Архитектура Швейцарии
На архитектуру Швейцарии повлияло ее расположение на главных торговых путях, а также разнообразные архитектурные традиции четырех национальных языков. Римляне , а затем и итальянцы перенесли свою монументальную и народную архитектуру на север через Альпы, встретив германский и немецкий стили, пришедшие на юг, и французское влияние, пришедшее на восток. Кроме того, швейцарские наемники привезли обратно в Швейцарию архитектурные элементы из других стран. Все основные стили, включая древнеримский , романский , готический , ренессансный , барочный , неоклассический , модерн , современную архитектуру и постмодерн , широко представлены по всей стране. Основание Международного конгресса современной архитектуры в Ла-Саррасе и работа современных архитекторов швейцарского происхождения, таких как Ле Корбюзье, помогли распространить современную архитектуру по всему миру.
Относительная изоляция деревень в предгорьях Альп , Альпах и горах Юра , а также разные языки привели к большому разнообразию народного стиля. Из-за разных традиций, климата и строительных материалов деревни в каждом регионе совершенно разные. Стиль швейцарского шале , который был популярен в 19 веке, представляет собой лишь один из множества традиционных дизайнов. Сегодня благодаря законам о сохранении исторического наследия и туризму большие и малые поселения сохранили многие из своих основных исторических зданий. С 1972 года Швейцарское общество наследия присуждает премию Ваккера , чтобы побудить общины сохранять свое архитектурное наследие.
Древняя архитектура
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних известных зданий в Швейцарии были доисторическими домами на сваях , которые были построены культурами Пфин , Хорген , Кортайлод и Ла Тен между 4000 и 500 годами до нашей эры. Некоторые из этих ранних зданий были перестроены. [ который? ] недалеко от мест, где были обнаружены руины.
После поражения гельветов в битве при Бибракте в 58 г. до н.э. в течение следующих десятилетий большая часть Швейцарии вошла в состав Римской империи. Основными римскими поселениями в Швейцарии были города Юлия Эквестрис ( Ньон ), Авентикум ( Авенш ), Августа Раурика ( Август ) и Виндонисса ( Виндиш ). Также были найдены свидетельства существования почти двадцати римских деревень ( vici ), основанных в I-III веках нашей эры, а также сотен вилл разного размера, построенных в западной и центральной части Швейцарского плато . [1] Легио XIII Джемина базировался в постоянном лагере Виндонисса (Виндиш) и Авентикум (Авенш) был столицей Гельветов.
Под давлением внутренних и внешних сил римская армия отступила, и в IV веке Швейцария стала приграничной провинцией. Ньон и Августа Раурика были навсегда заброшены в IV веке, а камни их руин служили укреплением Женевы и Базеля . [2] Авентикум так и не оправился от разграблений: примерно в 360 году Аммиан Марцеллин заметил, что «когда-то город был очень прославлен, о чем свидетельствуют его полуразрушенные здания». [3]
В Швейцарии есть ряд раскопанных или перестроенных римских памятников. Некоторые руины римских поселений позже были включены в дома, церкви и городские стены. Во всех четырех крупных римских городах сохранились некоторые реликвии римской эпохи. В Августе Раурике есть части амфитеатра, акведука, главного форума и театра. В Аванше до сих пор видны восточные ворота и башня, термальные ванны, амфитеатр на 16 000 мест и руины храма. В Ньоне римские руины были потеряны до их повторного открытия в 18 веке, включая амфитеатр и базилику . В Виндише видны лагерь легионеров, амфитеатр и акведук. [4]
Древняя местная архитектура включает в себя каменные убежища, называемые «сплюй», гроты и другую анонимную архитектуру с использованием камня. [5]
прероманский стиль
[ редактировать ]период Считается , что дороманский простирается от возникновения королевства Меровингов примерно в 500 году до начала романского периода 11 века, хотя между ними имеется значительное совпадение. В первые века этого периода территория, которая впоследствии стала Швейцарией, была малонаселенной, и почти ничего не осталось от построек периода между 500 годом и концом 8 века. Во время Каролингского Возрождения VIII и IX веков по всей Западной Европе возникло множество новых монастырей и церквей. Каролингская архитектура во многом заимствовала раннехристианскую и византийскую архитектуру и помогла создать романский стиль в последующие столетия. Чтобы начать распространять свою власть на густые леса и изолированные горные долины, короли Каролингов основали несколько монастырей в Швейцарии.
Одним из хорошо сохранившихся примеров этого стиля в Швейцарии является аббатство Святого Иоанна , ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , которое, вероятно, было основано около 775 года либо по приказу Карла Великого , либо его епископа в Куре . Многие фрески в часовне относятся к первой половине 9 века. [6] Еще одним хорошо известным примером Каролингской архитектуры является аббатство Святого Галла, внесенное в список Всемирного наследия , которое, хотя и было перестроено в стиле барокко между 1755 и 1768 годами, основано на гораздо более древнем Каролингском монастыре. [7] Библиотека аббатства Сен-Галль содержит около 2100 рукописей 8-15 веков, включая План Святого Галла , единственный сохранившийся крупный архитектурный рисунок 6-13 веков. План представляет собой рисунок предполагаемого, но так и не построенного бенедиктинского монастыря.
Романская архитектура
[ редактировать ]Некоторыми определяющими характеристиками романской архитектуры являются сплошные стены с несколькими маленькими полукруглыми парными окнами, паховыми сводами и рядами колонн в религиозной архитектуре, которые отделяют неф от проходов . В 11 и 12 веках архитектуру Швейцарии можно грубо разделить на три зоны влияния: лангобардов на юге, бургундцев на западе и германцев на севере и востоке, хотя между ними имеется значительное совпадение. Ломбардские и бургундские мастера экспериментировали с бочкообразными и крестовыми сводами, а также резными капителями и фризами . [8] В германских частях Европы церковный романский стиль часто включал апсиду как на восточном, так и на западном концах нефа, как это было показано на плане Святого Галла. Западная апсида часто была окружена двумя симметричными квадратными башнями, которые могут включать западную башню . [9]
Когда реформы Клюниака распространились по Швейцарии в конце X и XI веках, они вызвали волну строительства церквей и монастырей. Все пять епископов региона (Базель, Кур, Женева, Лозанна и Сион) построили романские соборы, которые включали в себя полный спектр романских, а затем и готических элементов. Приорат Роменмотье и Приорат Пайерн были дочерними домами Клюни . и были построены в романском стиле, вдохновленном Клюниаком [8] Romainmôtier был построен мастерами, прошедшими обучение в Ломбардии. [10] Одило из Клюни примерно в конце X века и с тех пор в целом не изменился. Центральный неф украшен колоннами с просто резными капителями и крестовым потолком.
Соборы в Базеле и Констанце, а также монастыри в Шаффхаузене и Айнзидельне были построены с двумя симметричными квадратными башнями, обрамляющими главный портал, как и Клюни. [11] Хотя все четыре из этих примеров были позже перестроены в других стилях, план этажа в романском стиле, как правило, все еще виден. Гроссмюнстер также демонстрирует элементы Ломбардии, несмотря на то , в Цюрихе что он прочно находится в германской зоне.
Помимо строительства церквей и монастырей, по всей стране было построено множество романских фортов и замков. В немецкой Швейцарии деревянные форты были заменены каменными башнями, хотя во Франции и Италии каменные замки оставались обычным явлением со времен Римской империи. Эти новые замки представляли собой большую многоэтажную башню с толстыми и тяжелыми стенами. Центральную башню тогда окружала кольцевая стена с башнями и сторожкой. По мере расширения торговли на дальние расстояния замки размещались вдоль рек и горных перевалов для сбора пошлин и регулирования движения. [8] Графы Савойи строили замки с квадратными кольцевыми стенами и башнями по углам, такие как Грансон и Ивердон . Графы Церинген построили большие донжоны , похожие на жилые башни, такие как замок Тун . Графы Кибург строили свои замки из массивных камней, которые можно увидеть в замке Кибург . [12]
Готическая архитектура
[ редактировать ]Зародившийся во Франции 12-го века и продолжавшийся до 16-го века, его характеристики включают остроконечную арку , ребристый свод (который развился из совместных сводов романской архитектуры) и контрфорс . Сегодня стиль известен главным образом по многочисленным готическим церквям и соборам, разбросанным по Европе. В Швейцарии многие романские церкви и монастыри были построены в резиденции епископа или поддерживались епископами. Напротив, готические церкви часто строились в растущих городах как символ их богатства и власти. Недавно основанные нищенствующие ордена строили готические церкви, чумные дома и больницы примерно по той же причине. несколько небольших готических приходских церквей . К эпохе поздней готики по всей стране строилось [13]
Этот стиль быстро распространился во франкоязычной Швейцарии, когда примерно в 1170–1190 годах началось строительство Лозаннского собора . Окно -роза (1210 г.) и портал, украшенный статуей (1230 г.), пришли из Франции и в последующие столетия будут широко копироваться по всей Швейцарии. Около 1215 года была завершена готическая верхняя часть Женевского собора и нижняя романская часть. Оттуда готика постепенно распространилась по всему региону, движимая торговлей и растущим богатством нищенствующих орденов. Между 1270 и 14 веками францисканцы построили готические церкви или монастыри в Люцерне , Фрибурге и Базеле, Доминиканский орден построил два в Базеле, а также комплексы в Берне, Цюрихе и монастыре Кенигсфельден , а августинцы построили один во Фрибуре.
По мере роста населения в 13-16 веках было основано несколько новых приходов . Например, в окрестностях Цюриха в период между 1470 и 1525 годами более половины из примерно 100 приходов имели новую готическую церковь. Многие из этих новых церквей включали многоугольные хоры, освещенные большими окнами и увенчанные ребристой крышей. Неф базилики имел гладкие стены и был увенчан плоской крышей. Многие из этих новых приходских церквей имели богатые витражи , некоторые из которых сохранились до сих пор. Школа художников- фрескистов , получившая образование во Франции, возникла в Вальтенсбурге/Вуорце и украшала церкви по всему Граубюндену готическими фресками. [14]
После землетрясения в Базеле 1356 года поврежденный хор Базельского собора был перестроен в районном готическом стиле. Башни и западный фасад были перестроены в готическом стиле в 15 веке. В 1421 году началось строительство Бернского собора , одного из самых важных зданий поздней готики в Швейцарии. Его размер и богато украшенный дизайн были свидетельством растущего богатства и могущества нового города-государства . По всему Цюриху, Граубюндену и Вале на протяжении 15 и 16 веков возникло множество новых готических приходских церквей. Однако во Внутренней Швейцарии единственной новой постройкой стала приходская церковь Святого Освальда в Цуге . [14]
В отличие от богато украшенных и самобытных готических церквей, готические светские здания, как правило, были сдержанными и включали лишь несколько готических элементов. Богатые торговцы и патриции строили дома с остроконечными арочными окнами или другими готическими украшениями. Ратуши новых могущественных городов, таких как Берн, Фрибур и Базель, включают в себя несколько готических элементов (потолок в Берне, звездчатые своды во Фрибуре), но не имеют единого мотива. [14]
- Женевский собор, романская башня (справа), готический зал (в центре), неоклассический фасад (слева)
- Раннеготический Лозаннский собор
- Церковь Кенигсфельденского монастыря
- Святой Освальд в Цуге
- Базельский собор, готический западный фасад и башни
- Позднеготический собор в Берне
- Готический витраж в хоре Бернского собора
- Позднеготический собор Фрибурга
- Готические элементы на лестнице здания городского совета Берна
- Фрески в Вальтенсбурге/Вуорце
Архитектура эпохи Возрождения
[ редактировать ]Стиль Возрождения распространился в Швейцарии примерно в 16 веке, достигнув Тичино раньше, чем остальная часть Швейцарии. Стиль ренессанса делает упор на симметрию , пропорции , геометрию и правильность частей, как они продемонстрированы в архитектуре классической античности и, в частности, в древнеримской архитектуре , от которой сохранилось множество примеров. Упорядоченное расположение колонн , пилястр и перемычек , а также использование полукруглых арок, полусферических куполов , ниш и эдикул заменили более сложные пропорциональные системы и неправильные профили готических зданий.
По мере того как эпоха Возрождения распространилась на север из Италии, многие церкви в Тичино были украшены или перестроены в новом стиле. В 1517 году собор Святого Лаврентия в Лугано был перестроен с массивным фасадом в стиле ренессанс. Фасад церкви Пьетро и Стефано в Беллинцоне был начат в стиле ренессанс, но завершен в стиле барокко. Третьим крупным произведением эпохи Возрождения в Тичино является церковь Сан-Кроче в Рива-Сан-Витале . Сан-Кроче был построен в конце 16 века и, можно сказать, представляет собой либо поздний Ренессанс, либо раннее барокко.
К северу от Альп в стиле ренессанс построены в основном светские здания. Первые здания эпохи Возрождения появились в Базеле в 1556 году, но были построены мастерами из Тичино. За этим последовали Риттерше Паласт и ратуша в Люцерне, а также ратуша в Цюрихе. Мунот Шаффхаузене в . и укрепления возле Беллинцоны — единственные два крупных сооружения эпохи Возрождения в Швейцарии Мунот был построен в 1564–1589 годах по проекту Альбрехта Дюрера , а укрепления были построены в 15 веке Миланом для защиты от швейцарцев, а позже использовались швейцарцами для защиты от Милана. [15]
Архитектура барокко
[ редактировать ]Барокко было реакцией на изменения Контрреформации внутри католической церкви и часто сопровождало расширение новых реформаторских орденов, иезуитов и капуцинов . Впервые он попал в Швейцарию из Италии в Граубюндене после разрушений Тридцатилетней войны . Некоторые особенности стиля включали более широкие нефы и овальные формы в церквях, грушевидные купола, фрагментарные архитектурные элементы, драматическое использование света, насыщенные цвета и орнаменты, большие потолочные фрески, иллюзии обманки и фасад, который часто включал драматическая проекция. К середине-концу 17 века в Граубюндене проживало несколько семей мастеров из Ровередо , Сан-Витторе и близлежащих общин, которые руководили строительными проектами по всей Европе. [16]
Чтобы помочь восстановить ущерб, нанесенный Бунднер Вирреном и Тридцатилетней войной, мастера Граубюндена построили многочисленные хосписы капуцинов по всему Кантону, а затем распространились по всей Швейцарии. Новые приходские церкви, монастыри, паломнические церкви , часовни и придорожные святыни строились по всей стране как местными, так и иностранными мастерами. Помимо культовых построек, в новом стиле были построены сотни усадеб и городских домов, а также ратуши, больницы, зернохранилища и укрепления.
Поскольку ключевой частью стиля барокко было использование цветов, реалистичных картин, фресок и статуй, во многих проектах теперь участвовали специализированные художники, которые завершали внешнюю и внутреннюю отделку в рамках строительства. В Швейцарии действовали как местные, так и иностранные художники, что привело к быстрому распространению идей. К северу от Альп в каждой области проживали местные семьи, которые специализировались как скульпторы, штукатуры и резчики по дереву. Узнав о новом стиле, они включили его эстетику в многочисленные новые церкви. В начале 17 века художники из Тичино начали ездить в Рим, чтобы изучить стиль живописи барокко . Некоторые из них, такие как Джованни Серодин из Асконы и Пьер Франческо Мола из Колдрерио , остались в Риме, а другие вернулись в Тичино, чтобы работать. По мере распространения стиля барокко его подхватили и художники к северу от Альп.
Некоторые из наиболее известных примеров барокко включают церковь в Арлесхайме , иезуитскую церковь в Люцерне, аббатство Пфеферс , аббатство Дисентис , аббатство Рейнау , аббатство Айнзидельн и аббатство Святого Галла .
Неоклассическая архитектура
[ редактировать ]Неоклассицизм — это стиль, который вырос из неоклассического движения середины 18 века примерно до 1850 года. Стиль был основан на возвращении к классической архитектуре и витрувианским архитектурным принципам. Он часто включал в себя колонны, поддерживающие фронтоны и другие геометрические формы, такие как кубы, цилиндры и круги.
В середине-конце 18 века Швейцария была приютом для поэтов, художников, писателей, философов, революционеров и архитекторов. В Цюрихе немецкоязычные поэты и писатели Иоганн Якоб Бодмер , Иоганн Якоб Брайтингер , Иоганн Каспар Лафатер , Саломон Гесснер и Иоганн Генрих Фюссли писали письма и делились идеями со своими коллегами в Германии. В Женеве Вольтер и Руссо разработали философию, которая оказала влияние на правительства и революционеров по всей Европе. В Коппе мадам Жермен де Сталь руководила влиятельным салоном парижских эмигрантов. В Италии швейцарские художники познакомились как с классическим искусством и архитектурой, так и с неоклассическими произведениями. Идеи классицизма, романтизма , гуманизма и бури и натиска , среди прочих, хлынули в страну. В то же время основание Helvetische Gesellschaft в 1761 году помогло развить национальную идентичность Швейцарии и объединить страну. Идея общей основы республиканизма ( Landsgemeinde ), пастырская жизнь на альпийских лугах и легенда о Вильгельмы Телль были частью классицизма, интерпретированного в Швейцарии. [17] [18]
Начиная с 1760-х годов многие опытные архитекторы, строители и художники из Тичино переехали в императорскую Россию. В течение следующих десятилетий целые семьи работали над строительством многих зданий в двух столицах Российской империи — Санкт-Петербурге и Москве.
Лишь несколько религиозных построек построены в неоклассическом стиле , но одним из крупнейших является собор Св. Урса в Золотурне . Большинство зданий в стиле классицизма были правительственными, деловыми или особняками для богатых. Одним из интересных примеров неоклассической скульптуры является Памятник Льву в Люцерне , созданный по проекту Бертеля Торвальдсена . Он посвящен памяти швейцарских гвардейцев , убитых в 1792 году во время Французской революции . Памятник использует природу в честь швейцарских героев, которые являются элементами классицизма. [18]
В этот период традиционное швейцарское шале , небольшой домик, спрятанный на высокогорном лугу, начало распространяться за пределы Швейцарии. Шале впервые появилось в трудах Жан-Жака Руссо , откуда распространилось во Франции, а затем и по всей Европе. Стиль швейцарского шале стал символом простой пасторальной жизни, построенной на демократии, свободе и связи с природой. Большое разнообразие местных стилей и строительных материалов свелось к деревянному коттеджу с пологой крышей и широким, хорошо поддерживаемым карнизом, расположенным под прямым углом к передней части дома. Сначала шале появились в садах и лесах богатых европейских аристократов, а затем распространились на спа-курорты и другие туристические направления. Ко второй половине XIX века шале стало символом Швейцарии, и это слово стало распространенным по всей стране. Конструкция хорошо подходила для частичной заводской сборки, и несколько компаний производили комплекты шале, которые отправлялись по всей Европе. [19]
- Собор Святого Урсена в Золотурне
- Дворец Эйнар в Женеве
- Латинский колледж в Невшателе
- Haus zum Kirschgarten в Базеле.
- Церковь Ноймюнстер в Цюрихе
- Памятник льву в Люцерне
Модерн
[ редактировать ]Ар-нуво — это стиль искусства, архитектуры и декора, который был популярен с 1880-х годов примерно до 1914 года. Он был вдохновлен естественными формами и формами и отличался хлыстовыми линиями и плавными формами. Это был «тотальный» художественный стиль, охватывающий архитектуру , изобразительное искусство , дизайн интерьера , декоративное искусство , мебель , текстиль, ювелирные изделия, изделия из стекла и металла, керамику и мозаику. Во французской Швейцарии он был известен как модерн в честь Зигфрида Бинга галереи Maison de l'Art Nouveau в Париже. В немецкой Швейцарии он был известен как Jugendstil в честь журнала Jugend в Мюнхене , а в итальянской Швейцарии это был стиль Liberty в честь лондонского универмага Liberty & Co. [20]
Стиль модерн был привезен в Швейцарию дизайнерами со всей Европы. Этот стиль прижился в промышленных кантонах, но также появился на горных и спа-курортах, обслуживавших иностранных гостей. В то время как несколько законченных зданий в стиле модерн разбросаны по всей стране, промышленный часовой город Ла-Шо-де-Фон был центром стиля модерн в Швейцарии. Одним из лидеров этого стиля в Ла-Шо-де-Фон был Шарль Л'Эплаттенье , который помог разработать местный стиль Сапен или «Стиль сосны», названный так из-за интенсивного изучения природы и природных форм. Л'Эплаттенье спроектировал городской крематорий и Музей изящных искусств Ла-Шо-де-Фон (Музей изящных искусств Ла-Шо-де-Фон). [21]
Домашний стиль
[ редактировать ]ветвь современной архитектуры, известная как Heimatstil или Heimatschutzstil В то же время, когда модерн распространялся в Швейцарии, в Германии и немецкой Швейцарии развивалась . В отличие от модерна, Heimatstil был реакцией на индустриализацию и урбанизацию и хотел вернуться к традиционной жизни. Этот стиль ориентирован на использование традиционных элементов в современных зданиях, сохраняя при этом исторические здания и городские пейзажи, традиционную сельскую жизнь и сельское хозяйство. В частности, в Швейцарии образ Альп, альпийского скотоводства и сельского хозяйства стал ключевой частью движения.
Каждый регион Швейцарии начал использовать местные традиционные материалы и дизайн в современных домах, многоквартирных домах, отелях, школах и даже промышленных зданиях. Среди архитекторов Heimatstil были Николаус Хартманн в Граубюндене, Армин Витмер-Каррер в Цюрихе, Карл Индермюле в Берне, Альфонс Лаверьер в Лозанне и Эдмон Фатио в Женеве. В Ла-Шо-де-Фон Рене Шапаллаз и его более известный ученик Ле Корбюзье построили несколько зданий, которые соединили Heimatstil и Art Nouveau, в том числе виллу Fallet, которая была первым заказом Ле Корбюзье. [22]
Из стремления сохранить традиции Общество швейцарского наследия 1 июля 1905 года было создано , которое к 1910 году насчитывало более 7000 членов. Общество издавало ежемесячный журнал, в который включались примеры «хорошей» и «плохой» архитектуры, что способствовало использованию традиционных проектов. Позже они возглавили политические кампании против проектов гидроэлектростанций и автомагистралей, а в 1962 году смогли включить защиту природного и архитектурного наследия в Федеральную конституцию Швейцарии . С 1972 года Общество наследия вручает премию Ваккера в знак признания заслуг сообщества за выдающуюся работу по сохранению памятников. [23]
Современная архитектура
[ редактировать ]Современная архитектура — группа архитектурных стилей, возникших в первой половине 20 века и ставших доминирующими после Второй мировой войны . Он был основан на новых технологиях строительства, в частности на использовании стекла , стали и железобетона ; и после отказа от традиционной неоклассической архитектуры и стилей изящного искусства , которые были популярны в XIX веке. [24]
Первой архитектурной школой в Швейцарии был Архитектурный факультет Цюрихской высшей технической школы (ETHZ), открывшийся в 1855 году. Архитекторы, подготовленные в Цюрихской школе, быстро нашли работу по всей стране и миру, проектируя частные и общественные здания. Первоначально школа сосредоточилась на классической архитектуре, но в 1915 году профессором ETHZ был назначен Карл Целестин Мозер, один из первых лидеров современного движения. В 1927 году он спроектировал церковь Св. Антония в Базеле, которая стала первой бетонной церковью в Швейцарии. В 1920-х годах Ганс Бенно Бернулли построил жилой комплекс Вассерхаус , новый кооперативный поселок за пределами Базеля. [25]
Следуя модели Deutscher Werkbund , в 1913 году в Цюрихе был основан Schweizerischer Werkbund (SWB), который помог распространить современную архитектуру в немецкоязычной Швейцарии. Кроме того, одним из основателей SWB был художник Шарль Л'Эплаттенье , который вернулся в Ивердон-ле-Бен и основал французскую дочернюю организацию, известную как L'Œuvre (OEV) . Обе организации поощряли тесное сотрудничество между художниками, архитекторами, дизайнерами и промышленностью, хотя они различались своим подходом к массовому производству и традиционализму. Обе организации продолжали публиковать журналы и влиять на дизайн в 21 веке, хотя в 2003 году OEV вошла в состав SWB и стала региональным отделением. [26]
Одним из самых влиятельных современных швейцарских архитекторов был Шарль-Эдуард Жаннере, известный как Ле Корбюзье . Ле Корбюзье изучал искусство у Шарля Л'Эплаттенье и Рене Шапалла в Ла-Шо-де-Фон и первоначально находился под влиянием участия своих учителей в стилях модерн, Heimatstil и L'Œuvre (OEV). Он был членом OEV в течение нескольких лет, прежде чем уйти в 1918 году. В 1920-х годах он разработал стиль, в котором использовался железобетон для создания невесомого открытого пространства с ненесущими фасадами, которые можно было свободно проектировать и декорировать. В 1940-х годах он начал заниматься городским планированием и проектировал большие бетонные модульные здания для офисов и квартир, кульминацией чего стал проект Капитолия Чандигарха в Чандигархе в недавно образованном индийском штате в 1950-х годах. Два здания Ле Корбюзье в Швейцарии, Immeuble Clarté и Villa Le Lac, являются частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Архитектурные работы Ле Корбюзье, выдающийся вклад в современное движение». [27]
Под руководством швейцарских архитекторов, в том числе Ле Корбюзье, Элен де Мандро и Зигфрида Гидиона , Международный конгресс современной архитектуры в 1928 году был организован в Ла-Саррасе (CIAM) . За годы своей деятельности CIAM формализовал архитектурные принципы Современное движение и разработало принципы городского планирования, которые распространились по всему миру.
После Второй мировой войны современная архитектура стала доминирующим стилем по всей стране. В то же время он начал делиться на множество различных форм и региональных стилей. В Тичино группа архитекторов, в том числе Тита Карлони , Луиджи Сноцци , Бруно Райхлин , Фабио Рейнхарт и Марио Ботта, разработала стиль, основанный на функционализме и рационализме и часто включающий контрасты с геометрическим дизайном и использованием местных материалов. [28] [29] Граубюнденское движение состоит из ряда швейцарских архитекторов, которые строят современные здания, гармонично вписывающиеся в местные деревни. Одним из самых известных является Питер Цумтор , который строит простые, приземленные здания с минимальным использованием ресурсов. Среди других архитекторов Граубюнденского движения Валерио Ольгиати , Рафаэль Зубер , Андреа Деплазес и Гион А. Каминада . [28]
- Церковь Святого Антония в Базеле
- Таунхаусы Wasserhaus, ранний кооперативный жилищный комплекс.
- Здание Clarté в Женеве, спроектированное Ле Корбюзье
- Церковь Сан-Джованни Баттиста в деревне Моньо работы Марио Ботты
- Желтый дом Валерио Ольджати во Флимсе
- Школа Гроно Рафаэля Зубера
- Бассейн Therme Vals от Питера Цумтора
Народная архитектура
[ редактировать ]Дизайн традиционной швейцарской фермы и деревенского дома зависел от ряда факторов, включая местный климат, тип сельского хозяйства, доступные материалы, местные традиции и местоположение. Каждый регион Швейцарии разработал свой собственный стиль народной архитектуры, отвечающий этим факторам. Миграции, такие как распространение вальзеров в Вале , распространение германской культуры в ретороманские регионы Граубюнден и швейцарское вторжение в Тичино, позволили смешивать различные традиционные стили. Рост альпийского отгонного животноводства , когда скот пасся летом на высокогорных лугах и зимовал в долинах, потребовал различных конструкций помещений.
До конца раннего средневековья большинство ферм состояло из нескольких отдельных построек, каждое из которых имело определенное назначение. Начиная с 11 века многие хозяйственные постройки стали объединяться в единые хозяйственные постройки многоцелевого назначения. Фермерские дома теперь часто содержали жилые помещения, кладовые , стойла и хранилища для корма под одной крышей, но изолированные стенами. На кухнях, как правило, не было дымоходов до 17 века, хотя в некоторых более бедных районах дымоходы оставались редкостью и в 19 веке. Однако к 14 веку использование каменных печей или каминов для обогрева помещений стало обычным явлением в предгорьях северных Альп и альпийских долинах. После 1500 года внешний декор стал все более заметен как на деревянных, так и на каменных зданиях. Фасадный декор достиг своего пика в 17 и 18 веках, а в последующие века стал менее распространенным и простым. [30]
Северо-запад и Юра
[ редактировать ]В западной Швейцарии и горах Юра большинство домов были построены из камня из-за ограниченных запасов древесины. Однако в северной Швейцарии и Бернском Среднем регионе обилие древесины означало, что большая часть построек была либо полностью деревянной, либо деревянной с каменным фундаментом. В обоих регионах к 15 веку местный стиль превратился в многоэтажное многофункциональное жилище с животными, кормами , складами и жилыми помещениями под одной крышей. Дома в высоких горах Юры строились с маленькими окнами, чтобы защитить их от зимнего ветра и снега, в то время как дома на более умеренном Швейцарском плато обычно имели более светлые стены и большие окна. [31] пологие черепичные крыши были заменены крышами с более крутой Начиная с 16 века черепичной крышей. Другие фермерские дома оставались крытыми до тех пор, пока в 19 веке не было введено страхование от пожара, после чего они постепенно исчезли. В Бернском Оберланде в 19 веке Штёкли , резиденция стареющих родителей владельца, стала обычным явлением. [30]
- Ла Шо-де-Фон , Невшатель
- Ланси , Женева
- Вильнахерн , Аргау
- Лойтвиль , Аргау
- Остермундиген , Берн
- Дом Штёкли из Радельфингена , Берн.
Северо-восток и восточный
[ редактировать ]На северо-востоке вдоль Рейн реки фахверковые конструкции были завезены из южной Германии и постепенно распространились на восточный Мидллендс. Другие дома были построены из многослойных досок , как, например, в примере из Вилы ниже. [32] Несмотря на разные строительные материалы, многоэтажные бытовые жилища возникли на северо-востоке и востоке Швейцарии примерно в то же время, что и на западе. В 16 веке ограничения на строительство и рост производства домашнего текстиля ( система выдачи ) привели к созданию Flarz , комплекса квартир меньшего размера, созданного путем расширения существующих зданий, в Цюрихском Оберланде. [30]
- Рихтерсвиль , Цюрих
- Вилла , Цюрих
- Рюте Аппенцелль Ир
- Пфеферс , Санкт-Галлен
- Тайнген , Шаффхаузен
Альпийские предгорья
[ редактировать ]В предгорьях Альп после второй половины 13 века было распространено скотоводство и молочное животноводство, что привело к возникновению другого стиля. В отличие от более северного хлева, здесь дом и сарай оставались отдельными. Обычно они строились как простые блочные конструкции из тяжелых квадратных балок. Концы фронтона часто имеют окна и защищены большими карнизами . В Бернском Оберланде торцы фронтонов часто богато украшены. Дизайн оставался практически неизменным с 12 по 19 век и строится до сих пор. Четкой границы между хуторами Швейцарского плато и отдельными постройками предгорий не существует, поэтому обе конструкции могут присутствовать в одной деревне. [30]
- Альпийская молочная ферма, Кандерштег , Берн
- Больтиген , Берн
- Заксельн , Обвальден
- Буокс , Нидвальден
- Изенталь , Ури
Вале
[ редактировать ]В Вале вся долина изначально была франкоговорящей до 13 века, когда верхняя долина была заселена немецкоязычными колонистами. Это привело к различным архитектурным стилям, а также к обширным заимствованиям из другой культуры. Во франкоязычной части гораздо более распространено каменное строительство, в то время как в немецкоязычной части преобладают деревянные балочные конструкции. Однако в регионе Валь д'Илье дома, как правило, деревянные, но с характерным коньком крыши, который выступает гораздо дальше вперед, чем нижняя часть крыши. [30]
Тичино
[ редактировать ]Современный кантон Тичино — итальянская провинция, завоеванная Старой Швейцарской Конфедерацией в 15 веке. Местная архитектура больше похожа на архитектуру северной Италии, хотя каждая небольшая изолированная долина развивала свой собственный стиль. В самых южных частях кантона деревни небольшие и компактные, в то время как фермы изолированы, это обширные каменные и деревянные комплексы, которые на протяжении веков развивались как жилые, складские и производственные здания. В северной части узкие альпийские долины ограничивают размеры полей и деревень. Северный Тичино был завоеван и управлялся Ури , Швицем и Нидвальденом . Эти иностранные повелители привезли деревянные блочные конструкции из предгорий Альп в Тичино. За последние 200 лет каменные постройки заменили прежние деревянные постройки в большинстве деревень Тичино. [33]
- Куньяско , Тичино
- Боско/Гурин , Тичино
Граубюнден
[ редактировать ]После разрушения местного Бюнднер Виррена (часть Тридцатилетней войны ) в 17 веке, многие дома в Граубюндене пришлось перестраивать. Новые дома строились из камня, часто поверх более раннего деревянного здания или вокруг него. В долине Энгадина они строили каменные жилища, обычно с Сулером , широким проходом через жилую часть в секцию для хранения сена . Кухня, столовая и складские помещения были ответвлениями от Сулера . Верхний этаж включал в себя большой зал, известный как Стува сура, а также спальни. В подвале располагались конюшни . Многие дома были украшены сграффити . [30]
См. также
[ редактировать ]- Список швейцарских архитекторов
- Швейцарский архитектурный музей
- Балленберг
- Архитектура возрождения швейцарского шале
- Швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения
- Объекты всемирного наследия в Швейцарии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дюкре, Пьер (2006). «Первые культуры между Альпами и Юрой». История Швейцарии и швейцарцев (на немецком языке) (4-е изд.). Швабский. п. 55. ИСБН 3-7965-2067-7 .
- ^ Дюкри, с. 104.
- ^ Дюкри, с. 101.
- ^ «Виндонисса, кельтский оппидум / Лагерь римских легионеров / Гражданское поселение» . api3.geo.admin.ch . Федеральное управление гражданской защиты . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ «Гротти, Сплюй, Подвалы: анонимный Felsarchitektur im Maggiatal». ТАЗ . 1997.
- ↑ Список ЮНЕСКО по состоянию на 12 октября 2016 г.
- ^ «Монастырь Святого Галла» . ЮНЕСКО . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Романский стиль на немецком , французском и итальянском языках в онлайн -историческом словаре Швейцарии .
- ^ Флетчер, Банистер (1996). Круикшанк, Дэн (ред.). «История архитектуры сравнительного метода» сэра Банистера Флетчера (20-е изд.). Лондон: Архитектурная пресса. п. 357. ИСБН 0-7506-2267-9 .
- ^ Ярвуд, Дорин (1987). Хронология западной архитектуры . Дуврские публикации. п. 40. ИСБН 0-486-47648-0 .
- ^ Конант, Кеннет Джон (1978). Каролингская и романская архитектура, 800–1200 гг . Издательство Йельского университета. п. 125. ИСБН 0-300-05298-7 .
- ^ Крепости и замки на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Строительство церкви на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Jump up to: а б с Готика на немецком , французском и итальянском языках в онлайн -историческом словаре Швейцарии .
- ^ Эпоха Возрождения на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Барокко на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Helvetische Gesellschaft на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Jump up to: а б Классицизм на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Шале на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Модерн на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Квинт, Николь (27 января 2016 г.). «Швейцарский промышленный город со скрытым стилем» . Welt.de. Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Heimatstil на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Heimatschutz на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Титц 1999 , стр. 6–10.
- ^ Архитектура на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ Schweizerischer Werkbund (SWB) на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ^ «Архитектурная работа Ле Корбюзье: выдающийся вклад в современное движение» . ЮНЕСКО . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Современная швейцарская архитектура» .
- ↑ Universal Lexicon-New Ticino Architecture (на немецком языке), по состоянию на 15 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фермерский дом на немецком , французском и итальянском языках в онлайн- историческом словаре Швейцарии .
- ↑ Дом-музей Балленберга 111 (на немецком языке), по состоянию на 12 октября 2016 г.
- ↑ Музей Балленберга - Восточный Мидллендс (на немецком языке), по состоянию на 12 октября 2016 г.
- ↑ Музей Балленберга - Тичино (на немецком языке), по состоянию на 12 октября 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Титц, Юрген (1999). История архитектуры 20 века . Конеманн. ISBN 3-8290-2045-7 .