Гостивар
Гостивар | |
---|---|
Сверху: церковь Богородицы на главной площади, Часовая башня и Часовая мечеть, городской парк на берегу реки Вардар. | |
![]() Расположение на северо-западе Северной Македонии | |
Координаты: 41 ° 48' с.ш. 20 ° 55' в.д. / 41,800 ° с.ш. 20,917 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Область | ![]() |
Муниципалитет | ![]() |
Правительство | |
• Мэр | Арбен Таравари ( AA ) |
Область | |
• Общий | 1,341 км 2 (0,518 квадратных миль) |
Население (2021) | |
• Общий | 32,814 |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( CEST ) |
Климат | КФБ |
Веб-сайт | gostivari.gov.mk |
Гостивар ( македонский : Гостивар [ˈɡɔstivar] ; Албанская определенная форма : Гостивари ) — город в Северной Македонии , расположенный в районе верхней долины Полога . Это резиденция одного из крупнейших муниципалитетов страны с населением 59 770 человек. [1] и город также занимает площадь 1,341 квадратных километров (331 акр). Гостивар имеет автомобильное и железнодорожное сообщение с другими городами региона, такими как Тетово , Скопье , Кичево , Охрид и Дебар . В 1995 году была построена автострада от Гостивара до Тетово длиной 24 км (15 миль). Гостивар является резиденцией муниципалитета Гостивар .
Этимология
[ редактировать ]Название Гостивар происходит от славянского слова «гости», означающего «гости», и турецкого слова «двар», означающего замок или крепость. [2]
География
[ редактировать ]Гостивар, на высоте 535 метров, расположен у подножия одной из Шарских гор . Недалеко от Гостивара находится деревня Вруток , где река Вардар начинается на высоте 683 метра (2241 фут) от подножия Шарских гор. Река Вардар протекает через Гостивар, разрезая его пополам, проходит через столицу Скопье, проходит через всю страну, впадает в Грецию и, наконец, достигает Эгейского моря .
Демография
[ редактировать ]По статистике, собранной болгарским исследователем Василом Канчовым в 1900 году, в городе Гостивар проживало 3735 человек, из которых 3100 были турками, 310 болгарами-христианами, 200 цыганами, 150 албанцами-мусульманами и 25 влахами. [3] Канчов писал в 1900 году, что многие албанцы объявили себя турками. В Гостиваре население, объявившее себя турецким, «имело албанскую кровь», но оно «было тюркизировано после османского вторжения, включая Скандербега», имея в виду исламизацию. [4]
Исследователь Димитр Гаджанов писал в 1916 году, что Гостивар был населен 4000 албанцами, «тюркифицированными», 100 православными албанцами и 3500 болгарами, в то время как прилегающая территория была преимущественно албанской. [4]
По переписи 2002 года в городе Гостивар проживало 35 847 жителей, а этнический состав следующий: [5]
- Албанцы, 16 890 (47,1%)
- Македонцы, 11 885 (33,2%)
- Турки, 4559 (12,7%)
- Рома, 1899 (5,3%)
- другие, 614 (1,7%)
Наиболее распространенными родными языками в городе были следующие:
- Албанцы, 16 877 (47,1%)
- Македонский, 13 843 (38,6%)
- Турецкий, 4423 (12,3%)
- Румыны, 301 (0,8%)
- Сербский, 124 (0,3%)
- другие, 279 (0,7%)
Религиозный состав города был следующим:
- Мусульмане, 23 686 (66,1%)
- Православные христиане, 11 865 (33,1%)
- другие, 296 (0,8%)
Этнический группа | перепись 1948 года | перепись 1953 года | перепись 1961 года | перепись 1971 года | перепись 1981 года | перепись 1994 года | перепись 2002 года | перепись 2021 года | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
албанцы | .. | .. | 4,313 | 45.4 | 2,904 | 22.7 | 6,044 | 31.1 | 10,791 | 38.9 | 14,128 | 42.3 | 16,890 | 47.1 | 13,585 | 41.4 |
македонцы | .. | .. | 2,637 | 27.7 | 5,092 | 39.8 | 8,109 | 41.7 | 10,127 | 36.5 | 12,084 | 36.7 | 11,885 | 33.2 | 10,305 | 31.4 |
турки | .. | .. | 1,924 | 20.2 | 4,349 | 34.0 | 4,449 | 22.9 | 4,378 | 15.8 | 4,475 | 13.6 | 4,559 | 12.7 | 4,725 | 14.4 |
РИМЛЯНАМ | .. | .. | 353 | 3.7 | 0 | 0.0 | 219 | 1.1 | 1254 | 4.5 | 1,609 | 4.9 | 1,899 | 5.3 | 1,648 | 5.0 |
Влахи | .. | .. | 11 | 0.1 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 6 | 0.0 | 11 | 0.0 | 15 | 0.0 | 14 | 0.0 |
сербы | .. | .. | 133 | 1.4 | 249 | 2.0 | 254 | 1.3 | 233 | 0.9 | 233 | 0.7 | 146 | 0.4 | 65 | 0.0 |
боснийцы | .. | .. | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 0 | 0.0 | 34 | 0.1 | 21 | 0.0 |
Другие | .. | .. | 138 | 1.4 | 193 | 1.5 | 392 | 2.0 | 947 | 3.4 | 388 | 1.2 | 419 | 1.2 | 455 | 1.4 |
Административные источники | 1,996 | 6.1 | ||||||||||||||
Общий | 7,832 | 9,509 | 12,787 | 19,467 | 27,726 | 32,926 | 35,847 | 32,814 |
История
[ редактировать ]
Известно, что существовал город под названием Драудакум, Драудакон (Δραυδάκον на древнегреческом языке ), построенный в 170 г. до н. э., недалеко от нынешнего места Гостивара или на его месте. [ нужна ссылка ]

Ранние упоминания о городе были сделаны римским историком Ливием . Он записывает, как во время Третьей Македонской войны царь Македонии Персей во главе 10 000 человек, взяв Ускану (Кичево), напал на Драу-Дак, ныне Гостивар. [ нужна ссылка ]
Османский период
[ редактировать ]В конце 14 века Гостивар попал под власть Османской империи вместе с остальной частью Вардарской Македонии. [ нужна ссылка ]
В конце 19 — начале 20 века Гостивар входил в состав Косовского вилайета Османской империи . В этот период он стал центром каза (муниципалитета) и превратился в один из самых богатых городов Османской Вардарской Македонии. [ нужна ссылка ]
Гостивар оставался под властью Османской империи более 500 лет до 1912 года, когда он был оккупирован сербскими войсками во время Первой Балканской войны . [ нужна ссылка ]
Югославский период
[ редактировать ]Йордан Иванов, профессор Софийского университета, писал в 1915 году, что албанцы, поскольку не имели своего алфавита, из-за отсутствия консолидированного национального сознания и под влиянием зарубежной пропаганды, объявляли себя турками, греками и болгарами в зависимости от к какой религии они принадлежали. Православные албанцы Гостивара были болгаризированы из-за того, что они находились рядом с болгарским населением. [4]
С 1929 по 1941 год Гостивар входил в состав Вардарской бановины Королевства Югославия , а затем вошел в состав оккупированной Италией Албании. [ нужна ссылка ]
С 1950-х годов православные албанцы из Верхней Реки мигрировали в такие города, как Гостивар, где они составляют основное население района Дуртлок . [7] [8] [9]
Политика тюркизации албанского населения проводилась югославскими властями в сотрудничестве с турецким правительством и продолжалась в период 1948-1959 годов. Была создана комиссия для посещения албанских общин в Македонии с посещением Гостивара и других городов. Начиная с 1948 года, шесть турецких школ были открыты в районах с большим албанским большинством, таких как Тирце , Горна Баница , Долна Баница Врапчиште, а также на окраинах Тетово и Гостивара. [10] Современный анализ описывает случаи сопротивления турецким школам в районе Полога, когда албаноязычные ученики и учителя отказывались посещать турецкие школы. Примечательный случай произошел в Гостиваре, где учитель из Баницы, который, согласно анализу комиссии: «несмотря на то, что он родился в той же деревне и его родной язык – турецкий, когда была открыта турецкая школа, он отказался преподавать на турецком и попросился на работу в албанские деревни...». Таким образом, югославский комитет охарактеризовал местное население как сторонников «великоалбанского политического мировоззрения». Сопротивление открытию турецких школ было наиболее распространено в Тетово и Гостиваре. ) был задержан и допрошен националистический активист Миртезан Байрактари В Гостиваре сотрудниками югославской тайной полиции ( UDBA . На допросе он заявил, что открыто выступает против турецких школ и делает это «только для того, чтобы албанцы могли чувствовать себя патриотами и не позволять себя тюркизировать». [11]
Экономика
[ редактировать ]В мае 2015 года автомобильная компания объявила, что летом 2015 года откроет новый завод в Гостиваре. [12]

Туризм
[ редактировать ]Покидая Гостивар по пути в Охрид, деревня Вруток находится в ущелье самой большой реки Северной Македонии Вардара , длина которой составляет 388 км (241 миль) и впадает в Эгейское море в Салониках . Гостивар – одно из крупнейших поселений в долине Полога. Долину Полога можно наблюдать с возвышенностей Маврово и Галичника . [ нужна ссылка ]
В Мавровском районе проводятся лыжные турниры и другие спортивные мероприятия. На вершинах северной части горы Бистра: Русино Брдо, Султаница и Сандактас можно заняться зимними видами спорта. [ нужна ссылка ]
Диапазон составляет 80 км (50 миль) в длину и 12 км (7 миль) в ширину и каждый год покрыт снегом с ноября по март или апрель. Его самая высокая вершина, Титов Врв , расположена на высоте 2760 метров (9055 футов) над уровнем моря . [ нужна ссылка ] Это открывает возможности для животноводства . Молочные продукты, в основном сыр и сыр фета , производятся на многочисленных овчарнях Шара и прилегающих гор. К ним относятся несколько видов сыра фета, например, Шара и Галичник . [ нужна ссылка ]
Попова Шапка, расположенный в северо-западной части Северной Македонии, — еще один зимний горнолыжный курорт. Он расположен на горе Шар, на высоте 1780 метров (5840 футов) над уровнем моря, всего в 35 километрах (22 мили) от столицы Скопье. Попова Шапка имеет размещение в гостинице. [ нужна ссылка ]
Удобствами пользуются посетители не из Республики Северная Македония и других стран. Попова Шапка принимала чемпионаты Европы и Балкан по лыжным гонкам. несколько небольших ледниковых озер Недалеко от курорта на горе расположено . До Поповой Шапки можно добраться двумя способами: на автомобиле и по канатной дороге с отправной точкой в Тетово. Длина канатной дороги составляет 6 км (4 мили), а подъем на вершину занимает около 36 минут. [ нужна ссылка ]
Спорт
[ редактировать ]Футбольный клуб КФ Гостивар выступает в Первой лиге Македонии и проводит свои домашние матчи на городском стадионе Гостивар .
Известные люди
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Результаты переписи 2002 г.
- ^ Эванс, Тэмми; Бриггс, Филип (2019). Северная Македония: Путеводитель Брэдта (Шестое изд.). Бакс, Англия. п. 176. ИСБН 978-1784770846 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Василь Канчов (1900). Македония: Этнография и статистика . София. п. 252.
- ^ Jump up to: а б с Саладин САЛИХИ. «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ АЛБАНЦАХ ВЕРХНЕЙ РЕКИ». ФИЛОЛОГИЯ - Международный журнал гуманитарных наук 19:85-90.
- ^ Перепись Македонии (2002 г.), Книга 5 - Общая численность населения по этнической принадлежности, родному языку и религии , Государственное статистическое управление, Скопье, 2002 г., стр. 87, 224, 361.
- ↑ Переписи населения 1948–2002 гг. Архивировано 14 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Мирчевска 2007 , с. 138. «Некоторые из них живут там в летние месяцы, а другую часть года они живут в Гостиваре и Скопье вместе с семьями своих сыновей. [У некоторых из них есть дома, которые остаются там в летние месяцы, а остальную часть года живут в Гостиваре и Скопье вместе с семьями своих детей.]"; п. 162. «Например, в Белграде, где сегодня проживает относительно большое количество македонского населения Верхнего Рекана, известного как Рекалии.]»
- ^ Мурат 2011 , с. 123. «Намик Дурмиши, преподаватель университета Тетова, сам из Жужня э Река э Эперме, в районе под названием Дуртллок Гостивара, населенном в основном православными рекас из этой провинции, македонцы как бы с презрением называют их Шкрета/Шкрети: Kaj si bre škreta с уничижительным обозначением «албанцы пустыни, пришедшие из пустынной провинции, покинутый народ», называемый Дуртлок в Гостиваре, населенном в основном православными реканами, цитирует, что македонцы, обращаясь к ним с пренебрежением, говорят «Шкрета / Шкрети»: «Где они?». вы из Шкрети, что имеет уничижительный оттенок «бедного албанца, пришедшего из пустынного региона, брошенного народа».]»
- ^ Пьерони и др. 2013 , стр. 2–3. «Местные жители сейчас исключительно мусульмане, но еще несколько десятилетий назад в деревнях жили албанцы православной веры. Например, в Нистрове одна сторона деревни (с мечетью) заселена. мусульмане, а другая сторона была населена православными верующими. Все православные христиане мигрировали в города несколько десятилетий назад, но иногда летом они возвращаются в свои деревенские дома. однако заброшены, хотя церковь была недавно восстановлена. По словам наших (албанских мусульман) информаторов, эти мигрировавшие православные албанцы-христиане ассимилировались с македонской культурой и теперь предпочитают, чтобы их называли «македонцами», даже если они все еще могут свободно говорить. Албанский Контакт между этими двумя группами деревенских общин, который в прошлом был очень интенсивным и постоянным, сегодня больше не существует. Все албанские жители верхней Реки - в разной степени, в зависимости от возраста, - двуязычны на македонском языке.
- ^ Лита, Керим (2009). «ИЗГНАНИЕ АЛБАНЦЕВ ИЗ МАКЕДОНИИ В ТУРЦИЮ (1953-1959)». Албанологические исследования . ИТШ: 75-82.
- ^ Лита, Керим (2009). «ИЗГНАНИЕ АЛБАНЦЕВ ИЗ МАКЕДОНИИ В ТУРЦИЮ (1953-1959)». Албанологические исследования . ИТШ: 82.
- ^ «Lear Corp. (LEA) откроет автомобильный завод в Македонии» (Пресс-релиз). Насдак. 19 мая 2015 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Мирчевска, Мирьяна П. (2007). Вербальные и невербальные этнические символы в Верхней Реке [Вербальные и невербальные этнические символы в Верхней Реке] . Скопье: Институт этнологии и антропологии. ISBN 978-9989-668-66-1 .
- Мурати, Кемаль (2011). «Утерянный язык: исторические, лингвистические, ономастические и фольклорные наблюдения о православных албанцах этнорегиона Верхняя Река в Маврово» . Албанологические исследования . 3 : 87–133.
- Пьерони, Андреа; Реджепи, Бесник; Недельчева, Анели; Хадждари, Авни; Мустафа, Бекшет; Колосова, Валерия (2013). «Сто лет спустя: народные ботанические знания последних оставшихся албанцев верхней долины Река, горы Кораб, Западная Македония» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 9 (1): 1–18. дои : 10.1186/1746-4269-9-22 . ПМЦ 3648429 . ПМИД 23578063 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Гостивар в 1921 году
- Гостивар в 1929 году
- Гостивар в 1930 году
- Гостивар в 1930 году
- Гостивар в 1935 году
41 ° 48' с.ш. 20 ° 55' в.д. / 41,800 ° с.ш. 20,917 ° в.д.