Деметре Чипарус
Деметре Чипарус | |
---|---|
Думитру Хараламб Чипаруш | |
Рожденный | 16 сентября 1886 г. |
Умер | 22 января 1947 г. Париж, Франция |
Место захоронения | Кладбище Банье |
Образование | Школа изящных искусств |
Известный | Скульптуры |
Движение | Арт-деко в Париже |
Деметре Хараламб Чипарус ( румынский : Думитру Хараламб Чипаруш ; 16 сентября 1886 — 22 января 1947) — румынский скульптор эпохи ар-деко , который жил и работал в Париже , Франция . Он был одним из крупнейших скульпторов того времени.
Жизнь
[ редактировать ]Деметре Чипарус (урожденный Думитру Хараламб Чипаруш) [ 1 ] в Дорогое , Румыния , был сыном Хараламб и Саветы Чипаруш. В 1909 году он отправился в Италию , где посещал занятия итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. В 1912 году он отправился в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств, чтобы продолжить свое искусство в классах Антонена Мерси и Жана Буше. [ 2 ] Деметре Чипарус умер в 1947 году, перенес инсульт , вернувшись после изучения животных в зоопарке Венсенна . [ 2 ] Он был похоронен на кладбище Банье , к югу от Парижа.
Работа
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Первые скульптуры Чипаруса были созданы в реалистическом стиле и были выставлены в Салоне 1914 года. Для большого эффекта он использовал сочетание бронзы и слоновой кости , называемое хризелефантином . Большинство его известных работ были созданы между 1914 и 1933 годами. Первой серией скульптур Чипаруса была серия «Дети».
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Зрелый стиль Чипаруса сформировался начиная с 1920-х годов. Его скульптуры отличаются яркой и выдающейся декоративностью. Артисты Русского балета , Французского театра, [ 2 ] и ранние кинофильмы были среди его наиболее заметных тем и характеризовались длинным, стройным и стилизованным внешним видом. На его работу повлиял интерес к Египту после фараона Тутанхамона раскопок гробницы .
В 1928 году Чипарус создал одну из самых знаковых бронзовых скульптур под названием «Danseuse au cerceau» или «Танцовщица на ринге», вдохновленную знаменитой и выдающейся танцовщицей Зулой де Бонча из парижского « Фоли Бержер », первой танцовщицей Белградской королевской оперы и мимом. танцор «Комической оперы» в Париже. Позже де Бонча, потомок польского дворянства и один из лучших учеников Лои Фуллер , создал книгу, опубликованную в 1961 году: метод танца «La Danse classique sans barre». Книга вышла с текстами Эжена де Рижака и иллюстрациями Александра Берлана и Ивонн Бретон.
В основном он работал с литейным заводом Edmond Etling and Cie Foundry в Париже, принадлежавшим Эдмонду Этлингу и управляемым Жюльеном Дрейфусом. Les Neveux de J. Lehmann был вторым литейным заводом, постоянно работавшим с Чипарусом и производившим скульптуры, отлитые по его моделям. Многие из его работ он основывал на балете и театре, одной из конкретных тем были « Русские балеты », в результате которых возникли «Русские танцовщицы», изображающие Вацлава Нижинского и Иду Рубинштейн в этой роли в «Шехерезаде ». [ 2 ]
Салон
[ редактировать ]Чипарус редко выставляется в Салоне . В 1923 году он показал своего «Метателя копья», а в 1928 году выставил своего «Та-Кео» танцора, который редактировал мануфактура Фридриха Гольдшайдера . В период нацистских преследований и Второй мировой войны литейные заводы прекратили производство изделий Chiparus. Экономическая ситуация того времени не благоприятствовала развитию декоративного искусства, и положение многих скульпторов ухудшилось.
Какое-то время в начале 1940-х годов работы Чипаруса почти не продавались, но он продолжал лепить для собственного удовольствия, изображая животных в стиле ар-деко. На Парижском Салоне 1942 года были выставлены гипсовые скульптуры «Белый медведь» и «Американский бизон», а в 1943 году он показал мраморный «Белый медведь» и гипсовый «Пеликан».
Стиль
[ редактировать ]Скульптуры Чипаруса представляют собой классическое проявление стиля ар-деко в декоративной бронзовой скульптуре из слоновой кости. Традиционно можно выделить четыре фактора влияния на творческую деятельность артиста: Сергея Дягилева » «Русский балет , древнеегипетское искусство и французский театр . Ранние кинофильмы были одними из наиболее заметных его сюжетов и характеризовались фигурами длинного, стройного и стилизованного вида. Некоторые из его скульптур были непосредственно вдохновлены русскими танцорами. [ 2 ] Например, в лицах фигурок «Персидского танца» обнаруживаются сходства Нижинского и Рубинштейна, а платье в «Девушке-морской звезде» в точности воспроизводит эскиз платья Золотой рыбки из балета Льва Анненского «Подводное царство». Чипарус мог находиться под влиянием русских балетов косвенно, через выступления французских мюзик-холлов и кабаре, которые несли следы сильного влияния русского балета. Довольно часто Чипарус использовал фотографии русских и французских танцоров, звезд и моделей из модных журналов своего времени.
После открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году искусство Древнего Египта и Востока вошло во французскую моду, а также нашло отражение в творческой деятельности Чипаруса. Несколько скульптур Чипаруса и Клэр Колине представляют царицу Клеопатру и египетских танцовщиц. Скульптуры Чипаруса отражают его время и настроения «фолле» 1920-1930-х годов. Идя из старейшей французской традиции высококачественного и нехудожественного декоративного искусства, скульптуры Чипаруса сочетают в себе элегантность и роскошь, воплощая дух эпохи ар-деко.
Интерес коллекционеров к творчеству Чипаруса появился в 1970-е годы и расцвел с 1990-х годов. Основная коллекция работ Чипаруса выставлена в постоянной коллекции Casa Lis , музея ар-нуво и ар-деко в Саламанке , Испания .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Деметр Чипарус умер в Париже в 1947 году, перенес инсульт , вернувшись после изучения животных в зоопарке Венсенна . [ 2 ] Он был похоронен на кладбище Банье , к югу от Парижа. Чипаруса помнят как одного из самых выдающихся художников эпохи ар-деко.
Галерея
[ редактировать ]-
Молодая (Девочка)
-
Египетский танцор
-
Фетеле (Девочки)
-
Русские танцоры
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Думитру Чипэруш – выдающийся мастер деталей в бронзе» (на румынском языке). 4 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэтли, Брайан (1978). Арт-деко и другие фигуры . ООО Клуб коллекционеров антиквариата ISBN 978-1-85149-382-1 .
Источники
[ редактировать ]- Альберто Шайо Чипарус - мастер ар-деко (Abbeville Press, Publishers, 1993) ISBN 1-55859-475-2
- Виктор Арвас . «Арт-деко» — Лондон: 1992 [1]
- Виктор Арвас . «Скульптура в стиле ар-деко: хризоэлефантиновые статуэтки двадцатых и тридцатых годов» - Лондон: 1975 г. [2]
- Брайан Кэтли . «Ар-деко и другие фигуры» - Вудбридж, Саффолк: 1978 [3]
- Алексей Витт . «Деметре Чипарус — великий скульптор эпохи ар-деко» — А. Витт и Д. Леонтьев, Москва :
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Галерея скульптур. Архивировано 19 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- Примеры его работ
- Деметр Чипарус в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.