Хлыст (декоративное искусство)
Хлыстовая или стиле хлыстовая линия — мотив декоративного искусства и дизайна, получивший особую популярность в модерн . Это асимметричная, извилистая линия, часто имеющая декоративную S-образную форму, обычно вдохновленная природными формами, такими как растения и цветы, что предполагает динамизм и движение. [ 1 ] Свое название он получил от тканого панно под названием «Coup de Fouet» («Хлыст») немецкого художника Германа Обриста (1895 г.), на котором были изображены стебли и корни цветка цикламена . Позднее панно было воспроизведено текстильной мастерской Дармштадтской колонии художников .
Завивающиеся линии хлыстовой травмы были смоделированы по образцу природных и растительных форм, в частности, цикламена , ириса , орхидеи , чертополоха , омелы , остролиста , водяной лилии , а также стилизованных линий лебедя , павлина , стрекозы и бабочки . [ 2 ]
В архитектуре, мебели и других декоративных искусствах декор был полностью интегрирован со структурой. Линии хлыста часто переплетались и сочетались с завитками и завитками, создавая поэтические и романтические ассоциации. Женственность и романтизм олицетворяли линии длинных вьющихся волос, переплетающихся с цветами. [ 2 ]
Такие дизайнеры, как Генри ван де Вельде, использовали хлыстовую линию, чтобы создать ощущение напряжения и динамизма. Он писал: «Линия — это сила, подобная другим элементарным силам. Несколько линий, соединенных вместе, но противостоящих друг другу, действуют как присутствие множества сил. [ 3 ]
Среди известных дизайнеров, использовавших хлыстовую линию, были Обри Бердслей , Гектор Гимар , Альфонс Муха и Виктор Орта . В период модерна линия хлыста часто появлялась в дизайне мебели, перилах и других декоративных изделиях из железа, напольной плитке, плакатах и ювелирных изделиях. Это стало настолько распространенным, что критики модерна высмеивали его как «стиль лапши». [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]Извилистые и изогнутые линии формы хлыстовой травмы имеют долгую историю. Они похожи на арабески , используемые, в частности, в исламском искусстве , например, на керамических плитках мечети Самарканда в Средней Азии. Они занимали видное место в богатом декоре стилей рокайль или рококо в начале 18 века. Они были найдены в японских гравюрах Кацусики Хокусая на картины с цветами , которые стали популярны во Франции, как только зародилось движение в стиле модерн, и которые особенно вдохновили Винсента Ван Гога , такие как «Ирисы» (1890). [ 5 ]
-
Арабески на плитке из Самарканда (15 век).
-
Водопад Кирифуи, автор Кацусика Хокусай (1830–1834).
-
Ирисы Винсента Ван Гога (1890)
-
Дизайн обоев «Морские водоросли» Уильяма Морриса и Дж. Х. Дирла (1890 г.)
-
Украшение титульного листа Обри Бердслея (1890 г.)
-
Тканый узор из хлыстовой травмы с изображением стеблей цветов цикламена работы Германа Обриста (1895 г.)
Архитектура
[ редактировать ]Бельгийский архитектор Виктор Орта был одним из первых, кто ввел кривую кривую в архитектуру в стиле модерн, особенно в лестницах из кованого железа и дополнительных керамических полах и расписных стенах отеля Tassel в Брюсселе (1892–93). Линии были вдохновлены изогнутыми стеблями растений и цветов. Французский архитектор Гектор Гимар также адаптировал изогнутые линии, особенно в воротах, лестнице и внутреннем убранстве замка Беранже в Париже (1894–98), а также в куполах над входами в парижское метро , которые он спроектировал для парижского метро. Всемирная выставка 1900 года . Гимар также широко использовал изогнутую линию на фасаде дома, который он построил для производителя керамики Coilliot в Лилле (1898–1900). [ 6 ]
Другой крупной фигурой, использовавшей форму хлыста, был дизайнер мебели Луи Мажорель , который включил извилистую линию хлыста не только в свою мебель, но также в чугунные лестничные перила и витражи.
Хлыстовая линия в керамике также иногда использовалась для внешней отделки, например, под перистилем во дворе Пти-Пале в Париже, построенном для Парижской универсальной выставки 1900 года. Он также присутствует в изогнутой чугунной лестнице и керамических полах внутри Пти-Пале. Архитектор Жюль Лавирот покрыл фасад нескольких домов в Париже, в частности здания Лавиротта на авеню Рапп, вьющимися керамическими узорами, выполненными керамической фирмой Александра Биго .
-
Фасад Дома Койо в Лилле работы Гимара (1898–1900).
-
Хлыстовая линия на полу галереи Пти-Пале Парижской выставки 1900 года.
-
Вход в здание Лавирот в Париже, Жюль Лавирот
Кованое железо и чугун
[ редактировать ]Использование кованого или чугунного железа в завитках плетеных форм на дверных проемах, балконах и решетках стало одной из ярких особенностей стиля модерн. Архитектор Виктор Орта , который работал над строительством королевских теплиц из железа и стекла в Лакене в Бельгии, был одним из первых, кто создал железные изделия в стиле модерн, за ним быстро последовал Гектор Гимар , чьи железные съедобные изделия для входов в парижское метро стали эмблема стиля.
-
Ворота Ла-Юблотьер, загородный дом Гектора Гимара (1896 г.)
-
Главная лестница замка Беранже работы Гимара (1895–1898 гг.)
-
Лестница в стиле модерн Пти-Пале в Париже (1900 г.)
-
Вход на станцию парижского метро в Буасьере работы Гимара (1900 г.)
-
Чугунный медальон Парижского метро работы Гимара (1900 г.)
-
Входной забор дома Сен-Сир в Брюсселе работы Гюстава Страувена (1901–1903).
-
Входная решетка на вилле Мажорель в Нанси (1901–02).
Графика и живопись
[ редактировать ]Линия хлыста была особенно популярна в плакатах и графике. В плакатах Альфонса Мухи и Коломана Мозера он часто использовался для изображения женских волос, которые стали центральным мотивом плакатов. После 1900 года линии плетения стали более стильными и абстрактными.
Эта линия также появлялась в декоративных картинах, таких как серия настенных росписей Маргарет Макдональд Макинтош из школы Глазго . Ее картины, особенно декоративные панно «Белая роза» и «Красная роза» (1903 г.), были выставлены в галерее Vienna Secession , где они, возможно, повлияли на декоративные картины Густава Климта во дворце Стоклет , созданные в следующем году.
-
Саломея Обри Бердслея (1893)
-
Дизайн Отто Экмана на основе стеблей пшеницы (1895 г.)
-
Плакат Сары Бернар с изображением Альфонса Мухи (1896 г.). Волосы актрисы представляют собой множество хлыстовых линий.
-
Плакат к чаю Анри Менье с поднимающимся паром в виде хлыстовой травмы (1897 г.)
-
Поцелуй Питера Беренса (1898)
-
Иллюстрация из Ver Sacrum Коломана Мозера (1900)
-
Декоративное панно «Белая роза и Красная роза» работы Маргарет Макдональд Макинтош (1903 г.)
-
Подготовительный эскиз Объятия « картины Густава Климта » (1904 г.)
Мебель и орнамент
[ редактировать ]Модерн представлял собой комплексную форму декора, в которой использовались все элементы; мебель, лампы, изделия из железа, ковры, фрески и стеклянная посуда должны были быть выдержаны в одном стиле, иначе гармония нарушалась. Виктор Орта, Гектор Гимар, Анри ван де Вельде и другие архитекторы в стиле модерн проектировали стулья, столы, лампы, ковры, керамические гобелены и другую мебель с похожими извилистыми линиями. Линия «хлыста» была призвана показать явный разрыв с эклектичными историческими стилями, которые доминировали в мебели и декоре на протяжении большей части XIX века. Генри Ван де Вельде и Орта, в частности, интегрировали плетеные линии в свою мебель, как в формы столов и столов, в ножки, в ручки медной посуды, так и в перила и лампы, а также в стулья. Прямые углы были практически изгнаны из работ. [ 7 ]
Важную мебельную мастерскую создал во французском городе Нанси Луи Мажорель . Многие модели с линией плетеной линии, вдохновленной кувшинками и другими природными формами, были созданы дизайнерами Majorelle. В Бельгии самым известным дизайнером, использовавшим этот мотив, был Гюстав Серрюрье-Бови . После 1900 года линии плетения стали более простыми и стилизованными. В школе Глазго в Шотландии этот мотив использовался в мебели Чарльзом Ренни Макинтошом , а также в сильно стилизованном стекле и картинах его жены Маргарет Макдональд Макинтош . [ 8 ]
-
Дизайн интерьера отеля Solvay в Брюсселе Виктора Орты (1898–1900).
-
Эскиз орнамента Орты ( Музей Орта , Брюссель)
-
Шведский стол Гектора Гимара (1899–1900) ( Музей Броана , Берлин)
-
Стол, стул и лампы работы Генри ван де Вельде (1898–99) ( Музей Орсе , Париж)
-
Потолочный светильник Ван де Вельде (1898 г.)
-
Кровать и зеркало работы Гюстава Серрюрье-Бови (1898–99) (Музей Орсе)
-
Стул «Водяная лилия» Луи Мажореля (1900 г.)
-
Кровать Majorelle с линиями, вдохновленными водяной лилией (Музей Орсе)
-
Настенный шкаф Мажореля (конец 19 века) ( Художественный музей Уолтерса , Балтимор )
-
Деталь витрины работы Мажореля (ок. 1910 г.)
-
Стол Эмиля Галле , ок. 1900 (Музей Броана)
-
Сервант Эжена Гайяра (ок. 1900) ( Институт искусств Чикаго )
-
Дизайн фортепиано Чарльза Ренни Макинтоша в его доме любителя искусства
Керамика и стекло
[ редактировать ]Искусство стекла было средой, в которой модерн нашел новые и разнообразные способы выражения. Интенсивное количество экспериментов привело к обнаружению новых эффектов прозрачности и непрозрачности: в гравюре с камеей , двойными слоями и кислотной гравюре - технике, которая позволяла производить серийное производство. В керамике и стекле хлыстовые линии в основном заимствованы из цветочных и животных форм. После 1900 года они сохранили цветочные мотивы, но стали более простыми и стилизованными.
-
«На такой ночной чашке», Эмиль Галле , Франция (1894 г.)
-
Стеклянная ваза Луи Комфорта Тиффани (ок. 1893–1896).
-
Эскиз лиможской керамической вазы Жоржа де Фёра (1903 г.)
-
Стеклянная ваза студии Daum , Нанси (ок. 1910 г.)
-
Окно в дом любителя искусства работы Маргарет Макдональд Макинтош (1901)
-
Керамические парижские фасады архитектора Жюля Лавирота щедро использовали кривые линии.
-
Фарфоровая и бронзовая ваза работы Отто Экмана (1897–1899).
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Европейские ювелиры очень быстро адаптировали линию плетеных изделий к подвескам и другим украшениям. Бельгийский дизайнер Филипп Вольферс был одним из пионеров этого стиля. Его рисунки показывают, как он тщательно анализировал формы цветов и растений и использовал их в своих украшениях. Его работы часто пересекали границы между скульптурой и декоративным искусством, вдохновленные линиями форм, от стрекоз до летучих мышей и греческих масок. Он изготавливал не только украшения, но и изделия из бронзы, лампы, вазы, изделия из стекла и другие предметы декора, производимые в основном для бельгийской стекольной фабрики Валь Сен-Ламбер . [ 9 ]
В Париже самыми известными дизайнерами ювелирных украшений были Рене Лалик и Фуке . Их дизайнеры широко использовали линию плетения, чтобы подчеркнуть естественные формы, от водопадов до цветов ириса. Другие художники, в том числе Альфонс Муха , представили дизайн ювелирных изделий, включающий линию хлыстовой травмы.
-
Дизайнерский рисунок стеблей цветов Филиппа Вольферса (1896 г.)
-
Японский орнамент из лилий работы Вольферса (1898 г.)
-
Plumes de Paon («Павлиньи перья»), пряжка ремня от Wolfers (1898 г.)
-
Корсаж из ирисов от Луи Комфорта Тиффани (ок. 1900 г.)
-
для ювелиров Фуке Дизайн ювелирных изделий Альфонса Мухи (1901 г.)
-
Гребень из рога, золота и бриллиантов работы Рене Лалика (ок. 1902 г.) (Музей Орсе)
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ «Хлыстовая линия» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 107-108.
- ^ Фар-Беккер 2015 , с. 152.
- ^ «Хлыстовая линия» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 14–15.
- ^ Дючер 1988 , стр. 200–201.
- ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 152–159.
- ^ Де Морант 1970 , стр. 445–447.
- ^ Фар-Беккер 2015 , стр. l151-152.
Библиография
[ редактировать ]- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8480-0857-5 .
- Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-0813-4383-2 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-8774-7465-8 .
- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.