Александр Биго
Александр Биго (5 ноября 1862 — 27 апреля 1927) — французский керамист. В первую очередь он был производителем керамики, создавая проекты многих художников и архитекторов французско-бельгийского движения в стиле модерн , в том числе: Жюля Лавирота , Гектора Гимара , Луи Мажореля , Анри Соважа , Анри ван де Вельде , Огюста Перре , Андре Арфвидсона, Анатоля. де Бодо и др.
Биго был преподавателем физики и химии, который заинтересовался керамикой в 1889 году после просмотра китайского фарфора на Всемирной выставке в Париже. Благодаря своим познаниям в химии Биго смог создавать глазури самых разных цветов и отделок. [ 1 ]
Фирма Биго базировалась на улице Rue des Petites Ecuries в Париже, а в 1889 году он также создал керамическую фабрику в Мере, на которой работало до 150 человек. Зигфрид Бинг , немецкий арт-дилер в Париже, выставлял, среди прочего, работы Биго и был ответственным за представление стиля модерн. Парижская фирма Биго закрылась в 1914 году из-за падения популярности стиля модерн. [ 1 ]
Ранняя жизнь и открытие керамики
[ редактировать ]
Александр Биго получил научное образование, прежде чем в конечном итоге преуспел в искусстве. он получил степень по физике . В 1884 году [ 2 ] Он также имел докторскую степень по химии и с самого начала интересовался созданием эмалей, напоминающих натуральные драгоценные камни. [ 3 ] После непродолжительного пребывания в студии Поля Бейера (1873-1945) в Швейцарии и осознания ограничений, налагаемых на создание лаборатории в Париже, в 1889 году Биго установил свою первую печь в Оне, своем родном городе (сегодня он называется Ольне , ныне район в черте города Мер . [ 4 ] [ 3 ] В том же году он стал одним из многих художников своего поколения, которых привлекли восточные керамические изделия, которые они увидели на Всемирной выставке 1889 года в Париже . [ 5 ] Среди современников Биго, видевших эти образцы, был Жан-Жозеф Карриес, который, как и Биго, имел собственную студию и занимался исследованиями в области керамики, знания, которые он начал совершенствовать при встрече с Биго. [ 6 ] Два художника начали переписку на эту тему, и Биго чрезвычайно заинтересовался работами Карриеса. [ 7 ] Знания Биго в области химии позволили ему стать советником Эрнеста Шаплета по его скульптуре и Каррие, а также сотрудничать с химиком Анри Ле Шателье . [ 5 ] Что касается практической стороны (токарная обработка и моделирование), он воспользовался советами Рафаэля Тессье (1860–1937). [ 4 ]
Карьера в керамике
[ редактировать ]

В 1894 году Биго впервые представил свои произведения в Салоне Национального общества изящных искусств. В керамике применялась простая форма, орнаментированная матовой эмалью оттенков желтого, зеленого, коричневого, часто с эффектом кристаллизации. В 1895 году он участвовал в первой экспозиции «Дома в стиле модерн» Зигфрида Бинга, которая и дала название стилю. [ 8 ]
1897 год стал переломным. Архитектурная керамика достигла апогея своей популярности, и Биго воспользовался возможностью основать собственную компанию A. Bigot et Cie . Это предприятие, на котором работало до 150 рабочих и насчитывало 10 промышленных печей, производило множество безделушек, ваз и сосудов, которые выставлялись в его магазине, который он перенес в Париже с улицы д'Ассас на улицу Петит-Экюри.
Таким образом, наряду с Эмилем Мюллером Биго стал главной фигурой в области архитектурной керамики во Франции, а с 1898 года он работал над объединением керамики с фасадами из железобетона. Этот архитектурный выход косвенно объясняет членство его компании в Союзе архитекторов, а также смягчение городских правил 1882 года, которые благоприятствовали появлению выступающих элементов, таких как эркеры, которые нарушали единообразие фасадов. .
Сотрудничество с Гектором Гимаром в конце десятилетия положило начало славе Биго в области архитектурной керамики. До этого его работа в основном ограничивалась банями и ресторанами. Но в 1898 году Кастель Беранже Гимара стал манифестом ар-нуво в архитектуре, а его керамика была заказана Биго, который украсил фасад живописными деталями и покрыл входной переход высокопластичными формованными панелями, призванными создать атмосферу грота. Таким образом, этот материал стал символом нового стиля до упадка модерна примерно в 1910 году.
Работа Биго была награждена Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он сотрудничал с Полем Жувом и Рене Бине над главным входом на Елисейских полях . Ансамбль створок, охватывающих большую арку ворот, спроектированный Бине, был украшен двумя наложенными фризами, выполненными из разноцветной керамики. Выше представлен триумф работы скульптора Эмиля Мюллера по модели Анатоля Гийо; тот, что ниже, представлял собой набор животных в ассирийском стиле работы Жува и Биго.
Сотрудничество с Жюлем Лавироттом
[ редактировать ]
Начиная с 1900 года, заказы Биго увеличились, когда он нашел архитектора, с которым он мог продемонстрировать свой талант: Жюля Лавирота. Последний был дизайнером в стиле модерн, исповедовавшим эклектизм с ярко выраженным вкусом к смелым орнаментам и в то время столь же известным, как Гимар. Биго сначала работал над зданием на улице Седилло, 12, в котором его участие все еще было ограничено (несколько керамических балясин). Затем он работал над домом Рапп, 3, зданием, над которым Лавиротт отпустил его с эклектизмом, который был гораздо менее сдержанным, чем предыдущий. Именно там он воплотил в жизнь эти потрясающие перемычки с подвесными головками и украшение лестницы фигурой младенца наяды.

Многоквартирный дом на авеню Рапп, 29, построенный в 1901 году, был поистине тем сооружением, которое лучше всего соединило таланты Биго и Лавиротта. В эпоху развития бетона они искали замену, сопоставимый материал для обычно используемой облицовки из тесаного камня, поскольку последняя была тяжелой и обременительной. Венцом современности в Англии и США было использование керамики в качестве облицовки, но идея пришла во Францию позже. Первым, кто экспериментировал с этим во Франции, был Франсуа Эннебик (изобретатель системы железобетона Hennebique ) для штаб-квартиры своей компании в 1898 году. Фактически, когда было построено здание по адресу авеню Рапп, 29, использование керамики в качестве облицовки все еще было новинка. Эта конструкция стала плодом сотрудничества Лавиротта, Биго и Коттансена, изобретателя процесса строительства из железобетона с использованием очень тонкого скелетного каркаса. Здание было экспериментальным и, вероятно, финансировалось самими тремя мужчинами, которые видели в нем демонстрацию своих талантов. Целью Биго при строительстве было показать, что керамика может заменить каменную кладку, и для этого он прибегнул к каркасу, полностью изготовленному из железобетона. Хитрость заключалась в утяжеленных полых кусках бетона и арматурных стержнях, гарантирующих прочность ансамбля. затем здание было покрыто керамическими плитами, имитирующими традиционное производство из резного камня. Желая продемонстрировать таланты ремесленника, Биго изготовил голову женщины, возвышающуюся над главным входом, не создавая формы, обжигая оригинальную работу Жана-Батиста Ларриве прямо в печи. Это здание служило манифестом техники, и в последующие годы ему копировали, окончательно закрепив репутацию Биго.
То же трио (Биго, Лавирот и Коттансен) воссоединилось в 1903 году для жилого дома на авеню де Ваграм, 34, также известного как «Керамический отель» и также полностью облицованного керамикой. Скульптуры были выполнены Камиллой Алафилиппом. Он получил главный приз на Парижском конкурсе фасадов в 1905 году. Однако жюри конкурса заявило:
«Основной интерес в этом доме — использование кирпича и эмалированного фаянса, который покрывает конструкцию от подвала до вершины. Архитектор демонстрирует прохожим ансамбль, цвет которого гармоничен, но каркас менее сложен. приятное, как будто созданное для того, чтобы бросить вызов самой свободной эстетике. Жюри, объявляя автора фасада победителем, зациклилось на вопросе о большей свободе. Не следует вообще рассматривать свое решение как поощрение зверских форм. архитектуры... декор из майолики может придать материальную форму счастливым эффектам, без которых пришлось бы прибегать к решениям, мало согласующимся с гением нашего французского искусства, самые красивые произведения которого характеризуются простотой. и логическое здравомыслие».
В 1914 году Биго передал руководство компанией Bigot et Cie Камилле Алафилиппу, чтобы тот стал техническим консультантом в керамической промышленности. В межвоенный период около тридцати сотрудников завода производили в основном трубопроводы для канало-дренажной промышленности.
Фанатик и скульптура
[ редактировать ]
В конце девятнадцатого века в скульптуре доминировал всеобъемлющий интерес к полихромии. Таким образом, керамика стала играть значительную роль в этой области, заменив фаянс, что особенно заметно в Салонах 1896, 1897 и 1899 годов, где были представлены многочисленные работы, выполненные из этого материала. Художники были в восторге от этого поворота, в первую очередь Александр Фальгьер , который хвастался своей работой La Sortie de l'École («Выход из школы»): «Понимаете, это потрясающе, ни трещины, ни небольшой деформации. Это моя собственная работа. , когда он покинул мои руки, с порезами, сделанными моим большим пальцем и меньшим количеством режущего инструмента! И как прекрасна бронза, более искренняя, менее грустная и приятная. Главными действующими лицами в этом новом развитии являются студии Эмиля. Мюллер и Александр Биго, а также величайшие имена в скульптуре проповедуют эту технику: Фальгьер, Мерси, Кутан, Фагель, Маркест, Буше, Рингель, Инжальбер, Рош, Бурдель, Роден...»
Мы мало знаем о связях между Роденом и Биго. Роден очень интересовался керамикой и японским искусством , которое он впервые представил на выставках в магазине Бинга и работал с такими керамистами, как Эрнест Шапеле, Эдомон Лашеналь, Поль Жанени и Жан Карриес. Карьес был общим другом Биго и Родена. Единственное письмо, подписанное Биго, хранится в Музее Родена и представляет собой просто поздравительную записку со стороны Биго. Тем не менее кажется, что Роден был хорошо известен в семье Биго, поскольку между ними было обменяно восемью картами. Однако, хотя Роден не оставил никаких следов своей работы с Биго, этого нельзя было сказать о его ученике Антуане Бурделе. последний чрезвычайно интересовался новыми разработками в области керамики в начале века и создавал слепки своих произведений из фарфора и керамики. Что касается керамики, Бурдель обратился к Биго и отлил его дошедшие до нас работы, в том числе серию работ под названием «Le Baiser» («Поцелуй»), «Афродита» и «Спящий младенец».
Камиль Алафилипп, вдохновленный возможностями керамики во время своего пребывания на вилле Медичи в Риме в 1901 году, в 1908 году создал La Femme au Singe (Женщина с обезьяной). Она состоит из смелого сочетания элементов позолоченной бронзы (голова и руки). ) и пластин из эмалированной керамики, закрепленных на деревянной и железной конструкции, скрепленной глиняным раствором, со швами, выполненными из цветного гипса. Вполне вероятно, что работа была выполнена в студии Биго, поскольку подпись не очевидна, и, более того, Алафилипп уже сотрудничал с Биго в отеле Ceramic Hôtel в 1903 году, а в 1914 году он возьмет на себя управление A. Bigot & Cie.
Избранные работы
[ редактировать ]Кастель Беранже, 1894–1895 гг.
[ редактировать ]Архитектор: Эктор Гимар
Парижская выставка 1900 года.
[ редактировать ]Биго изготовил по эскизам Рене Бине главные ворота Парижской выставки 1900 года. [ 9 ] Работы Биго были полностью приобретены Йене Радишичом, директором Будапештского музея прикладного искусства , и оставались в магазине до 2013 года, когда большая часть их была выставлена в музее.
Авеню Рапп № 29, 1901 г.
[ редактировать ]Здание Лавиротта , спроектированное Жюлем Лавироттом, Avenue Rapp no. 29. Париж был резиденцией Александра Биго.
В 1901 году проект Жюля Лавирота выиграл муниципальный конкурс как лучший за год. Его необычный портал является высшим проявлением изобилия стиля модерн. Резные элементы представляют собой центральный бюст женщины с распущенными волосами, уравновешенный возвышающимися над боками резными обнаженными фигурами. [ 10 ]
Рю д'Абвиль, № 14, 1901 г.
[ редактировать ]Архитекторы: Александр и Эдуард Отант.
Авеню Де Ваграм № 34 (Керамический отель), 1904 год.
[ редактировать ]Это железобетонное здание, построенное Жюлем Лавироттом, получило прозвище «Керамический отель» из-за его застекленного фаянсового фасада, созданного Александром Биго и созданного [Камилем Алафилиппом]. Эта резиденция, олицетворяющая чувственный стиль Парижа начала века в стиле ар-нуво, получила городскую премию за лучший фасад 1905 года. [ 11 ]
Святой Иоанн Монмартр
[ редактировать ]Архитектор: Анатоль де Бодо.
Рю Франклин, № 25, 1904 г.
[ редактировать ]Архитектор: Огюст Перре
Рю Кампань-Премьер № 31, 1911 г.
[ редактировать ]Архитектор: Андре Арфидсон
Керамические детали придают этому промышленному фасаду очарование и помогли архитектору получить награду за фасад в 1911 году от города Парижа. Плитка из песчаника, выполненная керамистом Александром Биго, покрывает этот железобетонный дуплекс из двадцати мастерских с жилыми домами. Трехмерные цветочные элементы добавляют геометрический узор на опорах и по краям окон. [ 12 ]
Меньшие работы
[ редактировать ]-
Керамическая плитка Александра Биго, улица Мадемуазель, Париж.
-
Фрагмент улицы Мадемуазель
-
Фрагмент улицы Мадемуазель
Патенты США
[ редактировать ]Патент № 838496. Заявка подана: 17 февраля 1903 г. Запатентована: 11 декабря 1906 г. Ссылка
- Процесс изготовления глазурованной или эмалированной керамической посуды.
Патент № 1497084. Заявка подана: 6 октября 1920 г. Запатентована: 10 июня 1924 г. Ссылка
- Сушильная камера для производства керамической посуды.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тернер 1996, с. 47-8
- ^ «Александр Биго, керамист» . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография Александра Биго, написанная Элен Бедаг - Клуб коллекционеров керамики» . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Б, Тьерри. «Александр Биго – Керамика в стиле модерн» . Блог Тьерри Б. (на французском языке) . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «По следам Александра Биго, керамиста с улиц Парижа». Арт-файл (на французском языке). 259 (Полихромная скульптура): 76–79. Май 2018.
- ^ Энциклопедия искусства (на французском языке). Париж, Франция: Универсальный французский книжный магазин. 1991.стр. 186–187. ISBN 2-253-05303-1 .
- ^ Симиер и др. 2007 , с. 74, 90.
- ^ Арлетт Барре-Деспонд (1996). Международный словарь прикладного искусства и дизайна (на французском языке). Париж: Éditions du Regard . ISBN 2-84105-024-6 .
- ^ Мэдсен 1967, с. 116
- ^ Боррус 2003, с. 254-255
- ^ Боррус 2003, с. 294-5
- ^ Боррус 2003, с. 433
Ссылки
[ редактировать ]- Боррус, Кэти, Тысяча зданий Парижа , 2003, Black Dog & Leventhal Publishers, Inc.
- Мэдсен, Стефан Чуди, модерн , 1967 год.
- Симиер, Амели, изд. (2007). Жан Карье, 1855–1894: дело странное: 11 октября 2007 г. – 27 января 2008 г. Париж: Париж-Музеи. ISBN 978-2-35039-039-0 .
- Тернер, Джейн (редактор), Художественный словарь , 1996, Macmillan Publishers Limited.
Внешние ссылки
[ редактировать ]