Архитектура Северной Македонии
Группы людей, которые заселили или контролировали территорию современной Северной Македонии, оказали влияние на страну во многих отношениях, одним из наиболее заметных из которых является архитектура. Эти группы людей включают паионцев , иллирийцев , древних македонцев , римлян , византийцев , болгар , сербов , османов , югославов и этнических македонцев .
Ранняя архитектура
[ редактировать ]Самый ранний пример архитектурной деятельности в Северной Македонии относится к эпохе неолита и состоит из структур, связанных с культурой мегалита . Кокино — четвертая старейшая мегалитическая обсерватория в мире. Это место состоит из камней, созданных таким образом, чтобы можно было наблюдать за небесными объектами. [1]
Архитектура Древней Македонии
[ редактировать ]Остатки архитектуры времен древнего Македонского царства разбросаны по всей Северной Македонии, особенно на юге бывшей территории Македонии .
Гераклея Линкестида , основанная в середине 4-го века до нашей эры, была важным стратегическим городом, поскольку она граничила с Эпиром на западе и с Пеонийскими королевствами на севере. Римская архитектура сегодня доминирует на этом месте из-за уровня раскопок, обнажающих слои римских времен.
Древний театр в современном Охриде был построен в I веке до нашей эры. Это была часть древнего города Лихнидос. Он реконструирован и используется по сей день. Его расположение между двумя холмами, окружающими его, защищает его от ветров, которые могут повлиять на акустику во время представлений.
Римская архитектура
[ редактировать ]Римская архитектура разбросана по всей стране. Скопье является домом для нескольких примеров архитектуры этого типа. Одним из них является Акведук Скопье , единственный акведук в Северной Македонии. Он состоит из 55 каменных арок. Другой пример — Скупи . Хотя от этого археологического памятника осталось немногое, кое-где видны могильники и театр.
Хотя он был основан древними македонцами , большая часть останков Гераклеи Линкестис относится к римской оккупации. Эти останки включают портик и большой театр.
Другие примеры римской архитектуры в Северной Македонии включают множество римских руин в городе Струмица и его окрестностях . Одной из крупнейших является хорошо сохранившаяся римская парилка, построенная в эпоху поздней античности .
Средневековая болгарская и сербская архитектура
[ редактировать ]Время от времени с 893 года нашей эры до 13 века часть или вся сегодняшняя Северная Македония контролировалась Первой Болгарской империей и Второй Болгарской империей . Это привело к тому, что постройки сконцентрировались, в частности, в Охриде, который был столицей Первой Болгарской империи с 968/972 по 1018 год нашей эры. [2] Сюда входят исторические церкви и монастыри, такие как церковь Святой Софии , монастырь Святого Наума и церковь Святых Климента и Пантелеймона .
К 1345 году король Сербской империи Стефан Душан захватил половину Балкан, включая регион Македонии, и объявил себя новым Цезарем . [3] Сербы правили территорией современной Северной Македонии до конца 14 века. Во время своего правления они построили выдающуюся архитектуру, такую как монастырь Псача , Маркови Кули и церковь Святого Георгия .
Византийская архитектура
[ редактировать ]Византийская архитектура — одна из самых выдающихся форм архитектуры Северной Македонии. Чаще всего его можно увидеть в церквях и монастырях, таких как монастырь Трескавец недалеко от Прилепа .
Османская архитектура
[ редактировать ]Османы . контролировали землю современной Македонии около пяти столетий Они оставили свой след в виде множества мечетей и других исламских зданий, которые они построили.
Османская архитектура преобладает в некоторых частях Скопье, особенно в старом городе . Мечеть Мустафа-паши — одно из самых известных османских зданий в Северной Македонии. Построенная в 1492 году мечеть имеет квадратную форму, диаметр купола составляет 16 метров. Столбы крыльца украшены сталактитовыми украшениями, типичными для османской архитектуры. [4]
Османскую архитектуру можно также увидеть в Битоле и Тетово .
Архитектура 19 века
[ редактировать ]Примеры неоклассической архитектуры или архитектуры барокко можно найти по всей стране, но они могут быть редкими и ограничиваться одним строением на город. Неоклассическую архитектуру можно увидеть в Скопье ( Дворец Ристих ). Исключением из этого правила является Битола. Улица Широк Сокак наполнена неоклассической архитектурой и барочной архитектурой, а также готической католической церковью.
- Центр Скопье в первой половине 20 века.
- Национальный театр Скопье и крепость Кале перед землетрясением 1963 года.
- Дворец Ристих в Скопье.
Югославский период
[ редактировать ]Межвоенный модернизм
[ редактировать ]Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [5]
Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали выступать за архитектурный модернизм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных идей. Группа архитекторов современного движения, организация, основанная в 1928 году архитекторами Браниславом Койичем , Миланом Злоковичем , Яном Дубовым и Душаном Бабичем, стремилась к широкому принятию современной архитектуры как «национального» стиля Югославии, чтобы преодолеть региональные различия. . Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма непоследовательным в Югославии во время Второй мировой войны; в то время как самые западные республики Хорватия и Словения были знакомы с западным влиянием и стремились принять модернизм, давно находившаяся в Османской империи, Босния, по-прежнему сопротивлялась этому. Из всех югославских городов в Белграде самая высокая концентрация модернистских построек. [6] [7]
- Городская больница Скопье была спроектирована в 1930 году Драго Эблером.
Социалистический реализм (1945–48).
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [8]
Социалистический модернизм
[ редактировать ]Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [7] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [8] [9]
- Православный собор Святого Климента Охридского Славко Брезоски , Скопье, 1972 год.
- «Стоковна Кукья», Славко Брезоски, Скопье, 1962 г.
- Работнички Дом Славко Брезоски, Скопье, 1963 г.
- Отель Неда Славко Брезоски, Галичник, 1983 г.
- Отель Славия, автор Славко Брезоски, 1960-е годы.
- Жилой дом «Папагал» Славко Брезоски, 1957 год.
Споменикс
[ редактировать ]В этот период отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменики . [10]
Брутализм
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал набирать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [11]
Растущее влияние брутализма в стране наиболее ярко проявилось в усилиях по восстановлению Скопье после разрушительного землетрясения 1963 года . [12] Японский архитектор Кензо Танге сыграл ключевую роль в продвижении брутализма в городе, дойдя до того, что предложил полностью перепроектировать Скопье в этом стиле. [13] [14]
Землетрясение разрушило 80% города, усилия по реконструкции привлекли международное внимание, и мир вложил столетие современных архитектурных знаний в усилия по восстановлению. В число команд-победителей вошли Кензо Танге (Япония), Йоханнес ван ден Брук и Яап Бакема (Голландия), Луиджи Пиччинато (Италия), Морис Ротиваль (США), Александр Дордевик (Югославия), Эдуард Равникар (Югославия), Радован Мишевик и Федор Венцлер. (Югославия) и Славко Брезоски (Югославия). Результатом землетрясения стала разработка генерального плана города, вдохновленного международным сообществом и ориентированного на социальную и городскую модернизацию, что стало катализатором архитектурного развития Скопье и Македонии. [14] [15]
Реконструкция Скопье была реализована в рамках крупного международного генерального плана города и строительства, см. Генеральный план Скопье .
- Модель генерального плана Скопье Кензо Танге
- Студенческое общежитие (1971) Георгия Константиновского в Скопье.
- Кампус Университета Скопье, автор Марко Мушич , 1974 г.
- Музей современного искусства Македонии (1970) в Скопье [16]
- Центральное почтовое отделение Скопье (1974) Янко Константинова в Скопье
- Гидрометеорологический институт (1979) Крсто Тодоровского в Скопье.
Децентрализация
[ редактировать ]С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [17] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [5]
Современная архитектура
[ редактировать ]Большинство современных зданий Северной Македонии расположены в центре Скопье. Одним из примеров является Центр MRT (национальная телестанция), возвышающийся на высоту 230 футов (70,10 м) (70 м), который был самым высоким зданием в стране до 2013 года, когда башни Джевахир были построены .
Примеры современной архитектуры можно найти и в других городах, в основном в Битоле и Гостиваре .
Скопье 2014
[ редактировать ]Скопье 2014 был проектом, целью которого было придать столице Скопье неоклассическую привлекательность путем строительства нескольких зданий, в основном в неоклассическом стиле, и изменения фасадов модернистских зданий, чтобы они выглядели в неоклассическом стиле, что вызвало критику со стороны архитекторов как китч. . [18] Влияние проекта по-прежнему остается спорным из-за серьезного воздействия, которое он оказывает на разрушающие стандарты и рекомендации, разработанные международным поколением архитекторов для развития города как архитектурной и социальной экосистемы. [14] [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Официальный сайт Кокино. Архивировано 6 декабря 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Уиттоу, Марк (1996). Становление православной Византии, 600–1025 гг . дои : 10.1007/978-1-349-24765-3 . ISBN 978-0-333-49601-5 .
- ^ Ван Антверпен-младший, Джон (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 309. ИСБН 0472082604 .
- ^ Культура в МК
- ^ Jump up to: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351915793 .
- ^ Дордевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . Культура/Культура . 6 .
- ^ Jump up to: а б Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
- ^ Jump up to: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN 9783868591477 . OCLC 814446048 .
- ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
- ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ Лозановская, Мирьяна (2015). «Брутализм, метаболизм и его американские параллели». Фабрики . 25 (2): 152–175. дои : 10.1080/10331867.2015.1032482 . S2CID 143092905 .
- ^ «Сохранение югославской идентичности: реконструкция Скопье | пост» . post.at.moma.org . Август 2018 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «План реконструкции Скопье» . architectuul.com . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ «Землетрясение 1963 года в Скопье: от руин к модернистскому возрождению» . 17 июня 2021 г. Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Герольд, Стефани (2010). Читая город: городское пространство и память в Скопье . Универлагтуберлин. ISBN 9783798321298 .
- ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Линдси Дадди (28 сентября 2018 г.). «Модернистская карта Скопье, карманный путеводитель по бруталистской архитектуре столицы Македонии» . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Скопье: Город Дежа Вю» (PDF) . Проверено 18 января 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )