Jump to content

Архитектура Норвегии

Летний домик из бревна и бревна с скатной крышей на каменном фундаменте, второй этаж нависает над первым.
Склад Норвежского народного музея, примерно 1800 г.

Архитектура Норвегии развивалась в ответ на меняющиеся экономические условия, технологические достижения, демографические колебания и культурные сдвиги. Хотя внешние архитектурные влияния очевидны в большей части норвежской архитектуры, они часто адаптируются к норвежским климатическим условиям, включая суровые зимы, сильные ветры и, в прибрежных районах, солевые брызги.

Считается, что архитектурные тенденции Норвегии соответствуют политическим и социальным изменениям в Норвегии на протяжении веков. До эпохи викингов деревянные конструкции превратились в сложное ремесло, что проявляется в элегантной и эффективной конструкции кораблей викингов . После этого подъем христианства представил романскую архитектуру в соборах и церквях с характерно слегка заостренными арками , цилиндрическими сводами , крестообразными опорами, поддерживающими своды , и паховыми сводами ; во многом в результате религиозного влияния Англии .

В средние века география диктовала рассредоточенность экономики и населения . В результате традиционная норвежская фермерская культура оставалась сильной, а Норвегия отличалась от большинства европейских стран тем, что никогда не принимала феодализм . Это, в сочетании с доступностью древесины в качестве строительного материала, привело к тому, что в Норвегии было построено относительно мало примеров архитектурных стилей барокко , ренессанса и рококо , которые так часто строились правящими классами в других частях Европы.

Вместо этого эти факторы привели к появлению отличительных традиций норвежской народной архитектуры , которые сохранились на существующих фермах во многих норвежских музеях под открытым небом, в которых представлены здания от средневековья до 19 века; Яркие примеры включают Норский фольклорный музей в Осло и Майхауген в Лиллехаммере , а также сохранившиеся здания, которые до сих пор находятся в эксплуатации на фермах, например, в долине Хейдал .

В 20 веке норвежская архитектура характеризовалась своей связью с норвежской социальной политикой, с одной стороны, и инновациями, с другой. Норвежские архитекторы получили признание за свою работу как в самой Норвегии, где архитектура считается выражением социальной политики, так и за ее пределами благодаря нескольким инновационным проектам. [1] [2]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Строительство в Норвегии всегда характеризовалось необходимостью защитить людей, животных и имущество от суровых погодных условий, включая предсказуемо холодные зимы и морозы, обильные осадки в определенных районах, ветер и штормы; и максимально эффективно использовать ограниченные строительные ресурсы. До настоящего времени транспортная инфраструктура также была примитивной, и строителям в основном приходилось полагаться на местные материалы. [ нужна ссылка ]

Доисторические времена

[ редактировать ]

Благодаря новым методам раскопок, таким как раскопки верхнего слоя почвы, археологи смогли обнаружить остатки или фундаменты 400 доисторических домов, которые ранее были скрыты под землей. До этого из поверхностного слоя сразу было видно только 200 участков. На протяжении ХХ века скандинавские археологи также пытались реконструировать доисторические дома. Крупнейшим проектом реконструкции в Норвегии является поселение бронзового века в Форсанде в Рюфилке и ферма железного века в Улландхауге недалеко от Ставангера. Также есть реконструкция большого дома вождя эпохи викингов в Борге на Лофотенских островах. [3]

Большая часть нашего археологического материала получена в результате исследований, проведенных в 20 веке, и раскопок, проведенных в крупных городах за последние 25 лет [по состоянию на 2003 год], включая другие археологические исследования 80-х и 90-х годов.

Самые старые сохранившиеся следы строительства в Норвегии относятся примерно к 9000 г. до н.э. в горных районах недалеко от Сторе Мирватн в современном Рогаланде , где при раскопках были обнаружены переносные жилища, скорее всего, принадлежавшие кочевым охотникам на оленей. [4] Следы подобных, хотя и более молодых, палаток были обнаружены и в других местах вдоль западного побережья: Коллснес в муниципалитете Ойгарден в Вестланд графстве ; в Слеттнесе, Мортенснесе (около Нессебю) и Сёрёе в Финнмарк графстве ; и один, датируемый примерно 6500 г. до н. э., в Фозенстраумене недалеко от Радёя в Вестланде . Охотники каменного века, должно быть, использовали такие простые конструкции палаток и хижин из дерна, которые в принципе могли быть очень похожи на те, которые до сих пор используются саамскими кочевниками, с прямыми или крючковатыми стержнями. Самая старая хижина из дерна имела план этажа примерно круглой формы и была построена с двумя наборами крючковых защелок (стропил, пересекающихся на коньке крыши), которые образуют крышу и стены как один элемент. В качестве материалов они, вероятно, использовали шкуры и деревянные шесты. [3]

Со временем такие палатки стали полупостоянными за счет введения простого фундамента, позволяющего людям оставаться на одном месте в течение более длительного времени в году. Эти «дома» имеют диаметр 3–6 метров (9,8–19,7 футов) и площадь 20 квадратных метров (220 квадратных футов) и представляют собой овальные ямы, расчищенные от камней. В центре здания вполне мог располагаться камин, а часть пола могла быть покрыта помостом, на котором можно было спать. Они также были частично вкопаны в землю с внешними валами из земли и камня. Следы этих построек можно найти вдоль всего побережья, но особенно на севере: Лекса и Флатангер в Трёнделаге и Мортенснес в Финнмарке . [3] Самый известный из них расположен на архипелаге Вегаойан , территории, которая сейчас является ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия . [5]

Было много случаев, когда несколько домов находились вместе в группе. Это говорит о том, что несколько семейных групп жили вместе в одном месте. На Веге такие дома использовались уже к 7000 г. до н.э. и использовались еще 5000 лет спустя, при переходе от каменного века к бронзовому веку около 1800 г. до н.э. На этом этапе дома стали больше и приобрели прямоугольную форму, занимая площадь 70 квадратных метров (750 квадратных футов), как это было продемонстрировано в Грессбаккене в муниципалитете Нессеби в Финнмарке . Раскопки показали, что внутренние стены были защищены толстыми валами из камня и торфа, и есть свидетельства наличия нескольких входов через этот вал. Однако конструкция крыш этих зданий неясна. Трудно сделать вывод, опирались ли плоты на валы или на столбы. Поскольку вдоль средней оси дома нередко можно найти несколько каминов, можно сделать вывод, что в этих больших домах вместе останавливались несколько семей.

Первые постоянные жилища, вероятно, были построены между 3000 и 2000 годами до нашей эры, с появлением в Норвегии сельского хозяйства. Имеющиеся данные указывают на то, что древесина была наиболее часто используемым строительным материалом для этих построек. Жилища железного века обычно сочетали в себе укрытие для животных и людей в длинных домах , чтобы сохранить тепло. Остатки построек от каменного века до бронзового века и железного века были раскопаны в Форсанде в Рюфилке , недалеко от Ставангера и в нескольких других местах. Большинство доисторических длинных домов имели пары опорных столбов, разделяющих внутреннюю часть дома на три нефа, а также стены из палисадов, плетня и мазни или дерна. Подобные здания были раскопаны по всей Северо-Западной Европе. [6]

Деревянная церковь Хеддал в муниципалитете Нотодден , крупнейшая деревянная церковь в Норвегии.

Викинги и средневековые эпохи

[ редактировать ]

Две отличительные традиции деревянного строительства нашли свое отражение в норвежской архитектуре. Одним из них была практика бревенчатого строительства с горизонтальными бревнами с надрезами по углам - техника, предположительно, заимствованная у народов востока Скандинавии. Другой была традиция строительства деревянных домов (обычно встречающаяся в деревянных церквях ), возможно, основанная на усовершенствованиях доисторических длинных домов, в которых опоры крыши были вкопаны в землю. Хотя археологические свидетельства реальных построек из самых ранних постоянных построек скудны, находки кораблей викингов (например, корабля Осеберг ) предполагают значительное мастерство в обработке дерева и инженерном деле. На Лофотенском архипелаге в Северной Норвегии реконструировано владение вождя викингов в Музее викингов Лофотр . [7] [8] [9]

Не считая 28 сохранившихся деревянных церквей, не менее 250 деревянных домов, построенных еще до Черной смерти в Норвегии сохранилось в более или менее нетронутом виде 1350 года. Большинство из них представляют собой бревенчатые дома, некоторые с добавленными деревянными галереями или верандами. [7]

Поскольку политическая власть в Норвегии была консолидирована и ей приходилось бороться с внешними угрозами, более крупные структуры были построены в соответствии с военными технологиями того времени. Крепости, мосты и, в конечном итоге, церкви и усадьбы были построены из камня и каменной кладки. Эти структуры следовали европейским стилям своего времени.

Деревянные церкви

[ редактировать ]
Деревянная церковь Урнес в Люстере, Норвегия, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесена .

Вероятно, в средние века в Норвегии было построено более 1000 деревянных церквей, большинство из них - в XII и XIII веках. До начала XIX века здесь существовало около 150 деревянных церквей. Многие из них были разрушены в рамках религиозного движения, которое отдавало предпочтение простым, пуританским линиям, и сегодня осталось только 28, хотя большое количество было задокументировано и записано с помощью обмерных чертежей до того, как они были снесены.

Деревянные церкви обязаны своим долголетием архитектурным инновациям, которые защищали эти большие и сложные деревянные конструкции от водного гниения, осадков, ветра и экстремальных температур. Самым важным было введение массивных подоконников под клепки (столбы), чтобы предотвратить их гниение. За два столетия строительства деревянных церквей этот тип зданий превратился в передовое искусство и науку. Однако после Реформации новых деревянных церквей построено не было. Новые церкви представляли собой преимущественно каменные или горизонтальные бревенчатые постройки с зазубренными углами. Большинство старых деревянных церквей исчезли из-за избыточности, пренебрежения или ветхости, или потому, что они были слишком малы, чтобы вместить более крупные общины, и слишком непрактичны по более поздним стандартам.

Романская архитектура

[ редактировать ]
Каменная романская церковь с двумя башнями и низким вестибюлем со скатной крышей между ними. Башни имеют слегка изогнутые бронзовые крыши.
Церковь Святой Марии в Бергене — образец романской архитектуры Норвегии.

Первые каменные церкви в Норвегии были романскими, построенными под влиянием англосаксонских миссионеров , в частности епископа Николаса Брейкспира . [10] Более поздние церкви находились под влиянием континентальной архитектуры. Примеры включают церковь Рингсакер и старую церковь Квитесейд . Многие из этих церквей либо были утеряны, либо перестроены в готическом стиле, но многочисленные примеры все еще существуют, в частности, церковь Тронденес в муниципалитете Харстад в Тромс графстве .

Готическая архитектура

[ редактировать ]

Несколько церквей, которые изначально были построены как романские постройки, были изменены или расширены в готический период. Среди них Старый собор Хамара (сейчас находится в руинах), собор Ставангера и знаменитый собор Нидарос , одно из самых важных мест паломничества в средневековой Европе. [11]

Романская церковь с готическими стрельчатыми арками. Две прямоугольные башни, разделенные вестибюлем со скатной крышей. Богато украшенный фасад состоит из повторяющихся арок, большинство из которых обрамляют статуи.
Западный фасад Нидаросского собора (первоначально романская церковь, перестроенная и расширенная в готическом стиле в 1183–1248 гг.).

Под властью Дании

[ редактировать ]

В эпоху позднего средневековья норвежское государство было сильно ослаблено. В 1389 Норвегия заключила личную унию с Данией и Швецией в Кальмарской унии . Поскольку короли проживали в Дании, Норвегия постепенно получила статус провинции, а после Реформации большинство ее отдельных институтов были упразднены. Датское правительство в Копенгагене считало Норвегию отсталой провинцией, которую можно эксплуатировать. [12] но не достоин инвестиций в монументальную архитектуру. Следовательно, амбициозная архитектура эпохи Возрождения необычна для Норвегии по сравнению с другими европейскими странами.

Крепости, такие как Акерсхус в Осло , Вардёхус в Вардё , Тёнсбергхус в Тёнсберге , Конгсгорден в Тронхейме и Бергенхус с башней Розенкранца в Бергене, были построены из камня в соответствии со стандартами оборонительных укреплений своего времени. Многие из них были модернизированы и перестроены с течением времени. [13] [14]

Ганзейский союз также построил уникальные коммерческие здания в Брюггене в Бергене, начиная с 16 века. Это были бревенчатые постройки, сочетающие в себе отечественные и немецкие традиции. [15]

Ряд трехэтажных пристроенных деревянных домов со скатными крышами, расположенных на широкой улице. На первом этаже небольшие магазины.
Панорамный вид на Брюгген . Одиннадцать домов справа были перестроены после пожара 1702 года. Шесть домов слева были перестроены после пожара 1955 года.

Архитектура эпохи Возрождения

[ редактировать ]

После Черной смерти монументальное строительство в Норвегии остановилось, за исключением народных построек, которые возобновились только в 16 и 17 веках под управлением Дании. [7] В Норвегии мало примеров архитектуры эпохи Возрождения , наиболее известными из которых являются Башня Розенкранца в Бергене, баронство Розендаль в Хардангере , современное Аустрот поместье недалеко от Тронхейма и части крепости Акерсхус. [16] [17]

Кристиан IV реализовал в Норвегии ряд проектов, в основном основанных на архитектуре эпохи Возрождения. [18] Он основал горнодобывающие предприятия в Конгсберге и Рёрусе , которые сейчас являются объектом Всемирного наследия . После опустошительного пожара 1624 года город Осло был перенесен на новое место и перестроен как город-крепость ортогональной планировки, окруженный валами, и переименован в Христианию . Король Кристиан также основал торговый город Кристиансанн , назвав его в честь себя.

Архитектура барокко

[ редактировать ]
Скромные постройки вдоль кромки воды охраняет крепость на холме выше.
Фредриксхальд / Фредрикстен , пограничный город, построенный для защиты Дано-Норвежского королевства.

Когда Норвегия стала стратегической частью Датско-Норвежского королевства, датские короли построили укрепления вдоль границ и побережья. Со временем многие укрепления в приграничных районах и портах были модернизированы в соответствии с военной практикой в ​​стиле барокко.

Хотя большинство резиденций были построены в соответствии с местными народными традициями, некоторые поместья (например, Аустрат и Розендаль) демонстрируют влияние архитектуры барокко . Только в городе Христиания ( Осло ) существовал строительный кодекс, запрещавший деревянные дома, и было построено несколько больших таунхаусов, построенных по образцу зданий континентального типа. Некоторые большие церкви были построены с кирпичными стенами, особенно в Бергене , Христиании , Рёрусе , [19] и Конгсберг . [20]

Вероятно, самым известным сооружением в стиле барокко в Норвегии является Штифтсгорден , королевская резиденция в Тронхейме , жилое здание, являющееся одним из крупнейших деревянных сооружений в Северной Европе. [21]

Архитектура рококо

[ редактировать ]
Изысканный симметричный деревянный дом с двумя крыльями меньшего размера и декоративными колоннами. Скатная крыша имеет фронтоны. Окна застеклены, а входная дверь имеет колонны с обеих сторон.
Поместье Дамсгорд в Бергене является образцом норвежской архитектуры в стиле рококо.

Рококо стал кратким, но важным перерывом в истории Норвегии, проявившись в основном в декоративном искусстве и в основном в интерьерах, мебели и предметах роскоши, таких как столовое серебро, стекло и керамика. В некоторых сельских районах народные мастера создавали отчетливо норвежское ремесло декоративной росписи, роземалинг и связанный с ним стиль резьбы по дереву . В изящной архитектуре несколько деревянных таунхаусов и усадеб демонстрируют влияние рококо, особенно в Тронхейме и Бергене, поместье Дамсгорд в Бергене. наиболее значительным из которых является [22]

В городах и центральных районах страны в 18 веке бревенчатые стены все чаще покрывались обшивкой - мода, ставшая возможной благодаря лесопильным технологиям. Эти здания были лучше изолированы и лучше защищены от сурового климата. Но главной причиной быстрого распространения этого обычая был более модный вид дощатых стен, которые больше подходили, чем голые бревенчатые, в качестве фона для деталей и орнаментов, заимствованных из классической архитектуры.

Наполеоновские войны привели к разделению Норвегии и Дании. Норвегия была восстановлена ​​в 1814 году как автономное королевство в личной унии со Швецией . В двух штатах были отдельные институты, за исключением короля и дипломатической службы. Для восстановления государственности потребовались новые общественные здания, главным образом в столице Христиании. В течение следующего столетия в стране наблюдался впечатляющий рост благосостояния и населения, что привело к потребности в новой инфраструктуре и зданиях.

Неоклассицизм

[ редактировать ]
Королевский дворец в Осло, образец неоклассической архитектуры Норвегии.

На заре XIX века в Норвегии работало менее горстки архитекторов с академическим образованием, большинство из которых были военными офицерами, изучавшими гражданское строительство. Рынок архитекторов был ограничен в малонаселенной стране, где не было столицы, суда и важных государственных учреждений. Архитектура интересовала преимущественно ограниченный круг богатых купцов и землевладельцев. Однако к концу прошлого столетия эта группа увидела значительный рост благосостояния. Большие состояния заработали немногие, которые затем стремились окружить себя зданиями и садами, соответствующими их социальному положению. Имея хорошие международные связи, эти люди были знакомы с последними тенденциями в архитектуре. Неоклассические конструкции пользовались большим спросом.

Архитектор Карл Фредерик Стэнли (1769–1805), получивший образование в Копенгагене , на рубеже XIX века провел несколько лет в Норвегии. Он выполнял небольшие работы для богатых покровителей в Осло и его окрестностях, но его главным достижением была реконструкция единственного высшего учебного заведения в Христиании, Осло Катедральской школы , завершенная в 1800 году. Он добавил классический портик к фасаду более старого здания. и полукруглый зал, который был изолирован парламентом в 1814 году как временное место для собраний и теперь хранится в Норском фольклорном музее как национальный памятник.

Кристиан Коллетт (1771–1833), выпускник Горной академии в Конгсберге , спроектировал великолепное поместье Улефосс , построенное между 1802 и 1807 годами владельцем лесопилки Нильсом Ааллом . Это один из немногих кирпичных домов в Норвегии, имеющий палладианскую планировку, центральный купол и классическую колоннаду . Коллетт спроектировал несколько других усадеб и таунхаусов.

В тот же период во всех городах побережья и вокруг них было построено большое количество великолепных домов в стиле неоклассицизма, особенно в Халдене , Осло , Драммене , Арендале , Бергене и Тронхейме , в основном деревянные здания, одетые в каменную архитектуру. Безусловно, самым большим частным домом в Норвегии является поместье Ярлсберг , отремонтированное в 1812–1814 годах датским архитектором Лёзером для графа Германа Ведель-Ярлсберга .

Христиания, получившая статус столицы в 1814 году, практически не имела зданий, подходящих для множества новых правительственных учреждений. Была начата амбициозная программа строительства, но она реализовывалась очень медленно из-за напряженной экономики. Первым крупным проектом был Королевский дворец , спроектированный Гансом Линстоу и построенный между 1824 и 1848 годами. Линстоу также спланировал ворота Карла Йохана , проспект, соединяющий дворец и город, с монументальной площадью на полпути, которая будет окружена зданиями университета. Парламент ( Стортинг ) и другие институты. Но по этому плану были реализованы только здания университета. [23] Кристиан Генрих Грош , один из первых полностью образованных архитекторов в Норвегии, спроектировал оригинальное здание фондовой биржи Осло (1826–1828 гг.), местного отделения Банка Норвегии (1828 г.), театра Христиания (1836–1837 гг.) и первый кампус Университета Осло (1841–1856). [24] Для строительства университетских зданий он обратился за помощью к известному немецкому архитектору Карлу Фридриху Шинкелю . [25]

Немецкое архитектурное влияние сохранилось в Норвегии, и многие деревянные здания следовали принципам неоклассицизма.

Романтизм и историзм

[ редактировать ]
Большое причудливое здание с башнями, остроконечными арками и большим куполом в центре, увенчанным шпилем.
Трефолдигетскиркен в Осло

Норвежский романтический национализм также оказал влияние на норвежскую архитектуру примерно с 1840 года. Следуя примеру Германии, многие архитекторы-классики проектировали здания из красного кирпича в возрождении средневековых стилей. Образцы романского и готического стиля считались в высшей степени подходящими для церквей, государственных учреждений и фабрик. Линстоу был первым норвежским архитектором, вдохновленным средневековьем в своем предложении 1837 года построить площадь, окруженную общественным зданием и разделенную пополам проспектом между Христианией и новым Королевским дворцом. На северной стороне запланированные здания университета должны были быть «выстроены в каком-то средневековом или флорентийском стиле» с открытой кирпичной кладкой. [25] Его коллега-классицист Грош был первым, кто обратился к историзму и построил ряд зданий из красного кирпича после своего визита в Берлин в 1838 году , где он встретил знаменитого архитектора Карла Фридриха Шинкеля . Первой крупной исторической работой Гроша были неороманские базары и прилегающая к ним пожарная часть возле собора Осло , начатая в 1840 году и продленная в несколько этапов до 1859 года. За ними последовали и другие архитекторы, в частности Генрих Эрнст Ширмер с Боцфенгселетом (тюрьмой) (1844 г.). –1851), госпиталь Гаустад (1844–1855) и железнодорожный вокзал (1854) (совместно с фон Ханно ). Также в Осло немецкий архитектор Алексис де Шатонеф (1799-1853) спроектировал Трефолдигетскиркен , первую неоготическую церковь, построенную фон Ханно в 1858 году.

Большинство городских жилых домов и вилл продолжали строиться в классической традиции, с оштукатуренными кирпичными стенами. Репертуар исторических стилей был расширен в Хомансбюене , первом жилом комплексе в Осло, состоящем из отдельных вилл, спроектированном Георгом Андреасом Буллом . Он спроектировал большинство первых вилл, построенных с 1858 по 1862 год, в самых разных стилях: от средневекового до классического и экзотического.

Большое фахверковое здание с широкими крыльями и конструкцией на крыше в восточном стиле.
Отель Дален является хорошим примером так называемого «драконьего стиля».

Примерно с 1840 года архитекторы начали проектировать деревянные здания в новом стиле, так называемом стиле швейцарского шале . [26] Стиль и его название зародились в Германии, где романтики очень восхищались швейцарской популярной культурой. Такие элементы, как выступающие крыши, веранды и акцент на фронтонах, были вдохновлены альпийскими постройками. Но этот стиль правильнее назвать историзмом в дереве — термин, введенный Йенсом Кристианом Эльдалем. Ряд жилых, институциональных и коммерческих зданий был построен в этом стиле, характеризующемся декоративными выступающими деталями. Железнодорожные вокзалы и церкви, спроектированные опытными архитекторами, были распределены по сельским районам и помогли сделать этот стиль популярным и сохранить его в народной традиции еще долгое время после того, как он вышел из моды среди архитекторов.

Швейцарский стиль шале превратился в скандинавский вариант, известный в Норвегии как « стиль дракона », который сочетал в себе мотивы викингов и средневекового искусства с народными элементами недавнего прошлого. Самым известным практиком этого стиля был архитектор Хольм Хансен. Мунте , спроектировавший ряд туристических курортов, выставочных павильонов и церквей в 1880-х и 1890-х годах. Они привлекли внимание немецкого императора Вильгельма II , ежегодно посещавшего Норвегию. Он поручил Мунте спроектировать свою «Матросенсацию» недалеко от Потсдама и охотничье хозяйство. домик с «деревянной церковью» в Роминтене в Восточной Пруссии . Эти последние постройки были разрушены во время Второй мировой войны.

Архитекторы отказались от стилей «швейцарский» и «дракон» вскоре после 1900 года, но элементы «швейцарского стиля» сохранились в народных зданиях в течение нескольких десятилетий. В последнее время производители сборных семейных домов все чаще возвращают в свой репертуар мотивы «швейцарского» стиля.

Народная архитектура

[ редактировать ]
Трёндерлоне, образец народной архитектуры, обычно встречающейся в Трёнделаге.

До 20-го века большинство норвежцев жили и работали в зданиях, которые были спроектированы и построены в соответствии с народными строительными традициями ( byggeskikk) . Эти методы несколько различались в зависимости от региона и климатических условий и развивались с течением времени, но в основном основывались на использовании древесины и других местных ресурсов. [27]

Со времен Средневековья большинство жилищ представляли собой бревенчатые дома с зазубренными углами, тщательно обработанные для обеспечения защиты от непогоды. Расположенные в центре мартеновские очаги с дымоотводами на крышах в раннем Новом времени уступили место каменным печам и дымоходам. Специализированные постройки стали обычным явлением, организованные вокруг фермерских дворов (gårdstun ). Внедрение наружной обшивки (обшивки) в 18 веке значительно улучшило жилищные стандарты и привело к появлению более крупных домов.

Строительные практики вдоль побережья также включали эллинги, рыбацкие коттеджи, пирсы и т. д. Здесь дома для скота и людей обычно строились прямо у самой береговой линии. Типичная ферма среднего размера во внутренней части Норвегии включает в себя жилой дом ( våningshus ), сеновал ( låve ), сарай для скота ( fjøs ), одно или несколько помещений для хранения продуктов ( stabbur ), конюшню и иногда отдельные дома для домашняя птица, свиньи и т. д. Дома, имевшие отдельные источники тепла, например, прачечные ( eldhus ) и кузницы, обычно содержались отдельно от других домов, чтобы предотвратить пожары. Надворные постройки обычно представляли собой отдельные небольшие постройки. Если бы в хозяйстве размещались ремесленники, то были бы и отдельные дома для столярных, колесных, сапожных мастерских и т. д.

В восточной внутренней Норвегии и Трёнделаге дома вокруг туна обычно располагались на площади ( фирканттун ); в Гудбрандсдале существовало различие между иннтун (внутренний тун) и уттун (внешний тун). Конфигурация домов зависела также от того, располагалось ли хозяйство на холме или на более равнинной местности.

В зависимости от размера и экономического благосостояния фермы здесь также может быть банкетный зал ( oppstue ), дом для фермеров-пенсионеров ( føderådstue ), общежитие для рабочих (drengstue), каретный сарай ( vognskjul ) и даже винокуренный завод ( Бреннескур ). Меньшие и бедные фермы могут объединять сараи и жилые дома, иметь более простые складские помещения и использовать помещения других ферм для деятельности, для которой они не могут позволить себе построить дома.

Строительные традиции различались в зависимости от региона и типа строения. Хранилища для хранения продуктов – стаббур – обычно строились на сваях таким образом, чтобы туда было трудно проникнуть мышам и крысам, но не кошкам. Внешняя облицовка различалась в зависимости от региона, часто с учетом местных климатических условий. Крыши часто покрывали берестой и дерном .

Во многих местах в Норвегии фермы также содержали горные фермы ( seter /støl ), где в летние месяцы паслись коровы, козы и овцы. Обычно это небольшой жилой дом и маслобойня для производства и хранения сыра, сметаны и т. д.

Современные норвежские фермы часто сохраняют многие строительные традиции, но больше не нуждаются в многочисленных и разнообразных зданиях прошлого. Однако многие традиции были продолжены в недавно построенных домиках для отдыха в горах и на побережье.

Архитектура 20 века

[ редактировать ]

Немецкое влияние, принесенное в Норвегию неоклассицизмом, уменьшилось, когда Норвегия получила полную независимость в 1905 году. Новое поколение норвежских архитекторов, получивших образование в Швеции, взяло на себя инициативу в разработке отчетливо национальной архитектуры, стремясь сломать немецкую историцистскую традицию. Однако немецкий модернизм и градостроительство продолжали влиять на архитектуру начала 20 века. Когда Норвежский технологический институт был основан в 1910 году и начал преподавать архитектуру в Тронхейме , также возникла отчетливо норвежская коллегия архитекторов , которая внесла свой вклад в норвежскую региональную архитектуру, о которой говорил историк искусства Зигфрид Гидеон. [28]

Архитектура в стиле модерн

[ редактировать ]
Изысканное каменное трехэтажное здание, расположенное на углу улицы, с башенкой с окнами и спиралью наверху.
Jugendstilsenteret - Центр модерна в Олесунне.

Югендстиль , оказал определенное влияние на большую часть , вариант модерна нового строительства в Норвегии на рубеже 20-го века. После Олесуннского пожара в 1904 году город Олесунн был почти полностью перестроен в этом стиле и продолжает оставаться ярким примером наряду с Ригой и Брюсселем . [29] В Тронхейме также есть множество зданий в стиле модерн. В столице Осло было построено несколько зданий в стиле модерн из-за местного экономического кризиса и застоя в строительной торговле в первое десятилетие века. Однако некоторые общественные здания были построены в этом стиле, например, Исторический музей и здание правительства. главный театр Den Nationale Scene В Бергене монументальным примером является .

Массовая жилая архитектура

[ редактировать ]

Изменение демографии и растущее общественное сознание привели к увеличению политического и архитектурного интереса к обеспечению экономически эффективного, санитарного и комфортного жилого пространства для растущего городского населения в целом и рабочего класса в частности. В норвежской популярной культуре это было известно как болигсакен («дело жилья») и продолжает играть свою роль по сей день. [30]

В отличие от других стран в ходе развития их экономики, архитектура стала инструментом и проявлением социальной политики, при этом архитекторы и политики определяли, какие именно характеристики являются адекватными для предполагаемых жителей жилищных проектов. Еще в 1922 году многие считали, что семьям рабочего класса не нужна собственная баня; квартиры и небольшие дома имели только небольшую кухню и одну или две комнаты.

До Второй мировой войны ряд совместных инвестиционных проектов, известных как «egne hjem» (примерно «наши собственные дома»), привел к небольшому количеству событий, но после войны они уступили место кооперативным организациям, которые были созданы для финансирования и строительства крупных масштабные жилые комплексы. Крупнейшая из них — Oslo Bolig og Sparelag, известная как OBOS — построила свой первый комплекс Etterstad в Осло, но аналогичные инициативы существовали по всей стране. Эти кооперативы установили стандарты для жилья, наняли архитекторов для разработки решений и заключили контракты на их строительство. Целые районы, известные как драбантбайер , или «города-спутники», строились на окраинах крупных городов. Первый из них, Ламбертсетер , представил совершенно новое явление в восточных районах Осло, таких как Гроруддален , но подобные районы также возникли в Бергене, Тронхейме и других городах. Вершина этой тенденции была достигнута в 1966 году с появлением массивных зданий в Аммерудлии. [31]

Эта эпоха, которая исчерпала большую часть своей силы к середине 1970-х годов, привела к повышению осведомленности о физических и эмоциональных потребностях горожан. Некоторые из обсуждавшихся вопросов были. [30]

  • Кухня . Традиционные норвежские дома сочетали в себе семейную комнату и кухню, но в ранних многоквартирных домах были популярны небольшие, так называемые «лабораторные кухни». Со временем их место заняли кухни-столовые.
  • Естественный свет – большие многоквартирные дома были ориентированы так, чтобы обеспечить жильцов солнечным светом, в идеале кухня была ориентирована на восток, чтобы получать утренний свет, а гостиная – на запад для вечернего света.
  • Конфиденциальность – предоставление отдельных спальных помещений для родителей и детей, а также для детей, со временем привело к увеличению квартир. Точно так же в большинстве зданий было ограниченное количество квартир, примыкающих к каждой лестнице.
  • Отчуждение – монолитные, однородные жилые комплексы усиливали то, что некоторые [ ВОЗ? ] характеризуется как «ад социал-демократии».

Осознанные недостатки массового жилищного движения привели к усилиям по созданию экономически эффективных жилищных решений, которые были бы более разнообразными, более интегрированными с окружающей средой и, прежде всего, более адаптированными к потребностям семей. В 1973 году парламент Норвегии рекомендовал перейти к использованию небольших жилых домов, а не больших многоквартирных домов. Норвежский государственный жилищный банк ( Husbanken ) предоставил гражданам возможность финансировать строительство своих домов, и для строительства этих нужд сформировалась целая строительная отрасль.

В результате новаторских усилий Олафа Сельваага и других архаичные и ненужные ограничения были смягчены, что расширило возможности большего числа норвежцев строить жилье в соответствии с их индивидуальными потребностями и предпочтениями. Норвежцы часто реализуют проекты по благоустройству дома самостоятельно, и многие из них построили большую часть своих домов.

Функционализм

[ редактировать ]
Небольшой оштукатуренный дом с плоской крышей простой прямоугольной формы, построенный на склоне холма. Створчатые, стеклянные и стеклянные окна имеют деревянную рамку.
Вилла Эйде в Бергене, образец архитектуры «функис».

В конце 1920-х годов модернизм (или международный стиль ) был подхвачен скандинавскими архитекторами. В Скандинавии это архитектурное направление называлось функционализмом (или в просторечии Швеции и Норвегии «функис»). Модернизм нашел много приверженцев среди молодых архитекторов, особенно в Норвегии. Определенным прорывом стала Стокгольмская выставка 1930 года, после которой большинство архитекторов всей Скандинавии обратились в современное движение. Нигде больше модернизм не утвердился так прочно, как основное направление в архитектуре. Он сохранял свое доминирующее положение примерно до 1940 года.

Ряд знаковых сооружений, особенно в Осло, были построены в стиле функционализма, первым из которых был ресторан «Скансен» (1925–1927) Ларса Бэкера , снесенный в 1970 году. Бэкер также спроектировал ресторан в Экеберге , открытый в 1929 году. художественная галерея «Kunstnernes Hus» Гудольфа Блакстада и Германа Мунте-Кааса (1930) до сих пор демонстрирует влияние предшествующего классицистического течения 1920-х годов. Баня Хвальстранд (1934 г.) [32] — одна из нескольких общественных приморских бань в Норвегии, построенная Андре Петерсом. Годом ранее «Ингерстранд Бад» спроектировали Оле Линд Шистад (1891–1979) и Эйвинд Моестю (1893–1977). Другими великими именами норвежской функционалистской архитектуры являются Уве Банг , Майя Меландсё , Фритьоф Реппен, Николай Бир (1885–1950) и Пер Григ (1897–1962).

Реконструкция архитектуры

[ редактировать ]

После тактики выжженной земли отступающих войск Вермахта большие территории в Северной Норвегии необходимо было восстановить . В 1945 году возникла острая потребность в жилье. В ходе архитектурного конкурса было предложено несколько проектов простого, экономичного и быстромонтируемого жилья. Получившиеся дома были спартанскими и не соответствовали строительным стандартам, но удовлетворяли насущную потребность в жилье. [33] [34]

Музей реконструкции в Хаммерфесте Реконструкции посвящен .

Архитектура, спонсируемая государством

[ редактировать ]
Здание с каменными колоннами в основании и мраморными колоннами в верхней части.
Национальный театр в Осло

Когда Норвегия получила полную независимость в 1905 году, национальное правительство решило создать институты, соответствующие амбициям недавно сформированного государства как современного общества. Первый премьер-министр сделал приоритетом модернизацию Королевского дворца в Осло, построив, среди прочего, некоторые из первых в стране туалетов с водой, обеспечивающих горячую и холодную воду, а также удовлетворив желание королевской семьи предоставить королю общую квартиру. королева и их сын.

В первые годы такие общественные работы ограничивались структурами, необходимыми для собственных административных нужд национального правительства, но с 1905 года было задумано, спроектировано и реализовано все большее количество крупномасштабных проектов для удовлетворения различных потребностей, таких как:

  • Общественное здравоохранение и благосостояние , в том числе:
  • Объекты спорта и отдыха . Социальная политика в Норвегии как на национальном, так и на местном уровне подчеркивает связь между легкой атлетикой на массовом и элитном уровнях, и спортивные центры обычно строятся как для размещения зрителей, участников, так и для тренировок. Например, трамплин Холменколлен перестраивался несколько раз, стадион «Бислетт» перестраивался в 2004–2005 годах, практически в каждом муниципалитете построены круглогодичные объекты. [37]
  • Центры культурного самовыражения . Одними из самых амбициозных и противоречивых структур были структуры, посвященные исполнительскому искусству, художественным музеям и любому сочетанию подобных видов деятельности. Поскольку многие из них были построены в городах с архитектурным наследием, их проекты стремились – более или менее успешно – дополнить городской пейзаж, придав ему современный элемент. Примеры включают Центр искусств Хени-Онстад (Йон Эйквар и Свен Эрик Энгебрецен), Замок Неф от Лунда и Слаатто, «сарай» в Хедмаркмузее Сверре Фена и Зал Грига (Кнуд Мунк).
  • Церкви . Норвежская государственная церковь, хранящая наследие почти тысячелетней норвежской церковной архитектуры, заказала новые церкви, охватывающие широкий спектр архитектурных стилей, от совершенно новых проектов (например, Арктический собор Яна Инге Ховига ) до новых моделей традиционных проектов. (например, Церковь Вельдре , авторы Роар Якобсен и Ульф Зеттерстен.) [38] [39]
  • Транспортная инфраструктура , включая мосты, туннели и, прежде всего, транзитные центры для железнодорожного, морского и воздушного транспорта. Аэропорт Осло (консорциумом «Авиаплан» в Гардермуэне) был крупнейшим строительным проектом Норвегии за всю историю. [40] [41]

Архитектурные проекты этих проектов отражали не только стилевые течения своего времени, но и общественные дебаты о цели, которой они были призваны служить. Националистические амбиции вначале уступили место строгим проектам, основанным на функционализме, а затем проектам, которые подчеркивали человеческие и экологические потребности. Во многом благодаря этим проектам норвежские архитекторы нашли возможность развивать свои фирменные стили и, следовательно, норвежский архитектурный диалект.

Многие из проектов вызвали споры, и возникшее в результате творческое напряжение, вероятно, способствовало развитию архитектурного искусства в Норвегии. Национальные и местные органы власти и правительственные учреждения будут продолжать оставаться одними из крупнейших клиентов архитекторов в ближайшие годы.

Современные темы

[ редактировать ]
Многоэтажное стеклянное здание в форме паруса с багром.
Отель Rica Seilet в Молде

На современную архитектуру Норвегии влияет ряд тенденций, среди них: [3]

  • Растущее общественное и частное благосостояние . Здания имеют более широкий спектр назначения и, как ожидается, будут отвечать все более сложным требованиям. Например, новое здание оперы (спроектированное Снохеттой ) в Осло отражает стремление не только построить яркий культурный центр, но и создать новую архитектурную икону в Осло-фьорде .
  • Эстетика как фактор благополучия . Начиная с раннего строгого принципа, согласно которому форма должна строго следовать функции, растет понимание того, что эстетика влияет на физическое и эмоциональное здоровье тех, кто использует здание или сооружение. Норвежские законы, касающиеся гигиены труда, на протяжении нескольких десятилетий подчеркивали доступ к дневному свету и свежему воздуху, и, возможно, суровые климатические условия создают дополнительную необходимость для улучшения эстетики.
  • Экологические проблемы . Помимо опасений по поводу загрязнения воздуха и воды, норвежский архитектурный дизайн также подчеркивает интеграцию с природным ландшафтом . Совсем недавно архитекторы также работали с инженерами, чтобы максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы, например, энергию, воду и т. д.
  • Демографическое разнообразие . За последние несколько десятилетий демографическая ситуация в Норвегии претерпела значительные изменения, что привело к появлению новых религиозных зданий.
  • Норвежские строительные традиции . Хотя, возможно, было бы слишком много говорить о возрождении традиционной норвежской архитектуры, все больше и больше городского планирования затрагивается необходимостью сохранить или восстановить эти традиции. Примеры включают планы по обновлению центра Оппдала и недавние работы в районе Осло Грюнерлокка .

В Норвегии присуждается ряд архитектурных премий, в том числе Премия Фонда Хоуэна , Премия Дерева , Statens byggeskikkpris , Премия Сундта, Премия Конкретного Элемента , Премия Бетонной Доски , Премия Стекла , Премия Масонства , Премия Камня , и Премия стального строительства .

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  • Гуннарсяа, Арне (2006). Norges arkitekturhistorie (на норвежском букмоле). Осло: Аннотация. ISBN  978-82-7935-127-6 .
  • Грёнволд, Ульф (2005). Сто лет национального строительства - архитектура и общество, 1905–2005 гг. (на норвежском языке). Осло: Издательство Pax. ISBN  82-530-2758-3 .
  • Брекке, Нильс Георг; Пер Йонас Нордхаген; Сири Скьольд Лексау (2003). История норвежской архитектуры - от каменного века и бронзового века до XXI века (в норвежском Нюнорске). Осло: Det Norske Samlaget. ISBN  82-521-5748-3 .
  • Брохманн, Одд (1979). Построен в Норвегии. Отчет об истории архитектуры (на норвежском языке). Осло: Гильдендаль. ISBN  82-05-12328-4 .
  • Мюре, Бьорн ; Стоклунд, Бьярне; Гьердер, Пер. Практика строительства в Западно-Скандинавских странах более 2000 лет. Традиции и изменения от римских времен до XIX века (на норвежском языке). Ставангер: публикации AmS № 7.
  • Сундт, Эйлерт (1862). О строительных обычаях в сельской местности Норвегии .
  • Норберг-Шульц, Кристиан (1986). Современная норвежская архитектура . Осло: Издательство Скандинавского университета. ISBN  82-00-07696-2 .
  • Норберг-Шульц, Кристиан (1995). Стедскунст . Осло: Гильдендаль. ISBN  82-05-23502-3 .
  • Брюун, Оле Даниэль (1999). Архитектура в Осло . Осло: Kunnskapsforlaget. ISBN  978-82-573-0948-0 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Королева продвигает норвежскую архитектуру в Королевском институте британских архитекторов» . Посольство Королевства Норвегии в Лондоне. 27 октября 2005 г. Проверено 14 марта 2008 г.
  2. ^ «Библиотека в Александрии» . Посольство Королевства Норвегии в Каире. Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 года . Проверено 14 марта 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Брекке, Нильс Георг; Нордхаген, Пер Йонас; Лексау, Сири Скьольд (2008). История норвежской архитектуры. От каменного века и бронзового века до XXI века (на норвежском языке). ISBN  9788252172362 .
  4. ^ Свейнунг Банг-Андерсен. «Sveinung Bang-Andersen: Основной проект: Группа Myrvatn/Fløyrlivatn: пионеры раннего мезолита во внутренних районах юго-западной Норвегии» . Музей археологии в Ставангере. Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 г.
  5. ^ «Острова Вега как всемирное наследие» . Фонд архипелага Вега. Архивировано из оригинала 28 ноября 2007 г. Проверено 14 марта 2008 г.
  6. ^ «Фортидсландсбиен Ланда» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 14 марта 2008 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Элизабет Зейп: Архитектура в Норвегии» . 16 мая 2017 г.
  8. ^ «Место находки Осеберга» . Университет Осло . Архивировано из оригинала 15 июня 2006 г.
  9. ^ «Музей Лофотра» . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 г. Проверено 8 июля 2006 г.
  10. ^ «Католическая церковь Норвегии: История католической церкви в Норвегии» . Католическая церковь Норвегии.
  11. ^ «О Нидаросском соборе» . Нидаросский собор. Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г.
  12. ^ «Норвегия в США» . Норгеспортален . Проверено 12 апреля 2018 г.
  13. ^ Мортен Райен (2005). «Башня Розенкранца: две башни по цене одной» . Открытая комната . Государственное здание . Архивировано из оригинала 14 июля 2006 г.
  14. ^ Кавли, Гуторм (1987). Крепости Норвегии: от Фредрикстена до Вардёхуса (на норвежском языке). Осло: Университетское издательство. ISBN  8200184307 .
  15. ^ «Обзор Шётстюне на пристани Ганзы» . Архивировано из оригинала 19 октября 2006 г.
  16. ^ Кристенсен, Кристель. Баронет Розендаль (основная диссертация). Норвежский университет науки и технологий .
  17. ^ Андерсен, Хокон А. (1996). Австрат . ISBN  8290502176 .
  18. ^ Сковгаард, Йоаким А. (1973). Королевская архитектура: Кристиан IV и его постройки . Лондон: Хью Эвелин. ISBN  9780238789793 . .
  19. ^ Эдегор, Сверре (1997). Бергстаден Рёрос (на норвежском языке). ISBN  82-91399-03-4 .
  20. ^ Бён, Гунвор Тингстад; Бён, Хёлье (2003). Церковь Конгсберг: жемчужина горного городка (на норвежском языке). ISBN  9788291399232 .
  21. ^ «Статья Statsbygg о Stiftsgården» . Архивировано из оригинала 14 июля 2006 г.
  22. ^ «Сайт городского музея Бергена на Дамсгорде» .
  23. ^ Тиис-Эвенсен, Томас (24 июня 2000 г.). «Дет нье Слоттет» . Афтенпостен (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2012 г.
  24. ^ Зейп, Элизабет; Эльдал, Йенс Кристиан; Зейп, Анн-Лизе ; Торвангер, Осе Мо (ред.). Хр. Х. Грош: архитектор, придавший форму новой Норвегии (на норвежском языке). ISBN  9788253030647 .
  25. ^ Jump up to: а б Аслаксби, Трулс; Хамран, Ульф (1986). Архитекторы Кристиан Генрих Грош и Карл Фридрих Шинкель и строительство Королевского университета Фредерикса в Христиании (на норвежском языке). ISBN  82-90359-32-2 .
  26. ^ Эльдал, Йенс Кристиан (1998). Историзм в дереве: «швейцарский стиль», строительный обычай-романтизм и национальная самобытность в европейском и норвежском деревянном зодчестве XIX века . Издательство Скандинавского университета. ISBN  82-00-12982-9 .
  27. ^ Анкер, Питер М. (2004). Норвежское народное искусство: ремесла и строительные обычаи в старом крестьянском обществе . Осло: Каппелен. ISBN  82-02-23839-0 .
  28. ^ «Статья MEAM Net о Кристиане Норберге-Шульце» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  29. ^ Грюттен, Харальд (2004). Птица Феникс: Олесунн восстает из пепла . ISBN  82-91024-08-1 .
  30. ^ Jump up to: а б Грёнволд, Ульф (2005). Сто лет национального строительства: архитектура и общество 1905–2005 гг. (на норвежском языке). Издательство Пакс. ISBN  82-530-2758-3 .
  31. ^ «ОБОС: История и архитектура» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 г. Проверено 19 октября 2006 г.
  32. ^ Бухер-Йоханнессен, Бернт; Кьернли, Эйра; Лоуренс, Питер. Хвальстранд плох: еда, архитектура, история (на норвежском языке). Шибстед. ISBN  82-516-1965-3 .
  33. ^ Хаге, Ингебьёрг (1999). Как птица Феникс из пепла? : отреставрированные дома в Норд-Тромсе и Финнмарке . Осло: Гильдендаль. ISBN  82-417-1045-3 .
  34. ^ «Статья Kulturnett об архитектуре реконструкции» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
  35. ^ Балто, Джон Арне, изд. (2000). Архитектура норвежской больницы (на норвежском языке). Ассоциация памяти прошлого .
  36. ^ Скогхайм, Даг (2000). Свежий воздух и диета: Норвежские туберкулезные санатории (на норвежском языке). Ассоциация памяти прошлого .
  37. ^ Мартенс, Йохан-Дитлеф (2001). Спортивные сооружения и эстетика (на норвежском языке). Осло: Департамент культуры . ISBN  82-05-28524-1 .
  38. ^ Сетер, Арне Э. (2001). Церковь как здание и образ: пространство и литургия на рубеже тысячелетий: книга о церковном строительстве раньше, сейчас и в будущем . Пепел. ISBN  82-992135-1-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  39. ^ Меллем, Рейдун (2005). Тромсдальской церкви исполняется сорок лет (на норвежском языке). ISBN  82-992267-1-6 .
  40. ^ Берг, Трон; Риггвик, Хельге; Гулоусен, Джон (2004). Железная дорога в Норвегии 1854–2004 гг. (на норвежском языке). ISBN  82-419-0333-2 .
  41. ^ Элнан, Ларс. Воздушный замок: материалы и архитектура в аэропорту Осло - Гардермуэн (магистерская диссертация по социологии) (на норвежском языке). Университет Осло .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a5ae33d0cdf8f65bb6c7c0ec52b2abc__1721353380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/bc/2a5ae33d0cdf8f65bb6c7c0ec52b2abc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Norway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)