Приходит письмо от миссис Лавит, и Дориман уходит.
Леди Таунли и Эмилия обсуждают дела города, особенно признание Старого Беллэра в любви к Эмилии и его неосведомленность о привязанности сына к ней; Вместо этого он намерен жениться на Харриет. Молодой Беллэр признается, что написал письмо, обещая в свое время согласиться с волей отца, чтобы обмануть его. Приходит Медли и хвастается перед дамами распутным статусом Дориманта.
Миссис Лавит приходит в ярость от ревности из-за отсутствия внимания к ней Дориманта, в то время как ее женщина, Перт, пытается отговорить ее от таких чувств. Входит Белинда и сообщает ей о женщине в маске, с которой Дориманта видели на публике. Появляется Дориман и обвиняет женщин в шпионаже за ним, а также в том, что миссис Лавит поощряла привязанность сэра Фоплинга; в притворном состоянии ревности он уходит.
Харриет и молодой Беллэр ведут себя так, как будто они влюблены, чтобы обмануть наблюдающих леди Вудвилл и старого Беллэра. Тем временем Доримант и Белинда встречаются у леди Таунли и договариваются о скорой встрече. Затем Эмилия раскрывает свой интерес к Дориманту Белинде и леди Таунли. Белинда уговаривает миссис Лавит по просьбе Дориманта прогуляться по торговому центру и быть «пойманной» за флиртом с Фоплингом. Доримант встречается с Фоплингом и делает вид, что миссис Лавит испытывает к нему привязанность (Фоплинг). Когда миссис Лавит встречает Фоплинга, она ведет себя кокетливо, несмотря на то, что он ей не нравится, и ей удается заставить Дориманта ревновать. Медли предлагает ему пойти на танцы у леди Таунли, на которых будет Харриет, хотя и под видом «мистера Кортеджа», чтобы отвлечься от миссис Лавит. Вудвилл упрекает Дориманта и его репутацию перед ним, не видя его маскировки. Дориман признается Эмилии, что любит Харриет, но продолжает упрямиться. Появляется Фоплинг и почти обнаруживает Дориманта, но тот уходит, чтобы встретиться с Белиндой. Она выражает свою ревность к миссис Лавит, умоляя его никогда больше ее не видеть. Юный Беллэр обнаруживает привязанность своего отца к Эмилии, а Харриет к Дориманту, и рассказывает об этом Дориманту.
Белинда возвращается к миссис Лавит рано утром, но садится на тот же наемный стул, который заняла миссис Лавит, когда она ушла от Дориманта, подозревается в том, что она что-то замышляет. После этого прибывает Дориман и противостоит миссис Лавит; она говорит, что знает, что он всего лишь симулирует ревность, чтобы проводить время с другой женщиной.
Леди Вудвилл и старый Беллэр торопят своих детей пожениться. Спящий прерывает; его истинная личность раскрывается, когда миссис Лавит и Белинда прибывают, чтобы противостоять ему. Миссис Вудвилл в смятении. Юные Беллер и Эмилия публично демонстрируют свою любовь друг к другу. Старый Беллэр уступает в матче, и Вудвилл признает, что Доримант ей нравится, несмотря на сплетни, которые она слышала о нем. Харриет признается, что любит Дориманта, поэтому Вудвилл допускает их брак, одновременно предупреждая Харриет, что этот брак принесет ей разорение. Обе молодые пары поженятся.
Харриет советует Белинде и миссис Лавит держаться подальше от Дориманта (ради их же блага) и, возможно, присоединиться к женскому монастырю, чтобы сохранить свою доброту. Дориман и Харриет вернутся в деревню, чтобы жить с Вудвиллами. Фоплинг рад ни перед кем не брать на себя никаких обязательств.
Жанр и стиль
[ редактировать ]Брайан Гиббонс утверждает, что пьеса «предлагает комедию нравов в ее наиболее концентрированной форме». [ 2 ] Джон Драйден использовал аналогичные темы в своей работе 1678 года «Мистер Лимберхэм»; или «Добрый Хранитель» , но гораздо менее успешно; пьеса была показана всего три раза и была описана как его «самая ужасная неудача». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Гиббонс, Брайан. 1984. Введение. Пять реставрационных комедий . Новые Русалки Сер. Лондон: A&C Black. ISBN 0-7136-2610-0 . стр. VIII–XXIII.
- Лоуренс, Роберт Г. 1994. Введение в «Модного человека» . Реставрационные пьесы . Обыватель сер. Лондон: Дж. М. Дент. ISBN 0-460-87432-2 . стр. 107–110.
- Скотт МакМиллин, изд. (1997). Реставрация и комедия восемнадцатого века (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-393-96334-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Человек моды » (PDF) . (350 КБ) Полный текст.
- Джон Деннис , Защита сэра Фоплинга Флаттера (1722).