Она бы сделала это, если бы могла
Она бы сделала это, если бы могла | |
---|---|
Написал | Джордж Этеридж |
Дата премьеры | 6 февраля 1668 г. |
Место премьеры | Театр Линкольнс Инн Филдс , Лондон |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Реставрационная комедия |
«Она бы это сделала, если бы могла» — комедия 1668 года английского писателя Джорджа Этериджа . Первоначально он был поставлен в театре Lincoln's Inn Fields труппой Duke's Company . Новизна пьесы заключается в отказе от элемента романтического стиха для достижения единого тона. [ 1 ] В пьесе рассказывается о похотливости пары Коквудов; название относится к леди Коквуд, ищущей возможности обмануть сэра Оливера Коквуда.
В первоначальный состав входили Уильям Смит в роли Корталла, Джон Янг в роли Фримена, Генри Харрис в роли сэра Джослина, Джеймс Ноукс в роли сэра Оливера, Молл Дэвис в роли Гетти и Энн Шедвелл в роли леди Коквуд. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Первый акт начинается с того, что мистер Корталл и его друг мистер Фримен обсуждают злодеяния Лондона. Приходит слуга и сообщает, что у Корталла посетительница. Чтобы защитить честь дамы, он прячет Фримена в шкафу. Посетительница - миссис Сентри, горничная леди средних лет Коквуд. Она пришла сообщить о прибытии в город своей любовницы и хозяина, сэра Оливера Коквуда, и устроить свидание между своей любовницей и Кортеллом. Она (ложно) утверждает, что находится там без ведома леди Коквуд. Часовой впадает в панику, когда сэр Оливер приходит навестить Кортолла. Последний прячет Часового в другом шкафу.
Сэр Оливер приехал в город за вином, женщинами и развлечениями после того, как нашел страну слишком скучной. Корталл не удивляется, но отчитывает его за то, что он разбил сердце своей «невинной» жены. Сэр Оливер признает, что она любит его слишком сильно, но это нормально, поскольку он будет вести себя за ее спиной, и она не узнает. Затем он просит Корталла попытаться убедить его жену любить его «немного меньше». Корталл отказывается сделать это, но соглашается пообедать с ним и его другом сэром Джослином Джолли в тот же вечер.
После того, как он уходит, Часовой выходит из своего шкафа. Она потрясена лживостью своего хозяина, изменившего своей жене, прежде чем вернуться к организации встречи леди Коквуд и Корталл в тот же вечер.
После того, как она уходит, Фриман выходит из своего шкафа. Он шокирован тем, что Корталл собирается встретиться с мужем и женой в один и тот же вечер, прежде чем Корталл обнаруживает, что он все время неоднократно избегал ухаживаний леди Коквуд. Он не хочет ее расстраивать, но ни один мужчина старше 16 лет не застрахован от ее попыток заигрывания.
Затем сцена меняется на дом Коквудов, где леди Коквуд чрезмерно сожалеет, что отправила Часового все это устроить. Когда Часовой возвращается, она начинает рассказывать своей хозяйке обо всем, что произошло, прежде чем она успевает закончить. Леди Коквуд начинает оплакивать свое несчастье, когда ее обнаружили. Затем Часовой заканчивает свой рассказ, и леди Коквуд показывает, что она знает все о том, как сэр Оливер ведет себя с молодыми женщинами, и достаточно счастлива, поскольку это дает ей время преследовать молодых мужчин.
Когда появляются сэр Оливер и сэр Джослин, леди Коквуд притворяется невиновной и расстраивается, что ее муж уходит на вечер без нее. Сэр Джослин говорит ей, что они не будут пить. Племянницы сэра Джослина, Ариана и Гэтти, прибывают, когда сэр Оливер и их дядя уезжают. Они замечают, что леди Коквуд и Часовой что-то замышляют. Они согласны, что им обоим надоело быть скромными дамами, и они хотят немного развлечься. Они соглашаются переодеться в Малберри Гарденс, чтобы найти молодых людей, с которыми можно флиртовать и разбить им сердца.
Второй акт начинается с прибытия Корталла и Фримена в «Малберри Гарденс», оставив сэра Оливера слишком пьяным, чтобы заметить их отсутствие. Они здесь, чтобы отсрочить нежелательную связь Корталл с леди Коквуд. Замаскированные Ариана и Гэтти входят в сад и неоднократно проходят мимо мужчин, пытаясь заставить их следовать за ними. Между четырьмя молодыми людьми происходит какая-то запутанная погоня среди кустов. Мужчины также скрывают свою настоящую личность. В конце концов завязывается кокетливый подшучивание, в ходе которого две девушки выкладываются настолько хорошо, насколько это возможно, в остроумных репликах. Поддразнивая, девушки договариваются о встрече с мужчинами на следующий день.
Тем временем леди Коквуд расстроена отсутствием Корталла в оговоренное время и отрекается от него. Когда он появляется, от этого плана быстро отказываются в пользу первоначального плана, заключающегося в том, чтобы притвориться, будто он знает о встрече, организованной миссис Сентри, которую она высылает из комнаты. Он продолжает отбиваться от ее ухаживаний, поскольку у него нет времени, но соглашается встретиться на следующий день. Затем леди Коквуд делает выговор Часовому за то, что тот оставил ее наедине с мужчиной и поставил под угрозу свою честь. Часовой (в стороне от зрителей) рассказывает, что если она выйдет из комнаты, ее отругают, но если она останется в комнате, с ней не разговаривают в течение недели.
Ариана и Гэтти приезжают, чтобы леди Коквуд отчитала их за то, что они гуляют по Шелковичным садам без сопровождающего и рискуют своей честью. Это быстро сменяется появлением пьяных сэра Оливера, сэра Джослина, Кортолла и Фримена. Последние двое узнали одежду молодых женщин. Корталл боится, что они расскажут леди Коквуд о его флирте.
Очень пьяный сэр Оливер отвергает поцелуй жены, говоря, что лучше найдет себе девицу. Леди Коквуд впадает в истерику, и компания сочувствует ей как невинной супруге. Она шепчет Корталлу, что эта сцена будет очень полезна, поскольку она сможет сбежать и изменить с ним своему мужу. Четверо молодых людей обсуждают свою предыдущую встречу в Mulberry Gardens.
Третий акт начинается на следующий день на Новой бирже ( Британская биржа ). Фримен предлагает помочь Корталл избежать леди Коквуд, пока они преследуют Ариану и Гэтти. Они согласны с тем, что осесть слишком скучно. Фриман уходит, и приходят леди Коквуд и миссис Сентри. Корталл спрашивает ее, почему она привела к ним на свидание свою горничную. Лицемерно она говорит, что никогда никуда не ходит без нее и откажет себе во всех удовольствиях, если бы это ставило под угрозу ее репутацию. Она не против совершать непослушные поступки, но никто не должен заподозрить, что она их совершает. Приходят Ариана и Гэтти, двое других делают вид, что встретились случайно. Корталл снова откладывает встречу с леди Коквуд на следующий день. Молодые женщины дразнят его по поводу их встречи в «Малберри Гарден». Вечеринка направляется в гостиницу «Медведь».
В другом месте сэр Джослин приходит к сэру Оливеру с просьбой отвезти его на вечеринку. Однако леди Коквуд заперла всю его красивую одежду, кроме наряда для воскресной церкви, поэтому он не может выйти на улицу, чтобы его увидели молодые женщины города. Сэр Джослин уговаривает его пойти с ним на вечеринку в гостиницу «Медведь», о которой леди Коквуд никогда не узнает…
По прибытии в «Медведь» Корталл уверяет леди Коквуд, что ее муж никогда не узнает об их поездке туда. Когда их проводят в комнату, официант упоминает, что сэр Джослин и сэр Оливер будут по соседству, наслаждаясь напитками и женской компанией. Леди Коквуд не хочет, чтобы ее обнаружили, но также не хочет, чтобы ее муж прибегал к его трюкам.
Приходят сэр Джослин и сэр Оливер и направляются в свою комнату, чтобы дождаться прибытия друга сэра Джослина, мистера Рэкхелла, который приводит девушек легкого поведения. Когда он приходит, Рэйкхелл смеется над нарядом сэра Оливера. Они обмениваются одеждой за умеренную сумму. Начинаются музыка и танцы, и в конечном итоге обе стороны смешиваются, все дамы в масках. Когда леди Коквуд слышит, как ее муж хвастается его предстоящим успехом у проституток Рэкхелла, она симулирует припадок и падает в обморок. Сэр Оливер понимает, кто эти женщины, и его жена выходит из воображаемого обморока и начинает чрезмерно драматично изображать обиженную жену и жертву всех этих событий. Затем она раскрывает все свое тайное поведение, но гипотетически, в своих аргументах по отношению к мужу. Она снова впадает в ложный обморок. Сэр Оливер извиняется и тайно договаривается о встрече с блудницами на следующий день в новых Спринг-Гарденс (первоначальное название Воксхолл-Гарденс ).
Четвертый акт начинается с того, что леди Коквуд раскрывает Часовому новый план. Она отправила Корталлу и Фриману фальшивые письма от Арианы и Гэтти с организацией встреч. Это делается для того, чтобы проверить, насколько искренна привязанность Корталла к ней, в зависимости от того, примет ли он приглашение молодой девушки или нет. Сэр Оливер входит в комнату, и его жена изображает еще большую невинность и преданность ему. Он также симулирует неизменную преданность ей. Она говорит ему, что вежлива с Корталлом только потому, что он друг ее мужа, но считает (по крайней мере, она так говорит мужу), что он неверно истолковал ее вежливость по отношению к нему как нечто более скандальное. Оказывается, это план, чтобы удержать его от встречи с Арианой и Гэтти в доме Коквудов. Девочки прибывают в Спринг Гарденс, когда леди Коквуд обманом заставляет их раскрыть, что Корталл был с ними в Шелберри Гарден прошлой ночью, в то же время портя их мнение о нем. После того, как они уходят, леди Коквуд также направляется в Спринг Гарденс, чтобы узнать, примет ли Корталл фальшивое приглашение.
В Спринг Гарденс сэр Джослин, сэр Оливер и Рэйкхелл замышляют плохие дела: пьют, поют и пытаются заняться распутством. Корталл и Фриман прибывают и обнаруживают, что письма, которые они оба получили, идентичны. Они обсуждают его продолжающееся избегание леди Коквуд, пока его не прерывает прибытие Арианы и Гэтти.
Когда они встречаются, мужчины верят (поскольку они приехали вместе), что письма — это настоящее приглашение на встречу. Девушки, с другой стороны, верят версии леди Коквуд о том, что мужчины бесчестно бродят по садам в поисках средств с другими женщинами. Завязывается противоречивый разговор, который все больше убеждает и укрепляет все стороны в их предположениях, пока один из них не упоминает буквы. Прибывают леди Коквуд и Часовой, раскрытия их причастности к письмам удается избежать только благодаря появлению пьяного сэра Оливера, пытающегося сразиться с Кортоллом, чтобы защитить честь своей жены.
Пятый акт начинается в доме Коквудов. Леди Коквуд пытается спасти ситуацию, получив письма. Фримен приходит позвонить, но в середине его визита приходит Корталл, поэтому Фримену приходится прятаться в шкафу.
Когда Корталл спрашивает, чем он обидел ее и сэра Оливера, она переходит к расплывчатым и чрезмерно драматичным обвинениям в его адрес и в том вреде, который он ей причинил. Он сбит с толку ее внезапным изменением отношения к нему, но в середине своего визита сэр Оливер возвращается домой, поэтому Корталл приходится прятаться под столом.
Сэр Оливер очень извиняется. Его жена больше обеспокоена тем, что он может обнаружить, что в ее комнате спрятаны двое мужчин. Повернувшись спиной, Корталл вместе с Фрименом идет из-под стола к шкафу. Ариана и Гэтти приходят в дом, и, оставшись одни в комнате, складывают все части воедино и выясняют, что леди Коквуд преследовала Корталл, а письма писала она или миссис Сентри. Девочки обнаруживают в гардеробе Корталла и Фримена, которые затем выходят. Девочки пугаются и убегают, их приводят обратно. Коквуды и Часовой приходят посмотреть, что это за шум. Сэр Оливер предполагает, что четверо молодых людей плохо себя ведут, и его (довольно лицемерно) шокирует то, что мужчины гоняются за молодыми девушками. Корталл возлагает вину за их сокрытие на ноги Часового, говоря, что она их спрятала. Игнорируя тот факт, что она сама их спрятала, леди Коквуд выражает шок от того, насколько коррумпированными могут быть слуги. Ее муж испытывает облегчение от того, что это была не вина его жены (как он правильно предположил).
Затем леди Коквуд приходится отказаться от своих претензий к мужу по поводу намерений Корталл. Поскольку выясняется, что почерк писем принадлежит Сентри, Корталл утверждает, что они были частью наивной попытки леди Коквуд отпугнуть Ариану и Гэтти от всего бесчестного. Затем ей приходится отказаться от своих претензий к девочкам по поводу намерений Корталл.
Ариана и Гэтти объявляют, что, если бы письмо было подделано Корталлом и Фрименом, они намеревались подделать с ними брачные контракты. Мужчины соглашаются отказаться от светской жизни в Лондоне и соглашаются жениться: Корталл на Гэтти, а Фримен на Ариане.
Все призывают леди Коквуд простить Часового (за ее собственные действия) и вернуть ее на службу. Она соглашается, и две женщины соглашаются, что после всех неприятностей и промахов леди Коквуд теперь будет довольствоваться своей собственной семьей, а не искать городских удовольствий. Сэру Оливеру тоже надоело распутство, и они соглашаются быть верными друг другу.
Драматические персонажи
[ редактировать ]Сэр Оливер Коквуд — Деревенский рыцарь
Моя леди Коквуд - его жена
Сэр Джослин Джолли — деревенский рыцарь, друг сэра Оливера
Мистер Корталл - Честный джентльмен города
Мистер Фриман - друг мистера Корталла
Ариана и Гэтти - Барышни и родственницы сэра Джослина
Миссис Сентри — служанка миледи Коквуд
Мистер Рэйкуэлл – рыцарь индустрии
Томас — слуга сэра Оливера
Миссис Газетт и миссис Тринкет - две женщины по обмену
Слуга мистера Кортолла
Официанты, скрипачи и другие обслуживающий персонал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сэр Джордж Этеридж | Британский драматург | Британника» . www.britanica.com . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Ван Леннеп стр.129
Библиография
[ редактировать ]- Фиск, Дебора Пейн и Кэнфилд, Дж. Дуглас. Культурные чтения по реставрации и английский театр восемнадцатого века . Издательство Университета Джорджии, 2010.
- Ван Леннеп, В. Лондонская сцена, 1660–1800: Том первый, 1660–1700 . Издательство Университета Южного Иллинойса, 1960.