Анри Соваж
Анри Соваж | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 10 мая 1873 г. |
Умер | 21 марта 1932 г. | ( 58 лет
Альма-матер | Национальная школа изящных искусств |
Занятие | Архитектор |
Награды | Рыцарь Почетного легиона |
Здания | Самаритянка , Вилла Мажорель. |
Анри Соваж (10 мая 1873, Руан — 21 марта 1932, Париж) — французский архитектор и дизайнер начала 20 века. Он был одним из самых важных архитекторов французского модерна , ар-деко и начала архитектурного модернизма . Он также был пионером в строительстве общественных жилых домов в Париже. Его основные работы включают в себя виллу Мажорель в стиле модерн в Нанси, Франция , и здание в стиле ар-деко La Samaritaine универмага в Париже.
Обучение и начало карьеры
[ редактировать ]Анри Соваж изучал архитектуру в Высшей национальной школе изящных искусств с 1892 по 1903 год на курсе Жана-Луи Паскаля , но бросил школу, не получив диплома, и назвал себя архитектурным самоучкой. Он общался и подружился со многими ведущими фигурами новых движений в архитектуре и декоративном искусстве, в том числе с архитектором-рационалистом Францем Журденом (1847-1935), дизайнером мебели Луи Мажорелем (1859-1926), художником и дизайнером мебели Франциском. Журден (сын Франца Журдена), архитекторы Гектор Гимар и Огюст Перре .
Sauvage впервые добился признания, создавая украшения в стиле модерн . Примерно в 1895 году он спроектировал магазин для фирмы по внутренней отделке и обоев своего отца Анри-Альбера Соважа и своего партнера Александра-Амеде Жолли, который располагался на улице Роан, 3 в 1-м округе (позже снесен). Фирма Jolly and Sauvage получила множество заказов на обои от архитекторов в стиле модерн; он сделал обои для первого здания Эктора Гимара в стиле модерн, Кастель Беранже . [ 1 ] Работая с фирмой своего отца, он изготавливал трафареты , затем мебель и другие предметы декора, сотрудничая с Луи Мажорелем .
Модерн
[ редактировать ]-
Частная столовая в Café de Paris, сейчас находится в музее Карнавале (1899 г.)
-
Керамический декор на фасаде виллы Мажорель.
В 1897 году Соваж отправился в Брюссель, где работал с архитектором Полем Сентенуа , одним из пионеров стиля модерн . Он также видел и изучал работы архитектора-рационалиста Пола Ханкара . Время, проведенное Соважем в Брюсселе, изменило его представления об архитектуре, так же, как двумя годами ранее Эктор Гимар был вдохновлен отелем Tassel в стиле модерн, спроектированным Виктором Ортой в Брюсселе. [ 2 ] В 1898 году Соваж женился на Мари-Луизе Карпентер, дочери дизайнера мебели и скульптора Александра Шарпантье . [ 3 ] В том же году вместе с Шарлем Саразеном он основал собственную архитектурную фирму и стал членом Национального общества изящных искусств , где регулярно выставлял свои декоративные работы.
В 1898 году он получил заказ от дизайнера мебели Луи Мажореля на строительство виллы в стиле модерн в городе Нанси, расположенной недалеко от новых мебельных мастерских, которые строил Мажорель. Построенная в 1902 году вилла Мажорель привлекла к молодому архитектору международное внимание. [ 4 ] В 1899 году Сэвидж создал два частных обеденных зала в стиле модерн для знаменитого ресторана Café de Paris после трех салонов, которые Мажорель создала годом ранее. Позже ресторан снесли, но лиловый салон воссоздали в Карнавале Музее истории Парижа .
На Всемирной выставке в Париже 1900 года Соваж спроектировал театр для американской танцовщицы Лои Фуллер , работая в сотрудничестве с Пьером Рошем , Фрэнсисом Журденом и художником-керамистом Александром Биго ; театр «Парижский Гиньоль»; выставочный стенд фирмы его отца Jolly fils et Sauvage; электростанция, производившая электроэнергию для выставки, а также входы в стиле модерн на Уличную экспозицию, организованную Францем Журденом . Он также сделал несколько нереализованных проектов буфета, декоративных мачт; павильон для фирмы Луи Мажореля и еще один для журнала La Mode Pratique. [ 5 ]
Недорогое жилье и торговая галерея
[ редактировать ]-
Недорогой жилой дом на улице Третень, 7, 18 округ, (1903–1904 гг.)
-
Подъезд на улице Третень, 7.
-
Фасад улицы Третень, 7
-
Cité de l'Argentine, авеню Виктора Гюго, 111, объединяющий апартаменты и торговую галерею (1911 г.)
-
Город Аргентины, авеню Виктора Гюго, 111, 16 округ (1911 г.)
В 1903 году он сделал свое первое предприятие по проектированию экономичных многоквартирных домов и государственного жилья. Он и Саразин основали компанию Société anonyme de logements hygiéniques à bon Marché (Компания по производству гигиеничного и недорогого жилья). Сотрудничество продолжалось до 1916 года. [ 6 ] Он спроектировал и построил для компании шесть зданий. Наиболее примечательные из них находятся на улице Третень, 7, в 18-м округе, построенные в 1903-04 годах, и на бульваре Лопиталь, 163, в 13-м округе, построенном в 1908 году. Оба здания имеют железобетонный каркас, который явно выражен снаружи; Пространства на фасаде между бетонными рамами заполнены кирпичом на улице Третень и песчаником на бульваре Лопиталь.
В дополнение к этим двум зданиям, созданным его компанией, он также спроектировал и построил несколько HBM, или Habitations à bon Marché , в которых использовались менее дорогие строительные материалы. Они находятся на улице Северо, 20 в 14 округе (1905 г.). улица де ла Шин, 1 в 20-м округе (1907 г.), улица Фердинанд-Флокон, 1 в 18-м округе Парижа (1912 г.) и одна в портовом городе Гавр , на улице Жан-Масе, 26 (1911 г.). Во всех этих зданиях он следовал принципам рационального и гигиеничного дизайна, выраженным в трудах Эжена Виолле-ле-Дюка . Соваж и его современник Огюст Перре Соваж были первыми архитекторами во Франции, которые использовали железобетон в жилых зданиях не просто как средство строительства, но и ради его архитектурного эффекта. Получившиеся в результате здания, особенно здание на улице Третень, 7, были более строгими, чем предыдущие здания, но своей простотой, функциональностью и модульностью они создавали мощный монументальный эффект. Этот стиль вскоре был использован другими архитекторами, проектирующими HBM в Париже. [ 7 ]
В 1911 году Соваж и Саразин построили новый жилой дом в 16-м округе, первый этаж которого имел необычную особенность; торговая галерея из железа и стекла Cité d'Argentine, обновленная версия Пассажей конца 18 - начала 19 века.
Ступенчатый жилой дом
[ редактировать ]-
Доходный дом на улице Вавен, 26, 6-й округ Парижа (1912–1914 гг.)
-
Деталь улицы Вавин, 26
-
жилой дом и общественный бассейн на улице де Амиро, 13, 18 округ, Париж (1922–1927)
-
Вход в бассейн на улице Адмиро, 13 (1922–1927 гг.)
После долгих исследований способов обеспечить больше света и воздуха в многоквартирных домах в ходе строительства жилья для малообеспеченных слоев населения Соваж изобрел инновационный подход к проблеме; начиная с 1909 года он начал проектировать здания, в которых верхние этажи представляли собой ступени, каждая из которых была отодвинута назад, оставляя место для террасы. Он и его партнер Чарльз Саразин запатентовали эту идею в 1912 году. [ 8 ] Однако он применил эту систему только в двух зданиях; на улице Вавен, 26 в 6-м округе и в многоквартирном доме на улице Де Амиро, 13. (1913-1930). Фасады обоих зданий были полностью покрыты белой керамической плиткой производства Ипполита Буленжера и компании. Третье ступенчатое здание для HBM было предложено на холме Монмартра, но от него отказались.
Ступенчатые здания имели исключительно современную концепцию, уменьшали скопление людей, создавали пространство и позволяли арендаторам иметь собственные сады; блестящая белая керамическая плитка придавала зданиям чистый и современный вид. Эти идеи позже принесли Соважу признание архитектурного критика Х.Р. Хичкока как одного из пионеров модернистской архитектуры. [ 9 ] Однако из-за террас они уступали большое количество арендуемых площадей как снаружи, так и внутри, где не было окон, и не считались экономически выгодными. Соваж надеялся, что с его новым проектом можно будет разрешить строительство более высоких зданий, но город отказался изменить ограничения по высоте. Соваж решил проблему наполнения внутреннего пространства, разместив собственный офис внутри здания на улице Вавен и муниципальный бассейн внутри здания на улице Амиро. [ 10 ] Хотя при жизни Соважа было построено несколько ступенчатых зданий, они оказали важное влияние на парижских архитекторов между 1950 и 1980 годами, проекты зданий в Париже между 1950 и 1980 годами, в том числе Жоржа Кандилиса , Жана Балладюра, Мишеля Андро, Пьера Парата и Жана Реноди. , который использовал подобные конструкции в гораздо более крупных зданиях.
Арт Деко
[ редактировать ]-
Здание Мажореля на улице Прованс, 126 (8-й округ), построенное для Луи Мажореля (1912-1914).
-
Кинотеатр MK2 Gambetta на улице Бельгран, 4, 20 округ, Париж (1920).
-
Здание студии, улица Жан де ла Фонтен, 65, 16 округ, Париж (1926–28).
-
Vert Galant, жилой дом в стиле ар-деко на набережной Орфевр, 42, Париж, рядом с площадью Дофин и Дворцом правосудия (1929–1932).
Хотя он был известен своей функциональной архитектурой, он также был новатором в декорировании. Будучи членом Осеннего салона — общества художников, основанного в 1903 году по инициативе Франца Журдена , Анри Соваж был тесно связан с ведущими художниками своего времени. Он также был одним из первых художников своего поколения, осознавших конец эпохи модерна , от которой он отказался в 1909 году. В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, Соваж построил для Луи Мажореля новое здание , которое позже стало известный как ар-деко , что делает его, наряду с Огюстом Перре , одним из пионеров этого стиля. Он расположен на улице Рю де Прованс, 124–126 и отличается простотой и сдержанным декором нового стиля. Соваж активно участвовал в Выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году, которая дала название ар-деко. Разносторонний архитектор спроектировал Павильон Примавера (в сотрудничестве с архитектором Жоржем Выбо и фирмой Peyret Fréres); Тунисский базар, Панорама Северной Африки, Галерея Константина, галерея магазинов; и электрический трансформатор, разработанный вместе с его невесткой, скульптором Зеттой Сэвидж. [ 11 ] За вклад в выставку он был награжден Орденом Почетного легиона в 1926 году.
В 1920-х годах Соваж прекратил сотрудничество с Шарлем Саразином и подтвердил свой статус пионера стиля ар-деко. Он спроектировал два кинотеатра в Париже; Севр на улице Севр, 80 в 7-м округе, построенный в 1920 году и разрушенный в 1975 году; и дворец Гамбетта на улице Бельгран, 6, в 20-м округе, построенный в 1920 году. Интерьер этого театра в стиле ар-деко был переделан в кинотеатр, а входы изменены, но фасад сохранился в своем первоначальном виде. Другие работы в Париже включали жилой дом на бульваре Распай, 137 (1922 г.), рядом с одним из его более ранних зданий на улице Вавен, 26; Номера 4 и 6, авеню Сюлли-Прюдом в 7-м округе, здание, увенчанное скульптурным декором Франсуа Помпона ; а в 1924 году - здание на бульваре Распай, 14-16 в Париже в 7-м округе; здание на улице Божон, 22–24, Париж, 18 округ; на улице де ла Помп, 42 в 16 округе; и на авеню Дюкен, 50 и на улице Эбле, 12 в 7-м округе. В 1926 году он построил жилой дом на бульваре Распай, 19 в 7-м округе, а также жилой дом на бульваре Майо, 8-бис в Париже в 1926 году. Нейи-сюр-Сен .
В 1927 году он завершил строительство здания-студии, роскошного жилого дома с двухуровневыми квартирами, расположенного на улице Жан-де-ла-Фонтен, 65 в 16-м округе, который был полностью покрыт керамической плиткой фирмы Gentil & Bourdet; разноцветная плитка, обращенная на улицу, и блестящая белая плитка, обращенная во двор. Здание-студия было его ответом на проект Ле Корбюзье 1922 года , состоявший из 120 вилл, расположенных друг на друге. Свое название он взял от знаменитого здания мастерских художников, построенного Ричардом Моррисом Хантом в Нью-Йорке в 1857 году.
С 1927 по 1931 год он построил два офисных здания на улице Сен-Марк, 8 и 10 во 2-м округе. В 1928 году он также завершил строительство здания на улице Шеффер, 28 в 16-м округе. С 1929 по 1932 год он построил семиэтажный жилой дом в стиле ар-деко под названием Vert-Galant на набережной Орфевр, 42, рядом с исторической площадью Дофина и Дворцом правосудия, что вызвало резкую реакцию защитников исторического наследия. [ 12 ] Помимо своих работ в Париже, в 1925 году Соваж построил виллу для Жана Аллада в Комб-ла-Виль , а в 1926 году — две виллы в рационалистическом стиле, одну для себя — Сен-Мартен-ла-Гаренн в Ивелине. Департамент и резиденция Жюльена Рейнака на вилле Мадрид, 11 в Нейи-сюр-Сен , в пригороде Парижа.
Самаритянка и Декре
[ редактировать ]-
Универмаг La Samaritaine , Париж (1926–1928).
-
Деталь Самаритянки (1928)
-
Самаритянин, дом 2 (1928 г.)
-
Дом 3 Самаритэна (1930 г.)
-
Универмаг Decre в Нанте (1931 г.)
В 1930 году Соваж приступил к своему последнему крупному проекту — расширению универмага La Samaritaine , городской достопримечательности в центре города рядом с Сеной. Более раннее здание было построено между 1903 и 1910 годами его давним другом и соратником Францем Журденом . Реконструируя и расширяя магазин, Соваж сохранил многие элементы стиля модерн и украшения более раннего здания, одновременно сделав новую достопримечательность Парижа в стиле ар-деко. Он работал над зданием с 1925 по 1928 год, а в 1930 году построил третье здание магазина. [ 13 ]
В 1931 году, также в сотрудничестве с Журденом, Sauvage построил второй универмаг под названием Decré на улице Мулон в городе Нант . В обоих проектах Соваж использовал свой собственный опыт и эксперименты со сборными конструкциями, чтобы строить очень быстро. После получения разрешений и закладки фундамента магазин в Нанте был построен всего за 97 дней. Он был разрушен бомбардировками во время войны в 1943 году, но восстановлен в 1949 году.
Фасады нового Samaritaine позволили Соважу в монументальном масштабе практиковать методы, которые он раньше мог использовать только в дорогих небольших зданиях для частных клиентов; Огромные стены окон, наполненные светом, сделали магазин яркой достопримечательностью нового стиля в самом сердце исторического Парижа. [ 14 ] [ 15 ]
С 1929 по 1931 год он преподавал архитектуру в Высшей национальной школе декоративного искусства . Многие из его ранних работ в стиле модерн были уничтожены, а другие, в том числе вилла Марко в Компьене , находятся в плохом состоянии. Начиная с 1975 года его основные произведения были отнесены Министерством культуры к историческим памятникам. Двадцать мраморных мозаик, выполненных по мотивам мультфильмов Соважа, украшают в стиле ар-деко вестибюль Библиотеки Карнеги в Реймсе . [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Арт-деко в Париже
- Concours de façades de la ville de Paris, одним из победителей которого он стал в 1926 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Х. Гимар, Le Castel Béranger - Работа Гектора Гимара (1894-1898) , Париж, Librairie Rouam et Cie, 1898.
- ^ Ф. Тьебо (реж.), Гимар , Париж, Музей Орсе/Воссоединение национальных музеев, 1992.
- ^ О его связи с Шарпантье см. Э. Эран (реж.), Александр Шарпантье (1856–1909). Натурализм и модерн , каталог выставки, Париж, Музей Орсе/Николя Шодэн, 2008.
- ^ Л.-Ч. Буало, «Погоня – Вилла Мажорель», L’Architecture , № 40, 5 октября 1901 г., с. 342-348. Ф. Журден, «Вилла Мажорель в Нанси», «Художница Лотарингии» , № 16, 15 августа 1902 г., стр. 242-250.
- ^ Французская Республика, Министерство торговли, промышленности, почты и телеграфа, Международная универсальная выставка 1900 года в Париже - Общий административный и технический отчет , г-на Альфреда Пикара, члена Института, президента секции Государственного совета, генерального комиссара. , Париж, Imprimerie Nationale, 1902–1903, 8 томов.
- ^ Десять лет борьбы с трущобами. Работа Анонимного общества гигиенических логов в Бон-Марше , Париж (ок. 1911 г.). Архивы Анри Соважа, Архивный центр архитекторов XIX века.
- ^ Пуассон 2009 , с. 319.
- ^ Ф. Лойе, Х. Гене, Анри Соваж, многоярусные здания , Париж/Льеж, IFA/Мардага, 1987.
- ^ Х.-Р. Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века , [1958], Брюссель, Мардага, 1981.
- ^ Ж.-Б. Миннарт, «Аллегория ступенчатой строительной системы», в книге Алена Гиё и Жана Детье (реж.), «Город, искусство и архитектура в Европе 1870–1993 » , каталог выставки, Париж, Центр Жоржа Помпиду, 1994. , с. 198. Ж.-Б. Миннар, Анри Соваж (1873-1932) – Проекты и архитектура в Париже , каталог выставки в Парижском архиве, тематический выпуск Colonnes (Французский институт архитектуры), № 6, сентябрь 1994 г.
- ^ М. Кретьен-Лаланн, «Прогулка скептика по выставке современного декоративного и промышленного искусства», L'Architecture , 25 апреля 1925 г., стр. 105-114. А. Гуассо, «Выставка декоративного искусства», La Construction Moderne , 3 мая 1925 г., с. 361-371.
- ^ Г. Морис, «Immeuble du Vert-Galant quai des Orfèvres М. Соважа, архитектора», L'Architecture , № 10, 15 октября 1933 г., стр. 337-344. «Хроника вандализма (продолжение). Французские памятники в опасности. Семь этажей, чтобы опозорить место», Бюллетень древнего и современного искусства , ноябрь 1932 г., с. 331.
- ^ Л. Эсканде, «Великие произведения самаритянина», La Technique des Travaux , декабрь 1933 г.
- ^ Дж. Дуикер, «Анри Соваж», De 8 en Opbouw (Pays-Bas), № 11, 26 мая, с. 103-108.
- ^ С. Гидион, Строительство во Франции, железобетон , Лейпциг, Берлин, Клинкхардт и Бирманн, 1928, трад. Construire en France enfer en béton , Париж, Éditions de la Villette, 2000.
- ^ Реймсская библиотека. «Больше информации о Библиотеке Карнеги и ее истории» (на французском языке). Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. Проверено 3 апреля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Слива, Джайлз (2014). Архитектура Парижа эпохи Прекрасной эпохи . Париграмма. ISBN 978-2-84096-800-9 .
- Пуассон, Мишель (2009). 1000 зданий и памятников Парижа . Париграмма. ISBN 978-2-84096-539-8 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
