Jump to content

Хлыст (декоративное искусство)

Узоры Whiplash в интерьере отеля Tassel в Брюсселе работы Виктора Орты (1893 г.)

Хлыстовая или стиле хлыстовая линия мотив декоративного искусства и дизайна, получивший особую популярность в модерн . Это асимметричная, извилистая линия, часто имеющая декоративную S-образную форму, обычно вдохновленная природными формами, такими как растения и цветы, что предполагает динамизм и движение. [ 1 ] Свое название он получил от тканого панно под названием «Coup de Fouet» («Хлыст») немецкого художника Германа Обриста (1895 г.), на котором были изображены стебли и корни цветка цикламена . Позднее панно было воспроизведено текстильной мастерской Дармштадтской колонии художников .

Завивающиеся линии хлыстовой травмы были смоделированы по образцу природных и растительных форм, в частности, цикламена , ириса , орхидеи , чертополоха , омелы , остролиста , водяной лилии , а также стилизованных линий лебедя , павлина , стрекозы и бабочки . [ 2 ]

В архитектуре, мебели и других декоративных искусствах декор был полностью интегрирован со структурой. Линии хлыста часто переплетались и сочетались с завитками и завитками, создавая поэтические и романтические ассоциации. Женственность и романтизм олицетворяли линии длинных вьющихся волос, переплетающихся с цветами. [ 2 ]

Такие дизайнеры, как Генри ван де Вельде, использовали хлыстовую линию, чтобы создать ощущение напряжения и динамизма. Он писал: «Линия — это сила, подобная другим элементарным силам. Несколько линий, соединенных вместе, но противостоящих друг другу, действуют как присутствие множества сил. [ 3 ]

Среди известных дизайнеров, использовавших хлыстовую линию, были Обри Бердслей , Гектор Гимар , Альфонс Муха и Виктор Орта . В период модерна линия хлыста часто появлялась в дизайне мебели, перилах и других декоративных изделиях из железа, напольной плитке, плакатах и ​​ювелирных изделиях. Это стало настолько распространенным, что критики модерна высмеивали его как «стиль лапши». [ 4 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Извилистые и изогнутые линии формы хлыстовой травмы имеют долгую историю. Они похожи на арабески , используемые, в частности, в исламском искусстве , например, на керамических плитках мечети Самарканда в Средней Азии. Они занимали видное место в богатом декоре стилей рокайль или рококо в начале 18 века. Они были найдены в японских гравюрах Кацусики Хокусая на картины с цветами , которые стали популярны во Франции, как только зародилось движение в стиле модерн, и которые особенно вдохновили Винсента Ван Гога , такие как «Ирисы» (1890). [ 5 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Бельгийский архитектор Виктор Орта был одним из первых, кто ввел кривую кривую в архитектуру в стиле модерн, особенно в лестницах из кованого железа и дополнительных керамических полах и расписных стенах отеля Tassel в Брюсселе (1892–93). Линии были вдохновлены изогнутыми стеблями растений и цветов. Французский архитектор Гектор Гимар также адаптировал изогнутые линии, особенно в воротах, лестнице и внутреннем убранстве замка Беранже в Париже (1894–98), а также в куполах над входами в парижское метро , ​​которые он спроектировал для парижского метро. Всемирная выставка 1900 года . Гимар также широко использовал изогнутую линию на фасаде дома, который он построил для производителя керамики Coilliot в Лилле (1898–1900). [ 6 ]

Другой крупной фигурой, использовавшей форму хлыста, был дизайнер мебели Луи Мажорель , который включил извилистую линию хлыста не только в свою мебель, но также в чугунные лестничные перила и витражи.

Хлыстовая линия в керамике также иногда использовалась для внешней отделки, например, под перистилем во дворе Пти-Пале в Париже, построенном для Парижской универсальной выставки 1900 года. Он также присутствует в изогнутой чугунной лестнице и керамических полах внутри Пти-Пале. Архитектор Жюль Лавирот покрыл фасад нескольких домов в Париже, в частности здания Лавиротта на авеню Рапп, вьющимися керамическими узорами, выполненными керамической фирмой Александра Биго .

Кованое железо и чугун

[ редактировать ]

Использование кованого или чугунного железа в завитках плетеных форм на дверных проемах, балконах и решетках стало одной из ярких особенностей стиля модерн. Архитектор Виктор Орта , который работал над строительством королевских теплиц из железа и стекла в Лакене в Бельгии, был одним из первых, кто создал железные изделия в стиле модерн, за ним быстро последовал Гектор Гимар , чьи железные съедобные изделия для входов в парижское метро стали эмблема стиля.

Графика и живопись

[ редактировать ]

Линия хлыста была особенно популярна в плакатах и ​​графике. В плакатах Альфонса Мухи и Коломана Мозера он часто использовался для изображения женских волос, которые стали центральным мотивом плакатов. После 1900 года линии плетения стали более стильными и абстрактными.

Эта линия также появлялась в декоративных картинах, таких как серия настенных росписей Маргарет Макдональд Макинтош из школы Глазго . Ее картины, особенно декоративные панно «Белая роза» и «Красная роза» (1903 г.), были выставлены в галерее Vienna Secession , где они, возможно, повлияли на декоративные картины Густава Климта во дворце Стоклет , созданные в следующем году.

Мебель и орнамент

[ редактировать ]

Модерн представлял собой комплексную форму декора, в которой использовались все элементы; мебель, лампы, изделия из железа, ковры, фрески и стеклянная посуда должны были быть выдержаны в одном стиле, иначе гармония нарушалась. Виктор Орта, Гектор Гимар, Анри ван де Вельде и другие архитекторы в стиле модерн проектировали стулья, столы, лампы, ковры, керамические гобелены и другую мебель с похожими извилистыми линиями. Линия «хлыста» была призвана показать явный разрыв с эклектичными историческими стилями, которые доминировали в мебели и декоре на протяжении большей части XIX века. Генри Ван де Вельде и Орта, в частности, интегрировали плетеные линии в свою мебель, как в формы столов и столов, в ножки, в ручки медной посуды, так и в перила и лампы, а также в стулья. Прямые углы были практически изгнаны из работ. [ 7 ]

Важную мебельную мастерскую создал во французском городе Нанси Луи Мажорель . Многие модели с линией плетеной линии, вдохновленной кувшинками и другими природными формами, были созданы дизайнерами Majorelle. В Бельгии самым известным дизайнером, использовавшим этот мотив, был Гюстав Серрюрье-Бови . После 1900 года линии плетения стали более простыми и стилизованными. В школе Глазго в Шотландии этот мотив использовался в мебели Чарльзом Ренни Макинтошом , а также в сильно стилизованном стекле и картинах его жены Маргарет Макдональд Макинтош . [ 8 ]

Керамика и стекло

[ редактировать ]

Искусство стекла было средой, в которой модерн нашел новые и разнообразные способы выражения. Интенсивное количество экспериментов привело к обнаружению новых эффектов прозрачности и непрозрачности: в гравюре с камеей , двойными слоями и кислотной гравюре - технике, которая позволяла производить серийное производство. В керамике и стекле хлыстовые линии в основном заимствованы из цветочных и животных форм. После 1900 года они сохранили цветочные мотивы, но стали более простыми и стилизованными.

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Европейские ювелиры очень быстро адаптировали линию плетеных изделий к подвескам и другим украшениям. Бельгийский дизайнер Филипп Вольферс был одним из пионеров этого стиля. Его рисунки показывают, как он тщательно анализировал формы цветов и растений и использовал их в своих украшениях. Его работы часто пересекали границы между скульптурой и декоративным искусством, вдохновленные линиями форм, от стрекоз до летучих мышей и греческих масок. Он изготавливал не только украшения, но и изделия из бронзы, лампы, вазы, изделия из стекла и другие предметы декора, производимые в основном для бельгийской стекольной фабрики Валь Сен-Ламбер . [ 9 ]

В Париже самыми известными дизайнерами ювелирных украшений были Рене Лалик и Фуке . Их дизайнеры широко использовали линию плетения, чтобы подчеркнуть естественные формы, от водопадов до цветов ириса. Другие художники, в том числе Альфонс Муха , представили дизайн ювелирных изделий, включающий линию хлыстовой травмы.

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ «Хлыстовая линия» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 2 января 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 107-108.
  3. ^ Фар-Беккер 2015 , с. 152.
  4. ^ «Хлыстовая линия» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 2 января 2020 г.
  5. ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 14–15.
  6. ^ Дючер 1988 , стр. 200–201.
  7. ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 152–159.
  8. ^ Де Морант 1970 , стр. 445–447.
  9. ^ Фар-Беккер 2015 , стр. l151-152.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN  978-3-8480-0857-5 .
  • Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN  978-2-0813-4383-2 .
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2-8774-7465-8 .
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4f1379c680bdbb452e63fe60c81b61a__1708967340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/1a/c4f1379c680bdbb452e63fe60c81b61a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Whiplash (decorative art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)