Пол Ирибе
Пол Ирибе | |
---|---|
Рожденный | Джозеф Пол Ирибе 8 июня 1883 г. Ангулем , Франция |
Умер | 21 сентября 1935 г. Рокебрюн-Кап-Мартен , Франция | ( 52 года
Национальность | Французский |
Известный | иллюстрация , декоративное искусство |
Поль Ирибе (8 июня 1883 — 21 сентября 1935) — французский иллюстратор и дизайнер декоративного искусства. Он работал в Голливуде в 1920-е годы и был Коко Шанель любовником с 1931 года до его смерти.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Жозеф Поль Ирибе родился в Ангулеме , Франция, в 1883 году в семье Жюля Жана Ирибе (1836–1914), родившегося в По ( Беарн ). Ирибе получил образование в Париже. С 1908 по 1910 год учился в Школе изящных искусств и Колледже Роллена.
Иллюстратор и дизайнер
[ редактировать ]В семнадцать лет Ирибе иллюстрировал популярный журнал L'Assiette au Beurre , а также создавал рисунки и карикатуры для французских сатирических газет, таких как Le Rire , Le Sourire и La Baïonnette . Его репутация росла, и говорили: «Никто не мог бы описать это событие более выразительно». [ 1 ] Он был одним из талантливой группы подобных иллюстраторов, в которую входили Жорж Барбье , Жорж Лепап, Шарль Мартен и Пьер Бриссо . Их модернистский стиль, основанный как на жизненной силе революционных художественных движений той эпохи, так и на плоских плоскостях и минимализме, отождествляемых с японской живописью, способствовал возрождению популярности модной тарелки . Эти модные тарелки были раскрашены вручную с использованием процесса пошуар , при котором используются трафареты и металлические пластины, позволяющие создавать цвета и постепенно изменять их нюансы в соответствии с видением художника. Модная табличка, использовавшаяся в течение некоторого времени, была, по сути, рекламным инструментом — произведением искусства, используемым для создания спроса на новейшие образы одежды, нацеленные на модную и состоятельную аудиторию. [ 2 ] Работы Ирибе прежде всего отличаются иллюстрациями, которые он выполнил для журналов о моде, таких как La Gazette du Bon Ton , где его очаровательные виньетки последних мод помогли продвигать дизайны таких кутюрье, как Поль Пуаре. Привлекательность этих иллюстраций заключалась в изображении стильных женщин, ведущих повседневную жизнь богатого образа жизни. Карьера дизайнера Ирибе была плодотворной: он писал тексты и визуальные материалы для журнала Vogue , разрабатывал ткани, мебель, ковры и занимался дизайном интерьеров для богатых клиентов. [ 2 ]
Эстетика дизайна
[ редактировать ]Ирибе предпочитал либеральную демонстрацию плавных форм, больше соответствующих элементам дизайна, которые были отличительной чертой движения в стиле модерн — пуфы, ткани из ламе; стены были увешаны гобеленами, а полы устланы коврами. Он был враждебно настроен по отношению к новой школе промышленного дизайна и дал свою краткую критику выставки ар-деко 1925 года: «альянса между искусством и кубом». [ 1 ]
В 1933 году Ирибе сотрудничал с Коко Шанель в создании экстравагантных ювелирных изделий по заказу Международной гильдии торговцев бриллиантами. Коллекция, выполненная исключительно из бриллиантов и платины, была выставлена на всеобщее обозрение и привлекла большую аудиторию; За месяц было зарегистрировано около трех тысяч посетителей. [ 3 ]
Ассоциация с Полем Пуаре
[ редактировать ]Кутюрье Поль Пуаре признал талант Ирибе и привлек его к созданию рисунков, которые убедительно представляли бы новые модели его коллекции. Эти иллюстрации позже были объединены в альбом «Les Robes de Paul Poiret racontée par Paul Iribe», опубликованный в 1908 году. Книга вызвала споры, поскольку эстетика дизайна Пуаре продвигала одежду со свободными линиями, решительно осуждая корсетный образ, так долго находившийся в моде. как обязательный женский силуэт. В «Портретах-сувенирах» Жан Кокто сделал ироничное наблюдение: «Альбом Ирибе вызывает отвращение у матерей». Однако спорное мнение вызвало общественную дискуссию, обеспечив Пуаре известность, которая в конечном итоге принесла ему успех. Успех Пуаре также стал триумфом Ирибе. [ 4 ]
Голливуд
[ редактировать ]В 1919 году Ирибе был принят на работу в Голливуд для дизайнерской работы кинорежиссером Сесилом Б. Демиллем . Ирибе и Демилль были идеальной парой сотрудников, разделявших склонность к роскоши, наполненной всей вытекающей из этого визуальной драмой. Демилль предоставил Ирибе полную творческую свободу. В Голливуде Ирибе практиковал те же дизайнерские подходы, которыми он был известен в Париже. Его изображение Египта для « Десяти заповедей» Демилля 1923 года было не библейской интерпретацией, а чистой голливудской фантазией, полной лакированного гламура и богатства. [ 5 ]
В 1924 году Ирибе получил полную свободу действий в кинопроекте, в котором он был режиссером, художником-постановщиком и костюмером, « Меняющиеся мужья» в главной роли с Леатрис Джой . В роли главного героя-мужчины выступил сам Ирибе, начинающий режиссер, воссоздавший на экране свой образ. Фильм оказался катастрофой. Газета New York Times дала о фильме резкую рецензию, назвав фильм абсурдом, а его режиссуру — «дилетантской». [ 6 ]
Ирибе был человеком, склонным к гневу, крикам и дракам, когда ему противоречили, и не вызывал симпатий у коллег. Он участвовал в длительной вражде с главным художником по костюмам Демилля, Митчеллом Лейзеном , в результате чего Демилль уволил Лейзена в 1923 году. После дорогостоящей и печально известной неудачи Ирибе в фильме «Смена мужа » Демилль был вынужден заключить мир с Лейзеном и вернуть его обратно. Для своего фильма «Король королей» (1927) Демилль назначил Лейзена главным дизайнером. Теперь, работая с Лейзеном, Ирибе допустил серьезную ошибку в дизайне одного из наборов, и Демилль отпустил его. «Ирибе покинул Голливуд без всякой надежды вернуться туда». [ 6 ]
Вернувшись в Париж, Ирибе ждал утешительный приз. Его жена Мэйбель подарила ему собственное дизайнерское заведение, посвященное декоративному искусству, расположенное на фешенебельной улице Фобур Сент-Оноре . [ 7 ]
Свидетель
[ редактировать ]1906–1910
[ редактировать ]Первое воплощение журнала Ирибе, Le Témoin («Свидетель»), публиковалось с 1906 по 1910 год. Это был сборник социальной и политической сатиры с работами Ирибе и другими известными иллюстраторами того времени. [ 8 ] Показывая явный французский национализм, основные иллюстрации в «Темуэне» всегда были выполнены в трех цветах: синем, белом и красном, как французский флаг. Задняя обложка неизменно представляла собой рекламу французской торговли, пропаганду товаров и промышленности французского производства. [ 9 ] Подписав свою работу «Джим», карикатура, нарисованная тогда еще неизвестным Жаном Кокто, была опубликована в «Le Témoin» в 1910 году; его сходство с актрисой Сарой Бернар было хорошо встречено и принесло ему мгновенное признание. [ 8 ]
1933–1935
[ редактировать ]Второе издание Le Témoin дебютировало 10 декабря 1933 года, и до его закрытия 30 июня 1935 года было напечатано шестьдесят девять выпусков. Иллюстрации Ирибе были обильными, выполненными в темных монотонных черно-белых тонах с акцентами на ярко-красный цвет. В отличие от более ранней версии, этот второй выпуск Le Témoin содержал произведения исключительно самого Ирибе. Она была преобразована в ярую платформу агрессивного патриотизма, ультранационалистический голос, разжигающий иррациональный страх перед иностранцами и проповедующий антисемитизм. Евреи неизменно представляются как стереотипная совокупность угрожающих «крючконосых» чужаков, держащих Францию в своей милости. [ 10 ]
Коко Шанель: муза и модель
[ редактировать ]В рисунках, отражающих политическую полемику, было узнаваемое подобие возлюбленной Ирибе Коко Шанель, переосмысленной как культовый символ французской свободы, Марианны . На одном из таких изображений Марианна (Шанель) предстает перед судом и приговором суда мировых лидеров, Невилла Чемберлена из Великобритании, Адольфа Гитлера из Германии, Бенито Муссолини из Италии и Франклина Рузвельта из США. В качестве дополнительной иллюстрации ее распростертая фигура лежит у ног могильщика, готовящегося похоронить величие Франции; могильщик — Эдуард Даладье , премьер-министр Французской Республики. [ 8 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Ирибе был частью парижской богемной клики, космополитической смеси личностей из мира искусства и элитного общества. Известными членами были Мисия Серт , ее муж, испанский художник Хосе-Мария Серт, Жан Кокто и его возлюбленный, французский актер Жан Марэ , Серж Лифарь , участник балета Дягилева, и кутюрье Коко Шанель . Это была группа распутников, изобилующая эмоциональными и сексуальными интригами, подпитываемыми употреблением наркотиков и злоупотреблением ими. [ 11 ] Писательница Колетт питала инстинктивное недоверие к Ирибе. Она написала: «Он воркует, как голубь, что делает его еще более интересным, потому что в старых текстах вы найдете, что демоны принимают голос Венеры». Всякий раз, когда Ирибе подходил к ней с приветствием, Колетт демонстрировала манеры, описываемые как признак экзорцизма. [ 12 ] Связь Ирибе с Коко Шанель была особенно интенсивной. Шанель нашла, что провокационный ум и профессиональный напор Ирибе соответствуют ее собственным. Это была романтическая связь и связь схожих душ, разделявших одну и ту же правую политику. Шанель финансировала издание журнала Ирибе Le Témoin в 1930-х годах. [ 13 ]
Браки
[ редактировать ]В 1911 году Ирибе женился на актрисе и артистке эстрады Жанне Дирис . В том же году в постановке «Кадет де Курта» она носила украшение, созданное Ирибе в 1910 году, — роскошную брошь-тюрбан в форме эгрета, инкрустированную изумрудом и жемчугом. [ 14 ] Они развелись в 1918 году.
Второй женой Ирибе была Мэйбел Хоган, наследница, которая ранее была замужем за Фрэнсисом Коппикусом, театральным и музыкальным менеджером. У них было двое детей, Пабло (1920 г.р.) и Мэйбель (1928 г.р.). Они расстались в 1928 году из-за связи Ирибе с Коко Шанель.
К 1933 году друзья Шанель и Ирибе были убеждены, что они помолвлены и свадьба неизбежна. [ 15 ]
Смерть
[ редактировать ]Ирибе был с Коко Шанель на ее вилле Ла Пауза на Французской Ривьере 21 сентября 1935 года, когда он внезапно потерял сознание и умер во время игры в теннис. Шанель стала свидетельницей его смерти и глубоко переживала его потерю, скорбя о нем долгое время. [ 16 ]
Работает
[ редактировать ]- Платья Поля Пуаре от Поля Ирибе. Издано издательством Found in Paris с кутюрье Полем Пуаре, 1908 год.
- Свидетель... под редакцией Пола Ирибе. Опубликовано Le Témoin, 1933 г.
- Синий, белый, красный: Франция , Поль Ирибе. Опубликовано Etablissements Nicolas.
- Поль Ирибе – предшественник ар-деко , опубликовано Bibliothèque Forney, 1983, ISBN 2-7012-0572-7 (на французском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шарль-Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 242
- ^ Jump up to: а б Воган, Хэл, «Спящие с врагом, Тайная война Коко Шанель», Альфред А. Кнопф, 2011, стр. 78
- ^ «Мода Chanel, новости, фото и видео — Vogue» . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Шарль-Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 242-243
- ^ Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 243
- ^ Jump up to: а б Шарль-Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 244
- ^ Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 244
- ^ Jump up to: а б с Шарль-Ру, Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 273
- ^ Университет Брандейса, В центре внимания специальные коллекции Брандейса, Архивы и специальные коллекции Университета Роберта Д. Фабера, получено 5 декабря 2011 г.
- ^ Воган, Хэл, «Спящие с врагом, Тайная война Коко Шанель», Альфред А. Кнопф, 2011, стр. 79-80
- ^ Воган, Хэл, «Спящие с врагом, Тайная война Коко Шанель», Альфред А. Кнопф, 2011, стр. 63
- ^ Шарль-Ру Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 251
- ^ Воган, Хэл, «Спящие с врагом, Тайная война Коко Шанель», Альфред А. Кнопф, 2011, стр. 79
- ^ «В 1931 году брошь хранилась в запасниках Картье» . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Шарль-Ру Эдмонд, «Шанель и ее мир», Hachette-Vendome, 1981, с. 275
- ^ Воан, Хэл, «Спящие с врагом, Тайная война Коко Шанель», Альфред А. Кнопф, 2011, стр. 81
- Поль Ирибе , Раймон Башоле, Даниэль Борде, Анн-Клод Лельёр. Издано Art Books Intl Ltd, 1984 г. ISBN 0-933516-72-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Полом Ирибе, на Викискладе?