Фашистский синдикализм
Часть серии о |
Фашизм |
---|
![]() |
Фашистский синдикализм — итальянское торговое синдикатное движение ( синдикат по-французски означает «профсоюз»), возникшее до Второй мировой войны из революционного синдикалистского движения, возглавляемого в основном Эдмондо Россони , Серджио Панунцио , Анджело Оливьеро Оливетти , Микеле Бьянки , Альцестом Де Амбрис , Паоло Орано , Массимо Рокка и Гвидо Пигетти, под влиянием Жоржа Сореля , [1] которого считали «метафизиком» синдикализма». [2] Фашистские синдикалисты отличались от других форм фашизма тем, что они в целом поддерживали классовую борьбу, фабрики, контролируемые рабочими, и враждебность к промышленникам, что заставляет историков изображать их как «левых фашистских идеалистов», которые «радикально отличались от правых фашистов». [3] Россони, которого обычно считают одним из наиболее радикальных фашистских синдикалистов в Италии, был «ведущим представителем фашистского синдикализма». [4] и стремился привнести национализм в «классовую борьбу». [5]
революционного синдикализма к синдикализму От национальному
Иногда его считают «отцом» революционного синдикализма или, по крайней мере, «ведущей фигурой среди французских синдикалистов». [6] [7] Жорж Сорель поддерживал воинствующее профсоюзное движение в борьбе с развращающим влиянием парламентских партий и политики, даже несмотря на то, что законодатели были явно социалистами. Как французский марксист, одновременно поддерживавший Ленина, большевизм и Муссолини в начале 1920-х годов, [8] [9] Сорель продвигал дело пролетариата в классовой борьбе и «катастрофическую поляризацию», которая могла возникнуть в результате социального мифотворчества о всеобщих забастовках. [10] Намерением синдикализма было организовать забастовки с целью уничтожить капитализм; не заменять его государственным социализмом, а скорее строить общество производителей рабочего класса. Это Сорель считал «истинно истинным» марксизмом. [11]
В своей книге 1908 года «Размышления о насилии » Сорель обосновал существование синдикатов попыткой организовать рабочих в насильственных восстаниях, убедить рабочих не стыдиться актов насилия и презирать «политику, Республику и патриотизм". [12] В этом сорельском смысле насилие, связанное с марксистской классовой борьбой, можно интерпретировать как прекрасное, героическое и служащее «извечным интересам цивилизации». [13] Многие европейские социалисты пополнили ряды революционных синдикалистов, в том числе Бенито Муссолини , который утверждал, что поддался революционному синдикализму к 1904 году, ссылаясь на то, что это произошло во время всеобщей забастовки, хотя ранее он был связан с синдикализмом. [14]
К 1909 году Сорель разочаровался в соглашательской политике парламентариев-социалистов, движении к демократическому социализму и упадке пролетариата, соблазненного «миражом огромных экономических выгод». [15] По мнению Сореля, пролетариат не отвечал ни его ожиданиям революционных перемен, ни мечтам о «великолепной эпопее» Маркса. [16] Эта переоценка марксизма привела Сореля к принятию афоризма Бенедетто Кроче о том, что «социализм мертв». [17] В этот период многие критические замечания и сочинения Сореля о социализме были ответом на глубокий « кризис марксизма ». [18] где он, по словам Антонио Лабриолы , излагает это с удовольствием и превратил этот «кризис в кризис социализма». [19]
По мнению Сореля, целостность и интеллектуализм марксизма разлагались, а «героический пролетариат», казалось, либо не существовал, либо был «настолько испорчен утилитаризмом, как и буржуазия». [20] По мнению Сореля, власть демократически-республиканских правительств принижала революционную инициативу рабочего класса, что заставляло его искать другие альтернативы, включая национализм, но лишенный всякого монархизма. [21] Чтобы разрешить этот кризис социализма, Сорель обратился к антидемократическому социализму, который включает в себя радикальный национализм , продолжая при этом поддерживать фабрики, принадлежащие рабочим, но под влиянием еретического марксизма, лишенного своей «материалистической и рационалистической сущности». [15]
Энрико Леоне В 1909 году Сорель опубликовал статью в Il Divenire Sociale , влиятельном журнале революционного синдикализма в Италии, которая позже была переиздана и поддержана Шарлем Моррасом в французской газете L'Action française под названием «Антипарламентский социалист». [22] [23] Сорель был не первым, кто склонился к национализму и синдикализму. В период с 1902 по 1910 год группа итальянских революционных синдикалистов поставила перед собой задачу объединить итальянский национализм с синдикализмом. Позже они стали «основателями фашистского движения» и «занимали ключевые посты» в режиме Муссолини. [14] В целом итальянский синдикализм окончательно слился с национальным синдикализмом во время Первой мировой войны и в несколько месяцев после перемирия 1918 года. [14]
Моррас приветствовал поддержку Сореля, поскольку они оба были обеспокоены тем, что французский социализм в своем стремлении к «демократизации» встал на путь невозврата и превратился в грозное движение социал-демократии. [24] По мнению Морраса, чистота социализма не должна быть захвачена соблазном демократии. [25] заявив, что «социализм, освобожденный от демократических и космополитических элементов, хорошо подходит национализму, как хорошо сделанная перчатка подходит к красивой руке». [26] Но такие мысли не были необычными для многих европейских социалистов того периода, таких как Филипп Бюше и Фердинанд Лассаль, которые «презирали демократию и превозносили нацию». [27] Из-за своего отвращения к демократии Сорель и синдикалисты отвергли политические партии и демократические институты, а также «марксистскую диктатуру пролетариата». [28] но оставался верным оппозиции Карла Маркса демократии и выборам. Ранее Маркс признался, что его революционная деятельность во время революции 1848 года была «не чем иным, как планом войны против демократии». [29]
Пытаясь спасти марксизм, Сорель стремился к созданию синтеза популизма и национализма, включающего также «самый грубый антисемитизм». [30] К этому времени Сорель и другие синдикалисты пришли к выводу, что пролетарское насилие неэффективно, поскольку «пролетариат был неспособен выполнять свою революционную роль». [31] оценка, которая убедила многих рассматривать национальное государство как лучшее средство для создания пролетарского общества, которое позже превратилось в фашистскую концепцию пролетарского национализма . [32]
Многие революционные синдикалисты последовали за Сорелем и его сорельским социализмом в направлении привлекательности радикального национализма после того, как он похвалил Морраса и продемонстрировал свои симпатии к французскому интегральному национализму в 1909 году. [33] [20] Призыв, который представил Шарль Моррас, заключался в его националистическом подходе против буржуазной демократии, Просвещения и «его либерализма, его индивидуализма и его концепции общества как совокупности личностей». [20] Эта тенденция продолжалась, и к 1911 году революционные синдикалисты признали, что два важных антирациональных политических течения объединились, создав «новый национализм и революционный социализм». [34] Это слияние, наконец, проявилось как главная грань итальянского фашизма , где сам Муссолини признался: «То, чем я являюсь, я обязан Сорелю». Израильский историк Зеев Штернхель , считающийся ведущим экспертом по фашизму, утверждал, что эта интеграция синдикализма с непатриотическим национализмом была одним из факторов, почему «итальянский революционный синдикализм стал основой фашистской идеологии». [35]
и Фашистский продуктивизм синдикализм
Муссолини был одним из первых, кто соединил словосочетание «фашизм» с «синдикализмом», отметив в начале 1920-х годов, что «фашистский синдикализм является национальным и продуктивистским... в национальном обществе, в котором труд становится радостью, предметом гордости и дворянским титулом». ." [36] Большинство итальянских синдикалистов рассматривали социальную революцию как средство быстрой трансформации для обеспечения «превосходной производительности», и если бы этого экономического изобилия не произошло, не могло быть и значимых социальных изменений. [37] Акцент синдикалистов на важности « производства » был первоначально инициирован Сорелем в 1907 году, который утверждал, что «Маркс считает революцию пролетариатом производителей, которые [обрели] экономический потенциал». [38] Когда Карло Кафьеро составил резюме для первоначального тома «Капитала» на итальянском языке, Маркс напомнил своему коллеге, что «материальные условия, необходимые для освобождения пролетариата», должны «стихийно порождаться развитием капитализма ( den Gang der kapitalistischen Produktion )». [38] [39]
Поддержка теории производительизма среди фашистских синдикалистов расширилась после завершения Гражданской войны в России и перехода от военного коммунизма, что показало высокий уровень безработицы и среду, в которой «большинство заводов и фабрик остановились; шахты и угольные шахты были разрушены и затоплены». ." [40]
После введения новой экономической политики (НЭП) итальянские синдикалисты продолжали отходить от ортодоксального марксизма, решив пересмотреть его, чтобы он соответствовал меняющимся временам, и придать смелости своим стратегическим целям. Они утверждали, что русские большевики не смогли следовать наставлениям Энгельса 1850 года об опасностях попыток осуществить социальную революцию в экономически отсталой среде. [41] Этот дрейф возник за несколько лет до экономического кризиса в Советской России, побудив большинство итальянских синдикалистов преодолеть ошибки и недостатки, которые, «по их мнению, они нашли в ортодоксальном марксизме». [42] Созданные для обеспечения рабочего контроля над средствами производства путем прямого действия, интеллектуалы синдикализма пришли к пониманию того, что примитивная экономика Италии не может способствовать ни равенству, ни изобилию общества. Без зрелой промышленности, развитой буржуазией, они пришли к пониманию того, что успешная социальная революция требует поддержки «бесклассовых» революционеров. [41] Муссолини, наряду с итальянскими синдикалистами, националистами и футуристами, утверждал, что эти революционеры будут фашистами, а не марксистами или какой-либо другой идеологией. [41] По мнению Муссолини и других теоретиков-синдикалистов, фашизм будет «социализмом «пролетарских наций » » . [41]
Фашистские синдикалисты также были озабочены идеей увеличения производства вместо простого установления перераспределительной экономической структуры. Серджио Панунцио , крупный теоретик итальянского фашизма и синдикализма, считал, что синдикалисты были производителями, а не дистрибьюторами. [43] Критикуя поведение большевиков в своей экономике, Панунцио также утверждал, что российское советское государство стало «диктатурой над пролетариатом, а не над пролетариатом». [44]
и синдикалисты фашистские Россони
Когда Россони был избран генеральным секретарем Всеобщей конфедерации фашистских синдикальных корпораций в декабре 1922 года, другие итальянские синдикалисты начали использовать крылатую фразу «фашистский синдикализм» в своей цели «построить и реорганизовать политические структуры... посредством синтеза Государство и труд». [45] Россони и его фашистские синдикалистские кадры вскоре стали рассматриваться как «радикальные или левые элементы», стремившиеся защитить экономические интересы «рабочих и сохранить их классовое сознание». [46] Россони стремился создать «коллективный интерес к экономике», который подчинил бы работодателей фашистской дисциплине, одновременно предоставив рабочим более существенную роль в принятии экономических решений. [47]
Стремясь определить основное революционное направление фашистского государства, Россони утверждал, что фашистский синдикализм должен быть на переднем крае, заявляя в газете Муссолини « Il Popolo d'Italia» , что «только фашистские синдикаты могут завершить революцию». [48] В своей ранней антикапиталистической полемике Россони утверждал, что капитализм «подавляет и аннулирует производство, а не стимулирует и развивает его» и что промышленники «апатичны, пассивны и невежественны». [49]
К началу 1923 года промышленники и владельцы фабрик были встревожены словесными нападками фашистских синдикалистов на бизнес-сообщество и капитализм, что заставило некоторых из них задуматься, «не разумно ли сейчас платить коммунистам за борьбу с фашистами!» [5] Поскольку безжалостные атаки продолжались, Россони к 1926 году был непоколебим в своих обвинениях, изображавших промышленников «вампирами» и «спекулянтами». [50] Россони не только преследовал крупных промышленников за их коллективную алчность, но и сосредоточил свою критику на «наступательной жадности мелких лавочников». [51]
В некоторых случаях прорабочая позиция Россони беспокоила промышленников из-за его философской интерпретации «динамического закона истории» Маркса, которая заставляла его поддерживать возможность рабочего контроля над фабриками. [49] Он утверждал, что промышленники имели законное право занять свои позиции, но только до тех пор, «до тех пор, пока рабочие, организованные в новые синдикаты, не овладеют необходимой компетентностью, чтобы взять на себя командование». [49] Враждебность фашистских синдикалистов к работодателям вызвала политические проблемы для режима Муссолини до и после того, как он установил однопартийную диктатуру в начале 1925 года. опасения по поводу своего почти 3-миллионного членства в профсоюзе, который значительно превышает численность членов Национальной фашистской партии . [52] Тем не менее, Россони считался ценным лидером в администрации Муссолини: он стал членом Большого совета фашизма с 1930 по 1943 год и занял другие высокие должности. [53]
Хотя независимые профсоюзы в Италии не были национализированы до 3 апреля 1926 года в соответствии с Синдикальными законами Альфредо Рокко , фашистские синдикаты к 1922 году стали «главным конкурентом социалистических и католических рабочих организаций по набору персонала». [54] Достигнув к 1920 году членства в более чем 2 000 000 членов, к середине 1922 года независимая Всеобщая конфедерация труда сократилась до 400 000 членов. Другие профсоюзы жили так же плохо. В 1921 году католические синдикаты « Пополяри» насчитывали 1,2 миллиона членов, но к концу 1922 года их число сократилось до 540 000. [54]
Во многом рост числа членов фашистских синдикатов был вызван ухудшением экономических условий, которое произошло во время длительных фабричных забастовок в начале 1920-х годов, инициированных революционными социалистами. Оккупированные заводы столкнулись с финансовыми проблемами, нехваткой денег для выплаты заработной платы и падением уровня производительности». [55] Когда фабричные рабочие начали покидать фабрики, «хунвейбины» были наняты, чтобы удерживать рабочих на их рабочих местах, в некоторых случаях заставляя рабочих «работать под угрозой насилия». [55] Успеху фашистских профсоюзных организаций также способствовала их сильная принадлежность к фашистской партии, политика, которую не поддержала Итальянская социалистическая партия и другие рабочие конфедерации. [56]
Существовало несколько вариантов фашистского синдикализма, от более умеренного до радикального. Одним из наиболее радикальных фашистских синдикалистов был философ Уго Спирито . Считавшийся «левым фашистом», Спирито поддерживал борьбу за популистский тип «корпоративизма», своего рода собственническую корпорацию , которая обеспечивала черты «коллективной собственности без нежелательной экономической централизации». [57]
Помимо Россони, «наиболее последовательными» итальянскими синдикалистами считались Серджио Панунцио и А.О. Оливетти, которых историки классифицировали как «левых фашистов». [58] Они определили фашизм и синдикалистскую идеологию как замену парламентскому либерализму, призванную продвигать интересы рабочих и простых людей, а также «модернизировать экономику». [59] Россони считал корпорации лучшими институтами, способствующими «экономической справедливости и социальной солидарности» среди производителей. [60]
Луиджи Раззо, возглавлявший фашистскую конфедерацию профсоюзов (рабочих сельского хозяйства), считал, что экономические организации представляют собой наиболее важный политический элемент фашистского режима, поскольку они предоставят рабочим «серьезную роль в принятии решений, особенно в регулировании экономики». " [61] Благодаря этому « фаско корпоративизму » истинная экономическая нация получила бы средства для управления собой по мере того, как экономика и политика приближались к сближению. [62] Это объединение политики и экономики было «ядром левофашистской концепции» для большинства фашистских синдикалистов, которые поддерживали фашизм как политическую идею и принцип, но не как экономическую систему. [63] Обязанностью фашистского государства было дисциплинировать производственную и экономическую деятельность, организованную в соответствии с экономическими группировками и коллективными интересами, не позволяя при этом экономике действовать самостоятельно.
Муссолини и его фашистский режим [ править ]
Муссолини откликнулся на призыв Россони остановить сокращение реальной заработной платы, сохранить 40-часовую рабочую неделю и создать новую «Хартию труда», которая дополнила бы фашистское трудовое законодательство и гарантировала права рабочих. выигрыши за труд. [64] Но в прошлом Муссолини был более решительным в подобных пролейбористских подходах. Во время забастовки Unione Italiana del Lavoro (UIL) 1919 года на металлургическом заводе Franchi e Gregorini в Дальмине он поддержал оккупацию заводов рабочими. Называя их «творческими забастовками», Муссолини настаивал на том, что рабочие «имеют право на «паритет » » с владельцами фабрик и участвовать в забастовках для достижения этого. [65] Его главное предостережение заключалось в том, что забастовка не должна прерывать производство и что рабочие должны продемонстрировать как готовность участвовать на равных в производственном процессе, так и компетентность выполнять обязательства во время забастовки. [65]
Несмотря на официальную политику Муссолини, направленную на поддержку классового сотрудничества , «левые корпоративисты» в Италии продолжали считать классовые различия неизбежными, считая, что классовые организации необходимы для того, чтобы корпорации действительно привлекали рабочих. [66] Муссолини решил двигаться в другом направлении, заключив к концу 1917 года, что ортодоксальный марксизм в значительной степени неактуален для революционеров в промышленно отсталых странах. [67] Муссолини и фашистские интеллектуалы рассуждали, что если буржуазия не сможет выполнить свои исторические обязательства и развивать промышленную инфраструктуру страны, то эту задачу следует передать народным массам и элитному авангарду, что потребует приверженности классовому сотрудничеству, чтобы служить интересам общества. производительный потенциал общества через производителей пролетариата и буржуазии. [68] Муссолини описывал это сотрудничество между классами как новую демократию — «разумный и честный режим производительных классов». [69] Оппозиция Муссолини классовой борьбе перекликалась с более ранними настроениями марксистских реформаторов и социал-демократов, в том числе Эдуарда Бернштейна , который утверждал, что «социалистам необходимо делать упор на сотрудничество и эволюцию, а не на классовый конфликт и революцию». [70] [71]
Некоторые утверждают, что «крайне левый синдикализм Муссолини» слился с крайне правым национализмом Габриэля Д'Аннунцо, породив к 1922 году новую ревизию фашизма. [72] Другие утверждают, что до конца 1921 года Муссолини все еще предпочитал переименовывать итальянские фасции в «Фашистскую рабочую партию», стремясь сохранить свою репутацию человека, верного левой традиции поддержки профсоюзного движения. [73] особенно если он и его фашистские лидеры смогут заручиться поддержкой Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). [74] Муссолини отказался от предложенной им рабочей коалиции с социалистами на Третьем фашистском конгрессе (7–10 ноября 1921 г.) в примирительной манере, чтобы успокоить жестокие отряды ополченцев, которые стремились ограничить власть революционных социалистов и профсоюзов. Тем не менее, к 1934 году Муссолини начал менять многие из своих позиций по поводу зрелости рынка и хвастался, что отдал три четверти итальянской экономики в «руки государства». [75]
В начале 1930-х годов пришлось спасать ведущие банки, которые активно кредитовали промышленность, как и многие крупные промышленные компании. Две новые государственные холдинговые компании, Итальянский институт промышленных финансов (Istituto Mobiliare Italiano; IMI) и Институт промышленной реконструкции (Istituto per la Ricostruzione Industriale; IRI), были созданы для оказания помощи обанкротившимся фирмам и предоставления капитала новым предприятиям. промышленные инвестиции; они также предоставили подготовленных менеджеров и эффективный финансовый контроль. Таким образом, Италия приобрела огромный промышленный сектор, возглавляемый государством, который был особенно важен в банковском деле, стали, судоходстве, вооружениях и поставках гидроэлектроэнергии. Однако эти фирмы не были национализированы. Вместо этого они действовали на рынке как частные компании и по-прежнему имели много частных акционеров. [76]
После того, как в 1943 году Муссолини был заключен в тюрьму в Северной Италии в качестве марионеточного правительства нацистов, он продвигал «социализацию» в рамках Итальянской Социальной Республики. В начале 1944 года «закон о социализации» Муссолини призывал к национализации промышленности, которая бы проводила политику, согласно которой «рабочие должны были участвовать в управлении фабриками и бизнесом». [77]
См. также [ править ]
- Фашистский манифест
- Национальный синдикализм
- Сансеполькрисмо
- Революционный национализм
- Пролетарская нация
- Собственная корпорация
- Третья позиция
- Штрассеризм
- фалангизм
- Испанская синдическая организация
- Национальная конфедерация профсоюзов Финляндии
Ссылки [ править ]
- ^ А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Princeton University Press, 1979, стр.172
- ^ Джереми Дженнингс, Синдикализм во Франции: исследование идей , Пэлгрейв Макмиллан, 1990, стр. 1
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 252
- ^ Джаббари, Пьер, Ларок и государство всеобщего благосостояния в послевоенной Франции , Oxford University Press, 2012, стр. 45
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франклин Хью Адлер, Итальянские промышленники от либерализма к фашизму: политическое развитие промышленной буржуазии, 1906–1934 , Cambridge University Press, 1995, стр. 311
- ^ Спенсер М. Ди Скала, Эмилио Джентиле, ред., Муссолини 1883-1915: Триумф и трансформация революционного социалиста , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Пэлгрейв Макмиллан, 2016, гл. 5, Марко Джервасони, «Муссолини и революционный синдикализм», с. 131
- ^ Джеймс Рамзи Макдональд, Синдикализм: критическое исследование , Лондон, Великобритания, Constable & Co. Ltd., 1912, стр. 7
- ^ «За Ленина», Советская Россия, Официальный орган Бюро Советского правительства России , Том. II, Нью-Йорк: Нью-Йорк, январь – июнь 1920 г. (10 апреля 1920 г.), с. 356
- ^ Джейкоб Л. Талмон , Миф о нации и видение революции: истоки идеологической поляризации в 20 веке , University of California Press (1981) с. 451. Беседа Сореля с Жаном Варио в марте 1921 года, опубликованная в журнале Variot's Propos de Georges Sorel , (1935), Париж, стр. 53-57, 66-86 passim.
- ^ Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции , Принстон, Нью-Джерси, США: Princeton University Press, 1994, стр. 76
- ^ Жорж Сорель, Размышления о насилии , отредактированный и введение Джереми Дженнингса, Кембриджские тексты истории политической мысли, Cambridge University Press, 1999, стр. ix
- ^ Жорж Сорель, Размышления о насилии , отредактированный и введение Джереми Дженнингса, Кембриджские тексты истории политической мысли, Cambridge University Press, 1999, стр. 35, с. VIII,
- ^ Жорж Сорель, Размышления о насилии , Free Press, 1950, стр. 113
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции , Princeton University Press, 1994, стр. 33
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции, Princeton University Press , 1994, стр. 77-78.
- ^ Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции , Princeton University Press, 1994, стр. 77.
- ^ Джон Л. Стэнли, редактор с введением, От Жоржа Сореля: Очерки социализма и философии , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Oxford University Press, 1976, Жорж Сорель, гл. 7, «Материалы к теории пролетариата», с. 227. «Материалы по теории пролетариата» были первоначально опубликованы в виде книги в 1919 году, Париж: Ривьер.
- ^ Ян-Вернер Мюллер, Оспаривание демократии: политические идеи в Европе двадцатого века , издательство Йельского университета, 2011, стр. 96
- ^ Антонио Лабриола, Социализм и философия , Чикаго, Иллинойс, Чарльз Х. Кир и компания, 1907, с. 179
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции , Принстон, Нью-Джерси, США: Princeton University Press, 1994, стр. 78
- ^ Джереми Дженнингс, Синдикализм во Франции: исследование идей , Пэлгрейв Макмиллан, 1990, стр. 105
- ^ Джереми Дженнингс, Синдикализм во Франции: исследование идей , Пэлгрейв Макмиллан, 1990, стр. 104-105.
- ^ Жорж Сорель, «Антипарламентские социалисты», статья М. Жоржа Сореля, « L'Action Francaise» , август. 22, 1909 г.
- ^ Зеев Стернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции , Princeton University Press, 1994, стр. 82
- ^ Шарль Моррас, L'Action française , 15 ноября 1900 г., с. 863
- ^ Дуглас Р. Холмс, Интегральная Европа: быстрый капитализм, мультикультурализм, неофашизм, Princeton University Press, 2000, стр. 60
- ^ Франсуа Фюре, Прохождение иллюзии: идея коммунизма в двадцатом веке , University of Chicago Press (1999), стр. 164
- ^ Чарльз Ф. Делзелл, ред., Средиземноморский фашизм 1919-1945 , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Walker and Company, 1971, стр. 107
- ^ Карл Маркс: Письмо Энгельсу, 13 июля 1851 г. Леопольд Шварцшильд, Карл Маркс: Красный пруссак , Нью-Йорк: Нью-Йорк, Универсальная библиотека, Гроссет и Данлэп, 1947, стр. 171, стр. 187-188.
- ^ Зеев Стернхелл, Ни справа, ни слева: фашистская идеология во Франции , Princeton University Press, 1996, стр. 79-80.
- ^ Зеев Стернхелл, Ни справа, ни слева: фашистская идеология во Франции , Princeton University Press, 1996, стр. 80-81.
- ^ Джейкоб Талмон, Миф о нации и видение революции: истоки идеологической поляризации , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния, США: University of California Press, 1981, стр. 484
- ^ Франц Леопольд Нейман, Бегемот: структура и практика национал-социализма, 1933-1944 , Чикаго, Иллинойс, Иван Р. Ди, 2009, стр. 194
- ^ А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 68
- ^ Зеев Стернхелл, Ни левые, ни правые: фашистская идеология во Франции , Princeton University Press, 1996, стр. 21
- ^ А. Джеймс Грегор, Лица Януса: марксизм и фашизм в двадцатом веке , издательство Йельского университета, 1999, стр. 216, сноска 42, Муссолини «Commento» в Opera omnia , vol. 18, стр. 228-229.
- ^ Джеймс Грегор, Лица Януса: марксизм и фашизм в двадцатом веке , издательство Йельского университета, 1999, стр. 134
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 59
- ↑ Маркс Карло Кафьеро, 29 июля 1879 г., Werke , XXXIV, 384. См. «Письмо Маркса Кафьеро», Карло Кафьеро, Compendium del capitate , стр. 10
- ^ История Коммунистической партии Советского Союза (большевиков) , Глава девятая: «Большевистская партия в период перехода к мирному делу экономического восстановления (1921-1925)». Эта книга была написана по заказу Сталина в 1935 году, который считал себя ее редактором. Основными авторами были Вильгельмс Кнориньш, Емельян Ярославский и Петр Поспелов, глава о диалектическом материализме, написанная Сталиным, впервые была опубликована в 1938 году [1].
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д А. Джеймс Грегор, Лица Януса: марксизм и фашизм в двадцатом веке , издательство Йельского университета, 1999, стр. 135
- ^ Стэнли Г. Пейн, Фашизм: сравнение и определение , University of Wisconsin Press, 1980, стр. 42
- ^ А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 60
- ↑ Предисловие Серджио Панунцио в книге Амора Бавая «Представительный принцип в советском государстве» , Рим: Anonima Romana, 1933.
- ^ Эмилио Джентиле, Истоки фашистской идеологии 1918-1925 , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Enigma Books, 2005, стр. 322
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 290
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 289
- ^ Мартин Блинкхорн, ред., Фашисты и консерваторы: радикальные правые и истеблишмент в Европе двадцатого века , гл. 2: Роланд Сарти, «Итальянский фашизм: радикальная политика и консервативные цели», Лондон/Нью-Йорк, Routledge, 2001, с. 23, Il Popolo d'Italia , издание, ноябрь 1922 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франклин Хью Адлер, Итальянские промышленники от либерализма к фашизму: политическое развитие промышленной буржуазии, 1906–1934, Cambridge University Press, 1995, стр. 312
- ↑ Работа Италии, 6 января 1926 г.
- ^ Р.Дж.Б. Босворт, Италия Муссолини: жизнь под фашистской диктатурой, 1915–1945, Penguin Press, 2006, стр. 225
- ^ Мартин Блинхорн, Муссолини и фашистская Италия , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Рутледж, 1994, стр. 31
- ^ Роланд Сарти, Италия: Справочное руководство от эпохи Возрождения до наших дней , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Facts on File, Inc., 2004, стр. 534
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Princeton University Press, 1979, стр. 183
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 178.
- ^ А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 182
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 294
- ^ Стэнли Г. Пейн, История фашизма, 1914–1945, Оксон, Англия: Routledge, 2001, стр. 111–112.
- ^ Стэнли Г. Пейн, История фашизма, 1914–1945 , Оксон, Англия: Routledge, 2001, стр. 112
- ^ Эрик Джаббари, Пьер Ларок и государство всеобщего благосостояния в послевоенной Франции , Oxford University Press, 2012, стр. 46, Э. Россони, Конференция Эдмондо Россони в Берлине , 29 апреля 1936 г., с. 27
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм, University of North Carolina Press, 1979, стр. 256
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 256-257.
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 257
- ^ Чарльз С. Майер, Перестройка буржуазной Европы: стабилизация во Франции, Германии и Италии в десятилетие после Первой мировой войны , Princeton University Press, 2016, стр. 568-569
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б А. Джеймс Грегор, Итальянский фашизм и диктатура развития , Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1979, стр. 179
- ^ Дэвид Д. Робертс, Синдикалистская традиция и итальянский фашизм , University of North Carolina Press, 1979, стр. 295
- ^ А. Джеймс Грегор, Молодой Муссолини и интеллектуальное происхождение фашизма , University of California Press, 1979, стр.126
- ^ А. Джеймс Грегор, Молодой Муссолини и интеллектуальное происхождение фашизма , Калифорнийский университет Press, 1979, стр.127
- ^ А. Джеймс Грегор, Молодой Муссолини и интеллектуальное происхождение фашизма , University of California Press, 1979, стр.126, Муссолини: Quale democrazia, Opera , 10, 417
- ^ Джексон Дж. Шпильфогель, Западная цивилизация , девятое издание, Vol. C: С 1789 года, Стэмфорд: CT, Cengage Learning, стр. 713
- ^ Шери Берман , Социал-демократия и становление двадцатого века Европы , Cambridge University Press, 2006, стр. 2
- ^ Стивен Дж. Ли, Европа, 1890–1945 , Нью-Йорк и Лондон, Routledge, 2003, с. 168
- ^ Стэнли Г. Пейн, История фашизма, 1914-1945 , University of Wisconsin Press, 1995, стр. 99
- ^ Чарльз Ф. Делзелл, ред., Средиземноморский фашизм 1919-1945 , Нью-Йорк, Нью-Йорк, Walker and Company, 1971, стр. 26
- ^ Джанни Тониоло, редактор, Оксфордский справочник по итальянской экономике с момента объединения , Оксфорд: Великобритания, Oxford University Press, 2013, стр. 59; Речь Муссолини перед Палатой депутатов состоялась 26 мая 1934 года.
- ^ «Италия – Экономическая политика» .
- ^ Стивен Дж. Ли, Европейские диктатуры 1918-1945 , 3-е издание, Нью-Йорк: Нью-Йорк, Routledge, 2008, стр. 171-172