Ханна Райч
Ханна Райч | |
---|---|
![]() Ханна Райч в 1941 году | |
Рожденный | 29 марта 1912 г. |
Умер | 24 августа 1979 г. | (67 лет)
Национальность | немецкий, австрийский [1] |
Известный | Нацист , авиатор , летчик-испытатель
|
Партнер | Роберт Риттер фон Грейм (1945) |
Ханна Райч (29 марта 1912 — 24 августа 1979) — немецкая летчица и летчик-испытатель . Вместе с Мелиттой фон Штауффенберг она участвовала в летных испытаниях многих новых немецких самолетов во время Второй мировой войны и получила множество наград. Райч был одним из последних, кто встретил Адольфа Гитлера живым в бункере фюрера в конце апреля 1945 года.
Райч установила более 40 рекордов высоты полета и рекордов выносливости среди женщин в планировании и полете без двигателя. [2] [ нужен лучший источник ] до и после Второй мировой войны. В 1960-х годах министерство иностранных дел Западной Германии спонсировало ее в качестве технического советника в Гане и других странах. [3] и основала школу планеризма в Гане, где работала у Кваме Нкрумы .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Райч родился в Хиршберге , Силезия , 29 марта 1912 года в семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Она была дочерью доктора Вильгельма (Вилли) Райча, который был менеджером офтальмологической клиники, и его жены Эми Хельфф-Хиблер фон Альпенгейм, которая была представительницей австрийского дворянства . Несмотря на то, что ее мать была набожной католичкой , Ханна была воспитана протестанткой . У нее было двое братьев и сестер: брат Курт, капитан фрегата , и младшая сестра Хайди. Райч начал летное обучение в 1932 году в Школе планеризма в Грунау . [4] Будучи студенткой-медиком в Берлине, она поступила в любительскую летную школу немецкой авиапочты в Штаакене , где проходила обучение на Klemm Kl 25 . [5]
Карьера
[ редактировать ]1933–1937
[ редактировать ]В 1933 году Райч покинул медицинскую школу Кильского университета , чтобы по приглашению Вольфа Хирта стать штатным пилотом-инструктором планера в Хорнберге в Баден-Вюртемберге. [6] Райч заключила контракт с Уфимской кинокомпанией в качестве пилота-каскадера и установила неофициальный рекорд выносливости среди женщин - 11 часов 20 минут. [7] В январе 1934 года она присоединилась к экспедиции в Южную Америку по изучению термических условий вместе с Вольфом Хиртом, Петером Риделем и Хейни Диттмаром . [8] Находясь в Аргентине, она стала первой женщиной, получившей серебряный значок C , и 25-й обладательницей этого значка среди мировых пилотов-планеристов. [9]
В июне 1934 года Райч стал членом Немецкого научно-исследовательского института планеризма (DFS), а в 1935 году стал летчиком-испытателем . [10] Райч поступила в школу подготовки гражданских авиалиний в Штеттине , где она летала на двухмоторном самолете по пересеченной местности и выполняла фигуры высшего пилотажа на Focke-Wulf Fw 44 . [11] В 1937 году Эрнст Удет присвоил Райч почетное звание флюгкапитана после того, как она успешно испытала Ганса Якобса для пикирующие тормоза планеров. [12] В DFS она испытывала транспортные и десантные планеры, в том числе DFS 230, использовавшийся в битве при форте Эбен-Эмаэль . [13]
1937–1945
[ редактировать ]

направил Райча в испытательный центр Люфтваффе на аэродроме Рехлин-Лерц . В сентябре 1937 года Эрнст Удет [14]
Ее летное мастерство, стремление к публичности и фотогеничность сделали ее звездой нацистской пропаганды . Физически она была небольшого роста, очень стройная, со светлыми волосами, голубыми глазами и «готовой улыбкой». [15] Она появлялась в нацистской пропаганде в конце 1930-х - начале 1940-х годов. [16]
Райч была первой женщиной -пилотом вертолета и одной из немногих пилотов, летавших на Focke-Achgelis Fa 61 , первом полностью управляемом вертолете, за что она получила Военную летную медаль. [17] В 1938 году в течение трёх недель Международной автомобильной выставки в Берлине она совершала ежедневные полёты на вертолёте Fa 61 внутри Дойчландхалле . [16]
В сентябре 1938 года Райч пилотировал DFS Habicht Кливленда в национальных воздушных гонках . [18]
Райч была летчиком-испытателем Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков и Dornier Do 17 легких/быстрых бомбардировщиков , за что 28 марта 1941 года она получила от Гитлера Железный крест второй степени. [19] В 1942 году Райчу было предложено пилотировать многие новейшие разработки Германии, в том числе ракетный Мессершмитт Ме 163 Комет . [20] Таким образом, она стала первой и единственной женщиной в мире, управлявшей ракетным самолетом. В результате аварийной посадки на ее пятом рейсе Me 163 Райч серьезно пострадал; она провела пять месяцев в больнице, выздоравливая. [21] Райч получила Железный крест первого класса и стала одной из трех женщин, получивших это звание. После аварии [22]
Она также была единственной женщиной, управлявшей самым большим в мире планером Messerschmitt Me 321 Gigant («Гигант»). Она сыграла важную роль в добавлении второго пилота к Me 321. Она также была первой женщиной в мире, управлявшей реактивным истребителем (Me 262), и единственной женщиной в мире, управлявшей крылатой ракетой ( Fieseler Fi 103R Reichenberg). ). Вероятно, она также была первой женщиной, управлявшей пикирующим бомбардировщиком (Ju 87).
В феврале 1943 года, после известия о поражении в Сталинградской битве, она приняла приглашение генерал-полковника Роберта Риттера фон Грайма посетить Восточный фронт . Она провела три недели, посещая подразделения Люфтваффе, летая на Fieseler Fi 156 Storch . [23]
В1, 1944 г.
[ редактировать ]идею операции «Самоубийство» 28 февраля 1944 года она представила Гитлеру в Берхтесгадене , которая «потребовала бы людей, готовых пожертвовать собой с убеждением, что только таким образом их страна может быть спасена». Хотя Гитлер «не считал военную ситуацию достаточно серьезной, чтобы оправдывать их… и… это был неподходящий психологический момент», он дал свое одобрение. Проект был поручен генералу Гюнтеру Кортену . [24] В Группу самоубийц записалось около семидесяти добровольцев в качестве пилотов человеческого планера-бомбы. [25] К апрелю 1944 года Райч и Хайнц Кенше завершили испытания Me 328 , поднятого в воздух на Dornier Do 217 . [26] К тому времени к ней подошел СС SS - оберштурмбаннфюрер Отто Скорцени , один из основателей Selbstopferkommando Leonidas ( эскадрилья Леонидас ). Они адаптировали летающую бомбу Фау-1 в Fieseler Fi 103R Reichenberg, включая двухместный и одноместный самолеты с механизмами приземления и без них. [27] План так и не был реализован оперативно, «решающий момент был упущен». [28]
В своей автобиографии «Флиген» Майн Лебен Райч вспоминает, что после двух первых аварий Fi 103R она и Хайнц Кенше взяли на себя испытания прототипа Fi 103R. Перед обучением инструкторов она совершила несколько успешных испытательных полетов. «Хотя средний пилот мог без труда управлять Фау-1, когда он находился в воздухе, для его посадки требовалось исключительное мастерство, поскольку он имел очень высокую посадочную скорость и, более того, на тренировках это была модель планера без двигателя. это обычно применялось». [29]
В октябре 1944 года Райч заявила, что ей показали буклет Петера Риделя, который он получил в посольстве Германии в Стокгольме, о газовых камерах . Далее она утверждала, что, считая это вражеской пропагандой, она согласилась сообщить об этом Генриху Гиммлеру . Говорят, что когда она это сделала, Гиммлер спросил, верит ли она в это, и она ответила: «Нет, конечно, нет. Но вы должны что-то сделать, чтобы противостоять этому. Вы не можете позволить им переложить это на Германию». «Вы правы», — ответил Гиммлер. [30]
Берлин, 1945 год.
[ редактировать ]
В последние дни войны Гитлер уволил Германа Геринга с поста главы Люфтваффе и назначил на его место фон Грейма. Фон Грейм и Райч вылетели из аэропорта Гатов в воюющий Берлин, чтобы встретиться с Гитлером в бункере фюрера , прибыв 26 апреля, когда войска Красной Армии уже находились в центральном районе Берлина. [31] Райч и фон Грайм перелетели с аэродрома Рехлин-Ларц на аэродром Гатов на Focke-Wulf Fw 190 (с Райчем в фюзеляже небольшого самолета) в сопровождении двенадцати других Fw 190 с Jagdgeschwader 26 под командованием гауптмана Ханса Дортенмана . [32] [33] В Берлине Райч и фон Грайм взяли Fi 156 Storch — сначала пилотировал фон Грайм, пока ему не попала пуля в ногу, затем Райч протянул над ним руку и приземлился на импровизированной взлетно-посадочной полосе в Тиргартене возле Бранденбургских ворот и Берлинской колонны Победы. . [34] 27 апреля Гитлер дал Райч две капсулы с ядом для себя и фон Грейма, которые она приняла. [35] [36]
Вскоре после полуночи 29 апреля Гитлер приказал Райчу и фон Грейму вылететь из Берлина на Arado Ar 96 (который доставил в Тиргартен пилот, уложивший Райча в свой фюзеляж), утверждая, что они могут доставить генерала Вальтера Венка. спасти Берлин. [37] Фон Грейму было приказано заставить Люфтваффе атаковать советские войска, которые только что достигли Потсдамской площади , и обеспечить наказание Гиммлера за предательство, связанное с установлением несанкционированного контакта с западными союзниками относительно условий капитуляции. [Примечание 1] Войска советской 3-й ударной армии , пробивавшейся с севера через Тиргартен , попытались сбить самолет, опасаясь, что на нем скрывается Гитлер, но он успешно взлетел. [38] [39] [Примечание 2]
Захват, 1945 год.
[ редактировать ]Вскоре Райч был схвачен вместе с фон Греймом, и они вместе были допрошены офицерами военной разведки США. [Примечание 3] Когда его спросили о приказе покинуть фюрербункер 29 апреля 1945 года, [43] Сообщается, что Райч и фон Грейм повторили один и тот же ответ: «Это был самый черный день, когда мы не могли умереть рядом с нашим фюрером». Райч заявил: «Мы все должны преклонить колени в благоговении и молитве перед алтарем Отечества», имея в виду бункер фюрера . [44] Райч отверг утверждения о выживании Гитлера , заявив: «У него не было смысла жить, и трагедия заключалась в том, что он знал это… возможно, лучше, чем кто-либо другой». Райч утверждал, что Гитлер изначально руководствовался желанием «снова сделать Германию здоровой», но поставил на кон свое население. Она раскритиковала его некомпетентность как лидера (например, то, что он выбрал не тех людей на должность) и неоднократно утверждала, что никогда больше отдельный человек не должен иметь такой большой контроль над какой-либо страной. [45] Райча держали под стражей восемнадцать месяцев; [46] фон Грейм покончил с собой 24 мая 1945 года.
Эвакуированная из Силезии раньше советских войск, семья Райча укрылась в Зальцбурге . [47] Ночью 3 мая 1945 года, услышав слух о том, что всех беженцев должны вернуть в их первоначальные дома в советской оккупационной зоне, отец Райч застрелил ее мать и сестру. [48] и трое детей ее сестры, прежде чем покончить с собой. [49]
1945–1979
[ редактировать ]После освобождения Райч поселилась во Франкфурте-на-Майне . После войны гражданам Германии было запрещено летать на самолетах с двигателями, но через несколько лет было разрешено планерное плавание , которым она снова занялась. В 1952 году Райч завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира по планерному спорту в Испании ; она была первой женщиной, участвовавшей в соревнованиях [50] а в 1955 году она стала чемпионкой Германии. [50] Она продолжала побивать рекорды, в том числе женский рекорд высоты (6848 м (22 467 футов)) в 1957 году и свой первый бриллиант значка Gold-C. [50]
В середине 1950-х годов Райч дала киноинтервью и рассказала о своих летных испытаниях Fa 61, Me 262 и Me 163 во время войны.
В 1959 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру предложил Райч, свободно говорившему по-английски, открыть центр планерного спорта, и она пролетела с ним над Нью-Дели . [50] В 1961 году президент США Джон Кеннеди пригласил ее в Белый дом . [51]
С 1962 по 1966 год жила в Гане . Тогдашний президент Ганы Кваме Нкрума пригласил Райч в Гану после ознакомления с ее работой в Индии. В Афиении она основала первую национальную школу планеризма для чернокожих африканцев, тесно сотрудничая с правительством и вооруженными силами. Правительство Западной Германии поддержало ее в качестве технического советника. [52] Школой командовал JES de Graft-Hayford , с такими планерами, как двухместный Schleicher K7 , Slingsby T.21 и Bergfalke , а также одноместный Schleicher K8 . [53] В 1970 году она получила Бриллиантовый значок ФАИ . [54] Этот проект, очевидно, имел большое значение для Нкрумы и был истолкован как часть «модернистской» идеологии развития. [55]
Отношение Райча к расе претерпело изменения. «Раньше мне в жизни никогда бы не пришло в голову относиться к чернокожему человеку как к другу или партнеру…» Теперь она испытывала чувство вины за свою прежнюю «самонадеянность и высокомерие». [56] Она сблизилась с Нкрумой. Детали их отношений сейчас неясны из-за уничтожения документов, но некоторые сохранившиеся письма носят интимный тон. [57]
В Гане некоторые африканцы были обеспокоены известностью человека с прошлым Райча, но Ширли Грэм Дюбуа , известная афроамериканская писательница, эмигрировавшая в Гану и дружелюбно относившаяся к Райчу, согласилась с Нкрумой в том, что Райч был чрезвычайно наивен в политическом отношении. [58] Сообщения современной ганской прессы, кажется, показывают отсутствие интереса к ее прошлому. [59]
На протяжении 1970-х годов Райч дважды побила рекорды планеризма во многих категориях, в том числе «Мировой рекорд среди женщин по выходу и возвращению»: один раз в 1976 году (715 км (444 миль)) и снова в 1979 году (802 км (498 миль)), летая вдоль Аппалачских хребтов в США. За это время она также финишировала первой в женской секции первого чемпионата мира по вертолётам. [15]
Последнее интервью, 1970-е.
[ редактировать ]В 1970-х годах, ближе к концу жизни, Райч несколько раз брала интервью и фотографировалась американским фотожурналистом еврейского происхождения Роном Лайтнером. В своем заключительном слове она сказала:
А что мы имеем сейчас в Германии? Страна банкиров и автопроизводителей. Даже наша великая армия ослабла. Солдаты носят бороды и подвергают сомнению приказы. Мне не стыдно сказать, что я верил в национал-социализм. Я до сих пор ношу Железный крест с бриллиантами, которые мне подарил Гитлер. Но сегодня во всей Германии не найти ни одного человека, который проголосовал бы за приход к власти Адольфа Гитлера... Многие немцы чувствуют себя виноватыми из-за войны. Но они не объясняют настоящую вину, которую мы разделяем – за то, что мы проиграли. [60]
В том же интервью она сказала: [42]
Однажды я спросил Германа Геринга: «Что я слышу о том, что Германия убивает евреев?»Геринг сердито ответил: «Совершенно возмутительная ложь, выдуманная британской и американской прессой. Когда-нибудь ее используют как веревку, на которой нас повесят, если мы проиграем войну».
Смерть
[ редактировать ]
Райч умерла от сердечного приступа во Франкфурте в возрасте 67 лет 24 августа 1979 года. Она никогда не была замужем. [61] Она похоронена в семейной могиле Райчей на муниципальном кладбище Зальцбурга.
Бывший британский летчик-испытатель и Королевского флота офицер Эрик Браун сказал, что в начале августа 1979 года он получил письмо от Райч, в котором она сказала: «Все началось в бункере, там и закончится». Через несколько недель она умерла. Браун предположила, что Райч взяла капсулу с цианидом, которую Гитлер дал ей в бункере, и что она приняла ее как часть договора о самоубийстве с Граймом. [62] Записей о вскрытии нет. [63]
Список наград и мировых рекордов
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
- 1932: рекорд выносливости в планировании среди женщин (5,5 часа)
- 1936: рекорд дальности планирования среди женщин (305 км (190 миль))
- 1937: первая женщина, пересекшая Альпы на планере.
- 1937: первая женщина в мире, получившая звание капитана звена от полковника Эрнста Удета.
- 1937: первая женщина, управляющая вертолетом (Fa 61).
- 1937: мировой рекорд дистанции на вертолете (109 км (68 миль))
- 1938: первый человек, управляющий вертолетом (Fa 61) внутри закрытого пространства (Deutschlandhalle).
- 1938: победитель немецких национальных соревнований по планерному спорту Зильт - Бреслау Силезия.
- 1939: мировой рекорд среди женщин в планерном перелете «точка-точка». [64]
- 1943: Во время службы в Люфтваффе стала первой женщиной, пилотировавшей ракетный самолет (Messerschmitt Me 163). Она пережила катастрофическую аварию, хотя и получила серьезные травмы, и благодаря этому стала первой из трех немецких женщин, получивших Железный крест первого класса.
- 1944: первая женщина в мире, пилотировавшая реактивный самолет в исследовательском центре Люфтваффе в Рехлине во время испытаний Мессершмитта Ме 262 и Хейнкеля He 162.
- 1952: третье место на чемпионате мира по планерному спорту в Испании вместе со своей партнершей по команде Лисбет Хефнер.
- 1955: чемпион Германии по планерному спорту
- 1956: Рекорд Германии по дальности планирования (370 км (230 миль))
- 1957: Рекорд Германии по высоте планирования (6848 м (22 467 футов))
Книги Ханны Райч
[ редактировать ]- Летаю, моя жизнь . 4-е изд. Мюнхен: Хербиг, 2001. ISBN 3-7766-2197-4 (Автобиография)
- Я летел в Африку в Гану Нкрумы . 2-е изд. Мюнхен: Хербиг, 1979. ISBN 3-7766-0929-X (исходное название: Я летел ради Кваме Нкрумы ).
- Неразрушимая вещь в моей жизни . 7-е изд. Мюнхен: Хербиг, 1992. ISBN 3-7766-0975-3 .
- Взлеты и падения. 1945 года по настоящее время . Мюнхен: Хейне, 1984. ISBN 3-453-01963-6 .
- Взлеты и падения. 1945 года по настоящее время . 2-е расширенное изд. Мюнхен/Берлин: Хербиг, 1978. ISBN 3-7766-0890-0 .
В популярной культуре
[ редактировать ]- Райч - одна из двух женщин-пилотов-испытателей (вторая - Мелитта фон Штауффенберг ), представленных в «Женщина, которая летала за Гитлера» (Пан Макмиллан, 2017). книге Клэр Малли
Райч изображали следующие актрисы в кино и на телевидении:
- Барбара Рюттинг в фильме 1965 года «Операция «Арбалет»» [65]
- Дайан Чиленто в британском фильме 1973 года «Гитлер: последние десять дней» . [66]
- Миванви Дженн в британской телевизионной постановке 1973 года «Смерть Адольфа Гитлера» . [67]
- Анна Тальбах фильме «Падение немецком 2004 года в » . [68]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Приказ Люфтваффе различается в разных источниках: Бивор утверждает, что он должен был атаковать Потсдамскую площадь, но Цимке утверждает, что он должен был поддержать генерала Венка атаку 12-й армии (в направлении Потсдама); оба согласны с тем, что ему также было приказано обеспечить наказание Гиммлера. [38] [39]
- ↑ Хотя в статье New York Times от 10 октября 1945 года , объявляющей о поимке Райч, говорилось, что она находилась в бункере фюрера за несколько часов до самоубийства Гитлера , по словам Хью Тревор-Ропера , [40] она прибыла в Берлин 26 апреля и уехала рано утром 29 апреля, за полтора дня до смерти Гитлера. Хотя Райч подтвердила, что она уехала после полуночи 29 апреля, [41] Позже она осудила рассказ Тревора-Ропера, заявив, что «на протяжении всей книги красной линией проходит отчет очевидца Ханны Райч. Я никогда этого не говорила. Я никогда этого не писала. Я никогда ее не подписывала. .Гитлер умер с полным достоинством». [42] (Райч не был свидетелем смерти Гитлера.)
- ^ "На вопрос, жив ли Адольф Гитлер, можно ответить показаниями Ханны Райч, женщины-пилота Люфтваффе, которая находилась с ним в бомбоубежище в Берлине за несколько часов до того, как его захватили русские. Она была арестована в США. сегодня в зоне оккупации и подвергается допросу». «Арестована гитлеровская женщина-пилот» . Нью-Йорк Таймс . 10 октября 1945 года . Проверено 7 июля 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Ханна Райч – Гитлерс Флигерин» . ОРФ . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Ханна Райч в Британской энциклопедии
- ^ Ригер 2008 .
- ^ Райч 2009 , с. 14.
- ^ Райч 2009 , стр. 30, 33–34.
- ^ Райч 2009 , с. 55.
- ^ Райч 2009 , стр. 59, 61, 63.
- ^ Райч 2009 , стр. 64–65.
- ^ Райч 2009 , с. 75.
- ^ Райч 2009 , стр. 76, 101, 105.
- ^ Райч 2009 , стр. 78–87.
- ^ Райч 2009 , стр. 108–11.
- ^ Райч 2009 , стр. 155–156.
- ^ Райч 2009 , с. 117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б wwiihistorymagazine.com, Профили, архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine , май 2005 г., получено 6 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райч 2009 , с. 123.
- ^ Райч 2009 , стр. 119–123.
- ^ Райч 2009 , стр. 129–138.
- ^ Райч 2009 , стр. 166, 170–171.
- ^ Райч 2009 , стр. 173–174.
- ^ Райч 2009 , стр. 175–179.
- ^ Райч 2009 , с. 179.
- ^ Райч 2009 , стр. 185–187.
- ^ Райч 2009 , стр. 189, 191–193.
- ^ Райч 2009 , с. 193.
- ^ Райч 2009 , с. 194.
- ^ Райч 2009 , стр. 195–196.
- ^ Райч 2009 , с. 198.
- ^ Райч 2009 , стр. 196–198.
- ^ Райч 2009 , с. 184.
- ^ Райч 2009 , стр. 205–210.
- ^ Колдуэлл 1991 , стр. 367–368.
- ^ Райч 1955 , стр. 203–205.
- ^ Райч 2009 , стр. 205–206.
- ^ Райч 1955 , с. 211.
- ^ Ширер 1960 , стр. 1454.
- ^ Райч 1955 , стр. 211–213.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зиемке 1969 , с. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бивор 2002 , с. 342.
- ^ Тревор-Ропер 1947 , стр. 147–150.
- ^ Райч 2009 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малли 2017 .
- ^ Райч 2009 , стр. 203, 213.
- ^ Доллингер и Якобсен 1968 , с. 234.
- ^ Офис главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси (1946 г.). Нацистский заговор и агрессия . Том. VI. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . стр. 551, 562–564.
- ^ Райч 2009 , с. 219.
- ^ Райч 2009 , с. 202.
- ^ Райч 2009 , с. 215.
- ^ Пишкевич 1997 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Райч 2009 , с. 220.
- ^ Райч 2009 , с. 221.
- ^ Оллман 2013 , с. 108.
- ^ Хирш 2012 .
- ^ Слейтер 1979–1980 .
- ^ Оллман 2013 , с. 116.
- ^ Оллман 2013 , с. 114.
- ^ Оллман 2013 , стр. 124–126.
- ^ Оллман 2013 , с. стр. 122: Ширли Грэм Дюбуа Нкруме, 28 июня 1965 г., вставка 3, файл 57, Документы Нкрумы
- ^ Оллман 2013 , стр. 104–105.
- ^ Лайтнер 1981 .
- ^ Кук 1979 .
- ↑ Райч упоминает, что Гитлер давал им капсулы в своей автобиографии «Небо, мое королевство» (англоязычное издание 1991 года), стр. 211.
- ^ Браун 2006 , стр. 113–114.
- ^ «Ханна Райч (1912–1979)» на monash.edu.au
- ^ Андерсон, Майкл (1 апреля 1965 г.), Операция «Арбалет» (боевик, драма, война), Софи Лорен, Джордж Пеппард, Тревор Ховард, Джон Миллс, Metro-Goldwyn-Mayer British Studios , получено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Гитлер: Последние десять дней (1973)» . IMDb.com . 9 мая 1973 года . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ «Смерть Адольфа Гитлера (1973) (ТВ)» . IMDb.com . 7 января 1973 года . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ «Падение (2004)» . IMDb.com . 8 апреля 2005 года . Проверено 8 мая 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Оллман, Джин (февраль 2013 г.). «Призраки архива: Кваме Нкрума, нацистский пилот по имени Ханна, и непредвиденные обстоятельства постколониального написания истории» . Американский исторический обзор . 118 (1): 104–129. дои : 10.1093/ahr/118.1.104 .
- Бивор, Энтони (2002). Берлин: Падение 1945 года . викингов- Книги пингвинов . ISBN 978-0-670-03041-5 .
- Браун, Эрик (2006). Крылья на моем рукаве . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-84565-2 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Кук, Джоан (31 августа 1979 г.). «Ханна Райч, 67 лет. Лучший немецкий пилот» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2008 г.
- Доллингер, Ганс; Якобсен, Ганс Адольф (1968). Упадок и падение нацистской Германии и императорской Японии: иллюстрированная история последних дней Второй мировой войны . Перевод померанцев, Арнольда . Нью-Йорк: Корона. OCLC 712594 .
- Хирш, Афуа (16 апреля 2012 г.). «Гитлеровский пилот помогал женщинам Ганы летать» . Хранитель . Проверено 16 апреля 2012 г.
- Лайтнер, Рон (19 февраля 1981 г.). «Первый космонавт: крошечная, дерзкая Ханна» . Новости Дезерета . п. 12С.
- Малли, Клэр (18 июля 2017 г.). Женщины, которые летали на сторону Гитлера: правдивая история растущих амбиций и жгучего соперничества . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1-250-13316-8 .
- Пишкевич, Деннис (1997). От нацистского летчика-испытателя до бункера Гитлера: фантастические полеты Ханны Райч . Издательство Прагер. ISBN 978-0-275-95456-7 . Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 8 января 2010 г.
- Райч, Ханна (1955). Небо Мое Королевство . Лондон: Голова Бодли .
- —— (2009) [1955]. Небо Мое Королевство . Лондон: Biddles Limited, Guildford и King's Lynn. ISBN 978-1-85367-262-0 .
- Ригер, Бернхард (июль 2008 г.). «Ханна Райч (1912–1979): глобальная карьера нацистской знаменитости». Немецкая история . 26 (3). Норидж: 383–405. дои : 10.1093/gerhis/ghn026 . ISSN 0266-3554 .
- Ширер, Уильям Л. (1960). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-62420-0 .
- Слейтер, А.Э. (декабрь 1979 г. - январь 1980 г.). "Некролог". Планер и планеризм . 30 (6). Британская ассоциация планеризма : 302.
- Тревор-Ропер, Хью Р. (1947). Последние дни Гитлера . Нью-Йорк.
- Зиемке, Эрл Ф. (1969). Битва за Берлин. Конец Третьего рейха. Иллюстрированная история Второй мировой войны Баллантайна (Боевая книга №6) . Книги Баллантайна .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ломакс, Дж. (1990). Ханна Райч: Летя за Отечество . Издательство Джона Мюррея. ISBN 978-0-7195-4571-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Герои Гитлера: Ханна Райч (видео) на YouTube
- Последнее интервью на YouTube , где она восклицает о понимании Гитлером авионики: "Я была глубоко поражена его интересами"
- Первая женщина-пилот-испытатель на YouTube
- Ханна Райч, 1941 год, на YouTube тестирует Me 163. реактивный самолет
- Ханна Райч на YouTube, изображенная в фильме «Падение»
- Первые женщины-космонавты. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine (веб-сайт журнала Woman Pilot Magazine).
- Вырезки из газет о Ханне Райч в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- 1912 рождений
- 1979 смертей
- Немецкие женщины-авиаторы
- Немецкие пилоты Второй мировой войны
- немецкие планеристы
- немецкие неонацисты
- немецкие летчики-испытатели
- История вертолета
- Пилоты вертолетов
- Кавалеры Железного креста (1939 г.) 1-й степени.
- Рекордсмены высоты полета
- Рекордсмены по продолжительности полета
- Рекордсмены полетов на винтокрылых машинах
- Рекордсмены полетов на планерах
- Рекордсменки немецкой авиации среди женщин
- Рекордсмены немецкой авиации
- немцы австрийского происхождения
- Люди из провинции Силезия
- Люди из Еленя-Гуры
- Женщины-пионеры авиации