Jump to content

СМИ в Северной Македонии

Под средствами массовой информации в Северной Македонии понимаются средства массовой информации, базирующиеся в Северной Македонии . Телевидение, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Северной Македонии гарантирует свободу прессы и выражения мнений, однако они не поддерживаются властями беспристрастно. [1] Будучи страной с переходной экономикой , система СМИ Северной Македонии находится в процессе трансформации.

Законодательная база

[ редактировать ]

Конституция Северной Македонии гарантирует свободу выражения мнений , свободу слова , право на доступ к информации и создание институтов общественной информации. Он также гарантирует свободу получения и передачи информации и запрещает цензуру . Наконец, Конституция гарантирует национальным меньшинствам право на культурное самовыражение и информацию на их родном языке. [2] : 14 

Закон «О телерадиовещании» предусматривает ограничения на трансляцию контента, направленного на насильственное свержение конституционного строя, военной агрессии или разжигание национальной, расовой, гендерной или религиозной ненависти и нетерпимости, а также программ, способных причинить вред физическому, психическому здоровью. или развитие детей и молодежи. [2] : 15 

Клевета и клевета декриминализированы после принятия в 2012 году Закона о гражданской ответственности за клевету и оскорбление, хотя штрафы остаются чрезвычайно высокими. [2] : 15 

Разрабатывается новый закон о СМИ, чтобы гармонизировать его с директивой ЕС AVMS. Тем не менее, первые проекты вызывали обеспокоенность по поводу возможных ограничений свободы СМИ. [3]

Закон о доступе к информации , принятый в 2006 году, гармонизирован с международными стандартами и стандартами ЕС. Комиссия по свободному доступу к публичной информации все еще не является независимой, как должна, и ей не хватает потенциала. Закон остается не полностью реализованным, [2] : 15  доступ к публичной информации неравномерен и обеспечивается избирательно. [1]

Радио- и телевещание во время избирательной кампании регулируется Избирательным кодексом. Освещение в прессе времени выборов регулируется только самостоятельно; [2] : 15  независимое исследование 2013 года выявило большие дисбалансы и отсутствие профессиональных стандартов, так что «некоторые новости СМИ использовались для прямого манипулирования мнением электората». [4]

Независимым регулирующим органом является Совет по телерадиовещанию, чьи задачи и полномочия соответствуют рекомендациям Совета Европы , но который по-прежнему находится под сильным влиянием политических партий, правительства и медиаиндустрии. Хотя члены Совета избираются «уполномоченными кандидатами» (Межуниверситетская конференция, Македонская академия искусств и наук, Ассоциация журналистов и Парламентский комитет по выборам и назначениям), большинство назначенцев считаются близкими к правящей партией, тем самым привнося партийную принадлежность в регулирующий орган. [2] : 15 

Интернет-контент специально не регулируется, за исключением общих ограничений на разжигание ненависти, и посредники (ISP) не несут ответственности за распространяемый контент. [2] : 15 

Статус и саморегулирование журналистов

[ редактировать ]

Журналисты в Северной Македонии сталкиваются с «низкими зарплатами, плохими гарантиями занятости и условиями труда, а также редакционным давлением со стороны владельцев». [1]

Большинство журналистов в Северной Македонии имеют довольно низкий социально-экономический статус, а их трудовые и социальные права ограничены; многие работают без контрактов или заранее подписывая бланк заявления об увольнении. Средняя заработная плата в секторе составляет 250 евро в месяц (в среднем по стране: 350 евро/м). [2] : 18 

Органа саморегулирования журналистской деятельности в стране пока нет. Совет по этике СМИ был создан в 2010 году как трехсторонний орган журналистов, редакторов и владельцев СМИ. Независимый союз журналистов – слабый орган, которому не хватает ресурсов и сильной членской базы. Владельцы СМИ часто считают профсоюзы неприемлемыми, что заставляет журналистов стремиться к тайному членству. В 2011 году были уволены более 20 членов профсоюза, включая его президента. [5] Давление на журналистов разнообразно и широко распространено: от маргинализации критически настроенных журналистов до перераспределения средств массовой информации. [2] : 18 

Кодекс этики журналистов Северной Македонии установлен в качестве профессионального руководства; тем не менее, нарушения основных стандартов широко распространены, например, в использовании оценочных ярлыков, расплывчатых ссылок, предвзятых источников и формулировок оценок. Журналистика по-прежнему рассматривается главным образом как средство, направленное на публичное освещение политических элит, особенно членов правительства. Расследовательская и аналитическая журналистика практически отсутствует. [2] : 18 

Журналисты защищены от принуждения к даче показаний о конфиденциальной информации или источниках как Конституцией (статья 16), так и Законом о телерадиовещании 2005 года. [2] : 19 

Блогеры и гражданские журналисты не признаются и не защищаются законодательством Северной Македонии. [1]

Коммерческие СМИ в основном финансируются за счет доходов от рекламы, а также средств государственного бюджета на «публичные кампании». Правительство вошло в пятерку крупнейших рекламодателей страны. [6] влияя на рыночную конкуренцию и редакционную независимость. [2] : 16  Более того, правящая партия получает выгоду от больших скидок на стоимость эфирного времени от дружественных СМИ в период выборов. Считается, что широкое использование средств на рекламу правящей партией увеличивает финансовую зависимость СМИ и способствует проправительственной ориентации. [1] Общественные кампании транслируются бесплатно на MRTV.

Считается, что проправительственные СМИ занимают доминирующее положение на рынке. Telma TV , Sloboden Pecat , 24 Вести и Фокус считаются имеющими сбалансированное или критическое освещение. [1]

Рынок характеризуется большим количеством средств массовой информации, сокращением доходов от рекламы и фрагментацией из-за технологического развития и цифровизации. Большая часть доходов от рекламы поступает в телевизионную индустрию, особенно на национальные наземные каналы. [2] : 16  Право собственности на СМИ часто непрозрачно из-за использования доверенных лиц. Иностранные инвестиции в македонские СМИ ограничены сербскими компаниями, одна из которых является монополистом в печати и распространении газет и имеет связи с высокопоставленными чиновниками службы безопасности. [1]

Информационные агентства

[ редактировать ]

Общественным информационным агентством является Агентство медиа-информации (МИА), созданное в 1992 году и работающее на македонском, английском и албанском языках. Частные информационные агентства включают Македонский информационный центр (MIC, основан в 1992 г.), Makfax (1993 г.) и интернет-сайт Net Press (2007 г.).

[ редактировать ]
Новая Македония

Старейшей газетой в стране является «Нова Македония» , основанная в 1944 году. Ее первый выпуск вышел 29 октября 1944 года. Неудачная приватизация « Нова Македония» в 1994-96 годах привела к исчезновению с рынка всех ее печатных изданий, а позднее появление WAZ . как основного иностранного инвестора, что привело к сильной концентрации в секторе печатных СМИ (90% в 2003 г.) WAZ вышла из нее в 2012 году, продав свои публикации местным инвесторам. [2] : 17 

Другими известными ежедневными газетами являются «Утрински Весник» (основан в 1999 г.), «Дневник» (1996 г.), «Вечер» (1963 г.), «Вест» , «Македонский спорт» и «Коха» (на албанском языке ).Еженедельники включают Republika , Financial Kapital , Fokus , женскую Tea Moderna и Makedonsko Sonce (основана в 1994 г.).

Скрытое владение печатными СМИ по-прежнему вызывает обеспокоенность и препятствует плюрализму и независимости СМИ, поскольку считается, что фактические владельцы связаны с политическими интересами. [2] : 17 

Издательский

[ редактировать ]

НИП Новая Македония

Радиовещание

[ редактировать ]
Здание Македонского радио и телевидения в Скопье

Общественная радиовещательная компания «Македонское радио и телевидение» работает на нескольких станциях, включая три национальных канала, спутниковый канал и некоммерческий региональный канал. Ежедневно он транслирует 86,5 часов программ на своих национальных и спутниковых каналах. Первый канал, Radio Skopje, транслирует непрерывную 24-часовую программу и в основном функционирует как разговорное радио . Второй канал «Радио 2» круглосуточно транслирует непрерывную программу, посвященную популярной музыке и развлечениям. Третий канал транслирует программы на всех языках национальных меньшинств Северной Македонии, в том числе на албанском (с 1948 г.); Турецкий (с 1945 г.) 5 часов; Влах (с 1991 г.); цыгане (с 1991 г.); Сербский (с 2003 г.) и боснийский (с 2003 г.) всего по 30 минут в день. Спутниковый канал «Радио Македония» начал работу в июле 2003 года и круглосуточно транслирует непрерывную программу, представляющую собой подборку программ Македонского радио и его оригинальную программу «Радио Македония» продолжительностью 6 часов 30 минут. Канал 103 обеспечивает FM-вещание только на регион. Скопье с миссией продвижения авангардной музыки и культуры. Македонское радио также транслирует свою программу через Интернет.

Три частные радиостанции вещают на национальном уровне в Северной Македонии. Это Antenna 5 FM (основана в 1994 году как радиостанция с современными хитами и вскоре стала частью радиосети MTV ), Kanal 77 (базируется в Штипе ) и радио Metropolis . Действует около 70 местных коммерческих радиостанций (2012 г.), в том числе «Радио Браво», «Сити FM 97,9» и «Альфа-радио» . [7] В 2008 году насчитывалось до 410 000 радиоприемников . [ нужна ссылка ]

Телевещание

[ редактировать ]

Телевидение было впервые представлено в 1964 году в югославской Македонии; он остается самым популярным средством массовой информации. Общественным вещателем является Македонское радио-телевидение (MKRTV), основанное в 1993 году. TEKO TV (1989) из Штипа - первый частный телеканал в стране. Другие популярные частные каналы: Sitel , Kanal 5 , Telma , Alfa TV и Alsat-M . Большинство частных СМИ связаны с политическими или деловыми интересами, а государственные СМИ, как правило, поддерживают правительство. Сети общественного вещания сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны коммерческих станций, которые доминируют в рейтингах. В отчете, спонсируемом Европейским Союзом, говорится, что рынок переполнен множеством теле- и радиосетей, и многие местные вещательные компании борются за выживание в финансовом отношении. [8]

Процесс трансформации MRTV в общественную телерадиовещательную компанию еще не завершен; это повлекло за собой Закон о телерадиовещании 1997 года и Закон о телерадиовещании 2005 года. Редакционная независимость MRTV гарантирована законом, но де-факто отсутствует из-за отсутствия независимого финансирования и независимости органов управления MRTV. Исполнительные директора MRTV в последние десять лет оставались близкими к партии власти. Сеть финансируется за счет лицензионных сборов, а также за счет взносов в государственный бюджет и доходов от рекламы (ограничение 10% эфирного времени). Бюджетные потребности и практика специального государственного бюджетного финансирования создали в MRTV «культуру зависимости». [2] : 16 

MRTV контролируется Советом MRTV, члены которого назначаются Парламентом по предложению «уполномоченных номинантов» от гражданского общества. Затем Совет избирает членов Правления MRTV. Хотя формально MRTV подотчетно только законодательному органу посредством своего годового отчета и бюджетного плана, MRTV остается неформально подотчетным исполнительной власти, подрывая институциональную автономию. [9] MRTV также рискует пренебречь обязательствами по культурному плюрализму в плане программ для меньшинств, а также отсутствием беспристрастности и дистанции от правительства/политиков большинства. [2] : 16 

DVB-T был представлен в Македонии в ноябре 2009 года как платформа платного телевидения, известная как BoomTV от ONE . Платформа включает в себя местные каналы с национальной частотой и самые популярные мировые каналы. Boom TV использует 3 мультиплекса (MUX 1, MUX 2 и MUX 3). Отключение DVB-T в стране завершилось 1 июня 2013 года. MRD (Совет по вещанию Северной Македонии) управляет и обслуживает сеть DVB-T в Северной Македонии и государственное македонское радиотелевидение, используя MUX 4 и MUX 5, в то время как ONE управляет частными национальными и местными телевизионными станциями, используя MUX 6 и MUX 7.

Кабельное телевидение высоко развито: проникновение кабельного телевидения в Скопье составляет 67% всех домохозяйств. В стране действуют 49 провайдеров кабельного телевидения, причем две крупные компании Blizoo и Telekabel владеют 80% рынка. они ввели Triple Play. Эти две крупные компании предлагают кабельное телевидение как в аналоговом, так и в цифровом формате, а также в начале 2007 года 17 ноября 2008 года IPTV первая в стране услуга IPTV MaxTV был впервые официально запущен в стране, когда была запущена . от Makedonski Telekom .

  • Телевизионные станции :
    • общественная телекомпания управляет тремя национальными каналами и спутниковой сетью; 5 частных телеканалов вещают на национальном уровне с использованием наземных передатчиков и около 15 вещают на национальном уровне через спутник; существует около 75 местных коммерческих телеканалов; и большое количество операторов кабельного телевидения, предлагающих внутренние и международные программы (2012 г.); [7]
    • 136 станций (1997 г.).
  • Телевизоры : используется 1,9 миллиона телевизоров (2008 г.). [10]

История кинопроизводства в республике насчитывает более 110 лет. Первый фильм, снятый на территории современной страны, был снят в 1895 году Джанаки и Милтоном Манаки в Битоле. На протяжении прошлого столетия кино отражало историю, культуру и повседневную жизнь македонского народа. На протяжении многих лет многие македонские фильмы были представлены на кинофестивалях по всему миру, и некоторые из этих фильмов получили престижные награды. Первым македонским художественным фильмом стал «Фросина» , вышедший в 1952 году. Первым цветным художественным фильмом стал «Мисс Стоун» , фильм о протестантском миссионере в Османской Македонии . Он был выпущен в 1958 году. Самым кассовым художественным фильмом в стране стал «Бал-Кан-Кан» , только за первый год его посмотрели более 500 000 человек.

В 1994 году фильм Милко Манчевски « Перед дождем» был номинирован на звание лучшего иностранного фильма . Манчевски продолжает оставаться самым выдающимся современным режиссером в стране, впоследствии написавшим и снявшим «Пыль и тени» .

Телекоммуникации

[ редактировать ]

В 2012 году совокупная абонентская база фиксированной и мобильной сотовой связи составила около 130 на 100 человек. Конкуренция со стороны мобильной сотовой связи привела к снижению числа абонентов фиксированной телефонной связи. [7]

Интернет

[ редактировать ]

В 2015 году около 68% населения имели доступ к Интернету. [1] Законодательство было приведено в соответствие со стандартами ЕС с помощью Закона об электронных коммуникациях от февраля 2014 года с целью улучшения конкуренции и прав потребителей. [1]

Агентство США по международному развитию спонсировало проект под названием «Macedonia Connects», который в 2006 году помог сделать Северную Македонию первой в мире страной с полностью широкополосной беспроводной связью, где доступ в Интернет доступен практически каждому, у кого есть компьютер с поддержкой беспроводной связи. Беспроводной доступ доступен примерно 95 процентам македонцев, даже тем, кто живет в отдаленных горных деревнях, где занимаются пастухами, где у людей нет телефонов. В Министерстве образования и науки сообщили, что к Интернету подключена вся 461 начальная и средняя школа. ( Интернет-провайдер On.net) создал сеть MESH для предоставления услуг WIFI в 11 крупнейших городах страны. [20] [21]

Интернет-цензура и наблюдение

[ редактировать ]

Не существует никаких правительственных ограничений на доступ к Интернету или заслуживающих доверия сообщений о том, что правительство контролирует электронную почту или интернет -чаты без судебного надзора. Отдельные лица и группы участвуют в мирном выражении взглядов через Интернет, в том числе по электронной почте. [22]

Конституция обеспечивает свободу слова и печати ; однако на практике правительство не всегда соблюдает эти права. Закон запрещает высказывания, разжигающие национальную, религиозную или этническую ненависть , и предусматривает наказания за нарушения. В ноябре 2012 года законы о диффамации, клевете и клевете были декриминализированы. Редакторы и владельцы СМИ выразили обеспокоенность тем, что высокие штрафы в соответствии с пересмотренным законом вызовут самоцензуру . Закон запрещает произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище или переписку, и правительство обычно соблюдает эти запреты на практике. [22]

Медиа-организации

[ редактировать ]

Профсоюзы

[ редактировать ]

Правительство заняло предвзятый подход к медиа-союзам. Он продвигал Македонскую ассоциацию журналистов (MAN), одновременно оказывая давление на традиционную Ассоциацию журналистов Македонии (ZNM) и Профсоюз македонских журналистов и работников СМИ (SSNM). [1]

В июле 2014 года поправка к Закону об аудиовизуальных услугах вынудила ZNM уступить одно из двух мест в совете директоров общественного вещания компании MAN. [1]

Регулирующие органы

[ редактировать ]

Новый орган регулирования СМИ, в котором доминирует правительство, был создан Законом о СМИ и Законом об аудиовизуальных медиа-услугах в декабре 2013 года, заменив предыдущий Совет по телерадиовещанию. Теперь агентство имеет право налагать суровые штрафы и отзывать лицензии, если оно обнаруживает контент, который наносит ущерб нечетко определенным «общественному порядку» и «здоровью или нравственности». В январе 2014 года были приняты поправки, освобождающие интернет-СМИ от ответственности и сводящие к минимуму обязательства для печатных СМИ, но общая основа по-прежнему считается неадекватной. [1]

Свобода СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ

[ редактировать ]

В течение долгого времени конкретные положения о прозрачности собственности СМИ в Северной Македонии касались только сектора вещания (телевидения и радио), в то время как другие сектора, то есть печатные и онлайн-СМИ, были включены только в сферу действия общего корпоративного права, которое применимо. всем зарегистрированным компаниям. Только в декабре 2013 года был принят новый Закон о СМИ, охватывающий также требования прозрачности для печатного сектора, который был приравнен к сектору вещания с точки зрения обязательств по прозрачности. [23]

Что касается вещательных СМИ , общественность Северной Македонии может определить, кто на самом деле владеет такого рода СМИ, благодаря обязательствам по отчетности о собственности, предусмотренным Законом о вещательной деятельности. Согласно этому закону, вся необходимая информация о собственности, включая бенефициарную собственность и источник финансирования, должна быть раскрыта регулирующему органу, а именно Совету по телерадиовещанию, и обнародована через его веб-сайт. [24] В частности, согласно ст. 20 этого закона вещатели обязаны публиковать данные о своей собственности три раза в год. [25] Совету по телерадиовещанию также поручено контролировать и обеспечивать соблюдение этих обязательств.

Несмотря на существующие законодательные требования, реализация правил прозрачности собственности СМИ была постоянной проблемой в Северной Македонии, поэтому порой даже власти заявляли, что им не известно о неформальных структурах собственности в стране. [25] В других случаях власти заявляли, что им известно о непрозрачных интересах в структурах собственности СМИ, но они не предприняли никаких действий, поскольку предоставленная информация о режиме собственности была формально верной и не указывала на нарушение правил. [25] [26] В Северной Македонии есть случаи, являющиеся «государственной тайной», например, случай тайного совместного владения между телеканалом А1 и ежедневными газетами «Време» , «Спик» и «Коха э» , но регулирующие органы не принимают никаких мер и не проводят расследование. никогда не было инициировано. [25]

Что касается печатных СМИ , их обязательства в отношении прозрачности собственности СМИ регулируются новым Законом о СМИ, вступившим в силу в 2013 году. Закон требует от печатных СМИ тех же правил раскрытия информации, которые применяются к сектору вещания. [23] Некоторые печатные СМИ публиковали данные о своей собственности, такие как сведения о юридическом лице, владеющем газетой, или информацию о компании, обеспечивающей печать и распространение, еще до принятия нового закона. Однако с новым Законом о СМИ действие органа регулирования аудиовизуальной сферы было расширено и на печатные СМИ, а также на принятие мер против печатных СМИ, которые не соблюдают правила прозрачности СМИ. [23]

Сектор онлайн-медиа наименее прозрачен с точки зрения прозрачности собственности. [23] [27] Этот сектор не подпадает под действие положений, касающихся СМИ, и поэтому регулируется только корпоративным законодательством, в частности Законом о торговой деятельности. [24] [25] Электронные СМИ не обязаны раскрывать данные о своей структуре собственности, поэтому почти ни в одной интернет-новости структура собственности не раскрывается. [23] Кроме того, Закон о торговой деятельности разрешает тайное владение или владение по доверенности и не требует обнародования этой информации через Торговый реестр. [24] Отсутствие прозрачности собственности СМИ создало дополнительную проблему в секторе онлайн-СМИ, особенно для крупнейших новостных сайтов, которые не декларируют, кто является их владельцами. Проблема обострилась с ростом цифрового сектора, к которому нельзя применять устаревшее законодательство. [25] Чтобы решить проблему недостаточной прозрачности собственности СМИ в сфере онлайн-СМИ, группа македонских журналистов запустила проект под названием MediaPedia. [28] с целью расследования, разъяснения и обнародования структур собственности македонских веб-порталов, а также создания общедоступной базы данных, содержащей такую ​​информацию. [27] Журналисты, работающие над проектом, выявили несколько случаев оффшорных компаний, несуществующих компаний и широкой сети лиц, стремящихся скрыть настоящих владельцев информационных веб-порталов Македонии. [27] Например, команда MediaPedia исследовала структуру собственности одного из крупнейших проправительственных СМИ Северной Македонии, то есть веб-портала Kurir.mk , материалы которого широко распространяются через основные телеканалы Македонии, особенно те, которые близки к правительству. . Согласно расследованию MediaPedia стояли две компании Kurir.mk , за сайтом , а именно Em Media Dooel и Iia Doo , которые являются частью сети связанных порталов, цитирующих друг друга и придерживающихся проправительственной редакционной политики. Также группа выяснила, что директором «Эм Медиа» был брат Владо Мисаиловского, госсекретаря МИД правящей партии ВМРО-ДПМНЕ . [27] Кроме того, в результате расследования финансовых потоков выяснилось, что эти две компании получали средства непосредственно от правительства, а также от других государственных учреждений, таких как муниципалитет Скопье, Министерство культуры и т. д. [27] Другой случай касался веб-портала Netpress.mk , адрес регистрации которого совпадал с адресом компании, которая помогала другим компаниям открывать оффшорные филиалы. Более того, имя первого директора компании, владеющей порталом Netpress.mk, было связано с другой македонской компанией, а именно с NVSP , которая, в свою очередь, была владельцем проправительственного радио Radio Free Makeo , а также среди владельцев SGS, охранной компании. агентство, связанное с тайной полицией. [27]

Концентрация собственности СМИ

[ редактировать ]

В Северной Македонии проблема концентрации СМИ и ее влияния на содержание и плюрализм медиа-сцены не была серьезной проблемой в первые годы существования новой медиа-системы. В тот период основное внимание уделялось созданию и консолидации плюралистического медиа-пространства, которое задумывалось как антипод предыдущей медиа-системы, в которой доминировали Makedonska Radiotelevizija (государственная телерадиокомпания) и государственная издательская компания Nova Makedonija . [29] Новая демократическая политическая среда, созданная в 1991 году, не была дополнена новым законодательством в сфере СМИ, поэтому создание новой медиа-среды происходило в условиях отсутствия законодательной базы. [29] Вещательные средства массовой информации, в частности радиостанции, стихийно распространились по всей стране. Эти средства массовой информации были официально легализованы в 1997 году с принятием Закона о телерадиовещании. [29]

В целом процесс демократизации и либерализации СМИ, происходивший в 1990-е годы, привел к ситуации, характеризующейся некоторыми отличительными особенностями: фрагментация медиарынка с большим количеством СМИ, аффилированность наиболее влиятельных СМИ с влиятельным местным бизнесом и политическими партиями. [29]

Владение средствами массовой информации регулируется национальным законодательством в соответствии с международными стандартами и с четкими ограничениями в отношении долей собственности, которыми лицо может владеть в различных средствах массовой информации. [30] Право собственности на вещательные СМИ строго регламентировано. Закон направлен на предотвращение нежелательной концентрации средств массовой информации и запрещает государственным должностным лицам владеть акциями средств массовой информации. [30] Орган, регулирующий вещание, ведет официальный реестр, в котором перечислены имена номинальных владельцев. Однако это не способно предотвратить скрытое владение через доверенных лиц, а настоящие владельцы многих вещательных СМИ общественности неизвестны. [31] Одна из основных проблем, влияющих на систему СМИ Македонии с точки зрения собственности, заключается в том, что компании и бизнесмены с очень разнообразными портфелями владеют большинством влиятельных национальных телевизионных сетей и станций кабельного телевидения, но вещание не является их основным видом деятельности. Действительно, владельцы используют свои вещательные СМИ в первую очередь для поддержки своей другой деловой деятельности и часто влияют на редакционную политику в соответствии со своими деловыми интересами. [31] Кроме того, особенно в случае традиционных СМИ, которые номинально прозрачны, во многих случаях номинальные владельцы выступают лишь в качестве доверенных лиц фактических владельцев, которыми зачастую являются высокопоставленные чиновники политических партий. [30]

Право собственности на интернет-СМИ совершенно не регулируется. Некоторые проправительственные веб-порталы созданы в странах-налоговых убежищах по всему миру. [30] Расследовательский проект Mediapedia попытался раскрыть структуры собственности нескольких проправительственных веб-сайтов, связанных с банковскими счетами в Белизе, принадлежащими людям, имеющим прочные связи с правящей партией. [31] [32]

В секторе печатных СМИ сильна концентрация собственности: из шести ежедневных газет на македонском языке три принадлежат одной издательской компании. [30]

Международная миссия по свободе СМИ в Северной Македонии в 2011 году, проведенная Международной партнерской группой организаций, занимающихся свободой выражения мнений, установила, что многие средства массовой информации принадлежали лицам, связанным с политическими партиями, и что в двух случаях члены семей этих владельцев занимали управленческие должности в средства массовой информации. Также Миссия предупредила, что имеются явные примеры конфликта интересов. [33]

Цензура, мягкая цензура и самоцензура.

[ редактировать ]

В Северной Македонии государственные финансовые стимулы привели к «захвату» СМИ государством, что привело к снижению профессионализма и доверия к СМИ, а также к снижению их роли в содействии демократическому развитию. [29] По данным Всемирной ассоциации газет и издателей новостей (WAN IFRA), одной из главных проблем независимой и качественной журналистики являются симбиотические отношения между правящей партией, многими СМИ и их владельцами. Это справедливо как на национальном, так и на местном уровнях. [29] Благоприятные для правительства средства массовой информации получают поддержку различными способами, включая, например, непрозрачное распределение рекламных и других средств. Это создает среду, в которой политические и деловые интересы могут влиять на повестку дня СМИ. [29]

различные механизмы мягкой цензуры . Согласно отчету WAN IFRA за 2015 год, в Северной Македонии для того, чтобы заставить замолчать или оказать давление на журналистов, используются [29] Мягкая цензура, или косвенная цензура, определяется как «совокупность официальных действий, направленных на влияние на продукцию СМИ, за исключением юридических или внеправовых запретов, прямой цензуры определенного контента или физических нападений на средства массовой информации или работников СМИ». [34] Мягкая цензура становится возможной из-за непрозрачности и плохого регулирования механизмов размещения государственной рекламы, самоцензуры, репрессивного законодательства, отсутствия прозрачности собственности СМИ и собственности, связанной с политическими партиями. [29]

Более того, финансовая среда и рынок медиа-систем вынуждают многие средства массовой информации зависеть от государственной рекламы, чтобы оставаться финансово жизнеспособными. В такой ситуации рынок средств массовой информации, критикующий политику правительства, лишен доступа к государственной рекламе и поддержке. [29]

Мягкая цензура предоставляет политикам и высокопоставленным чиновникам простые инструменты давления на журналистов, зачастую тонкими способами. Это имеет последствия как для содержания, так и для способа освещения событий в СМИ. Например, это приводит к отсутствию объективной информации о деятельности правительства и государственных институтов, коррупции, проблемах связей между политикой, бизнесом и СМИ. [29]

Мягкая цензура также осуществляется через структуры собственности. В Северной Македонии между политиками и владельцами СМИ существует несколько связей; это особенно заметно в работе государственной общественной телекомпании, находящейся под сильным влиянием правящей партии. [29] Другими проблемными аспектами, влияющими на качество журналистики в Северной Македонии и условия жизни журналистов и работников СМИ, являются низкие заработные платы и хаотичный рынок труда для работников СМИ. Многие журналисты едва могут выжить на свою ежемесячную зарплату; некоторые средства массовой информации работают в теневой экономике, часто журналистам регулярно платят лишь частично, а это означает, что налоги и социальное обеспечение выплачиваются и учитываются. [29]

Македонские журналисты также сталкиваются со словесными угрозами и физическими нападениями, число которых с 2015 года участилось, а также с политическим и межэтническим насилием. [29] [35] Существуют нераскрытые случаи физических нападений, которые представляют собой серьезную проблему для свободы СМИ, поскольку такие запугивания оказывают сдерживающее воздействие на свободу выражения мнений и вызывают самоцензуру и мягкую цензуру. [29]

Кроме того, против многих журналистов возбуждены уголовные или гражданские дела. Других СМИ, связанные с правительственными структурами, обвинили в том, что они действовали как информаторы спецслужб. [29] В течение 2015 года несанкционированная слежка за журналистами со стороны тайной полиции вызвала как политический кризис, так и разногласия в СМИ в стране, способствуя растущей атмосфере осторожности и самоцензуры среди македонских журналистов. [29]

Политическое вмешательство

[ редактировать ]

Доминирование правительства над медиа-пространством посредством рекламных каналов было очевидно на всеобщих выборах в Македонии в 2014 году , когда большинство частных и государственных СМИ выразили проправительственную предвзятость.

  • В феврале 2014 года главный редактор Sitel TV призвал избирателей поддержать правительство по этническим националистическим мотивам. [1]

Сообщается, что уголовные законы используются властями для ограничения свободы прессы.

  • В мае 2013 года «Новой Македонии журналист » Томислав Кезаровский был арестован и обвинен в раскрытии личности защищаемого свидетеля. В октябре 2013 года его приговорили к 4,5 годам лишения свободы. Кезаровский написал в журнале «Репортер 92» о том, как полиция вынуждала свидетеля дать ложные показания. Свидетель подтвердил это в суде и сказал, что ему была предоставлена ​​защита только в 2010 году, через два года после заявлений Кезаровски. Кезаровский был переведен под домашний арест до рассмотрения апелляции. [1]

Журналист выступал за пункт о защите общественных интересов, поскольку полиция представила против него ложного защищенного свидетеля. После вынесения ему приговора последовали международные протесты. [36]

Гражданские иски о клевете

[ редактировать ]

Несмотря на декриминализацию, клевета в Северной Македонии карается крупными штрафами. В 2012–2014 годах против журналистов были возбуждены десятки гражданских дел о клевете, хотя многие из них были урегулированы во внесудебном порядке. [1]

  • В сентябре 2014 года еженедельник «Фокус» получил отрицательное решение, подтвержденное в апелляции. СМИ были приговорены к выплате 12 000 долларов США и судебных издержек за опубликованную в 2013 году статью, которая была признана клеветнической в ​​отношении тогдашнего руководителя секретной службы Сасо Миялкова . [1]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Freedom House , доклад о свободе прессы в Северной Македонии за 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Эльда Броги, Алина Добрева и Пьер Луиджи Парку, « Свобода СМИ на Западных Балканах », исследование для Подкомитета Европейского парламента по правам человека, октябрь 2014 г., EXPO/B/DROI/2013/16
  3. ^ Европейская комиссия, Отчет о ходе работы бывшей югославской Республики Македония за 2013 год. Сопровождение документа: Сообщение Комиссии Европейскому парламенту и Совету. Стратегия расширения и основные задачи на 2013-2014 гг.
  4. ^ ЮНЕСКО (2013), Как СМИ формируют свою политическую предвзятость? Анализ фрейминга – качественные аспекты освещения в СМИ кампании местных выборов 2013 года . Скопье: Кафедра ЮНЕСКО по средствам массовой информации, диалогу и взаимопониманию, Школа журналистики и связей с общественностью.
  5. ^ Радио Свободная Европа (2011), Отказ за Синдикалниот Лидер на Новинарите . Радио Свободная Европа.
  6. ^ Совет по вещанию Македонии (2013), Анализ рынка вещания в 2012 году . Скопье.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Коммуникации: Македония» , World Factbook , Центральное разведывательное управление США, 28 января 2014 г. Дата обращения 1 февраля 2014 г.
  8. ^ «Профиль Македонии: СМИ» , BBC News , 22 августа 2013 г. Проверено 1 февраля 2014 г.
  9. ^ Македонский институт СМИ (2010), Анализ общественного вещания в Республике Македония в контексте европейской медиа-политики. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Скопье.
  10. ^ Макар, А.Б.; МакМартин, Кентукки; Палезе, М.; Тефли, TR (июнь 1975 г.). «Анализ формиата в жидкостях организма: применение при отравлении метанолом» . Биохимическая медицина . 13 (2): 117–126. дои : 10.1016/0006-2944(75)90147-7 . ISSN   0006-2944 . ПМИД   1 .
  11. ^ Процедуры набора номера (международный префикс, национальный (магистральный) префикс и национальный (значащий) номер) (в соответствии с Рекомендацией ITY-T E.164 (11/2010)) , Приложение к Оперативному бюллетеню ITU № 994-15.XII. 2011, Международный союз электросвязи (МСЭ, Женева), 15 декабря 2011 г. Дата обращения 2 января 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б Рассчитано с использованием уровня проникновения и данных о населении из «Страны и территории, ранжированные по населению: 2012 г.» , Данные о населении, Международные программы, Бюро переписи населения США, получены 26 июня 2013 г.
  13. ^ «Процент людей, использующих Интернет в 2000-2012 гг.» , Международный союз электросвязи (Женева), июнь 2013 г., получено 22 июня 2013 г.
  14. ^ «Использование Интернета в Македонии в 2009 году» , GfK, ноябрь 2009 г. Проверено 31 января 2014 г.
  15. ^ «Абоненты фиксированного (проводного) широкополосного доступа на 100 жителей в 2012 году» , Динамический отчет, ITU ITC EYE, Международный союз электросвязи . Проверено 29 июня 2013 г.
  16. ^ «Активные подписки на мобильную широкополосную связь на 100 жителей в 2012 году» , Динамический отчет, ITU ITC EYE, Международный союз электросвязи . Проверено 29 июня 2013 г.
  17. ^ Выберите форматы. Архивировано 9 апреля 2012 г. на Wayback Machine , Блокировки IP-адресов стран. Доступ осуществлен 2 апреля 2012 г. Примечание. Сайт обновляется ежедневно.
  18. ^ Население , Всемирная книга фактов , США Центральное разведывательное управление . Доступ осуществлен 2 апреля 2012 г. Примечание. Данные в основном относятся к 1 июля 2012 г.
  19. ^ «Широкополосная сеть вызывает зависть Запада» , Джефф Наим, Financial Times , 28 марта 2006 г. Проверено 31 января 2014 г.
  20. ^ "" , Бет Кампшор, The Christian Science Monitor , 28 марта 2006 г.
  21. ^ «Македония соединяется» (PDF) . Образование для современного общества . Македония: Агентство США по международному развитию. Апрель 2006 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Македония» , «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2012 год» , Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, 22 марта 2013 г. Проверено 31 января 2014 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Петкович, Бранка (2014). «Македония». Честность СМИ имеет значение. Восстановление ценностей государственной службы в средствах массовой информации и журналистике (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. ISBN  978-961-6455-77-0 .
  24. ^ Jump up to: а б с «Консультация ТМО Македонии» . Access-info.org . Июль 2013 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Роберто Беликанец, Зоран Риклиев (5 июня 2012 г.). «Картирование цифровых медиа: Македония. Отчет Фонда открытого общества» (PDF) . Медиа-программа «Открытое общество» (2012) . Проверено 12 декабря 2016 г.
  26. ^ Ирион, Кристина (30 апреля 2014 г.). «Следуйте за деньгами! Право собственности и финансовая прозрачность должны стать стандартом медиа-политики» . Блоги.lse.ac.uk . Лондонская школа экономики и политических наук. Блог проекта «Медиаполитика» . Проверено 12 декабря 2016 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж «Непрозрачная собственность СМИ в Македонии» . СМОТРИТЕ Media Observatory.net . Обсерватория СМИ Юго-Восточной Европы. 5 июля 2014 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
  28. ^ MediaPedia.mk
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Петкович, Бранка (2004). «Македония». Владение СМИ и его влияние на независимость и плюрализм СМИ (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира . Проверено 14 апреля 2017 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д и «Индекс устойчивости СМИ. Македония 2015» (PDF) . Индекс устойчивости Европы и Азии 2015 . ИРЭКС. 2015 . Проверено 14 апреля 2017 г.
  31. ^ Jump up to: а б с «Македония 2017» (PDF) . Индекс устойчивости СМИ 2017 . ИРЭКС. 2017 . Проверено 14 апреля 2017 г.
  32. ^ «Медиапедия. База данных владельцев СМИ» . Медиапедия.мк . Проверено 14 апреля 2017 г.
  33. ^ «Отчет Международной миссии по свободе СМИ в Македонии» (PDF) . znm.org.mk/ . Ассоциация журналистов Македонии. 2012 . Проверено 14 апреля 2017 г.
  34. ^ Хеслоп, Эндрю (15 декабря 2015 г.). «Плохая практика, недобросовестность: мягкая цензура в Македонии» . Всемирная ассоциация газет и издателей новостей . Проверено 27 апреля 2017 г.
  35. ^ «Медиа-организация Юго-Восточной Европы (SEEMO)» . Проверено 27 апреля 2017 г.
  36. ^ Парламентская ассамблея Совета Европы , Защита свободы СМИ в Европе . Архивировано 2 июля 2016 г. в Wayback Machine . Справочный отчет подготовлен г-ном Уильямом Хорсли, специальным представителем по свободе СМИ Ассоциации европейских журналистов.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0546086faca74757573e7eb23fc8fa17__1720040400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/17/0546086faca74757573e7eb23fc8fa17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass media in North Macedonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)