Партия молодого Египта (1933)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2012 г. ) |
Партия молодого Египта Партия молодого Египта | |
---|---|
![]() | |
Председатель | Ахмед Хусейн |
Основан | Октябрь 1933 1936 (как политическая партия) | (как организация)
Растворенный | 1953 |
Предшественник | Машру аль-Карш |
Преемник | Националистическая исламская партия |
Штаб-квартира | Каир |
Газета | Аль-Шааб |
Военизированное крыло | Зеленые рубашки |
Идеология | Фашизм [1] [2] Египетский ультранационализм [3] Аграрность Антиколониализм Антикапитализм Антикоммунизм Антисемитизм Антимасонство |
Цвета | Зеленый |
Гимн | «Тебе, Египет, я отдам свою молодость» По-арабски : «Тебе, о Египет, моя юность». |
Флаг партии | |
![]() | |
Партия «Молодой Египет» ( араб . «Партия девочек Египта» , Маср Эль-Фатх ), также известная как « Зеленые рубашки » ( араб . «Зеленые рубашки» , эль-Комсан эль-Хадра ), была фашистской. [4] Египетская националистическая политическая партия . Примечательно, что в ее состав входит молодой Анвар Садат .
Исторический контекст [ править ]

Египет в 19 веке претерпел масштабную модернизацию и вестернизацию , включая строительство Суэцкого канала . [5] Египетский хедив Исмаил-паша зашел так далеко, что сказал: «Моя страна больше не в Африке; мы теперь часть Европы». [6] Однако Египет накопил невыплачиваемую сумму долга перед европейскими кредиторами, и в конечном итоге ему пришлось создать Caisse de la Dette Publique («Комиссия по государственному долгу») для надзора за платежами. Растущее политическое влияние комиссии разозлило Ахмеда Ураби , египетского офицера, который возглавил восстание против правительства. Именно во время восстания прозвучала знаменитая националистическая фраза «Египет для египтян!» был придуман. [7] После поражения Египта в англо-египетской войне 1882 года Великобритания будет управлять Египтом как « завуалированным протекторатом », а британские чиновники, такие как Эвелин Бэринг, будут фактическим правителем Египта. [8]

За это время египетское государство превратилось де-факто в британскую колонию. Иностранцы в Египте не подчинялись египетскому законодательству, а подчинялись отдельной правовой системе, называемой капитуляцией . [9] [10] В это время новое поколение египетских националистов, таких как Мухаммад Фарид и Мустафа Камил , организовало новое либеральное националистическое движение в Египте. Новое поколение современных египетских националистов с различным образованием, называемых эфенди , стало новым социальным классом, который будет маршировать Египтом в современном мире. [11] Во время египетской революции 1919 года египетские националисты сформировали партию Вафд , либеральную националистическую партию, которая доминировала после принятия конституции Королевства Египет в 1923 году . [12] [13] Крупные города, такие как Александрия и Каир, пережили настоящий взрыв прогрессивного искусства и ценностей. [14] Были созданы арт-деко, танцоры, кино и ночные клубы. [15] Женщины-активистки, такие как Роуз аль-Юсуф , Сафия Заглул , Набавия Муса , Сайза Набарави и Дория Шафик, боролись за права женщин в социально консервативной среде Египта. Например, Египетский феминистский союз был основан Худой Шаарави в 1923 году. [16] В Александрии и Каире проживало большое количество французов, греков и итальянцев, которые внесли свой вклад в космополитическую атмосферу и культуру больших городов. [17]
Однако новая конституция не превратила Египет в полностью независимое государство. Односторонняя декларация независимости Египта предоставила Великобритании несколько особых юридических прав в Египте, включая право размещать войска в Египте, право управлять Суданом и право на Суэцкий канал. Британия по-прежнему оставалась реальной силой, стоящей за троном. В политическом отношении Египет был разделен между консервативным дворцом во главе с королем и его союзниками и либеральными националистами во главе с Вафдом и их союзниками, при этом британцы выступали в роли решающего фактора. Политические партии в то время представляли собой не организации, разделенные идеологией, а политические клики, управляемые членами политической элиты. [18] [19] Как сказал египетский писатель Тауфик аль-Хаким :
« В Египте нет партии в истинном смысле этого слова, партии, как это слово понимается и используется в подлинно демократических режимах. Скорее, в Египте существуют сепаратистские группировки, называемые партиями. Ни одна из этих фракций не имеет иной цели, кроме разделения получить места в парламенте, получить правительственные должности и управлять избирательными кампаниями посредством раздачи бюллетеней, но о какой-либо программе никто из них даже не думает » . [20]
Ситуация в начале 1930-х годов [ править ]
Великая депрессия 1929 года выявила резкое экономическое неравенство между крестьянами, основной частью египетского общества, и зажиточной землевладельческой элитой, что послужило мотивацией социальных волнений в Египте. [21]

В 1930 году премьер-министр Исмаил Сидки сформировал свой кабинет. Его первым крупным изменением стало создание новой конституции , которая предоставила исполнительной власти – королю – больше полномочий над демократически избранным парламентом. Король имел единоличное право предлагать финансовые законопроекты, имел право назначать три пятых (большинство) Сената и имел право назначать лидеров крупных религиозных институтов, таких как Шейх аль-Азхара , в то время как парламент был ослаблен, например, сокращение минимальной продолжительности парламентских сессий до пяти месяцев вместо шести, а также требование абсолютного большинства в течение десяти дней для вотума недоверия . принятия [22] Противники Сидки, вафдист Мустофа эль-Наххас и либеральный конституционалист Мухаммед Махмуд , были категорически против новой конституции, организуя протесты против этого шага. Британцы поддержали конституцию 1930 года, полагая, что восстановление конституции 1923 года вернет Вафд к власти. Во время протестов 1935–36 годов в Египте оппозиция согласилась вступить в переговоры с Великобританией, в частности, относительно отсутствия египетских вооруженных сил, присутствия британских войск и смешанных судов. 12 декабря 1935 года новое правительство во главе с Мохаммедом Насимом восстановило Конституцию 1923 года. [23]
Именно в это время, в начале 1930-х годов, местные молодежные лидеры организовали националистические выступления против иностранного господства. Местные вафдисты требовали бойкота британских товаров и поощрения местной промышленности. 3 марта 1931 года был опубликован манифест, призывающий местных промышленников производить продукцию египетского производства. В 1930 году Салама Муса сформировал «Общество египтян за Египет», призывая египтян покупать товары египетского производства для пробуждения экономического сознания нации. [24]
История партии [ править ]
Начало вечеринки [ править ]

В конце 1931 года комитет студентов во главе с Ахмадом Хусейном сформировал «План Пиастра», целью которого было собрать средства для развития египетской промышленности и использовать эти средства для создания местной фабрики по производству фесков . [25] [26] Это произошло после того, как выяснилось, что знаменитый египетский головной убор был произведен в чужой стране. Хусейн был сторонником лидера либеральных конституционалистов Мухаммеда Махмуда в последний год обучения в средней школе. [27] Одним из принципов партии была покупка продукции только египетского производства. [28] Партия была основана 12 октября 1933 года как националистическая партия с «религиозными элементами» Ахмедом Хусейном. Его целью было проведение более националистической антибританской политики, чем традиционные египетские партии. Ее название было похоже на националистические партии «Молодая Италия» и «Молодые турки» . [29] «Молодой Египет» возник как студенческая организация, существовавшая вне контроля традиционных египетских партий. [30]

в египетской политике Участие
5 декабря 1935 года основатели партии Ахмед Хусейн и Фатхи Радван покинули Египет и направились в Великобританию, где встретились с британскими политиками, распространяя информацию о деле Египта против Великобритании, а затем вернулись в Египет как герои. [31] Молодой Египет сыграл важную роль в египетских протестах 1935-36 годов . [26] Именно в это время к этим протестам присоединился будущий президент Египта Гамаль Абдель Насер, хотя историки спорят о том, был ли он формальным участником. [32] [33] Члены партии в основном участвовали в уличных демонстрациях, причем наиболее преданные из них носили зеленые рубашки - партийную форму. [34] [35]
Газета «Аль-Сарха» будет публиковать письма чиновникам и собирать подписи под петициями о публичности. В конце 1933 г. Хусейн направил открытое письмо премьер-министру Великобритании с требованием полной независимости Египта и вывода британских войск из Египта и Судана; в 1934 году «Молодой Египет» собрал подписи под петицией к королю с требованием отмены системы капитуляции и смешанных судов Египта. [36]

Одним из главных вопросов того времени были точные отношения между Египтом и Великобританией, особенно в отношении смешанных судов, Суэцкого канала и размещения британских войск в Египте. Националистическим лозунгом долгое время было «Никаких переговоров, кроме как после эвакуации!», поэтому, когда Вафд согласился искать компромисс с Великобританией, Хусейн написал: «Мы не можем добиться всего, кроме как с помощью силы, физической силы». [37] Молодой Египет выступил против англо-египетского договора 1936 года , поскольку он позволял размещать британские войска в Египте в течение 20 лет, что фактически узаконивало британское господство над Египтом. [38] [39] Во время переговоров в Монтрё в 1937 году об отмене капитулянтской системы в Египте Хусейн писал:
«Если бы у него [Нахаса] была искра патриотизма, он предпочел бы остаться в своем собственном доме, сильным, и пригласить иностранцев прийти к нему. Капитуляции должны быть отменены. Смешанные суды должны быть отменены. Но их отмена должно произойти в Египте, а не в Швейцарии , потому что Египет является компетентной властью, решающим элементом, хозяином в своем собственном доме». [40]
Партия Вафд , основная либеральная партия, с подозрением относилась к «Молодому Египту», полагая, что это контролируемая оппозиция, спонсируемая королем. После победы Вафда на выборах 1936 года лидер вафдистов Мустафа эль-Нахас обвинил Молодой Египет в сотрудничестве с иностранной державой, имея в виду Италию. [41] Это спровоцировало серию уличных боев между «зеленорубашечниками» и «синерубашечниками» - молодежным отделением вафдистов. [42] Между «зеленорубашечниками» «Молодого Египта» и «синерубашечниками» Вафда происходили частые столкновения, кульминацией которых стало неудачное покушение на жизнь эль-Нахаса, совершенное членом «Молодого Египта» 28 ноября 1937 года. [43] [44] Хотя между «зеленорубашечниками» и фашистскими военизированными формированиями итальянских « чернорубашечников» и нацистских «коричневорубашечников » есть сходство , ключевое различие заключается в том, что бойцы «Молодого Египта» были студентами колледжей, сражавшимися дубинками и кирпичами, а не демобилизованными, жестоко испытанными и разочарованными ветеранами Первой мировой войны. . [45] [46] Эти «рубашечные» организации участвовали в маршах и уличных драках. После многочисленных случаев насилия между воинствующими студентами в марте 1938 года военизированные организации были запрещены. [47]
Несмотря на то, что «Молодой Египет» был формально основан как партия в 1936 году, он так и не направил своих представителей в египетский парламент. До запрета во время войны в 1941 году единственные парламентские выборы, в которых он мог участвовать, были в 1938 году, однако ни один из его членов не достиг минимального возраста 30 лет, чтобы баллотироваться на пост. [48] «Молодой Египет» утверждал, что насчитывает почти 2000 членов, хотя историк Джеймс Янковски утверждает, что истинное число на пике составляло около тысячи. [49] Примерно в это же время «Молодой Египет» начал приходить в упадок из-за того, что вафдистское правительство распорядилось о репрессиях, таких как предотвращение собраний, штрафах и арестах членов, что по иронии судьбы при правительстве Мухаммеда Махмуда-паши , которого Хусейн поддерживал до основания «Молодого Египта». . [50]

Группа была переименована в Националистическую исламскую партию в 1940 году, когда она приобрела более религиозный, а также антибританский тон. После войны она была снова переименована в Социалистическую партию Египта . Единственный успех группы на выборах пришелся на то, что она отправила в 1951 году Ибрагима Шукри , своего вице-президента. в парламент Однако она была распущена вместе со всеми другими партиями в 1953 году после государственного переворота 1952 года . [51]
После того, как политические партии снова были разрешены в Египте, Ибрагим Шукри в 1978 году сформировал группу «Социалистическая рабочая партия» , которая, несмотря на свое название, очень похожа на социальную националистическую идеологию «Молодого Египта». В его состав входят члены разных экономических и социальных уровней.
Идеология [ править ]
Молодой Египет поддерживал самый крайний египетский национализм того времени, идя дальше, чем любая из существующих партий. Оно верило в полный отказ от иностранного влияния. Одним из десяти принципов было «твердо цепляться за свою национальность, превращая ее в навязчивую идею». [52] Ахмед Хусейн видел в своем видении Египет страну, которую еще недавно удерживали иностранцы, и вместо этого Египет должен вернуться к своей былой славе, говоря:
«Я скажу вам, господа, реальность, которую я обнаружил в Европе. Это то, что большинство ее народов близки к примитивным, первобытным стадиям жизни. они получают по всей Европе свои знания, свой характер, свои добродетели, свои особенности - все это приобретено стремлением и только этим. и изучайте, вы найдете европейцев, близких к варварству доисторических времен». [53]
Хусейн считал, что, хотя Европа отказалась от религии в пользу «безбожных, материалистических принципов», религиозная культура современного Египта сделала ее превосходящей. [54] Это резко контрастирует с Вафдом, который был секуляристами. Молодой Египет выступал против фабрик, принадлежащих иностранцам, «антиисламских» развлечений, азартных игр, кинотеатров и алкоголя. [55] Молодой Египет объединил религиозные ценности египетского городского рабочего с националистическими ценностями современного египетского студента.
Ссылки [ править ]
- ^ Лакер, Вальтер (18 марта 2011 г.). «Возраст против машины» . Новая Республика .
- ^ «Фашизм в межвоенном Египте: ислам, национализм и политическая модернизация» . 28 января 2015 г.
- ^ Гершони и Янковски 2010 , Движение молодого Египта: египетская версия фашизма?
- ^ «НАСР: ОБЕЩАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ (КРАТКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕЙ НАСР И ЕГО ЗАМЕСТНИКОВ)» (PDF) . cia.gov/readingroom . Архивировано (PDF) из оригинала 1 сентября 2023 года.
- ^ Хантер, Фредерик Р. (1999). Египет при Хедивах, 1805–1879: от домашнего управления к современной бюрократии (1-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-544-2 .
- ^ Шам, Сандра А. (2013). «Создание и разрушение европейского Каира» . Журнал археологии и исследований наследия Восточного Средиземноморья . 1 (4): 313–318. ISSN 2166-3556 .
- ^ Шёльх, Александр (1981). Египет для египтян! Социально-политический кризис в Египте 1878-1882 гг . Монографии Св. Антония по Ближнему Востоку. Лондон: Опубликовано для Ближневосточного центра, Колледжа Св. Антония, Оксфорд [издательством] Ithaca Press. п. 126. ИСБН 978-0-903729-82-6 .
- ^ «Скрытый протекторат | историческая территория, Египет | Британика» . www.britanica.com . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Бут, Мэрилин; Горман, Энтони (2014). Долгие 1890-е годы в Египте: колониальное затишье, подпольное сопротивление . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 41. ИСБН 978-0-7486-7012-3 .
Будь то жизнь или смерть, британские и европейские граждане подчинялись правовой системе, отдельной от правовой системы коренных египтян. Капитуляции, система консульских судов и последующая (и совпадающая) система смешанных судов (после 1876 года) создали среду, в которой «иностранные» граждане не обязательно подпадали под действие египетского законодательства».
- ^ Браун, Натан Дж. (1993). «Ненадежная жизнь и медленная смерть смешанных судов Египта» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 25 (1): 33–52. ISSN 0020-7438 .
- ^ Рызова, Люси (2014). Эпоха эфендия: пути к современности в национально-колониальном Египте . Оксфордские исторические монографии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-968177-8 .
- ^ Терри, Дженис Дж. (1982). Вафд 1919-1952 годов, краеугольный камень политической власти Египта . Центр исследований и публикаций третьего мира, Лондон (1-е изд.). Лондон: Центр исследований и публикаций третьего мира. ISBN 978-0-86199-000-9 .
- ^ Рамдани, Набила (2016). Подъем египетского националистического движения: на примере революции 1919 года (кандидатская диссертация). Лондонская школа экономики и политических наук.
- ^ Кормак, Рафаэль (2021). Полночь в Каире: дивы Египта бурных 20-х годов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-54113-7 .
- ^ «Взгляд назад на бурные 20-е годы Египта» . Предприятие . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Салливан, Эрл Л. (1986). Женщины в общественной жизни Египта . Современные проблемы Ближнего Востока. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2354-0 .
- ^ Абдулхак, Наджат (2016). Еврейская и греческая общины в Египте: предпринимательство и бизнес до Насера . Библиотека истории Ближнего Востока. Лондон (Великобритания): IB Tauris. ISBN 978-1-78453-251-2 .
- ^ Ботман, Сельма (1991). Египет от независимости до революции, 1919-1952 гг . Современные проблемы Ближнего Востока. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2530-8 .
Политические партии, выступавшие в качестве соперников Вафда, часто назывались партиями меньшинства, поскольку они обычно пользовались небольшой поддержкой среди народа и по существу создавались как средство, с помощью которого ведущие политики могли быть избраны в парламент. Часто они представляли собой не более чем отколовшиеся группы Вафда; они, как правило, создавались в ответ на действия Вафда после того, как важные члены были изгнаны или решили уйти из-за личных или идеологических конфликтов.
- ^ Горман, Энтони (2003). «Мутамассирун». Историки, государство и политика в Египте двадцатого века: борьба за нацию . Лондон, Нью-Йорк: RoutledgeCurzon, Taylor & Francisco Group. ISBN 978-0-415-29753-0 .
- ^ Янковский и Гершони 1995 , с. 4-5.
- ^ Диб 1979 , с. 221-237.
- ^ Диб 1979 , стр. 241–242.
- ^ Диб 1979 , стр. 221–237.
- ^ Диб 1979 , с. 260-262.
- ^ Янковский 1975 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абдалла 1985 , стр. 52.
- ^ Янковский 1975 , стр. 9–10.
- ^ Янковски и Гершони, 1995 , стр. 18–19. «Один из Десяти принципов, разработанных для руководства последователями Молодого Египта в 1933 году, призывал их «покупать только у египтян, носить только то, что сделано в Египте, и есть только египетская еда»; другой посоветовал им «презирать все иностранное, каждый из вас, и стойко цепляться за свою национальность, превращая ее в навязчивую идею».
- ^ « Девочка Египта: Патриотизм в его авторитарном обличии » . www.hafryat.com (на арабском языке) . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Абдалла 1985 , стр. 44.
- ^ Янковский 1975 , с. 22.
- ^ Гордон, Джоэл (2006). Насер: герой арабской нации . Создатели мусульманского мира. Оксфорд: Oneworld Publ. п. 16. ISBN 978-1-85168-411-3 .
Нет никаких указаний на то, что он вступил в ряды зеленорубашечников, моджахедов (боевиков), но он вполне мог посещать митинги «Молодого Египта», читать публикации движения и вносить несколько монет в его «пиастровый план», чтобы помочь финансировать местную промышленность. проекты.
- ^ Абуриш, Саид К. (2004). Насер: последний араб (1-е изд.). Нью-Йорк: Thomas Dunne Books/St. Мартинс Пресс. п. 22. ISBN 978-0-312-28683-5 .
Вступил ли он в партию или нет, невозможно проверить, и это не важно, кроме как для обозначения беспокойного душевного состояния. Нет даже намека на то, что он когда-либо действовал по приказу партии, а ее пламенный лидер, необразованный подстрекатель толпы Ахмед Хусейн не был человеком его типа.
- ^ Янковский 1975 , стр. 17–21.
- ^ Янковский 1970 , с. 77-95.
- ^ Янковский 1967 , с. 33.
- ^ Янковский 1967 , с. 48.
- ^ Янковский 1967 , с. 110.
- ^ Янковский 1975 , с. 20.
- ^ Янковский 1975 , стр. 50–51.
- ^ Янковский 1975 , с. 24.
- ^ Янковский 1970 .
- ^ Диб 1979 , с. 376.
- ^ Янковский 1967 , с. 134.
- ^ Гершони и Янковски 2010 , с. 239 «Марши и демонстрации, проводимые «зеленорубашечниками» молодого Египта, в основном состоящие из энтузиастов старших классов и студентов колледжей, лишенных ни предыдущего военного опыта, ни смертоносного вооружения, были бледной тенью разрушений городов и издевательств над противниками, устроенных боевиками современной Европы. По сравнению с систематическим насилием и жестокостью, практикуемыми фашистскими отрядами или полувоенными формированиями СА, вспомогательными нацистами, Молодой Египет играл в военизированные формирования».
- ^ Янковский 1970 , с. 84 «По современным американским стандартам городского насилия, вооружение, используемое обеими группами воинственной молодежи, было минимальным: дубинки и, реже, ножи в качестве ручного оружия, кирпичи и камни в качестве ракет. Гибель людей была нечастой, но синяки были многочисленными».
- ^ Янковский 1970 , с. 81.
- ^ Янковский 1975 , с. 28.
- ^ Янковский 1975 , с. 31 «В июне 1937 года партия заявила, что в ее состав входят 1536 моджахедов только в Каире, 384 в Александрии, «примерно такое же количество» в Нижнем Египте, и не привела данных о членстве в Верхнем Египте. Интервью с бывшими лидерами партии показывают, что эти утверждения были завышены, оценки этих лидеров указывают на то, что на пике развития движения в 1937-1938 годах его ядро составляло около тысячи активистов, платящих членские взносы. Ахмад Хусейн подсчитал, что для Каира (всегда являвшегося сердцем движения) это цифра в 500 активных членов. Было бы преувеличено». Фатхи Радван вспоминает, что число активных членов движения в 1930-х годах «никогда не превышало тысячу во всем Египте ни за один год». Бывший журналист Джариды Миср аль-Фатх дал следующие оценки движения на его пике: «не более 300 членов» в Каире и, возможно, еще 200 в Александрии, при этом размер провинциальных отделений сильно различается».
- ^ Янковский 1975 , с. 41-43.
- ^ «Военные захватывают власть в Египте» .
- ^ Янковский и Гершони 1995 , с. 69.
- ^ Янковский 1975 , с. 51-52.
- ^ Янковский 1975 , с. 49.
- ^ Янковский 1967 , с. 34.
Источники [ править ]
- Гершони, Израиль; Янковски, Джеймс (2010). «Движение молодого Египта: египетская версия фашизма?». Противостояние фашизму в Египте: диктатура против демократии в 1930-е годы . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-6343-1 .
- Янковски, Джеймс; Гершони, Израиль (1995). Новое определение египетской нации, 1930-1945 гг . Кембриджские исследования Ближнего Востока. ISBN 9780521475358 .
- Абдалла, Ахмед (1985). Студенческое движение и национальная политика в Египте: 1923-1973 гг . Лондон: книги Аль Саки. Лондон: Книги Аль Саки. ISBN 9780863561177 .
- Янковски, Джеймс П. (1975). Молодые повстанцы Египта: «Молодой Египет»: 1933-1952 гг . Издательство Гуверовского института. ISBN 9780817914516 .
- Янковски, Джеймс П. (1970). «Египетские синие рубашки и египетский Вафд, 1935-1938» . Ближневосточные исследования . 6 : 77–95 – через JSTOR.
- Диб, Мариус (1979). Партийная политика в Египте: Вафд и его соперники 1919-1939 гг . Итака Пресс 13 Саутварк-стрит, Лондон, SE 1: Ближневосточный центр, колледж Святого Антония, Оксфорд. ISBN 9780903729406 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Янковски, Джеймс П. (1967). Партия «Молодой Египет» и египетский национализм, 1933–1945 (Диссертация). OCLC 9355034 . ПроКвест 302267635 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Тахау, Франк (1994). Политические партии Ближнего Востока и Северной Африки (1-е изд.). Гринвуд. ISBN 978-0313266492 .
- Ватикиотис, П.Дж. (1978). Насер и его поколение . Billing & Sons Ltd, Гилфорд, Лондон и Вустер. ISBN 9780856644337 .