Арт-деко в Париже
Вверху: ширма «Оазис » в стиле ар-деко из меди и стали работы Эдгара Брандта (1925 г.); В центре: жилой дом Пьера Пату в стиле «Океанский лайнер» (1935 г.); Внизу: Дворец Шайо (1937 г.). | |
Годы активности | 1910–1939 |
---|
Движение в архитектуре и дизайне ар -деко появилось в Париже примерно в 1910–1912 годах и продолжалось до начала Второй мировой войны в 1939 году. Оно получило свое название от Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства, проходившей в Париже в 1925 году. характеризовался смелыми геометрическими формами, яркими цветами и сильно стилизованным декором и символизировал современность и роскошь. Архитектура, скульптура и декор в стиле ар-деко достигли своего пика на Международной выставке искусств и технологий в современной жизни в 1939 году , а также в кинотеатрах, универмагах и других общественных зданиях. Он также был представлен в работах парижских ювелиров, художников-графиков, мастеров мебели и ювелиров, а также в дизайне стекла и металла. Многие достопримечательности ар-деко, в том числе Театр Елисейских полей и Дворец Шайо , можно увидеть сегодня в Париже.
Происхождение
[ редактировать ]Арт-деко стал результатом длительной кампании французских художников-декораторов за получение равного статуса с создателями картин и скульптур. Термин «декоративное искусство» был изобретен в 1875 году, чтобы дать дизайнерам мебели, текстиля и других украшений официальный статус. Société des Artistes Decorateurs (Общество художников-декораторов), или SAD, было основано в 1901 году, и художникам-декораторам были предоставлены те же права авторства, что и художникам и скульпторам. В Париже было основано несколько новых журналов, посвященных декоративному искусству, в том числе «Arts et Decoration» и «L'Art Decoratif Moderne» . Секции декоративного искусства были введены в ежегодных салонах Общества французских художников, а затем и в Осеннем салоне , сыгравшем важную роль в популяризации стиля. [1]
Париж, город, который является живым свидетельством наследия ар-деко, раскрывает свои архитектурные сокровища вокруг таких знаковых достопримечательностей, как Эйфелева башня и Большие бульвары. Дворец Шайо и Дворец Токио демонстрируют элегантность ар-деко, а Фоли-Бержер и Гран-Рекс на Больших бульварах излучают элегантность этого движения. Даже в более скромных кварталах, таких как 18-й округ, с Луксором и бассейном Амиро, влияние ар-деко очевидно.
Выйдя за пределы Парижа, «Города-сады» Пре-Сен-Жерве, дворец в Бомон-сюр-Уаз и Музей Анне 1930 года в Булони-Бийанкуре дают возможность заглянуть в широкое распространение ар-деко на Иль-де. -Франция, регион. Экскурсия продолжается до Булони-Бийанкура, центра межвоенного процветания, где демонстрируются работы модернистских архитекторов, таких как Ле Корбюзье и Роберт Малле-Стивенс.
Парижские универмаги и модельеры также сыграли важную роль в развитии ар-деко. Известные фирмы, в том числе производитель чемоданов Louis Vuitton , фирма по производству столового серебра Christofle , дизайнер стекла Рене Лалик и ювелиры Louis Cartier и Boucheron , начали разрабатывать продукцию в более современных стилях. Начиная с 1900 года универмаги нанимали художников-декораторов для работы в своих дизайнерских студиях. Оформление Осеннего салона 1912 года было поручено универмагу Printemps . [2] В том же году Printemps создала собственную мастерскую под названием «Примавера». К 1920 году в Примавере работало более трехсот художников. Стили варьировались от обновленных версий мебели Людовика XIV, Людовика XVI и особенно Луи-Филиппа, созданных Луи Сюэ и мастерской Primavera, до более современных форм из мастерской универмага Au Louvre. Другие дизайнеры, в том числе Эмиль-Жак Рульманн и Поль Фолло, отказались от массового производства и настаивали на том, чтобы каждое изделие изготавливалось индивидуально вручную.
В раннем стиле ар-деко использовались роскошные и экзотические материалы, такие как черное дерево, слоновая кость и шелк, очень яркие цвета и стилизованные мотивы , особенно корзины и букеты цветов всех цветов, придающие модернистский вид. [3]
В 1911 году SAD предложил провести в 1912 году крупную новую международную выставку декоративного искусства. Никакие копии старых стилей не допускались; только современные работы. Выставку отложили до 1914 года, затем из-за войны перенесли до 1925 года, когда она дала название целому семейству стилей, известному как деко.
Ар-деко в архитектуре стал, в частности, результатом новой технологии — использования железобетона, которая позволила зданиям быть выше, прочнее, с меньшим количеством опорных балок и колонн и принимать практически любую возможную форму. Первый железобетонный дом был построен Франсуа Куанье в 1853 году. В 1877 году другой француз, Жозеф Монье , получил патент на систему укрепления бетона сеткой из железных стержней в виде сетки. Два французских архитектора, Огюст Перре, очень новаторски применили новую систему. Перре использовал его для строительства Театра Елисейских полей (1911–1913) с его огромным пространством без несущих колонн; а позже Анри Соваж использовал его для строительства первого многоквартирного дома, построенного в виде лестницы, каждая квартира с собственной террасой, и еще одного крупного проекта - нового здания универмага Samaritaine La .
Театр Елисейских полей (1910–1913)
[ редактировать ]Первым крупным зданием, построенным в стиле ар-деко, был Театр Елисейских полей (1910–1913). Первый проект здания был разработан бельгийцем Генри ван де Вельде , который был крупным деятелем немецкого Веркбунда , ассоциации, продвигающей современное декоративное искусство. Он начал работу над проектом в 1910 году. Его главной особенностью была строгая геометрическая структура железобетона. Огюст Перре , французский архитектор, которому было поручено построить это сооружение, утверждал, что проект Ван де Вельде «материально невозможен», и разработал свой собственный проект. После спора с владельцами театра Ван де Вельде подал в отставку и уехал, а Перре завершил строительство здания по собственному плану в апреле 1913 года. [4]
Строгие геометрические формы здания, украшенного длинным фризом работы скульптора Антуана Бурделя , и его бетонный фасад, покрытый мраморными досками, были полной противоположностью богато украшенному оперному театру Пале Гарнье и вызвали скандал. Фойе и интерьер театра были одинаково революционными, открытыми и строгими, без колонн, закрывавших обзор во многих театрах. Декорации Бурделя и других художников были стилизованы и современны. В театре прошли премьеры новейших музыкальных и танцевальных форм того времени, « Весна священная» Игоря Стравинского и революционные балеты « Русских балетов» .
- Антуан Бурдель , «Танец» , фасад театра Елисейских полей , Париж (1912)
- Театр Елисейских полей , Огюст Перре , авеню Монтень, 15, Париж (1910–13). Железобетон дал архитекторам возможность создавать новые формы и большие пространства.
- Оформление интерьера потолочной росписью и бетонными ярусами для сидения без колонн.
Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства (1925 г.)
[ редактировать ]Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, проходившая в Париже в 1925 году, была крупнейшей и наиболее важной выставкой ар-деко, а позже дала название этому стилю. Впервые он был предложен в 1906 году, затем запланирован на 1912 год Министерством торговли и промышленности, особенно в ответ на популярность проектов немецкого Веркбунда, но затем был отложен из-за войны. [5]
Экспозиция была огромной и располагалась между Домом Инвалидов и Гран-Пале , по обе стороны Сены. Даже мост Александра III через Сену был покрыт рядом выставочных залов. Главным архитектором был Шарль Плюме . Четыре башни ремесел Плюме обозначили центр экспозиции, окруженный национальными павильонами и особенно павильонами крупнейших парижских дизайнеров и универмагов, которые имели свои собственные дизайнерские отделы и производили собственную мебель и украшения. Павильоны универмагов собрались вокруг набережной Дома Инвалидов .
- Плакат выставки 1925 года, представляющий сплав искусства и промышленности.
- Большая эспланада выставки 1925 года.
- Павильон универмага Галереи Лафайет на выставке 1925 года.
- Павильон универмага Magasins du Louvre
- Hotel du Collectionneur, павильон производителя мебели Эмиля-Жака Рульмана , спроектированный Пьером Пату .
- Салон Hôtel du Collectionneur с Международной выставки декоративного искусства 1925 года, меблированный Эмилем-Жаком Рульманом , картина Жана Дюпа , дизайн Пьера Пату.
Анри Соваж и Самаритянка (1926–1928)
[ редактировать ]Универмаг появился в Париже в конце 19 века и стал визитной карточкой начала 20 века. Оригинальный магазин La Samaritaine был построен в 1905 году архитектором Францем Журденом в стиле модерн . В 1925 году магазин был расширен за счет здания в стиле ар-деко с видом на Сену, спроектированного Анри Соважем . Соваж был одной из главных фигур парижского ар-деко; Среди других его важных работ - здание-студия и здание Мажорель, построенные для дизайнера мебели Луи Мажореля , а также новаторский жилой дом на улице Вавен, 26 (6-й округ) (1912–1914), апартаменты которого располагались ступенчато, каждый имеет собственную террасу. (1906). Этот дизайн использовался Соважем и другими архитекторами того периода. [6]
- Здание универмага La Samaritaine в стиле ар-деко (1926–28).
- Самаритянин, дом 2 (1928 г.)
- Дом 3 Самаритэна (1930 г.)
Церкви
[ редактировать ]В период между войнами в Париже было построено несколько новых церквей в стилях, сочетающих черты ар-деко, такие как стилизованные башни, использование железобетона для создания больших открытых пространств и декоративные фрески в стиле деко, часто сочетающиеся с особенностями византийской архитектуры. , как и базилика Сакре-Кёр , которая была популярна в то время. Церковь Église du Saint-Esprit (1928–32), расположенная на авеню Домениль, 186 в 12-м округе, была спроектирована Полем Турноном. Он имеет современный внешний вид, выполнен из железобетона, покрытого красным кирпичом, и имеет современную колокольню высотой 75 метров, но центральной особенностью является огромный купол диаметром 22 метра. Дизайн, как и дизайн базилики Сакре-Кер, был вдохновлен византийскими церквями. Интерьер был украшен фресками нескольких известных художников, в том числе Мориса Дени . . [7] Церковь Святой Одиллии на авеню Стефан-Малларме, 2 (17-й округ), построенная Жаком Баржем (1935–39), имеет один неф, три неовизантийских купола и самую высокую колокольню в Париже высотой 72 метра. [8]
- Церковь Сен-Эспри , авеню Домениль, 186 (12-й округ), построенная Полем Турноном (1928–32), имеет внешний вид в стиле деко и массивный железобетонный византийский купол.
- Фрески в стиле ар-деко в интерьере церкви Сен-Эспри (1928–32).
- Сент-Одиль, Париж, на авеню, 2. Стефан-Малларме (17-й) (1935–39) имеет самую высокую колокольню в Париже.
- Скульптурное оформление и железо церкви Сен-Одиль.
- Витражи в стиле деко церкви Сент-Одиль, Париж.
Театры и кинодворцы
[ редактировать ]Роскошные кинотеатры в стиле ар-деко появились в Париже в 1920-е годы. Театр MK3 на улице Бельгранд, 4 (20-й округ) работы Анри Соважа (1920 г.) сохранил декоративные фрески на фасаде. [9] Ле Луксор, построенный в 1921 году в нео-древнеегипетском стиле, архитектор Анри Зипси. Интерьер украшен красочной неоегипетской мозаикой Амеде Тибери. Он был восстановлен в 2013 году и теперь является историческим памятником. Самый большой и самый большой театр в стиле деко, сохранившийся до сих пор, - это кинотеатр Гран Рекс1 (бульвар Пуассоньер № 1, 2-й округ)), построенный в 1932 году французским архитектором Огюстом Блюсеном совместно с американским инженером Джоном Эберсоном. Это один из крупнейших театров Европы, вмещающий 3100 человек. Интерьер театра был оформлен выдающимся дизайнером деко Морисом Дюфреном . Он вмещает 2100 человек. Он претерпел капитальный ремонт и теперь используется для проведения концертов и других мероприятий, а также фильмов. [10]
- Фоли-Бержер (1926) после ремонта до первоначального вида.
- Кинотеатр MK2 на улице Бельгранд, 4, автор Анри Соваж (1920)
- Кинотеатр Le Louxor на бульваре Маджента, 150 , автор Анри Зипси (1921)
- Мозаика с египетскими мотивами в кинотеатре Ле Луксор (1921 г.)
Многоквартирные дома и резиденции
[ редактировать ]Анри Соваж был одним из самых изобретательных проектировщиков жилых домов. Особенно он умел облицовывать железобетонные фасады керамической плиткой. В 1911 году он построил здание Мажорель для дизайнера мебели Луи Мажореля с железобетонным фасадом, покрытым керамикой, что придавало ему гладкий современный вид. Он представил Парижу ступенчатое здание, многоквартирный дом, в котором каждая квартира была расположена позади нижней, чтобы у каждой была собственная терраса.
Кроме того, одним из ярких моментов исследования является Maison de Verre, шедевр модернизма, спроектированный Пьером Шаро и Бернаром Бижвоэ. Эта частная резиденция, спрятанная недалеко от Сен-Жермен-де-Пре, олицетворяет авангардный дух ар-деко с полупрозрачным фасадом из стеклянных блоков и инновационными элементами дизайна.
- Здание Мажореля работы Анри Соважа на улице Прованс, 126 (8-й округ), построенное для Луи Мажореля (1911 г.)
- Доходный дом по ступенькам Анри Соважа , улица Вавен, 26 (8-й округ) (1912–1914)
- Здание студии на улице Ла Фонтен, 65, работы Анри Соважа (1926–28).
- Резиденция и мастерская архитектора Огюста Перре в Булонь-Бийанкур (1929 г.)
Стиль Пакебота
[ редактировать ]Стиль Pacquebot как , или Ocean Liner, был вдохновлен формой французских трансатлантических океанских лайнеров, таких SS Normandie . Самый известный пример — жилой дом на бульваре Виктор, 3 (15 округ), построенный (1934–1935) Пьером Пату , в тот же период, когда он создавал внутренний декор отеля « Нормандия» . Здание построено на участке необычной формы, ширина которого с двенадцати метров сужается до трех метров в «носовой части» здания. У Пату была собственная квартира на трех этажах в этой части здания. [11]
Собственный дом и студия Пьера Пату, построенные ранее в 1927–28 годах на улице Гамбетта, 2 в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур , также демонстрировали элементы Пакбота , включая перила вокруг верхней «палубы» или террасы. Он также участвовал в реконструкции универмага «Галери Лафайет» в 1932–1936 годах. [11]
- Резиденция и студия Пьера Пату в Булонь-Бийанкур (1927–28).
- Столовая СС « Нормандия » по проекту Пьера Пату (1934–35).
- Жилой дом Пьера Пату в стиле Пакебо или океанского лайнера, бульвар Виктор, 3 (15 округ), (1934–35)
Бассейны
[ редактировать ]Самый известный бассейн в стиле ар-деко в Париже — Piscine Molitor , расположенный рядом с парком Булонский лес , между стадионом Ролан Гаррос и парком де Пренс . Комплекс, спроектированный архитектором Люсьеном Полле, напоминает палубу океанского лайнера, с тремя уровнями «кают» вокруг открытого бассейна. Он был завершен в 1929 году и открыт олимпийскими пловцами, в том числе Эйлин Риггин и Джонни Вайсмюллером . Здесь же в июле 1946 года впервые был представлен французский купальник- бикини дизайнера Луи Реара. Зимой он превращался в ледовый лыжный каток. Помимо морской архитектуры, он украшен витражами в стиле ар-деко Луи Барийе . Комплекс пришел в упадок и был закрыт в 1989 году с намерением построить на этом месте жилой комплекс. После многих лет неиспользования, споров и вандализма он был объявлен историческим объектом и подвергся капитальному ремонту. Он вновь открылся в 2013 году в оригинальном стиле как часть более крупного коммерческого и гостиничного комплекса. [12]
- Piscine Molitor (1929 г.) после закрытия в 1989 г. и до реконструкции 2015 г.
- Витражи в стиле деко в Piscine Molitor работы Луи Барийе (1929)
- Отреставрированный открытый бассейн Piscine Molitor.
Позднее ар-деко (1930–1939)
[ редактировать ]Глобальная экономическая депрессия, начавшаяся в 1929 году, вскоре оказала влияние на архитектуру и декорирование Парижа. Здания стали менее богато украшенными, менее экстравагантными, более обтекаемыми, с возвращением к некоторым элементам классицизма и традиций, таким как неоклассические колоннады. Это был период забастовок, беспорядков и противостояния. [13]
Деко против модернизма
[ редактировать ]В 1929 году движение ар-деко во Франции разделилось на два течения из-за отделения Союза современных художников (UAM) от более традиционного Société des Artistes Decorateurs. Эта новая группа предложила более функциональную архитектуру, мебель и декор, массовое производство, более простые материалы и вообще никакого декора. В число членов входили Рене Хербст, Жак Ле Шевалье и Роберт Маллет-Стивенс , первый президент. Вскоре к движению присоединились другие архитекторы и дизайнеры, в том числе Ле Корбюзье, ювелир Жан Пюфоркат , Пьер Шаро и Эйлин Грей . Парижские дома, построенные Малле-Стивенсом на нынешней улице Малле-Стивенс (XIV округ) (1927–29), и его очень скудная стальная мебель иллюстрируют эстетику этого движения. Резиденция oThis, расположенная вдоль «Стеклянного дома» Пьера Шаро (1928–31), положила начало движению современной архитектуры в Париже.
- Вилла Мартель Роберта Малле-Стивенса на улице Малле-Стивенс (1929)
- Стеклянный дом Пьера Шаро, 31, улица Сен-Гийом, VII округ, (1928–31)
- Стул Роберта Маллета-Стивенса (1929–31)
- Стол E-1027 от Эйлин Грей
Парижская колониальная выставка 1931 года.
[ редактировать ]Парижская колониальная выставка , проходившая в течение шести месяцев в 1931 году в Венсенском лесу , была задумана как демонстрация заморских колоний Франции, их продукции и культуры, а также представляла собой демонстрацию ар-деко. Павильоны были в Нидерландах, Бельгии, Италии, Японии, Португалии, Великобритании и США. Он особенно прославился широким использованием прожекторов и красочного освещения, новинки того времени, которое с большим эффектом использовалось в фонтане «Кактус», центральном элементе экспозиции. Главным наследием выставки в стиле ар-деко является Дворец Порт-Доре , ныне Национальный город истории иммиграции , который был построен с 1928 по 1931 год архитекторами Альбертом Лапрадом , Леоном Базеном и Леоном Жоссели . Фасад украшен большими барельефами (скульптора Альфреда Жаннио, изображающими корабли, океаны и дикую природу Африки. Оригинальные этнографические экспонаты были переданы в Музей на набережной Бранли в 2003 году, и сейчас там находится Национальный центр истории. иммиграция , музей иммиграции и большой аквариум.
Во Дворце Порт-Доре разместился ряд этнологических музеев, начиная с колониальной выставки 1931 года, которая была переименована в 1935 году в Музей Франции заграницы, затем в 1960 году в Музей искусств Африки и Океании, а также наконец, в 1990 году – Национальный музей искусств Африки и Океании . В 2003 году эти коллекции были объединены в Музей на набережной Бранли , а на его месте в настоящее время находится Национальный центр истории иммиграции .
- Подсвеченный «Кактус» фонтан
- Колониальная выставка ночью
- Салон с фресками в Национальном городе истории иммиграции ,
Парижская международная выставка 1937 года.
[ редактировать ]Главным дизайнерским событием того периода в Париже была Международная выставка искусств и технологий в современной жизни с видом на Эйфелеву башню. Это была седьмая и последняя международная выставка такого рода, проходившая в Париже. В нем приняли участие пятьдесят стран, включая нацистскую Германию и Советский Союз, павильоны которых были обращены друг к другу. Была выставлена некоторая модернистская архитектура, в том числе испанский павильон Хосепа Луиса Серта картина Пикассо «Герника» , где была представлена ; Павильон света и электричества Роберта Маллета-Стивенса и павильон Финляндии с деревянными стенами Алвара Аалто . У Ле Корбюзье был собственный небольшой брезентовый павильон на краю экспозиции. [14]
Дворец Шайо , построенный Жаком Карлю , Луи Ипполитом Буало и Леоном Аземой , сочетал в себе элементы классицизма и модернизма, как и близлежащий Дворец Токио (ныне Парижский музей современного искусства) Андре Обера, Поля Виара и Марселя Дастюга. .Большая галерея и приемные Парижского муниципального совета во Дворце Шайо были украшены монументальным лаковым декором из более чем 120 панно производства Гастона Сюисса . Этот набор представлял «искусство и технику» во Франции в 1937 году . [15]
Третьим зданием, имеющим большое значение, был Музей общественных работ (ныне Экономический совет, построенный Огюстом Перре) . Все они имели основные характеристики этого периода архитектуры ар-деко: гладкие бетонные стены, покрытые каменными досками, скульптура на фасаде и фрески на внутренних стенах.
Путешествие по Парижу в стиле ар-деко завершается посещением Музея декоративного искусства, где хранится звездная коллекция, включающая предметы с Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности 1925 года. Здесь посетители могут стать свидетелями эволюции ар-деко через железные ворота Эдгара Брандта и оригинальный дизайн мебели Пьера Шаро.
- Дворец Шайо (1937)
- Дворец Токио Андре Обера, Поля Виара и Марселя Дастюга (1937)
- Лестница Экономического, Социального и Экологического Совета, картина Огюста Перре (с его портретом над лестницей) (1937)
- Gaston Suisse Normandie и авиационная деталь монументального лакового декора дворца Шайо. [17]
Мебель и отделка
[ редактировать ]Цвет и экзотика (1920-е гг.)
[ редактировать ]Мебель и декор в стиле ар-деко в Париже до 1914 года отличались смелыми цветами и геометрическими цветочными узорами, заимствованными из различных источников, от «Русского балета» до кубизма и фовизма . Первая мировая война положила конец более роскошному стилю и остановила почти все строительство и отделку. Как только война закончилась, два выдающихся художника, Луи Сюэ и Андре Маре , основали Compagnie des Arts français, совместное предприятие художников-декораторов, с Сюэ в качестве художественного руководителя и Маре в качестве технического директора. Их целью было обновление французского декоративного искусства. Среди других членов были Андре Вера и его брат Поль Вера , а также Шарль Дюфрен . В 1920 году они открыли галерею на улице Фобур-Сен-Оноре, где были представлены мебель, лампы, стеклянная посуда, текстиль и другие новые товары, многие из которых были предназначены для серийного производства. Позже к группе присоединились художники более модернистских стилей, в том числе Франсис Журден и Шарлотта Перриан . Компания Compagnie сыграла важную роль в продвижении парижского ар-деко. [18]
Дизайнеры того периода использовали самые экзотические и дорогие материалы, которые только могли найти. Художник и декоратор Поль Ирибе в 1912 году изготовил изящный комод из черного мрамора красного дерева и акульей кожи. Примерно в 1925 году Андре Гроулт изготовил небольшой шкаф органичной формы, полностью обтянутый белой акульей кожей. Он украшал каюты первого класса на океанском лайнере « Нормандия» . [19]
Мебель, разработанная Луи Сюэ и Андре Маре из Compagnie des Arts Francais, была изысканной и роскошной. Буфет, изображенный в галерее ниже (1920–1921 гг.), Сейчас находящийся в Музее декоративного искусства в Париже, сделан из красного дерева, позолоченной бронзы и мрамора.
Другой важной фигурой в оформлении интерьера Парижа 1920-х годов был Эмиль-Жак Рульман . У него был собственный павильон на выставке 1925 года. Его мебель отличалась использованием редких и дорогих пород дерева и других материалов, таких как слоновая кость. Простой на вид шкаф «Дюваль», изображенный ниже, спроектированный в 1924 году и, вероятно, изготовленный в 1926 году, изготовлен из бразильского палисандра, слоновой кости, капа амбойны, красного дерева, дуба и небольшого количества фанеры. Представленный ниже письменный стол «Тибиттант» Рульмана, изготовленный в 1923 году, представляет собой стол с осенними листьями и сердцевиной из фанеры, покрытой шпоном дуба, тополя, красного дерева и макассарского эбена внутри и снаружи. Он имеет вставки из слоновой кости, ножки и ручки, шелковые кисточки, кожаную внутреннюю поверхность для письма, алюминиевый лист и серебряную позолоту. Сейчас он находится в Метрополитен-музее . [20]
- Выставка в Осеннем салоне (1913)
- Комод из красного дерева, черного мрамора и акульей кожи работы Поля Ирибе (около 1919 г.)
- Экран Les Faunes (около 1920 г.), Компания Compagnie des Arts Francais, Музей декоративного искусства , Париж.
- Стеклянный салон по проекту Поля Руо, мебель Эйлин Грей (1922 г.)
- Небольшой шкафчик, покрытый акульей кожей, работа Андре Гроулта (около 1925 г.)
- Шведский стол от Compagnie des Arts Francais (1920–21).
- Угловой шкаф Эмиля-Жака Рульмана (около 1923 г.), Бруклинский музей.
- Стол Тиббитант работы Эмиля-Жака Рульмана (1923) (Метрополитен-музей)
- Шкаф «Дюваль» Эмиля-Жака Рульмана (спроектирован в 1924 году, вероятно, изготовлен в 1926 году), Метрополитен-музей.
- Будуар квартиры Жанны Ланвен работы Армана-Альбера Рато (ок. 1925), Музей декоративного искусства, Париж.
- Офис по проекту Пьера Шаро (около 1925 г.), Музей декоративного искусства, Париж.
Функциональная мебель - 1930-е годы.
[ редактировать ]В 1930-е годы, под влиянием конструктивизма и других более модернистских стилей, мебель и экскориация стали более геометрическими и функциональными. Примерами были работы Пьера Шаро и Жюля Лелё . Стиль разделился на две части: одна посвящена более традиционным формам, тонкому мастерству и роскошным материалам, другая – более строгим формам и экспериментам с новыми материалами, такими как алюминий и сталь.
- Мебель Жюля Леле (Музей Анне 30 в Булони-Бийанкуре)
- Салон Эмиля-Жака Рульмана для скульптора Жозефа Бернара (ок. 1930 г.)
- Туалетный столик Рене Хербста для принцессы Ага Хана (1932 г.), (Музей декоративного искусства)
Экраны
[ редактировать ]Ширмы были важной частью дизайна в стиле ар-деко, позволяя легко разделить комнаты, открыть их или придать им другой вид. Их обычно сочетали с коврами в аналогичном стиле. Большинство ширм были нарисованы на ткани или дереве. Весьма необычная ширма в стиле ар-деко — «Оазис» , сделанная из железа и меди инженером и слесарем Эдгаром Брандтом для показа на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года.
Другим влиятельным мастером ширмы был Жан Дюнан , овладевший древним искусством японской лаковой живописи, а также работавший с медью и другими необычными материалами. Его ширма Фортиссимо , находящаяся сейчас в Метрополитен-музее, сделана из лакированного дерева, яичной скорлупы, перламутра и сусального золота.
- Экран Армана-Альбера Рато (1921–22), (Музей декоративного искусства Парижа).
- Ширма в стиле ар-деко «Оазис» , выполненная из меди и стали, автор Эдгар Брандт (1925).
- Фортиссимо , ширма Жана Дюнана (1924–26) из лакированного дерева, яичной скорлупы, груши и сусального золота. (Метрополитен-музей)
- Ширма Gaston Suisse, черный китайский лак и графитовые вставки. Абстрактный геометрический декор в серебряном лаке. Около 1925 года. [21] Выставка: 1925 год, «Когда ар-деко соблазнил мир». Город архитектуры, Дворец Шайо, Париж.
Серебро
[ редактировать ]Жан Пюифоркат (1897–1945) был главной фигурой в парижском столовом серебре в стиле ар-деко. Сын серебряного мастера, он также был скульптором. Свой первый успех он добился в 1923 году в Салоне декораторов в Париже, где соединил серебро с лазуритом . Он изготавливал только отдельные изделия, а не серии, и часто комбинировал их с полудрагоценными камнями. Большая коллекция его работ и собранного им серебра была подарена Лувру Ставросом Ниархосом . [19]
- Чайник из серебра и лазурита работы Жана Пюфорката (1922) ( Метрополитен-музей )
- Супница, серебро и золото, работа Жана Пюфорката (1937), Метрополитен-музей.
Стеклянное Искусство
[ редактировать ]В сфере искусства стекла в стиле ар-деко в Париже доминировал Рене Лалик , который впервые заработал свою репутацию на Парижской выставке 1900 года, когда он был первым ювелиром, использовавшим стекло в ювелирных изделиях. Помимо столовой посуды, он разработал множество предметов искусства из стекла, как практичных, так и декоративных, в том числе стеклянные украшения на капотах роскошных автомобилей. Его основные проекты включали украшение столовой океанского лайнера « Париж» (1920 г.), изготовление сервировки стола для президента Франции (1922 г.) и стеклянный фонтан с подсветкой в центре Парижской выставки декоративного искусства 1925 г. Начиная с 1925 года он изменил свой стиль от цветочных фантазий к более геометрическим и простым рисункам. В 1930-е годы он украсил столовую океанского лайнера SS Normandie . [22]
- Жар-птица Рене Лалика (1922) ( Дейтонский институт искусств )
- Ваза Лалика с женскими фигурами (1930) ( Музей декоративного искусства, Париж )
- Пряжка ремня Лалика (1932) ( Метрополитен-музей )
- Серый орнамент на капоте работы Рене Лалика (1935) ( Художественный музей Балтимора )
- Чашка и ваза Мориса Марино (1932 г.)
Декоративные предметы
[ редактировать ]- Портсигар из змеиной кожи и золота работы Пьера Легрена (1925) (Метрополитен-музей)
- Портсигар из кожи и сусального золота работы Пьера Легрена (1922) (Метрополитен-музей)
- Часы, портсигары и коробочка для таблеток в стиле ар-деко производства парижской фирмы Chaumet (1926–30) (Музей декоративного искусства, Париж).
- Boucheron (1925 г.), золотая пряжка с бриллиантами и резным ониксом, лазуритом, нефритом и кораллом (Музей декоративного искусства, Париж)
- Gaston Suisse, квадратная шкатулка из китайского лака [23] около 1929 года
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура в стиле ар-деко по определению и функции была декоративной, обычно размещалась на фасадах или в непосредственной близости от зданий, чтобы дополнить их. Некоторые парижские скульпторы, такие как Антуан Бурдель , создавали как скульптуры в стиле деко, так и более традиционные галерейные или монументальные произведения. Бурдель был первым крупным скульптором в стиле ар-деко, создавшим фризы и другие работы для украшения Театра Елисейских полей , хотя большая часть других его работ того времени была более традиционной скульптурой.
Деметр Чипарус , родившийся в Румынии, стал одним из самых успешных скульпторов деко в Париже и регулярно показывал свои работы в Салоне французских художников в период с 1914 по 1928 год. Он специализировался на небольших статуэтках, называемых хризелефантинами , изображающих женщин с лицом и руками, сделанными из слоновой кости, одетые в бронзовые одежды. Он изображал танцоров, акробатов и другие экзотические фигуры. [24]
Монументальная скульптура дополнила фасад и павильон Дворца Шайо на Парижской выставке 1937 года, в том числе статуя «Фрукт» Феликса-Александра Дерюэля во Дворце Шайо (1937).
- Аполлон и музы , барельеф для фасада Театра Елисейских полей (1910–1912).
- Франция Антуана Бурделя (1922)
- Фрукт Феликса -Александра Дерюэля во Дворце Шайо (1937)
- Танара Деметра Чипаруса
- «Девочки» Деметра Чипаруса из бронзы и слоновой кости на подставке из кварца и мрамора (1920-е годы) Музей ар-деко в Москве
Фрески
[ редактировать ]- Модель Мориса Дени для фрески внутри купола Театра Елисейских Полей (1911–1912).
- Фрески у входа в Национальный театр Шайо (1937 г.)
Плакаты и графика
[ редактировать ]Графика, особенно обложки и иллюстрации модных журналов, сыграла важную роль в популяризации этого стиля, как ранее сделали плакаты для модерна . Среди основных иллюстраторов были Поль Ирибе и Жорж Лепап, чьи модные иллюстрации для журнала Vogue помогли популяризировать дизайн Поля Пуаре . Иллюстрации Лепапе также стали главной темой модного журнала Gazette de Bon Ton . Воспроизводимые в США иллюстрации французской моды создали большой спрос на новые французские стили. Лепапе также создавал костюмы и декорации для театра и балета. Он также послужил источником вдохновения для официальной эмблемы летних Олимпийских игр 2024 года и летних Паралимпийских игр 2024 года в Париже. [25]
- Модная иллюстрация дизайна Поля Пуаре Поля Ирибе (1908)
- Иллюстрация моды Пуаре Поля Ирибе (1912)
- Обложка журнала Vanity Fair Жоржа Лепапа (1919)
- Программа Мулен Руж Шарля Жезмара (1925)
- Пакет открыток с Парижской выставки 1937 года.
Заключение
[ редактировать ]Подводя итоги путешествия, нельзя не заметить длительное влияние ар-деко на Париж. В Музее декоративного искусства, расположенном в Лувре, находится постоянная выставка, посвященная современности ар-деко 1930-х годов, демонстрирующая острые грани этого механизма, гладкие поверхности и драматические пересечения формы и функции.
Париж, несмотря на свой совершенно другой внешний вид, сыграл ключевую роль в выводе стиля ар-деко на мировую арену. Всемирная выставка 1925 года, Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности, послужила катализатором, познакомив мир со смелой, угловатой и обтекаемой элегантностью, которая определяет ар-деко.
От кинотеатра Гран-Рекс до Дворца Шайо, от Гран-Пале до интимных уголков частных резиденций, очарование ар-деко продолжает очаровывать тех, кто исследует волшебство и монументальность, заложенные в каждом уголке этого непреходящего архитектурного и дизайнерского наследия.
Арт-деко в музеях Парижа
[ редактировать ]Следующие музеи Парижа имеют известные коллекции мебели и декоративных предметов в стиле ар-деко.
- Музей декоративного искусства, Париж
- Музей Орсе
- Парижский музей современного искусства (Пале де Токио) – Зал в стиле ар-деко
- Musée des Années Trente в западном пригороде Парижа Булонь-Бийанкур , станция Marcel Sembat (парижское метро), девятая линия.
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Лоран (2002) , стр. 165–170.
- ^ «Осенний салон 2012, каталог выставки» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2018 г. Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Лоран (2002) , стр. 165–171.
- ^ Тексье (2019) , с. 7.
- ^ Тексье (2019) , стр. 10–14.
- ^ Пуассон (2009) , стр. 38–39.
- ^ Дюмулен, Алин, Églises de Paris (2010), Éditions Nassin, ISBN 978-2-7072-0683-1 , страницы 166–167.
- ^ Тексье (2012) , с. 129.
- ^ Пуассон (2009) , с. 318.
- ^ Тексье (2019) , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пуассон (2009) , с. 292.
- ^ База Мериме : Piscine Molitor , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Бони (2012) , стр. 110–111.
- ^ Бони (2012) , стр. 110–115.
- ^ Алвес, Джули (2020). Гастон СВИСС (1896 – 1988) Заказ на художественно-технический декор Большой галереи Генеральной комиссии Международной выставки 1937 года в Музее современного искусства города Парижа (на французском языке). Университет Пантеон Сорбонна Париж 1 МАСТЕР 2 ИСТОРИЯ НАСЛЕДИЯ И МУЗЕЕВ UFR 03- История искусства / UFR 09-История.
- ^ Тексье (2019) , с. 46.
- ^ Сюисс, Гастон. «Международная выставка искусства и технологий, Париж, 1937 год» . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 г.
- ^ Тексье (2019) , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кабанн (1986) , с. 228.
- ^ Описание с сайта Метрополитен-музея. [ нужна полная цитата ]
- ^ каталог выставки (2013). 1925 Когда арт-деко соблазняет мир (на французском языке). Париж, Франция: Editions Norma. п. 259. ИСБН 978-2-9155-4258-5 .
- ^ Кабанн (1986) , стр. 205–206.
- ^ Кэпстик-Дейл, Родни и Диана (2016). Коллекционирование в стиле ар-деко. Модные предметы эпохи джаза . Темза и Гудзон. п. 12. ISBN 0500518319 .
- ^ Кабанн (1986) , с. 181.
- ^ Кабанн (1986) , с. 213.
Библиография
[ редактировать ] СМИ, связанные с архитектурой ар-деко в Париже, на Викискладе?
- Французский арт-деко. ArtDeco.org. (без даты). https://www.artdeco.org/paris-art-deco
- Бони, Энн (2012). Современная архитектура .
- Кабанн, Пьер (1986). Энциклопедия ар-деко (на французском языке). Сомогия. ISBN 2-85056-178-9 .
- Франция.фр. (2023, 1 февраля). Арт-деко в Париже и Иль-де-Франс. France.fr: Новости, направления и туристическая информация во Франции. https://www.france.fr/en/paris/article/art-deco-paris-and-ile-france
- Лоран, Стефан (2002). «Художник-декоратор». Арт-деко, 1910–1939 . Шарлотта Бентон; Тим Бентон; Гислен Вуд. Возрождение книги. стр. 165–171.
- Пайл, Джон Ф. (2005). История дизайна интерьера . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-85669-418-6 . Проверено 15 мая 2015 г.
- Пуассон, Мишель (2009). 1000 зданий и памятников Парижа (на французском языке). Париграмма. ISBN 978-2-84096-539-8 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж: Панорама архитектуры (на французском языке). Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Тексье, Саймон (2019). Арт Деко . Издания Ouest-France. ISBN 978-27373-8172-0 .
- Аластер Дункан (1992). Мебель в стиле ар-деко : французские дизайнеры. Темза и Гудзон
- Аластер Дункан (1988). Энциклопедия ар-деко. Заголовок книги ISBN 978-0-52524-613-8
- Родни и Дайана Кэпстик-Дейл (2016). Коллекционные предметы в стиле ар-деко, модные предметы эпохи джаза, Темзы и Гудзона, ISBN 0500518319
- писатель Г. (29 августа 2021 г.). Арт-деко Париж. Хорошая жизнь во Франции. https://thegoodlifefrance.com/art-deco-paris/